Сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовании

ELENA Ahmadeeva

В проекте раскрываются основные механизмы реализации инклюзивного образования и работы с детьми,имеющими ограниченные возможности здоровья,с особыми образовательными потребностями

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детский дом «Құлыншақ» ПРОЕКТ « Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ в инклюзивном образовании » АВТОР ИДЕИ: Буркеева С.М. РАЗРАБОТЧИКИ: Ахмадеева Е. Помозова И.В. Соловьёва С.В. Ермолаева Н.Н . Павленко А.М. Караганда 2017

Слайд 2

П роект Детский дом «Құлыншақ» ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ОБУСЛОВИВШИЕ СОЗДАНИЕ ДАННОГО ПРОЕКТА: - Дети - сироты и дети - оставшиеся без попечения родителей, имеющие диагнозы согласно решению ОМПК идут в общеобразовательную школу, но общеобразовательная среда, не создаёт для них условия, способствующие их психологическому благополучию. - В детском доме имеются дети с ОВЗ в группах по типу семьи, но отсутствуют специалисты учителя-дефектологи, учитель-логопед, необходимые для проведения коррекционно-развивающей работы. - Ограниченность нормативного-правового поля (отсутствует законодательное закрепление самой возможности обучения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным программам). - Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования. - Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки). - Психологические « барьеры », связанные с общественным мнением (отношение к детям с диагнозами). - Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ.

Слайд 3

Проект Детский дом «Құлыншақ» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях инклюзивного образования

Слайд 4

Проект Детский дом «Құлыншақ» ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 1 . Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через проведение коррекционно-развивающей и индивидуальной работы с детьми ОВЗ; 2 . Совершенствовать доступную образовательно-воспитательную среду для каждого ребенка через профилактическую работу; 3 . Сформировать социально-психологическую культуру, толерантное сознание всех участников образовательно-воспитательного процесса через организацию и проведение семинаров, круглых столов, консультаций, лекториев, педагогических советов; 4 . Совершенствовать условия, обеспечивающие развитие здоровьесберегающей среды, способствующие качественному образованию, воспитанию и социализации воспитанников в обществе через внедрение инновационных методов и приёмов в работе; 5 . Создать условия для самоутверждения ребенка в значимых сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности через реализацию индивидуально-дифференцированного подхода в развитии ребёнка с ОВЗ; 6 . Проводить мониторинг адаптации и социализации детей с ОВЗ; 7 . Взаимодействовать со специалистами и педагогами школы по решению широкого круга образовательных проблем детей с ОВЗ через посещение уроков, проведение индивидуальных бесед, малых педагогических консилиумов, выработку рекомендаций. 8 . Выделить единицы учителя-дефектолога и логопеда для работы с детьми ОВЗ в группах по типу семьи 9 . Разработать и внедрить форму по индивидуальной траектории развития детей с ОВЗ с целью отслеживания индивидуальных достижений ребёнка и определения маршрута работы с западающими зонами.

Слайд 5

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Проект Детский дом «Құлыншақ» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Организована система эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Усовершенствована доступная образовательно-воспитательная среда для каждого ребенка; Сформированы социально-психологическая культура, толерантное сознание всех участников образовательно-воспитательного процесса, участвовавших в проекте; Разработана и внедрена форма индивидуальной траектории развития ребёнка с ОВЗ. Выделены единицы учителя-дефектолога и логопеда для работы с детьми ОВЗ в группах по типу се- мьи или воспитателей, имеющих дефектологическое образование , специализацию по дефектологии; Усовершенствованы условия, обеспечивающие развитие здоровьесберегающей среды, способст - вующие качественному образованию, воспитанию и социализации воспитанников в обществе; Созданы условия для самоутверждения ребенка в значимых сферах жизнедеятельности , где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности ; Проводится мониторинг адаптации и социализации детей с ОВЗ; Налажено взаимодействие со специалистами и педагогами школы по решению широкого круга образовательных проблем детей с ОВЗ;

Слайд 6

Проект Детский дом «Құлыншақ» НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ИЛИ ВОСПИТАТЕЛЬ С ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ИЛИ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ -Осуществляет работу, направленную на максималь-ную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся воспитанников групп по типу семьи; -Обследует обучающихся (воспитанников ), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта; -Комплектует группы для занятий с учетом психологического состояния обучающихся (воспитанников); -Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций; -Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки; -Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии; - Ведёт лист траектории развития на каждого воспитанника с ОВЗ УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи у воспитанников; -Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта речи; - Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников; -Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций; -Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки; -Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в речевом развитии; -Ведёт лист траектории развития на каждого воспитанника с ОВЗ

Слайд 7

Проект Детский дом «Құлыншақ» НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ -Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения; -Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации ; -Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи ( психокоррекционной , реабилитационной и консультативной); -Проводит мониторинг адаптации и социализации детей; -Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих); -Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих); -Ведёт лист траектории развития на каждого воспитанника с ОВЗ в индивидуальной работе. ВОСПИТАТЕЛЬ - Отвечает за жизнь и здоровье детей; - Планирует и организует жизнедеятельность воспитанников, осуществляет воспитание и образование детей школьного возраста; - Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для адаптации и социализации воспитанников; - Формируeт учебную мотивацию; - Прививает воспитанникам навыки самообразовательной работы. самовоспитания; - Развивает познавательные процессы; - Формирует социальное поведение, коммуникативные умения: расширение социальных контактов, умения адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдать принятые правила приличия; - Развивает эмоции, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим; - Развивает умение участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности; - Использует в рамках образовательно-воспитательного процесса инновационные методы и приемы, которые ориентированы на особые образовательные потребности воспитанников с ОВЗ ; - Взаимодействует со специалистами и педагогами школы по решению широкого круга образовательных проблем детей с ОВЗ через посещение уроков, проведение индивидуальных бесед, выработку рекомендаций. - Ведёт лист траектории развития на каждого воспитанника с ОВЗ

Слайд 8

Проект Детский дом «Құлыншақ» НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ -Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана; -Оказывает помощь обучающемуся в преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); -Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса . ТЬЮТОР ( оказывает услугу учебное заведение – школа )

Слайд 9

Проект Детский дом «Құлыншақ» МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО ДОМА С УЧИТЕЛЕМ ШКОЛЫ ВОСПИТАТЕЛЬ Наблюдает, анализирует и определяет личностные особенности каждого ребенка с ОВЗ . Систематически информирует учителя о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении поведения в группе. Обсуждает пути преодоления этих трудностей и помогает учителю скорректировать его действия. Организует поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время. Способствует закреплению знаний и умений, приобретенных воспитанниками на уроке во время проведения самоподготовки. Правильно закрепляет учебный материал. Посещает уроки, родительские собрания. Беседует с учителем. Ведет «Тетрадь взаимосвязи». Принимает участие в педагогических советах школы. Принимает участие в педагогическом консилиуме по выработке индивидуальной траектории развития.. Наблюдает, анализирует и определяет личностные особенности каждого ребенка с ОВЗ . Информирует воспитателей о содержании учебно-воспитательного процесса, о ходе и результатах обучения, воспитания и развития воспитанников. Организует поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во вне учебное время. Оказывает педагогическую помощь в решении трудных вопросов обучения и воспитания. Посещает детский дом с целью ознакомления с условиями жизни детей. Проводит индивидуальные беседы, консультации. Ведет «Тетрадь взаимосвязи», где записывает не только замечания, а и домашние задания, и может давать указания, на что обратить особое внимание при их выполнении, кому из воспитанников и в чем необходима помощь. В этой тетради учитель по просьбе воспитателя может дать инструктаж по выполнению домашнего задания. Принимает участие в педагогических советах детского дома, «Круглых столах». УЧИТЕЛЬ

Слайд 10

Проект Детский дом «Құлыншақ» ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИТР Приёмы сказко -терапии, арт-терапии ИКТ Работа в группах и микрогруппах Интерактивные формы проведения воспитательных часов Информационные технологии (создание презентаций, сайта детского дома, видеоархива, фотоархива), Детское самоуправление Имитационные игры Игры «Поле чудес», «Угадай мелодию» КВН Проектные технологии Флешмоб Литературно-музыкальные вечера Беседа Опрос Тестирование, анкетирование Развивающие игры, упражнения Пальчиковые игры Дыхательная и артикуляционная гимнастики Физминутки Тренинг Семинар Круглый стол Консилиум Занятия Прогулка Самоподготовка Дискуссия Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, национально-обрядовые) Конкурсы Экскурсии Праздники Секции и кружки Творческая мастерская Агитбригада МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СПЕЦИАЛИСТАМИ И УЧАСТНИКАМИ ПРОЕКТА ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

Слайд 11

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА Проект Детский дом «Құлыншақ»

Слайд 12

Проект Детский дом «Құлыншақ» СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап Март-май 2017 год Сентябрь-декабрь 2017 г - январь-май 2018 г . Май-июнь 2018 год

Слайд 13

Проект Детский дом «Құлыншақ» КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА Участники проекта Педагог-психолог Май ПОКАЗАТЕЛЬ ОТВЕТСТВЕННЫЕ Учитель-дефектолог, учитель-логопед Май-июнь Индивидуальная траектория развития детей с ОВЗ с оценочной картой № 1 2 Обследование позна-вательных процессов и психических функ-ций детей с ОВЗ СРОКИ

Слайд 14

Детский дом «» Құлыншақ Проект РИСКИ ПРОЕКТА Предполагаемые трудности: Инклюзивное образование не может быть эффективным без кадрового обеспечения соответствующими специалистами Недостаточное усвоение учебных программ Отсутствие гибкой системы оценивания достижений, учащихся с ОВЗ, заложенной в стандартах Отсутствие четкого взаимодействия со школой Отсутствие методического материала для организации занятий с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования Пути преодоления: Выделение единиц учителя -дефектолога, учителя-логопеда для групп по типу семьи или воспитателя с дефектологическим образованием, выделение единицы тьютора в школе Разработка индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ Индивидуально – дифференцирован-ный подход со стороны школьных учителей Разработка методического материала Организация взаимодействия воспи-тателей со школьными учителями и специалиствми

Слайд 15

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ ПРОЕКТА Проект Детский дом «Құлыншақ» Создать модель инклюзивного образования, которая позволит успешно обучаться детям из детского дома с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющим особые образовательные потребности (ООП) 2. Разработать методический материал для педагогических работников (учитель, учитель – логопед, педагог – психолог, учитель – дефектолог, тьютор)

Слайд 16

Проект Детский дом «Құлыншақ» ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ ( приложение ) Зоны развития Компоненты, формирующие личность ребенка Зона актуального развития (с чем справляется самостоятельно, что умеет, в чём успешен) Западающие зоны План действий Сроки Образовательная сфера деятельности (учебные умения и навыки, уровень развития психи-ческих процессов, Социальная среда (коммуникативные навыки, в заимодей-ствие , девиации в поведении (ГДН, про-гулы, воровство, с амовольный уход) и т.д. Личностные особенности ( активность в деятель- ности , инертность, тревожность, гиперактивность , медлительность и т.д.

Слайд 17

Проект Детский дом «Құлыншақ» КАРТА ОЦЕНИВАНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ( приложение ) № Уровень Критерии Высокий Присутствует Средний Частично присутствует Низкий Отсутствует 1 Адаптация в школе Высокий-2б Средний-1б Низкий-0 баллов 2 Учебные умения и навыки Высокий-2б Средний-1б Низкий-0 баллов 3 Познавательные процессы Высокий-2б Средний-1б Низкий-0 баллов 4 Самоподготовка Высокий-2б Средний-1б Низкий-0 баллов

Слайд 18

Проект Детский дом «Құлыншақ» КАРТА ОЦЕНИВАНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ( приложение ) № Уровень Критерии Высокий Присутствует Средний Частично присутствует Низкий Отсутствует 5 Взаимодействие с детьми Высокий-2б Средний-1б Низкий-0 баллов 6 Взаимодействие со взрослыми Высокий-2б Средний-1б Низкий-0 баллов 7 Девиации в поведении (высокий –присутствуют -0 баллов, эпизодические проявления 1 балл, отсутствуют -2б.)

Слайд 19

Проект Детский дом «Құлыншақ» КАРТА ОЦЕНИВАНИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ( приложение ) № Уровень Критерии Высокий Присутствует Средний Частично присутствует Низкий Отсутствует 8 Тревожность присутствуют -0 баллов, эпизодические проявления 1 балл, отсутствуют -2б.) 9 Гиперактивность присутствует 0 баллов, эпизодические проявления 1 балл, отсутствуют -2б.) Итого баллов: Высокий от 12 до 9 баллов Средний от 9 до 3 баллов Ниже среднего от 6 до 3 баллов Низкий от 3до 0 баллов

Слайд 20

Караганда 2017 ПРОЕКТ « Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ в инклюзивном образовании » Спасибо за внимание! Детский дом «Құлыншақ»