Методические разработки для родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями развития на тему: "Как с ребенком играть дома".

Федосеева Ольга Александровна

Материал содержит подробные  рекомендации родителям как играть с ребенком дома, как оптимальным образом организовать игровую среду дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_s_rebenkom_igrat_doma.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как с ребенком играть дома

Методические разработки для  родителей, имеющих детей с тяжелыми нарушениями развития.

Советы родителям.

Почему нужно работать вместе?

Ваш ребенок посещает дошкольное учреждение. Здесь он получает новые знания и умения. Дошкольное учреждение-это еще и место его жизни, своеобразное жизненное пространство. Посещая дошкольную группу, ребенок большую часть времени находится вне семьи. С началом обучения, можно видеть, как меняется поведение и привычки малыша. Он начинает осваивать новый для него ритм дня, правила. Именно поэтому важно, чтобы педагоги и родители совместно помогали ребенку сделать первые шаги вхождения в этот сложный мир. Единство подходов к воспитанию ребенка с проблемами в развитии дома и вне семьи –залог его дальнейшего успешного развития.

Немного об игре.

В развитии ребенка-дошкольника огромная роль принадлежит виду детской деятельности-игре. Особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни, деятельности взрослых, их взаимоотношений. Игра для ребенка увлекательное занятие, вместе с тем, она является важным средством воспитания и развития.

С самых первых дней жизни ребенок испытывает огромную потребность в эмоциональном общении со взрослым. Через это общение ребенок начинает познавать мир. У него возникает желание отразить получаемые впечатления в собственных действиях. Так появляется подражание. Ребенок начинает играть- это и является первым, но далеко не единственными предпосылками игры.

Первые действия, которые малыш производит с предметами-манипуляции (ощупывание, похлопывание, постукивание и.т.д.) Затем у него появляются предметные и предметно-игровые действия. Ребенок знакомится и усваивает назначение предметов, их свойства, качества. Потом его начинает интересовать мир взрослых отношений. Появляется сюжетно-ролевая игра.

Игра Вашего ребенка имеет свои особенности. Для того чтобы она выполняла свою развивающую функцию, ребенка нужно обучать игре.

Давай поиграем вместе! (обучение игре)

Дома ребенку должно быть отведено место для игры. Это может быть либо уголок детской комнаты, либо спальни. В игровом уголке нужно сделать настил, так как дети любят играть на полу. Игрушек не должно быть много. Не следует покупать детям дорогие и большие по размеру мягкие игрушки. Особое внимание следует обратить на цветовую гамму игрушек. Недопустимо, чтобы цвет игрушки не соответствовал тому,  что ребенок наблюдает в реальности. В противном случае у него могут формироваться неточные представления об окружающем мире. В игровом уголке не должно быть игрушек, которые могут вызвать у малыша беспокойство, нежелательные эмоциональные переживания. Современная индустрия игрушек предлагает их в большом количестве. Осторожно надо подходить к выбору таких игрушек как пистолеты, танки и.т.п. Предпочтение следует отдавать игрушкам, которые будут формировать у детей устойчивость и  безопасность социальной жизни. Набор игрушек может быть следующим: две небольшие пластмассовые куклы, которых можно раздевать, одевать, мыть, сажать на стул и.т.д.; комплект белья для них; набор деревянной мебели, подходящей кукле по размеру; комплект посуды (пластмассовой или металлической); машина с подъемным кузовом; коляска для куклы; набор игрушек-животных; мяч; напольный строительный материал; мозаика; 2-3 пирамидки. Желательно, чтобы все игрушки убирались в шкаф, на полки или в коробку.

Хорошо, если у ребенка будет какая-то одна любимая игрушка. Часто ему трудно самому определить для себя эту игрушку, в этом ему нужно помочь. Такой игрушкой может быть кукла, плюшевый мишка, зайчонок и др. Наличие любимой игрушки поможет Вам лучше устанавливать контакт с ребенком, поскольку посредством ее можно выстроить общение, найти смысл совершаемых действий, ненавязчиво вовлекая малыша в новую деятельность. Например, обезьянка Чита. Она мягкая и пушистая. Ее приятно прижимать. Однако у Читы часто болит горло, и это требует ухода. И тогда вместе с ребенком греем для Читы молоко, даем ей пить, обвязываем теплым шарфом горло и.т.д.

Таких историй можно придумать много. Ребенку будет нравиться сделать вместе со взрослым что-либо для своей любимой игрушки.

Часто ребенок не знает, как действовать с игрушкой. Поэтому при знакомстве с новой игрушкой, важно Ваше участие. Каждая новая игрушка появляется в игровом уголке после того, как ребенку объяснили ее предназначение и показали способы действия с ней. Например, взяв куклу в руки вместе с ребенком, взрослый говорит: «Посмотри, какая красивая кукла. Давай дадим ей имя. Назовем ее Таня. Какие у Тани красивые волосы (гладит по голове), глаза (показывает)! Смотри, у Тани есть рот, нос, уши, как у нас с тобой. Покажи, где у тебя, а где у Тани» (вместе с ребенком рассматривает лицо). «Таню можно посадить (сажают), поставить (ставят) и.т.д. Давай это сделаем вместе». Эти действия необходимо повторять неоднократно.

В такой форме нужно знакомить ребенка и с другими игрушками. Речь взрослого должна быть эмоциональной, понятной и доступной, не очень громкой, ласковой. Только  так можно привлечь внимание и возбудить интерес детей. Постепенно нужно переходить от знакомства с назначением игрушек к совершению действий с ними.

По мере развития игровых действий у ребенка, характер игры должен меняться. Взрослый обучает своего ребенка умению совершать последовательную цепочку игровых действий, которые объединены единым сюжетом. Например: «Утро куклы Тани». Взрослый, обращаясь к кукле, говорит: «Таня, вставай, наступило утро (берет куклу с постели на руки). Сейчас я помогу тебе одеться (снимает пижаму, надевает в определенной последовательности одежду). Таня, теперь будем умываться (имитирует умывание водой лица, рук). Хорошо, чистая стала. Сейчас я тебе вытру лицо и руки (вытирает полотенцем). А теперь, Таня, будем завтракать. Садись за стол». И.т.д. Игра должна сопровождаться речью. Сюжет игры должен быть простым, а сама игра непродолжительной по времени. Игры с одним и тем же сюжетом должны повторяться несколько раз.

В более старшем возрасте, в зависимости от возможностей ребенка игра может еще усложниться. В процессе игры ребенок может действовать за маму, врача, продавца и.т.д. Это доступно далеко не всем детям, но пробовать нужно. Например, взрослый говорит: «Какая у тебя красивая Таня. Ты любишь Таню и не обижаешь ее? Пожалей Таню (берет на руки куклу, прижимает, гладит, предлагает ребенку сделать тоже самое). Она у тебя маленькая, а ты большая девочка (мальчик). Давай, ты будешь, как мама, а Таня будет твоя маленькая дочка. Ты   будешь, как мама, заботиться о ней, жалеть ее. А теперь давай дочке приготовим обед» и.т.д. В такой форме осуществляются сюжетные действия и с другими игрушками.

Наблюдая за малышом, обращайте внимание на то, что вызывает у него затруднения. Не спешите ограничивать его активность. Поддержите его стремление понять все новое. Понаблюдайте за ним и определите, в какой мере и какая помощь ему нужна. Для этого полезно знать этапы развития предметных действий. Их определил известный психолог Д.Б. Эльконин. Сначала действие выполняется ребенком совместно со взрослым - это первый этап. Например, вложив ложку в руку ребенка, вместе кормите куклу. Когда ребенок почувствовал рукой характер движения, ритм, результат и выполняет его совместно без усилий, возможно совместно-раздельное действие. То есть начинается действие совместно, а заканчивает ребенок самостоятельно - это второй этап его освоения. Например, вместе с ребенком взяли ложку, и начали подносить ее ко рту куклы, а остальное он делает сам.  Затем ребенок выполняет действия только на основе вашего показа - это третий этап. Так, Вы показываете малышу, как надо взять ложку, поднести ее ко рту куклы и.т.д. И последний этап – когда ребенок выполняет действия сам, но на основе Вашей подсказки: «Возьми ложку. Правильно! Набери кашу… Молодец!» Примеры могут быть различные.

Не менее важной задачей в обучении Вашего ребенка умению играть является формирование у него привычки перед едой, прогулкой, сном убирать за собой игрушки на место. Сделайте уборку игрушек событием. Отведите для этого специальное время, минут 5-10. Не торопите ребенка и не убирайте за него. Сделайте так, чтобы Вас ничего не отвлекало. Завершите или приостановите домашние дела. Сделайте так, чтобы ребенку не была в тягость уборка игрушек, занимайтесь этим вместе с ним. Неважно, сколько игрушек уберет на место он, а сколько Вы. Главное - дать почувствовать ребенку, что он участник очень важного дела.  Только заранее дайте знать, что пора убирать игрушки. Будьте оптимистами!

На каждом этапе освоения действий ребенку необходимы Ваша поддержка, поощрение за успехи и побуждение к упражнению. Характер и мера помощи взрослого меняется в зависимости от степени самостоятельности ребенка.

Проявляйте терпение! Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Ему необходимо учиться.

Ваш малыш познает, осваивает мир своими темпами, а иногда и способами. Он во многом не похож на других. Постарайтесь идти за ним, помогая, поддерживая, раскрывая его способности.

Не стесняйтесь своего ребенка, не жалейте его, а помогайте ему развиваться!

Для Вас главное – видеть своего ребенка, а не сравнивать его успехи с чужими.