«Развитие художественно-творческой личности через психолого-педагогическое сопровождение во внеурочной деятельности»

Загарских Татьяна Витальевна

Формирование художественно-эстетической творческой личности – одна из главных задач, поставленных перед образованием России. Ее реализация провозглашает необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.(4)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 с УИОП»

Выступление по теме:

«Развитие художественно-творческой личности через психолого-педагогическое сопровождение во внеурочной деятельности»

на седьмых Бакушинских педагогических чтениях

Подготовила:

педагог-психолог

Загарских Т.В.

2013-2014

Формирование художественно-эстетической творческой личности – одна из главных задач, поставленных перед образованием России. Ее реализация провозглашает необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.(4)

Детство – чудесная пора! Ученик вступает в новый мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные нестандартные решения в различных видах деятельности.

Сопровождение младших школьников педагогом-психологом в рамках реализации развивающих художественно-творческих заданий во внеурочной деятельности образовательных учреждений  является составной частью воспитательной работы начального общего образования. Она направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. Эта работа обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.(3)

Детская любознательность является мотивацией педагогу-психологу к поиску нового. Основой творческого поиска педагога-психолога является активизация творческих качеств учащихся с учетом их умственных способностей через развивающие художественно-творческие занятия. Педагог-психолог  создает такую ситуацию, что его творчество стимулирует возникновение творческой деятельности учащихся. У ребенка возникает потребность самостоятельно обдумывать, оценивать явления, пробуждается инициатива и творческая фантазия. Творчество педагога-психолога и учащихся является источником, средством и методом воспитания, направленным на формирование гармонично развитой личности. Наиболее эффективными средствами включения ребенка в процессе творчества на уроке являются развивающие художественно-творческие задания, игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах и группах, проблемное обучение.(1)

Художественно-творческая работа реализуется через внеурочную работу по программе «Познай себя», составленной на основе  программы  О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему «Я»  один раз в неделю.

Основными целями и задачами данной работы является создание условий через использование художественно-творческих заданий, позволяющих каждому первокласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап жизни – начало школьного обучения; поддержание и развитие в детях интереса к психологическим знаниям; формирование коммуникативных компетентностей, формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях, создание классных коллективов, через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований; формирование у детей позитивной «Я» - концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности.(5)

На занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от школьных успехов чувствует собственную ценность и значимость.

В занятия включаться проективные, игровые и двигательные задания. А также серьезное внимание  уделяется способам формирования учебной установки в форме игры и сказки. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути преодоления.

Используются нетрадиционные формы воспитания: психологические и ролевые игры, психологические тренинги, дискуссии, разыгрывание жизненных ситуаций, арт – терапевтические методы (сказко-, музыко-, изотерапия) метафорические истории и притчи. Занятия проводятся в неформальной обстановке. Положительный эмоциональный фон занятий способствует раскованности детей, раскрытию психологических возможностей.(1,7)

Первой темой, изучаемой на занятиях, становится тема «Я – школьник», которая включает занятия, посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения. Вторая тема «Мои чувства» - помогает детям научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния. Тема «Чем отличаются люди друг от друга» знакомит детей с понятием «качества людей», помогает исследовать свои качества, изучать свои особенности. И завершается обучение темой «Какой Я – Какой Ты», помогающей осознать наличие у себя и других людей разнообразных положительных качеств.(6,7)

В ходе психолого-педагогической работы на занятиях дети развивают свое творческое начало, учатся вести себя в различных школьных ситуациях. Обучающиеся учатся дружески относиться к одноклассникам;  осознавать, различать и уметь описывать эмоциональные состояния; уметь справляться со страхами, обидами, гневом; уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников; уметь справляться с негативными эмоциями, знать «качества» людей; начать изучение своих особенностей.(6)

Литература.

  1. Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я».- Д.: «Сталкер», 1998 г.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.- М.: изд-во «Ось»,2001 г.
  3. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.- Новосибирск, 1997 г.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов). М.: Просвещение, 2010
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – журнал Педагогика, №3 2000
  6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.

7. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996; изд. 2-е. 2000