Айдукова Юлия Леонидовна

Сайт учителя -логопеда

ЖИЗНЬ слишком КОРОТКА — или слишком ДОЛГА, — ЧТОБЫ можно было ПОЗВОЛИТЬ себе роскошь ПРОЖИТЬ её СКВЕРНО.

Профессия: Учитель-логопед

Профессиональные интересы: Нетрадиционные методы как одно из направлений коррекции речи детей с ОНР

Увлечения: Чтение

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: Нижнекамск

Место работы: МБДОУ № 40

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/yuliya-leonidovna

О себе

учитель-логопед

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Специальный учебно-методический комплекс:

1. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова.  Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей, Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи. Программа логопедической работы с заикающимися детьми, Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком. - М.: П. 2009.

2. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова.  Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации - М.: ДРОФА, 2009.

3. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие - М.: «ГНОМ и Д»,2000

4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программно-методические рекомендации. - М.: «Школьная пресса»,2002.

5. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Учебно-методическое пособие - М.: «ГНОМ и Д»,2000.

6. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Учись говорить правильно. Учебно-методическое пособие - М.: «ГНОМ и Д»,1993.

7. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие - М.: «ГНОМ и Д»,1993

8. М.А.Поваляева. Справочник логопеда.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

 

Методические рекомендации:

  1. Алексеева М.А., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.- М.: «Академия», 2000.
  2. Бондаренко А.К. Дидактичесие игры в детском саду.- М.: П., 1991.
  3. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. Исправление нарушений письменной речи.-М.: «ВАКО» 2008
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи .- М.:АРКТИ, 2002.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи. Екатеринбург: «ЛИТУР» 2000.
  6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: П., 1985.
  7. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.-М.:П..1982.
  8. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: ГНОМ и Д, 2002.
  9. Кузнецова Е.В, Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М.: «Сфера» 1999
  10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб «СОЮЗ», 1999.
  11. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи.- СПб.: Дельта, 2000.
  12. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: П. 1988
  13. Мастюкова Е.М. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации.- М.: АРКТИ, 2002.
  14. Османова Г.А., Позднякова Л.А.  Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков –СПб: КАРО, 2007.
  15. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи.- СПб «Дельта», 1996.
  16. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб. «Дельта», 1997.
  17. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М.: «ВЛАДОС»,1999.
  18. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с ОНР. М.: Академия, 2003.
  19. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: П. 1987.
  20. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду .- М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  21. Смирнова Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. М.: « Мозаика-Синтез», 2006
  22. Смирнова Л.Н. Обучение дошкольников чтению.- М.: «Мозаика-Синтез», 2006.
  23. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.- М. «Мозаика-Синтез», 1996
  24. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить.- М.: П., 1993. 
  25. Ушакова О.У. Развитие речи дошкольников- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  26. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.:П., 1980.

 

Специальный диагностический материал:

  1. Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Диагностика развития наглядно-образного мышления (методика «Лабиринт»).
  2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие для студентов вузов/ Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 319 с.
  3. Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольника. - М.: Научно-практический центр «Коррекция», 1992.
  4. Даскалова Ф.Г Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста, как объект воздействия при обучении родному языку. //Лед. условия формирования соц. активности у детей дошкольного возраста. -М.: Прометей, 1989.
  5. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000
  6. Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
  7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическое обследование детей на медико-педагогических комиссиях. - М.: П., 1981.
  8. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск: Карельский научно-методический центр повышения квалиф. пед. кадров, 1992.
  9. Марцинковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по психологии. - М.: ЛИНКА -Пресс, 1997.
  10. Методы обследования речи у детей./Под общей редакцией И.Т. Власенко,Г.В. Чиркиной. Сост. Т.П. Бессонова. - М.: Институт коррекционной педагогики, ИПКРО МОРФ, 1996.
  11. Методика Эбингауза. Диагностика развития речи. Тест школьной зрелости. Руководство к применению. - Обнинск.: Городской психолого- физиологический центр детства, 1992.
  12. Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие//Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е.А.), М: «Просвещение», 2007
  13. Отбор   детей   во   вспомогательную   школу.   Сост.   Т.А.   Власова,   К.С.Лебединская, В.Ф. Мачихина.- М.: П., 1983.
  14. Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей. Современные модели психологии речи и психолингвистики.- М.: 1990.
  15. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости.
  16. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. - М.: ООО «Изд-во Гном и Д»
  17. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методики обследования речи дошкольников. М.: Рао. Исследовательский центр семьи и детства, 1997.
  18. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.-2000г.
  19. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей.

 

Список дефектологической литературы:

Сенсорное и сенсомоторное развитие

- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С.-П., 2003

- Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г Развитие восприятия у ребенка. – М., 2001

-Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : Пособие для логопеда: В 2-х ч., Ч.1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - М: «Владос», 2003. Ч.2 : Формирование элементарного графического навыка. - М: «Владос», 2003.

- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009

- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007

- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.– М., 2002

- Шевлякова И.Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста.– М., 2003

Пространственно-временные отношения

- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)

- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.– М., 2007

Умственное развитие

- Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007

- Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха.– М., 1991

- Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.– М.: Межд. пед. академ, 1995

Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи

- Ефименкова Л.Н. Коррекция  устной  и  письменной  речи – М., 2001г.

- Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999

- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995

- Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи–  М.,  2005

Готовность к восприятию учебного материала,  формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:

- Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития / Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004

- Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I–IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.

- Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5-7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.

- Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5-7 лет. - М.: Школьная пресса, 2004.

- Волкова И.Н., Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.

- Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5-7 лет (комплект из 2-х тетрадей). - М.: Школьная пресса, 2004.

- Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.

- Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать: Рабочая тетрадь Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.

Задержка психического развития

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. –  М., 1982

2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009

3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.

4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001.

5. Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005.

6. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993

7. Морозова С.С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М: «Владос», 2007.

8. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004.

9. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006

Аутизм

1. Никольская О. С.,. Баенская Е. Р, Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение М: Теревинф, 2005

2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи М: Теревинф, 2005

3. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды 2006

4. Питерс Т., Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию.- М: «Владос», 2002 г.

5. Питерс Т., Гилберт К.,  Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие М: «Владос», 2005

ДЦП

  1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата М: «Академия», 2001

2. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И., Детский церебральный паралич Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2001

3. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата М: «Владос», 2004

Сборники конспектов:

  1. Агранович З.Е.. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. –СПб: «Детство- Пресс», 2002.
  2. Гомзяк О.С. Говори правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе группе - М. «ГНОМ и Д»,2007.
  3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет (5-6, 4-5, 2-3 лет)  .- М.: ТЦ Сфера, 2007.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН.- М.: «ГНОМи Д», 2001
  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР.- М.: «ГНОМ и Д», 2000
  6. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий .- М.: ТЦ Сфера, 2009
  7. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. –М.: «Мозаика- Синтез», 2002.

Диски: обучающие компьютерные игры (30 интерактивных программ); видеозаписи на CD, DVD-дисках фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по формированию произношения, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи.

Мой взгляд на мир

Человек приходит в мир, чтобы оставить свой неповторимый след.

Моё портфолио

Человек, утверждающий себя черпает вдохновение в деле. Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. Свой выбор я сделала в пользу дошкольной педагогики, углубив свой профессиональный уровень изучением  логопедии.. Учитель – логопед вот дело, которое стараюсь выполнять творчески, отдавать детям не только знания, но и частицу собственной души. 
Каждое утро я иду на работу, захожу в группу, и встречаюсь с детьми, которые улыбаются и здороваются со мной. Я знаю, что меня уже ожидают Они. Они торопятся что-то рассказать, поделиться чем-то своим, что у них появилось, что их озадачило или тревожит. И в самом деле, понять этот мир самому ребёнку очень сложно, он нуждается в помощи взрослых. Но любой ли взрослый может ему в этом помочь? Думаю, что нет. Помочь может только тот, кто сам в достаточной мере овладел знаниями об этом современном мире, живёт в нём, принимает всё новое и сам способен измениться. Часто я слышу, что педагога сравнивают с актёром, или с человеком, который умеет всё. Да, я умею вязать, забить гвоздь, починить розетку, поклеить обои… Но это ли делает меня педагогом? Думаю, что нет… 
Современный педагог - это творческая, разносторонняя личность, человек, любящий свою работу и своих воспитанников. Именно любовь к детям делает личность педагога уникальной и отличает эту профессию от остальных. 
Моя задача как педагога пробудить в ребёнке желание для тесного взаимодействия со мной, подчеркнуть ценность каждого воспитанника, развить в нём индивидуальные качества. 


Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: