тренинги: " Профилактика синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе", "Тренинг для педагогов по снятию эмоционального напряжения"

Киселева Юлия Эдуардовна

тренинг для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе

Работа психолога с педагогическим коллективом - Тренинги с педагогами

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

ТЕМА: «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе».
ЦЕЛЬ: развитие ресурсов противодействия «выгорания», формирование духовного благополучия и психологического (душевного) комфорта.
ЗАДАЧИ:

  • Создать условия для личностного роста участников занятия.
  • Передать психологические знания о синдроме профессионального выгорания, причинах его возникновения, способах преодоления.
  • Формировать у участников занятия умение управлять своим психофизическим состоянием,  достигать внутреннего спокойствия и адекватного отношения к существующим проблемам.

Методы работы: беседа, диалог, игры и упражнения, метод релаксации, метод групповой работы.
Материалы: листы бумаги формата А4, раздаточный материал «Памятка «Как не сгореть на работе», магниты, доска.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  • ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (3 минуты).
  • ЗНАКОМСТВО. СПЛОЧЕНИЕ (7 минут).
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (35 минут).
  • РЕФЛЕКСИЯ (3 минуты).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  • ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (3 минуты).

Уважаемые коллеги! Мой интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число педагогов, психологов, которые ощущают себя измотанными, обессиленными, эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности их работы. Человек, как электрическая лампочка, под сильным напряжением от большого объёма работы (справиться не в состоянии, а отказаться не в силах) «вспыхивает» на мгновение, а потом постепенно «гаснет», черствеет душой, если не хватает сопротивления душевных ресурсов.
На протяжении двух лет мы занимались научно-исследовательской деятельностью по вопросам влияния определённых факторов на эмоциональное выгорание педагогов. Результаты исследования нашли отражение в научной работе «Влияние стажа работы на эмоциональное выгорание педагогов». Нами была разработана программа «Помоги себе сам» с целью овладения педагогами эффективными стратегиями совладения в сложных профессиональных ситуациях, вызывающих эмоциональное напряжение.
Разработан тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе». В тренинге приняли участие три группы педагогов гимназии, в рамках методических объединений – две группы педагогов города, в рамках городского фестиваля практической психологии – две группы педагогов-психологов и педагогов социальных учреждений образования города.
Тренинг предназначен:
Для кого? Для специалистов всех уровней, руководителей, чья работа связана с ситуациями стресса и большими эмоциональными нагрузками.
Для чего? Для восстановления хорошего профессионального тонуса и обучения техникам профилактики «выгорания».
Что даёт? Улучшение настроения, прилив сил и энергии, повышение внимания и общей работоспособности.

ЗНАКОМСТВО. СПЛОЧЕНИЕ.
ЦЕЛЬ: создание атмосферы, которая вызовет ощущение безопасности, дружеского расположения и одобрения.

2.  Упражнение «Имя – качество» (5 минут).

Процедура проведения. Один из участников,  держа в руке мячик, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно тоже начинается на ту же букву, что и его имя. Например, «Дима – деловой, Марина – миролюбивая». Затем мяч передаётся другому участнику, и тот называет свое имя и качество. Если участник затрудняется назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, важно вовремя поддержать, оказать помощь, привлекая для этого других участников группы.

3. Упражнение «Аплодисменты» (2 минуты).

Цель:повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения: Ведущий просит выполнить определённое задание тем, кто обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.

  • Поднимите правую руку, кто любит посещать театр.
  • Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.
  • Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.
  • Руки за голову кто по утрам любит поспать.
  • Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.
  • Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.
  • Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.
  • Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета.
  • Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.
  • Встаньте все те, у кого сегодня хорошее настроение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Уважаемые коллеги! Как важно вовремя «разрядиться» и «освободиться» от отрицательных эмоций, которые возникают и накапливаются внутри нашего организма. А всё это приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. И вот тогда, на фоне хронического стресса может развиться синдром профессионального выгорания.
В современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние.

4. Упражнение «Психотравмирующая ситуация» (2 минуты).
Инструкция: «Предлагаю вспомнить ситуации, которые напрягают в работе, в жизни, создают стрессогенную ситуацию. Запишите, пожалуйста, на листе бумаги какую-либо свою рабочую стрессовую ситуацию. Можно обозначить её одним предложением».

5. Упражнение «Вопросы самому себе» (15 минут).
Цель: приём нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления).
Участники делятся на пары.
Ведущий: «Кратко перескажите эту травмирующую ситуацию один другому.
Другой участник выслушивает и задаёт вопросы:

  • Это действительно так важно для тебя?
  • Рискуешь ли ты чем-нибудь очень важным для себя?
  • Будет ли это так важно для тебя через две недели, через месяц?
  • Стоит ли за это умереть?
  • Может ли что-то быть ещё хуже?».

Обсуждение:

  • Изменилось ли ваше отношение к ситуации после таких вопросов?
  • Можно ли эти вопросы задавать самому себе?
  • Что будет происходить?

Обсуждение ситуации, когда вопросы, заданные самому себе не помогают успешно справиться со своим внутренним напряжением и управлять своими эмоциями с пользой для себя и своего окружения.

6. Упражнения на осознание своих личностных ресурсов.
Личностные ресурсы (сила Я-концепции, самоуважение, адекватная и высокая самооценка, собственная значимость, самодостаточность) похожи на иммунитет, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других «вредностей» профессии и современной жизни.
Предлагаю участникам тренинга подумать и назвать способы, с помощью которых люди справляются со стрессовыми состояниями
(5 минут).
Участники называют способы.
Ведущий: «Да, действительно, стрессовое состояние облегчают занятия… (перечисляю все названные участниками способы, особо выделить – любовь близких людей, взаимоотношения с другими людьми).
Информация: в стрессовой ситуации можно использовать следующие способы самореализации:

  • активизация чувства юмора (попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации); 
  • считать до 10, прежде чем совершить ответное действие; 
  • самоубеждение, самоприказы, вызывающее спокойствие состояние; 
  • уйти из ситуации, сменить обстановку;
  • использование образов концентрации и визуализации – сосредоточение внимания на определённом объекте.

7. Упражнение «Всё равно ты молодец, потому что…» (7 минут).
Участники делятся на пары.
Инструкция: «Сначала один из вас рассказывает другому о трудной ситуации в жизни, о чём-нибудь неприятном, или говорит о каком-либо неприятном своём недостатке. Собеседник внимательно выслушивает и произносит фразу: «Всё равно ты молодец, потому что…». Затем меняются ролями».
Обсуждение.

Работа с негативными чувствами. 
Нередко мы относимся к своим обидам, как к большой ценности. Мы их прячем, бережём, накапливаем. А в конфликте предъявляем их, усиливая, как нам кажется свою позицию. Важно уделить внимание осознанию, принятию своих чувств, эмоций, потребностей и желаний, овладению социально приемлемыми формами проявления чувств, контролю динамики переживания, устранению застревания и неполного отреагирования. Попробуем освободиться от своих обид.

8. Упражнение «Кольцо огня» (3 минуты).
Ведущий: Возьмите лист с психотравмирующей ситуацией. Представьте вокруг себя кольцо огня, в котором сгорает ваша ситуация и всё негативное, что направлено на вас, порвите лист на максимальное количество листочков. Теперь внутри вам тепло и спокойно.

9. Упражнение «Цветной воздух» (3 минуты).
Инструкция: «Закройте глаза. Сядьте удобно… Вдохните глубоко и легко, выдыхайте несколько медленнее. Пусть это будет серый воздух, вместе с которым вы выдыхаете своё беспокойство, свой страх, своё напряжение, можете придать ему свой цвет. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный для вас цвет, например, голубой. Представьте, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность, лёгкость».

РЕФЛЕКСИЯ. 
10. Упражнение «Карусель общения» (3 минуты).
Цель: выявить настрой к завершённой работе мастерской.
Обсуждение:

  • Как мне было работать?
  • Что было особенно трудно?
  • Что мне это дало?
  • Хочу всем пожелать …

Слово ведущему: «Спасибо за работу… Желаю вам: проводить больше времени, общаясь с приятными людьми; укреплять отношения с самыми близкими людьми; развивать в себе дружелюбие, открытость, общительность, проявлять больше активности; заниматься работой – ценной и осмысленной. Так трактует программа укрепления личного счастья Фордиса (раздаётся памятка для участников тренинга «Как не сгореть на работе».).

ЛИТЕРАТУРА

  • Аргайл, М. Психология счастья /  М. Аргайл. – Москва, 2003. – С. 243 – 247.
  • Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов / О. И. Бабич. – Волгоград : Учитель, 2009. – 122 с.
  • Мардер, Л. Тренинг педагогической осознанности. // Школьный психолог, 2003. – № 22. – С. 12 – 14.
  • Мархоцкий, Я. Синдром хронической усталости // Здаровы лад жыцця, 2008. – № 2. –  С. 55 – 59.
  • Перова, И. Стресс – такой, как он есть // Здаровы лад жыцця, 2008. – № 10. – С. 53 – 58.
  • Соколова, И. Синдром эмоционального выгорания у учителя // Здаровы лад жыцця, 2008. – № 3. –  С. 57 – 61.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Экспресс-оценка профессионального выгорания.

Участникам раздаётся анкета на бумажных носителях.
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

  • Когда в воскресенье в поддень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.
  • Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.
  • Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
  • То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики и т. д.).
  • На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (-ась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.
  • Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.
  • С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
  • О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
  • Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям.
  • За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Подсчитайте количество положительных ответов.
0 – 1 балл – синдром выгорания вам не грозит.
2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7 – 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов – положение весьма серьёзное, но, возможно, в вас ещё теплится огонёк; нужно, чтобы он не погас.

 

Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках».
Упражнения нужно повторять каждый день по несколько раз.

  • Плавное вращение глазами: дважды в одном направлении, дважды в другом.
  • Зафиксируйте своё внимание на отдалённом предмете, а затем переключитесь на предмет, который перед вами.
  • Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь,
  • Широко зевните несколько раз.
  • Расслабьте шею, покачав головой, затем покрутив ею из стороны в сторону.
  • Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите.
  • Расслабьте запястья и поводите ими.
  • Сожмите кулаки, разожмите, расслабляя кисти рук.
  • Сделайте три глубоких вдоха, затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперёд-назад и из стороны в сторону.
  • Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног.
  • Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки.
  • Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.

Упражнение «Сила языка». 
Цель: помочь осознать и принять свои чувства.
Инструкция: «Возьмите лист бумаги и ручку. Выберите себе пару.
Сядьте лицом к партнёру и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, которые будут начинаться со слов: «Я должен». Затем пусть партнёр также скажет три фразы, которые будут начинаться  с этих же слов. На фразы друг друга реагировать не надо.
Запишите свои фразы в столбик на своих листах.
Сядьте лицом к партнёру и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, которые будут начинаться со слов: «Я не могу». Затем пусть партнёр также скажет три фразы, которые будут начинаться  с этих же слов. На фразы друг друга реагировать не надо.
Замените «Я  должен» на «Я выбираю», «Я не могу» – на «Я не хочу».
Обсудите свои чувства и мысли с партнёром.
Подведение итога упражнения: первые фразы, которые вы продолжали, отрицают способность быть ответственным. Изменяя язык, вы сможете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.

 

Упражнение «Ассоциации в парах».
Участники выбирают себе пару. У каждого участника в руках листок бумаги и ручка. 
Инструкция: «Сосредоточьтесь на человеке, который напротив вас... Подумайте, какие воспоминания, мысли, образы он вызывает в вашей памяти?
Сейчас молча, вы будете записывать на листах в «столбик» все то, что напоминает вам этот человек. Это могут быть известные люди, литературные персонажи, явления природы, неодушевленные предметы, животные, птицы и все то, что подскажет вам фантазия. Итак, любые свободные ассоциации...
Через 3 минуты – обмен листками.
Обсуждение.

Памятка «Как не сгореть на работе».

  • Не позволяйте себе брать работу на дом!
  • Определяйте краткосрочные и долгосрочные цели вашей деятельности.
  • Прежде, чем поставить себе профессиональную цель, подумаете, насколько её реализация реальна (не слишком ли высока планка).
  • Чаще представляйте  себе образ успешного, конечного результата вашего труда.
  • Используете «паузы»  в работе.
  • Найдите время для себя – позволяйте себе «лениться» (ежедневно уделяйте СЕБЕ, не менее 2 ч.).
  • Чаще общайтесь с  единомышленниками.
  • Избегайте ненужной конкуренции.
  • Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем!
  • День, проведенный в насыщенном общении, компенсируйте полным одиночеством.
  • Наполняйте свою личную жизнь обществом, не связанным с работой.
  • Учитесь  конструктивному общению, учитесь говорить «НЕТ».
  • Поддерживайте физическую форму, занимаясь приятным  вам видом спорта.
  • Помните – смех продлевает жизнь!
  • Будьте оптимистами!

ГЛОССАРИЙ

Дистресс – перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.
Редукция профессиональных достижений– возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Стресс – состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.
Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Эмоциональное выгорание – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Эмоциональное истощение – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Эмоциональное состояние – состояние, связанное с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей.
Эмоциональная устойчивость – способность управлять эмоциями, настроением, умением найти адекватное объяснение и реалистичное выражение, включающее в себя: удовлетворенность жизнью, отсутствие склонности к переживанию страха, отсутствие склонности к переживанию гнева.

Педагог-психолог Сергеева Е

Тренинг для педагогов по снятию эмоционального напряжения

. Упражнение «Знакомство»
 Каждый по кругу продолжает фразу: «Я — та (тот), которая (который)...»

2.Упражнение «Посмотри на себя»

 Участникам предлагается разделить лист на 4 части:

Я,  какой я есть!                                                                 Я,  каким меня видят окружающие!

Я,  каким хочу быть!                                                         Я,  каким меня хотят видеть!

 Теперь, глядя на свои ответы, попытайтесь сформулировать цель своей жизни. И посмотрите, ваша цель больше направлена на решение ваших желаний или решение желаний окружающих.

3.Упражнение «Совершенный человек»

 Участникам предлагается воздушный шарик и фломастеры. Каждый из участников пишет на шарике одно из основных качеств совершенного человека (на свой взгляд). Качества предлагается не повторять.

 Затем следует совместное обсуждение «качественного состава личностных качеств совершенного человека».

Чаще всего мы видим лишь то, что позволяют видеть люди, окружающие нас. При этом скажем прямо, большинство людей предпочитают, чтобы их несовершенства не выставлялись на всеобщее обозрение. Лишённые «грима», застигнутые в состоянии стресса или оказавшиеся в ситуации, которая требует от людей действия в той области, где у них слабое место, они все оказываются всего лишь людьми.

  Каждый человек замечательный лишь, какой он есть на самом деле. И – что самое важное – нужно принять самого себя таким какой вы есть, а не таким, которым видят меня окружающие.

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.......

Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”

4.Упражнение «Ритм»

Выполнять его необходимо в паре с другим учителем или дома, с одним из близких вам людей.

Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один - ведущий, второй - “зеркало”. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий произвольно двигает руками, а играющий роль “зеркала” пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний “ритм” другого человека и как можно полнее отразить его. При этом думайте о том, что каждый человек (ваш ученик, коллега по работе, член вашей семьи) - индивидуальность, обладающая уникальным психологическим “ритмом”, и, чтобы правильно понять человека, надо прежде всего почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

5. Упражнение «Отгадай прикосновение»

Одному участнику завязывают глаза и перед ним становятся 3-4 человека. Водящий должен угадать, кто первым к нему подошёл, кто задел руки, кто вторым подошёл, кто дотронулся до лица  и т.д

6.Упражнение «Мария Ивановна»

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации.

Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

 7. Упражнение «Пресс»

Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в “трудном” классе, разговором с “трудным” учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что, мы видим так часто: “сбрасывается” отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье учителя, где он ослабляет внутренний контроль после работы.

Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

8. Упражнение «Шурум-бурум»

Водящему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга, и, произнося только слова «шурум –бурум»,  показать задуманное чувство.  

9. Упражнение «Настроение»

Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, о том, что вседозволенность, которая культивируется на ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведет. После всех этих разговоров мать подростка вдруг заявила, что “воспитывать должны в школе”, что у нее на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.

10. Упражнение «Пословицы»

Предлагается упражнение, хорошо “снимающее” внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Возьмите любую из книг: “Русские пословицы”, “Мысли великих людей” или “Афоризмы” (в каждой школьной библиотеке книги есть). Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

11.Упражнение «Дерево»

Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверх-концентрацией человека на своих переживаниях.

Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: “снял” центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, “выбросить” отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

Существует несколько форм децентрации. Ролевая децентрация связана с перевоплощением человека, мысленным включением в другую ситуацию. Используется педагогическая рефлексия, учитель старается посмотреть на себя “со стороны”, проанализировать ситуацию глазами внешнего наблюдателя, применить “психическое зеркало”. Коммуникативная децентрация осуществляется в диалоге с переменой коммуникативных позиций. Упражнение выполняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

По дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким вам нравиться, с каким легче всего себя отождествить). Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля - это символ жизни, корни - это символ стабильности, связи человека с реальностью.

Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам  снятия эмоционального напряжения. Это  является приоритетной линией в работе школьного психолога.  

Основная часть.

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

  • познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
  • создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
  • совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Организация тренинга: группа педагогов от 12 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 40- 50 минут.

Ведущий тренинга: педагог-психолог Киселева Ю.Э.

Ход проведения тренинга

1.1. В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку. Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

– Или Вы чувствуете усталость?

– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.        

1.2. Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета» (Приложение 1)

1.3. Упражнение «Визитка»

Участники группы на первую букву своего большого имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни. Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.

1.4. Упражнение «Молекула»

Все участники свободно перемешаются по кабинету. Психолог называет: «Двухатомная молекула». Педагоги образуют пары и проговаривают:

– Я великодушная!                                                                                                  

– Да, ты великодушная, а еще красивая!  

Аналогично психолог просит сделать трехатомные, четырехатомные и пятиатомные «молекулы», а преподаватели стараются образовать группы и пообщаться со своими коллегами.

– А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

1.5. «Учитель соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата».

Труд учителя – это каждодневная работа не только с учащимися в школе, но и регулярная работа над собой.

1.6. Психолог называет тему и цели психологического тренинга.

2.  Снятие эмоционального напряжения.

Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение. 

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

2.1. Аутотренинг и ароматерапия.

Воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.

Эфирное масло «Апельсин» стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу. Помогает росту оптимизма. Открывает сердце для добра и радости.

Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают слова АТ (Приложение 2).

2.2. Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.

Мы сочиним «Сказку о городе», в которой нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается такВ одном прекрасном городе жила замечательная семья…

Каждый учитель по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки.

Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными. Но такого не бывает!

Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации. 

Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное раздражение. Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения.  Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие. 

2.3. Тест «Скрытый стресс»  (Приложение 3). Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов.  Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.

2.4. Упражнение «Корзина Советов». 

Каждый учитель по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы (Приложение 4).

 Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?

Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.

По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний человека связано со стрессом.

Упражнение «Назови эмоцию».  Участники встают в круг, бросают мяч друг другу, называя положительные эмоции, затем отрицательные. Убеждаются, что отрицательных эмоций намного больше и делают соответствующий вывод.

Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение, но учителю необходимо постоянно регулировать своё настроение.

2.5. Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса.  Не бойтесь плакать!

2.6. Биоэнергетическое исцеление.

За последнее время многие стали прислушиваться к биоритмам, к типу погоды, к гороскопам на каждый день. Энергия космоса  чиста и одинакова, но распределяется среди людей по-разному, по уровню их духовности.

Вокруг каждого человека есть невидимая аура, которая представляет его духовную территорию. Вторжение в эту территорию вызывает у нас неприятные чувства (раздражение, дискомфорт, негодование, душевную боль).

Известно, что многие болезни возникают от нарушения энергетического баланса. Когда на одном  участке тела энергия в избытке, на другом – её не достаёт. Например, если избыток энергии в железах внутренней секреции, то нарушается гормональный обмен.

2.7. Упражнение «Арттерапия».

Звучит космическая музыка.  Желающие подходят к столу, где подготовлены краски, кисти, гуашь, ватман, баночки с водой. Начинают рисовать, выражая свои ощущения от музыки в рисунке (Приложение 5).

Остальные участники тренинга закрывают глаза. Психолог даёт установку: «Вообразите себя центром Вселенной. Сосредоточьте внимание только на себе. Почувствуйте, что Вы уникальны и неповторимы». Время 2-3 минуты.   Откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

2.8. Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.

Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание  поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики».

Упражнение «Полное дыхание» (Приложение 6).

Лучше упражнение выполнять в удобной одежде, в хорошо проветренном помещении, дышать необходимо медленно с удовольствием, концентрируя своё внимание на дыхании.

Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики! Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего   напряжения.

2.9. Голос – драгоценный дар природы.

Профессия учителя требует умелого владения своим голосом. Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения.

Но учителю энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.

 Упражнение «Медитация»  для управления своим эмоциональным состоянием (Приложение 7).

Заключительная часть.

1. Американский психолог Д. Карнеги предлагает  «Формулу на сегодня».  Звучит магнитофонная запись слов. Психолог показывает карточки с этими словами. Участники тренинга шёпотом проговаривают слова (Приложение 8).

2. Обратная связь.

– Самым полезным для меня было…

– Мне понравилось…

– Я хотела бы изменить…

3.  Благодарю всех за работу!

Пожелание:

В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру