Открытка в современном мире
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytka_v_sovremennom_mire.docx | 21.56 КБ |
«Открытка в современном мире»
Быстрый темп современный жизни подразумевает максимальную экономию ресурсов – временных, энергоресурсов. В потоке бесконечных дел у современного человека просто не остается времени для написания писем.
XXI век вошел в нашу жизнь феноменом смс, Twitter’а и других мессенджеров, в основу которых положена идея быстрого обмена мини сообщениями. Традиция написания поздравительных посланий и писем кажется практически невостребованной, вытеснено й за пределы жизни среднестатистического современного человека.
Но следует ли из этого вывод, что открытки навсегда ушли в прошлое?
Найти ответ на этот вопрос мы попытались в нашей работе. Актуальность нашего исследования связана с возможностью применения полученных нами выводов и результатов исследования каждым человеком лично для себя и с тем, что открывает широкий простор для дальнейшего детального рассмотрения вопроса с точки зрения психологии, искусства, культурологии, этикета.
Целью нашей работы было определить продолжает ли существовать в современном мире феномен открытки, и если это будет установлено, то определить, какую роль она играет для современных людей.
1.1Появление открыток
«Предками» иллюстрированной открытки многие исследователи предлагают считать некоторые древнеегипетские письмена с рисунками. Такая «открытка» представляет собой лист по древнеегипетскому обычаю покрытый письменами и украшенный рисунками событий.
Существует и иная версия возникновения открытки. Согласно ей, открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае. Согласно этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику.
Любопытно, что некоторые исследователи считают, что дальними предками «открытых писем» в России являются так называемые русские народные или лубочные картинки, которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и Англии. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII века из Германии.
Ближе к середине века, в эпоху Елизаветы богатырей сменили изображения кавалеров и дам либо героев западноевропейских романов, изображенных на русский лад, но с иностранными именами, которые появились как подражание французскому галантному жанру [ 2; 56].
Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. Художник послал эту самодельную карточку своему другу, и тому она очень понравилась. Надо сказать, что традиция создания авторских открыток, предназначенных для друзей и близких, в художественных кругах продолжает существовать и сегодня, хотя она видоизменилась, и теперь в подарок можно получить, например, компьютерный вариант открытки. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и разослал их своим знакомым. А в 1800 году нашелся предприниматель, организовавший продажу таких карточек. Это был первый случай торговли открытками. Позднее, в начале XIX века диапазон выпускаемых открыток расширяется, и к рождественским добавляются новогодние, а также столь популярные сегодня "валентинки"[2; 78].
1.2 Филокартия как веха развития культуры дарения открыток
Филокартия зародилась в конце XIX века, когда начался массовый выпуск открыток, получивших международное распространение как самый дешёвый вид почтового отправления. Первая почтовая открытка (открытое письмо) увидела свет в 1869 году, однако уже к 1875 году в странах - членах Всемирного почтового союза было послано 231,5 миллиона открыток.
Коллекционеры филокартисты начинали с собирания видовых и этнографических открыток, которые были одним из наиболее доступных средств знакомства с природой, бытом и культурой народов мира. Филокартия сыграла значительную роль в популяризации произведений изобразительного искусства, экспонируемых в музеях и на выставках. Открытки с изображениями современных их выпуску исторических, географических, архитектурных и других объектов, памятников материальной культуры и т. п., приобретая со временем характер документальных источников, сблизили филокартию с историческими дисциплинами.
В конце XIX - начале XX веков возникли первые организации филокартистов, а позднее стали издаваться специальные журналы и каталоги (в Германии, Австро-Венгрии, Франции, России, Великобритании, США, Италии, Швейцарии, Испании и др.), состоялись международные выставки (в Лейпциге, Петербурге, Ницце, Париже, Флоренции, Нюрнберге, Лондоне и др.), конгрессы коллекционеров и издателей открыток (в Лейпциге - 1896, 1910; в Ницце - 1899), начали проводиться первые аукционы.
С начала XX века филокартия стала одним из популярных видов коллекционирования, чему способствовали массовый выпуск разнообразных по тематике (география, этнография, история, различные виды искусства, техника, спорт, портреты и т. д.) и высококачественных по художественному и полиграфическому исполнению почтовых открыток и значительно расширившийся с укреплением международных связей почтовый обмен между странами.[1;23]
1.3 Феномен «посткроссинга» в современном мире
"Посткроссинг" - это знакомство и общение с новыми людьми при помощи почтовых открыток. Этот термин был заимствован из английского языка "postcrossing" и переводится на русский язык, как "почтовый марафон".
Идея такого познавательного времяпровождения принадлежит двум людям из Португалии Анне Кампос и Паоло Моргалесу. В 2005 году эти люди создали свой сайт и нарисовали логотип. Через семь лет существования сайта в мае 2012 года был зарегистрирован рекорд - отправлена миллионная открытка, а всего через несколько месяцев в декабре 2012 была отправлена десятимилионная и спустя еще 11 месяцев на почту отнесли 15-ти миллионную открытку.
2.1 Исследование существования культуры дарения открыток в современном обществе
Нами был проведен опрос среди учащихся школы, их родителей и учителей с целью выяснить, продолжает ли существовать в современном мире феномен открытки, и определить, какую роль она играет для современных людей.
Респонденты должны были ответить на вопрос, сталкивались ли они в своей жизни с открытками за последний год. Также, нас интересовало, для чего, по их мнению, использовалась открытка (функциональное назначение). Помимо этого, мы просили описать эмоции при получении/дарении открыток.
Проанализировав полученные сведения, мы пришли к выводу об эстетической ценности открыток, которая вышла на современном этапе на первый план
И тут появился изобретатель
Солдатская шинель
Хитрый коврик
Кто грамотней?
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Комментарии
Спасибо, ваше сообщение очень
Спасибо, ваше сообщение очень познавательное. История возникновения открытки действительно очень интересная, но как она появилась в России? По-моему, в Первую мировую войну стали широко пользоваться открыткой в русской армии. Именно в военное время стояла острая необходимость в связях между воинами и семьёй. Мстислав Добужинский, Анна Остроумова-Лебедева и другие художники в качестве благотворительности и поддержки русских воинов выпустили открытки со своими гравюрами, в основном с видами Санкт-Петербурга.
Очень популярна была открытка и во Вторую мировую войну в Санкт-Петербурге. Случайно в типографии осталась бумага для фабричных этикеток, что с нею делать, не знали. Потом её решили использовать под открытки. И действительно, не прогадали - открытка оказалась очень востребована.