Коррекционно-развивающее занятие с использованием элементов песочной терапии. Тема: «Путешествие по песочной стране. Снятие психологических зажимов»

Янина Светлана Николаевна

Коррекционно-развивающее занятие с использованием элементов песочной терапии.

Тема:

«Путешествие по песочной стране. Снятие психологических зажимов»

Цель:

·        Снятие психологических зажимов;

·        Развитие эмоционально–волевой сферы детей.

Задачи:

 

·        Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.

·        Снять психологические зажимы у детей.

Материал: Диски со звуками природы. Песочница, подсвечивающаяся песочница, сухой песок, влажный песок, камешки разного размера, цвета и формы, кукла - Песочная фея, гномы, деревья, кустарники, предметы разной фактуры и т. д.

Правила поведения в песочнице:

1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

2. Нельзя бросать песок в других.

3. Нельзя есть песок.

4. Нельзя разрушать постройки других.

5. После игры в песке нужно помыть руки.

 

 

 

 

Структура коррекционно - развивающего занятия с использованием элементов песочной терапии

1)              Ритуал «входа» в песочную страну.

2)              Знакомство с Песочной феей и правилами поведения в песочной стране.

3)              Знакомство с волшебным гномом – постановка проблемы.

4)              Упражнение «Гора и камешки» - подвижная игра.                                         

5)              Упражнение «Необыкновенные следы».

6)              Игра «Ласковые лапки» - тактильная игра.

7)              Упражнение «Ваятели гор».  

8)              Рефлексия занятия.

9)              Ритуал «выхода» из песочной страны.

 

Ход занятия:

Психолог приглашает детей в свой кабинет. Они встают в круг.       

Психолог: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Давайте мы с вами поздороваемся не так как всегда. Ручка с ручкой, щечка со щечкой, ножка с ножкой, лобик с лобиком (дети здороваются друг с другом, таким образом, по кругу). Дети, сегодня мы продолжаем путешествовать по Песочной стране. В Песочной стране мы с вами встретимся с хранителем песка. Помните, как ее зовут?               

Дети: (Ответы детей)                                                                   

Психолог: Но для того, чтобы он появился, нам нужно совершить наш ритуал.          

Давайте крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:  

Песочная фея нам помоги,                                                 

В страну волшебную перенеси,      

В ладоши мы хлопнем                         

Раз, два и три,                                                                                

В песочной стране окажемся мы                                                           

 

Звучит музыка, появляется Песочная фея.                       

 

Психолог: Дети, откройте, пожалуйста, глаза. Давайте поздороваемся с Песочной феей. Послушаем, что она нам скажет.

Звучит музыка. Психолог берет в руки игрушку – Песочную фею.               

Психолог: Откройте, пожалуйста, глаза. К нам пришла Песочная фея. Давайте для нашей гостьи повторим правила Песочной страны.   

Музыка затихает. Дети вместе с психологом повторяют стихотворение прошлых занятий со слов «Здесь нельзя...»

Здесь нельзя кусаться, драться!                                                                    

И нельзя песком кидаться!              

Можно строить и творить;    

Горы, реки и моря –                      

Чтобы жизнь вокруг была!                                                                            

Никого не обижать,                                                                                         

Ничего не разорять!                                                                                        

Это мирная страна,                                                                                        

Дети, поняли меня!?

Психолог: Здравствуй, Песочная фея! Ты нам принесла новую сказку о своей стране?

Рассказ Песочной феи:                                                                          

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть! Конечно, я принесла новую сказку. Я пришла не одна, со мной мой маленький друг. Он и его друзья живут в горах, трудятся в пещерах. Там они добывают драгоценные камни. Ребята, вы еще не догадались, о ком я рассказываю?                                                

Дети: (Ответы детей)                                                                   

Песочная фея: Конечно, о моем друге гноме.                                               

Психолог берет в руки игрушку – гнома.                                                              

Гном: Здравствуйте, ребята! Я так рад вас видеть! Моя подруга – Песочная фея рассказывала о вас столько интересных историй. Какие вы отважные, веселые, добрые и умные. Я решил к вам обратиться за помощью.                        

Рассказ гнома: А вы знаете, что такое горы?                                               

Дети: (Ответы детей)                                                                              

Гном: У нашей планеты есть каменная одежда. Там, где одежда видна на поверхности, где очень много камней, мы видим горы. Кто из вас был в горах?                          

Дети: (Ответы детей)                                                 

Гном: Горы такие большие, такие высокие, а камни, из которых они состоят крепкие - прекрепкие. Ребята, в нашей стране тоже были большие, высокие, красивые горы. В глубоких пещерах мы, гномы, трудились от восхода до заката. Добывали самые красивые на свете камни, чтобы люди могли ими любоваться. Наш труд очень тяжелый, но нам наша работа очень нравилась. Шли годы, прошло очень много лет, и вот наши горы исчезли, превратились в кучку маленьких камешек. Что нам делать? Помогите нам ребята, вы ведь такие сообразительные. Чтобы вам было легче решить эту проблему, давайте поиграем в игру, которая нам объяснит, что же случилось с горами.

Игра «Гора и камешки»                                                                                        

Дети-камешки стоят вместе, тесно прижавшись, друг к другу – это гора.           

Звучит музыка. Взрослый говорит слова:                                                               

Жила-была большая, большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями и точила камни.

Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности.

 

Звучит музыка, имитирующая ветер.                               

 Вот покатился с горы камешек (один ребенок отходит от остальных), потом другой, третий (еще часть детей отходит от центра).                             

Гора становилась все меньше и меньше и, в конце концов, стала совсем незаметной (все дети расходятся).                                                                                 

Так ветер и вода трудились день за днем и победили большую гору.                 

Психолог: Теперь дети вам стало понятно, что произошло с горами в нашей Песочной стране?

Дети: (Ответы детей)

Психолог: Ребята, для того, чтобы  помочь гному и его друзьям нужно пройти нелегкий путь. Вы готовы к путешествию?

Дети: (Ответы детей)

Психолог: Мы отправляемся в путешествие. На пути нам встретится много всего интересного, например, следы различных животных. Для того, чтобы с ними познакомится, на нужно перенестись в песочную долину.

Дети садятся за подсвечивающуюся песочницу и выполняют упражнение.

Упражнение «Необыкновенные следы»

 Цель: развитие тактильной чувствительности.

(Выполнение упражнения сопровождается музыкой с голосом птиц)

 

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками, друг с другом – «жучки здороваются»).

Психолог: Молодцы, ребята! Вот мы и познакомились с нашими попутчиками. Давайте мы с ними теперь поздороваемся? Для этого нужно коснуться их лапок и угадать наощупь, с каким зверьком мы здороваемся.

 

Игра «Ласковые лапки»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Описание игры: Взрослый подбирает 6 - 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Комментарий: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

(Выполнение упражнения сопровождается музыкой с голосом птиц)

 

Давайте все вместе подумаем, у кого какие предложения?                                             

Дети: (Ответы детей)

Психолог: Ребята, мы прошли трудный путь, чтобы помочь нашему гному и теперь мы пришли в место, где живут гномы. Мы с вами сейчас будем восстанавливать горы. Хорошенько подумайте, как будет выглядеть ваша гора. Она должна понравиться гномам.

Упражнение «Ваятели гор»                                             

Психолог снимает крышку с песочницы.                                              

Звучит музыка. Психолог вместе с детьми возводит горы. Украшают их склоны деревьями, кустарниками.                                                                    

Гном: Ой, ребята, какие высокие и красивые горы у вас получились. Они даже красивее чем прежде. Только вы кое - что забыли. А где же пещеры?                              

 Психолог: Не волнуйся, гном, сейчас мы все исправим. (Проделывают в горах пещеры и ходы для гномов).                                                                            

Гном: Ребята, спасибо вам! Вы настоящие волшебники! Теперь мы с моими друзьями добудем еще больше красивых драгоценных камней и обязательно принесем вам показать.

По окончании работы психолог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья

Рефлексия занятия:                                                                                       

Психолог: Дети, сегодня вы хорошо потрудились. Вы настоящие волшебники. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? Какое у вас настроение?  Дети: (Ответы детей).

 

Ритуал «выхода» из Песочной страны

В ладошки наши посмотри —                                                                

Мудрее стали ведь они!                                                                

Спасибо, милый наш песок,                                                               

Ты всем нам подрасти помог!

После произнесения этих слов ребята прощаются с Песочной страной.

                           

 

 

Использованная литература:

1. Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 4. - С. 56 - 59.

 

2. Грабенко, Т. М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С. 26 – 29.

 

3. Кондратьева, С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития: развитие естественнонаучных представлений.

 

4. Некрасова, Е. Играем с песком, водой и глиной / Е. Некрасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. 41 - 43.