Материал для родительского всеобуча "Первый раз в первый класс"

Нифантьева Наталья Владимировна

Трудности адаптации ребенка к новым условиям обучения в интерактивной беседе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_raz_v_pervyy_klass.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание 

«Трудности адаптации первоклассника к школе» 

 

Задачи:

  Познакомить родителей с особенностями адаптации детей к обучению в 1 классе.

  Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

 

 

Ход собрания.  

  1. Особенности периода адаптации

 Адаптация к школе – длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты. Наиболее остро период адаптации протекает в начале обучения в школе.

Начало обучения в школе – один из самых сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Меняется вся его жизнь. Новые контакты, новые условия, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т. п. Напряженность этого периода обусловлена,  прежде всего,  тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов.

Специальные исследования показали, что самые обычные виды деятельности школьника вызывают серьезное напряжение ряда физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15–30 ударов, к увеличению АД, к изменению биохимических показателей крови и т. п.

Выделяются три основных этапа (фазы) физиологической адаптации: 

  • Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, все системы организма отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится 2–3 недели.
  • Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.

На первом этапе ни о какой экономии ресурсов говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит ребенок в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

  • Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на учебную нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем

Продолжительность всех трех фаз адаптации – приблизительно 5–6 недель, т. е. этот период продолжается до 10–15 октября, а наиболее сложными являются 1–4-я недели. Однако по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель, т.е. длится более двух месяцев. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5–6-й неделях обучения, весь первый год (если сравнить показатели на следующих периодах обучения) можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

Чем же характеризуются первые недели и месяцы  обучения?

Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, симпатической  НС, регулирующей деятельность внутренних органов и обмен веществ в организме.

 По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с экстремальными нагрузками на взрослый хорошо тренированный организм. Например, реакция организма первоклассников на уроках по показателям сердечно-сосудистой системы сходна с напряжением космонавта в состоянии невесомости. Этот пример убедительно показывает, насколько труден для детей процесс физиологической адаптации к школе. Именно поэтому так опасно увеличивать учебные нагрузки, что еще больше усложняет и без того непростой период. Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы, к резкому падению учебной активности, к снижению работоспособности.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Выделяются группы детей с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой.

Обычно успешность адаптации первоклассников мы диагностируем по истечение полугода обучения, когда организм  ребенка имеет возможность устойчивого приспособления к нагрузкам.

Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем, овладение навыками учебной деятельности. 

Признаками нарушения адаптации могут быть: 

  • изменения в поведении ребенка, снижение работоспособности и качества работы;
  • выраженные изменения организации деятельности (снижение темпа, сокращение времени работы без отвлечений, появление трудностей переключения с одного вида деятельности на другой и т. п.);
  • повышенная утомляемость;
  • двигательная расторможенность или, наоборот, вялость, сонливость;
  • снижение сопротивляемости (появление частых простудных заболеваний);
  • неврозоподобные расстройства (навязчивые движения, страхи, беспокойный сон, неустойчивость настроения, неадекватные реакции и т. п.);
  • снижение массы тела;
  • жалобы (головная боль, тошнота, боли в животе и т. п.);
  • нарушение (снижение) качества учебных действий (нарушение почерка, «нелепые ошибки», «неиспользование» правил, фрагментарное восприятие заданий и т. п.);
  • снижение учебной мотивации;
  • повышение тревожности.

  1. Игра «Корзина чувств». 

 

Уважаемые мамы и папы! Представьте, что у меня в руках корзина, в которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство.

Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

 

  1. Роль родителей в процессе адаптации

В период первого года обучения очень важна для ребенка психологическая поддержка родителей. Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

И этот период сложен не только ребенку, но является действительно тяжелым испытанием для родителей – испытанием их жизненной стойкости, доброты, чуткости.

Психологически родители должны быть готовы не только к возможным трудностям, неудачам, но и к успехам ребенка.

Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания относительно успехов ребенка с его возможностями.

 Самый страшный зверь, подстерегающий всех на пороге школы - это ориентация родителей и детей на оценку. Некоторые папы и мамы очень чутко воспринимают отметки своих детей, как будто они поставлены им самим. Может быть, это происходит оттого, что родитель относится к отметкам ребенка как к оценке собственной родительской успешности. Другие же родители могут испытывать страх перед школой, плохими оценками,  источником которого выступает их личный и не всегда удачный школьный опыт. Но главное, что страхи взрослых часто находят свой выход в жестком контроле над ребенком и «оценочном» отношении к нему. Родители в разных вариантах сообщают ребенку о том, что именно он несет ответственность за их самочувствие, внутреннее состояние и переживания: «Учись хорошо, чтобы мне не было стыдно за тебя!», «Только от тебя зависит, как я буду чувствовать себя на родительском собрании!».

Так, ребенку приходится нести на своих плечах ответственность и за собственную учебу, и за эмоциональное состояние своих родителей. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребенок вынужден защищать себя и от школы, и от родителей, и от учения. В итоге теряется интерес к самому процессу познания – пропадает желание учиться, такое естественное в этом возрасте.

В этот период главная забота родителей – поддержание и развитие стремления учиться, познавать новое.

Безболезненное оценивание школьных успехов ребенка должно сочетаться с поисками той деятельности, в которой ребенок может чувствовать себя успешным. И если ребенок научился что-то делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному. Старайтесь не сравнивать своего ребенка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Сравнивать ребенка можно только с его собственными успехами или неудачами и хвалить за одно - улучшение его собственных результатов.

Родители должны терпеливо ждать успехов. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Именно поэтому первоклассникам не ставят отметок.

Т.о. мы, взрослые, снижаем ценность школьных отметок, чтобы показать ребенку, что его любят не за его хорошую учебу, а такого, какой он есть – безусловно, не за что-то.

Будьте последовательны и едины в своих требованиях. Если мы стремимся к тому, чтобы ребенок рос самостоятельным, не надо спешить, предлагая ему помощь, нужно дать ребенку почувствовать себя повзрослевшим. Это очень важно для него.

С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу (даже, если это кажется вам элементарным).

Помните, что высказывания типа:

- Ну сколько можно тебе повторять?!..

- Когда же ты наконец научишься?!..

- Что же ты такая неумеха?..

- кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.

Домашние задания - вместе или вместо?

Еще одна проблема встает перед родителями – это выполнение домашних заданий: делать ли уроки вместе с ребенком?

- Да! Взрослые обязательно должны помочь ребенку на первых порах организовать рационально свое время, привыкнуть к обязательности занятий, подсказать, если малыш не справляется.

Но ни в коем случае не решать вместо него. Быть рядом, но не вместо! Контроль должен быть. Нужно стараться, чтобы ребенок проявлял самостоятельность, чтобы постепенно родительская помощь сводилась лишь к проверке уже выполненного задания. Если в начальной школе у ребенка сформируется умение трудиться, отвечать за себя и свое поведение, помогать ближнему, то в средней школе ребенок будет также успешен.

Новое окружение

Первое время в школе ребенок испытывает двойное давление: со стороны учителя, который вводит новые правила жизни, и со стороны одноклассников.  Именно благодаря кризису 7 лет у ребенка меняется отношения к правилам. Он начинает на них ориентироваться.

Взаимоотношения с учителем простраиваются легче, чем с одноклассниками, поскольку учитель - значимый взрослый для ребенка в этом возрасте.

В детском коллективе адаптироваться сложнее. Хорошо, если в классе есть дети, с которыми ребенок уже знаком. А если нет? Тогда он сам пытается устанавливать отношения с ними. Помочь ему быстрее найти доброго и верного друга, защитить себя от обидчика - все в ваших руках. Ребенок в папе и маме должен видеть не только контрольные органы или товарищей по играм, а еще и старших друзей.

Будьте внимательны к своему чаду, интересуйтесь его радостями и печалями, особенно – проявлениями грусти. Расскажите о законах взрослой жизни, предложите вместе подумать над решением проблемы, спрашивайте ребенка о его одноклассниках, сами общайтесь с ними.

Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

 

·        Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

·        Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

·        Не дерись без причины.

·        Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

·        Играй честно, не подводи своих товарищей.

·        Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

·        Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

·        Из-за отметок не плачь, будь гордым.

·        С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.

·        Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

·        Старайся быть аккуратным.

·        Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

·        Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем уголке ребенка на видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.

Нужен ли распорядок дня?

Трудности, с которыми сталкивается первоклассник, - это еще и трудности организационного характера. Т.е., связанные с умением обслуживать себя, организовать свою работу, поддерживать порядок на столе. В этом ему поможет четкий распорядок дня. Это развивает в ребенке организованность, самостоятельность, умение действовать по правилу. Да и самому ребенку необходим в этом возрасте определенный режим. Так, после школы ребенок обязательно должен переодеваться, отдохнуть. Не выполнять домашние задания сразу, но и не оттягивать их выполнение. Если требуется дневной сон – это идет только на пользу ребенку.

О поглаживаниях

Необходимо помнить, что обязательным условием успешной учебной деятельности ребенка является его душевное и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Поэтому в общении с ребенком старайтесь сохранить его психологическое здоровье.

 

По результатам исследования, дети, которые общаются со своими родителями не менее 36 часов в неделю (разговаривают, бывают вместе) гораздо более успешны, развиты, активны, чем те дети, которые общаются со своими родителями менее 19 часов в неделю и испытывают дефицит эмоционального общения с родителями.

 Чаще обнимайте своего ребенка. Это обеспечивает эмоционально благополучие ребенка.

Любите и принимайте его таким, какой он есть!