Развивающее занятие для детей подготовительной группы по формированию учебной мотивации.

Валькова Наталья Викторовна

Данное занятие входит в программу развивающей работы педагога-психолога по формированию  у детей подготовительной группы внутренней позиции будущего школьника. Способствует осознанию и пониманию у детей главной задачи школы - получение знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_uchebnoy_motivacii.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие для детей подготовительной  к школе группы в рамках развивающей программы «Формирование внутренней позиции будущего первоклассника»

Развитие учебной мотивации 

           Задачи:

  1. Помочь детям осознать смысл и назначение обучения в школе.
  2. Ознакомить детей с разными мотивами выбора (познавательным, игровым, мотивами достижения и общения).
  3. Воспитывать у детей положительное отношение к школе.
  4. Способствовать инициативе детей высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование:

  1. Карта со школами на демонстрационной доске (можно использовать мультимедиа) – методика «Схематизация» Венгер Л.А.
  2. Корзина с игрушками, для детей более младшего возраста (мягкие игрушки, простые машинки, куклы).
  3. Бланки  для заданий: «Четвертый лишний» и  «Логический квадрат» на каждого ребенка.
  4. Большая машина с пассажирами-игрушками.
  5. Бланк-лабиринт со школами.

       Вступление

      Приветствие по кругу: детям предлагается поздороваться и сказать что-то одно, что им нравится в школе, по имеющимся у них представлениям и знаниям.

      Введение игрового момента: на занятии появляется игрушка-животное, которому пришла пора идти в школу, но так как выбор школы – ответственная задача, то персонаж просит помощи.

     Детям предлагается на основе знаний и знакомства с лесными школами помочь выбрать именно ту, которая является самой лучшей. Всего в лесу 4 школы и каждая предлагает детям-зверятам свои особенные условия.

      Детям раздаются карты-путеводители по лесному лабиринту (по Венгеру).

Основная часть

      На основе карты дети отправляются в путешествие и в первую очередь приходят в «Зеленую школу». Данная школа предлагает детям знакомство с разными интересными вещами, в ней можно узнать много нового об устройстве мира (познавательная мотивация).

     Здесь дети часто размышляют, проводят опыты и находят ответы на разные вопросы, например такие (предложить детям ответить на вопросы):

  1. Могут ли люди жить на Марсе? Если нет, то почему?
  2. Кто такие предки? Как люди узнали о жизни своих предков тысячи лет назад, о том,  как они одевались, какими вещами пользовались?
  3. Откуда и как вода попадает к нам в кран?

      Далее обсудить с детьми особенности школы и понравилась ли она, отвечает ли она главной задаче, которую должна решать школа – дать детям знания.

       Затем дети снова отправляются в путешествие по лесу и приходят к «Синей школе» (игровая мотивация). В ней занятия часто заменяют веселыми играми.

     Детям предлагается корзина с игрушками и они могут поиграть в течение двух минут. Если кто-то из детей устанет играть, то может самостоятельно сесть за стол и подождать остальных.

     После игры обсудить с детьми школу и расспросить, кому она понравилась и почему.

       Путешествие продолжается, ребята приходят в «Красную школу» (мотивация достижения), где учатся самые умные и лучшие дети, которые получают пятерки и занимают первые места в конкурсах.

      Детям предлагается выполнить уже знакомые задания:

  1. «Четветрый лишний»
  2. «Логический квадрат»

      Предполагается, что задание не должно вызвать особых затруднений и большинство ребят сможет поставить себе пятерку или четверку.

      Провести обсуждение, кому понравилась школа и почему.

        Заканчивается путешествие в « Желтой школе» (мотив общения), в которой дети находят себе друзей, дружно выполняют задания, помогают друг другу.            Разыгрывается ситуация по басне Крылова «Лебедь, щука и рак»: зачитывается басня и детям предлагается всем вместе повести большую машину с пассажирами игрушками.

    К машине привязано много веревочек, за которые дети  потянуть и двигать машину. Нужно сделать так, чтобы игрушки не выпали. Дети должны понять, что им стоит договориться куда и как тянуть машину. Если происходит авария, то обсудить почему не получается выполнить задачу и что нужно сделать, чтобы задание было выполнено успешно? Пояснить, что такая ситуация в данной школе бы не случилась и подвести детей к идее договориться между собой.

   

      Проговорить особенности данной школы.

Еще раз повторить с детьми каждую школу и что она предлагает зверятам.

       Заключение

       На основе полученного опыта инициировать детей сделать вывод и помочь игрушке определиться с выбором школы.

     1. Отметить свой выбор на индивидуальной карте школ.

     2. Дать возможность детям аргументировать свой выбор.

         Рассмотреть вариант объединения всех школ в одну или рассмотреть   возможность всех видов деятельности в «Зеленой школе», но сделать акцент на важности получения новых знаний. При этом бланки в ходе обсуждения у детей не забирать. Возможно, в процессе обсуждения кто-то захочет изменить свой выбор, разрешить отметить это на бланке.

Список литературы:

  1. Венгер Л.А., Агаева Е.Н. Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога./Дошкольное образование -  2003 г., № 5,6
  2. Крылов. Басни. – Л: «Детская литература», 1972 г.
  3. Мельникова Н.Н. Полев Д.М. ДУМ  - Методика диагностика учебной мотивации. - Чел. 1999 г.
  4. Психологическая диагностика при поступлении детей в школу/ Центр диагностики и консультирования  управления образованием Центрального района г. Челябинск. - Чел., 1999 г.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно – развивающее занятие для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации, по теме «Противоположности»

 Коррекционно – развивающее занятие для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации, по теме «Противополож...

Развивающее занятие для детей подготовительной группы. Тема " Космическое путешествие "

Работа педагога - психолога МДОУ №27 Чуракова Елена Петровна на тему " Внимание. Развитие внимания дошкольников ".Что зн...

Занятие по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы.

 Занятие по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы.   Тема: Там на н...

Коррекионно-развивающее занятие в подготовительной группе по сказке «Маша и медведь».

 Цель: Психологическая подготовка детей к учебной деятельности через «сказку терапию».Задачи:Развитие предпосылок к...

Коррекционно-развивающее занятие для детей-инвалидов "Весь мир для тебя, мама!"

Коррекционно-развивающее занятие было проведено в рамках работы клуба "Диалог" и приурочено к дню Матери...

Коррекционно-развивающее занятие для детей-инвалидов "Открывая сердце миру"

Данное занятие проводилось в рамках работы  клуба для детей-инвалидов "Диалог"...

Формирование учебной мотивации

Речь пойдет о главной проблеме подрастающего поколения - мотивации. И не просто мотивации, а именно учебной. Выбранная ф...

Повышение мотивации учебной деятельности

Семинар предназначен для педагогов коррекционных школ и нацелен на повышение их профессиональной компетентности, повышен...

Рекомендации педагогам по повышению учебной мотивации школьников.

 Рекомендации будут полезны в работе классных ру ководителей и учителей - предметников....