Абраменко Людмила Анатольевна

сайт учителя русского языка и литературы

dum spiro spero

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: преподавание литературы и русского языка в старших классах

Увлечения: чтение, путешествия, горные лыжи

Регион: Челябинская область

Населенный пункт: Озёрск

Место работы: МБОУ СОШ № 24

Звание, ученая степень: Отличник народного просвещения РФ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/abramenko-lyudmila-anatolevna
"Вся человеская мудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться!"
А. Дюма.

 

Я -  учитель.

 

Я учитель, и я этим горжусь – даже сейчас, когда престиж нашей профессии упал.

Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы  воспитать в детях благородство и чувство справедливости, умение отвечать за свои поступки и готовность помочь тому, кто нуждается в помощи, милосердие  и сострадание.

Я имею честь преподавать великую русскую литературу. Я хочу, чтобы мои ученики всем сердцем восприняли те благородные духовные ценности, за  которые так горячо ратовали русские писатели. Они учили любить своё Отечество, но «не с закрытыми глазами», как говорил П.Я. Чаадаев, ратовали за свободу и достоинство личности, за то, чтобы «жить не по лжи».  Этому хочу научить детей и я.

Чтобы ученики поверили педагогу, он сам непременно  должен быть личностью, должен быть наделён тем, что мы называем харизмой.   Он не должен нравиться всем – это невозможно! – не должен быть идеальным: он  должен быть живым (как у Б. Пастернака: «…Быть живым – живым, и только! Живым, и только – до конца!»).  Должен быть убеждённым в том, что проповедует, страстным, смелым и честным.

 «…Я готов скорее отдать голову на отсечение, чем отказаться от  того, что я говорю, чему я учу своих питомцев».

Я готова подписаться под этими словами В.А. Сухомлинского…

Я безгранично верю в воспитательную силу книги. Как говорил один известный педагог,  «школа – это прежде всего книга. Воспитание прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения». Именно поэтому своим долгом считаю приобщение детей к чтению, воспитание вкуса к книге, формирование читательской культуры и  прилагаю массу усилий для того, чтобы чтение было для ученика первейшей духовной потребностью.

Я верю в воспитание красотой. Она облагораживает душу, утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчив к слову.  Именно  поэтому я всегда уделяла внимание общению детей с искусством. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого»,- гласит старинная украинская мудрость.

Уроки литературы – уроки особенные. Согласна со своим коллегой Л.С. Айзерманом  в  том, что самый страшный их враг – холодное равнодушие. Эти уроки должны быть уроками «воодушевления, эмоционального подъёма и даже «нравственного прозрения».

 Я вижу свою задачу в том, чтобы привить детям любовь к литературе и родному языку, научить читать, научить мыслить  «с помощью писателя, радоваться ему и на нём расти» (Айзерман Л.С.). Не  сумма знаний, а мысли и чувства  ученика важны мне. Мне важно, чтобы ученик не просто мог бойко  ответить на экзамене, а чтобы он задумался над « вечными» вопросами русской классики. Настоящий учитель словесности – тот, кто не просто даёт информацию, а учит чувствовать и понимать, кто знает, как важно  достучаться до сердца школьника.

На своих уроках я всегда стремилась познакомить  детей с настоящей русской литературой без купюр, т.е. даже в далёкие «застойные» годы, когда творчество  многих замечательных писателей было под запретом, я  рассказывала старшеклассникам  о поэзии Серебряного века, о В. Высоцком,  М. Булгакове, В. Гроссмане,  А. Солженицыне,  В. Шаламове, А. Галиче  и др. авторах, которые пришли в нашу программу лишь в 90-е годы. Я испытала особую гордость, когда увидела, что официальная   программа  совпала с моей,  которую я разработала сама вопреки всем запретам. Мои выпускники всегда были особенно признательны мне за то, что я открыла им неизвестных тогда в нашей стране, опальных, но по-настоящему талантливых писателей и поэтов.

Учитель должен постоянно совершенствоваться, много читать  и обладать таким качеством, как желание поделиться всем, что узнал нового.

Я убеждена, что он не должен ограничиваться лишь преподаванием на уроках: необходимо приобщать детей к своему предмету и после них. Для педагога-словесника это означает, что нужно проводить литературные вечера, создавать школьный театр, на сцене которого будут блистать ученики, проявлять себя, пробовать, творить, влюбляться в литературу и школу.

«Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся…,»-заметил Ф.И. Тютчев. Но как хочется, чтобы оно отозвалось в душах наших воспитанников самыми добрыми  делами и  воспоминаниями!...

У учителей, как и  у врачей, есть своя  Гиппократова клятва.  Они должны не просто «не навредить» –  они должны откликаться на любую беду, спасать, но не медицинскими инструментами, а словами, которые важно уметь находить. И приобщать к прекрасному миру знаний. Всех! Никому не отказывать в желании узнать что-то новое!

 

 Учитель – это просветитель и воспитатель, который воспитывает прежде всего своим примером.  Если он говорит о милосердии на своих уроках, значит, сам  должен быть милосердным;  если проповедует гражданственность в связи с  литературными произведениями, которые изучают в школе, значит, сам должен быть гражданином не на словах, а на деле: должен уметь «выйти на площадь» за правое дело; если обсуждает с детьми книги о животных, значит, и сам должен помогать попавшим в беду «братьям меньшим». Я хочу сказать, что слово учителя не должно расходиться с делом: не должно быть двойной морали, ибо это  - самое губительное для воспитания.

Мечта стать учителем была мечтой моего детства. Может быть, потому, что мне очень повезло с педагогами. Всю жизнь я благодарно вспоминаю своих дорогих наставников: Мирскую Валентину Георгиевну, Свиридову Анну Николаевну, Цингери Киру Борисовну, Хрусталёву Галину Ивановну и других. Это благодаря им мне захотелось быть   только учителем, только учителем  словесности, только учителем в своей родной школе № 24!

 Моя мечта сбылась: мои учителя  на долгие годы стали моими  коллегами. Они были для меня образцом во всём. Удалось ли мне стать такой, как они? И да, и нет. Но я  знаю, что им за меня не стыдно.

Я счастлива, что когда-то верно угадала своё призвание. Я люблю свою работу, свою родную школу и  детей.  29 лет я отдала тому, что люблю, без чего не представляю своей жизни, во что вкладываю силы своей души. Эти силы всегда возвращаются ко мне от моих питомцев – моих любимых учеников.

            В самом начале педагогического поприща ученики написали мне стихи:

Вам сегодня наш дарит класс –

Жаль, конечно, да ладно, берите уж!-

68 прекрасных глаз-

О себе

Я мечтательница и путешественница - путешественница по городам, странам и книгам... Я люблю природу и животных, море и горы, шумное общение и уединение, своих друзей и учеников...  Я учительница в школе, которую закончила сама, и этой школе - любимой и единственной!- я верна!... С 1981-го года до сего дня... На школьной сцене мы с моими учениками поставили немало замечательных спектаклей и вечеров.  Мы выпускаем стенгазеты,  помогаем животным-сиротам и путешествуем вместе!

Я училась в Москве, в прекрасном педагогическом  институте им. Ленина, у лучших преподавателей. Именно они - авторы наших учебников. Мои учителя и преподаватели внушили мне любовь к школе и литературе...

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А. Дюма "Три мушкетёра", А. Пушкин стихотворения и "Капитанская дочка", М.Ю. Лермонтов стихотворения и "Герой нашего времени", А. Чехов рассказы и пьесы, Л. Толстой "Война и мир", Тургенев "Ася", "Повесть о первой любви", А. Блок стихотворения, С. Есенин стихотворения, А. Грин "Алые паруса", Э.М. Ремарк "Три товарища", Ф. Саган "Здравствуй, грусть!", Ж. Верн "Дети капитана Гранта", В. Каверин "Два капитана", Э.Л. Войнич "Овод" и другие. Это главные  книги моей  юности.

Мой взгляд на мир

Он менялся с течением времени..... Мир огромен и прекрасен, но...."счастья в жизни нет и не должно его быть", как писал Чехов...."Если в чём-то есть смысл и цель", то в чём-то  более "разумном и великом"..."Делайте добро!" Мне близки эти мысли Антона Павловича...

Мои достижения

Я работаю в одной школе с 1981-го года. Учитель высшей категории, Отличник народного просвещения, ветеран труда. Имею отраслевые награды, в том числе Почётные Грамоты Министерства Просвещения РФ и Министерства просвещения Чел. области.  В 2010-м году победила в конкурсе "Народный учитель" в номинации "Лучший учитель-предметник" города Озёрска.

Мои ученики стали студентами и выпускниками многих замечательных вузов, некоторые стали филологами,журналистами, педагогами.

Моё портфолио

«…Я готов скорее отдать голову на отсечение, чем отказаться от того, что я говорю, чему я учу своих питомцев». Я готова подписаться под этими словами В.А. Сухомлинского… Я безгранично верю в воспитательную силу книги. Как говорил один известный педагог, «школа – это прежде всего книга. Воспитание прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения». Именно поэтому своим долгом считаю приобщение детей к чтению, воспитание вкуса к книге, формирование читательской культуры и прилагаю массу усилий для того, чтобы чтение было для ученика первейшей духовной потребностью. Я верю в воспитание красотой. Она облагораживает душу, утончает чувства ребёнка настолько, что он становится восприимчив к слову. Именно поэтому я всегда уделяла внимание общению детей с искусством. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого»,- гласит старинная украинская мудрость. Уроки литературы – уроки особенные. Согласна со своим коллегой Л.С. Айзерманом в том, что самый страшный их враг – холодное равнодушие. Эти уроки должны быть уроками «воодушевления, эмоционального подъёма и даже «нравственного прозрения». Я вижу свою задачу в том, чтобы привить детям любовь к литературе и родному языку, научить читать, научить мыслить «с помощью писателя, радоваться ему и на нём расти» (Айзерман Л.С.). Не сумма знаний, а мысли и чувства ученика важны мне. Мне важно, чтобы ученик не просто мог бойко ответить на экзамене, а чтобы он задумался над « вечными» вопросами русской классики. Настоящий учитель словесности – тот, кто не просто даёт информацию, а учит чувствовать и понимать, кто знает, как важно достучаться до сердца школьника. На своих уроках я всегда стремилась познакомить детей с настоящей русской литературой без купюр, т.е. даже в далёкие «застойные» годы, когда творчество многих замечательных писателей было под запретом, я рассказывала старшеклассникам о поэзии Серебряного века, о В. Высоцком, М. Булгакове, В. Гроссмане, А. Солженицыне, В. Шаламове, А. Галиче и др. авторах, которые пришли в нашу программу лишь в 90-е годы. Я испытала особую гордость, когда увидела, что официальная программа совпала с моей, которую я разработала сама вопреки всем запретам. Мои выпускники всегда были особенно признательны мне за то, что я открыла им неизвестных тогда в нашей стране, опальных, но по-настоящему талантливых писателей и поэтов. Учитель должен постоянно совершенствоваться, много читать и обладать таким качеством, как желание поделиться всем, что узнал нового. Я убеждена, что он не должен ограничиваться лишь преподаванием на уроках: необходимо приобщать детей к своему предмету и после них. Для педагога-словесника это означает, что нужно проводить литературные вечера, создавать школьный театр, на сцене которого будут блистать ученики, проявлять себя, пробовать, творить, влюбляться в литературу и школу. Спустя годы выпускники благодарно вспоминают школьные спектакли и литературно-музыкальные вечера, с которых для многих началась любовь к искусству. директора Я горжусь многими своими учениками, и не только теми, кто достиг высот в карьере. Горжусь их достойными поступками, горжусь тем, что они хорошие люди. «Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся…,»-заметил Ф.И. Тютчев. Но как хочется, чтобы оно отозвалось в душах наших воспитанников самыми добрыми делами и воспоминаниями!... У учителей, как и у врачей, есть своя Гиппократова клятва . Они должны не просто «не навредить» – они должны откликаться на любую беду, спасать, но не медицинскими инструментами, а словами, которые важно уметь находить. И приобщать к прекрасному миру знаний. Всех! Никому не отказывать в желании узнать что-то новое!

Мои публикации:
Культура и искусство
Литература
Образование и педагогика
Родной язык и литература
Русский язык
Социально-культурная деятельность
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: