Театр всегда являлся частью жизни человека. Даже первобытные люди, поклоняясь духам и богам, во время исполнения ритуалов играли различные роли. А что уж говорить об античных государствах, когда десятки тысяч зрителей, превращаясь в огромные реки, стекались к огромным амфитеатрам, чтобы увидеть театральные представления, поставленные по произведениям древнегреческих драматургов. Эти амфитеатры - величественные полуразрушенные временем сооружения - и сейчас напоминают нам о той, бесконечно далёкой от нас эпохе.
С незапамятных времён и до настоящего времени театр претерпел множество разных изменений. Кроме того, появились новые виды искусства, способные соперничать с театром – это кино и телевидение.
Цель данной работы: исследовать и понять особенности театрального искусства в сравнении с относительно новыми видами искусства – кино и телевидением.
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnoe_iskusstvo.docx | 42.36 КБ |
Тема: «Театральное искусство нашего города»
Автор работы:
Сапегина Татьяна Николаевна,
учитель музыки,
МБОУ СОШ№1 х.Маяк
Сальского района, Ростовской области
Оглавление.
1. Введение……………………………………………………. 3
2. Основная часть ……………………………………………... 4
2.1. Рождение театра как вида искусства………. …………….. 4
2.2. Появление и развитие театра в России……………………... .6
2.3. Театральное искусство Ростова-на-Дону и области ...……... 9
2.4. Народный драматический театр в городе Сальске……….... 12
2.5. Театральное искусство и его особенности…………………. 14
2.6. Развитие зрелищных видов искусств: расцвет кино. ……... 16
2.7. Социологическое исследование……………………………... 20
3. Заключение…………………………………………………….... 21
Источники и литература …………………………………….... 22
Введение
Театр всегда являлся частью жизни человека. Даже первобытные люди, поклоняясь духам и богам, во время исполнения ритуалов играли различные роли. А что уж говорить об античных государствах, когда десятки тысяч зрителей, превращаясь в огромные реки, стекались к огромным амфитеатрам, чтобы увидеть театральные представления, поставленные по произведениям древнегреческих драматургов. Эти амфитеатры - величественные полуразрушенные временем сооружения - и сейчас напоминают нам о той, бесконечно далёкой от нас эпохе.
С незапамятных времён и до настоящего времени театр претерпел множество разных изменений. Кроме того, появились новые виды искусства, способные соперничать с театром – это кино и телевидение.
Цель данной работы: исследовать и понять особенности театрального искусства в сравнении с относительно новыми видами искусства – кино и телевидением.
Эта цель обусловила необходимость решения ряда задач.
Задачи данной работы:
1. изучить историю развития театрального искусства;
2. изучить историю развития киноискусства;
3. определить средства театральной выразительности, влияющие на зрительское восприятие;
4. посетить театрализованное представление учащимися;
5. выявить влияние постановки на зрительскую аудиторию;
6. сопоставить результат с данными предварительного опроса.
При написании работы применялись следующие методы: теоретический анализ, социологический опрос, анализ, обобщение.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что современный театр утратил позиции «высшей инстанции решения жизненных вопросов», коим он являлся ещё 100 лет назад, уступив их кино и телевидению.
Основные результаты научного исследования:
- изучили историю развития театрального искусства,
- определили факторы, влияющие на современный театр и причины изменения театрального искусства,
- выявили культурные предпочтения сверстников.
Основная часть
2.1. Рождение театра как вида искусства.
Нелёгкой и, подчас, драматичной была судьба и самого театра! Он испытывал, переживал беды и лишения, гонения и притеснения, пока здание со зрительным залом и сценической площадкой не стало его постоянным кровом. Где только не давались театральные представления — на городских и ярмарочных площадях, под сводами церквей и на папертях, в замках средневековых феодалов, в монастырях и царских дворцах, на постоялых дворах, в поместьях крепостников, в церковных школах, на сельских гуляниях...
В театральной судьбе смешались горе и радость, печаль и счастье. Многолика судьба его... Театр запрещали и проклинали, ненавидели и подвергали гонениям, людей актёрских профессий наказывали кнутами и виселицами, преследовали, отлучали от церкви, грозили, всеми небесными и земными карами. Но все его враги - невежественные цари и короли, властолюбивые монархи и государи, - терпели поражение в этой борьбе. И все испытания, беды и невзгоды не смогли сломить жизненной силы театра. Предназначение театра – учить человечество добру, раскрывать истину! [16]
Театр – это самая древняя и мощная образовательная система. Только театр из поколения в поколение удивительно и эмоционально, воодушевлённо и празднично передаёт художественный опыт предков грядущим поколениям. Ни одна образовательная система не способна так полно и мощно учить человечество вечным ценностям!
Вот что говорили великие о театральном искусстве Сервантес: «Театр – это зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины»
Белинский: «Театр - весь мир, вся вселенная со всем их разнообразием и великолепием. Театр - властелин чувств, способный потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями».
Гоголь: «Театр – это кафедра добра».
Вольтер: «Ничто не стягивает теснее узы дружбы, чем театр».
Герцен: «Театр – это высшая инстанция для решения жизненных вопросов».
Шиллер: «Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу человека».
Очень трудно, практически невозможно установить точную дату рождения театра. Ни один философ или историк не предположил, какой год можно считать годом отсчёта существования театрального искусства. Вероятнее всего сделать это теперь невозможно.
История жизни театра неотделима от истории жизни всего человечества. Сколько живёт на нашей планете «человек разумный», - столько существует и театр. Где-то там, в глубине тысячелетий, за громадой может быть пятисот или тысячи веков, в глубине древности, из религиозных обрядов поклонения духам природы и охоты берёт своё начало великое искусство. Уже тогда, с копьём и каменным топором в руках, человек, становясь человеком, делал первые шаги на театральной сцене жизни.
Он становился поэтом, сочиняя хвалебные песни богам, актёром, совершая магические действия вокруг божественных костров, и открывал в своей душе удивительные эстетические грани.
Затем были «Великие Дионисии» Древней Греции – (как писал М.М.Бахтин) «пышные празднества античной цивилизации в честь бога виноделия и плодородия, сопровождающиеся карнавальными шествиями и многочасовыми театральными действами». Тогда, на заре человеческой цивилизации, возвысились и навсегда вписали свои имена в историю театра великие греческие поэты-трагики Еврипид, Эсхил и Софокл . Они пробудили великое искусство к жизни, они – его добрые гении. Эти греческие поэты как бы сбросили с театра религиозно-ритуальные оковы и обратили его к служению людям, сделали акцент на прославление духовного могущества человека, нравственной чистоты и энергии героических подвигов. Много страниц перелистала история человечества с тех пор, но до сих пор гордо и громко звучит имя одного из первых героев театрального искусства – Прометея. Эсхил создал образ человека, противопоставившего себя могучему Зевсу-громовержцу. Прометей добыл огонь и подарил его людям, научил их наукам и ремёслам, за что был навечно прикован к скале и обречен на страдания. Но, несмотря на смертельные муки, он славил человека, человеческую свободу и человеческое достоинство, говоря о том, что «…лучше быть прикованным к скале, чем верным быть - прислужником у Зевса...». По сей день Прометея считают самым благородным героем и святым мучеником.
Великий Софокл, младший современник Эсхила так же прославлял силу человеческого духа: Много в природе дивных сил, Но сильней человека нет.
Следующим был Еврипид — великий трагик античного мира. Этот бесстрашный певец человеческого духа, отойдя от канонов мифологических сюжетов, показывал реальные характеры людей, которые жили нешуточными страстями, сильными чувствами, глубокими мыслями, страстными переживаниями.
Три титана античной мысли - Эсхил, Софокл и Еврипид, как доказала история, открыли миру театр, положили ему начало, подарили человечеству вечное искусство! Век за веком, тысячелетие за тысячелетием, преодолевая пороги и течения жизни человека, театр жил и развивался вместе с человеческим обществом, давая каждому поколению пищу для ума и сердца.
2.2. Появление и развитие театра в России.
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с земледелием и скотоводством. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. [14] В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение, и все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством.
А.Ф. Некрылова, исследователь русских народных празднеств и зрелищ, пишет: «В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был «глум», т. е. сатира. Скоморохов именуют «глумцами», т. е. насмешниками. Глум, издёвка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами».
Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и в XI-XII веках его объявляют грехом. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее. Уже в те времена были известны ремесла, связанные с театральным искусством: иконопись, ювелирное дело, резьба по дереву и кости, шитьё и вышивка, роспись по ткани и штукатурке. А сами скоморохи являлись «мастерами» пения, музыки, пляски, поэзии и драмы. Они высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Мы выяснили, что «представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию» [7].
Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами. Против скоморохов церковью были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века. Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами). И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.
По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”. Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.
Затем ещё одну страницу в истории сценического искусства народов нашей страны открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции. [13]
Правительственным указом от 30 августа 1756 года в Петербурге был учрежден Русский публичный театр для представления трагедий и комедий. Директором его был назначен Александр Сумароков. В отличие от ранее существовавших государственных театров, этот театр был платным и общедоступным. Однако у широких слоев городского населения по-прежнему большой популярностью пользовался театр «охочих комедиантов». Такие театры функционировали не только в столицах, но и вдали от них. Одним из самых крупных был театр, созданный Федором Григорьевичем Волковым (1728 - 1763). Волков был первым профессиональным актером Русского публичного театра. Его ярославские сподвижники также вошли в качестве ведущих актеров в труппу государственного театра в Петербурге.
Заметную роль в театральной жизни Петербурга играл созданный в 1779 году театр на Царицыном лугу (ныне Марсово поле), принадлежавший Карлу Книпперу. Труппу этого частного театра составляли молодые актеры, обученные в школе при московском воспитательном доме. В воспитательный дом брали «незаконнорожденных» детей и детей бедноты. Обучали их ремеслам и художествам. В начале 70-х годов в школе ввели драматические и танцевальные классы.
В 1756 году в культурной жизни Москвы произошло важное событие - начал функционировать Университетский театр. Вскоре при нем были открыты классы, в которых обучали драматическому искусству. Вчерашние любители-студенты превратились в профессиональных актеров. Эта первая московская профессиональная труппа была создана в 1759 году и стала называться Русским театром.
Но особенно значительную роль в развитии московского театрального дела сыграл Петровский театр (названный так по месту расположения - на улице Петровке, там, где сейчас находится Большой театр). Открылся он в 1780 году. Создателем и антрепренером его был англичанин Меккол Медокс. Зал этого общедоступного театра вмещал около тысячи зрителей. Посещали театр все слои населения Москвы.
Во второй половине XVIII века получают развитие провинциальные и крепостные театры.
Провинциальный театр способствовал широкой профессионализации актерского творчества. Из среды провинциальных актеров вышло много одаренных мастеров сцены, в том числе великий М. С. Щепкин [18]. Русские магнаты - владельцы сотен тысяч крепостных душ - не желали отставать от императорского двора. При своих усадьбах они воздвигали роскошные театры, картинные галереи, пиршественные залы.
Столичному дворянству в свою очередь подражало провинциальное дворянство. Были крепостные театры, которые по широте репертуара, одаренности актеров, сценической технике, роскоши костюмов соперничали с императорской сценой. Такими были театры Шереметевых, Юсупова. При них содержались огромные драматические, оперные и балетные труппы, оркестры, штат декораторов и учителей актерского искусства.
Из среды крепостной интеллигенции вышло много одаренных мастеров - художников, архитекторов, композиторов, актеров. Трагична была их судьба, талант и мастерство не спасали их от телесных наказаний, унижений, угрозы быть проданными, разлученными с семьей.
Во второй половине XVIII начинает формироваться национальная исполнительская школа, намечается самобытная манера актерской игры, сценического поведения. Русское исполнительское искусство с первых шагов было отмечено самобытными чертами. Его представители стремились вносить новое в сложившиеся театрально-художественные системы, по-своему истолковывать пьесы и образы.
Конец XIX - начало XX века - время небывалого подъема революционного движения и вместе с тем время духовного кризиса интеллигенции. Русская культура переживала критический момент. То был объективный ход развития искусства - менялось время, появлялись новые проблемы, новые веяния современности, осуществить которые надлежало следующему поколению. Началом нового этапа в развитии русского и мирового сценического искусства явился 1898 год. В этот год начал свою деятельность Московский Художественно-Общедоступный театр. С весны 1901 года он стал именоваться Московским Художественным театром (МХТ). В настоящее время он носит название Московский Художественный Академический театр (МХАТ) имени М. Горького.
Начало существованию Художественного театра положила историческая встреча двух его будущих руководителей - К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, состоявшаяся 21 июня 1897 года. На этой встрече была намечена труппа, которую должны были войти наиболее одаренные ученики В. И. Немировича-Данченко (он в течение ряда лет вел класс драматического искусства в Музыкально-драматическом училище при Московском филармоническом обществе) и наиболее талантливые участники Общества искусства и литературы. Из училища это были: В. Э. Мейерхольд, О. Л. Книппер, М. Г. Савицкая, И. М. Москвин, М. Л. Роксанова, Е. П. Муратова, Е. М. Мунт, Н. Н. Литовцева. Из Общества искусства и литературы - М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, А. А. Санин, А. Р. Артем, А. В. Лужский, М. А. Самарова, Е. М. Раевская, Г.С. Бурджалов [18].
Театр нашего времени представляет собой довольно пеструю картину. Наиболее успешно положение театров в столице, где наряду со старыми, известными театрами, как грибы после дождя, возникают новые - коммерческие, муниципальные, театры-студии. Столь же разнообразны и художественные методы. Но многие провинциальные театры поставлены на грань выживания.
Таким образом, театр как вид искусства имеет большую и интересную историю. С незапамятных времён и до сегодняшних дней театральное искусство служило развитию и укреплению культуры в обществе людей самых разных слоёв.
2.3. Театральное искусство Ростова-на-Дону и области.
Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького – уникальный памятник архитектуры, мировой шедевр конструктивизма, творение столичных архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха.
Театр имени М. Горького с самого своего рождения объединил выдающихся представителей множества творческих профессий: режиссеры А. Таиров, Ю. Завадский, актеры Р. Плятт, Н. Мордвинов, В. Марецкая, театральные художники М. Виноградов, Ю. Пименов, М. Сарьян, композиторы А. Артамонов, В. Шебалин, писатели М. Шолохов, К. Тренев и др.
Первый театр в Ростове был построен в 1840 г. купцом Александром Садомцевым на территории нынешнего парка культуры и отдыха им. М. Горького. Это был одноярусный деревянный сарай-балаган, в котором было немного больше двухсот мест.
Гайрабетовский театр - первое настоящее театральное здание было возведено в 1864 г. в центре Ростова по инициативе Андрея Матвеевича Байкова (1831–1889), Городского Головы Ростова-на-Дону во второй половине XIX века, а также при содействии И.И. Грибанова, К.М. Гайрабетова и М.Б. Драшковича – трех зажиточных жителей города.
По описаниям современников: «театр представлял собой деревянное сооружение, сложенное из бревен, состоял из 22 рядов кресел, двух ярусов лож и третьего яруса – галереи». Зрительный зал освещался «подъемной круглой люстрой», состоявшей из 36 керосиновых ламп. Находился на углу Большой Садовой улицы и Николаевского переулка (ныне – переулок Семашко; на месте мэрии). По вместимости Гайрабетовский театр втрое превышал Садомцевский балаган.
В Гайробетовском театре в 1863 г. выступал проездом в Крым на лечение выдающийся актер Михаил Семенович Щепкин (1788–1863). В Ростов он привез две роли: городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя и Фамусова в «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Но купеческий Ростов не оценил мастерства знаменитого актера. С участием Н.С. Щепкина состоялся только спектакль «Ревизор». Назначенный же спектакль «Горе от ума», до этого никогда не шедший в Ростове, был отменен.
В 1882 г. владелец ростовской табачной фабрики В.И. Асмолов получил разрешение городской думы выстроить «концертное зало» по Таганрогскому (ныне Буденовскому) проспекту, между Большой Садовой и Кузнецкой (Пушкинской). В 1883 г. состоялось открытие первого каменного Асмоловского театра. Вместимость составляла 800 мест, хорошая акустика зрительного зала, большая сцена. В 1920 г. театр получил имя наркома просвещения Луначарского.
В качестве режиссера в Асмоловский театр был приглашен артист Казанского театра Н.Н. Синельников (1855–1939), актер, режиссер, антрепренер, педагог. В Ростове-на-Дону работал с 1894 по 1900 гг. Cтавил на провинциальной сцене лучшие литературные произведения: «Гамлет» У. Шекспира, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Дядя Ваня» А. П. Чехова и др.
Купчиха П.Д. Машонкина в 1906 г. выстроила новое деревянное здание театра. А в 1907 г. его снесли и возвели новый каменный театр на 1500 мест. После революции Машонкинский театр носил имя К. Маркса. Во время войны театр сгорел, и на его месте в 1958 г. было возведено здание цирка.
В Машонкинском театре концертировал в июле 1919 г. Александр Николаевич Вертинский (1889–1957), выдающийся русский эстрадный артист, киноактер, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века.
В 1903 г. в этом театре выступал также Федор Иванович Шаляпин (1873–1938), оперный и камерный певец. В разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера. В 1918-1921 годах был художественным руководителем Мариинского театра. Могучий, шаляпинский бас покорил ростовскую публику.
На гастролях в Ростове в здании Ростовского драматического театра им. А.В. Луначарского в 1925, 1926 гг. с Московским Художественным театром побывал ведущий актер труппы Станиславского, один из первых Народных артистов СССР (1936) – Василий Иванович Качалов (1875–1948). Играл Егора Глумова в комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», барона в пьесе М. Горького «На дне».
Строительство в Ростове нового театра.
Это было время первой пятилетки (1928–1932), коллективизации (1930-1933). Открывались школы для трудящейся молодежи, благоустраивались улицы, возводились дома, здания культурного назначения. В Ростове-на-Дону строился гигантский завод сельскохозяйственного машиностроения (Ростсельмаш) - один из символов первой пятилетки. Именно в это время был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект Большого (как его тогда называли) театра. По желанию членов жюри архитектурное сооружение должно было быть памятником величественной эпохи, отражать в себе бурное революционное время, ярко выражать пролетарский характер и стиль.
Всего было рассмотрено 17 проектов. Ростовчанам был предложен проект, выполненный в форме, напоминающей гусеничный трактор, в традициях конструктивизма. Авторами проекта были москвичи - В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх. Неоценимый вклад в облик здания внесли украшающие фасад горельефы, созданные казаком станицы Константиновской Области войска Донского Сергеем Корольковым, выдающимся скульптором, художником, графиком и иллюстратором, известным как «донской Роден». Определено место под строительство - на пустыре между Ростовом и Нахичеванью. В 1931 году было начато строительство.
«Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга, режиссера, композитора», - слова Константина Станиславского, драматурга, по произведениям которого были поставлены спектакли на сцене Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького.
Театральное искусство Ростовской области представляют 4 государственных областных театра и 5 муниципальных театров:
Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького,
Ростовский государственный музыкальный театр,
Ростовский-на-Дону академический молодежный театр,
Ростовский государственный театр кукол им. В.С. Былкова,
Таганрогский Ордена Знак Почета театр драмы им. А.П. Чехова,
Новочеркасский театр драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр),
Шахтинский театр драмы и комедии «Пласт»,
Новошахтинский драматический театр,
Волгодонский молодежный драматический театр
В сентябре 2016 года открыт филиал Ростовского театра драмы имени Максима Горького на базе Дворца культуры имени Курчатова в городе Волгодонск.
По числу профессиональных театров Ростовская область занимает 13 место среди регионов Российской Федерации. В Южном Федеральном округе Ростовская область по числу профессиональных театров находится на 2 месте.
Итак, Ростов–на-Дону и Ростовская область в целом, несмотря на значительную удалённость от столичных регионов, имела и имеет широкое распространение самых разных видов театрального искусства.
2.4. Народный драматический театр в городе Сальск
Из газет я узнала, что 19 декабря 1959 года в городе Сальске произошло историческое событие. В торжественной обстановке распахнул свои двери вновь построенный шестиколонный Дворец культуры Сальского отделения Северо-Кавказской железной дороги. Началась новая страница в истории города Сальска…
Драматический коллектив (или кружок) при городском Доме культуры города Сальска был создан в 1954-1955 годы. Его режиссёром стала Елена Филипповна Попова.
«Сначала этот театр был небольшим драматическим коллективом, созданным в 1954-1955 годах по инициативе энтузиастов сцены А.С. Демидовой, В.С. Дубейковского, М.Н. Ищенко, И.В. Колесникова, Г.Т. Тимошина, В.Е. Харламова, Т.Г. Хуртиной. С годами театр расширял свой репертуар. Артисты повышали своё мастерство, завоёвывая искренние симпатии зрителя. Не раз коллектив выступал на областных смотрах.
В 1959 году в Ростове на Дону театр одержал большую творческую победу, поставив «Женитьбу» Н.В. Гоголя. Министерство культуры РСФСР присвоило самодеятельному коллективу сальского Дома культуры звание народного драматического театра. С того момента он ещё активнее развернул свою деятельность. Быстро росла его труппа, что позволило расширить творческий репертуар. К 1969 году театром было поставлено уже 22 спектакля! Много раз коллектив показывал их рабочим и служащим предприятий нашего города.
Из года в год росло творческое мастерство артистов, и театр, закрепляя успехи, уже выступал на областных смотрах и декадах искусства.
В 1962 спектакль «Стряпуха замужем» в постановке сальчан транслировался по телевидению.
Большой вклад в творческую жизнь сальского народного драматического театра внесли режиссёры Е.Ф. Попова, А.К. Погодин, П.В. Саблин, Л.В. Стельмахович и Д. Шаманиди. Огромную шефскую помощь получали сальчане от Ростовского драматического театра имени М. Горького и областного Дома народного творчества.
«Любовь Яровая», «Русские люди», «Игла и штык», «Таня», «Поздняя любовь», «Весенние страдания», «Машенька», «Жених на один день», сердце не камень А.Н. Островского - вот далеко не полный перечень пьес, поставленных за годы своего существования. Сатирическую комедию «Свадьба на всю Европу» Г. Горина и А. Арканова ставил режиссёр, лауреат Всесоюзного фестиваля театров Л.В. Стельмахович…
Люди меняются, но театр работает и по сей день. Сегодня режиссёром сальского драматического кружка является Алексей Трофимович Пурин. Нам удалось встретиться и побеседовать с ним. Алексей Трофимович рассказал, что работает взрослая группа, её посещают студенты и рабочие, но в основном интеллигенция, библиотекари, пенсионеры. Взрослая группа кружка работает сейчас над постановкой спектакля «Женитьба Бальзаминова» Н. Островского. Но ещё работает и детская группа, которую посещают учащиеся школ города. Они ставят различные спектакли, например: «Муха Цокотуха», музыкально-литературные композиции к 9 мая, различные мизансцены.
Также мы познакомились с режиссёром кукольного театра «Изумруд» Татьяной Николаевной Козловской. Татьяна Николаевна рассказала, что сейчас создано 2 группы детская, её посещают 18 детей, и взрослая из 20 человек. За время её режиссёрства были поставлены спектакли «Лисичка сестричка и братец Волк», «Зелёный луг», «В организме лентяя». Взрослая группа за спектакль «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре бесслёзном» на конкурсе получила гран приз «Жемчужина Кубани». Взрослой группой были поставлены спектакли: «Новогодняя сказка», «Кот в сапогах», мини-спектакль притча «Приведение». Готовят к показу на апрель месяц спектакль «Белоснежка и семь гномов», спектакль «Ханума» к осенней премьере.
Участвует театр кукол в мероприятиях районной библиотеки для детей сирот, инвалидов. «Совсем недавно нас показывали по телевидению, по каналу ОРТ» – с гордостью сообщила нам Татьяна Николаевна.
«Скажите, а с какими куклами вы работаете?» - поинтересовалась я.
– У нас три вида кукол: перчаточные, тростевые и ростовые. А шьёт кукол наша мастерица - Бедёвкина Елена Васильевна, которая так же участвует и в постановках театра. Посещают кружок учащиеся школ, студенты, и взрослые, и пенсионеры, - сказала Т.Н. Козловская
От Татьяны Николаевны я узнала, что в процессе занятий в театральной студии подросток осваивает упражнения на внимание, развитие воображения и фантазии, расширение восприятия, творческое отношение к действительности, воспитание живого сценического общения. Что актерское мастерство — это не притворство. Это умение искренне проживать эмоции. Не только на сцене, но и в жизни.
- Значит, заниматься в кружке это ещё и полезно? – спросила я.
- Да, конечно, ребята учатся здесь общению, развивается их дикция, ведь театр действительно способен развить коммуникативные способности подростка. Они становятся более открытыми, уверенными в себе, - ответила Т.Н. Козловская.
Таким образом, и в нашем провинциальном городе тоже есть театры – народный драматический «Дежавю» и кукольный театр «Изумруд», которые активно работают и развиваются.
2.5. Театральное искусство и его особенности.
С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и общества. Более того, эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества еще в те времена, когда театра не существовало вовсе. Ведь, как писал А.Я.Таиров, театр обладает такими чертами, которые позволяют обращаться к нему как к универсальной образовательной модели [17].
Театр – искусство, обращенное к самым различным и самым широким социальным слоям. В процессе работы театр привлекает к сотрудничеству работников самых разных специальностей: плотников и художников, инженеров и электриков, администраторов и артистов. Человек обращается к театру как к отражению своей души и совести. Любой зритель узнает в театре себя, свою жизнь и своё время. Театр во все времена и в любой стране открывает перед зрителем прекрасные возможности духовно-нравственного самопознания и саморазвития.
Мы знаем, что театральное искусство – искусство условное. На сцене перед зрителем возникает художественное отражение реальной жизни, созданное режиссёром, актёрами, гримёрами, костюмерами, художниками, бутафорами и сценографами, а не сама жизнь. Но это художественное отражение по силе воздействия на зрителя во много раз сильнее живописного полотна или литературного произведения, скульптурного изваяния или музыкального шедевра. Ведь в театральной постановке заключена сама правда жизни! И зритель во время хорошего спектакля плачет и смеётся, не задумываясь ни о каких условностях.
Именно в этом заключена великая сила театра: в возможности воздействия на наши души. И воздействие это непосредственное и открытое!
Такое живое выражение эмоций не возможно, например, при слушании классической музыки или восхищении живописным полотном, потому что произведения эти уже закончены и не поддаются влиянию времени и зрителя.
«Зритель же в театре – соучастник происходящего творческого процесса, он соавтор спектакля, потому что без его горячего эмоционального отклика не оживут ни огни рампы, ни расцветёт вишнёвый сад, не будут любить друг друга Ромео и Джульетта…» [12] Потому что всё это вся эта жизнь на сцене возможна только если есть в зале хотя бы один зритель. Невидимой нитью связываются души спектакля и зрителя, удивительный огонь чувств, разгорающийся на сцене, волшебным теплом льётся в зрительный зал, резонирует в душах зрителей и возвращается на сцену, заряжая актёров всё новыми эмоциональными силами, которые называют актёрским вдохновением.
Хороший, «большой» актёр, в сотый раз, выходя на сцену в знакомом образе, не перестанет никогда испытывать волнение. Ведь каждый спектакль, глубокий и во все времена актуальный, рождается снова, как в первый раз, при новой встрече с новым зрителем. И эмоциональность, и накал обмена чувствами сцены и зрительного зала обязательно отразится на актёрской игре и на всей атмосфере спектакля.
И каждый раз так повторяется снова и снова. Поэтому каждый показ представления или спектакля будет отличаться от предыдущего. Ведь театр – искусство живое и постоянно изменяющееся, в отличие от кино- или телефильма.
Одна и та же постановка сегодня может пройти что называется «на ура», а завтра уныло и тускло. Причиной тому – зрительское восприятие: теплое и эмоциональное или равнодушное и холодное.
Итак, театр как вид искусства имеет свои неповторимые особенности, свою уникальную атмосферу. В театре мы видим «живых» актёров, слышим «живую» речь, переживаем те же чувства, что и актёры на сцене.
2.6. Развитие зрелищных видов искусств: расцвет кино.
С чего все начиналось? История говорит, что появился кинематограф в России в начале 20 века и был привезен французами. Первые фильмы братьев Люмьер были показаны в Петербурге, Москве, на ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и в других российских городах через несколько месяцев после Парижа; первые киносъемки произведены еще через несколько недель. Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Германии, Дании, Италии и др. Начать собственное кинопроизводство мешало отставание техники - кино- и электроаппаратуры, пленки. Но был налажен импорт, и постоянный выпуск документальных и игровых картин русские предприниматели начали в 1907-1909 годах, причем сразу же достигли внушительных результатов: первый фильм оператора А. Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин») обошел всю страну со специально сочиненной М. Ипполитовым-Ивановым музыкой, записанной на граммофонную пластинку. Тот же Дранков снимал Л.Н. Толстого в Ясной Поляне и даже договаривался с великим писателем о написании киносценария. Толстой обещанного сценария не написал, но вскоре в кинематограф пришли Л. Андреев, А. Куприн, В. Брюсов, А.Амфитеатров, Е. Чириков и другие писатели. А кинематографисты буквально набросились на русскую классическую литературу: можно с уверенностью сказать, что все известные романы, песни, рассказы, стихотворения и даже романсы были экранизированы и имели огромный успех. Не зря Л.Н. Толстой, называл современный ему дозвуковой кинематограф «великим немым».
В начале XX века на российском рынке господствовала крупная французская фирма «Братья Пате», и все фильмы, показывавшиеся на экране в России до 1908 года, были иностранными. Национальное кинопроизводство в России стартовало лишь в 1908 году, позднее, чем в Австралии и некоторых сопредельных с Российской Империей азиатских государствах. К тому времени в стране сложилась система стационарных кинозалов, кочевые кинодемонстраторы, наскоро переделывавшие под зрительный зал амбары или торговые залы пустующих магазинов, уходили в небытие. Русское кинопроизводство начиналось с коротких документальных лент - «видовых фильмов». В 1907-1908 годах несколько русских предпринимателей пытались снять собственные игровые картины, но неопытность часто приводила к фиаско.
Вначале фильмы представляли из себя наивные коротенькие сценки, рассчитанные на узнавание зрителем литературных героев. Так персонажи «Мертвых душ» с поклонами группировались вокруг бюста Гоголя, фабула «Идиота» была втиснута в 15-минутную картину, а «Псковитянка» (с участием Ф. Шаляпина) - в несколько слабо связанных эпизодов. Но уже к 1914-1915 годам появились вдумчиво построенные и выразительно оформленные и сыгранные «Дворянское гнездо», «Бесы», «Война и мир». Лучшим дореволюционным фильмом можно считать «Пиковую даму» режиссера Я. Протазанова. Международное внимание заслужили большие исторические полотна: «Оборона Севастополя» А. Ханжонкова, снятая на подлинных местах сражений, картина удачно сочетала игровые сцены с документальными, «Трехсотлетие дома Романовых» и «1812 год». Еще плодотворнее было обращение кинематографа к театру: участие в фильмах корифеев театра - В. Комиссаржевской, В. Юреневой, К. Варламова, М. Чехова, А. Коонен и других - сблизило молодое киноискусство с великой театральной традицией России.
Русское кино с каждым годом увеличивало количество выпускаемых фильмов и довело его до 500 в 1916 году, тем самым, став в один ряд с ведущими кинематографическими державами. Основную роль в завоевании мирового авторитета играли, конечно, художественные достоинства фильмов. Все большую популярность приобретали актеры. Подлинными звездами стали Иван Мозжухин, Вера Холодная и первый русский продюсер А. Ханжонков.
Радикально изменила ситуацию в отечественном кинобизнесе первая мировая война. Закрытие границ вызвало пленочный голод, но вместе с тем стимулировало российское кинопроизводство. Если до 1914 года лишь десять процентов лент, шедших на российских экранах, были отечественными, то к 1916 году уже девяносто процентов фильмов было произведено в России.
«Итоги 30-х гг. в кинематографии были также значительны. На экране были освещены современная жизнь народа и его прошлое, но в трактовке, выгодной руководству страны. Художники кино глубже проникали в характер человека, а через него в философский смысл эпохи. Значительно расширились и жанровые границы произведений. Утвердился метод социалистического реализма.
Но, пожалуй, самым важным периодом для становления отечественного кино были годы Великой Отечественной Войны. Уверенность в будущем, оптимизм, особенно ярко проявившийся в творчестве режиссеров, посвятивших себя современности, - Герасимова, Эрмлера, Барнера, Александрова, Пырьева, не мешали им думать о враждебном окружении СССР. Поэтому темы бдительности, обороноспособности, боеготовности, все чаще стали звучать в фильмах. Даже в безоблачных комедиях подчас слышалась тревога о сохранении мира». [20]
90-е годы XX века стали временем разрушения советской системы кино и за исключением лишь ряда фильмов, российская киноиндустрия не смогла представить ни одной яркой и качественной работы на суд общественности. Кинематограф, как и другие отрасли народного хозяйства находился в поисках своего оптимального устройства в рамках рыночной экономики.
«Но несмотря ни на что наш кинематограф жив. Символом российского кино в 90-е годы XX века стал герой фильма А. Бодрова «Брат», человек с «истинной в руке в виде пистолета». Когда в 2004 году на экраны вышел фильм «Ночной Дозор», все заговорили о том, что наше кино ни чем не хуже зарубежного. Но скептики уверяли, что русский кинематограф мёртв и «Ночной Дозор» лишь «вспышка в кромешной тьме». Но появление на экранах страны ещё одного замечательного фильма под названием «Турецкий Гамбит» заставило изменить своё мнение об отечественном кино, даже тех людей, которые раньше говорили, что России не быть кинодержавой. Ведь один хороший фильм может быть случайностью, но два - это уже закономерность». [20]
«На дальнейшее развитие индустрии стали оказывать влияние именно экономические факторы. Если рассмотреть историю русского кинематографа кратко, то в этот период творчество многих режиссеров не всегда находило своего зрителя. Периоды дефолта, чеченской войны, а после мирового кризиса значительно сокращали количество вышедших на экраны фильмов. Тем не менее уже после 2008 года количество кинолент неуклонно продолжало расти. В этот же период активно развиваются именно сериалы. С каждым годом их количество на ТВ росло почти в геометрической прогрессии, кардинально меняя направление развития киноиндустрии». [19]
Кино оказывает мощное воздействие на сердца и умы человечества. Естественно, что к нему привлечено внимание социологов, эстетиков, искусствоведов, теоретиков культуры - всех, кого интересуют проблемы художественного творчества и восприятия, средств массовой коммуникации, динамики общественных настроений и так далее.
Прежде всего, кино отличается от других видов искусства тем, что оно занимает гораздо больше социокультурного пространства, выходит далеко за пределы художественного круга. Если театр, условно говоря, держит себя в узких рамках искусства, то «кино охватывает своим влиянием буквально всё, от духовных идеалов до этикета и моды» [4]. Активное участие кинематографа в процессе массовой коммуникации повышает потенциал его социального воздействия.
Массовая коммуникация - это процесс распространения информации (знания, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. д.) с помощью средств печати, радио, кино и телевидения на большие рассредоточенные аудитории. При этом массовая коммуникация – это социально-ориентированный опосредованный вид общения, причем его главной функцией является не просто информирование, но и соединение рассредоточенных индивидов в социальной среде. Проще говоря, массовая коммуникация выступает как средство, с помощью которого человек ощущает себя членом широкой общности, т. е. социума, и активно включается в его жизнь.
Современный театр таким средством не назовёшь. Сколько зрителей вмещает зрительный зал театра: 500, 1000? Кино и телевидение смотрят миллионы!
Кино и телевидение более доступны и понятны обывателю. Зритель, захваченный экранными образами, так же как когда-то зритель театральный, переживает судьбу героя, как свою собственную. Он как бы входит в мир фильма (как когда-то театра). Человек перестает быть простым наблюдателем событий, происходящих на экране. Он их активный участник. Более того, сюжетные перипетии фильма рождают у зрителя ассоциации, связывающие художественную ткань картины с той действительностью, которая его окружает.
Таким образом, в силу своего статуса как средства массовой коммуникации, кино обладает огромным потенциалом воздействия на общество. Как бы ни относился зритель к показанному на экране, «мир» фильма, хотя бы одной из своих многочисленных сторон, затрагивает его. Особенно тогда, когда этот «мир» организован по законам зрелища.
2.7. Социологическое исследование.
Интересно, посещает ли театр современная молодёжь? С этой целью нами было проведено анкетирование среди учеников МБОУ СОШ №1 хутора Маяк. В анкетировании приняло участие 47 человек.
Ребятам предлагалось ответить на вопросы анкеты:
1. Что такое театр?
2. Были ли вы хоть раз в театре (или в ДК на спектакле)?
3. Когда, на каком спектакле вы были?
4. Что вы скорее предпочтёте, выход в театр или домашний теле- кинопросмотр?
5. Что по вашему мнению влияет на развитие интеллекта и образованности в большей степени, театр или кино?
Наши исследования показывают, что из 47 респондентов, ответивших на вопросы нашей анкеты 12 предпочтут домашний теле или кинопросмотр выходу в театр! И лишь 19% опрошенных были в театре,
Таким образом, если для наших предков театр действительно был школой жизни, то для наших одноклассников и современников такой школой является телевидение (74%) и всемирная компьютерная сеть Интернет (81%). Театр в числе явлений, влияющих на интеллект, духовность и образованность нации назвали лишь 9 человек из 47!
Но посетив народный театр в нашем городе, мнение ребят резко изменилось. Следовательно, печальная статистика просто от не знания. А познакомившись, с театральным искусством все убедились, что театр, остаётся тем храмом, где исцеляются души человеческие, где сохраняются вечные ценности.
Заключение
Рассмотрев в своей работе историю рождения и развития мирового и в частности русского театрального искусства, мы, действительно, понимаем, что на протяжении всей истории человечества и до ХХ века театр являлся центром просвещения, центром культуры и развития общества.
Проанализировав эту работу и результаты первоначальных практических исследований, мы, казалось, пришли к неутешительному выводу о том, что театр начала ХХI века утратил позиции центра духовного развития человека.
Однако, посетив классом постановку пьесы «Последняя попытка», изучив мнение её зрителей и участников, мы можем смело говорить, что театр, остаётся тем храмом, где сохраняются вечные ценности, где незыблемыми остаются идеи Добра, Любви, Веры, Надежды и высокой нравственности.
Кинокартина, снятая 30,40,50 лет назад может нам нравиться, но она далека от реальности нашей жизни. Кино всегда было и остаётся искусством реалистическим… Мы не умаляем достоинств самого массового вида искусства – кино. Это часть нашей жизни, это великие имена актёров и режиссёров, это замечательные сюжеты и ставшие родными герои и истории… Но театр – нечто другое, возможно более глубокое и более вечное.
А древние поэмы могут ожить в устах молодых актёров, приобретая актуальность и современность сегодняшнему дню. Пьесы, как ни подвластны они времени, иногда могут пережить актеров, впервые вдохнувших в них жизнь. Но кинематографическое произведение, связанное со своей эпохой, как ракушка, прилепившаяся к скале, не подчиняется закону времени, которому оно бросает вызов: неизменное в меняющемся мире, с течением времени лишь удаляется от нас.
Итак, наша гипотеза подтвердилась. Театр - явление уникальное, особенно театр русский. Недаром русскую театральную школу с таким рвением осваивают актеры других стран. И не могут до конца понять. Театр всегда занимал особое место в сердцах русских людей. На протяжении многих веков он был предметом гордости, отдушиной, утешителем, богатой и глубокой школой жизни… Таковым он остаётся и сейчас. И пусть сегодня театр не является искусством массовым, искусством просветительским, но он вечен! Чего не скажешь о киноплёнке.
И главное достижение, - мы пробудили интерес своих ровесников к судьбе своего города, своей страны, своего народа, достучались до их душ и сердец и подвигли их обратить свои взоры на самое древнее и самое вечное искусство – ТЕАТР!
Источники и литература:
1. Абалкин Н. «Рассказы о Театре» Москва, 1981год.
2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: ГИХЛ, 1965.
3. Богатырев П.Г. Художественные средства в юмористическом ярмарочном фольклоре. - М., 1971
4. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино. М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
5. Вл.И. Немирович - Данченко «Рождение Театра» Москва 1989год.
6. Г.Н. Бояджиев, Студийные театры, в кн.: Очерки истории русского советского драматич. театра, т. l, M., 1954
7. Гусев, Некрылова Русский народный кукольный театр.
8. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. М.: Искусство. 1968.
9. Михайлова А. А. Образный мир сцены. М.: Знание, 1979.
10. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники увеселения и зрелища.
11. Пиотровский А.И. Театр, кино, жизнь. Л.: Искусство.
12. Попов А.Л- Художественная целостность спектакля. - М: ВТО. 1959.
13. Ровинский Д.Д. Русские народные картинки. Т.5. - М., 1881.
14. Русский драматический театр. Под редакцией профессора Б. Н. Асеева и профессора
А. Г. Образцовой. Москва, «Просвещение», 1976г.
15. Савушкина Н.И. Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора // Народный театр.
16. Сорочкин Б.Ю. «Театр между прошлым и будущим» Москва 1989 год.
17. Таиров А. Я Записки режиссера: Статьи, беседы. М.: ВТО, 1970.
18. Театральная энциклопедия. - М., 1965
19. https://www.rutvet.ru/in-istoriya-razvitiya-russkogo-kinematografa-8183.html
20. https://vuzlit.ru/504610/osobennosti_razvitiya_kinematografa_rossii
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Две снежинки
Ласточка
Есть ли лёд на других планетах?
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Комментарии
Спасибо за интересный
Спасибо за интересный материал. Очень поможет при подготовке к ежегодному конкурсу "Его величество театр!"
Спасибо за публикацию.
Спасибо за публикацию.
Очень познавательно!
Очень познавательно! Проделана масштабная работа!