жорняк наталья павловна

сайт учителя начальной школы

человек рождается, чтобы побеждать

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: работа со старшми школьниками и студентами- подготовка вожатых, найчная и исследовательская работа, повышение качества преподава

Увлечения: автомобиль, рок-музыка, туризм

Регион: Республика Саха(Якутия)

Населенный пункт: город олекминск

Место работы: МБОУСОШ №1им. Н.Н.Яковлева

Звание, ученая степень: отличник образования, методист, ветеран педагогического труда , соискатель кпн

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zhornyak-natalya-pavlovna
жить ярко, потому что счастливые мгновения не повторяются!
--

жалею ли я , что стала учителем? жалею ли  я , что стала учителем начальных классов? только теперь, я могу сказать, правы мои учителя , что направляли меня в педагогический вуз.мне безумно нравится школа - ее звонкие голоса, ее рабочий гул, мне там просто зхамечательно!! я просто не представляю себе , что без нее я смогла бы существовать... хотя были моменты, когда я занималась бизнесом, меня постоянно трясло от бесконечных  просчетов, бытьпостояннов напряге- от этого люди только стареют..

«Выпуск ушел, видишь?

Не слышен веселый смех…

Его еще много раз мы услышим,

А этих проводишь всех.

Придут другие дети,

Про них ты скажешь: «мои»

Подаришь им много света,

Отдашь им море любви!»

 

Последний день лета. Я готовлю класс – завтра они придут – мои будущие ученики – первоклассники. Провожу рукой по столу, отдергиваю штору, смотрю на школьный двор. Завтра они придут, такие маленькие, любопытные… Как понять маленького человечка, который будет учиться здесь, переживать, смеяться, начинать дружить?

Завтра они сделают первый шаг в этот мир. Мир, который уже стал моим, а я сделаю первый шаг к ним!...

Каждый из них сделает свой первый шаг по-своему. Одни будут подобны солнцу, которое, просыпаясь, отсылает на разведку в мир людей свой первый луч. Другой, словно ручеек, ищущий свой путь сквозь землю, с километрами пути будет становится все сильнее и мощнее, вбирая в себя потоки воды и других рек и капли воды с неба. Третий пробьется ростком травы – он ярок, но мал, и по мере того, как он будет расти – он будет становится и ярче и сильнее…

Я же буду помогать им открывать знание, чуть – направляя их, и при этом не ломая их индивидуальности. Для этого у меня есть прекрасная методика Л.В.Занкова. Быстрый темп прохождения материала, где ведущая роль отводится теоретическим знаниям. Вариативность, многоплановость, процессуальность, метод коллизий направленый на общее развитие каждого ребенка. Причем – на самый высокий их уровень. Я стану каждому его большим другом.

Я точно знаю, чего я не буду делать. Я никогда не стану обижать и унижать ребенка, потому что хорошо помню, как в первом классе учитель не любил меня. Я никогда не буду кричать на этого маленького человечка, делать «страшное» лицо чрезмерной строгости… Я буду его партнером во всех его начинаниях, доброй волшебницей, которая постепенно превращает его пальчики в умелые руки, которые будут красиво писать…Я научу его говорить и писать грамотным языком… Но самое главное – я научу его быть чутким к чужой беде, быть внимательным к окружающим людям, всем человеческим качествам.

Я приму класс таким, какой он есть – уникальным и эксклюзивным, чтобы моя любовь согревала каждого. Только в этом случае класс платит той же монетой. А мой оптимизм и энергия будет повторяться в каждом ребенке! Классов базируется на трех китах: высоком профессионализме, безграничной любви к детям, добросовестном отношении к своему делу обучения и воспитания.    Каждый день мы стараемся заронить в душе ребенка ростки доброго, вечных ценностей. При этом мы должны руководствоваться принципом «Не навреди»: не обидеть словом, не обделить вниманием.  Ребенок впитывает все, как губка. Его нельзя обмануть, он чувствует фальшь и неискренность. Наши дети сканируют нас, взрослых, как рентген. И тем более, если мы, учителя, взялись за дело обучения и воспитания, то должны постараться стать образцом во всем: в общении, в отношении к работе, делу, в отношении поведения, морального облика.

 Учитель должен взять себе в помощники родителей. В бешеном ритме современной жизни порой получается так, что родителям не до своих детей. Этому есть ряд причин, как вполне понятных, так и недоступных пониманию. Но дело обстоит именно так - родители находятся в неведении не только об успехах или неудачах ребенка в школе, но и о его повседневной жизни, проблемах и переживаниях. Поэтому сейчас тем более важной становится работа учителя с родителями обучающихся. При всей своей занятости и рутине дел необходимо уделять этому внимание  и наладить сотрудничество педагога и родителей. В деле воспитания детей мы должны действовать  вместе. 

О себе

  по

  • Образование – высшее, Иркутский государственный педагогический институт, факультет педагогики и методики начального обучения                                                            после окончания института работала в иркутской школе №65, затем перевелась на север по месту службы мужа

с 1992 года работаю по методической системе Л.В.Занкова развивающего обучения.

  1. Задачи обучения. Главной задачей обучения в системе Л.В.Занкова является достижение оптимального общего каждого школьника на базе овладения знаниями, умениями и навыками при сохранении здоровья детей. Эти задачи должны решаться и в процессе изучения математики.

Под общим развитием в системе понимается развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений ребенка, т.е. развитие и формирование всех сторон его психики.

  1. Дидактические принципы системы. Дидактической основой системы являются новые дидактические принципы, сформулированные в процессе научного исследования проблемы «Обучение и развитие», проведенного под руководством академика Л.В.Занкова в пятидесятых–семидесятых годах ХХ века.

Перечислим их и дадим каждому краткую характеристику.

  1. Первый дидактический принцип: обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности).

Основой этого принципа является положение Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития Л.С.Выготский говорил: «…педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

Рассматриваемый принцип и нацеливает на такое построение обучения, которое опирается не на актуальный (уже достигнутый) уровень развития ребенка, а на зону его ближайшего развития, когда для выполнения стоящей перед ним учебной задачи необходимо приложить определенное доступное усилие, уметь использовать в собственной деятельности результаты коллективной работы класса, проявлять самостоятельность.

  1. Второй дидактический принцип: ведущая роль теоретических знаний.

Этот принцип выдвигает на первый      план познавательную сторону обучения, выявление и осознание тех основных теоретических положений, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также их связь с практическими умениями и навыками, которыми дети должны овладеть при обучении в начальных классах.

  1. Третий дидактический принцип: быстрый темп изучения учебного материала

Этот принцип тесно связан с первым, в большой степени его конкретизирует и указывает на одно из важнейших условий его осуществления. Действительно, отсутствие многократных однообразных повторений, топтания на месте, «пережевывания» одного и того же материала, постоянное движение вперед – вот основной смысл этого принципа. Именно такое построение процесса обучения позволяет проводить его на высоком уровне трудности.

  1. Важным аспектом осознания истинного содержания рассматриваемого принципа является то, что задаваемый учителем темп изучения должен быть сориентирован не на некие среднестатистические показатели, а главным образом на возможности и особенности тех конкретных детей, с которыми он работает. Поэтому каждому классу будет присущ свой темп, а значит, в системе практически отсутствует такое понятие, как отставание от программы.
  2. Быстрый темп изучения учебного материала, осуществляемый в истинном понимании смысла этого принципа, не только не сокращает время, затрачиваемое на изучение каждого вопроса программы, а значительно его увеличивает за счет постоянного возвращения к нему в связи с установлением новых связей, рассмотрением ситуации с новых позиций. Такое построение изучения каждого вопроса программы позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создает благоприятные условия для сознательного усвоения необходимых знаний, умений и навыков в темпе, являющемся оптимальным для каждого из них.
  3. Четвертый дидактический принцип: осознание процесса учения учащимися.

Этот принцип предполагает осознание детьми ответов не только на вопросы «Что я изучаю?» и «Понимаю ли я то, что изучаю?», связанные с принципом сознательности обучения, но и на значительно более широкий круг вопросов: «Зачем я это изучаю?», «Как то, что я изучаю сейчас, связано с тем, что я изучал раньше?».

  1. Принцип осознания процесса учения предполагает также привлечение знаний, связанных с развитием самой изучаемой науки: историей ее возникновения и становления, перспективами ее дальнейшего развития. Не менее важным является и представление о перспективах изучения математики в дальнейшем, об использовании полученных знаний в жизни, о месте изучаемых разделов математики в общем поле математических знаний.
  2. Пятый дидактический принцип: целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

Осуществление этого принципа органически связано с выявлением индивидуальных особенностей и склонностей каждого ученика и опорой на них, что требует постоянного наблюдения за детьми, пристального внимания к каждому ребенку, выявления и анализа его сильных и слабых сторон.

Полученные о детях знания образуют фундамент для продумывания учителем каждого урока, каждого его этапа, каждого вопроса и задания, с тем чтобы способствовать включению каждого ребенка в активную познавательную деятельность.

  1. Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает как в начале работы, так и на ее завершающем этапе.

В первом случае стимулирующая помощь оказывается, если ученик по тем или иным причинам не приступает к работе. В такой ситуации помощь заключается в дополнительном стимулировании деятельности, что может выражаться в зависимости от особенностей ребенка в ободрении, дополнительном разъяснении задания, помощи в организации деятельности и т.д. Во втором случае – это указание на наличие ошибки и необходимость проверки выполненной работы. В зависимости от возможностей ребенка, которому оказывается помощь, область поиска ошибок может быть предельно сужена (вплоть до указания на конкретную ошибочную часть задания) или расширена до общих границ задания, а в дальнейшем и до границ целой работы. В этом случае учитель просто указывает общее количество допущенных ошибок и предлагает их отыскать и исправить.

  1. Направляющая помощь. Этот вид помощи оказывается ученикам в том случае, если стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Она заключается в том, что учитель в общем виде указывает ребенку путь, который может привести к выполнению работы или исправлению допущенных ошибок, т.е. помогает ему актуализировать знания, которые необходимы для достижения успеха. (Например, ошибка заключается в том, что пери сложении с переходом через разряд ученик «потерял» единицу следующего разряда. Направляющая помощь может выразиться в предложении выполнить подробную запись операции или найти в таблице сложения равенства, которые нужны для ее выполнения).
  2. Обучающая помощь оказывается в том случае, если ни стимулирующая, ни направляющая помощь не помогли ученику прийти к положительному результату. Такая ситуация свидетельствует о том, что материал, необходимый для успешного выполнения работы, ребенком не усвоен. В такой ситуации учитель раскрывает перед учеником путь выполнения данного конкретного задания, организуя индивидуальную беседу с ним, в ходе которой намечает последовательность необходимых действий. А ученик осуществляет эти действия для выполнения задания.
  3. Как справедливо говорил Леонид Владимирович Занков, дидактические принципы создают теоретическую возможность определенного построения обучения, но практически оно существует только в методической системе и в частных методиках по отдельным предметам.

Он рассматривал методическую систему не как конгломерат (механическое объединение) частных предметных методик, где на первый план выступает то, что отделяет методику одного предмета от методики другого, а как единство, охватывающее все учебные предметы и обладающее определенными типическими педагогическими свойствами, т.е. главным он считал то, что должно являться общим для всех предметных методик.

Этими свойствами являются многогранность, процессуальность, коллизии и вариантность.

Охарактеризуем содержание каждого из свойств методической системы.

Многогранность как свойство методической систему состоит в том, что процесс обучения должен одновременно решать различные задачи: обеспечить усвоение знаний, умений и навыков; продвигать учеников в общем развитии; способствовать воспитанию школьников. Благодаря этому свойству в сферу учения вовлекается не только интеллект ребенка, но и его эмоции, стремления, нравственные позиции и многие другие стороны личности. Фундаментом процесса учения становятся духовные потребности, среди которых особое место занимает потребность в познании. Для такого подхода характерно преодоление одностороннего интеллектуализма, когда многогранная личность ребенка подменяется интеллектом, вернее, мышлением.

Учитывая, что заложенное в свойстве многогранности единство интеллектуального и эмоционального для младших школьников решается в сторону преобладания эмоционального, именно эмоции, задействованные в учебном процессе, являются его пусковым механизмом.

  1. Процессуальность – это ряд органически вытекающих друг из друга этапов, приводящих к подлинному овладению знаниями, умениями и навыками. Высокое качество учения ребенка достигается только при постоянном углублении знаний, умений и навыков на всех этапах учения за счет установления все новых и новых связей между материалом, изучаемым в данный момент, изученным ранее и тем, который предстоит изучать в дальнейшем.
  2. Коллизии – это прежде всего столкновение ранее полученных и новых знаний, которое возникает в процессе изучения предмета. Вместе с тем коллизии могут проявляться и в столкновении мнений учеников, в способах решения одной и той же проблемы. Возникновение коллизии при столкновении старых и новых знаний учитель всегда может предвидеть и заложить ее использование в план урока. В остальных случаях коллизии чаще всего возникают спонтанно, и от учителя требуются гибкая реакция и способность к импровизации хода урока в связи с возникшей ситуацией. Возникновение коллизии всегда ведет к всплеску эмоций и стремлений, побуждает к поиску, вызывает интенсивную целенаправленную работу мысли.
  3. Вариантность. Это свойство определяется темя. Что обучение всегда протекает в различных конкретных условиях. Эти различия возникают как в связи с особенностями каждого конкретного учителя (его возрастом, темпераментом, уровнем педагогического мастерства и т.д.), так и в связи с особенностями детей, которых он обучает (с уровнем их развития, готовности к обучению в школе, темпом деятельности, темпераментом, особенностями семейного положения и многим другим).

Основной задачей свойства вариантности является поиск путей и средств реализации системы обучения сообразно этим объективно существующим различиям. Существование этого свойства исключает жесткую регламентацию профессиональной деятельности учителя.

Не менее важна ориентация на преобладание у младших школьников эмоционального восприятия той деятельности, которой они занимаются. То, что не вызывает эмоционального отклика (на первых порах только положительного), остается вне их внимания, а следовательно, и плохо усваивается.

Необходимо остановиться на проблеме изучения результативности обучения младших школьников и рассмотреть ее с разных позиций, а также выявить основные задачи, которые необходимо решить в связи с этим. Прежде всего следует иметь в виду, что учитель, работающий в занковской систем, должен оценивать не только усвоение знаний, умений и навыков, но и продвижение детей в развитии. При этом оценочная деятельность должна быть лишена травмирующей детей и родителей компоненты.

Хорошо известно, что принятая в настоящее время в российских школах пятибалльная система в высокой степени несет в себе эту компоненту. Именно поэтому Леонид Владимирович был противником этой системы и считал, что ее нужно стараться избегать или хотя бы нейтрализовать ее отрицательное влияние. Так, например, он рекомендовал как можно более позднее и очень постепенное ее введение и минимальное использование  (оценки – только за самостоятельные и проверочные письменные работы, завершающие определенный этап изучения темы, а также итоговые контрольные работы). Поскольку основной движущей силой изучения математики является самостоятельное добывание знаний учениками, отметки в течение урока являются, как правило, инородным элементом, разрушающим атмосферу творческого поиска. Поэтому за устные ответы отметки выставляются только в исключительных случаях: за выступление с подготовленным докладом, за оригинальное решение задания, за полный и доказанный ответ на важный вопрос т.п. Такие отметки могут быть только высокими («5» и «4»).

После описания выше работы мы предлагаем заняться выработкой адекватной самооценки своей работы у каждого ученика. Для этого по указанию учителя каждый ученик оценивает выполнение выбранного учителем задания по всем критериям. Как правило, ученики затрудняются в определении уровня правильности выполнения. Это вполне естественно: ведь ребенок искренне считает, что задание он выполнил верно, иначе он сделал бы его по-другому. Поэтому уровень по данному критерию ученик определяет после проверки задания учителем, который указывает общее число допущенных ошибок. Учитель при проверке задания никаких пометок, кроме числа ошибок, не делает, оценивая уровни в своих записях. Сравнивая свою оценку и самооценку учеников, он выявляет тех, кто оценивает свою работу неадекватно. Это могут быть дети и с повышенной, и с пониженной самооценкой.

С каждым таким учеником учитель беседует индивидуально с глазу на глаз, стараясь выяснить причину такой самооценки, чтобы в дальнейшем провести соответствующую работу с учеником или его родителями, которая позволит выправить положение. После того как большинство учеников приблизятся к адекватной самооценке, нужно переходить к следующему этапу, включающему самооценку и взаимную оценку учеников, т.е. сначала каждый ученик оценивает свою работу сам, а затем дети разбиваются на пары, обмениваются работами и оценивают работы друг друга. В этот же период или в конце предыдущего желательно заменить условные обозначения такими, которые позволяют использовать значительно более детальную оценку. Из всех предложенных учителями-занковцами вариантов наиболее удачным представляется использование вертикально расположенных отрезков небольшой длины, на которых ставятся точки определенного цвета (например, ученик, оценивая свою работу, ставит синие точки, другой член пары – зеленые). Учитель проверяет уровень совпадения этих двух оценок. Если обнаруживаются пары со значительными расхождениями в оценках, учитель беседует с такой парой для выяснения причин такого расхождения и его корректировки.

Следующий этап характерен явным включением в оценочную деятельность учителя, который обозначает свою оценку работы каждого ученика точкой третьего цвета. Чем ближе друг к другу находятся все три точки, тем ближе дети подошли к пониманию оценки учителя. Одновременно выделяются пары, с которыми необходимо индивидуально беседовать. Во время беседы каждый из троих рассказывает, почему работа оценена им так, а не иначе. Рассказ учителя обязательно должен опираться на пояснения учеников и разъяснять позицию самого учителя.           

 

 

 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

голсуорси, артур хейли, сомерсет моэм,

Мой взгляд на мир

на мир я гляжу не  в  розовых очках, хотя очень люблю солнцезащитные очки, я - оптимист. мне доставляет

удовольствие управление автомобилем. и когда очень трудно бывает, я включаю скорпов ил  иэйсидиси  и еду в лес, помогает,

еще люблю походы к стилисту и мастеру педикюра- снимает депрессию в самом зародыше. в людях ненавижу неискренность

, вранье и угодничество, затем не терплю скупость. ""служить бы рад , прислуживаться тошно,"- редко удается быть дипломатом

лидер по натуре- мне трудно удается быть управляемым кем -то человеком, для этого мне нужно очень уважать руководителя!!

то есть-= его авторитет должен быть очень высоким, у меня три сына и муж, с которыми мне тепло,  и потребности в подружках нет.

 но сфера общения большая , по воскресеньям мы ходим с приятелями в сауну либо едем на плинер.друзья наши люди не такие целевые, как я , но очень порядочные, за это и расплачиваются дружбой-

 

Мои достижения

победитель конкурса лучших учителей РФ, ОТЛИЧНИК ОБРАЗОВАНИЯ РС(Я),

Моё портфолио

ДЛЯ МЕНЯ УЧИТЕЛЬ - ЭТО ОЧЕНЬ МОБИЛЬНЫЙ, СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК,  с отличной скоростью мыслительных процессов, уважающий  детей , любящий свою работу. по моим критериям, 50)% в школе - случайные люди, большей частью своей несчастные, так как их ьтруд достается им нелегко+ ненависть детей

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы