Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентировочный.
Срок реализации проекта: среднесрочный (6 недель).
Возраст детей: дети 4-5 лет.
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатели, педагог-психолог.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Цель: развивать представление детей о разнообразном мире эмоций; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, переживаниями и выражением лица человека; дать представление о том, как различать и называть разные эмоциональные состояния; научить пользоваться своеобразной «азбукой чувств»; воспитывать умение чувствовать настроение в музыке и цвете.
Задачи:
3. Развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкаться, не бить другого, не кидать игрушку);
4. Формировать нормы общения, принятые в обществе (приветствовать других людей при встрече и прощаться, вежливо разговаривать, благодарить за помощь или угощение и прочее)
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvie_v_mir_emotsiy.docx | 667.63 КБ |
nod_volshebnaya_strana_emotsiy.docx | 66.04 КБ |
vecher_razvlecheniy.docx | 122.85 КБ |
igry_na_razvitie_emotsiy.docx | 66.98 КБ |
Проект по социально-личностному развитию детей
«Путешествие в мир эмоций»
Подготовил:
педагог-психолог
МДОУ «Детский сад № 24»
Бильдина Наталья Игоревна
Добрые чувства, эмоциональная культура –
это средоточие человечности.
Введение.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентировочный.
Срок реализации проекта: среднесрочный (6 недель).
Возраст детей: дети 4-5 лет.
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатели, педагог-психолог.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Актуальность проекта:
Мы живем в период социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и эмоционально-личностного развития. У многих детей снижается самооценка, возрастает уровень детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с признаками тревожного поведения и даже с признаками выраженной агрессии. Чтобы помочь преодолеть эти трудности, научить детей адекватно реагировать на ситуации, события, ориентироваться в состояниях, настроениях окружающих людей, научить регулировать свое эмоциональное поведение, разработан проект «Путешествие в мир эмоций», как компонент валеологического воспитания в системе работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников ДОУ.
Цель: развивать представление детей о разнообразном мире эмоций; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей; учить устанавливать причинно-следственные связи между событиями жизни, переживаниями и выражением лица человека; дать представление о том, как различать и называть разные эмоциональные состояния; научить пользоваться своеобразной «азбукой чувств»; воспитывать умение чувствовать настроение в музыке и цвете.
Задачи:
3. Развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкаться, не бить другого, не кидать игрушку);
4. Формировать нормы общения, принятые в обществе (приветствовать других людей при встрече и прощаться, вежливо разговаривать, благодарить за помощь или угощение и прочее)
Ожидаемые результаты
1. Развитие эмоционально-ценностной сферы воспитанников средней группы
2. Развитие умения детей контролировать свои эмоции.
3. Заинтересованность родителей в проблеме «Психологическое здоровье дошкольников».
4. Участие родителей в совместных мероприятиях с детьми.
5. Создание в группе «Уголка настроения», картотеки игр «Эмоции».
Основные принципы реализации проекта:
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования, а именно:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Информационные ресурсы: анализ опыта работы по данной теме в педагогических интернет-сообществах;
- Учебно-методические ресурсы: обзор методической литературы по теме проекта;
- Материально-технические ресурсы: ноутбук, мультимедийное оборудование, аудиоаппаратура;
-Кадровые ресурсы: педагог-психолог, воспитатели средней группы;
- Финансовые ресурсы: не требуются.
Реализация проекта рассчитана на 6 недель: с «26» февраля по «06» апреля 2018 года.
Этапы реализации проекта.
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Обоснование, предсказание путей реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме. | 1 неделя |
2. | Практический этап | Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о эмоциональных состояниях и способах их контроля и регулирования. | 2-4 недели |
3. | Обобщающе - результативный этап | Обработка результатов по реализации проекта | 5 неделя |
4. | Презентация проекта | Представление результатов проекта родителям, педагогам | 6 неделя |
План мероприятий
1-я неделя
Мероприятие | Содержание | Участники |
Сбор информации, взаимодействие с воспитателями, а также родителями | Анкетирование родителей с целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах эмоционального воспитания детей | Педагог-психолог, воспитатели средней группы, родители воспитанников средней группы |
Рассматривание с воспитанниками карточек с изображением эмоций человека и обсуждение 3 вопросов: Что такое эмоции? С какими эмоциями вы уже знакомы? Хотели бы вы научиться узнавать и выражать эмоции? | Выявление проблемы, формулировка целей и задач проекта, разработка плана его реализации. | Педагог-психолог, воспитатели средней группы, родители воспитанников средней группы |
2-4-я недели
Мероприятие | Содержание | Участники |
НОД: «Радость, грусть, гнев, удивление, испуг, спокойствие» | Развитие коммуникативных навыков, знакомство с эмоциями, коррекция страхов у детей, обучение распознаванию, радости, грусти, гнева, удивления, испуга. | Педагог-психолог, воспитанники средней группы |
Игровое упражнение «Волшебный мешочек» | Преодоление тактильных барьеров, обучение распознаванию эмоций: радость, грусть, гнев, удивление. Упражнение в различении эмоционального состояния по его внешнему проявлению. | Педагог-психолог, воспитанники средней группы |
Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений» (Разработана коллективом авторов под руководством кандидата психологических наук Н. Л. Белопольской) | Различение эмоционального состояния по его внешнему проявлению. Расширить представление детей о способах выражения и распознавании эмоций. | Педагог-психолог, воспитанники средней группы |
Игровое упражнение «Я и мое настроение» | Осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. | Педагог-психолог, воспитанники средней группы |
Театрализованная деятельность «Солнышко вернулось!» отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце» | Осмысление связи между разнообразными настроениями и эмоциями. | Педагог-психолог, воспитанники средней группы |
Театрализованная деятельность «Зверята заболели» Отрывок из стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит». | Отражение действий и эмоций персонажей произведения | Педагог-психолог, воспитанники средней группы |
Создание картотеки игр «Наши эмоции». | Систематизация различных видов игр и упражнений по теме «Эмоции». | Педагог-психолог, воспитанники средней группы |
«Барбоскины» - 133 серия. «Достоверные эмоции» | Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека, обучить выражению радости, грусти, их распознаванию. | Педагог-психолог, воспитанники средней группы |
5 неделя
Мероприятие | Содержание | Участники |
Обработка результатов по реализации проекта | Подготовка аналитической справки по результатам проекта; Подготовка памяток для родителей и педагогов о способах регулирования эмоционального состояния | Педагог-психолог |
6 неделя
Мероприятие | Содержание | Участники |
Презентация проекта | Развлечение «Секрет волшебных снов» Оформление папки с материалами проекта | Педагог-психолог, воспитанники средней группы |
Риски и пути преодоления рисков:
- недостаточный объем знаний у родителей о психологическом здоровье ребенка - индивидуальные и подгрупповые беседы по вопросам психологического здоровья детей;
- деструктивное проявление негативных эмоций - проведение дидактических игр с детьми;
- неумение распознавания и конструктивного выражения собственного эмоционального состояния детьми - беседы с детьми по вопросам выражения своих чувств и эмоций.
Выводы:
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников в рамках проекта «Путешествие в мир эмоций» позволяет:
1) развивать эмоционально-ценностную сферу воспитанников, повысить уровень их эмоциональности;
2) сформировать у детей умение регулировать свое эмоциональное поведение;
3) научить детей адекватно реагировать на различные ситуации, события, проявления эмоций окружающих;
4) приобщить родителей к решению проблемы сохранения психологического здоровья дошкольников;
5) создать РППС в группе, способствующую развитию эмоций детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Иванова, Т. Е. Семейный и родительский клуб в детском саду: Методические рекомендации [Текст]/ Т. Е. Иванова, Н. Ф. Лагутина, Н. В. Микляева. – М.: ТЦ Сфера,2012. -128с.
2. Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ Ю. В. Касаткин, Н. В. Клюева. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.
3. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208с.
4. Пашкевич, Т. Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет: совместная деятельность, развивающие занятия[Текст]/ Т. Д. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2014. – 123с.
Приложение 1.
Игровое упражнение «Волшебный мешочек»
Сначала проводим с ребенком беседу «Какое у меня сейчас настроение?». Обсудите, что повлияло на его настроение (может, что-то болит или кто-то обидел). Далее показываете мешок и говорите, что туда ребенок может сложить все свои негативные эмоции – грусть, злость, обида. Теперь этот мешок можно выкинуть (по желанию ребенка, может выкинуть он).
Также можно показать «Мешок положительных эмоций», в котором лежат радость, счастье, веселье. Из этого мешочка малыш может взять любые эмоции.
С помощью данного упражнения ребенок учится управлять своим эмоциональным состоянием – подавлять негативные эмоции и заряжаться позитивными эмоциями.
Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
Приложение 2.
Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений»
Разработана коллективом авторов под руководством кандидата психологических наук Н. Л. Белопольской)
Детям, сидящим за столом, раздается набор из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием. Детей просят по сигналу педагога поднять карточку с изображением персонажа с той или иной эмоцией. Также можно попросить детей рассказать случаи из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства.
Пример карточки:
Приложение 3.
Игровое упражнение «Я и мое настроение»
Дети садятся в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, называя при этом какое-либо настроение или эмоцию. Ребенок возвращает мяч обратно, называя противоположное настроение (Пример: веселый-грустный, добрый-злой и др.)
Игра помогает малышу увидеть разнообразие настроений и понять, как они связаны между собой.
Приложение 4.
Театрализованная деятельность «Солнышко вернулось!»
Дети разыгрывают отрывок из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце» (изображают, как обрадовались зверята вернувшемуся солнышку).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Стали пташки щебетать,
За букашками летать.
Стали зайки на лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как веселые котята,
Прямо к дедушке мохнатому
Толстопятые бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого.
Ну спасибо, тебе, дедушка, за солнышко!
Приложение 5.
Театрализованная деятельность «Зверята заболели»
Дети разыгрывают отрывок из стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит».
А в Африке, а в Африке,
На черной Лимпопо
Сидит и плачет в Африке
Печальный Гиппопо.
А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.
И тут же страусята
Визжат, как поросята.
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят…
Конспект НОД
в средней группе «Волшебная страна эмоций»
Подготовил:
педагог-психолог
МДОУ «Детский сад № 24»
Бильдина Наталья Игоревна
Описание материала: конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Волшебная страна эмоций». Этот конспект познавательного занятия направлен на воспитание навыков позитивного межличностного общения, и развитие умений использовать для воплощения образа выразительные средства (интонация, мимика, жест).
Вид непосредственной образовательной деятельности: интегрированная.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, чтение.
Цель:
- познакомить детей с разными проявлениями эмоций; учить детей различать эмоции.
Программные задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний художественных выразительных средств (интонация);
- расширять словарь детей эмоциональной лексикой;
- упражнять в описании звучащих игрушек с использованием точных слов-обозначений;
- закреплять умение правильно держать карандаш, использовать его при создании изображения;
- закреплять умение располагать изображение на листе в соответствии с замыслом.
Развивающие:
- учить понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, веселый, радостный, грустный, спокойный);
- формировать интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»;
- развивать умение использовать для воплощения образа выразительные средства (интонация, мимика, жест);
- побуждать использовать в играх образные игрушки (снятие эмоционального и мышечного напряжения);
- активизировать познавательную и речевую деятельность детей;
- умение обобщать и делать выводы;
- развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами;
- развивать творческие способности воображение.
Воспитательные:
- побуждать эмоционально откликаться на переживания персонажей;
- воспитывать навыки позитивного межличностного общения, умения быть терпимым к чувствам и желаниям друг друга.
Словарная работа: сердитый, печальный, веселый, радостный, грустный, спокойный, пиктограммы, эмоции.
Форма проведения: ситуация-упражнение.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением эмоций (грусть, радость, печаль….);
- аудиозапись – релаксация;
- фломастеры, карандаши, губки и т. д. ;
- изображение цветка (для рисования);
- игрушки - заяц, мишка, ёжик, гномик.
Предварительная работа с детьми:
Коммуникация: беседа о человеке, об эмоциях, о ситуациях которые вызывают те или иные эмоции.
Познание: наблюдение за предметами и явлениями, рассматривание игрушек, иллюстраций, реальных объектов, «творчества» малышей; различные игры.
Чтение художественной литературы: чтение стихов, загадок о настроение, о различных проявлениях эмоций, о характерах и различном поведении людей.
Социализация: игра подвижная «Весёлый олень», малоподвижная «Угадай настроение», сюжетная «День рождение», игровая ситуация «Как поднять настроение другу», дидактическая «Собери целое».
Труд: изготовление материалов к играм.
Художественное творчество: аппликация «Весёлые клоуны», лепка «Грустная белочка», конструирование «Цирк», рисование по желанию детей.
Создание условий для самостоятельной деятельности: центр продуктивной деятельности, изготовление раздаточного материала, изготовление атрибутов к настольной игре «Подбери пару».
Взаимодействие с семьей: подготовить фотоальбомы «Самый лучшие дни моей семьи» (с фотографиями членов семьи с различными эмоциями).
Ход занятия.
1. Приветствие:
2. Игра «Вышли дети на лужок»
Вышли дети на лужок,
Сели дети все в кружок,
Дети все красивые,
Вот такие сильные!
Выросли совсем большие,
Стали добрые такие.
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим.
Воспитатель: Я понимаю и вижу, как вы себя чувствуете, а вы можете, посмотрев друг на друга сказать у кого какое настроение.
Дети: ответы.
Воспитатель: я вижу, что не все могут догадаться и понять по лицу, у кого какое настроение. Я вам предлагаю отправиться в путешествие «В страну эмоций», чтобы научиться их различать. Это нам поможет лучше понимать друг друга. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: На чем туда можно добраться? Не забывайте, что страна сказочная.
Дети: ответы.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в путь на ковре-самолете. Согласны?
Дети: да!
Воспитатель: Занимайте места и в путь. Почему же наш ковер не взлетает? Мы забыли сказать волшебные слова:
«Энике-бенике, коврик лети
В страну волшебную нас отнеси» (включить аудиозапись).
Ребята, держитесь крепче! Посмотрите вокруг, что вы видите? Например, я вижу вдалеке птиц, а вы? Что ещё можно разглядеть с высоты птичьего полёта?
Дети: ответы.
Воспитатель: Какие вы молодцы, сколько всего вы увидели.
Наш ковер пошел на посадку. Скорее говорим слова:
«Энике-бенике коврик спустись
В стране волшебной мы появись». (отключить аудиозапись)
Итак, мы с вами приземлились в стране Эмоций. На станции Фотовыставка». Ребята, послушайте, о настроении и эмоциях есть такое стихотворение:
«Азбука настроения»
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения,
На всех нас – настроение.
Кто веселится,
Кто грустит,
Кто испугался,
Кто сердит.
Развеет без сомнения
Азбука настроения.
(Краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций).
Посмотрите на картинку, что вы видите (картинки с изображением детей с разными эмоциями).
Дети: ответы.
Воспитатель:
Посмотрите, а на той картинке нарисованы смешные мордочки. Эти мордочки называют – пиктограммы. Они точно повторяют эмоции на картинках. Правда похожи?
Дети: ответы.
Воспитатель: Ну что, предлагаю нам двигаться дальше и знакомиться с эмоциями. А помогут нам в этом сказочные герои.
Игра «Сказочные герои» (охарактеризовать персонаж (добрый, весёлый, грустный, злой).
Воспитатель: Ну что с заданием мы справились можно двигаться дальше, а вот и «Полянка эмоций». Посмотрите, что это за эмоции здесь живут, как вы думаете?
«Удивление» и «радость» (пиктограмма).
Дети: ответы.
Воспитатель: Посмотрите на картинки и скажите мне кто на этой картинке весёлый, а кто удивлённый?
Дети: ответы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы с вами преодолели почти половину пути, и я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка: «Жираф».
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
Воспитатель: ох как весело мы потанцевали, но не всем на этой полянке весело. Подходим к игрушке ежа, он сердитый.
«Злость» (пиктограмма).
«Сердитый еж»
Жил да был сердитый еж,
Всех пугал иголками,
Он ни с кем не дружил,
И сидел под елкою.
Воспитатель: ребята, а давайте ёжика научим расслабляться.
Дети: ответ.
Аутотренинг: (сидя в позе лотоса)
Если очень рассердился,
На кого-то разозлился,
Ручки сжать, глaза закрыть,
И тихонько говорить:
«Я спокоен, не кричу,
И ногами не стучу.
И не буду я сердиться –
Злость совсем не пригодится!
Дружно до пяти считаем,
Глазки тихо открываем
1,2,3,4,5,
Нужно тихо всем сказать.
Вот пора уже нам встать
Кулачки нам всем разжать, (Разжать кулаки, дунуть.)
Их повыше поднимаем,
Злость мы в небо отпускаем!
(Дети встают)
Показать пиктограмму «Спокойствие».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а ёжик то у нас успокоился. Теперь мы можем познакомиться с ещё одной эмоцией – «Спокойствие», пиктограммой которой она обозначается.
Дети: рассматривают пиктограмму.
Воспитатель:
Ежу спокойно на душе,
Легко ему шагается,
Ему, конечно, хорошо,
Хоть он не улыбается.
Воспитатель: Ну, вот ёжик успокоился ну, а мы двигаемся дальше.
Воспитатель: Посмотрите, а здесь сидит маленький Мишутка, а рядом растёт цветочек. Как вы думаете? Какое настроение у них? Какие сейчас они испытывает эмоции? Посмотрите на картинку, и вы сразу догадаетесь.
(Пиктограмма «Грусть»).
«Мишка»
Мишка грустный сидит на поляне –
Мишка устал, мишке хочется к маме.
Мишка, мишка, не грусти –
Лучше с нами пошали.
Нас тут много, ты один,
И грустить тебе мы не дадим.
Игра «Подбери пару» (подобрать соответствие картинку и пиктограмму).
Воспитатель: Посмотрите. Мишке понравилась наша игра, и он стал весёлый. А вот цветочку, который растёт на поляночке всё ещё грустно. Как вы думаете, как можно его развеселить?
Дети: ответы.
Воспитатель: А я думаю, он грустный, потому что у него нет друзей.
Ребята, давайте с вами нарисуем друзей нашему цветочку. Только все цветочки должны улыбаться и радоваться.
Дети рисуют.
Воспитатель: Смотрите, наш цветочек улыбается. Ему весело, ведь на полянке у него появилось много друзей.
Но нам пора возвращаться. Занимайте места на нашем ковре-самолете. Попрощаемся с жителями страны Эмоций. Помашем им рукой.
Скажем волшебные слова:
«Энике-бенике ковер поднимись
Энике-бенике в группу вернись».
Ну, а пока мы с вами летим, давайте вспомним эмоции, которые мы с вами испытали. Сначала покажите эмоцию грусти, радости, печали, злости, и спокойствия. Жалко возвращаться из такой замечательной страны. Вспомните, сколько раз мы сегодня ведь помогли и цветочку, и мишке, и ежику.
Ну, вот мы и вернулись из нашего путешествия.
Понравилось вам сегодня путешествовать?
Дети: ответы.
Вечер развлечений
в средней группе
«Секрет волшебных слов»
Подготовил:
Педагог-психолог
МДОУ «Детский сад № 24»
Бильдина Наталья Игоревна
Программное содержание:
- Продолжать учить детей «языку чувств»;
- Расширить лексический словарь понятиями, описывающими состояние, эмоции, настроение, его оттенки, переживания (радостно, грустно, приятно, легко);
- Учить детей особым фразам и особому поведению, которое помогает установить речевой контакт (в дидактической игре «Закончи фразу», в поздравлении Мишки, в ситуации с Зайцем);
- Закрепить использование «волшебных» слов, то есть слов вежливости (спасибо, добрый день, простите, пожалуйста);
- Познакомить детей с комплиментом, учить замечать в человеке черты, поступки, которые заслуживают похвалы, отвечать коротким откликом из приятных и любезных слов;
- Развивать эмоциональную, выразительную, жизненную речь детей;
- Воспитывать у детей доброжелательность, уважение, любовь к себе и окружающим, желание помочь;
Материал: «волшебная» палочка, коробка с подарками, смайлики на каждого ребенка, игрушка- медведь, зайчик, сугроб.
Предыдущая работа:
- Проведение дидактических игр «Волшебный букет», «Поздравим товарища с Днем рождения»,
«Я принес тебе подарок», «Волшебные слова»;
- Выполнение дидактических упражнений: «Назови ласково имя», «Научим зайчика просить прощения»;
- Чтение сказки «Два жадных медвежонка»;
- Песни «Улыбка», «День рождения».
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Дорогие мои дети, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну - Страну вежливости и доброты. А поможет нам в этом волшебная палочка.
Закройте пожалуйста глаза: «Чур-чур-чура-ра начинается игра»
(Звучит музыка, загорается иллюминация).
В лесу стоит дом, там живет Медвежонок. У него сегодня день рождения.
- Как вы считаете, дети, Мишка обрадуется, когда мы его поздравим? Скажите, пожалуйста, что будет приятно Медвежонку?
- Чтобы узнать, что нравится другому, надо знать, что нравится тебе.
Игра «Закончи фразу».
- Мне хорошо, когда ...
- Мне приятно, когда ...
- Меня радует, когда ...
- Интересно вы заметили, что приятно получать подарки. Я знала, что у Мишки праздник и взяла с собой подарки. (Бочонок меда, музыкальная открытка, рисунок). Давайте подойдем поближе, поздороваемся с Мишкой.
- Я знаю, что Мишка очень любит сладости. А что бывает сладким? (Ответы детей)
- Есть еще сладкие и добрые слова, поздравления. Какие слова? (Ответы детей)
- Мишка очень благодарен вам, у него никогда еще не было в гостях столько воспитанных детей.
Как вы считаете, какое у него сейчас настроение. А какой Мишка, чем он вам нравится?
(Ответы детей)
- Но нас «волшебная» палочка зовет дальше, давайте попрощаемся с Мишкой. (Дети выходят на поляну)
- Посмотрите, зайчик дрожит, как вы считаете, почему? (Ответы детей).
- Давайте сделаем вокруг зайчика солнышко, согреем его своей добротой. (Дети берутся за руки, делают круг и садятся на колени).
- А теперь поиграем в игру, будем по очереди ласково называть имя соседа. Когда я буду называть имя, возьму за руку, посмотрю в глаза, улыбнусь и скажу нежно-нежно.
- Зайчик вас благодарит и хочет вас познакомить со своими друзьями. Каждый ребенок берет игрушку, любуется ею, называет ласково, танцует. (Танец с игрушками).
- Красивый получился танец и у всех хорошее настроение.
- Я вам открываю еще один секрет: каждое утро у меня хорошее настроение потому, что утром вы приходите в детский сад, говорите «Доброе утро», и от этих слов мне становится тепло и радостно, потому что эти слова волшебные.
- Молодцы, ребята, вы мне сегодня очень понравились, я вас всех очень люблю. Я слышу какие-то звуки, да это же Фея Вежливости и Доброты спешит к нам. (Входит Фея)
Фея: - Добрый день, дети! Я очень много узнала о ваших добрых делах. Вы поздравили Мишку с его праздником; согрели елку своим теплом, нежностью; помогли Зайчику найти игрушку: вы все знаете много добрых и хороших слов.
- За ваши добрые слова и дела я хочу сделать вам подарок. (Дарит смайлики).
Картотека игр
на развитие эмоциональной сферы
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагогам и родителям необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.
Игра «Детский сад»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.
Игра «Художники»
Цель: развивать способность и выражать различные эмоции на бумаге.
Участникам игры предъявляются пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточек и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета. По окончании работы проводится выставка рисунков. Дети отгадывают, кто является героем сюжета, а автор работы рассказывает изображенную историю.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.
Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:
-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;
-грусть, обида, вина, радость;
-трудолюбие, лень, жадность, зависть;
-жадность, злость, зависть, отзывчивость.
В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.
-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;
-радуется, веселиться, восторгается, злиться;
-радость, веселье, счастье, злость;
Игра «Кого - куда»
Цель: развивать способность распознавать различные эмоции.
Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:
-можно посадить за праздничной стол;
-нужно успокоить, подбирать;
-обидел воспитатель;
Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.
Игра «Что было бы, если бы.»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.
Игра «Что случилось?»
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.
Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно,» потому что…» Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг….»
Игра «Выражение эмоций»
Цель: Развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей положительные эмоции.
Педагог читает отрывок из русской сказки «Баба Яга»:
«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».
Дети выражают жалость
Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…»
Дети выражают грусть (печаль).
Педагог зачитывает отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:
«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли».
Дети выражают мимикой лица – радость.
Отрывок из сказки «Царевна-змея»:
«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».
Дети выражают удивление.
Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:
«Тянут – потянут, вытащили репку».
Дети выражают восторг.
Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:
«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…»
Дети выражают испуг.
Отрывок из русской народной сказки «Терешечка»:
«Старик вышел, увидел Терешечку, привел к старухе – пошло обнимание!»
Дети выражают радость.
Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:
«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».
Дети выражают мимикой лица печаль.
В конце игры отметить тех детей, которые были более эмоциональными.
Игра «Крошка Енот»
Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей».
Картотека игр и упражнений
ЭМОЦИЯ ГНЕВ
Гнев, злость
Гнев – одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных.
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но одновременно и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Поэтому наша задача помочь ребенку избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т. е. мы должны научить дошкольника доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.
Игра «Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.
Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Упражнение “Злюка”
Цель: развивать способность распознавать ми различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.
Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:
-Жил (а)-был (а) маленький (ая) мальчик (девочка).
-Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а).
-Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.
Игра «Волшебные мешочки»
Цель: снятие психонапряжения детей.
Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.
Упражнение «Закончи предложение»
«Злость – это когда…»
«Я злюсь, когда…»
«Мама злится, когда…»
«Воспитатель злится, когда…»
«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».
Упражнение «Уходи, злость, уходи!»
Цель: снятие агрессивности.
Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты.
Картотека игр и упражнений
Эмоция Удивления
Удивление — это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и порассуждать о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло.
Упражнение «Закончи предложение»
«Удивление – это, когда…»
«Я удивляюсь, когда…»
«Мама удивляется, когда…»
«Воспитатель удивляется, когда…»
Упражнение "Зеркало"
Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться. Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее. Вопрос:
Что общего в том, как вы изображали удивление?
Игра "Фантазии"
Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:
К нам пришел слон.
Мы оказались на другой планете.
Внезапно исчезли все взрослые.
Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах.
Этюд Фокус на выражение удивления
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Этюд "Погода изменилась"
Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.
Вопрос:
Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде?
Картотека игр и упражнений
Эмоция Страх
Страх
Это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые проявляются в виде тиков, навязчивых движений, энуреза, заикания, плохого сна, раздражительности, агрессивности, плохом контакте с окружающими, дефиците внимания. Это далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит не преодоленный детский страх.
Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышено самолюбивые дети. Самые распространенные страхи у дошкольников – это страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей.
Помочь ребенку преодолеть появившиеся страхи должны взрослые, и в первую очередь, родители.
Упражнение «Одень страшилку»
Цель: дать детям возможность по - работать с предметом страха.
Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа: Бабу- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?
Упражнение «Дорисуй страшного»
Цель: помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха.
Ведущий заранее готовит незавершенные черно – белые рисунки страшного персонажа: скелета…Он раздает детям и просит дорисовать его. Затем дети показывают рисунки и рассказывают истории про них.
Упражнение «Азбука настроений»
Цель: научить детей находить конструктивный выход из ситуации, ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.
«Посмотрите, какие картинки я вам принесла (кошка, собака, лягушка). Все они испытывают чувство страха. Подумайте и решите, кого из героев сможете показать каждый из вас. При этом надо сказать о том, чего боится ваш герой и чего надо сделать, чтобы его страх пропал.
Упражнение «Конкурс боюсек»
Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх поговорить о нем.
Дети быстро передают мяч по кругу и заканчивают предложение: «Дети боятся…». Кто не сможет придумать страх, выбывает из игры. Повторяться нельзя. В конце определяется победитель конкурса «боюсек».
Упражнение «Рыбаки и рыбка»
Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения.
Выбирается две рыбки. Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – образуя собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно попалась в сеть и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.
Игра «Пчелка в темноте»
Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.
Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка, под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь, и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается, и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.
Упражнение «Воспитай свой страх»
Цель: коррекция эмоции страха.
Дети вместе с педагогом придумывают, как воспитать страх, чтобы сделать страшилку доброй, пририсовать ей воздушные шары, нарисовать улыбку, или сделать страшилку – смешной. Если ребенок боится темноты, нарисовать свечку и т. д.
Упражнение «Мусорное ведро»
Цель: снятие страхов.
Ведущий предлагает рисунки страхов разорвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.
Картотека игр и упражнений
Эмоция Радость
Радость
Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радости. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе принося ему радость.
В детские годы эмоция радости может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Ее источником для ребенка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками. Эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.
Для знакомства с эмоцией радости используются различные упражнения.
Упражнение на разыгрывание историй
Цель: развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное.
«Сейчас я расскажу вам несколько историй, и мы попробуем их разыграть, как настоящие актеры».
История 1 «Хорошее настроение»
«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты,- сказала она,- мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение».
Выразительные движения: походка - быстрый шаг, иногда вприпрыжку, улыбка.
История 2 «Умка»
«Жила- была дружная медвежья семья: папа медведь, мама медведь и их маленький сыночек- медвежонок Умка. Каждый вечер мама с папой укладывали Умку спать. Медведица его нежно обнимала и с улыбкой пела колыбельную песенку, покачиваясь в такт мелодии. Папа стоял рядом и улыбался, а потом, начиная подпевать маме мелодию».
Выразительные движения: улыбка, плавные покачивания.
Игра с зеркалом.
«Сегодня мы с вами попытаемся встретиться со своей улыбкой в зеркале. Возьмите зеркало, улыбнитесь, найдите ее в зеркале и закончите по очереди предложение: «Когда я радуюсь, моя улыбка похожа на…»
Этюд «Встреча с другом»
У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!
Упражнение «Изобрази…»
Цель: закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика».
Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика, говорит следующие слова: «Я – зайчик. Я радуюсь, когда…»
Астрономы получили первое изображение черной дыры
У меня в портфеле
Без сердца что поймём?
Сторож
Лист Мёбиуса