Роль психолога в организации работы с одаренными детьми

Статья о роли психолога в организации работы с одаренными детьми в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboty_s_odarennymi_detmi.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

      Роль психолога в организации работы с одаренными детьми

Вам никогда не удастся создать мудрецов,

если будете убивать в детях шалунов.

Жан Жак Руссо.

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Невозможно одномоменто выявиь одаренных детей. Так как данные тестирования интеллекта и креативности сильно зависят от эмоционального состояния ребенка на тот момент и не являются неизменными величинами. Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.                                                                                                        На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов.                                                                                                         На втором этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей статуса ребенка.
В психологии принято различать общую и специальную одаренность.
Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении.
Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности, например, к языкам, математике.
«Общая» и «специальная одаренность» имеет возрастной аспект. На ранних возрастных этапах она рассматривается как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
Поэтому диагностика проходит в два этапа:
1. Диагностика по выявлению одаренных учащихся.
2. Изучение учащихся и их профнаправленности по психологическим диагностикам.

На первом этапе диагностики мы используем следующие методики:
-
Тест «Школьная мотивация» Потапова. Направленность (доминирующая мотивация) личности.
- Для диагностики креативности мы используем тест Торренса – задание Закончи рисунок.
- Тесты интеллекта Равенна (невербального),

На втором этапе диагностики мы определяем, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы. С этой целью мы используем следующие методики:
-
Тесты интеллекта ТУР (вербального)
- Предпочтительные виды профессиональной деятельности. Е.А Климов
- Методика «Профиль»
- Опросник типа мышления

Как работать с детьми, имеющими высокий уровень общих способностей?
В педагогических установках по отношению к одаренным детям важно избегать двух крайностей.
Одна из них состоит в мнении, что развитие такого ребенка не требует никакого участия.
Другая – чрезмерное вмешательство в формирование способностей.
Принцип, которого следует придерживаться в противовес указанным крайностям, состоит в том, чтобы найти правильный подход к такому ученику, основанный на его способностях.
Как работать с детьми, имеющими ярко выраженные специальные способности?
В настоящее время это решается путем дифференциации и организации системы факультативов. Учителю необходимо осуществлять такие формы работы, как проведение небольших самостоятельных исследований, выступлений с докладами, организация тематических вечеров, конкурсов, которые способствуют удовлетворению интересов, развитию дарований. Для таких учащихся должны создаваться условия для углубленного и всестороннего изучения интересующего предмета, вида деятельности, способствуя формированию специализации. Однако не следует забывать, что гиперболизация одной способности и ее эксплуатации могут привести к отставанию развития личности от опережающей это развитие единичной способности. Следует убедительно доказывать ученику, что те школьные дисциплины, которыми он пренебрегает, имеют определенное отношение к его делу, без знания этих предметов его развитие будет односторонним.

Основные задачи работы психолога с учащимися:
1. развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой в процессе наблюдений и опытов;
2. развитие абстрактного мышления, необходимого учащемуся;
3. развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
4. развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
5. формирование чувства ответственности за порученное дело;
6. воспитание уверенности в себе, сознания значимости выполненной работы;
7. привития желания в дальнейшем заниматься научно-исследовательской работой.
Также проводится индивидуальная работа с одаренными учащимися по разрешению проблемности в обучении, воспитании, развитии. Оказывается индивидуальная психологическая помощь учащимся участникам олимпиад, соревнований, конкурсов, научно-практических конференций. Продолжается консультативная работа с учителями и родителями по вопросам одаренности.