Практические занятия по основам социологии и политологии

Муравьева Анна Валерьевна

Задания для студентов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие №1

Задание 1. Определите, какие суждения являются неправильными, и исправьте их:

А) Карл Маркс предложил различать общество и общину

Б) социальным фактом может быть поступок человека

В) животное, так же, как и человек, способно к целенаправленной деятельности

г) любое общество имеет собственное название

д) только государство может управлять поведением человека

е) современное европейское общество ориентировано на настоящее и будущее

ж) люди не являются частью общества

з) современное общество является индустриальным

и) общество нуждается в интеграции, это одна из основных его потребностей.

Задание 2. Какие типы общностей и другие социальные явления соответствуют типам социокультурной организации?

Ориентация на будущее

Профессиональная специализация

Конфессиональные общности

Ориентация на прошлое

Стратификационные системы разных обществ

Современное общество

Ориентация на настоящее

Наука

Этнические общности

Задание 3. Соотнесите понятия:

  1. Общество

 2) Политика

 3) Государство

 4) Политология

 5) Социальные институты

 6) Социологический номинализм  

7) Власть

 8) Социальный факт

 9) Гражданское общество

А) Это один из объектов теорий среднего уровня в социологии  

б) это один из основных объектов политологии  

 в) так называют микросоциологические исследования

 г) это особая форма организации, отличающая человека от животных и неживой природы

  д) это бывает внешним и внутренним

  е) это не существует в примитивных обществах, а также в гражданском обществе   ж) это меньше общества, является его «органом», обеспечивающим защиту прав членов общества  

 з) это наука, которая окончательно сформировалась в 1949г.

 и) Эмиль Дюркгейм предложил рассматривать это как вещь

Задание 4. Какая из разновидностей политики является здесь лишней: международная, региональная, экономическая, глобальная, местная, государственная.

Задание 5. Ответьте на вопросы:

  • Что такое интервью?
  • Кто такой респондент?
  • Что такое анализ документов?
  • Что такое теоретические методы социологического исследования?
  • Что такое вопрос-фильтр?
  • Открытый вопрос в социологии – это…
  • Самый распространенный метод исследования в социологии – это…
  • Можно ли назвать перепись населения социологическим исследованием?



Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 2

  1. Дайте определения для следующих понятий: социальная общность, социальная группа, социальное движение. Чем различаются обозначаемые ими явления?
  2. Определите, каким понятиям, перечисленным в левой колонке, соответствуют суждения из второй колонки.

Социальная группа

Представляет собой разновидность малой группы

Малая группа

В ней нет тесных взаимодействий между членами или взаимодействия носят ограниченный характер

Формальная группа

Выделяется на основе общих признаков, присущих отдельным людям

Вторичная группа

Лицо, которое обладает наименьшим авторитетом в группе

Аутсайдер

Включает от 2 до 20 человек

Диада

Её члены в одинаковой степени участвуют в принятии решений

Интерактивная группа

Взаимодействие в ней определяется соответствующими правовыми актами (уставами, инструкциями, положениями)

  1. Приведите примеры формальных и неформальных, больших, средних, малых, реальных и социальных, первичных и вторичных групп, а также интерактивных и номинальных групп. Объясните, почему вы считаете свои примеры правильными.
  2. Подберите примеры для всех видов взаимодействий внутри группы (организованных и неорганизованных, односторонних и двусторонних взаимодействий, а также взаимодействий по семейному, договорному и принудительному типам).
  3. Какие из приведенных ниже суждений применимы к социальным движениям и являются правильными, а какие нет?

А) социальные движения требуют формального членства

Б) численность людей, участвующих в социальных движениях, не может превышать тысячи человек

В) у людей, участвующих в социальных движениях должны быть общие цели

Г) основная цель социальных движений состоит в изменении культурных ценностей

Д) самой главной целью социальных движений является изменение государственного строя

Е) движение зеленых – это пример социального движения

Ж) социальное движение может быть сосредоточено вокруг личности или какой-либо организации

З) политическая партия – это пример социального движения

  1. Определите, к какому типу относятся социальные образования, перечисленные в левой колонке. Типы организаций перечислены в правой колонке. К каждой  из категорий может относиться любое количество социальных образований

Фирма

Тотальная организация

Добровольная организация

Бюрократия

Не является организацией

Тюрьма

Государство

Семья

Военная казарма

Дом престарелых

Движение «Гринпис»

Монастырь

  1. Определите, какой тип норм не представлен ниже:

Социальные нормы: эстетические нормы, моральные нормы, обычаи и традиции, правовые нормы, …, …

  1. Распределите следующие явления по трем группам: 1) позитивные санкции,

2) негативные санкции, 3) явления, которые не представляют собой санкции:

получение более высокого звания, тюремное заключение, диплом о получении образования, бойкот, повышение заработной платы, штраф за нарушение ПДД, исключение из учебного заведения, летние каникулы.

  1. Какая точка зрения на формирование личности вам ближе – биологическая или социальная? Почему?
  2. Определите, какие суждения из правой колонки соответствуют понятиям из левой колонки.

Социальная роль

Этот статус человек получает в награду за заслуги

Приписанные статус

Так называют место, которое человек занимает в общественной системе

Содержание роли

Эту роль человек исполняет постоянно, независимо от ситуации

Ролевой конфликт

Это поведение, которое соответствует принятым в обществе нормам

Профессиональный престиж

Это одно из измерений статуса

Ролевые ожидания

Этот статус человек получает от рождения

Приобретенный статус

Это случается, например, в том случае, когда человек должен выполнять две противоречащие друг другу роли

Роль-для-всех

Эта роль представляет собой представление человека о самом себе

Социальный статус

Это то, чего ждут от носителя роли окружающие

Роль-для-себя

Это один из аспектов социальной роли, который подвергается изменению



Предварительный просмотр:

Практическое занятие №3

  1. Какие из форм власти, выделенных Платоном, пропущены: тирания, аристократия, олигархия, тимократия, демократия, …, …
  2. Определите, кому из указанных в левой колонке ученых могли бы принадлежать высказывания из правой колонки.

Т. Парсонс

Власть нужна, чтобы координировать (согласовывать) действия отдельных людей при помощи специальных коммуникаций

Ч. Мерриам

Власть – это способ поддержания целостности общества

Н. Луман

Власть – это способность навязывать другим людям своё мнение

П. Блау

Власть – это механизм удовлетворения потребностей общества

М. Вебер

Власть тесно связана с потребностями в ресурсах

М. Крозье и Д. Истон

Власть – это обладание соответствующими ресурсами (средствами), помогающими навязывать свою волю другим людям

  1. Распределите приведенные ниже явления по трем группам: 1) субъекты власти,

 2) объекты власти, 3) властные ресурсы. Обратите внимание на тот факт, что некоторые явления могут принадлежать к нескольким группам (это связано с тем, что власть – это всегда отношение субъекта власти к её объекту):

владение актуальной ситуацией; знание о том, что происходит; политическая партия; рядовой военный; средства массовой коммуникации; движение «зеленых»; милиционер; директор завода; оружие.

  1. Определите, какие суждения являются неправильными. Исправьте их.

А) Монархия – это форма правления

Б) Конституционная республика – это государственный режим

В) Тоталитарное государство – это форма правления

Г) Федерация – это государственное устройство

Д) Монархия – это политический режим

Е) Демократия – это политический режим

Ж) Конфедерация – это форма правления

З) Унитарное государство – это форма государственного устройства

  1. Определите, какая из форм участия человека в политике пропущена.
  1. Участие в выборах и референдумах.
  2. Членство в партии и активная политическая работа.
  3. Деятельность в качестве политика.
  1. Определите, какие суждения неправильные и исправьте их.
  1. Отдельный человек совершенно не может быть субъектом политики
  2. Государство - самый главный субъект политики
  3. Политические партии не всегда стремятся к получению власти
  4. Субъект политики – это политический деятель
  5. Особенность общественных объединений как субъектов политики состоит в том, что они не стремятся к получению власти
  6. Новые социальные движения стремятся воздействовать в первую очередь не на социальный порядок, а на ценности
  7. Лоббированием занимаются политические партии и государства
  8. Общественные объединения называют также группами давления
  1. Выделите правильные и неправильные утверждения, исправьте неправильные.
  1. Консерватизм – это тип политической культуры
  2. Политическая культура – это более узкое явление, чем политическая идеология
  3. Всего существует пять типов политической идеологии: фашизм, либерализм, консерватизм, коммунизм, социал-демократия
  4. Согласно концепции М.Вебера, идеология – это «ложное сознание»
  5. В условиях подданнической политической культуры политическая активность отдельных людей или отсутствует или очень низка
  6. Политическая субкультура – это совокупность ценностей, норм, представлений и символов, противостоящих доминирующей политической культуре
  7. Обязательным признаком индивидуального политического сознания является поверхностность
  8. Социал-демократия – это форма государственного правления


Предварительный просмотр:

Практическое занятие №4

  1. Какая из причин ролевого конфликта пропущена: человеку приходится выполнять две разные роли, представления человека о его роли не совпадают с представлениями других людей, …
  2. Определите, каким понятиям из левой колонки соответствуют суждения из правой колонки и какая стратификационная система пропущена:

Физико-генетическая стратификация

В основе этой стратификационной системы лежит деление общества на группы в зависимости от профессиональной компетенции

Классовая стратификация

В основе этого типа стратификации лежит деление общества на замкнутые группы, контакты между которыми сведены к минимуму, данное деление поддерживается религиозными нормами

Рабовладельческая стратификация

В основе этого типа стратификации лежит деление общества на группы, каждая из которых имеет особые права и обязанности, закреплённые юридически

Культурно-символическая стратификация

В основе этого типа стратификации лежат такие качества, как пол, возраст и другие свойства человека (сила, ловкость, красота)

Этакратическая стратификация

В основе этой стратификации лежит деление общества на группы, которые различаются наличием или отсутствием гражданских прав (в том числе, права распоряжаться самим собой) и права собственности

Кастовая стратификация

В основе этой стратификационной системы лежит деление общества на группы, различающиеся обладанием или не обладанием специальным знанием

Сословная стратификация

В основе этого типа стратификации лежит положение человека в политической, военной или хозяйственной иерархии

Социально-профессиональная стратификация

В основе этой стратификационной системы лежит деление общества на группы, которые отличаются наличием или отсутствием прав собственности на средства производства

  1. Придумайте по одному примеру на каждый тип конфликтов, желательно, чтобы эти примеры были из обычной жизни, касались самых простых тем и ситуаций. Выделите и сформулируйте движущие силы и укажите сферы общественной жизни в каждом примере.

  1. Определите, какие суждения являются неправильными, исправьте их.

А) Активные действия сторон – это первая стадия конфликта

Б) Принуждение – это самый эффективный способ разрешения конфликта

В) Только у некоторых конфликтов есть движущая сила

Г) Функциональным называют конфликт, который имеет положительные последствия для группы, организации или общества

Д) Благополучное разрешение конфликта – залог хороших отношений между сторонами в будущем. В этом случае конфликтные ситуации, скорее всего, также будут благополучно разрешены

Е) Конфликты могут протекать в экономической, культурной, политической сферах

Ж) В конфликтной ситуации лучше любой ценой стремиться к победе, не обращая внимания на решение проблемы