Обществознание - один из самых популярных предметов для сдачи ЕГЭ. Правильно выбранная тактика подготовки к ЕГЭ - залог успешной сдачи экзамена и поступления в желаемый ВУЗ. Мой продукт поможет школьникам эффективнее подготовиться к экзамену, используя в основном школьную программу, и не допустить ситуации, когда осталась неделя до ЕГЭ, а ученик ещё не начал готовиться.
Прохождение программы по учебным предметам и умение решать тестовые задания — это не одно и то же. Задания ЕГЭ требуют от учеников не только системных знаний по предметам, но и определённых умений работать с тестовыми материалами. Дети должны правильно читать формулировки специфических заданий, отличающихся от привычных стандартных формулировок учебника, уметь правильно вносить их в специальные бланки, писать развёрнутые ответы по специальным шаблонам, заложенным в критериях оценивания. Всему этому необходимо учить отдельно, а времени на уроке не всегда хватает.
Мой продукт поможет школьникам эффективнее подготовиться к экзамену, используя в основном школьную программу, и не допустить ситуации, когда осталась неделя до ЕГЭ, а ученик ещё не начал готовиться.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_damberg.docx | 184.88 КБ |
Государственное общеобразовательное учреждение лицей № 150
Калининского района Санкт-Петербурга
Система и принципы подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию
Тип проекта: исследовательский
Работу выполнила
Дамберг Ева Сергеевна
Учащаяся 10 «Б» класса
2020–2021
Содержание
Паспорт проекта 3–6
Глава 1. Введение 8–11
Глава 2. Теоретическая часть. 12–17
Приложение 1 18
Приложение 2 19–21
Паспорт проекта
Тема: Стратегия подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Тип проекта: исследовательский
Куратор проекта: Тихонова Тамара Вячеславовна
Противоречие: наличие выбранного предмета для сдачи на ЕГЭ при отсутствии у большинства учащихся стратегии успешной подготовки и недостаточности школьной программы для полноценной подготовки к экзамену.
Проблема: как ученику самостоятельно подготовиться к ЕГЭ и на что, помимо школьной программы, ему опираться во время подготовки?
Продукт проекта: информационный справочник, буклет или размещение материалов на сайте лицея, содержащий стратегию подготовки к ЕГЭ с помощью различных источников информации, в том числе школьной программы.
Цель: разобрать систему подготовки к экзамену начиная с 9 класса и создать к концу 10 класса информационный справочник, включающий стратегию подготовки к ЕГЭ в течение двух лет для наиболее успешной сдачи экзамена по тому или иному предмету на примере обществознания для учеников старших классов.
Задачи:
Этапы работы над проектом | Содержание работы | Деятельность обучающегося | Временные рамки |
Подготовительный | Определение темы, анализ проблемы, постановка цели и задач | Согласование темы проекта с куратором и начало составление возможных противоречий, проблем, целей и задач | Сентябрь — октябрь 2020 года |
Организационный | 1)Определение источников необходимой информации. 2)Определение способов сбора и анализа информации. 3) Определение типа проекта, способа представления результатов, продукта проектной деятельности | Формулировка задач проекта, выработка плана дальнейших действий. Выдвижение предположений по поводу итогового продукта проекта. Составление SWOT анализ проекта. Анализ источников информации (методических материалов) по подготовке к ЕГЭ. | Ноябрь 2020 года |
Практический | Сбор и уточнение информации (интервью, социальные опросы, наблюдения, и т. д.). Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. | Проведение опроса среди 10-тиклассников относительно их подготовки к ЕГЭ. Разбор различных способов подготовки к ЕГЭ. Выявление наиболее эффективных из них, составление стратегии. Оформление исследовательской части проекта. | Декабрь – январь 2020–2021 |
Пред презентационный | Корректировка имеющейся исследовательской части проекта совместно с куратором | Изменение и улучшение недочётов, оформление информационного справочника в понятном и презентабельном виде. | Февраль 2021 |
Аналитический | Анализ готовой части проекта | Самоанализ проектной деятельности, результатов проекта. Оформление описания проекта. | Начало марта 2021 |
Презентационный | Поиск подходящих конференций и публичный показов своего проекта. Участие во всероссийском конкурсе исследовательских работ | Защита проекта на конференции уровнем не ниже района. Получение сертификата об участии/победе в конференции, конкурсе | Вторая половина марта 2021 |
Аналитический | Анализ публичной защиты проекта. Внос необходимые поправки | Анализ собственного выступления, формулировка выводов и внос необходимых поправок в проект и его представление. | Апрель 2021 |
Презентационный | Публичная презентация продуктов проектной деятельности в ГБОУ лицееNo150. | Представление проекта и продукта проектной деятельности на защите в ГБОУ лицее No150 | Май 2021 |
SWOT анализ
Сильные стороны (Strengths) 1) высокая актуальность 2) высокая полезность для старшеклассников 3) помощь ученикам ближайшие 2–3 года в подготовке к экзамену | Слабые стороны (Weaknesses) 1) не обеспечивает полноценную подготовку к ЕГЭ без учителя 2) проект помогает больше при подготовке к обществознанию, чем к другому предмету |
Возможности (Opportunities) 1) получение хорошей дополнительной подготовки к ЕГЭ 2) получение большого количества полезных знаний об экзамене и по теме обществознание | Угрозы (Threats) 1) есть риск не изучить весь объём информации по теме 2) риск устаревания информации из-за постоянно меняющейся структуры ЕГЭ |
Актуальность проекта: обществознание - один из самых популярных предметов для сдачи ЕГЭ. Правильно выбранная тактика подготовки к ЕГЭ - залог успешной сдачи экзамена и поступления в желаемый ВУЗ. Мой продукт поможет школьникам эффективнее подготовиться к экзамену, используя в основном школьную программу, и не допустить ситуации, когда осталась неделя до ЕГЭ, а ученик ещё не начал готовиться.
Мой продукт поможет школьникам эффективнее подготовиться к экзамену, используя в основном школьную программу, и не допустить ситуации, когда осталась неделя до ЕГЭ, а ученик ещё не начал готовиться.
Список информационных источников:
: http://fipi.ru/about/journal
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod-rekomendatsii-po-samostoyatelnoy-podgotovke-k-ege
https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy#!/tab/173737686-9
Раздел «Статистика и аналитика»
https://www.ege.spb.ru/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=765&Itemid=230
https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Глава 1.
Введение.
Для начала обратимся к истории создания ЕГЭ. Первые прообразы экзамена стали появляться в России в 1997 году. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников.
Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования РФ с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним их необходимых условий этого процесса стало введение новых способов оценки знаний школьников.
ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников (стандартная пятибалльная шкала с этой задачей уже не справлялась). Именно поэтому была выбрана тестовая форма, с которой работает беспристрастный компьютер. Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.
«Во все элитарные и в большинство других вузов можно поступить только либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нем, либо через целевой прием, который они реализуют, либо через «договорные» школы, которые есть у московских и петербургских вузов», — утверждал Филиппов.
Под руководством директора центра Владимира Хлебникова была разработана идея, технология и методика проведения ЕГЭ, а также его программное обеспечение и шкалирование результатов тестирования. Тогда же была сформирована основа для составления КИМов.
В 2001–2002 годах Правительство РФ выпустило два постановления, согласно которым началось экспериментальное проведение ЕГЭ в некоторых регионах, а именно в республике Чувашия, Марий Эле, Якутии, Самарской и Ростовской областях. В 2003 году в эксперименте приняли участие уже 47 регионов, причем в 11 из них выпускники сдавали ЕГЭ по всем девяти предметам школьной программы. Экзамен провели 18,5 тыс. российских школ. В 2004 году эксперимент был признан успешным, и ЕГЭ планировалось сделать обязательным экзаменом. В период с 2004 по 2009 шли усовершенствования и доработки самого экзамена, расширялось количество вузов, принимавших абитуриентов по результатам ЕГЭ. С 1 января 2009 года вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые провозгласили ЕГЭ обязательным для всех выпускников, независимо от того, собираются они продолжать обучение в вузе или нет.
Каждый год вводились и вводятся изменения в экзамены по всем предметам для того, чтобы экзамен стал наиболее эффективным и объективным.
Теперь рассмотрим эволюцию подготовки к ЕГЭ. Изначально ученики готовились, основываясь только на школьной подготовке и подготовке с репетитором, как и до введения самого экзамена. Затем министерством образования РФ в 2013 году было решено создать Открытый банк заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ, чтобы выпускники имели возможность сориентироваться в экзаменационном материале и потренироваться в решении заданий, подобных тем, которые могут встретиться на госэкзамене. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный институт педагогических измерений" (ФИПИ) учреждено Рособрнадзором для проведения исследований в области оценки качества образования. Именно ФИПИ осуществляет разработку контрольных измерительных материалов (КИМ), научно-методическое обеспечение госэкзаменов, формирование и ведение информационных ресурсов, в том числе Федеральных банков заданий ЕГЭ и ОГЭ. Наиболее полезным подразделом для школьников является тот, в котором размещены демонстрационные варианты КИМ, спецификации, кодификаторы. Демоверсии дифференцированы по тем учебным предметам, по которым в настоящее время проводится ЕГЭ: русский язык; математика; физика; химия; история; обществознание; информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); биология; география; английский язык; немецкий язык; французский язык; испанский язык; китайский язык; литература.
Для подготовки учеников была также создана дистанционная обучающая система для подготовки к государственным экзаменам "Решу ЕГЭ" https://soc-ege.sdamgia.ru/ творческим объединением "Центр интеллектуальных инициатив" под руководством Дмитрия Гущина. Она является составной частью образовательного портала для подготовки к экзаменам "Сдам ГИА: Решу ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ЦТ". Этот портал позволяет последовательно повторять те или иные небольшие темы и сразу же проверять полученные по ним знания, а также пройти тестирование в формате ЕГЭ нынешнего года по одному из предустановленных в системе вариантов или по индивидуальному, случайно сгенерированному, варианту и ознакомиться с прогнозом тестового экзаменационного балла по стобалльной шкале для предварительной оценки уровня подготовки после прохождения тестирования. С течением времени появлялись и появляются новые ресурсы и способы подготовки к ЕГЭ. Не стоит также забывать о школьной программе, которая не стоит на месте и также важна в процессе приготовления к госэкзамену.
Важно отметить, что прохождение программы по учебным предметам и умение решать тестовые задания — это не одно и то же. Задания ЕГЭ требуют от учеников не только системных знаний по предметам, но и определённых умений работать с тестовыми материалами. Дети должны правильно читать формулировки специфических заданий, отличающихся от привычных стандартных формулировок учебника, уметь правильно вносить их в специальные бланки, писать развёрнутые ответы по специальным шаблонам, заложенным в критериях оценивания. Всему этому необходимо учить отдельно, а времени на уроке не всегда хватает.
Начнём с экзамена в 9 классе. В 2014 году ввели обязательную аттестацию для обучающихся 9 классов, переименовав её в ОГЭ. Многие считают, что эта промежуточная аттестация не заслуживает пристального внимания и анализа. Однако это не так. ОГЭ подготавливает учеников к прохождению ЕГЭ, поскольку форматы обоих экзаменов очень схожи. ОГЭ также выявляет пробелы в знаниях за основную школу (5–9 классы) и помогает оценить свои возможности и слабые стороны в испытании такого типа.
Итак, на данный момент все выпускники 11 класса обязаны сдавать ЕГЭ. Для наиболее высокого балла, а именно такой хотят большинство подростков для дальнейшего успешного поступления в вузы, стоит начинать подготовку в 10 - начале 11 классах. Школьникам эффективнее подготовиться к экзамену поможет четко определённая стратегия, в которой будут использованы не только школьная программа, но и некоторые другие методы подготовки к ЕГЭ.
Они существуют сами по себе в интернете, но гораздо удобнее и быстрее пользоваться уже готовой подборкой ресурсов, способов и методов подготовки. Именно поэтому мой проект обладает новизной и высокой актуальностью, а особенно среди подростков и в целом для людей, сдающих ЕГЭ в ближайшие 2-3 года, поскольку согласно Приказу Министерства просвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» ч. 2 ст. 7а экзамен сдают лица, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе соотечественники за рубежом, беженцы и вынужденные переселенцы, освоившие образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для экстерны, допущенные в текущем году к ГИА, планирующие поступать в высшее учебное заведение.
Что касается экзамена по обществознанию, он был введён в 2009 году и на данный момент является самым популярным среди предметов ЕГЭ по выбору. ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей и 29 заданий. В части 1 школьникам предлагается выполнить 20 заданий с кратким ответом, в части 2–9 заданий с развернутым ответом. Задание № 29 представляет собой мини-сочинение (эссе) по одной из пяти предложенных тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. Изначально все задания оцениваются в первичных баллах, за каждый из вопросов можно получить от 1 до 6 баллов в зависимости от уровня сложности. Максимально работа оценивается в 64 первичных балла. После экзамена набранные первичные баллы переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.
Популярность ЕГЭ по обществознанию напрямую связана с университетами, ведь выпускники выбирают предметы, которые нужны для поступления. Сейчас на большинстве социально-гуманитарных факультетов обязательно требуется обществознание, что также подчёркивает высокую актуальность моего проекта.
Важно поговорить о самом школьном предмете «обществознание». Обществознание — уникальный учебный предмет. Становление этого предмета происходило на протяжении всего 20 века и окончательно завершилось в самом конце 20 – начале 21 веков. Курс включает в себя целый комплекс научных знаний по вопросам социологии, политологии, социальной психологии и философии. При этом сейчас здесь нет единого стандарта — в одних школах эти знания дополняют экономику и право как отдельные предметы, а в других курс по обществознанию уже включает их. Оно часто становится необходимым связующим звеном в цепочке дисциплин, которые изучают школьники, окрашивая теоретические знания практическими «цветными красками». Например, социальная психология опирается на опыт и знания, полученные учениками на уроках биологии, экономика связана с математикой и так далее. Кроме того, обществознание решает множество важных вопросов. Оно направлено на ликвидацию не только правовой и экономической неграмотности у молодых людей, а также на социализацию школьников. Именно обществознание способствует воспитанию гражданского сознания, мировоззренческому определению подрастающего поколения и его интеграции в процессы общественного развития.
Глава 2.
Теоретическая часть.
Для начала мною был проведён опрос среди учащихся 10х классов лицея №150 об их подготовке к ЕГЭ.
Результаты проведённого опроса показывают, что большинство учеников готовятся к сдаче ЕГЭ по выбранным предметам, в том числе обществознанию у 57% учащихся, с помощью разнообразных онлайн-ресурсов, однако используют в основном два наиболее широко известных сайта, упуская при этом возможность готовиться эффективнее, интереснее и, возможно, удобнее с использованием других неизвестных им способов.
Почти 90% учеников нуждаются в информационном справочнике или буклете, содержащем уже готовую стратегию подготовки к ЕГЭ с помощью различных источников информации, что подчеркивает актуальность выбранной темы и продукта моего проекта.
Итак, теперь рассмотрим детально каждый из ресурсов.
Для начала обратимся к наиболее популярному среди учащихся старших классов – Решу ЕГЭ:
Решу ЕГЭ — крупнейший в российском Интернете образовательный портал для подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ. Был открыт в 2011 году. За 9 лет пользователями портала стали десятки тысяч учителей, репетиторов и несколько миллионов школьников 5–11 классов со всех регионов страны. Будучи первым в Рунете порталом для подготовки к государственным экзаменам, Решу ЕГЭ де-факто задал и продолжает задавать ориентиры для огромного числа образовательных платформ той же тематики от небольших учительских сайтов до крупных проектов Яндекс-ЕГЭ и Яндекс-ОГЭ и сайтов онлайн-школ. В целом идея предоставления школьникам и учителям банка заданий для подготовки к экзаменам сейчас не вызывает удивления, однако 10 лет назад ничего подобного в российском интернете не было. Люди подбирали задания, решали их, разрабатывали классификаторы, объединяли задания в каталоги. Затем была создана возможность задавать вопросы по заданиям и получить ответы квалифицированных экспертов: сначала непосредственно на сайте, потом через сервис обсуждений в социальной сети ВКонтакте (сейчас в группе ЕГЭ состоит примерно 270 тысяч человек, а в группе ОГЭ — 170 тысяч). Затем был разработан раздел для учителей: в нем стало можно сконструировать по тем или иным критериям задания для учащихся, в частности, добавить свои, задать вариант классу, получить статистику выполнения заданий, проверяемых компьютером, и проверить задания, требующие ручной проверки. Относительно недавно был подключён искусственный интеллект: учащимся составляется персонализированные варианты в зависимости от начальных знаний и анализа текущего уровня. Все это абсолютно бесплатно.
Как гласит сам портал, дистанционная обучающая система для подготовки к государственным экзаменам «РЕШУ ЕГЭ» создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив». Руководитель — Гущин Дмитрий Дмитриевич, учитель математики, физики и информатики, почетный работник общего образования РФ, Учитель года России — 2007, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов по математике для проведения единого государственного экзамена по математике (2009—2010), эксперт Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по математике (2011—2012), заместитель председателя региональной предметной комиссии ГИА по математике (2012—2014), ведущий эксперт ЕГЭ по математике (2014—2015), федеральный эксперт (2015—2017).
Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями. Это помогает сразу после самостоятельного решения заданий проверять правильность своих решений, а также полностью разобраться в теме вопроса, поскольку в большинстве своём пояснения даются крайне подробно.
Ключевые плюсы данного ресурса:
Следующий интернет ресурс – открытый банк заданий ФИПИ
Официальный сайт «Федерального института педагогических измерений». Один из передовых вестников ЕГЭ, поэтому именно здесь можно прочитать как новости об экзаменах и изменениях в их структуре, так и некоторые документы, в том числе и проекты спецификаций и демонстрационных вариантов КИМ, кодификаторов элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ. Банк заданий ЕГЭ и ОГЭ не слишком обширен, но разделен по блокам, что крайне удобно при работе с ним.
Сам ФИПИ утверждает, что его материалов достаточно для того, чтобы хорошо подготовиться к экзаменам и сдать их на высокие баллы. С одной стороны, это так, ведь там представлены задания, которые придуманы самими составителями ЕГЭ, и они могут попасться на экзамене. С другой же стороны, очень большим недостатком этого портала является отсутствие ответов на задания.
Также сам поиск заданий занимает гораздо большее количество времени, нежели на других сайтах, например «Решу ЕГЭ».
Как гласит сайт, учредителем института является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (Рособрнадзор). Основными задачами портала являются создание и совершенствование экзаменационных моделей, их апробация, разработка контрольных измерительных материалов, анализ результатов процедур оценки учебных достижений, научно-методическое обеспечение государственных экзаменов, формирование и ведение информационных ресурсов,
в том числе Федеральных банков заданий ЕГЭ и ОГЭ, проведение конференций и семинаров по вопросам педагогических измерений.
Ключевые плюсы данного ресурса:
Третий ресурс, который стоит рассмотреть, - сайт «ctege.info»
Сайт включает в себя не только теорию и материалы, но и тренировочные тесты в новом формате. Они загружены в виде PDF файлов, что вполне привычно для современных школьников. Для многих заданий есть ответы и критерии. Можно также просмотреть нормативные документы и скачать демоверсии. В целом сайт разработан с полным пониманием того, что нужно школьнику, а потому здесь есть возможность найти ответы на все вопросы, вплоть до малейших нюансов. Однако на данной платформе отсутствует аудирование на иностранных языках, что является не очень значительным минусом.
Ключевые плюсы данного ресурса:
Следующий ресурс – сайт «мирегэ.ру»
Портал содержит большое количество демоверсий и заданий прошлых лет, подробные решения заданий и видеоуроки. Главный минус сайта – задания в основном 2018 года, что делает некоторую информацию не актуальной. Также отсутствует тренажер по заданиям из-за чего подготовка становится менее эффективной. Сайт подходит как для подготовки к ЕГЭ, так и для подготовки к ОГЭ.
Плюсы данного ресурса:
Далее хотелось бы упомянуть три платформы, формат которых несколько отличается от формата вышеупомянутых.
Первая из них - foxford.ru
Эта платформа является онлайн-школой, здесь ученики 1–11 классов на онлайн-курсах и индивидуальных занятиях с репетитором готовятся к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам, изучают школьные предметы. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны. Прототип сайта был создан в 2009 году, когда преподаватели МФТИ запустили 8 онлайн-курсов для школьников по подготовке к ЕГЭ. Уже через год появился сайт 100ege.ru и онлайн-платформа для создания интерактивных задач и контроля успеваемости учеников. А в 2014 100ege.ru объединился с компанией «Нетология» и стал онлайн-школой «Фоксфорд». Платформа в основном платная.
Плюсы данной платформы:
Вторая платформа – YouTube
Изначально портал создавался для того, чтобы дать людям возможность делиться своими впечатлениями, путешествиями, талантами и знаниями с другими людьми, а также как способ самовыражения и продвижения своего дела. Со временем начали формироваться различные сектора по тематикам и интересам. Одним из таких секторов и стал образовательный. На данный момент миллионы людей смотрят и публикуют на сайте большое количество видеоуроков от различных специалистов, в том числе и составителей экзаменов ЕГЭ и ОГЭ. Использование ресурса совершенно бесплатное, а количество публикуемой информации растет каждый день, что способствует быстрому развитию секторов и появлению наиболее актуальной информации. Алгоритмы сайта запоминают, какой контент был наиболее интересен и полезен пользователю, и предлагают ему нечто похожее, что помогает быстро находить большое количество видеоматериалов на нужную тему. Есть возможность приобретения платной подписки на интернет-ресурс, однако отсутствие этой подписки не влияет на объём информации, которую может получить пользователь.
Следовательно, к плюсам данной платформы можно отнести:
Третья платформа – «экзамер»
Экзамер – популярный ресурс для подготовки к ЕГЭ, где в подробностях можно изучить самые новые и полезные материалы по русскому языку, математике, обществознанию, физике, истории, биологии, химии, информатике, географии, литературе. Процесс подготовки максимально автоматизирован. Можно указать желаемое количество баллов по ЕГЭ, и специалисты сайта составят индивидуальный план подготовки ученика с учетом его сильных и слабы сторон. Подготовка к экзаменам идет в увлекательной форме в виде квестов. Решая задачи, пользователи наращивают «опыт» и получают награды и бонусы.
Плюсы данной платформы:
Проанализировав ряд различных платформ и сайтов, можно выделить следующие важные критерии, по которым определяется эффективность того или иного ресурса при подготовке к ЕГЭ:
Приложение 1.
Анкета
___________________________________________________________
__________________________________________________________
Приложение 2.
рисунок 1.
рисунок 2.
рисунок 3.
рисунок 4.
рисунок 5.
рисунок 6.
рисунок 7.
рисунок 8.
рисунок 9.
Астрономический календарь. Май, 2019
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Нарисуем попугая цветными карандашами
Привередница