Методическая разработка "Сопровождение детей, находящихся по опекой"

Жоголева Лариса Анатольевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКA  для социальных педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mama.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 538

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кировского административного района Санкт-Петербурга

Теоретическо-практическая разработка для социальных педагогов

«Сопровождение детей,

находящихся под опекой»

Составитель: социальный педагог

Жоголева Лариса Анатольевна

Санкт-Петербург

2013 год


Актуальность проблемы

В последнее время размеры социального сиротства, при котором дети утрачивают семейные связи и родительское попечение, имея живых родителей, постоянно увеличиваются. Этому способствуют различные объективные причины: отсутствие в стране регулярного оказания социально-психологической и экономической поддержки дезадаптированным матерям, входящим в группу риска по отказу от своих детей, повышение криминогенной активности в условиях рыночной экономики, чрезвычайные происшествия природного и техногенного характера и т.д. Нестабильность социальных институтов в условиях кризиса и региональных конфликтов, девальвация ряда нравственных ценностей, потеря привычных культурных установок и ориентаций сопровождается распространением сиротства в нашей стране. Это обстоятельство приводит к острой общественной потребности изучения проблем адаптации опекаемых детей в новых социально-экономических условиях, особенностей социализации этой категории лиц, выявления факторов успешной интеграции их в общество.

В настоящее время в научной литературе социальная работа с опекаемыми детьми в основном рассматривается в общем контексте социальной работы с детьми, оставшимися без родительского попечения (Н.Ф. Басов, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, Р.М. Куличенко, М.В.Фирсов и др.). Имеется достаточное количество работ, посвященных проблемам социальной адаптации детей-сирот, в которых частично рассматриваются и проблемы опекунства. Это работы отечественных ученых И.А. Залысиной, Е.О.Смирновой, Н.В.Кононенко, И.А. Коробейникова, К.Д.Чермит и др. Особенности профессиональной деятельности социального работника в условиях общеобразовательной школы рассмотрены в работах Л.Никитиной. На сегодня имеется противоречие между необходимостью оказания социальной поддержки и помощи опекаемым детям школьного возраста и отсутствием научно обоснованных технологий социальной работы с этой категорией детей в условиях общеобразовательной школы. Проблема состоит в том, что современная образовательная и воспитательная системы общеобразовательных школ, где учатся до определенного возраста опекаемые дети, неэффективна с точки зрения подготовки опекаемого ребенка к «взрослой» жизни, создания условий для самоопределения личности в новых социально-экономических условиях, сознательного выбора индивидом своей социальной роли. Вместе с тем, проблема оказания социальной помощи детям «группы риска», к которым относятся опекаемые дети, именно в условиях общеобразовательной школы сегодня мало изучена.

Несмотря на то, что начало нового века для России ознаменовалось первыми признаками спада социально-экономического кризиса, стали очевидными процессы социального расслоения общества. Российские семьи, подверженные социальным проблемам, не отличаются от семей в других странах, но проблемы, возможно, усугубляются из-за высокого уровня безработицы, бедности, алкоголизма. Следствием этого является более высокий уровень семейной жестокости, пренебрежения к детям и жестокого обращения с ними, что, соответственно, приводит к лишению родительских прав родителей, погрязших в этих проблемах и не способных обеспечить нормальную жизнь своим детям. Поэтому в России сохраняется высокое число детей, которых суд забирает из семей, чтобы обеспечить им лучший уход.

В детских домах и школах-интернатах Санкт-Петербурга воспитываются и постоянно проживают около 2000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2013). По данным официальной статистики в России каждый сотый ребенок является воспитанником детдома-интерната. На данный момент в России существует более 2 тысяч сиротских приютов, 1500 социальных учреждений и около 1400 специальных школ-интернатов, где воспитывают детей-сирот, а также детей без родительского попечения. В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Воспитание детей, лишенных родительского попечительства, – одна из самых острых социальных проблем. Защитить и сберечь детство – значит, проявить реальную заботу об охране, укреплении и пополнении интеллектуального потенциала общества.

Это делают проблему актуальной и требует разработки специальных социальных методов и технологий, обоснования построения социальных реабилитационных и психокоррекционных программ, предназначенных для опекаемых детей школьного возраста.

В случае принятия ребенка в семью, оформления опеки над ними тоже возникают определенные проблемы. Ребенку приходится адаптироваться к возрастающему числу сверстников и к новым взрослым. Он попадает в новую семью, но и, чаще всего, в новое образовательное учреждение, и не всегда педагогический коллектив и одноклассники готовы «принять» сироту.

Первую помощь в разрешении этих проблем могут оказать социальный педагог и школьный психолог. Однако следует отметить, что на первом этапе ведущую роль в адаптации ребенка к образовательному учреждению играет именно социальный педагог.

Учитывая специфику деятельности социального педагога, нельзя говорить только оработе со школьниками, находящимися под опекой. Прямой обязанностью социального педагога является установление цепочек взаимодействия, как то: связь со школьным психологом, медицинскими рнаботникаим, учителями (в т. ч. классными руководителями), администрацией школы, а также досуговыми педагогами, связь с представителями вспомогательных социальных структур, взаимосвязь с опекунами учащихся (консультативная деятельность).

Социальный педагог должен иметь не только кратковременные задачи на социализацию опекаемого ребенка в школе. Задача работы социального педагога состоит в том, чтобы донести до ребенка его права в рамках проживания в детском доме или в приемной семье, а также разъяснить все права и льготы, положенные опекаемому при достижении совершеннолетия.


Понятийный аппарат

В современном обществе особенно актуальна проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Свои особенности имеет также и формирование социальной защищенности.

Организация единого реабилитационного пространства для детей, оставшихся в силу различных обстоятельств без попечения родителей, является важной гуманистической задачей. Мы понимаем эту задачу как последовательное преемственное системное сопровождение ребёнка на каждом этапе его встреч с помогающими взрослыми, действующими взаимозависимо и эффективно на благо ребёнка.Определение сущности социально – педагогического обеспечения гарантий прав и законных интересов ребёнка в условиях сиротского учреждения может быть представлено с точки зрения социальной и педагогической составляющих. При этом надо отличать смысл понятий, которые используются для обозначения действий по обеспечению социальных условий для жизнедеятельности и суть терминов, которые используются для обозначения действий по обеспечению педагогических условий для воспитания личности, формирования и развития её отношений к разным сторонам жизни и деятельности. В Федеральном Законе от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» зафиксированы понятия: ребёнок и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, социальная адаптация и социальная реабилитация, содействие в реализации и защите прав и законных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом гарантом выступает государство, создавая законодательную основу для определённой роли родителей и организаций, которые содействуют осуществлению ребёнком своих прав и участвуют в их защите. В законе,прежде всего, обозначена ответственность специалистов учреждений государственной инфраструктуры за создание условий для реализации прав и законных интересов данных категорий детей, а если требуется, и за те меры, которые способствуют защите его прав. Указанным Федеральным законом определены следующие понятия:

- ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия): дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, это – дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

- социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы; социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, включая восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем;

- социальные службы для детей – организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого- педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

- социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Надо заметить, что взрослые, проявляя заботу о социальных условиях для осуществления прав ребёнка, часто забывают, что ребёнок по закону признан субъектом права, что государство гарантирует ему правомерную самостоятельность в решении жизненно важных задач. Закон гарантирует приоритет интересов ребёнка в процессе осуществления им своих прав. Социальные стандарты рассчитаны на государственные нормы обеспечения, а вот воспользуется ли этими условиями ребёнок, решать ему или его опекуну, если ребёнок законно признан недееспособным. Разумное отношение к жизни, жизнеспособность ребёнка зависит от готовности к адекватным решениям и действиям, что воспитывается в определённых педагогических условиях.

Наиболее часто употребляемые в документах и на практике термины, отражающие суть педагогической составляющей обеспечения гарантий прав ребёнка, это: индивидуальное сопровождение, педагогическая поддержка и педагогическая помощь. Выбор того или иного пути осуществления педагогической деятельности должен опираться на признание ребёнка субъектом жизнедеятельности и отношений, на основе оценки его потребности и способности к решению жизненно важной задачи. В зависимости от степени его готовности к действиям избираются те или иные способы соучастия педагога в процессе выбора варианта решения, прогнозирования результатов и осуществления действий.

Понятие психолого-педагогическое сопровождение на индивидуальном жизненном пути ребенка – сироты целесообразно применять в случае его вхождения в новое учреждение, при решении задач, которые он сам не в состоянии решить из-за возникших непреодолимых препятствий в учебной деятельности, в общении, при адаптации к новым условиям или реабилитации после кризисных жизненных ситуаций. В данном случае происходит непосредственное постоянное педагогическое руководство через общение и соучастие взрослого в процессе деятельности: начиная с диагностики, обучения до получения результата действий ребёнком.

Понятие педагогическая помощь может обозначать действия специалиста, которые предпринимаются в момент, когда ребёнок хочет, но не может проявить адекватное отношение или снять ненужную реакцию, принять решение, выбрать и совершить нужное действие.

Педагогическая помощь либо предлагается, либо оказывается в ответ на просьбу о помощи самого ребёнка. Это уже означает, что ребёнок чувствует потребность осуществить действия, но не готов практически, пока не способен самостоятельно её осуществить, значит, роль взрослого лишь частично, эпизодически проявляется как непосредственное участие и контроль, а ребёнок большую часть действий совершает самостоятельно. Например, в диагностической беседе педагог вместе с ребёнком рассматривает возможные шаги и их последствия, и ребёнок выбирает способ из рассмотренных вариантов, вместе же прорабатывается возможный план, а подчас и осуществляется он вместе или рядом с педагогом. После совершённых действий может происходить разбор текущего состояния дела и консультация о дальнейших решениях и шагах.

Характеристика сущности педагогической поддержки, как гласит справочник, заключается в оказании “превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением” (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.). Более близким к нашей проблеме является определение педагогической поддержки с позиции субъект – субъектных отношений педагога и воспитанника. Педагогическая поддержка требуется тогда, когда воспитанник ощутил потребность, осознал способность к действиям. Он принял решение или уже начал действовать, но в какой-то момент ему не хватило опыта или уверенности. Вследствие того, что у ребёнка нет рядом родителей, он часто страдает от того, что нет значимого взрослого, который бы поддержал и вовремя направил его по правильному пути, в общении с которым он хоть иногда мог бы сверить свои шаги. Педагогическая поддержка возможна там, где есть внутренняя готовность ребёнка к самостоятельным шагам и действиям, адекватным внешним условиям. Кроме того, в зависимости от включённости самого несовершеннолетнего в процесс социализации определяются субъекты социальной жизни, оказывающие позитивное и негативное влияние на этот процесс, намечается приоритетный способ профессиональной деятельности, создаётся наиболее оптимальный комплекс методов.

Воспитание - процесс взаимодействия педагога и ребенка,направленный на формирование нравственных ценностно-смысловых установок, положительных волевых качеств, позволяющих ребенку осознанно принимать нормы жизни, предъявляемые со стороны социума, проявлять социальную активность и инициативу, осуществлять самовоспитание в определённых социальных условиях.

Профилактика - процесс влияния государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода отклонения в поведении подростков.

Социальный контроль – процесс целенаправленного воздействия общества или социальной группы на личность, с целью анализа его поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной системе нормами. Как позитивный результат влияния, может рассматриваться формирование у ребёнка самоконтроля, как внутреннего контроля личности, то есть соотнесения самооценки в поведении с нормами социальной жизни.

Коррекция - процесс профессионального влияния на ребёнка с целью исправления определенных свойств личности и черт характера, способствующих преодолению конкретного отклонения в поведении человека и отношении к жизни. Таким образом, опираясь на чёткое определение смысла понятий, значения отдельных способов и классификацию методов профессионально – педагогической деятельности, можно более точно определить пути и способы воспитательной деятельности, формы организации профилактической работы и подобрать меры социально- педагогической реабилитации. В создании условий для результативности процесса социализации ребенка – сироты участвуют не только педагоги, а также специалисты здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов и практической психологии, поэтому важно устанавливать педагогически целесообразное сочетание методов профессиональной работы по решению проблем социальной жизни, воспитания, оздоровления и личностной коррекции.

Социальный педагог: поддерживает, обнадеживает и стимулирует людей, взаимо-действующих с ребенком на развитие их способностей, знаний, умений.

Цель методики:

Создание социально - педагогических условий для максимальной адаптации и разностороннего развития личности опекаемых детей в рамках общеобразовательной школы.

Задачи методики:

  1. Разработка и обеспечение индивидуальных программ и поведения опекаемых детей, восстановление их в статусе и возможностями.
  2. Включение опекаемых детей в социально-полезную деятельность в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями.
  3. Подготовка рекомендаций и осуществления взаимодействия с участниками образовательного процесса для обеспечения непрерывности реабилитационных мероприятий (взаимодействие с психологом, учителями и администрацией ОУ).
  4. Координация усилий педагогического коллектива для восстановления социального статуса ребенка  преодоления у него комплекса неполноценности.
  5. Оказание консультационной или иной помощи опекунам ребенка.
  6. Защита и охрана прав детей во взаимодействии с представителями различных социальных институтов.

Цель работы социального педагога: организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме и работы по укреплению и развитию семьи как незаменимого социального института формирования личности.

Функции работы социального педагога:

1.Диагностическая (изучает медико-психологические и возраст¬ные особенности человека, особенности микросоциума, в котором он живет, позитивные и негативные влияния этого микросоциума на человека).

2.Образовательно-воспитательная (обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых).

3.Организационно-коммуникативная (налаживает взаимодействие между различными службами в их социальной работе с детьми и семьями).

4.Прогностическая (предупредительно-профилактическая, социально-терапевтическая). Организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся.

5.Охранно-защитная (обеспечивает защиту прав патронируемых детей и взрослых).

6.Организаторская. Социотерапия - работа с внешними усло¬виями, вызывающими неблагополучие личности.

К обязанностям социального педагога относятся:

— способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей — с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами — с другой; выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

— умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме;

— умение работать в условиях неформального общения, оставаясь «за спиной», в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной позиции;

—защита интересов детей, оказание им помощи, посредничество между личностью и коллективом, семьей, средой, органами власти, специалистами, выявление детей, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказание им необходимой помощи;

— изучение интересов и потребностей детей в различных видах деятельности, разработка программы и организация работы по одному из направлений:

— образовательному,

— воспитательно-профилактическому;

— спортивно-оздоровительному,

— технического или художественного творчества;

— изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни, выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, предупреждение конфликтных ситуаций и отклонений в поведении;

— принятие мер по созданию безопасной и комфортной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья детей, профилактике детского бытового и дорожно-транспортного травматизма, пропаганда здорового образа жизни;

— оказание помощи родителям в развитии их воспитательных возможностей и положительного влияния, выявление семей социального риска;

— взаимодействие с педагогическими и медицинскими работниками, специалистами социальных служб, органами опеки и попечительства, службами занятости, правоохранительными органами;

— участие в методической работе, систематическое повышение квалификации и профессионализма.

Принципы социальной работы

1. Личностный подход к ребенку.

2. Оптимистическая вера в ребенка.

3. Объективный подход к ребенку.

4. Коммуникативность.

Социальные роли:

1. Посредник.

2. Защитник.

3. Организатор и др.

Профессиональные обязанности

1. Профилактика негативных явлений в социуме.

2. Профилактика отклонений в поведении людей, в их общении.

3. Оказание конкретной помощи.

4. Посредничество между личностью, обществом и государственными структурами.

Социальный педагог имеет дело со следующими проблемами:

1. Алкоголизм.

2.Наркомания.

3.Табакокурение.

4.Социальная депрессия.

5 .Бродяжничество.

6. Безработица.

7. Инвалидность.

8.Вынужденная миграция.

9.Стхийные бедствия.

10. Душевные потрясения.

11 Социальная дезадаптация.

Функции социального педагога

1. Диагностическая.

2. Прогностическая и экспертная.

3. Организаторская.

4. Организационно-коммуникативная.

5. Посредническая.

6. Образовательно-воспитательная.

7. Социально-защитная.

Права и обязанности социального педагога.

В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан:

  1. Руководствоваться Законом "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами.
  2. Вести учет всех детей школьного возраста и движение учащихся.
  3. Совместно с администрацией выделять при¬оритетные направления социально-педагогической работы и формулировать конкретные задачи работы с детьми и подростками, взрослым контингентом в соответствии с содержанием работы социального пе¬агога.
  4. Препятствовать принятию решений, ущемля¬ющих права воспитанников.
  5. Рассматривать вопросы и принимать реше¬ния строго в границах своей компетенции.
  6. Постоянно повышать свою квалификацию, владеть новейшей правовой информацией, защищать интересы детей и подростков в образовательном уч¬реждении, в семье, представлять и защищать инте¬ресы школьников в органах законодательной и ис-полнительной власти.
  7. Планировать и вести регистрацию выполнен¬ной работы. С соблюдением сроков и форм отчетнос¬ти докладывать о результатах своей работы.

Концептуальные доходы.

Условием реализации данной методики является соблюдение прав и гарантий ребенка на образование, выполнение в полном объеме и установленные законом сроки различными организациями своего функционала в ответ на запросы и обращения ОУ. Совместная работа с психологом, классными руководителями, заместителем по воспитательной работе, логопедом, руководителями кружков.

Адресность программы

Настоящая программа предназначена для учащихся школ, находящихся под опекой, в возрасте от 7 до 18 лет (т.е., рассчитана на все время нахождения ребенка в ОУ). Группы детей формируются в зависимости от социальной проблемы и условно их можно разделить на три блока:

  • Адаптация
  • Реабилитация
  • Профилактика

Таким образом, в первую группу попадают учащиеся, только что поступившие в ОУ и не успевшие адаптироваться к новой среде. Во вторую группу попадают дети, нуждающиеся в социально-педагогической и, отчасти, психологической реабилитации. Третья группа включает детей, которые в недалеком будущем могут попасть в «группу риска».

Это не значит, что ребенок может относиться только к одой группе.

Программа рассчитана на 3 года, но работа может продолжаться до момента полной адаптации ребенка к ОУ.

Формы работы

При реализации методики работа ведется не только с учащимися, которые находятся под опекой, но и с педагогическим коллективом, а также с опекунами.

Наиболее эффективными при работе с учащимися являются следующие, преимущественно групповые и индивидуальные формы занятий:

  • Игры – занятия;
  • Тестирования;
  • Анкетирования;
  • Семинарские занятия (для учащихся подросткового возраста).

Формы работы с педагогическим коллективом:

  • Семинары;
  • Консилиумы;
  • Консультации.

При работе с опекунами используются следующие формы:

  • Консультации;
  • Тестрование;
  • Анкетирование.

Основные методы и приемы работы

Методика работы строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на адаптацию, реабилитацию и профилактику.

Для определения наиболее рациональных путей работы с опекаемыми детьми используется такой метод, как наблюдение (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Также целесообразно проводить беседы, которые способствуют не только установлению контакта с ребенком, но и позволяют пролить свет на некоторые его проблемы (беседы доверительные, ободряющие).

В начале учебного года проводится анкетирование с целью реализации индивидуального подхода к каждому ребенку. Предумострено также проведение диагностики с целью выявления проблем детей, находящихся под опекой, а также определения социально – психологического благополучия детского коллектива.

Непосредственное проведение занятий исключает академический стиль (назидания и указания). Это, скорее, совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествия в тайны своей сущности, связанное со многими открытиями. Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности к самому себе, а через себя - к другим.

Основные виды социально – педагогической деятельности при работе с опекаемыми детьми в школе

  1. Социально-педагогическая диагностика и консультирование.

Цель: Отслеживание динамики социогенеза личности, определение причин его нарушений.

  • Вооружение знаниями о сущности социально-психологических проблем и способах их решения.
  • Изучение особенностей социальной адаптации воспитанников.
  • Выявление воспитанников группы социального риска.
  • Изучение интересов, способностей и склонностей детей.
  • Составление индивидуальных карт социального развития.
  • Диагностика социальных сетей и индивидуальной социальной ситуации развития детей.
  • Диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками.
  • Диагностика отклонений в социальном поведении их причин.
  • Диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми умениями и навыками.
  1. Социально-профилактическая работа.

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития.

  • Разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей.
  • Создание благоприятного социально-психологического микроклимата.
  • Оптимизация общения учащихся с членами своей семьи, педагогами и сверстниками.
  • Работа по адаптации учащихся к широкому социальному окружению.
  • Психолого-педагогические консилиумы по анализу социальной ситуации развития воспитанников и выработке мер комплексной помощи детям со стороны специалистов.
  • Программа профилактики социальных вредностей (алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, паразитический образ жизни, сексуальные перверсии).
  • Программа профилактики межличностных конфликтов.
  1. Социальное воспитание. Коррекционно-развивающая работа.

Цель: Активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней через программы социального воспитания и социально-педагогической реабилитации.

  • Программа развития житейских умений и навыков.
  • Программа профориентации.
  • Программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни.
  • Программа развития коммуникативных навыков и культуры общения.
  • Программы коррекции различных отклонений в поведении ( агрессия, аутоагрессия, аддиктивное поведение, застенчивость, аутизм).
  • Программы психотерапии акцентуаций характера.
  • Программы коррекции образа «Я».
  • Программы психологической гимнастики.
  • Программы кризисной интервенции в критических ситуациях.

Ожидаемый результат

В процессе приобщения к законам своего развития ребенок должен получить указанные ниже конкретные знания, умения и навыки.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности следующих качеств личности:

  • Гуманность;
  • Вежливость;
  • Трудолюбие;
  • Честность;
  • Любознательность;
  • Уровень развития межличностных отношений в коллективе.

План работы с опекаемыми учащимися на учебный год

п/п

Содержание деятельности социального педагога

Сроки

ответственные

1

2

3

4

1.

Знакомство с опекаемыми учащимися:

  • Изучение личных дел (социального анализа);
  • Составление карт (приложение 1);
  • Комплектация по классам;
  • Распределение по группам (адаптация, реабилитация, профилактика);
  • Определение детей «группы риска».

Сентябрь

Социальный педагог, заместитель директора по УВР, классные руководители, психолог.

2.

Изучение психолого-медико-педагогических и социальных особенностей детей:

  • Наблюдение в урочной и внеурочной деятельности (посещение уроков, кружковых занятий, первичное посещение семей);
  • Беседы с детьми и их опекунами, классными руководителями и другими учителями (для учитетелай и других работников школы возможно проведение консилиума);
  • Проведение собрания для опекунов (форма – семинар, «круглый стол», диспут);
  • Проведение анкетирования и тестирования (выбрать тесты из приложений);
  • Диагностическое обследование детей с ослабленным здоровьем.

Октябрь

Социальный педагог, классные руководители, психолог, медицинские работники, руководители кружков.

3.

Анализ полученных результатов. Отслеживание динамики опекаемых детей:

  • Анкетирование «Адаптация в школе «и (приложение 2);
  • ДДО А.Е. Климова «Профессиональное предпочтение» (помощь в выборе кружковой деятельности);
  • Проведение педагогических консилиумов по проблемам опекаемых детей, которые требуют особого внимания; (Приложение 3)
  • Ежемесячные встречи с инспекторами ОНД (в рамках работы с детьми «группы риска»);
  • Еженедельная работа с опекаемыми детьми по группам.

Ноябрь – март

Социальный педагог, классные руководители, психолог, инспектор ОНД.

4.

Разработка индивидуально – коррекционных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности опекаемых детей.

Обеспечение реализации программ.

Каждую неделю с сентября

постоянно

Социальный педагог, специалисты.

5.

А.Контрольное диагностирование:

  • Цветопись настроения;
  • Графические (рисуночные) методы исследования;
  • Опрос старшеклассников по актуальным темам ( «Про это…», «Алкоголизм», «Наркомания», «Табакокурение» - методами анкетирования, тестирования);
  • Карты и дневники наблюдений специалистов. (Приложения 4,5)

Б. Работа с детьми и подростками «группы риска»:

  • Постоянное наблюдение и своевременная помощью;
  • Еженедельная работа по профилактике проведение (Советов профилактики, встречи с опекунами);
  • Участие в работе районной комиссии КДН;
  • Встречи с сотрудниками МО и РОО;
  • Проведение профилактической работы через беседы с представителями ОНД, КДН и т.д.

В. Профилактическая работа с детьми, находящимися под опекой, и их опекунами:

  • Направление на психологическое консультирование в специализированные центры;
  • Проведение консультаций с детьми и из опекунами;
  • Направление в тренинговые группы;
  • Циклы беседы по охране здоровья;
  • организация семинаров для опекунов.

Постоянно

В течение года

Специалисты, социальный педагог.

Социальный педагог.

Инспекторы ОНД

Социальный педагог, психолог, психотерапевт и другие врачи.

6.

Оказание консультационной помощи детям и их опекунам:

  • обследование жилищно – бытовых условий с составлением актов ЖБУ; индивидуальная консультационная помощь опекунам (по мере обращения за помощью);
  • проведение собраний с приглащением на них классных руководителей и специалистов службы сопровождения. (Приложение 6)

В течение года

Социальный педагог, заместитель директора по УВР, классные руководители, психолог.

7.

Способствование формированию благоприятного микроклимата:

  • предоставление информации об опекаемых учащихся на совещаниях педагогического коллектива и консилиумах; (Приложение 7)
  • анализ работы с опекаемыми детьми по группам (на методических объединениях);
  • индивидуальная помощь учителям и специалистам службы сопровождения;
  • консультативные совещания при директоре со специалистами различного уровня (специалисты МО, кризисных центров и т.д.);
  • исполнение роли защитника интересов учеников в разрешении конфликтных ситуаций;
  • пропаганда знаний о правах ребенка.

В течение года

Социальный педагог, заместитель директора по УВР, классные руководители, психолог.

8.

Координация различных видов социально-ценностной деятельности детей, находящихся под опекой, направленных на развитие социальных инициатив:

  • участие в городском конкурсе творчества юных;
  • участие в конкурсе «Здоровье глазами ребенка»;
  • проведение конкурсов и олимпиад внутри школы;
  • изучение индивидуально – психологических особенностей детей в связи с выбором профессии;
  • проведение профконсультирования (совместно с психологом);
  • помощь в устройстве на работу (временную);
  • контроль за предоставлением льгот опекаемым во время учебы.

В течение года

Социальный педагог, заместитель директора по УВР, психолог, организатор досуговой деятельности.

9.

Защита и охрана прав опекаемых детей:

  • выявление статуса ребенка (в случае необходимости);
  • оформление или восстановление документов ребенка;
  • оформление пенсий по утрате кормильца;
  • участие в судах (по лишению родительских прав);
  • отслеживание адаптированности детей в семьях опекунов и приемных родителей;
  • помощь в устройстве выпускников школы на учебу или работу;
  • оказание помощи в решении бытовых проблем.

Постоянно

Социальный педагог, работники ЗАГСов, отделов социальной защиты населения, отделения сбербанка, специалисты по охране прав детства, работники прокуратуры , суда, МПК.

Циклограмма работы социального педагога

Дни недели

Виды работы

Содержание работы

Понедельник

Деятельность по социальной защите опекаемых детей

Индивидуальные консультации со специалистами социальной защиты. Работа с документами.

Вторник

Работа с детьми по группам (адаптация, реабилитация, профилактика)

Проведение занятий с опекаемыми детьми. Сопровождение этих детей в учебно – воспитательном процессе. Коррекционная работа совместно с психологом и другими специалистами службы сопровождения.

Среда

Социально – педагогическая диагностика

Диагностирование прямое и косвенное. Обработка результатов, анализ, выводы, рекомендации.

Четверг

Деятельность по охране прав детей

Индивидуальные консультации со специалистами по охране прав, правоохранительными органами. Посещение семей опекаемых учащихся.

пятница

Социально – педагогическая пропаганда

Проведение методических совещаний о результатам текущей работы, участие в педсоветах, консилиумах. Консультации для опекунов.


Список используемой и рекомендуемой литературы:

1.предметые недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В.Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.

2. А.Чубенко Пока едет «Скорая помощь». – СПБ: издательство «А.В.К. – Тимошка», 2001.

3. Р.В.Овчарова. Справочная книга социального педагога. – М.:ТЦ Сфера 2005г.

4.К.М.Петров Экология человека и культура: учеб.пособие. – СПБ:Химиздат,1999.

5. Л.З.Тель Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровление. В 3т. – М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», 2001.

6. Л.Г. Федоренко Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПБ.:КАРО,2003.

7.Л.Г. Тататрникова, М.В. Поздеева Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5-7 классов. – СПБ.: изд. « Петроградский и К»,1997.

8. А.В. Иванов, С.В. Иванова Основы профилактики наркозависимости у школьников. Методическое пособие. –СПБ, 2002.

9. Организация, профилактика, лечение наркомании и реабилитации больных наркоманией в системе образования и здравоохранения. –СПБ, 2002.

10. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. «Социальный педагог: введение в должность». Сб. материалов. СПБ.:КАРОЮ 2000г.


Правовая справка

Список центров . помощи семье и детям, осуществляющих поддержку выпускников до 23 лет, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних

  1. СПБ ГУ «Центр помощи семье и детям» (Московский пр., 104А) вопросы патронатного воспитания, подготовки приемных родителей Стасенко Людмила Андреевна 388-7071 т/ф 388- 0112, 388-2839
  2. СПБ ГУ «Региональный центр «Семья» (Московский пр., 104А) консультации при конфликтном разводе по определению места жительства ребенка Лапан Виктор Борисович 387-5292 т/ф 387- 4211
  3. СПБ ГУ «Кризисный центр помощи женщинам», подразделение «Маленькая Мама» (Московский пр., 206, корп. 1) E-mail: shelter@ctinet.ru Гречишкина Марина Анатольевна т/ф 373- 4769

Государственные учреждения, находящиеся в ведении районных администраций

  1. СПб ГУ «Территориальный центр социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района» (Московский пр., 79) Кочетова Людмила Владимировна 387-2229 ф. 316- 7922
  2. СПб ГУ «Центр социальной помощи семье идетям Василеостровского района»(В.О., 14 линия, 25/27)СуриковаЛюдмилаЕвгеньевнат/ф 321-345
  3. СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Выборгского района» (2-й Муринский пр., 19) E-mail: nbalueva@mail.ru Гребнев Николай Николаевич 591-6936 т/ф 294- 0517 294-3293
  4. СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района» (Лужская ул., 10) E-mail: orgmetot@mail.ru Стрекач Наталья Казимировна 532-0655 ф. 290- 8700
  5. СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Кировского района»(Дачный пр., 9) E-mail: Julia_zagl@mail.ru Юдина Светлана Дмитриевна т/ф 252- 6400
  6. СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Красногвардейского района» (Большая Пороховская ул., 22) Тимофеева Татьяна Ивановна т/ф 227- 4660
  7. СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Кронштадтского района» (г. Кронштадт, пр. Ленина,15) E-mail: ku70@mail.ru Купавых Антон Николаевич т/ф 435- 2812
  8. СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Московского района» (ул. Победы, 18, литера А)Карташова ОльгаПавловна388-4870ф. 371-9257
  9. СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Невского района» (ул. Шелгунова, 17) E-mail: socclerk@newmail.ru Иванищев Александр Викторович 982-5029 т/ф 362- 7686
  10. СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Петродворцового района» (Разводная ул., 12, г. Петродворец, СПб) E-mail: centerPetergof@mail.ru Казаков Александр Сергеевич 576-1022 ф. 576- 1023
  11. СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Приморского района» (Беговая ул., 7, корп. 2) E-mail: prim_family@mail.ru Русакова Наталья Анатольевна 4919282 ф. 301- 2656 303-0593
  12. СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям «Аист» Пушкинского района» (г. Пушкин, Московская ул., 12) Капуста Владимир Иванович т/ф 476- 6202 997-3865
  13. СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Фрунзенского района» (Растанная ул., 20. литера А) Тарабан Леонид Владимирович 490-2500ф. 490- 4539
  14. СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Центрального района»  (ул. Жуковского, 59) E-mail: Myagkova@cntr.spb.ru Парганаева Наталья Яковлевна т/ф 717- 5021 8-921- 9243962
  15. СПб ГУ КЦСОН Колпинского района (Стахановская ул., 17, г. Колпино, СПб) E-mail: lev@tukolp.spb.ru Афанасьева Нина Анатольевна 461-5055 ф. 461- 3608
  16. СПб ГУ КЦСОН Красносельского района, (пр. Маршала Жукова, 37, корп. 3) E-mail: Kson_06@mail.ru Мартынов Олег Николаевич 743-7202 ф. 743- 7203
  17. СПб ГУ КЦСОН Курортного района (ул. Токарева, 15, г. Сестрорецк, СПб) E-mail: spbgu-kcson@yandex.ru Белова Татьяна Геннадьевна т/ф 434- 1011 434- 0884
  18. СПб ГУ КЦСОН Петроградского района (Большая Монетная ул., 17, литера Д) E-mail: kcson@tupetr.gov.spb.ru Удовенко Владимир Владимирович 232-8360 т/ф 498- 0960 232-8993
  19. СПб ГУ СРЦН «Вера» Адмиралтейского района (Витебская ул., 29) Шарков Георгий Михайлович 714-7978 ф. 714- 3525
  20. СПб ГУ СРЦН «Дом Милосердия» Василеостровского района (наб. Лейтенанта Шмидта, 39) Никитин Владислав Михайлович 321-0776 ф. 321- 8078
  21. СПб ГУ СРЦН «Воспитательный Дом»Кировского района(ул. Стойкости, 32) Жбанова НатальяВладимировна т/ф 759- 4328
  22. СПб ГУ СРЦН «Малоохтинский Дом Трудолюбия» Красногвардейского района(Малоохтинский пр.. 51) Сазонова Алла Владимировна т/ф 528- 6202
  23. СПб ГУ СРЦН «Прометей» Московского района (Заозерная ул., 8) E-mail: vypusknik@sp.ru Целикова Светлана Родионовна т/ф 316- 0811 316-5814
  24. СПб ГУ СРЦН «Альмус»Невского района (ул. Шелгунова, 25) E-mail: almus2009@mail.ru Ткачук Татьяна Витальевна т/ф 909- 9806
  25. СПб ГУ СРЦН Фрунзенского района (Растанная ул., 20/80 (вход с Тамбовской ул.) E-mail: srcn_frunz@mail.ru Щепетова Лидия Вадимовна 490-5197 ф. 712- 9410

В Санкт-Петербурге работает программа защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таких детей можно условно разделить на три группы:

Первая – это дети-сироты до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Вторая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей. У них родители живы, но в силу определенных обстоятельств не выполняют свой родительский долг: или уклоняются от родительских обязанностей, или же оказались в местах лишения свободы.

И третья группа – молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без родительского попечения, когда им еще не исполнилось 18.

Формы устройства детей

Усыновление

Усыновление - единственная форма жизнеустройства ребёнка, приравнивающая его к кровному ребенку. Осуществляется через суд и влечет за собой имущественные, алиментарные и прочие обязательства. В случае разусыновления суд обязывает родителей выплачивать алименты. При усыновлении возможна смена фамилии, имени, отчества, а также даты рождения.

Основной закон, регламентирующий усыновление, это Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ), он устанавливает (ст. 127), что:

-п. 1. усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

-Лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

-Супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

-Лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом с родительских правах;

-Лиц, отстраненных от обязанностей опекуна(попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

-Бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

-Лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права.

-Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, взять под опеку(попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации;

-Лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновленному ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

-Лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

-Лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

-п..2. лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновит одного и того же ребенка.

-п. 3 при наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право представляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований пунктов 1 и 2 настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка (Cтатья 128 СК РФ).

Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком:

-п.1. разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребёнком должна быть не меньше шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

-п.2. при усыновлении ребенка отчимом(мачехой) наличия разницы в возрасте, установленной пунктом 1настоящей статьи, не требуется.

Дети, которых можно усыновлять

Пункты 2 и 3 статьи 124 СК РФ разъясняют, что:

-п.2. усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего, пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

-п.3 усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Кроме того, пункт 2 Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи на усыновление» устанавливает: «Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:

  • умерли;
  • неизвестны
  • признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
  • признаны судом недееспособными;
  • лишены судом родительских прав;
  • дали в установленном порядке согласие на усыновление;
  • по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания».

Опека

Регламентируется Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Опека является наиболее традиционным способом семейного жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чаще всего опекунство оформляется на ближайших родственников. Опекуну устанавливается ежемесячное пособие на содержание опекаемого (подопечного), в размере, установленном данным субъектом Федерации. Попечительство устанавливается над подопечным от 14 до 18 лет.

В Санкт-Петербурге опекаемые дети, ко всему прочему, имеют право на бесплатный проезд.

Между опекуном (попечителем) и подопечным не возникает никаких имущественных, наследственных и иных обязательств. Сохраняется фамилия, имя, отчество, дата рождения опекаемого. Сохраняется постоянная регистрация (при этом оформляется временная регистрация по месту проживания с опекуном).

Опека оформляется по решению заседания опекунского совета. В СПб органы опеки находятся в муниципальных образованиях по месту жительства.

Приемная семья

Приемная семья - сравнительно новый способ семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Список документов, необходимых для оформления опеки, выдаст инспектор по опеке на первом приеме (то же при усыновлении).

  • Приемный родитель пользуется всеми правами и исполняет все обязанности опекуна по отношению к приемному ребенку.
  • Приемный родитель получает ежемесячное пособие на содержание приемного ребенка. Приемный родитель получает заработную плату на воспитание ребенка.
  • Приемный родитель не должен быть родственником ребенка.
  • Оформляется в органах опеки. В приемную семью могут быть приняты дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей..
  • Максимальное число детей, учитывая кровных, не должно превышать 8.

(на основании Главы 21, ст.152-153 СК РФ)

Семейно-воспитательная группа (СВГ)

СВГ оформляется в Приюте или в Реабилитационном центре для несовершеннолетних в отношении детей, не имеющих статус сироты и приравненных к ним.

  • Временная структура чаще всего является ступенькой перед оформлением усыновления, опеки, приемной семьи; дает возможность семейного жизнеустройства для детей со сложным статусом; сокращает пребывание ребенка в сиротском учреждении.
  • Воспитатель занимается воспитанием, лечением, обучением ребенка.
  • Все социальные и юридические проблемы решают специалисты приюта.
  • Воспитатель получает средства на содержание ребенка и заработную плату
  • Возможно возвращение ребенка в кровную семью.

Патронат

Патронат в нашем городе, к сожалению, пока не получил распространения. Суть его в том, что воспитанники детского дома живут в семьях.

Структура долгосрочная, до достижения ребенком или детьми совершеннолетия. Внешне это близко к семейному детскому дому, но осуществляется поддержка (контроль) воспитательного процесса специалистами базового детского дома. Юридически дети остаются воспитанниками базового детского дома. Воспитатель не имеет никаких прав в отношении ребенка. Ребенок может быть усыновлен, возвращен в кровную семью и пр.

Воспитатель получает зарплату. Содержание детей может быть централизованным (завоз продуктов) или через денежное содержание, в зависимости от условий договора.

(ст. 123 СК РФ и З-н СПБ № 824-110 от 17.12.2001 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Дети-сироты»)

Гостевая семья

Гостевая семья оформляется в отношении детей, постоянно находящихся в детском доме. Родственники или другие лица в органах опеки получают разрешение забирать ребенка на праздничные, выходные дни, каникулы (по договоренности с администрацией детского дома). Разрешение оформляется на одного члена семьи. Он получает денежное содержание за те дни, когда ребенок находится в гостевой семье.

Важна не только юридическая сторона, гораздо важнее та степень ответственности, которую родитель-воспитатель готов взять на себя в отношениях с ребенком.

(З-н СПБ № 824-110 от 17.12.2001 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Дети-сироты»).