Эта исследовательская работа посвящена исследованию роли игры в формировании знаний по истории Курганинского района. Обучающие и развивающие игры посвящены очень важной теме – истории Курганинского района. В занимательной игровой форме дети научатся узнавать достопримечательности Курганинского района
ДЕМЕНТЬЕВА Анастасия Александровна
Краснодарский край,
Муниципальное образование Курганинский район,
станица Петропавловская
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 ст-цы Петропавловской, 5 класс
ПРОПАГАНДА И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
О РОДНОМ КРАЕ ПРИ ПОМОЩИ ИГРЫ
«ЛЮБИ И ЗНАЙ КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН»
Научный руководитель:
Щербакова Ольга Анатольевна, учитель МАОУ «СОШ № 10»
2018 год
ДЕМЕНТЬЕВА Анастасия Александровна
Краснодарский край, Муниципальное образование Курганинский район,
станица Петропавловская Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 ст-цы Петропавловской, 5 класс
ПРОПАГАНДА И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПРИ ПОМОЩИ ИГРЫ «ЛЮБИ И ЗНАЙ КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН»
Научный руководитель: Щербакова Ольга Анатольевна, учитель МАОУ «СОШ № 10», 2018 год
ВВЕДЕНИЕ
Со времён средневековой России, да и в позднейшей России в честь важных событий ставили статуи, храмы, часовни, стелы, обелиски. Памятники — это действительно очень важный символический текст, память, которую люди хотят оставить.
В провинциальных городах ещё сохранились небольшие памятники основателям городов, из которых эти города развились, героям, которые внесли значительный вклад в защиту своей Родины, в её благосостояние. Памятники – это история, застывшая в веках.
Однако, сегодня некоторые памятники нередко становятся жертвами вандалов — такие истории попадают в новости, вызывают бурю осуждения. Но гораздо чаще памятники превращаются в руины просто из-за обычного невнимания и равнодушия. Например, газета «Аргументы и факты» собрала истории разрушенных и забытых памятников Великой Отечественной войны. [1]
Почему такое стало возможно? Да, потому что всё чаще и чаще люди перестают интересоваться историей своей страны, своего региона, своего населённого пункта. Многие думают, что история — это тонны дат, имён, названий войн и прочего, что это было давно, это чёрно-белое, скучное и статичное.
Проезжая по своему району, по родной станице, идя в школу, я наблюдаю много различных памятников, обелисков, церквей. Я задала себе вопрос: «Что значат они в истории родной станицы, моего района?» Я даже никогда не задумывалась об истории их создания, о том, что они построены в разное время и для разных целей. А ведь всё это наша недалёкая история, которую, если сейчас не узнаем, то, может быть, забудем навсегда. Это говорит об актуальности исследования данной темы. Я решила провести опрос среди разных возрастных групп жителей станицы Петропавловской и убедилась в верности своих предположений. Приложение Ι.
Поэтому я обозначу проблему моего исследования: Жители станицы (особенно молодое поколение) не знают, и не интересуются историей своего района, родной станицы Петропавловской, потому что материалов об этом нет (или они очень незначительны) в учебной и художественной литературе, в сети Интернет, на сайте администрации станицы, района. Приложение ΙΙ.
Гипотеза исследования: В исторических объектах нашла отражение история кубанского казачества. Эта история станет интересной, когда она будет изложена на понятном и доступном современной молодёжи языке. Изготовление настольной игры «Люби и знай Курганинский район» поможет познакомить молодое поколение жителей станицы с историей не только родной станицы, но и историей Курганинского района.
Цель работы: ознакомить с историей Курганинского района учащихся СОШ № 10, используя настольную игру, содержащую основные сведения об исторических объектах (памятниках) и знаменитых земляках Курганинского района, включая и станицу Петропавловскую.
Задачи:
1. Выявить сущность игры как вида деятельности.
2. Провести анализ существующих видов игр и доказать преимущество настольных видов игр.
3. Провести исследование предлагаемой модели использования игры «Люби и знай Курганинский район».
4. Собрать, провести анализ и систематизировать архивные данные Курганинского исторического музея по архитектурной истории Курганинского района, включая станицу Петропавловскую и биографии знаменитых земляков.
5. Научиться самостоятельно, создавать настольные игры, освоив технику работы с текстом, рисунками, фотографиями в формате Word.
6. Провести исследование образовательного, воспитательного и развивающего потенциала настольной игры «Люби и знай Курганинский район»
Объект исследования: история Курганинского района и станицы Петропавловской.
Предмет исследования: памятники архитектуры, обелиски, монументы станицы, как носители истории и биография знаменитых земляков.
Выбранная тема включает моменты исследования: как увековечены памятные места, жизнь и ратные подвиги героев Курганинского района.
Использовала следующие методы исследования: наблюдение, работа с литературными источниками, интернет источниками; интервью, опросы, обработка статистических данных, исследование исторических документов с описанием, анализом и сравнением краеведческих источников (работа в архивах, музеях).
Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что её можно применять при изучении курса кубановедения, на уроках окружающего мира, а также для информирования жителей всего Курганинского района.
Результаты работы могут быть представлены на районной научно-практической конференции школьников. Сама же игра может стать прототипом для создания серии игр по истории Краснодарского края.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ИГРА?
В философии игра определяется как одна из форм человеческого бытия, как определенная деятельность. Эта деятельность осознается человеком как занятие, выполняемое вне повседневной жизни, совершается внутри ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам, не преследует никакого прямого материального интереса и не ищет пользы, может целиком овладевать играющим.[2]
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
А.С. Макаренко о роли детских игр говорил следующее: «Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...». [3]
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
Игра – самый естественный и мотивирующий для детей вид деятельности, и основная естественная функция игры – именно обучение. В отличие от выполнения формальных заданий, игра воспринимается детьми как важная и полная смысла деятельность.
Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. А.Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе [2].
Следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом. В процессе игры:
• осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества);
• рассматриваются возможности самих групп, коллективов;
• приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
• накапливаются культурные традиции [4].
Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры: социокультурная, коммуникативная, диагностическая, игротерапевтическая, коррекционная, развлекательная.
Наконец, стоит обратиться к знаменитому конусу Эдгара Дейла. [5]
На этой схеме наглядно показано, что классическая лекция – наименее эффективный метод обучения, обеспечивающий освоение 5% изложенной информации. Тогда как «активное обучение» (то есть вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной познавательной деятельности, коей является и игра) позволяет надеяться на усвоение до 90% материала.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
ПОЧЕМУ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА?
Следует вспомнить, что исторически настольные игры создавались для того чтобы развлекать, воспитывать и обучать. Если говорить о картежных играх, то необходимо отметить, что во всех странах они сделались главным занятием всякого общества [6]. Карточные игры, как отмечал А. Шопенгауэр, являлись подготовительной школой светской и деловой жизни. Благодаря им люди начинали «умно пользоваться неизменно данными обстоятельствами (картами)» [6].
На современном этапе, сочетая высокую изобразительность (картинность) и сценарную гибкость, настольная игра позволяет рассказывать о вымышленных и реальных событиях, моделировать ситуации, благодаря чему игроки при помощи своего воображения и воображения авторов игры, могут получить уникальные знания и опыт. Именно это обстоятельство позволяет нам говорить о том, что у настольных игр очень большой образовательный потенциал.
По мнению авторов, настольные игры могут использоваться практически в любой области научного знания и практической деятельности, при изучении любой учебной дисциплины как в младшей, так и в средней школе.
Назовем некоторые отличительные признаки настольных игр, позволяющие отграничить их от других игр и указать на их преимущество:
1. Настольные игры всегда проводятся на столе или на поверхности.
2. Настольные игры всегда предполагают наличие игровой атрибутики: игровое поле, фишки, карточки, правила игры, и т. д., которые могут выполнять функции раздаточного материала, наглядных пособий и иных учебных средств.
3. Алгоритм и правила настольных игр заранее предопределены.
4. Настольные игры в подавляющем большинстве случаев требуют участия как минимум двух игроков и/или команд, то есть они всегда «живые», так как исключается применение в процессе их разыгрывания компьютерного и программного обеспечения.
5. Настольные игры не требуют навыков и физической подготовки ребенка, подходят для разных возрастных категорий.
6. Развивают усидчивость, внимательность и воображение, тренируют память и дают новые знания.
7. В отличие от компьютерных игр, настольные безопасны для нервной системы и зрения ребенка.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В ходе работы над проблемой нами были отобраны эффективные и подходящие по возрасту настольные игры и разработаны модели реализации работы мастерской «Время играть» в младшем и среднем звене основной школы. Мастерская успешно функционирует на базе школы.
Для начальной школы нами была создана игра-пазлы «Люби и знай Курганинский район». Приложение III.
Модели реализации в младшей школе:
В средней школе игра перестает быть основным видом деятельности ребенка, но интерес к ней остается. Нами была создана игра лото «Люби и знай Курганинский район» (Приложение IV) и начата работа по реализации игрового направления в средней школе и разработаны некоторые модели реализации:
ГЛАВА 2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРОТОТИПА НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ «ЛЮБИ И ЗНАЙ КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН»
Итогом моей работы является изготовление двух настольных игр: игра пазлы – для начальной школы и игра лото – для среднего звена.
Совместно с учителем мы изготовили их:
Нами было напечатано по 7 вариантов игр пазлов и лото в компании «Графика. Центр печати».
Таблица затрат на изготовление игр.
вид расхода | цена расходных материалов | фактическая стоимость |
Игра-пазлы «Люби и знай Курганинский район» | ||
Двусторонняя печать страницы | 60 рублей* 56 страниц | 1 680 рублей |
Игра лото «Люби и знай Курганинский район». | ||
Односторонняя печать страницы | 30 рублей x 84 страницы | 2 520 рублей |
Итого | 4 200 рублей |
Цена одного экземпляра составляет 300 рублей.
Так как изготовление календаря требовало значительных расходов, возникла необходимость в его реализации по себестоимости. Необходимо будет организовать рекламную кампанию.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ «ЛЮБИ И ЗНАЙ КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН»
В ходе исследования нами было выдвинуто предположение, что созданная нами настольная игра «Люби и знай Курганинский район» является эффективным образовательным средством школьника. Чтобы проверить данную гипотезу, мы провели тестирование, определяющее уровень знаний фактического материала по истории Курганинского района. Приложение V. Результаты первоначальных тестирований и сравнение их с последующими результатами при исользовании игры пазлы «Люби и знай Курганиский район» вы можете видеть в Приложении VI. Результаты тестирования после использования игры лото «Люби и знай Курганинский район» оформлены в виде диаграммы, где по вертикали номер вопроса, а по горизонтали % ответивших верно. Приложение VII. Повторное исследование проводилось через 6 месяцев после начала работы мастерской «Время играть». В процессе игры ребята не только получили удовольствие, но и приобрели новые знания.
В общей сложности было опрошено 68 человек: 34 учащихся 1 класса и 34 учащихся 5 класса.
Вывод: Участвуя в игре «Люби и знай Курганинский район, учащиеся стали больше знать об истории своей станицы, своего района. Исследованием была подтверждена правильность выдвинутой гипотезы: развивающие настольные игры положительно влияют на эмоционально-психологические характеристики учащихся, повышают мотивацию путём влияния на развитие творческого потенциала.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ «ЛЮБИ И ЗНАЙ КУРГАНИНСКИЙ РАЙОН».
В ходе исследования нами было выдвинуто предположение, что созданная нами настольная игра «Люби и знай Курганинский район» станет эффективным средством развития личности школьника. Чтобы проверить данную гипотезу, мы провели несколько диагностических методик, определяющих уровень развития внимания («Корректурная проба»), кратковременной памяти (зрительной («10 картинок», «9 фигур») и слуховой («10 слов»), воображения и творческого мышления (методика «Несуществующее животное», методика Торренса), “Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе ( разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто), изучение отношения к учебным предметам (Г. И. Казанцевой). Результаты первоначальных тестирований и сравнение их с последующими результатами представлены в Приложении VIII.
Для исследования развития творческих способностей применялась методика Е.Е. Туник. Ученикам был предложен тест до и после активной работы с развивающими настольными играми.
Были рассмотрены факторы творческого мышления: беглость (легкость, продуктивность), гибкость, оригинальность, точность.
Анализ полученных результатов показал, что все частные, а соответственно и суммарные показатели творческого мышления достоверно увеличились после проведенных игротек. При этом важно отметить, что наиболее сильные различия в величине изменений показателей творческого мышления были отмечены по критериям «Оригинальность» и «Гибкость».
Изменился и социально-психологический климат в классе. В первом классе наблюдалась тенденция от «противоречивого, неопределенного» к «в целом благоприятному». В пятом классе от «в целом благоприятного» к «весьма благоприятному».
При исследовании отношения к учебным предметам исследуемая область знаний вошла в круг предпочитаемых предметов (её выбрали 93% учащихся, первоначально 65%), при этом характеризуется, как интересный, важный, помогающий развивать общую культуру.
Вывод: Анализ полученных результатов показал, что все частные, а соответственно и суммарные показатели развития личности школьника достоверно увеличились после проведенных игротек. В результате исследования была подтверждена правильность выдвинутой гипотезы: настольная игра «Люби и знай Курганинский район» положительно влияет на эмоционально-психологические характеристики учащихся, классного коллектива в целом, повышают мотивацию.
Созданная нами настольная игра имеет большой развивающий потенциал, как для младшей, так и для средней школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проблемы воспитания и развития ребенка с помощью настольной игры позволило решить поставленные задачи и сделать следующие выводы:
Играя, ребёнок не просто приятно проводит время, а обучается и развивает навыки, которые пригодятся ему в жизни: память, внимание, воображение, ловкость, мелкую моторику, устный счёт, умение концентрироваться и принимать решения, ораторское мастерство и ещё множество полезных умений. Другими словами, игра для ребёнка - это очень серьёзное занятие. И грамотный выбор настольных игр поможет развить именно те качества, которые наиболее актуальны. Играть с пользой, учиться с удовольствием!
Важно также обратить внимание, что у них не остается времени на то, чтобы отвлекаться, поскольку настольная игра проходит в интенсивном и напряженном темпе. Приложении IX.
Успешное внедрение настольных игр предоставляет современным педагогам большие возможности для творчества. Как отмечал Готфрид Лейбниц: «люди никогда не обнаруживали большего остроумия, чем в изобретении игры»[5].
Перспективы дальнейшего развития проекта
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузьмина Н., Овчинников Д., Уварова Н., Хватова Я. Забытые герои, невечные огни. Истории заброшенных памятников ВОВ/ http://www.aif.ru/society/people/zabytye_geroi_nevechnye_ogni_istorii_zabroshennyh_pamyatnikov_vov
2. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983 - T.I.
3. Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С.Макаренко. Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, Москва,1951, с. 47
4. Репринцева, Е.А. Игра как социокультурный и педагогический феномен : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 Курск, 2005
5. Хёйзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга // Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992. С. 5— 240
6. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. Л.: изд-во Ленинградского ун-та. 1990. С. 32.
7. Битянова М.Р. Игра как метод решения школьных проблем,- М.: Педагогический университет «Первое сентября»,2013
8. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие. – ¬ Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2003.
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
10 осенних мастер-классов для детей
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Лиса-охотница
Кто чем богат, тот тем и делится!