программа молодежного клуба

Валюх Марина Николаевна

молодежный клуб предполагает систему занятий по формированию толернатности у студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molodezhnyy_klub_programma.docx81.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы молодежного клуба «Учусь быть толерантным»

Валюх М.Н.,            

Подростковый и юношеский возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый, стоит на пороге мира взрослых.  Юноша –  активно осваивает роль взрослого,  примеряя на себя все многообразие проявлений взрослости, которое сегодня предлагает молодому человеку социум, окружающая среда. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли, выбирает и  начинает осваивать профессиональное поле своей жизни. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Молодой человек  проживает этап профессионального и  личностного становления в  рамках какого - либо социального института: будь то общеобразовательная школа, образовательное  учреждение среднего профессионального звена, института или университета. Образовательно-воспитательная среда учебного заведения приобретает весомый и значимый статус, так как может  предложить новые возможности развития, альтернативы жизненных ценностей, организовать и направить процесс взросления, овладения общечеловеческими нормами и ценностями.

Принимая во внимание современные процессы, происходящие в  российском обществе (политические, социальные, экономические, культурные), педагоги и психологи вынуждены констатировать, что  вышеупомянутые процессы зачастую оказывают негативное влияние  на воспитание детей и молодежи, затрудняют их социализацию. Это связано, прежде всего, со сменой  нравственных норм и ценностей в сторону индивидуализма, личного обогащения, эгоцентризма; снижением  общего культурного  и духовно-нравственного уровня населения; усилением  разрыва между  миром детей и миром взрослых, отсутствии потребности в   межпоколенческом общении; сохраняющейся нестабильностью в жизни  общества, существованием  межэтнических конфликтов и др. Последнее связано, в том числе, и  с ростом числа мигрантов,  прибывающих из различных регионов России и стран СНГ.

Это привело к тому, что современный  молодой человек, проживая сложный этап социальных катаклизм, лишается возможности:

  • – приобщиться к высокому миру культуры, имея взамен низкую массовую культуру;
  • лишен достаточного общения со взрослыми и, прежде всего, с родителями, занятых решением материальных вопросов;
  • мир взрослых не дает возможность  усвоить жесткие социальные нормы и требования, что размывает границы его поведения, общения, саморегуляции, и, в целом, нет усвоения нравственных образцов;
  • формирование личности  происходит стихийно и поэтому сейчас, как     никогда, необходимы дополнительные усилия педагога;
  • проживание в мегаполисе приводит, также, к снижению общего физического состояния, стремительному росту хронических заболеваний и врожденных патологий;

Влияние  средств массовой информации, общая тенденция высокой агрессивности общества, межэтнические конфликты и отсутствие примеров конструктивного их разрешения привело к росту девиантного поведения, как формы существования в обществе.

Все это  и привело к выделению новой группы личностных потребностей у молодежи:

  • Потребность в этнокультурной интеграции;
  • Потребность в развитии коммуникативных способностей;
  • Потребность в сохранении физического здоровья;
  • Потребность в формировании нового «образа – Я», как человека гуманиста.

Масштаб названной проблемы требует решения кадровых задач.  Создание молодежного клуба «Учусь быть толерантным» для студентов колледжей представляет собой попытку решения возникшей социальной проблемы.     Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

Укоренение в среднем профессиональном образовательном пространстве мегаполисов и других населенных пунктов  духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад  образования в развитие культуры мира.  Кроме того, толерантность как качество личности, является на наш взгляд, культурно-психологической основой для проведения воспитательной  работы с  подрастающим поколением.     Толерантность к себе и другим – это почва, на которой вырастают уважение к личности человека независимо от его принадлежности к какой-либо этнической группе, психологическим особенностям, вероисповеданию и др.

         В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

Одна из главных задач создания молодежного клуба - сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого молодого человека. Она решается через ознакомление студентов не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого, кроме специальных лекций, которые читает ведущий, используется групповой "мозговой штурм" по выработке определений толерантности в группе, формулированию общего,  итогового определения. Это определение сравнивается с уже существующими, кроме того, в ходе работы происходит освоение социальных критериев и показателей толерантности.

Для формирования толерантности у  молодых людей, студентов колледжа,  была разработана программа работы клуба,  позволяющая,  на наш взгляд,  содействовать формированию зрелой идентичности, формированию навыков социально-психологического взаимодействия на современном уровне культуры, обучение  способам конструктивного поведения в ситуациях конфликта, формирование  позиции толерантности и доверия.

Молодежный клуб «Учусь быть толерантным»   - важная составляющая психолого-педагогической программы воспитания студентов. Он может выступать в качестве одной из форм внеклассной работы,  программы дополнительного образования.

Цели программы молодежного клуба:

- Развитие коммуникативных навыков и навыков социально-психологического взаимодействия;

- Самодиагностика толерантности у молодых людей;

- Расширение общей психологической культуры;

-Повышение самооценки, уверенности в себе, улучшение общения со сверстниками и взрослыми.

- Изучение социальных проявлений толерантности и нетерпимости, значения толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах;

Программа работы клуба  состоит из трех проблемных блоков:

1 блок.  Толерантность,  её самодиагностика и социально-психологическое взаимодействие людей.

Цели:

- Расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому и юношескому возрасту

- Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;

осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;

- Изучение понятия толерантность;

- Развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

- Формирование позитивного отношения к своему народу;

- Повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

-  Развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.

2 блок.  Проблемы толерантности: толерантность по отношению к себе.  

Цели:

- Ознакомление с критериями толерантности, "толерантная личность", "границы толерантности";

- Обсуждение проявлений толерантности,  интолерантности  и нетерпимости в обществе.

- Исследование и обсуждение личностных страхов;

- Понятие предубеждения, последствия предубеждений и психологические способы работы с ними;

- Исследование  личной толерантности, ее границ.

3 блок.  Толерантность по отношению к другим.

Цели:

-  Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;

- Развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

- Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Программа рассчитана на  19  занятий продолжительностью от  45 минут до  90 минут.   В случае необходимости количество занятий может быть увеличено.

Важно, чтобы для  работы клуба  была выделена отдельная комната, в которой от занятия к занятию сохранялась бы неповторимая творческая атмосфера формирования толерантного сознания. По мере работы клуба она должна наполняться  "толерантной" атрибутикой (продуктами творчества) и позволяла бы  молодому человеку сразу погружаться в атмосферу занятий без длительной предварительной подготовки.

Тематический план занятий клуба

№ п/п

Название темы

Количество  

часов / занятий

1.

«Я, ты, он, она… Мы – разные, мы так похожи». Введение  принципов и правил работы клуба. Знакомство участников клуба  с руководителем, друг с другом  и программой  работы. Установление правил работы в группе

2

1 занятие

2.

Самодиагностика толерантности. Экспресс-опросник "Индекс толерантности"; Вопросник для измерения толерантности; Методика диагностики общей коммуникативной толерантности.  (см. Приложение)

4

2 занятия

3.

Невербальное общение и психологическая наблюдательность. Пластическая выразительность. Пантомимика толерантности. Знакомство с разными видами общения: вербальное и невербальное;

Тренировка в умении отслеживать свои эмоциональные состояния и состояния партнера. Проведение упражнений, разыгрывание ситуаций.

2

1 занятие

4.

Умение слушать. Приемы и значение похвалы в общении.

Знакомство с признаками хорошего и плохого слушания;

Отработка  в тренинге навыков активного слушания.

Отработка в тренинге умений отмечать положительное в других, говорить об этом, отвечать на похвалу;

4

2 занятия

5.

Умение сказать «нет», не обидев. Групповое давление.

Познакомиться со способами отказа. Отработка в тренинге навыка говорить «нет». Разыгрывание ситуаций.

2

1 занятие

6.

Умение знакомиться. Приветствия разных культур. Отработка в тренинге навыков начинать, поддерживать и завершать разговор при знакомстве.  Тренировка навыков «чтения» невербальных сигналов при установлении контакта с другими людьми;

 Лекция об особенностях приветствия  разных  народов и культур.

4

2 занятия

7.

Проблема толератнтности: я, другие, мир…

Лекционное занятие  с элементами интерактива,  направленное на изучение  понятий: толерантность, толерантная личность, качества толерантности, личная идентичность, национальная идентификация. Проведение игровых упражнений на   восприятие одних и тех же слов разными людьми. Тренинг приемов толерантного общения («Я –высказывание», «Ты- высказывание»).

6

3 занятия

8.

Стереотипы.  Предрассудки.

Лекционное занятие  с элементами интерактива, направленное на  изучение понятие стереотипа в общении; эффектов восприятия. Тренировка преодоления

страхов, повышение самооценки.

4

2 занятия

9.

Я и другие: мнения, споры, конфликты.

Лекционное занятие  с элементами интерактива, направленное на  изучение понятия конфликт; классификации конфликтов, стадии развития, способы разрешения конфликтов, позиции по отношению к конфликту. Тренинг способов поведения и взаимодействия в конфликтах.

4

2 занятия

10.

 Правила ведения корректной дискуссии.

Проведение дискуссии по проблеме взаимодействия и сотрудничества. Тренировка на практике умений корректно вести дискуссию.

2

1 занятие

11.

Культурные нормы.  Межкультурное взаимодействие.

Лекционное занятие  с элементами интерактива, направленное на  изучение понятия культура, культурных норм, и их разнообразие в разных культурах. Разыгрывание ситуаций  поведения чужака в незнакомой культуре, поиск ресурсов и возможностей помощи в этой ситуации.

2

1 занятие

12.

«Я отвечаю за все». Рефлексивное занятие участников на тему собственной ответственности за происходящее;

осознание дальнейших самостоятельных действий каждого из участников.

2

1 занятие

Итого:

38 часов

Примерная структура занятия клуба:

Каждое занятие состоит из трех частей: разогрев, действие, рефлексия.

Стадия разогрева включает в себя упражнения – энергизаторы, которые поднимают настроение и энергетику в группе, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. На этом этапе предлагаются упражнения, мотивирующие  изучение темы  занятия.

Стадия действия предполагает проведение диагностик, лекции, игровых упражнений, творческих  заданий,  1-2 крупных упражнения, непосредственно помогающие понять и усвоить главную тему занятия.

Стадия рефлексии направлена на помощь  юношам и девушкам в осознании полученного опыта.

Ожидаемые результаты работы клуба:

  • Раскрытие себя, осознание своих внутренних качеств, ресурсов и потенциала для дальнейшего развития,
  • Просвещение в области психологии, обучение различного рода навыкам и способам взаимодействия с окружающими,
  • Возможность преодолеть различные барьеры, комплексы и затруднения, которые возникают по разного рода причинам.

Таким образом, результатом формирования толерантного  сознания личности является положительное изменение целостного «Я», положительная динамика развития личности и  «Я-концепции»,  конструктивность отношений и поведения, гуманизация ценностных ориентаций, актуализация личностных ресурсов.

Список литературы:

1. Адамc Д. Концепция культуры мира: Основные принципы // Год 2000: На пути к культуре мира и ненасилия. Материалы междунар. науч.–практ. конф.

2. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // Этнографическое обозрение. –1996, №  3.

3. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2000.

4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебн. пособие. – М.: Аспект Пресс, 1999.

5. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. –1996, N 1.

6. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 2005.

7.Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.

2. Вульфова Е.А., Попов Ю.А.,  Шкатова Н.А.  Диагностика личности студента колледжа. - М., 2006

3.Карелина А.А. Психологические тесты.  2 тома. - М.,2005

5.Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях.- М.,2005.

6.Пахомова О. Твой психологический клуб.- М.,2001.

7. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии.- М.,2000.

8. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- М.,2003.

9.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.,2002

10.Самоукина Н.В. Игры,  в которые играют люди.- М.,2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методики   по исследованию и диагностике толерантности личности

Методика № 1. Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)

       В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности.  Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Инструкция:  Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:

 

 

 

 

 

 

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

 

 

 

 

 

 

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

 

 

 

 

 

 

3.

Если друг предал, надо отомстить ему

 

 

 

 

 

 

4.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

 

 

 

 

 

 

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

 

 

 

 

 

 

6.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

 

 

 

 

 

 

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

 

 

 

 

 

 

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

 

 

 

 

 

 

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

 

 

 

 

 

 

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

 

 

 

 

 

 

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

 

 

 

 

 

 

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

 

 

 

 

 

 

13.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

 

 

 

 

 

 

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

 

 

 

 

 

 

15.

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

 

 

 

 

 

 

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

 

 

 

 

 

 

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

 

 

 

 

 

 

18.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

 

 

 

 

 

 

19.

Беспорядок меня очень раздражает

 

 

 

 

 

 

20.

Любые религиозные течения имеют право на существование

 

 

 

 

 

 

21.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

 

 

 

 

 

 

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или  безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.  

 Методика № 2.   Вопросник для измерения толерантности

(В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура)

Все вопросы методики направлены на выявление различных установок, поэтому данный вопросник, как и подавляющее большинство других опросников,  измеряет, прежде всего, толерантность вербального поведения людей. В состав вопросника вошли утверждения, направленные на выявление разных видов толерантности: толерантности к представителям других наций, выходцам из других мест, представителям иных культур; толерантности к иным взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; толерантности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.

Хотя вопросник первоначально применялся для подростков, в вопросах, включенных в его состав, почти нет возрастной специфики, и поэтому при незначительной модификации данная методика применима к изучению представителей разных возрастных категорий. При исследовании эффективности воздействия тренинга толерантности методика проводится два раза – до и после проведения тренинга.

Бланк  методики

Инструкция: Выразите, пожалуйста, свое отношение к следующим суждениям. Прежде чем отвечать, внимательно прочтите вопрос и все варианты ответа на него. Затем выберите тот вариант ответа, который отражает ваше личное мнение.

Вам нужно поставить любой значок напротив варианта ответа, который Вы выбрали. В вопросах №№ 1, 18, 21, 31, 36, 40 нужно обвести цифру, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Просим Вас не пропускать ни одного вопроса.

 

 

Утверждение

Совершенно

не согласен

Пожалуй,

не согласен

Трудно сказать,

согласен или нет

Пожалуй,

согласен

Полностью

согласен

Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей: (выберите что-то одно)

меня это не волнует – 1

верно нечто среднее – 2 ______________________

они вызывают у меня неприязнь и отвращение – 3

 

Хорошая работа — это такая работа, где всегда ясно, что и как делать

 

 

 

 

 

Есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться

 

 

 

 

 

Это замечательно, что молодежь может сегодня свободно протестовать против того, что ей не нравится, и поступать по-своему

 

 

 

 

 

Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры

 

 

 

 

 

Личная свобода в поведении важнее хороших манер

 

 

 

 

 

Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова

 

 

 

 

 

Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности

 

 

 

 

 

Мне не нравятся девушки, которые пренебрегают принятыми в обществе правилами морали

 

 

 

 

 

Люди, которые живут в соответствии с установленным порядком, лишают себя  в жизни многих радостей

 

 

 

 

 

Истинной может быть только одна религия

 

 

 

 

 

Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему

 

 

 

 

 

Когда учитель не может четко определить, что он хочет сказать,  это раздражает

 

 

 

 

 

То, что Россия — многонациональная страна, обогащает ее культуру

 

 

 

 

 

( На этот вопрос просим ответить только юношей) Для своей девушки я предпочел бы выраженную женственность

 

 

 

 

 

( На этот вопрос просим ответить только девушек) Для своего парня я предпочла бы выраженную мужественность

 

 

 

 

 

Чем скорее мы избавимся от традиционной семейной структуры, где командуют отец или мать, а дети обязаны беспрекословно подчиняться, тем лучше

 

 

 

 

 

Человек с иной точкой зрения обычно вызывает у меня: (выберите что-нибудь одно)

интерес и стремление понять его суждения – 1

желание переубедить его – 2

раздражение – 3

 

Судя по тому, что происходит в стране, нам нужно использовать "сильные средства", чтобы избавиться от преступников и взяточников

 

 

 

 

 

Мне нравятся люди, которые во всем сомневаются

 

 

 

 

 

Как, по-вашему, мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности, или национальности не стоит придавать значение?

лучше выбирать среди людей своей национальности – 1__________________________

национальности не стоит придавать значение - 2

затрудняюсь ответить – 3

 

Всегда легче довериться авторитетным людям (специалистам, уважаемым гражданам или религиозным лидерам), чем слушать всяких болтунов, которые вызывают разброд в умах людей

 

 

 

 

 

Нашей стране необходимо больше терпимых людей — таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки

 

 

 

 

 

Я установил(а) для себя четкие жизненные правила и считаю, что другие должны сделать то же самое

 

 

 

 

 

Мне хотелось бы пожить в чужой стране

 

 

 

 

 

Человек другой культуры обычно пугает или настораживает окружающих

 

 

 

 

 

Нет ничего страшного в сексуальных отношениях до брака

 

 

 

 

 

Уважение к старшим — одна из важнейших ценностей, которым надо учить детей

 

 

 

 

 

Сильная личность не показывает своих чувств

 

 

 

 

 

Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет непохожие на других взгляды и поведение

 

 

 

 

 

Меня очень раздражает вид неубранной комнаты

да – 1

верно нечто среднее – 2

нет – 3

 

Я никогда не сужу людей, пока не буду уверен в фактах

 

 

 

 

 

Люди с другим цветом кожи (другой расы) могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать

 

 

 

 

 

Нет ничего аморального или патологического в сексуальных отношениях между людьми одного и того же пола

 

 

 

 

 

То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, — благо для России

 

 

 

 

 

Принимая решения, я считаю для себя обязательным считаться с общепризнанными нормами поведения ("что такое хорошо и что такое плохо")

да – 1

когда как – 2

нет – 3

 

Некоторые люди слишком сложны, чтобы их можно было понять

 

 

 

 

 

Нет такого межнационального конфликта, который нельзя было бы разрешить путем переговоров и взаимных уступок

 

 

 

 

 

Было бы лучше для всех, если бы власти ввели цензуру на телевидении, чтобы уберечь общественную нравственность

 

 

 

 

 

Если бы я увидел(а), что знакомые дети дерутся (выберите что-то одно):

я предоставил бы им самим  выяснять свои отношения – 1

не знаю, что предпринял бы – 2

постарался  бы разобраться в их ссоре – 3

 

Я люблю общаться с людьми, у которых все четко и определенно

 

 

 

 

 

Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие

 

 

 

 

 

Не вижу ничего предосудительного в том, что девушки посещают пивные бары

 

 

 

 

 

Многие проблемы будут решены, если мы избавимся от психически больных людей

 

 

 

 

 

Сражаться со сложной задачей часто более увлекательно, чем решать простую

 

 

 

 

 

Многие наши правила в отношении скромности и сексуального поведения — просто условности, и не стоит слишком серьезно к ним относиться

 

 

 

 

 

Часто человек не виноват в своих проступках, поскольку его действия определялись внешними обстоятельствами

 

 

 

 

 

Идти на уступки — это значит проявлять слабость

 

 

 

 

 

Обработка результатов

Полученный балл по пунктам, для которых предусмотрены пять вариантов ответов, подсчитывается следующим образом.

Прямые вопросы (№ 4, 6, 8, 10, 14, 17, 20, 23, 25, 27, 30, 32, 34, 35, 38, 43, 45, 46, 47):

Варианты ответов

Баллы

совершенно не согласен

- 2

пожалуй, не согласен

- 1

трудно сказать, согласен или нет

0

пожалуй, согласен

1

полностью согласен

2

Обратные вопросы (№ 2, 3, 5, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 22, 24, 26, 28, 29,

33, 37, 39, 41, 42, 44, 48):

Варианты ответов

Баллы

совершенно не согласен

2

пожалуй, не согласен

1

трудно сказать, согласен или нет

0

пожалуй, согласен

- 1

полностью согласен

- 2

 

Вопросы с тремя вариантами ответов (№ 1, 18, 21, 31, 36, 40):

№ пункта

1

18

21

31

36

40

Варианты

ответов

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Баллы

2

0

-2

2

0

-2

-2

2

0

-2

0

2

-2

0

2

2

0

-2

 

Вопросы № 1, 3, 7, 10, 12, 13, 18, 20, 21, 23, 24, 25, 27, 29, 34, 35, 37 оказались особенно чувствительными к воздействию тренинга толерантности. При необходимости измерить аспекты толерантности, в наибольшей степени поддающиеся воздействию, можно ограничиться только этими вопросами.

Методика № 3. Диагностика общей коммуникативной толерантности     (В.В.Бойко)

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности  позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.

Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.

Ниже представлены пункты опросника, сгруппированные в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.

Бланк методики

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 – совсем неверно,

1 – верно в некоторой степени,

2 – верно в значительной степени,

3 – верно в высшей степени.

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека

Утверждения

Баллы

1.

Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

 

2.

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди

 

3.

Шумные детские игры я переношу с трудом

 

4.

Оригинальные, нестандартные, яркие личности чаще всего действуют на меня отрицательно

 

5.

Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня

 

Всего:

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей  других людей.

Утверждения

Баллы

6.

Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник

 

7.

Меня раздражают любители поговорить

 

8.

Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде (самолете), начатый по его инициативе

 

9.

Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры

 

10.

Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня

 

Всего:

 

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей

Утверждения

Баллы

11.

Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды)

 

12.

Так называемые “новые русские” обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством

 

13.

Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпатичны

 

14.

Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу

 

15.

Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем

 

Всего:

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров

Утверждения

Баллы

16.

Считаю, что на грубость надо отвечать тем же

 

17.

Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен

 

18.

Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем

 

19.

Мне неприятны самоуверенные люди

 

20.

Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте

 

Всего:

 

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров

Утверждения

Баллы

21.

Я имею привычку поучать окружающих

 

22.

Невоспитанные люди возмущают меня

 

23.

Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо

 

24.

Я по привычке постоянно делаю  кому-либо замечания

 

25.

Я люблю командовать близкими

 

Всего:

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его "удобным"

Утверждения

Баллы

26.

Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах

 

27.

Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка

 

28.

Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня

 

29.

Я проявляю нетерпение, когда мне возражают

 

30.

Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется

 

Всего:

 

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

Утверждения

Баллы

31.

Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам

 

32.

Меня часто упрекают в ворчливости

 

33.

Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю

 

34.

Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки

 

35.

Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие,  я на него, тем не менее, обижусь

 

Всего:

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми

Утверждения

Баллы

36.

Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку

 

37.

Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях

 

38.

Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь

 

39.

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг)

 

40.

Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей

 

Всего:

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других

Утверждения

Баллы

41.

Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам

 

42.

Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер

 

43.

Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе

 

44.

Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми

 

45.

Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав

 

Всего:

Обработка результатов

По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале – 15, общее по всем шкалам – 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим.   Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.

Примерные упражнения для проведения тренингов:

Упражнение  «Приветствие»

Цель:  в ходе упражнения  актуализировать практический опыт невербальной коммуникации, дать участникам тренинга возможность рассмотреть на практике и проанализировать различные ситуации невербального общения.

Инструкция: Придумайте каждый свой собственный жест, которым вы хотели бы поприветствовать членов нашей группы. Теперь каждый по очереди встает, говорит приветствие группе и показывает свой жест. Вся группа повторяет этот жест.

Анализ упражнения

  • Все ли жесты понравились?
  • Какие чувства испытывали, если жест вам не нравился?
  • Все ли жесты повторили? Если «нет», то почему? Если жест не понравился, но повторили, то почему?
  • Все ли ребята проявили уважение к членам группы?
  • Чей жест понравился всем?

 Упражнение «Синие и зеленые»

Цель:  продемонстрировать на практике культурные отличия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме; потренироваться в осознании общих культурных ценностей, готовности к принятию другого.

Материалы: синяя и зеленая бумага, ножницы, карандаши, ручки и листы для записи.

Ход упражнения:  Делим группу произвольно на две неравные подгруппы (1:2 или 1:3).  Каждая из групп садится в тесный круг, как можно дальше от второй подгруппы. Одной группе дается синяя бумага, другой – зеленая. Из этой бумаги с помощью ножниц и карандашей всем членам подгруппы предлагается сделать одинаковые эмблемы и в своей подгруппе прикрепить всем одинаково.

   Ведущий начинает рассказ: «Однажды на какой – то планете жили два племени. Одно из них называлось «Синие», другое – «Зеленое».

   Итак, вы знаете, к какому племени принадлежите. Сидит ваше племя долгой зимней ночью вокруг костра в лесу и думает: «А кто же мы такие?» (О существовании другого племени вам ничего не известно!).

Задача: в течение 5 – 7 минут продумать и написать 10 качеств, которые характеризуют ВАШЕ ПЛЕМЯ. Это могут быть внешние черты, образ мыслей, ценности, особенности характера, племенной культуры.… Все то, что объединяет вас в единое племя.

   Через 5 – 7 минут дается новое задание: оказалось, что племена живут на противоположных краях одного леса. Отправившись однажды по следам зверя, они увидели друг друга, попытались рассмотреть на расстоянии и решили, что….

Задание:  команды получают еще по 10 минут для того, чтобы записать 10 свойств, качеств, признаков, отличающих ДРУГУЮ ГРУППУ.

   Далее ведущий рассказывает о том, что племена поняли, что живут они рядом друг с другом, занимают небольшую и общую территорию. Хочется им этого или нет, нужно думать, как жить вместе.

Задача:  найти 10 признаков, общих для «Синих» и для «Зеленых». В чем они подобны, схожи, близки, что может стать фундаментом в построении общего «дома» двух племен.

Завершение работы

   Возвращаем племена в общий круг. Просим выделить по одному человеку, который прочтет результаты каждого из туров. Читает 10 признаков первого этапа одна группа, затем – другая. И так параллельно по каждому из этапов упражнения.

   Обсуждение позволяет затронуть серьезный круг проблем: кто такие «свои» и «чужие»? Почему мы комплиментарны на первом этапе по отношению к себе, своей группе и мыслим шаблонно, агрессивно, в лучшем случае – занимаем оборонительную позицию по отношению к другим? В чем различие и в чем общность между «Синими» и «Зелеными»? Какой из этапов обсуждения давался команде с наибольшей легкостью, а какой вызвал затруднения? Какие качества, характеристики противоположной группы (в реальной жизни!) вы осознали, задумались над ними всерьез в ходе выполнения роли? Стал ли вам понятен ход мыслей и чувств «другого племени»?

   Следующее упражнение может быть продолжением предыдущего, если дать следующую инструкцию: «После того, как два племени познакомились, они решили объединиться и стать единым племенем. Но три человека из этих племен несколько лет отсутствовали и не знали о таких изменениях…»

Упражнение «Свой или чужой»

Цель:  потренироваться в навыках выработки стратегии и тактики поведения в условиях искусственной изоляции; развитие способности эффективно работать и общаться с людьми.

Ход упражнения:  Ведущий обращается к группе: «Для следующей игры нам нужны три добровольца. Я прошу их выйти из кабинета и вернуться через несколько минут, когда я приглашу присоединиться к группе». Трое участников покидают кабинет.

   «Встаньте, пожалуйста, в круг…  Мне хотелось бы видеть более тесный круг, отражающий вашу групповую сплоченность. Давайте попытаемся стать еще теснее! Замечательно, теперь вы действительно выглядите, как сплоченная группа. Во время игры оставайтесь такой же сплоченной командой. Давайте пригласим вернуться в класс трех человек, вызвавшихся участвовать в нашей игре!» Приглашаются добровольцы по одному.

   После входа первого игрока: «Вашей задачей будет стать частью этой группы. Дерзайте!» Даем процессу происходить стихийно, не отвечаем на вопросы игроков, давая им возможность самостоятельно справиться с задачей.

   Следующий этап – вводим в игру второго добровольца, попросив его «повлиять на товарищей с тем, чтобы они взяли его в круг, приняли в состав своей группы…».

   Последний игрок сталкивается  с самым серьезным препятствием: он должен попасть в круг «во что бы то ни стало!».

Обсуждение

   Как группа реагировала на каждого из «пришельцев»? Как можно объяснить это поведение? Чем оно вызвано? Кто такие «свои», а кто – «чужие»? Как себя чувствовали добровольцы, вышедшие из круга группы? Как себя чувствовали те, кто стоял в кругу? Было ли ощущение неудобства? Власти? Стыда? Решимости «не пущать»? Какие тактики применялись «аутсайдерами»? Что показалось группе эффективным, а что – нет в их поведение? «Чужой», ставший «своим»… Каковы были его чувства по отношению к кругу и по отношению к товарищам, игравшим следом за ним? Как эмоциональный опыт происшедшей игры сказывается на вашем представлении о «чужом», «другом»?

Упражнение «Черты толерантного общества».

Цель: осознание участниками тренинга черт толерантного общества и своей роли в создании такого общества.

Материал: листы цветной бумаги (4×4 см), ножницы, двусторонний скотч, ватман, на котором нарисовано крепкое дерево без листьев (прикрепить на стену или классную доску).

Инструкция: в командах по 4 – 5 человек. Подумайте и запишите на отдельном листочке 10 черт толерантной личности, обсудите в команде. Вырежьте из цветной бумаги листики дерева, напишите на каждом листочке черту толерантной личности. По очереди выходите  к дереву, зачитывайте написанное, и, если остальные команды согласны, с помощью скотча прикрепите к дереву.

Вполне естественно, если черты личности, записанные разными командами похожи. Тогда такие листочки прикрепите на разные ветки. Если мы представим наше общество в виде дерева, то в основании его, в сильной корневой системе, будет лежать именно положительное отношение к другим людям, их действиям, мнениям, верованиям, культуре, традициям и т.д. Каждая веточка этого дерева будет представлять собой толерантную личность, обладающую теми или иными чертами. И чем больше будет этих черт, то есть больше толерантных личностей, тем ветвистей будет это дерево, пышнее, красивее и устойчивее.

   В обществе, ищущем по пути устойчивого развития, граждане проявляют терпимость по отношению к другим людям, их мнениям, традициям; стремятся к сотрудничеству, взаимопомощи, доброжелательности, пониманию и принятию других людей.

Упражнение «Плот»

Цель: развитие у участников толерантного отношения друг к другу, чувства единения и поддержки, совместного принятия решения.

Материалы: старые газеты, можно включить магнитофон со звуками моря.

Инструкция:  представьте себе, что вы плыли на корабле, и в шторм корабль потерпел крушение. Но вам очень повезло! На корабле были материалы, чтобы сделать плот для всей команды. (На полу выкладываются газеты в виде плота, и все члены команды встают на газеты так, чтобы никого не было «за бортом»). Но шторм продолжался, и плот постепенно начал рушится (по краям ведущий убирает газеты так, чтобы группа становилась плотнее, но была устойчива).

Обсуждение:  что понравилось, и в чем была сложность игры?

Кто как себя вел? Какие чувства испытывали?

Окончание занятия: попрощаться жестом, который понравился всем участникам занятия при выполнении первого упражнения.

«Мы – разные, мы так похожи»

Приветствие в общем кругу с передачей  предмета. Каждый, в чьей руке оказывается мяч – произносит  вслух свое имя и напоминает одно из правил работы группы.

Игра «Домино».

Ведущий напоминает участникам правила игры в домино и предлагает им поиграть в «особенное домино». Правила игры:

первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д.

 Вопросы для обсуждения:

  • что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь «прицепится»?
  • старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот, им хотелось чем-то выделиться?
  • что нового они узнали друг о друге; узнавали, что кто-то в группе похож на них?
  • что они чувствовали, когда узнавали?
  • что они чувствовали, когда что кто-то на них не похож?
  • хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

Упражнение «Самый особенный».

Ведущий просит участников подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Участник говорит, например «у меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы.

Возможна модификация этой игры, где участник, который может сказать «я тоже», садится на колени первому участнику. Если кто-то еще в группе также обладает этой характеристикой - он садится сверху, и т.д. Постарайтесь понять, приемлем ли подобный физический контакт для вашей группы.

Хорошо, если ведущий группы также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на вопросы культурных, религиозных и других различий.

Рефлексия.   Вопросы для обсуждения:

  • хорошо ли быть уникальным?
  • каждый ли человек уникален. Почему?
  • что делает нас уникальными?
  • что мешает нам оставаться уникальными?

Упражнение  «Рукопожатие или поклон»

 Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.  Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у разных народов. Заранее предупредите участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:

- объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

- рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

-  поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

- потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

2.Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает "круг знакомств": выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.

Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя.

3.Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т.д.

Эта игра подходит для знакомства участников в поликультурных группах. В ходе ее поддерживается атмосфера толерантности, уважительное отношение друг к другу. Кроме того, участникам наверняка будет интересно по-разному знакомиться с людьми. В конце упражнения можно провести краткий обмен впечатлениями.

Упражнение   «Добрый день, шалом, салют!»

Приготовьте для каждого участника карточку, где написано слово "здравствуйте" на разных языках. (Возможно, с помощью членов группы Вы расширите список слов-приветствий). Если Вы работаете с поликультурной группой, то впишите на карточку среди прочих приветствия, "родные" для участников.   Попросите участников начать игру, встав в круг.  Пройдите по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит не глядя по одной. Предложите членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.

Обсуждение:  - как вы себя чувствовали  в ходе работы сегодня?

                       - какие традиции приветствия вами принимаются, близки вам?