Предмет: Математика
Класс: 4
Автор учебника:
Тема: «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число».
Дидактическая цель: Создание условий для формулирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково - исследовательскую деятельность.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Задачи:
1. Обучить приемам умножения на двузначные числа через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.
2. Формировать и развивать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров, задач.
3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.
Средства обучения: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм умножения на карточках, карточки с примерами). Учебник: В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва « Математика» 4 класс, часть 2.
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 98 КБ |
Предмет: Математика
Класс: 4
Автор учебника:
Тема: «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число».
Дидактическая цель: Создание условий для формулирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково - исследовательскую деятельность.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Задачи:
1. Обучить приемам умножения на двузначные числа через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.
2. Формировать и развивать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров, задач.
3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.
Средства обучения: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм умножения на карточках, карточки с примерами). Учебник: В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва « Математика» 4 класс, часть 2.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1. | I этап. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Знакомится и создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Вы смышленые, любознательные, целеустремленные ребята, которых не пугают никакие трудности. Именно эти ваши качества пригодятся сегодня на уроке. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно Говорю вам пожеланье: Пожелание удачи, пожелание добра. Пожелание терпенья и, конечно же, уменья. В вашем классе все друзья? Класс как дружная семья? - Повернитесь друг к другу и своей улыбкой пожелайте удачи соседу по парте. - Какие эмоции вы получили от дружеских улыбок? - Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделают 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок? - Я желаю вам сделать много хороших дел на уроке и получить положительные эмоции от результатов своей работы. -Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». - Вы с ним согласны? -Не будем терять время. Посмотрим, какие шаги мы делаем при открытии нового знания? (Ой, ребята, кажется я что-то напутала. Помогите мне восстановить правильную последовательность действий .) | Отвечают: Да! Да! - Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих и т.д. Хором читают по экрану. - Да. Знакомятся с содержанием слайда. Называют правильную последовательность этапов урока. | Личностные: - самоопределение Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: высказывать своё предположение. | |
2. | II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Ведёт подводящий диалог. ( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) ПЕРВЫЙ ШАГ – «Вспоминаем то, что важно для урока» - Посмотрите внимательно на экран, исследуйте записи в первом треугольнике и предложите работу, которую необходимо выполнить. -Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения. 1) 6·9 2) 26·3 3) 139 · 0 4) 92· 100 5) 32· 30 6) 72· 43 - Почему вы затруднились назвать произведение в шестом треугольнике? -Чем отличается это произведение от тех, что мы решали раньше? - У кого есть предположения, как можно вычислить значение этого произведения? - Хорошо, если вычислите на калькуляторе и получите готовый ответ, вы пополните копилку ваших знаний? | Участвуют в диалоге. Нужно найти значения произведений. 1) табличное умножение; 2) внетабличное умножение ( разбиваем первый множитель на разрядные слагаемые и используем прием умножения суммы на число); 3) умножение на нуль (при умножении любого числа на нуль получается нуль); 4) увеличение числа в 10,100,1000 раз ( к первому множителю приписываем столько нулей, сколько их во втором); 5) приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями 6) затрудняются - Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы. - Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце). Выдвигают гипотезы: - устно - на калькуляторе - столбиком. - Нет. | Познавательные: - общеучебные; - логические; Коммуникатив ные: - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; | |
3 | III этап. Постановка учебной задачи, темы урока.
| - Значит, время определить основной вопрос урока. - Так какую же учебную задачу вы поставите перед собой? - Сформулируйте тему урока. - Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? - Какое свойство умножения вы применили? - Какие приемы умножения использовали? - Можно ли таким образом быстро выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? - Как вы думаете, есть более удобный способ умножения на двузначные числа. - Какие приемы из изученных мы применим? - Повторим алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. (Составляется схема-опора) | -Мы должны научиться умножать многозначные числа на двузначные числа. - Умножение на двузначное число. Объясняют приём умножения. -Распределительное. 1) прием умножения суммы на число; 2) письменный прием умножения на однозначное число; 3) письменный приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями; 4) письменный приём сложения чисел. - Нет. - Да. -Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное: 1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа. 2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить. 3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили. 4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен. 5. Прочитать ответ. | Познавательные: - постановка и формулирование проблемы - поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: - целеполагание; Коммуникатив ные: - умение выражать свои мысли; | |
4 | IV. Построение проекта выхода из затруднения | - Предлагаю записать пример столбиком самостоятельно и решить его, основываясь на данный алгоритм. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». - Посмотрим результаты. - Поднимите руки, кто не смог найти произведение? Что показалось для вас трудным? - Кто решил, можете объяснить алгоритм своих действий? Вызывает к доске ученика, верно решившего пример (если есть). - Подошла ли к вашему заданию данная схема? - Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? - Почему сложно было справиться с заданием? - Какую цель поставим дальше? -Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? -Эту работу я предлагаю выполнить в группах под девизом: Смело иди вперёд, не стой на месте. Что не сделаешь один, сделаем вместе. (Вспомните правила работы в группе). Можно пользоваться карточками-помощницами.
Учитель по ходу чтения алгоритма учащимися фиксирует на экране схему – опору. -Решите пример, опираясь на полученный вами схему-опору (те, кто не смог решить ранее). | Ответы учащихся. Записывает решение на доске (если может, комментирует). Нет. -Умножение на десятки. Мы не знаем алгоритма умножения на двузначное число -Узнать алгоритм умножения на двузначное число. -Уточнять уже известный. Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке, зачитывают. взаимопроверка | Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем; | |
5 | Физкультминутка | ||||
6. | V этап. Первичное закрепление. | Фронтальная работа с проговариванием вслух. - Можно ли сказать, что вы всё уже сделали на уроке? - Какую цель вы поставите на следующий этап? - Что для этого надо сделать? а) с.94, № 3. Объясни по данным записям, как выполнено умножение. Называй неполные произведения и окончательный результат. Подготовка в парах. Вспомните правила работы в паре. б) с.95, № 4 (1-я строчка) - с комментированием у доски, остальные самостоятельно. –Проверьте, пожалуйста. Правильность выполнения примеров по образцу. (На доске) -Как вы думаете, нет ли “опасного места” при решении таких примеров? | -Нет. -Научиться применять построенный алгоритм при умножении на двузначное число. -Потренироваться в использовании нового алгоритма. Объясняет 1 из пары. Два ученика работают у доски, остальные в тетради. Объясняют. | Коммуникативные: Умение выражать свои мысли; Регулятивные: Овладение алгоритмом умножения; Познавательные:умение ориентироваться в своей системе знаний: | |
7. | VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Понятен ли вам этот вычислительный приём? - Как проверить, что вы его усвоили? Поработаем с карточками №1. На ней записаны примеры. ( 984 ·17 583 · 38) Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат своей работы: в верхнем углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим. - Передайте карточку соседу. (Выводит ответы к заданию на экран). Проверка по эталону - Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение правильно. - Сравните полученный алгоритм со своим решением. Вы всё сделали правильно? - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? - Вы поставили цель узнать алгоритм умножения на двузначное число. Достигли цели? - Какие задания вы теперь сможете выполнять? - Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Верните карточку владельцу. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? - При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретённые на уроке?
Длина палисадника 16 м, а ширина на 4м меньше. Найдите периметр и площадь палисадника. (Для чего на практике нужно знать периметр и площадь палисадника?) - Прочитайте условие задачи. Что известно, что надо узнать? - Выполните решение в тетради. (Проверка устно). А сейчас я предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять самостоятельно: уравнения на красной, желтой, зелёной полосках. (На полосках представлены дифференцированные задания). Внимание на экран. Красная – (сложное) х-783=58*45 Желтая - среднее) х : 12 =336 Зеленая – (легкое) 5 · х = 3190 - Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его. - Сверьте свою работу с образцом на слайде. | - Решить примеры самостоятельно. Прогнозируют результат и выполняют задание.
Взаимопроверка по готовым ответам с доски. Взаимопроверка. -В учебнике (сравнивают с объяснением темы на с. 94) Ответы учащихся. Умножать на двузначное число. Ответы детей При решении задач, уравнений. Один ученик у доски, другие в тетрадях. Выбирают и выполняют задание. Сверяют решение с образцом на слайде. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. | Регулятивные: Прогнозиро вание; Самоконтроль; Коррекция; Коммуникативные: Учебное сотрудничество; Познаватель ные : - анализ с целью выделения главных признаков; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение и поиск необходимой информации; Коммуникативные: - умение достаточно полно и чётко выражать мысли; Регулятивные: - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка. | |
8. | VII этап. Рефлексия деятельности. | -Какую цель ставили перед собой? - Достигли мы цели? -Как умножают на двузначное число? - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? - Оцените свою работу на уроке, используя модели цветов, которые лежат у вас на парте: - кто научился умножать на двузначное число, и может объяснить это другому человеку, например, другу – покажите зеленый цветок; -кто научился умножать на двузначное число, но пока еще не может объяснить прием другому человеку, - покажите желтый цветок; - кто еще не уверен в своих возможностях – покажите красный цветок. Давайте составим большой букет из ваших цветочков. Это наглядный результат вашей работы на уроке. Домашнее задание. 1) С 94, № 4 (2-я строка) – обязательный для всех 2) С. 95, № 6– предлагаю тем, кто не боится трудностей. 3) Придумать и записать задачу на умножение многозначного числа на двузначное – для тех, кто любит творить. (Благодарит ребят за работу). | -Научиться умножать на двузначное число. -Достигли. Рассказывают алгоритм Ответы детей. (Каждый ряд получает лист А 3 с нарисованной вазой и стеблями цветов и, ученики прикрепляют к нему свои цветки). Записывают задание в дневники. | Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познаватель ные: - умение структурировать знания; Коммуникативные: аргументировать свои высказывания; личностные |
Карточка № 1 Запиши примеры в столбик и реши их. 984 ·17 583 · 38 |
Карточка №2 Реши задачу: Длина палисадника 16 м, а ширина на 4м меньше. Найди периметр и площадь палисадника. |
Приложение
Алгоритм умножения (карточка-помощница)
Умножаю первый множитель на число единиц….. |
Получу первое неполное произведение… |
Умножу первый множитель на число десятков…. |
Получу второе неполное произведение….. |
Начну подписывать второе неполное произведение под десятками. |
Сложу неполные произведения. |
Читаю ответ… |
Список использованных материалов:
rusfolder.com/32474579
Два Мороза
Горячо - холодно
Снегири и коты
Зимний дуб
Одеяльце