Психологическая акция как средство укрепления психологического здоровья

Осипова Татьяна Николаевна

Опыт организации психологических акций в лицее, алгоритм проведения, идеи проведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Осипова Т.Н., педагог-психолог

КГБПОУ «Ребрихинский лицей ПО»

с. Ребриха

Понятие "здоровье" характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью. Термин "здоровье" обозначает не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия. По классификации Всемирной организации здравоохранения, здоровье бывает соматическим, психическим, социальным.
      Современные исследования подтверждают взаимосвязь между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем. Еще в Древней Греции было известно: "В здоровом теле - здоровый дух". От состояния здоровья сегодняшнего обучающегося зависит собственно успешность его обучения. И речь здесь идет обо всех компонентах здоровья, которые должны укрепляться и сохраняться в образовательном учреждении. Об этом говорили известные деятели педагогической науки, такие как В. А. Сухомлинский, который писал в свое время: «
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...»
       Об этом говорят и федеральные государственные образовательные стандарты и закон  “Об образовании”. Согласно им одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья молодого поколения.

Стратегической целью образование ставит  создание  образовательной  среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.

Психическое здоровье – это необходимое условие полноценного развития человека. Психическое здоровье  является предпосылкой не только эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о построении жизненного пути [2].
         Для здоровья учащегося важно не только то, что в училище удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям.        

Наиболее эффективной и интересной формой работы, способствующей укреплению психического здоровья является, на мой взгляд, создание такой уникальной среды, которая бы не выделялась из общей жизни лицея, а была вплетена в нее самым естественным образом, но в тоже время способствовала развитию и закреплению новых качеств и
их переноса в естественные условия жизнедеятельности.

Такой формой работы является психологическая акция. По своей сути это среда, часто игровая, которая на определенное время создается в пространстве училища. Основной смысл психологической акции расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. «Жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете» – таков, видимо, пафос «психологического действа».

Важные особенности «акции» – ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить как обычно тем, кто хочет ее не замечать, она окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в училище определенный настрой, доминирующее эмоциональное со стояние; участники образовательного процесса начинают жить общей жизнью. Акции объединяют, помогают почувствовать себя членом большого коллектива, включенным в этот коллектив. И все это легко и ненавязчиво.

Проведение разнообразных акций включается в план работы уже третий год. За этот период в практику работы вошли акции, направленные на пропаганду здорового образа жизни, позитивного отношения к жизни, жизнеутверждающих ценностей, принятие индивидуальности, формирование толерантного отношения и многое другое.  Несмотря на кажущуюся «легкость» мероприятия, акция требует тщательной подготовки, в которой принимают участие сами обучающиеся.  Например, при проведении акции «Я выбираю жизнь!» инициативной группой в течение месяца снимался видеоролик «Я люблю жизнь!». Своеобразное «голосование» - отпечаток руки, выкрашенной в выбранный цвет, на ватмане; проведение игр с залом на переменах; раздача листовок с пожеланиями, проведение социологических опросов также проводится с привлечением «волонтеров».

В зависимости от тематики ход мероприятия может меняться, но в целом я придерживаюсь следующего. Во-первых, объединение участников в единое целое. Этому способствует раздача различных эмблем акции, например в виде оранжевых ленточек, символизирующих любовь к жизни. Ленточки прикрепляем на грудь участников акции, в течение дня просим их не снимать (если акция-однодневка).  Во-вторых, привлечение обучающихся к выбранной проблеме. Так, антинаркотическая акция «Ребриха без наркотиков!» включала в себя: выступление агитбригады; просмотр презентаций о вреде наркотиков, подготовленный обучающимися; конкурс – смотр агитплакатов  «Мир без наркотиков», песенный десант «Скажем наркотикам - НЕТ»; раздачу листовок «Умей сказать нет!», «Будь здоров!», «Ребриха без наркотиков», ток-шоу «Здоровью–да, наркотикам-нет!».  В-третьих, улучшение эмоционального состояния участников.  Для поднятия настроения, «проголосовавшим»  мы раздавали конфеты (акция «Улыбнись миру и мир улыбнется тебе!»), мандарины (акция «Оранжевое настроение»), сердечки с пожеланиями (акция «Я выбираю жизнь!»).  В – четвертых, привлечение большого числа обучающихся к участию в акции. Это может быть конкурс плакатов на заданную тему, фотоконкурс «Мисс и мистер УЛЫБКА», видеоролик с участием обучающихся (на сегодняшний день снято четыре ролика), конкурс презентаций. Все перечисленное готовиться за две-три недели до самой акции. В день акции проходит голосование, например, за лучший плакат, презентацию, просмотр видеоролика, выбор самой обаятельной улыбки и т.д.

Особый вид психологической акции – Неделя психологии, т.е. совокупность психологических акций, подчиненных одной теме, одной идее, которая для включенного в нее человека разворачивается как некое целостное завершенное действо [4].

При организации недели психологии выбирается общая тема, которая разбивается на блоки и каждый день посвящается отдельному блоку. Например, одной из тем недели была заявлена  «На волне позитива». План проведения включал следующие мероприятия: понедельник -  проводился «голосование» «Скажем негативу – нет!», оформлялся забор психологической разминки для обучающихся и педагогов, работало «Дерево желаний», оформлены стенды «Счастье есть, его не может не быть!», «Быть счастливым просто!»;  вторник – фотоконкурс «Подари улыбку миру!», работал «улучшатель настроения» (компьютерная программа), конкурс психологических листовок «Будь счастлив!»; среда  - единый классный час «Позитивное мышление», песенный десант «Все будет хорошо!», четверг – ток – шоу «Жизнь как зебра?», проводился социологический опрос «Что нужно для счастья?», раздача  листовок «Будь счастлив!», пятница – проведение психологического КВН, подведение итогов недели.

Первоначально обучающиеся с трудом втягивались в непривычные для них формы работы, такие как психологические игры на переменах, ток-шоу, видеоролики, «голосование», фотоконкурсы, предпочитая наблюдать со стороны. В настоящий момент ребята с нетерпением ждут очередного мероприятия и даже сами предлагают идеи для акций и сюжеты видеоработ. Желающих проводить мероприятия недели психологии, отдельные акции становится все больше. Благодаря такому опыту обучающиеся совершенствуют свои коммуникативные навыки, расширяют круг общения, учатся работать в команде, становятся более открытыми, доброжелательными, проявляют инициативу и творческий подход.

Исходя из опыта проводимой работы, можно сказать, что проведение подобных акций способствует улучшению эмоционального состояния участников, расширению эмоционального, смыслового, деятельностного «поля» жизни человека, созданию общности, снижению тревожности, преодолению собственных страхов, неуверенности в себе, комплексов (что так свойственно подросткам), развитию креативности и формированию адекватной самооценки.  Такая необычная форма работы помогает подросткам раскрыться, открыто обсуждать наболевшие вопросы и не бояться быть осмеянным. Немаловажным является тот факт, что в результате повышается интерес к деятельности психолога и степень доверия к нему, а это в свою очередь способствует продолжение работы по психологическому сопровождению развития личности через организацию других форм работы.

Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья учащихся путем включения в работу психологических акций показал, что в результате идет уменьшение числа подростков, испытывающих трудности в  адаптационный период, снижение  уровня тревожности, агрессивности, конфликтности. Снижается количество трудностей в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками; преодолеваются трудности в сфере собственного самопознания.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что одними из важных качеств современного выпускника училища являются креативность, жизнерадостность, открытость, стремление к познанию мира через разум и интуицию, принятие себя и окружающих людей, ответственность, стрессоустойчивость, способность приспосабливаться как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, что и определят психологическое здоровье личности и является основой успешной самореализации в дальнейшем. Способствовать развитию, сохранению и укреплению здоровья, в том числе и психологического –   приоритетная задача образовательного учреждения. Использование  психологической акции, как  универсальной формы работы педагога-психолога во многом способствует реализации поставленной задачи.

Литература:

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2001.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2000.
  3. Психология здоровья: Учебник для вузов/ Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://psylist.net/pedagogika/psytrz.htm
  2. Писарева Е.В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования http://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html

  3. Полякова Н.П., Старостина Г.П.  Программа, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья старшеклассников в условиях общеобразовательной школы "Эмоциональная устойчивость старшего школьника". http://festival.1september.ru