Дети с нарушенной функцией опорно-двигательного аппарата

Филиппова Лилия Николаевна

Презентация на тему "Дети с нарушенной функцией опорно-двигательного аппарата" раскрывает факторы, причины возникновения детского церебрального паралича. А так же в данной презентации рассмотрены особенности психического и моторного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_narusheniem_oprno-dvigatelnogo_apparata.pptx107.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог ГКУЗ МО «Орехово-Зуевский специализированный дом ребенка» Филиппова Лилия Николаевна Выступление на тему: «Дети с нарушенной функцией опорно-двигательного аппарата».

Слайд 2

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер . Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата: 1.Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит; 2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство). 3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит). У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Нарушения функций опорно-двигательного аппарата.

Слайд 3

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь . Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения , которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности ), судорожными припадками . Общая характеристика ДЦП .

Слайд 4

Неблагоприятные факторы: во внутриутробном ( пренатальном ) периоде, в момент родов ( интранатальном ) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придается поражению мозга во внутриутробном периоде и в момент родов . Так , из каждых 100 случаев церебрального паралича 30 возникает внутриутробное, 60 — в момент родов, 10 — после рождения . Факторы способствующие появлению ДЦП.

Слайд 5

К вредным факторам, действующим на плод внутриутробно , относятся : -инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха, токсиплазмоз ); - сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения у матери ; - токсикозы беременности; - физические травмы, ушибы плода; - несовместимость крови матери и плода по резус-фактору; - психические травмы, в том числе и отрицательные эмоции; - физические факторы (перегревание или переохлаждение, действие вибрации , облучение, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах); -некоторые лекарственные препараты; -экологическое неблагополучие (загрязненные отходами производства вода и воздух, содержание в продуктах питания большого количества нитратов , ядохимикатов, радионуклидов, различных синтетических добавок). - детский церебральный паралич может возникать и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), тяжелых ушибов головы. Вредные факторы влияющие на внутриутробное развитие.

Слайд 6

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций : с трудом и опозданием формируется функция удержания головы; навыки сидения, стояния, ходьбы; манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения , являясь ведущим дефектом , без соответствующей коррекции оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. Особенности двигательного развития детей с ДЦП.

Слайд 7

Мышечный тонус условно называют рефлексом на проприоцепцию , ответом мышц на самоощущение, для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Спастичность - повышение мышечного тонуса. Мышцы в этом случае напряжены. Ригидность - мышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса (максимальное повышение мышечного тонуса). Нарушаются плавность и слаженность мышечного взаимодействия. Гипотония - низкий мышечный тонус, мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые. При гипотонии объем пассивных движений значительно больше нормального. Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным. При осложненных формах церебрального паралича может отмечаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса. Характер этого сочетания может меняться с возрастом. Нарушение мышечного тонуса .

Слайд 8

В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. Полное отсутствие произвольных движений , обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей, называется центральным параличом. Ограничение объема движений — называется центральным парезом . Ограничение объема произвольных движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. При парезах страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения, например изолированные движения пальцев рук. Ограничение произвольных движений.

Слайд 9

Гиперкинезы — непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, а также во время волнения. Гиперкинезы всегда затрудняют осуществление произвольного двигательного акта, а порой делают его невозможным. Тремор — дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме). В конце целенаправленного движения тремор усиливается, например при приближении пальца к носу при закрытых глазах (пальценосовая проба по выявлению тремора). Наличие насильственных движений при ДЦП.

Слайд 10

Нарушения равновесия и координации движений (атаксия); Нарушение ощущений движений (кинестезий); Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов (статокинетических рефлексов); Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения; Патологические тонические рефлексы. Нарушения произвольности движений.

Слайд 11

двойная гемиплегия; спастическая диплегия ; гемипаретическая форма; гиперкинетическая форма; атонически-астатическая форма. На практике выделяют смешанную форму ДЦП. При ней имеются сочетания всех выше перечисленных выше форм. Основные формы ДЦП

Слайд 12

Три степени тяжести ДЦП при всех перечисленных формах заболевания: Легкая – физический дефект позволяет передвигаться, пользоваться городским транспортом, иметь навыки самообслуживания; Средняя – дети нуждаются в частичной помощи окружающих при движении и самообслуживании; Тяжелая – дети целиком зависят от окружающих. По двигательному деффекту различаются

Слайд 13

Созревание психической деятельности детей с церебральными параличами резко задерживается и на этом фоне выявляются различные формы нарушения психики, и прежде всего познавательной деятельности. Неравномерно сниженный запас сведений и представлений об окружающем . Это обусловлено несколькими причинами: а) вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения; б) затруднение познания окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанное с проявлением двигательных расстройств; в) нарушение сенсорных функций. Нарушения психики при ДЦП.

Слайд 14

Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности, т. е. нарушение одних интеллектуальных функций, задержка развития других и сохранность третьих. Мозаичный характер развития психики связан с ранним органическим поражением мозга на ранних этапах его развития, причем преимущественно страдают наиболее «молодые» функциональные системы мозга, обеспечивающие сложные высокоорганизованные стороны интеллектуальной деятельности и формирование других высших корковых функций. Выраженность психоорганических проявлений — замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти. Большое число детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Нарушения психики при ДЦП.

Слайд 15

Для детей с церебральным параличом характерны расстройства эмоционально-волевой сферы , у одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости; раздражительности; двигательной расторможенности; в виде заторможенности; застенчивости, робости; склонность к колебаниям настроения; инертность эмоциональных реакций; капризность, реакция протеста; состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности; с отсутствие уверенности в себе, самостоятельности, с повышенной внушаемостью ; наивность суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. Нарушения психики при ДЦП.

Слайд 16

Особенности нарушений речи и стёпень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. В основе нарушений речи при ДЦП лежит не только повреждении определенных структур мозга, но и более позднее формировании или недоразвитие тех отделов коры головного мозга, которые имеют важнейшее значение в речевой и психической деятельности. Большое значение в механизме речевых нарушений при ДЦП имеет сама двигательная патология . Отмечается взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом. Отмечается зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и тяжестью нарушений функции рук. Наиболее выраженные нарушения артикуляционной моторики отмечаются у детей, у которых значительно поражены верхние конечности. Речевые нарушения при ДЦП.

Слайд 17

У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрия; задержка речевого развития; алалия; нарушения письменной речи. Речевые нарушения при ДЦП редко встречаются в изолированном виде. Например, наиболее частая форма речевой патологии — дизартрия — часто сочетается с задержкой речевого развития или реже — с алалией . Речевые нарушения при ДЦП.

Слайд 18

Цель коррекционной работы при ДЦП является оказание детям : медицинской помощи; психологическое сопровождение; педагогическая помощь; логопедическая и социальная помощь; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации; общее и профессиональное обучение. Важным условием комплексного воздействия является взаимодействие специалистов разного профиля в процессах диагностики, лечения, коррекции, сопровождения ребенка с ДЦП и его семьи. Коррекционная работа при ДЦП.

Слайд 19

Коррекционные учреждения VI вида, создаются для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей) для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально-организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности. Специальное обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Слайд 20

Ступени образования I ступень – начальное общее образование ( нормативный срок освоения 4-5 лет); II ступень – основное общее образование ( нормативный срок освоения – 6 лет); III ступень – среднее (полное) образование (нормативный срок освоения – 2 года). Специальное обучение детей с ДЦП невозможно без учета психофизических особенностей .