тесты для будущих педагогов-психологов, педагогов, учителей начальных классов

Светлана Борисовна Гришина

материал для состоявшихся и будущих педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testy_na_motivatsiyu_transaktsii_geymy.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман)

Назначение. Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

Инструкция. Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, б, в, г, д, е, ж, з), проставив в соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения: «+» — согласен с этим, «=» — когда как, «-» — нет, не согласен, «?» — не знаю. Старайтесь отвечать быстро, не задумывайтесь долго над ответами, отвечайте на вопросы последовательно, от 1а до 14з. Следите за тем, чтобы не путать клетки. На всю работу у вас должно уйти не более 20 минут.

Опросник

1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:

а) «Время — деньги». Нужно стремиться их больше зарабатывать.

б) «Главное — здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы.

в) Свободное время нужно проводить с друзьями.

г) Свободное время надо отдавать семье.

д) Нужно делать добро, даже если это дорого обходится.

е) Нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем.

ж) Нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг.

з) нужно стремиться открыть что-то новое, создать, изобрести.

2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:

а) Работа — это вынужденная жизненная необходимость.

б) Главное — не допускать конфликтов.

в) Нужно стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями.

г) Нужно активно стремится к служебному продвижению

д) Главное — завоевать авторитет и признание.

е) Нужно постоянно совершенствоваться в своем деле.

ж) В своей работе всегда надо найти интересное, что может увлечь.

з) Нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других.

3. Среди моих дел в свободное время большое место занимают следующие дела:

а) Текущие, домашние.

б) Отдых, развлечения.

в) Встречи с друзьями.

г) Общественные дела.

д) Занятия с детьми.

е) Учеба, чтение необходимой для работы литературы.

ж) Хобби.

з) Подрабатывание денег.

4. Среди моих рабочих дел много места занимают:

а) Деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения и т.д.).

б) Личное общение (на темы, не связанные с работой).

в) Общественная работа.

г) Учеба, получение новой информации, повышение квалификации.

д) Работа творческого характера.

е) Работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная).

ж) Работа, связанная с ответственностью перед другими.

з) Свободное время, перекуры, отдых.

5. Если бы мне добавили выходной день, я бы скорее всего потратил его на то, чтобы:

а) Заниматься текущими домашними делами.

б) Отдыхать.

в) Развлекаться.

г) Заниматься общественной работой.

д) Заниматься учебой, получением новых знаний.

е) Заниматься творческой работой.

ж) Делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими.

з) Делать дело, дающее возможность заработать.

6. Если бы у меня была возможность по-своему планировать рабочий день, я бы стал скорее всего заниматься:

а) Тем, что составляет мои основные обязанности.

б) Общением с людьми по делам (переговоры, обсуждения).

в) Личным общением (разговорами, не связанными с работой).

г) Общественной работой.

д) Учебой, получением новых знаний, повышением квалификации.

е) Творческой работой.

ж) Работой, в которой чувствуешь пользу и ответственность.

з) Работой, за которую можно больше получить.

7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:

а) Где что можно купить, как хорошо провести время.

б) Про общих знакомых.

в) О том, что вижу и слышу вокруг.

г) Как добиться успеха в жизни.

д) О работе.

е) О своих увлечениях

ж) О своих успехах и планах.

з) О жизни, книгах, кинофильмах, политике.

8. Моя работа дает мне прежде всего:

а) достаточные материальные средства для жизни.

б) общение с людьми, дружеские отношения.

в) авторитет и уважение окружающих.

г) интересные встречи и беседы.

д) удовлетворение от работы.

е) чувство своей полезности.

ж) возможность повышать свой профессиональный уровень.

з) возможность служебного продвижения.

9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:

а) Уютно, хорошие развлечения.

б) Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы.

в) Тебя уважают, считают авторитетом.

г) Можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи.

д) Можно приобрести новых друзей.

е) Бывают известные заслуженные люди.

ж) Все связаны общим делом.

з) Можно проявить и развить свои способности.

10. Я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми:

а) С которыми можно поговорить на разные темы.

б) Которым мог бы передавать свой опыт и знания.

в) С которыми можно больше заработать.

г) Которые имеют авторитет и вес на работе.

д) Которые могут научить чему-нибудь полезному.

е) Которые заставляют тебя становиться активнее на работе.

ж) Которые имеют много знаний и интересных идей.

з) Которые готовы поддержать тебя в разных ситуациях.

11. К настоящему времени я имею в достаточной степени:

а) Материальное благополучие.

б) Возможность интересно развлекаться.

в) Хорошие условия жизни.

г) Хорошую семью.

д) Достаточно возможностей интересно проводить время в обществе.

е) Уважение, признание и благодарность других.

ж) Чувство полезности для других.

з) Создание чего-то ценного, полезного.

12. Я думаю, что имею в своей работе в достаточной степени:

а) Хорошую зарплату, другие материальные блага.

б) Хорошие условия для работы.

в) Хороший коллектив, дружеские взаимоотношения.

г) Определенные творческие достижения.

д) Хорошую должность.

е) Самостоятельность и независимость.

ж) Авторитет и уважение коллег.

з) Достаточно высокий профессиональный уровень.

13. Больше всего мне нравится, когда:

а) Не нужно думать о насущных заботах.

б) Есть комфортное, приятное окружение.

в) Кругом оживление, веселая суета.

г) Предстоит провести время в веселом обществе.

д) Испытываю чувство соревнования, поиска.

е) Испытываю чувство активного напряжения и ответственности.

ж) Погружен в свою работу.

з) Включен в совместную работу с другими.

14. Когда меня постигает неудача, не получается то, что я хочу:

а) Теряюсь, злюсь на себя.

б) Стараюсь переключиться на что-нибудь приятное.

в) Злюсь на то, что мне помешало.

г) Стараюсь оставаться спокойным.

д) Пережидаю, когда пройдет первая реакция, и спокойно анализирую, что произошло.

е) Стараюсь понять, в чем я сам был виноват.

ж) Стараюсь понять причины неудачи и поправить положение.

Обработка и интерпретация результатов

Ответы испытуемого переводятся в баллы: «+» — 2 балла, «=» — 1 балл, «-» или «?» — 0 баллов. Баллы суммируются по следующим шкалам: жизнеобеспечение (Ж), комфорт (К), социальный статус (С), общение (О), общая активность (Д), творческая активность (ДР), социальная полезность (Од). Затем строится график (мотивационный профиль), при этом по горизонтали обозначаются шкалы, по вертикали — баллы. Если опрашиваемый набирает наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР и ОД , то у него выражен «рабочий» мотивационный профиль личности, если наиболее высокие баллы по шкалам Ж, К, С, О ( или в равной степени с другими шкалами), то у него выражен «общежитейский» мотивационный профиль личности.

Ключ

Жизнеобеспечение — ответы : 1а,б; 2а, 3а, 4е, 5а, 6з, 8а, 10д, 11а, 12а.

Комфорт — ответы : 1е; 2г; 7в,г; 8в,з; 9в,г,е; 10г; 11д; 12д,е.

Общение — ответы : 1в; 2д; 3в; 4б,в; 7б,з; 8б,г; 9д,з; 10а; 11г; 12в.

Сумма всех баллов по этим шкалам характеризует общежитейскую направленность личности.

Общая активность (Д) — ответы : 1г,з; 4а,г; 5з; 6а,б,г; 7д; 9б; 10в; 12з.

Творческая активность (ДР) — ответы: 1ж,з; 2е,ж; 3ж; 4д; 5д,е; 6е; 7е,ж; 8д,ж; 10ж; 11з; 12г.

Социальная полезность (Од) — ответы : 1д; 2з; 3г,д; 4в,ж; 5г,ж; 6ж; 8е; 9ж; 10б,е; 11е,ж; 12ж.

Суммы баллов по этим шкалам характеризует «рабочую» направленность личности.

Диагностика мотивации успеха и боязни неудачи

Инструкция. На приведенные ниже вопросы необходимо ответить "да" или "нет". Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что "да" подразумевает как явное "да", то есть "скорее да, чем нет". То же относится и к ответу "нет". Отвечать на вопросы следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, и является наиболее точным.

Опросник

  1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.
  2. В деятельности активен.
  3. Склонен к проявлению инициативы.
  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.
  5. Часто выбираю крайности: либо заниженно легкие задания, либо нереально трудные.
  6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
  7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
  8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.
  9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.
  10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
  11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
  12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.
  13. Я не очень настойчив при достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
  14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.
  15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.
  16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.
  17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
  18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.
  19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.
  20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.

Ключ к опроснику:

1 балл получают ответы "да" на вопросы 1-3, 6, 10-12, 14, 16, 18-20; ответы "нет" на вопросы 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается общее количество баллов. Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом 8-9 баллов ближе к боязни неудачи, а 12-13 баллов - ближе к мотивации успеха.

Тест-опросник МУН

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный.

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.

2. Обычно я действую активно.

3. Я склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполнимые задания.

6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.

8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля.

9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.

10. Я обычно настойчив в достижении цели.

11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед.

12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

15. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу теряю к нему интерес.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.

Ключ к опроснику. «Да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10,11, 12, 14, 16, 18, 19, 20; «нет»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

Обработка и критерии. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха.

Если количество набранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом следует иметь в виду, что при количестве баллов 89 испытуемый скорее тяготеет к мотивации боязни неудачи, тогда как при количестве баллов 1213  — мотивации успеха.

Тест «Трансактный анализ общения»

Высказывания оцениваются в баллах от 0-10

1Мне порой не хватает выдержки.

2 Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3 Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4 Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5 Меня провести нелегко.                

6  Мне бы понравилось быть воспитателем.

7 Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8 Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.

9 Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

10 Каждый должен выполнять свой долг.  

11 Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12 Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13 Я как и многие люди, бываю обидчив.

14 Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15 Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.        

16 Я – увлекающийся человек.

17 Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18 Мои взгляды непоколебимы.

19 Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20 Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

21 Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств

Обработка результатов

Подсчитайте отдельную сумму баллов по строкам:

I (состояние ребенок) – 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.         

II (состояние взрослый) – 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

III (состояние родитель) – 3, 6, 9, 12, 15, 18,21.

Если получилась формула 2-1-3 – обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и нравоучениям.

Если получилась формула 3-1-2 – для вас характерна категоричность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, часто не заботитесь о последствиях ваших слов и действий.

Если на первом месте в формуле стоит 1, то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя не всегда умеете управлять своими эмоциями.

Трансакции

Определите позицию (Родитель, Взрослый, Дитя)

1.-Эта Мария Васильевна такая педантная!        

- И не говорите, всегда так губы подожмет

- Я ему сказала: «Петров, я ведь все равно дознаюсь, кто это сделал, а пока можешь на мои уроки не приходить».

- Правильно, надо было еще родителей вызвать.

2. - Дети сейчас такие ленивые!                        3.- Продавцы на базаре всегда обвешивают!

- Да, раньше дети были значительно лучше!        - Да, и лица у них такие бесчестные

Определите позицию (Родитель, Взрослый, Дитя)

1.- Я буду доктором, а ты будешь больной.                

- Я не хочу быть больной, я всегда больная.

2.- Слушай, давай с физики смоемся!

- Ага. Пойдем в автоматы поиграем!

3.- Девочки, говорят, зарплату до праздников дадут!

- Ой, здорово! Давайте сбросимся!

Определите позицию (Родитель, Взрослый, Дитя)        

1.- Который час?                

- Без четверти два

2. - Тримов, ты не будешь толкать Васина?                        

- Нет, Ольга Степановна, не буду                                

3.- Маснюк, я же запретила пользоваться учебником!

- Я только одну формулу посмотрел

Определите позицию (Родитель, Взрослый, Дитя)

1.- Людмила Георгиевна, можно мне выйти из класса?        

- Ну, хорошо, Лукъянова, выходи, но не надолго.         

2.- Ирина Анатольевна, можно я вам завтра отчет сдам?

- Хорошо, Елена Викторовна, но не позже

Определите позицию (Родитель, Взрослый, Дитя)

1.-Вася, у тебя карандаш есть?                        2.-Вася, у тебя карандаш есть?

-А тебе зачем? Все равно рисовать не умеешь.         -Отстань, Пенхасов, а то я из-за тебя дорисовать не успею

3.- Мама, можно мне собачку погладить?

- При контакте с уличными животными очень велика вероятность заболевания кожных поверхностей и пищеварительного тракта

4.- Поддубный, ты почему так постригся? На кого ты похож!

- Ваша реакция, Марина Федоровна, типична при конфликте субкультур, справедливо отмеченном Тургеневым еще в позапрошлом веке

5- Валентина Евгеньевна, чтобы журнал к завтрашнему дню был заполнен!

- Вы не можете мне приказывать, Элеонора Владимировна. Я подчиняюсь только Ларисе Константиновне

6. Таисия Михайловна, вы специалист, помогите мне, пожалуйста!

- Что вы, Белла Андреевна, я как раз вас хотела о помощи просить.

- Алик, давай сорвемся с контрольной, а то я ничего не выучил!

- Тебе следовало бы больше заниматься, Бирюк, тогда и контрольная была бы не страшна

- Миша, как ты можешь так наплевательски относиться к своему здоровью! Немедленно надень шапку!

- Да брось, Вера, мне так нравится. Один раз живем!

7.- Я вот говорю, Зинаида Васильевна, как это родители могут позволять детям так одеваться в школу?!

- Вы бы, Анна Петровна, лучше на себя посмотрели!

8.- Прошина, ну разве можно так себя вести!

- Вот я и думаю, Елена Владимировна, совершенно нынешняя молодежь расслабилась!

Трансакции

Позиция Родитель-Родитель

-Эта Мария Васильевна такая педантная!        

- И не говорите, всегда так губы подожмет

- Я ему сказала: «Петров, я ведь все равно дознаюсь, кто это сделал, а пока можешь на мои уроки не приходить».

- Правильно, надо было еще родителей вызвать.

- Дети сейчас такие ленивые!                        - Продавцы на базаре всегда обвешивают!

- Да, раньше дети были значительно лучше!                - Да, и лица у них такие бесчестные

Позиция Дитя-Дитя

- Я буду доктором, а ты будешь больной.                

- Я не хочу быть больной, я всегда больная.

- Слушай, давай с физики смоемся!

- Ага. Пойдем в автоматы поиграем!

- Девочки, говорят, зарплату до праздников дадут!

- Ой, здорово! Давайте сбросимся!

Позиция Взрослый-Взрослый

- Который час?                

- Без четверти два

Позиция Родитель-Дитя

 - Тримов, ты не будешь толкать Васина?                        

- Нет, Ольга Степановна, не буду                                

- Маснюк, я же запретила пользоваться учебником!

- Я только одну формулу посмотрел

        Позиция Дитя-Родитель

- Людмила Георгиевна, можно мне выйти из класса?        

- Ну, хорошо, Лукъянова, выходи, но не надолго.         

- Ирина Анатольевна, можно я вам завтра отчет сдам?

- Хорошо, Елена Викторовна, но не позже

Некомплементарные (пересекающиеся)

В-В Вася, у тебя карандаш есть?                                В-В Вася, у тебя карандаш есть?

Р-Д А тебе зачем? Все равно рисовать не умеешь.        Д-Р Отстань, Пенхасов, а то я из-за тебя дорисовать не успею

Д-Р Мама, можно мне собачку погладить?

В-В При контакте с уличными животными очень велика вероятность заболевания кожных поверхностей и пищеварительного тракта

Р-Д Поддубный, ты почему так постригся? На кого ты похож!

В-В Ваша реакция, Марина Федоровна, типична при конфликте субкультур, справедливо отмеченном Тургеневым еще в позапрошлом веке

Р-Д Валентина Евгеньевна, чтобы журнал к завтрашнему дню был заполнен!

Р-Д Вы не можете мне приказывать, Элеонора Владимировна. Я подчиняюсь только Ларисе Константиновне

Д-Р Таисия Михайловна, вы специалист, помогите мне, пожалуйста!

Д-Р Что вы, Белла Андреевна, я как раз вас хотела о помощи просить.

Д-Д Алик, давай сорвемся с контрольной, а то я ничего не выучил!

Р-Д Тебе следовало бы больше заниматься, Бирюк, тогда и контрольная была бы не страшна

Р-Д Миша, как ты можешь так наплевательски относиться к своему здоровью! Немедленно надень шапку!

Д-Д Да брось, Вера, мне так нравится. Один раз живем!

Р-Р Я вот говорю, Зинаида Васильевна, как это родители могут позволять детям так одеваться в школу?!

Р-Д Вы бы, Анна Петровна, лучше на себя посмотрели!

Р-Д Прошина, ну разве можно так себя вести!

Р-Р Вот я и думаю, Елена Владимировна, совершенно нынешняя молодежь расслабилась!

Гейм «Аргентина»

- Вы когда-нибудь изучали географию?        

- Да, конечно, в школе.        

- Слышали о такой стране – Аргентина?

- Слышали.

- Тогда скажите, а что самое интересное в Аргентине?

- Ну, танцы, наверное, танго.

- Нет, танцы – не самое интересное. Национальные танцы есть в любой стране. Чем же они хуже аргентинских?

- Тогда у них очень развит футбол.

- А чем же бразильский футбол уступает аргентинскому?

- А, у них еще пампасы…

- А сельва. саванна?

- Это очень длинная страна.

- Так ведь Чили – длинная страна.

- Ну, тогда мы не знаем.

- Как, вы не знаете, что самое интересное в Аргентине?

- Да, мы не знаем.

- Послушайте, вы все – преподаватели с высшим образованием, уже не один год обучаете детей. Чему же вы их можете научить, если вы даже не знаете, что самое интересное в Аргентине?

- (ошарашенное молчание).

Гейм «Да, но…»

- Лина Ефимовна, я хотела с Вами посоветоваться по поводу Гали…Можно?

- Да, конечно, Вера Львовна, я всегда готова Вам помочь.

- Вы, знаете, она не делает домашних заданий.

- Я знаю, я Вас по этому поводу и вызвала.

- Ну, так что же мне с ней делать?

- А Вы проверяете, сделала она домашнее задание или нет?

- Конечно, проверяю, но ведь вы знаете, что я работаю в три смены, иногда прихожу, а она спит. Так что же мне делать?

- А вы с ней разговаривали?

- Конечно, разговаривала, но только это не помогает.

- А вы ей говорили, что она учится для себя?

- Конечно, говорила, но толку от этого нет.

- А Вы ее, случайно, не наказываете?

- Ой, да я ее наказывала, драла, как сидорову козу, но все равно толку нет.

- Ну, а когда Вы в первой смене работаете, как Вы задание проверяете?

- Я прошу ее показать, как она приготовила уроки. А как она сделала и все ли  - так я этого не понимаю.

- Вы в дневнике смотрите, что записано, сравнивайте с тем, что сделано.

- Но так ведь она не все домашнее задание записывает.

- Тогда пусть она при Вас звонит одноклассникам и выясняет задание.

- Да, но ведь у нас телефона-то нет.

- Ну, пусть идет к кому-нибудь.

- Это вы здорово придумали, но откуда ж я буду знать, все она мне сказала или нет.

- Тогда Вы вместе с ней идите.

- Да, а кто ж будет за ней стирать да готовить. И устаю я.

- Ну, тогда я не знаю, что и делать.

- Вот и я говорю, что уж здесь поделать. Никто, видать, таким, как мы, помочь не сможет.

Гейм «Деревянная нога»

- (не поднимаясь с места) Я конечно, могу ответить, Марина Федоровна, не сомневаюсь, что мой ответ удовлетворит Вас.

- Это почему же?

- Я недостаточно полно проработал материал урока.

- И что же тебе помешало?

- Ну, Вы ведь знаете – у меня сосудистая вегетодистония. Я вчера себя недостаточно хорошо чувствовал.

- У меня тоже была вегетодистония в юности, но это не помешало мне хорошо учиться. Выходи к доске!

- (отвечает урок плохо).

- Ты совсем не знаешь урока.

- Я же Вас предупреждал. Мне вчера было очень плохо, что же Вы хотите от меня? Очевидно, Ваши страдания в юности не шли ни в какое сравнение с моими страданиями!

- Тогда почему же ты пришел в школу? Может, тебе лучше полежать дома?

- У меня, Марина Федоровна, врожденная тяга к знаниям. Я надеюсь, что если вдруг мне станет лучше, я смогу что-нибудь понять из Вашего объяснения. Пока у меня есть хоть толика сил, я всегда хожу в школу.

- (смущенно). Ладно, садись, спрошу тебя в другой раз.

- Ну, если Вам повезет, Марина Федоровна, и я буду в состоянии отвечать.

Вечером того же дня учительница встречает ученика, пляшущего на дискотеке.

- Дубов, ты же говорил утром, что еле ноги таскаешь! А теперь смотри-ка, отплясываешь как дикий конь!

- Очевидно, Вы не совсем знакомы со спецификой сосудистой вегетодистонии, Марина Федоровна. Мне сейчас, временно стало лучше. Хотя не знаю, надолго ли. Что же Вы хотите, чтобы я окончательно закопался в своей болезни? Что Вы вообще хотите от такого больного человека, как я?

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей ( КОС-2)

Инструкция. Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики 10-15 минут.

Опросник

  1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
  2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?
  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
  7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений?
  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?
  10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?
  12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?
  13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
  20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
  27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
  28. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?
  29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
  30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве) ?
  31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?
  32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?
  33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?
  34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у вас много друзей?
  38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов тестирования

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру — 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2»

КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

Коммуникативные склонности

Ответы

(+) да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(-) нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Организаторские склонности

(+) да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

(-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Сумма

баллов

1-4

5-8

9-12

13-16

17-20

Уровень

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Высший

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое , однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.

Диагностика парциальных позиций

интернальности-экстернальности личности

(Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд)

Назначение. Настоящая методика направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля.

Одной из важных интегральных характеристик самосознания, вызывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание "Я", является качество личности, получившее название локуса контроля. Существуют два крайних типа локуса контроля — интернальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что происходящие с ним события зависят от его личностных качеств и являются закономерным итогом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи — это результат внешних сил (везение, случайность, давление окружения, другие люди и т. д.). Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на каждый пункт опросника, используя одну из градаций 7-балльной шкалы:

Полностью не согласен

-3

-2

-1

0

1

2

3

Полностью согласен

Опросник

  1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
  2. Большинство разводов происходит потому, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
  3. Болезнь — дело случая. Если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
  4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
  5. Осуществление моих желаний зависит от везения.
  6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
  7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
  8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
  9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
  10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
  11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
  12. То, что многим людям кажется удачей или везением ,на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
  13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
  14. Если люди не подходят друг другу, то как бы ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
  15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
  16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
  17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
  18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
  20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
  21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
  22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
  23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
  24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
  25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
  26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
  27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
  28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
  29. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
  30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
  31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не приложил достаточно усилий.
  32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу.
  33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
  34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
  35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
  36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
  37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
  38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
  40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все старания.
  41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
  42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
  43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
  44. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависели от везения или невезения.

Обработка и интерпретация результатов

Обработку заполненных анкет следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «-» с обратным знаком.

Ключи

1. Ключ к шкале Ио

3. Ключ к шкале Ин

+

-

+

-

2

4

11

12

13

15

16

17

19

20

22

25

27

29

31

32

34

36

37

39

42

44

1

3

5

6

7

8

9

10

14

18

21

23

24

26

28

30

33

35

38

40

41

43

2

4

20

31

42

44

7

24

33

38

40

41

4. Ключ к шкале Ис

+

-

2

16

20

32

37

7

14

26

28

41

5. Ключ к шкале Ип

+

-

19

22

25

42

1

9

10

30

6. Ключ к шкале Им

+

-

4

27

6

38

2. Ключ к шкале Ид

+

-

7. Ключ к шкале Из

+

-

12

15

27

32

36

37

1

5

6

14

26

43

13

34

3

23

Перевод в стены

После получения «сырых» баллов по шкалам следует перевести их в 10-балльную систему стандартных оценок в стенах. В этой системе средняя по нормативной выборке принимается за 5,5 стена, а половина стандартного отклонения приравнивается к одному стену. Таким образом, показатели нормального распределения могут быть преобразованы в стандартные оценки, не зависящие от размерности.

Шкала общей интернальности

1

От

-132

До

-14

6

От

33

До

44

2

От

-13

До

-3

7

От

45

До

56

3

От

-2

До

9

8

От

57

До

68

4

От

10

До

21

9

От

69

До

79

5

От

22

До

32

10

От

80

До

132

Шкала интернальности в области достижений

1

От

-36

До

-11

6

От

6

До

9

2

От

-10

До

-7

7

От

10

До

14

3

От

-6

До

-3

8

От

15

До

18

4

От

-2

До

1

9

От

19

До

22

5

От

2

До

5

10

От

23

До

36

Шкала интернальности в области неудач

1

От

-36

До

-8

6

От

8

До

11

2

От

-7

До

-4

7

От

12

До

15

3

От

-3

До

0

8

От

16

До

19

4

От

1

До

4

9

От

20

До

23

5

От

5

До

7

10

От

24

До

36

Шкала интернальности в семейных отношениях

1

От

-30

До

-12

6

От

4

До

6

2

От

-11

До

-8

7

От

7

До

10

3

От

-7

До

-5

8

От

11

До

13

4

От

-4

До

-1

9

От

14

До

17

5

От

0

До

3

10

От

18

До

30

Шкала интернальности в производственных отношениях

1

От

-30

До

-5

6

От

12

До

15

2

От

-4

До

-1

7

От

16

До

19

3

От

0

До

3

8

От

20

До

23

4

От

4

До

7

9

От

24

До

27

5

От

8

До

11

10

От

28

До

30

Шкала интернальности в области межличностных отношений

1

От

-12

До

-7

6

От

2

До

4

2

От

-6

До

-5

7

От

5

До

6

3

От

-4

До

3

8

От

7

До

8

4

От

-2

До

-1

9

От

9

До

10

5

От

0

До

1

10

От

11

До

12

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни

1

От

-12

До

-6

6

От

3

До

4

2

От

-5

До

-4

7

От

5

До

6

3

От

-3

До

-2

8

От

7

До

8

4

От

-1

До

0

9

От

9

До

10

5

От

1

До

2

10

От

11

До

12

Построение профиля УСК

На профиле УСК прямая линия, проходящая через 5,5 стена, соответствует норме. Отклонение вверх по отдельным шкалам свидетельствует об интернальном типе контроля над соответствующими ситуациями, отклонение вниз — об экстернальном типе контроля. Таким образом, может быть оценен как общий тип контроля, так и соотношение показателей по отдельным шкалам между собой.

Общая интернальность Ио. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.

Интернальность достижений Ид. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

Интернальность неудач Ин. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Интернальность в семейных отношениях Ис. Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события семейной жизни. Низкий показатель указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

Интернальность производственных отношений Ип . Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий показатель указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению–невезению

Интернальность межличностных отношений Им. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя способным контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

Интернальность в отношении здоровья-болезни Из . высокие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.