Рабочая программа "Целеполагание и построение жизненной перспективы"

Осипова Татьяна Николаевна

Программа групповых занятий педагога-психолога по формированию жизнестойкости у студентов лицея. Расчитана на 18 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx51.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕБРИХИНСКИЙ  ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»    

СОГЛАСОВАНО:                                                        УТВЕРЖДАЮ:

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР                                      ДИРЕКТОР КГБПОУ          

___________ Е.Н.БУДРИС                                        «РЕБРИХИНСКИЙ ЛИЦЕЙ

«_____»__________ 2014Г.                                        ПРОФЕССИНАЛЬНОГО  

                                                                                      ОБРАЗОВАНИЯ»

                                                                                        ______________ Г.А.ЧИКИЛЬДИК

                                                                                        «_____»_____________ 2014Г.

РАССМОТРЕНО

НА ЗАСЕДАНИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

ПРОТОКОЛ №

«______»________ 2014Г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА

 «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ»

с.Ребриха

2014

Программа психологического курса  разработана в целях профилактики антивитального поведения среди обучающихся на основе приказа Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края №4882 от 17.09.2014 г. «О мерах по повышению жизнестойкости студентов профессиональных образовательных организаций» и методического пособия «Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании».

Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ребрихинский лицей профессионального образования».

Разработчик: Осипова Т.Н. -  педагог – психолог первой квалификационной категории.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                   4

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  КУРСА

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА

11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все обучающиеся требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации подростков. Это может приводить к ухудшению психического здоровья молодых людей.

Вопросы жизнестойкости и жизнестойкого совладания являются предметом многочисленных исследований в психологии. Это обусловлено тем, что многие трудные жизненные ситуации, зачастую оцениваются современным человеком как ситуации невозможности, имеют пагубные последствия как для физического, так и для психологического здоровья. Такие ситуации в современном мире получили самое широкое распространение. Они встречаются практически во всех сферах жизни, включая работу, учебу, семью, межличностные отношения. В силу этого возникает необходимость снижения остроты переживаний трудных жизненных ситуаций, и превращения их в собственные ресурсы. И здесь неоценимую помощь может оказать такой мощнейший личностный ресурс как жизнестойкость. Он есть у каждого человека, однако не каждый может его обнаружить и использовать. Программа психологического клуба «Бумеранг» направлена на активизацию личностного потенциала обучающегося с целью повышения его качества жизни.

     Жизнестойкость является формируемой интегральной характеристикой личности, которая определяется оптимальной смысловой регуляцией личности, ее адекватной самооценкой, развитыми волевыми качествами, высоким уровнем социальной компетентности,развитыми коммуникативными умениями и характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

       Также понятие жизнестойкость отражает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психического здоровьячеловека.  Такой подход позволяет сделать вывод о том, что жизнестойкость − тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах.

        Данная программа  представляет собой систему занятий с обучающимися, направленную на их психолого-педагогическую поддержку в трудные периоды жизни, на психологическую подготовку к их проживанию с наименьшими личностными потерями, развитие рефлексии, временной перспективы и способности к целеполаганию.

     

Психологический курс реализуется в объёме 18 практических занятий с элементами тренинга в группах 1 и 2 курсов в несколько этапов:

  1. Диагностический этап. Измерение уровня развития компонентов жизнестойкости с помощью «Теста жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), методики «Шкала тревожности» (15-17 лет).
  2. Формирующий этап. Включает в себя практические занятия с элементами тренинга, направленные на развитие компонентов жизнестойкости.
  3. Диагностический этап. Повторная диагностика компонентов жизнестойкости подростков, которая осуществляется с помощью тех же самых методик, что и на первом этапе.

Паспорт программы

Полное наименование

программы

Рабочая программа психологического курса  «Целеполагание и построение жизненной перспективы» КГБПОУ

«Ребрихинский лицей профессионального образования»

Основания для разработки

Приказ Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края №4882 от 17.09.2014 г. «О мерах по повышению жизнестойкости студентов профессиональных образовательных организаций» и методического пособия «Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании».

Цель программы

Профилактика авитального поведения.

Основные задачи

Организация психолого-педагогического сопровождения формирования социально успешной личности, умеющей противостоять жизненным трудностям

Помощь юному человеку в понимании и раскрытии себя, формирование уверенности в себе, развитие волевых качеств.

Формирование ценности жизни и здоровья, пропаганда общечеловеческих ценностей и толерантности.

Расширение информационного поля обучающихся в вопросах межличностного конструктивного взаимодействия, социального давления, эффективных способов выхода из сложных  жизненных ситуаций, саморегуляции и саморазвития эмоциональной сферы личности, формирования жизнеутверждающих установок, активной жизненной позиции.

Этапы реализации

программы

  1. Диагностический этап.
  2. Формирующий этап.
  3. Диагностический этап.

Требования к результатам освоения курса

Знания:

- понятие и значимость в жизни человека жизнестойкости;

- особенности межличностного взаимодействия;

- способы решения проблем;

- жизнеутверждающие установки;

- ценности личности;

- понятие социального давления;

- кризис – как возможность саморазвития;

- стратегии поведения в кризисной ситуации;

- активная жизненная позиция.

Умения:

- адекватного принимать в свой адрес, как положительной информации, так и отрицательной;

- конструктивного взаимодействовать с людьми;

- понимать и принимать точки зрения другого человека;

- выражать позитивную оценку окружающим;

- сопротивляться давлению;

- находить конструктивный выход из трудной ситуации;

- преодолевать тревожность и волнение;

- разрабатывать собственную стратегию успеха;

- планировать собственное будущее.

ФИО, должность, телефон руководителя программы

Осипова Татьяна Николаевна, педагог- психолог, 8385(82)21150

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем психологического курса.

Психологический курс реализуется в объёме 18 практических занятий с элементами тренинга по 45 минут.

2.2. Тематический план и содержание психологического курса    

          «Целеполагание и построение жизненной перспективы».

Тема занятия

Количество часов

1-2.

«Жизнестойкий человек. Как им стать?».

Цель: познакомить  с понятием жизнестойкости и её значимостью в жизни человека; исследовать уровень развития компонентов жизнестойкости и уровень тревожности у обучающихся с помощью «Теста жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), методики «Шкала тревожности» (15-17 лет);способствовать развитию умения адекватного принятия в свой адрес как положительной  информации, так и отрицательной, осознанию внутренних проблем.

2

3.

«Как успешно общаться и налаживать контакты». Цель: познакомить с особенностями межличностного взаимодействия; способствовать представлению о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения, развитию базовых коммуникативных умений.

1

4.

«Мозаика общения»

Цель: предоставить участникам возможность вступить во взаимодействие друг с другом, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки,

создать модели эффективного общения.

1

5.

«Мои проблемы».

Цель: способствовать осознанию своих проблем и поиску их решения, а также преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению; актуализировать личностные ресурсов.

1

6.

«Стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях»

Цель: проанализировать имеющиеся проблемы; познакомить с различными стратегиями решения проблем; способствовать формированию индивидуальной стратегии поведения в сложной жизненной ситуации.

1

7.

«Позитивное мироощущение».

Цель: способствовать формированию жизнеутверждающих установок, активации позитивно окрашенных реакций на различные, в том числе стрессовые ситуации в жизни подростков.

1

8.

«Есть проблема? Нет проблем!»

Цель: способствовать формированию адекватного отношения к проблемам; способствовать развитию умения менять отношение к трудным ситуациям.

1

9.

«Регуляция стресса».

Цель: способствовать формированию навыков саморегуляции для снятия негативных последствий стресса.

1

10.

«Стрессу - нет!»

Цель: обучение приемам снижения эмоционального напряжения, отработка релаксационных упражнений.

1

11.

«Я не такой как все и все мы разные»

Цель: укрепить уважение подростков к себе и окружающим, чувство собственного достоинства, повысить коммуникабельность.

1

12.

«Сопротивление давлению».

Цель: способствовать  формированию навыков сопротивления давлению, позитивного отношения к стремлению быть индивидуальностью.

1

13

«Хорошо ли быть уверенным в себе?»

Цель: создать условия  для развития личностных возможностей, развивать навыки самоанализа собственных слов, действий, поступков и давать адекватную оценку самого себя и сложных ситуаций; научить сохранять спокойствие и невозмутимость в тех ситуациях, которые   раньше вызывали тревогу, управлять собственными чувствами и эмоциями; повысить  уверенное поведение и умение противостоять групповому давлению.

1

14.

«Кризис: выход есть!».

Цель: организация условий, способствующих осознанию своего жизненного предназначения;

расширение репертуара конструктивных способов совладающего поведения в сложных жизненных ситуациях.

1

15.

«Разрешение проблемных ситуаций».

Цель: развитие рефлексии, временной перспективы и способности к целеполаганию. актуализация активной позиции участников в решении проблем конструктивными способами; создание алгоритма, который может помочь в построении стратегии разрешения проблемной ситуации; развитие навыков помощи себе и другим в сложной ситуации.

1

16.

«Ценности личности».

Цель: способствовать формированию отношения подростков к ценностям как очень важной составляющей личности, которое определяет наше отношение к жизни вообще.

1

17.

«Ценить настоящее»

Цель: помочь обучающимся обратиться к своим чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям жизни.

1

18.

«Жить по собственному выбору».

Цель: способствовать формированию активной жизненной позиции, оптимистического взгляда на собственное будущее; повторно исследовать уровень развития компонентов жизнестойкости и уровень тревожности у обучающихся с помощью «Теста жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), методики «Шкала тревожности» (15-17 лет).

1


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРАТИКУМА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия просторного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением,
  • мультимедийный проектор


3.2. Информационное обеспечение психологического практикума.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками, издательство Питер, 2006.
  2. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. Справочник практического психолога. Москва «ЭКСМО», 2004.
  3. Мастерская психолога НПО: тренинги, семинары, психологические практикумы для педагогов, учащихся и их родителей, Минск.
  4. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании. Методическое пособие. Барнаул, 2014.
  5. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/ авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Москва «ВАКО», 2005.
  7. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия/ сост. М. Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я. К. Нелюбова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  8. //Справочник педагога-психолога, №9,20014.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольи оценка результатов освоения психологического практикума осуществляется за счёт измерения уровня развития компонентов жизнестойкости и уровня тревожности с помощью «Теста жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), методики «Шкала тревожности» (15-17 лет) на начальном этапе и заключительном.

Сравнение результатов  диагностического исследования до прохождения психологического практикума и после даст возможность увидеть изменения показателей уровня жизнестойкости и тревожности (динамику либо её отсутствие).