Данная работа включает в себя теоретическую и исследовательскую части. Все исследования проводились на обучающихся гимназии совместно с психологами. Работа содержит конкретные советы и рекомендации по улучшению качества сна.
Вложение | Размер |
---|---|
karpova_valeriya.doc | 1018.5 КБ |
prezentaciya_son.ppt | 649.5 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Аннотация.
Несмотря на многолетние исследования и усилия тысяч ученых разгадать тайны сна, сон по-прежнему остается явлением настолько загадочным, что относительно него порой делаются прямо противоположные, взаимоисключающие выводы. До сих пор не до конца изучено, почему человеку снятся сны, какие процессы происходят во время сна, почему он так необходим для организма?
Актуальность.
Часто мы просыпаемся утром в разбитом, подчас неработоспособном состоянии и чувствуем усталость целый день. Такого рода хроническое недосыпание негативно сказывается на нашей работоспособности и здоровье. А интересно, как правильно рассчитать свой распорядок дня, чтобы высыпаться, чувствовать себя бодрым и здоровым, сохранять свою работоспособность на высоком уровне? Мы решили исследовать графики сна и бодрствования учеников 9-11 классов для изучения механизмов влияния сна на работоспособность и здоровье учащихся.
Цель.
Объект и изучаемое свойство.
Члены семьи: их сон и физиологическое состояние.
Учащиеся 9-11 классов: их работоспособность и здоровье.
Задачи.
Гипотезы.
Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПРИРОДА СНА.
Сон - это периодическое физиологическое состояние организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью от раздражителей внешнего мира. Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периода бодрствования и снижения их возбудимости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга - средний мозг, подкорковые образования - обусловливает углубление сна. При этом в состоянии торможения, частично функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно полноценным, они снова готовы к активной работе.
Сон - жизненно необходимая потребность организма, не менее важная, чем пища. Физиологи экспериментально доказали, что, например, собака может жить без пищи около месяца. Если же лишить ее сна, она погибает через 10-12 дней. Человек, попавший в исключительные условия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не проживет больше двух недель.
Еще совсем недавно сон представлялся простым отдыхом мозга после дневного периода напряженной работы, торможением его деятельности. Но положение радикально изменилось, когда в 1953 году были опубликованы первые результаты исследований двух ученых из Чикагского университета - Е.Азеринского и Н. Клейтмана. Проводя непрерывные наблюдения за человеком во время его сна, включающие электроэнцефалографию, запись движения глазных яблок, состояние тонуса мышц и т. д., они обнаружили, что в течение ночи попеременно сменяются две фазы сна, которые они обозначили как медленный и быстрый сон.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СНА
Сон крайне важен для нашего организма. Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.
Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом, биосинтез белков и РНК нейронов.
Антитела, которые борются с инфекцией, вырабатываются во время сна в больших количествах. Когда мы отдыхаем, организм может сосредоточиться на восстановительных процессах, и именно поэтому лучшее предписание во время болезни - это вдоволь выспаться.
Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить одной из причин феномена дежавю.
Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.
Ночью у человека растут волосы и ногти.
Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости — избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.
Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.
Чем позже ложится человек спать, тем меньше вырабатывается мелатонина. Соответственно, он недополучает то, что должно было восполниться и образоваться в его организме во время сна. Это неизбежно ведет к ослаблению организма, понижению работоспособности, ухудшению самочувствия.
Сон (нравится нам это или нет) - жизненная необходимость. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней. Экономия времени за счет сна никогда не окупится.
НЕДОСЫПАНИЕ
В настоящее время многие люди страдают от недосыпания. Либо они спят недостаточное количество времени, либо качество сна не настолько хорошее, чтобы при пробуждении чувствовать себя бодрым и выспавшимся. Играют роль и некоторые другие причины. Рассмотрим, к чему может привести недосыпание и как оно может отразиться на нашем организме.
Лишение сна грозит сначала эмоциональными расстройствами: раздражительностью, апатией, быстрыми переходами от эйфории к депрессии и обратно, а потом зрительными и слуховыми нарушениями (галлюцинации!), болевыми ощущениями в ногах и руках, повышением чувствительности к боли. Человеку, который очень долго находился без сна, бывает трудно выбрать правильное слово в разговоре, закончить предложение при ответе на вопрос. Он забывает недавние события.
У "бессонников" нарушается умственная деятельность, они не могут сконцентрировать внимание на самых простых вещах (например, не могут расставить буквы в алфавитном порядке). Плюс начинаются галлюцинации, резко падает зрительная способность. Может появиться ощущение тугой повязки на голове. К четвертому дню сильного недосыпания прибавляются галлюционизирующая паранойя, даже шизофрения, до ужаса гипертрофированное восприятие действительности, резкое ухудшение двигательной способности.
Проводившиеся ранее исследования акцентировали внимание на последствиях кратковременного лишения сна. Теперь же медики изучали влияние регулярного недосыпания. Они выяснили, что уже недельное недосыпание по 3-4 часа в ночь негативно влияет даже на молодых и здоровых людей: их организм хуже переваривает и усваивает углеводы и хуже переносит стрессовые состояния. У них появляются гормональные отклонения, и ослабляется иммунная система.
Отсутствие сна, кроме всего прочего, приводит к нарушению контроля уровня сахара в крови и снижению уровня лептина, гормона, который подавляет аппетит. Вот почему работающие ночью очень часто подкрепляются, без явной на то необходимости и как можно более калорийной пищей. Такого рода изменения могут способствовать набору массы тела и увеличивать риск развития сахарного диабета.
Более того, недостаточный сон облегчает развитие в организме воспалительного процесса в различных органах и тканях. Это объясняют тем, что ночью, во время сна, в надпочечниках человека вырабатываются гормоны кортикостероиды, которые обладают противовоспалительным эффектом. Их максимальная концентрация приходится на утро и первую половину дня. Если на биологических часах организма утро не наступает никогда, значит и выработка гормонов модифицируется под новые условия, оставаясь одинаково низкой.
Систематическое недосыпание вызывает изменения метаболизма и эндокринной функции, аналогичные эффекту старения. При недосыпании резко ухудшается способность усваивать глюкозу, в результате ее содержание в крови начинает расти, что заставляет организм вырабатывать больше инсулина, а это может привести к росту инсулинного сопротивления - типичного признака диабета второго типа. Избыточный инсулин также способствует накоплению жира, повышая риск ожирения и гипертонии.
При постоянном недосыпании во второй половине дня и вечером повышается уровень в крови гормона стресса кортизола, что также типично при старении человека и ассоциируется с ростом инсулинного сопротивления и ухудшением памяти.
Ученые утверждают, что постоянно недосыпающие люди не "наверстывают" упущенные часы сна, отсыпаясь на выходных. Экономя время на сон, нельзя успеть больше: невыспавшийся человек все делает медленнее.
Недосыпание может возникать по нескольким причинам:
1. Недостаточная длительность сна.
Рассмотрим подробнее эти причины.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СНА
Продолжительность сна индивидуальна для каждого организма: кому-то хватает 5 часов сна, а некоторые и после 9 часов сна не чувствуют бодрости. Однако неоднократно проводились исследования для выявления средней оптимальной продолжительности сна для среднестатистического человека.
С 1988 по 1999 годы при поддержке правительства японские исследователи наблюдали с этой целью за жизнью 110 тыс. человек в 45 районах страны. Еще, более десяти, лет ушло на анализ результатов и выработку методики, призванной выделить только влияние сна на продолжительность жизни без учета других факторов типа стрессов, болезней и т.д.
Японские исследователи уверяют, что зафиксировали самый низкий уровень смертности в группе, ежедневно уделяющей сну 6.5 - 7.5 часов. У тех, кто спал в сутки менее 4.5 часов, жизнь в среднем сокращалась примерно в 1.6 раза. Исследователи уверяют, что еще вреднее спать слишком долго. В группе, уделявшей сну более 9.5 часов в сутки, смертность была в 1.7 - 1.9 раза выше, чем у тех, кто спал заветные семь часов.
Также проводились исследования по поводу необходимости дневного сна. Оказывается, для того чтобы улучшить свою память, можно не использовать различные предназначенные для этого лекарства, достаточно просто хорошо поспать днем. О пользе дневного сна говорят очень давно, но обычно дневной сон всегда рекомендовали только детям, а это не совсем правильно. Взрослый человек, который выделяет на дневной сон около полутора часов, приносит себе большую пользу. Тот факт, что спать днем полезно для памяти, доказали ученые из Израиля. Был проведен эксперимент, в ходе которого его участники были разделены на две группы. Этим людям было дано задание изучить определенную информацию за определенный период времени. Одна группа испытуемых спала днем, а другая днем бодрствовала. Выяснилось, что те люди, которые спали днем, гораздо лучше запоминали необходимую информацию.
Истории известны некоторые случаи аномальной продолжительности сна. Для ознакомления см. Приложение №1.
КАЧЕСТВО СНА
Безусловно, на высыпаемость и самочувствие человека влияет не только количество сна, но и его качество. Иногда можно проспать долго, но проснуться все равно в разбитом и невыспавшемся состоянии.
Качество сна зависит, прежде всего, от атмосферы в комнате. Нужно соблюдать некоторые правила гигиены сна для повышения его качества.
Для качественного сна важно также состояние организма перед тем, как отойти ко сну.
Выполнение этих нетрудных правил обеспечит Вам здоровый и полноценный сон.
БИОРИТМЫ И РЕЖИМ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ
Одна из причин недосыпания - рассогласованность биоритмов организма с природными ритмами. В этом разделе мы рассмотрим поподробнее, как наш организм ритмически связан с природой и каким биоритмам необходимо соответствовать и почему.
Организм человека неразрывно связан с природой. Все процессы в нем подчиняются строго определенным ритмам, называемым биоритмами, которые согласуются с солнечной, космической активностью, световым, температурным режимом и некоторыми другими факторами окружающей среды.
Известно, что температура тела человека напрямую зависит от времени суток: она максимальна в 16-18 часов и минимальна в 2-4 часа. С повышением температуры в теле активизируются катаболитические процессы, становится более выраженным перемешивание цитоплазмы в клетке, активнее осуществляется деятельность ферментов. В это время суток из организма высвобождается энергия и производится внешняя или внутренняя работа. С понижением температуры уменьшается и физическая активность: в клетках происходит загустение протоплазмы, вследствие чего они переходят в неактивное состояние. Теперь в них реализуется программа восстановления, накопления энергии. Поэтому нужно стараться распределять свое время так, чтобы во время понижения температуры организм отдыхал, а во время повышения - выполнял работу.
Почему мы рассматриваем колебания температуры в течение суток? Потому что она сильно влияет на продолжительность сна человека. Если отход ко сну совпадает у субъекта с минимальной температурой, сон длится недолго - до 8 часов. Напротив, если человек ложится спать при высокой температуре, длительность сна может достигать 14 часов. Люди с нормальным 24-часовым циклом дневного бодрствования и ночного сна обычно засыпают, когда температура тела у них начинает понижаться, и просыпаются, когда она идет на подъем. Несомненно, суточный ритм температуры тела влияет на продолжительность сна, но большинство людей не ощущают этого влияния, так как живут по жесткому распорядку дня.
Таким образом, главным водителем и синхронизатором биоритмов организма является смена дня и ночи.
Как же осуществляется связь между активностью организма и световым режимом? Механизм такой регуляции следующий. Свет через сетчатку глаза раздражает нервные окончания, возбуждает срединные структуры мозга (гипоталамус), затем действует на шишковидную железу - гипофиз, который, в свою очередь, посылает сигнал готовности корковому слою надпочечников, поджелудочной, щитовидной и половым железам. В кровь поступают гормоны - адреналин, норадреналин, тироксин, тестостерон. Они соответствующим образом раздражают нервные окончания, заложенные в сосудах, мышцах, клетках. Отсюда система нейрогормональных механизмов получает по обратной связи сигналы о состоянии и работе различных органов. В результате циркадной ритмикой оказываются охвачены клетки и ткани всего организма, а сам он выступает как единой сложное образование, регулируемое центральной нервной системой.
Как мы видим, реакции и процессы, происходящие в нашем организме, строго зависят от природных биоритмов. А как же изменяется состояние нашего организма в зависимости от времени суток?
Согласно Г.П.Малахову, день делится на 6 периодов по 4 часа, каждый из которых имеет собственную характеристику.
1). 6-10 часов утра. На жизнедеятельности этот период отражается покоем и тяжестью. Если проснуться в этот период, то ощущение тяжести и инерции останется на весь день. В это время лучше всего осуществлять первый прием пищи.
2). Период с 10 до 14 часов характеризуется как наиболее энергетический. В этот период активизируются процессы пищеварения. Этот период наиболее благоприятен для приема большого количества пищи и ее переработки.
3). В период с 14 но 18 часов проявляется наивысшая работоспособность, двигательная активность. Это наиболее благоприятное время для проявления физической активности, занятий спортом, которые также будут способствовать заключительным фазам пищеварения и очищения организма.
4). В период с 18 до 22 часов после предыдущего бурного периода возникает торможение. Организм естественно переходит в фазу восстановления и накопления. Конец этого периода наиболее благоприятен для отхода ко сну.
5) С 22 до 2 часов наступает энергетический период со знаком минус. Мыслительные процессы способствуют появлению тончайших интуитивных догадок и озарений. В организме происходит восстановление. Также в этот период у неспящих может проснуться аппетит. Поэтому без нужды лучше не дожидаться этого периода, а вовремя лечь спать.
6). Период с 2 до 6 часов для бодрствующего человека - самое тяжелое, истощающее организм время. Если встать под конец этого периода, то легкость и свежесть останутся в организме на весь день.
Отсюда - для правильного включения в дневной ритм вставайте между 5 и 6 часами утра. Правильно гласит народная мудрость: «... наиболее ценным является сон до полуночи. Два часа хорошего сна до двенадцати ценятся больше, чем четыре часа сна после».
Итак, мы разобрались, в какое время суток полезнее всего ложиться спать и пробуждаться, но непонятно пока, в какое время лучше всего осуществлять трудовую деятельность. Данный вопрос мы рассмотрим в следующем разделе.
КОЛЕБАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК
Ученые установили, что максимум работоспособности наблюдается с 10 до 12 часов, затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 часов вновь незначительно повышается. При этом максимум отдельных функциональных показателей отмечается как в утренние, так и в вечерние часы. Так, утром мышечная сила меньше, чем вечером, с 16 до 19 часов у многих спортсменов выше результаты в прыжках в длину, в толкании ядра, в беге на 100 метров.
Однако замечено, что такого рода изменения работоспособности характерны лишь для части людей. Около 30-35% имеют максимальные показатели работоспособности только в вечерние часы, 15% - в утренние, и у 45 - 50% - одинаковый уровень работоспособности в течение всего рабочего дня. Эти группы людей условно названы "совами", "жаворонками" и "голубями".
Делением людей на типы по работоспособности ученые занимаются со времен Аристотеля и Теофраста. В своей книге «Ритмы жизни» В.А.Доскин и Н.А.Лаврентьева приводят классификацию, разработанную немецким ученым Лампертом. В одну группу Ламперт объединил людей с медленной и слабой реакцией, спокойных и рассудительных, отчасти инертных, которые не спешат делать выводы и стараются хорошо их обосновывать. Среди них немало педантов и систематиков. Они склонны к логике, математике, обобщениям. Это люди долга. Работать они предпочитают по вечерам; во время болезни температура повышается у них постепенно, выздоравливают они медленно. Таковы были Цезарь, Карл XII, Квант, Шопенгауэр, Бальзак, Моцарт, Менделеев.
Во второй группе оказались люди, сильно и быстро реагирующие на некоторые воздействия. Это энтузиасты, творцы новых идей. В науке они открывают новые пути, оставляя разработку деталей первой группе. Температура у них подскакивает и падает, диктуя резкие перемены и в общем состоянии. Они любят работать утром, быстро устают, но и быстро восстанавливают силы. Такие люди предрасположены к базедовой болезни, ревматизму, подагре, диабету, ожирению, гипертонии и обычно очень чувствительны к перемене погоды.
Утренние часы посвящал работе Лев Толстой. Наполеон с восходом солнца всегда был на ногах.
Однако не всегда образ жизни «сов» и «жаворонков» можно назвать здоровым. «Совы» ведут противоестественный образ жизни, который разрушает согласованность ритма клеток с освещенностью в течение суток. Солнечная энергия через повышение температуры тела, образование витаминов (например, витамин «Д» образуется при освещении тела), ионизацию жидкостных сред организма и другие факторы усиливает биохимические реакции, что приводит к повышению активности организма. В темное время суток эта естественная подпитка отсутствует, к тому же ночью организм охлаждается, а большинство ферментов оптимально активны при температуре 37-38 °С. Понижение температуры тела значительно снижает их активность, спазмируются сосуды. Только эти два фактора ухудшают переваривание принятой ночью или на ночь пищи, а также удаление из организма продуктом метаболизма. В результате такого порочного образа жизни происходит сильнейшая зашлаковка организма. Помимо этого, человек должен затрачивать собственные дополнительные усилия на «проталкивание» неестественного ритма бодрствования. Это в значительной мере преждевременно изнашивает организм.
«Совы» используют ночные часы для той или иной творческой работы, т.к. действительно на 24 - 1 час ночи приходится один из пиков нашей работоспособности. Но он является неестественной активностью, и в последующие дни у таких людей резко снижается работоспособность. Такие нарушения естественного ритма сна приводят к ишемической болезни сердца, гипертонии, хронической усталости и пр. Люди, живущие вопреки естественному биоритму, ускоряют процесс старения.
Быть жаворонком тоже не всегда полезно. Помимо того, что они сильнее подвержены некоторым видам заболеваний, а также стрессам и переживаниям, они также преждевременно изнашивают свой организм. Вставая очень рано, чтобы пойти на работу или сделать зарядку, человек не приносит пользы своему здоровью. Напротив, он скорее увеличивает риск возникновения заболеваний сердца и сосудов.
Поэтому наиболее благоприятен для организма режим «голубь». Таким образом, живет в соответствии со световым режимом, дает полноценно отдохнуть своим органам. Ему легче наладить распорядок дня, приспособиться к режиму трудовой нагрузки.
Но лучше всего прислушаться к своему организму и почувствовать, какой режим ему ближе всего. У каждого человека есть свой собственный график изменения работоспособности, который нетрудно определить. Возможно, мы заставляем себя жить в противоестественном режиме, трудиться в часы спада работоспособности и отдыхать, когда она на максимальном уровне. Если настроить свои биологические часы на нужный лад, соответствовать строго установленному режиму и жить в согласии со своим собственным организмам, то он прослужит нам много лет, сохранив дееспособность и здоровье.
Таким образом, мы видим, что сон крайне необходим для нормальной жизнедеятельности и здоровья организма. К тому же необходимо, чтобы сон был продолжительным, качественным и согласовывался с природными биоритмами. Недосыпание может привести к нежелательным последствиям, вызвать в организме серьезные расстройства и спровоцировать тяжелые болезни. Поэтому для того, чтобы сохранить здоровье и хорошее самочувствие на долгие годы необходимо высыпаться.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Практическая часть моего исследования состояла из нескольких этапов.
Мы использовали эти методики для того, чтобы, во-первых, подтвердить полученные теоретические данные и проверить их на практике, а во-вторых, чтобы выявить свою собственную статистику влияния сна на работоспособность и здоровье учеников, графиков колебания работоспособности учащихся в течение суток и т.п.
Опишем результаты этих исследований.
ЗАВИСИМОСТЬ БИОРИТМОВ ЧЕЛОВЕКА
ОТ ПРИРОДНЫХ РИТМОВ
В теоретической части уже освещалась проблема связи человеческих биоритмов с ритмами смены дня и ночи. Мы решили практически подтвердить эти данные.
Известно, что одним из главных регуляторов отхода ко сну является температура тела. Экспериментально мы уже доказали, что при понижении температуры тела нас клонит в сон, а при повышении ее организм особенно активен. Поэтому мы решили исследовать, как изменяется температура тела человека в течение суток, подчиняются ли ее колебания каким-либо определенным ритмам.
Мы измеряли температуру тела у 8-ми человек в течение суток и записывали результаты. Условия были примерно одинаковые, тело находилось в состоянии покоя (то есть не было сильных физических нагрузок, пребывания на морозе и т.п.). Как итог был построен усредненный график колебания температуры тела в зависимости от времени суток. (Приложение №2).
Анализируя этот график, можно сказать следующее: ритм колебания температуры тела человека зависит от времени суток. Температура максимальна в 16-18 часов, чуть меньший пик приходится на 10-12 часов. А в 2-4 часа температура тела стремительно падает, вне зависимости от того, спит человек или бодрствует. В остальные часы она почти равномерно растет или убывает.
Таким образом, мы видим, что температура нашего тела тесно связана со сменой дня и ночи. Природой заложено, чтобы мы спали ночью и трудились днем. Если же жить в рассогласовании с этими ритмами, то могут появиться нарушения во сне: так, если лечь спать тогда, когда температура максимальна, можно проспать 14 часов и все равно не выспаться. Это утверждение мы также подтвердили на практике.
Вследствие этого делаем вывод, что спать обязательно ночью, а бодрствовать днем, т.к. наши биоритмы настроены именно на такой режим.
В заключение о биоритмах хочу добавить, что найденные мной рекомендации по поводу того, что лучше всего просыпаться между 5 и 6 часами утра, очень полезны. Я попробовала перейти на предложенный Г.П.Малаховым режим (то есть ложиться спать в 21-22 часа, а вставать в 5-6 часов, см. теоретическую часть). И я действительно убедилась в рациональности этого графика, т.к. теперь я действительно чувствую, что высыпаюсь, просыпаюсь бодрой и в хорошем настроении. К сожалению, не у всех есть возможность жить по такому режиму из-за жесткого распорядка дня, а иным он и вовсе не подойдет. Однако этот мой опыт лично для меня сыграл очень важную роль.
На этом заканчиваются мои исследования по поводу того, как нужно правильно спать, чтобы всегда высыпаться и чувствовать себя хорошо. Теперь хотела бы перейти к проблеме недосыпания в нашей гимназии.
АНКЕТИРОВАНИЕ И ТЕСТИРОВАНИЕ
В связи с тем, что проблема нарушения режима сна и бодрствования, недосыпания, несоответствия биоритмам особенно часто встречается среди учеников, мы решили исследовать сколько времени учащиеся 9-11 классов нашей гимназии уделяют сну? Высыпаются ли они? К какому типу активности относятся («совы», «голуби» или «жаворонки»), страдают ли от нарушения сна, соблюдают ли гигиену сна, видят ли сновидения? Параллельно, мы решили связать эти факторы с работоспособностью учеников, их режимом питания, спортивной деятельностью, способом проведения свободного времени и состоянием здоровья.
Ученикам была предложена анкета (см. Приложение №3). В ходе анализа анкеты мы получили следующие результаты.
Раздел 1. Сон. В нашей школе не высыпается почти 80% учеников, притом у четверти из них недосыпание является хроническим. Продолжительность сна учащихся с увеличением класса и нагрузок уменьшается. Увеличивается количество учеников, которые спят меньше 7 часов, и уменьшается количество тех, кто спит больше 7 часов. Так, в среднем 10-классники высыпаются лучше, чем 11-классники, но хуже, чем 9-классники. (См. Приложение №4).
Количество часов, которое нужно ученику, чтобы выспаться, неизменно вне зависимости от возраста. Оно колеблется от 6 до 10 часов, но в большинстве своем составляет 7-8 часов. Однако увеличивается разница между временем, которое ученик отводит на сон, и временем, которое ему необходимо, чтобы выспаться.
К 11 классу увеличивается процент тех, кто хочет спать на уроках. Лишь девятиклассники могут сказать, что они не хотят спать на уроках, потому что высыпаются. Находятся и такие, которые отвечают, что им хочется спать, потому что на уроке скучно.
Ученики поздно ложатся спать, в основном, по 2 причинам: либо они делают уроки и занимаются, либо отдыхают - читают книги, смотрят телевизор, сидят за компьютером. Количество ложащихся спать поздно по этим причинам соотносится как 1:1.
К 11 классу резко возрастает количество учеников, которые пропускают школу или другие занятия, потому что им надо отоспаться. В то время как в девятом классе таких единицы. Это говорит о том, что у ребят идут сильные нарушения в графике сна и бодрствования. Поэтому на каникулах они зачастую спят больше 12 часов в день, чтобы наверстать потерянные часы сна.
Зато в 11-х классах нет проблем с бессонницей: почти все засыпают сразу, потому что ложатся спать только тогда, когда сделают все свои дела (а в 11 классе их много) или когда доведут себя до изнеможения. И лишь те, которые ложатся спать по графику или просто когда захотят, бывает, не могут заснуть дольше 15 минут. А вот в 9 классах многие ученики не могут заснуть дольше 15 минут, а иногда и получаса. Они объясняют это своим психологическим состоянием: волнениями, стрессами, перевозбуждением, перенапряжением. Среди причин также встречаются варианты «нет усталости», «неудобства (кровать, температура в комнате, звуки, свет)» и «напился кофе».
Многие ученики отметили, что в их жизни бывали случаи лунатизма и разговоров во сне, но они нерегулярны или остались далеко в прошлом.
Примерно треть учащихся вне зависимости от возраста отметила, что они спят ночью неспокойно и иногда просыпаются, несмотря на то, что соблюдают гигиену сна. Практически все спят в свободной одежде, в темной проветренной комнате на удобной кровати с чистым постельным бельем.
Явная зависимость есть между качеством сна и вредными привычками. Те, кто принимает алкоголь на ночь или курит, часто просыпаются ночью и ни один из них не высыпается.
Некоторые учащиеся употребляют энергетики типа колы, кофе, цитрамона, адреналина. Они отметили, что особенно хорошо бодрят кола и молотый кофе. В школе нет ни одного ученика, который когда-либо принимали снотворное.
Уровень недосыпания у учеников разный: одни чувствуют лишь легкую усталость в течение дня, других одолевает сонливость в неурочное время, а некоторые отмечают, что сильно мучаются от недосыпания, все время пытаются улучить минутку, чтобы вздремнуть, и засыпают даже тогда, когда нельзя, например, на уроках. В таком случае недосыпание носит острый характер и очень негативно сказывается на состоянии организма. Однако таких учащихся не очень много (13 человек, 9 из которых учится в 11 классе). 70% учащихся отметили, что когда они начинают читать, через некоторое время у них начинают плыть строчки и они засыпают. И почти все учащиеся согласны с тем, что интересная работа может подавить желание спать.
Таким образам, можно сделать вывод, что недосыпание - достаточно актуальная проблема в нашей гимназии. Из-за этого ученики хотят спать на уроках, а некоторые очень плохо себя чувствуют. С недосыпанием также связано понижение работоспособности и ухудшение качества сна. Однако многие стараются соблюдать гигиену сна и соответствовать постоянному графику сна и бодрствования.
Раздел 2. «Совы» и «жаворонки». В этом разделе мы пытались выяснить, к какому из типов активности относится учащийся. Оказалось, что ярко выраженных типов очень мало, а также во многих случаях наблюдается несоответствие между тем, какой тип заложен в организме природой, и тем, какому типу приходится соответствовать при жизни.
Большинство учеников отмечают, что они пользуются будильником регулярно, просыпаются нехотя и не сразу, чувствуют разбитость в течение получаса, а зачастую и несколько часов. Очень многие склонны поздно ложиться и поздно вставать, тем самым, тяготея к «совам». Однако этому можно найти и другие объяснения: многие учащиеся неорганизованны, откладывают все на потом, часто опаздывают. Это заставляет их заниматься до глубокой ночи и автоматически перейти на режим «сова», даже если по природе они «жаворонки».
Мы подсчитали, сколько человек какому ритму соответствует. Для наглядности были составлены диаграммы (См. Приложение №5). Как выяснилось, подавляющее большинство учащихся - «голуби». Идет явное увеличение количества «сов» к 11 классу, скорее всего, это зависит от того, что старшеклассники переходят на ночной образ жизни из-за повышения нагрузки. Также к 11 классу увеличивается количество жаворонков: как они отмечают, вечером уже настолько нет сил что-либо делать, что важную работу они оставляют на утро.
В качестве вывода к этому разделу можно сказать, что умение организовывать свой рабочий день сильно сказывается на режиме сна и бодрствования. Те из учащихся, которые сбивают свои биоритмы, плохо себя чувствуют; их работоспособность понижается.
Раздел 3. Работоспособность. В этом разделе исследовалось влияние недосыпания на работоспособность учащихся, а также оценивалась общая их работоспособность.
Совершенно четко заметно, что работоспособность из-за недосыпания понижается, правда, у разных людей по-разному. У некоторых просто понизится настроение и пропадет интерес к работе, а некоторые вообще ничего делать не смогут.
Те, кто относится к типу активности «жаворонок» или «сова», отмечают, что их работоспособность больше зависит от того, какое сейчас время суток. А «голуби» утверждают, что их работоспособность зависит от того, как давно и как долго они спали.
Работоспособность учеников различна: одни могут работать при любых условиях, совершенно не обращая внимания на внешние раздражители, а другим для плодотворной работы необходима атмосфера абсолютной тишины. Однако замечено, что большинство учащихся все-таки склонны отвлекаться. Их могут отвлекать свет, музыка, разговоры, посторонние шумы, чувство сытости, а особенно люди, собственные мысли и чувство голода. Несмотря на это, подавляющее большинство учащихся, делая уроки, параллельно смотрят телевизор, слушают музыку, говорят по телефону, сидят за компьютером и едят. Неудивительно, что за день они мало что успевают и основная работа остается на ночное время.
Те единицы, которые делают уроки в абсолютной тишине, как ни странно, имеют повышенную успеваемость и высыпаются. Такой способ организации своего рабочего дня достоин похвалы.
Некоторые учащиеся отмечают, что они предпочитают днем и вечером спать, так как дома много суматохи, отвлекающих факторов, при которых невозможно сосредоточиться. Зато ночью, когда все спят и ничто не мешает, они могут полноценно трудиться. Однако, как мы уже выяснили, ночное бодрствование не идет на пользу организму. И действительно, помимо того, что эти учащиеся спят 7 часов днем, им еще очень сильно хочется спать под утро, что физиологически вполне объяснимо и закономерно. Таким ученикам настоятельно рекомендуется не ломать природный график и перейти обратно на режим дневного бодрствования и ночного сна, а днем попытаться создать вокруг себя ту атмосферу, которая необходима для плодотворной работы. Пусть для этого нужно будет отказаться от излишнего времяпрепровождения за компьютером и телевизором или общения с окружающими, зато работа будет плодотворной, и организм не будет страдать из-за перебоев в биоритмах и недосыпания.
В качестве вывода к этому разделу отметим, что учащимся нужно меньше отвлекаться и серьезнее подходить к выполнению той или иной работы. Для плодотворной деятельности необходимо днем организовывать вокруг себя соответствующую спокойную обстановку, а ночью отдыхать от дневных дел. Это самый полезный для организма режим функционирования, которым не стоит пренебрегать.
Раздел 4. Двигательная деятельность. Одним из факторов, который влияет одновременно на утомляемость и качество сна учащихся, является двигательная деятельность. Проанализировав, сколько времени учащиеся уделяют спортивной деятельности, мы составили диаграмму. (См. приложение №6). Как ни странно, в 9 классе учащиеся занимаются спортом меньше, чем в 11. А в 10 классе процент занимающихся спортом довольно велик. Притом, в более младшем возрасте больше занимаются спортом мальчики, а в более старшем - девочки. Однако во всех параллелях около 30% учащихся вообще не занимаются спортом, либо только лишь раз в неделю приходят на урок физкультуры. Это явление можно объяснить тем, что 9 и 11 классы выпускные, занятость и нагрузка достаточно высокие, поэтому учащимся не хватает времени на спорт. Однако к 11 классу люди понимают, как спорт важен для здоровья. Поэтому среди одиннадцатиклассников намного выше процент тех, кто по утрам делает зарядку, что с первого взгляда может показаться странным. Все, кто регулярно занимается спортом, отмечают, что спорт делает их организм более выносливым и придает ему силы и бодрость.
Также некоторые учащиеся отметили, что они делают некоторые физические упражнения (растяжку, приседания, отжимания, наклоны) для того, чтобы взбодриться. И это действительно помогает! Поэтому никак нельзя отрицать положительное влияние физической деятельности на работоспособность и здоровье человека.
Вывод: спортивная деятельность необходима для лучшего функционирования организма, повышения работоспособности и настроения.
Раздел 5. Питание. Как известно, режим питания также немаловажен для здоровья. Однако четкий режим питания имеет далеко не каждый ученик (См. Приложение №7).Среди 9-классников 63% учащихся не имеют режима питания, во время дня они просто часто перекусывают. Среди 11-классников таких только 27%. Они питаются, в среднем, 2-3 раза в день, но плотно. Однако если 9-классникам легче всего отказаться от ужина, то 11-классникам - от завтрака или обеда. Дело в том, что в 11 классе учащиеся утром не успевают позавтракать, а в обед не имеют возможности поесть, гак как либо долгое время проводят в школе, либо уезжают на курсы. Поэтому, плотнее всего они питаются во время ужина, что противоречит биоритмам организма, сдвигает режим активности с дневного на вечерний и негативно сказывается на качестве сна.
Также учащиеся подтвердили тот факт, что, если им приходится работать ночью, у них пробуждается аппетит.
Среди учащихся 38% ложатся спать на полный желудок, почти сразу после того, как поужинали. Среди них нет ни одного, который бы высыпался или спал спокойно. Им трудно заснуть, и они часто просыпаются во сне. Очень многие учащиеся пьют на ночь жидкость (молоко, воду, чай). Это также негативно сказывается на организме, т.к. ночью в сосудах застаивается вода и откладываются соли. Не все это чувствуют, но у большой доли учащихся сон также неспокойный.
В качестве итога можно сказать, что необходимо следовать четкому режиму питания, активно кушать в первой половине дня и не особо наедаться во второй. Съеденная на ночь пища или выпитая жидкость идут только во вред организму.
Раздел 6. Компьютер и телевизор. Один из факторов, формирующих образ жизни учащихся, - это способ времяпрепровождения в свободные от занятий часы. Мы решили выяснить, сколько времени ученик в среднем проводит за компьютером и телевизором. (См. Приложение №8). Оказывается, чем старше ученик, тем больше времени он проводит за компьютером. Притом, если 9 классы сидят за ним /днем и вечером, то 11 классы в большинстве своем - ночью. Цели разные: учеба и работа, игры, общение, чтение книг, посещение различных сайтов. Но итог один: недосыпание, переутомление, усталость, неуспеваемость.
Вывод: компьютер и телевизор являются наиболее сильными отвлекающими факторами, негативно влияющими на организм учащегося.
Раздел 7. Сновидения. В этом разделе мы исследовали то, что связано со сновидениями учащихся. Удивительная статистика: девятиклассники видят сны чаще, чем одиннадцатиклассники, и лучше их запоминают. Также отличается у них и содержание снов: у 9-х классов преобладают сны волшебные, фантастические, мистические, с вымышленными местами и героями, тогда как 11-классникам больше снятся реальные люди и места, бытовые сцены, а также то, что производит глубокое впечатление наяву. Это можно объяснить разницей в продолжительности сна 9 и 11 классов. С учетом того, что запоминается чаще всего только последнее сновидение, 11 классы успевают посмотреть только сны первой половины ночи - бытовые, а 9 классы видят сны во второй половине ночи - необычные и фантастические - и запоминают именно их. Остальные же виды сновидений распределяются практически равномерно среди всех учащихся. Это приключения, прошлое, решение задач или проблем, то, о чем думали, ложась спать, то, о чем мечтают, то, что собираются сделать наяву, и что-то странное, непонятное, мятежное. В меньшей степени снятся стихи, сюжеты книг, будущее и кошмары.
Практически все учащиеся отмечают, что их сны цветные и доставляют им радость. Обычно за ночь 9-классники видят 1 или несколько снов, в то время как 11-классники только 0-1. Это, видимо, также следствие недостаточной продолжительности сна у старшеклассников. Сны учащиеся видят примерно с одинаковой частотой во время каникул, учебы и болезни.
Любопытны еще кое-какие факты: примерно половина учащихся отметила, что если при пробуждении они помнят сон, то их состояние разбитое, в то время как у другой половины сны способствовали бодрому состоянию и возвышенному настроению. Такие различия во мнениях могут быть объяснены тем, что первая половина просыпается в начале БДГ фазы, а вторая - в конце. Вот почему сны могут приносить нам как положительные, так и отрицательные эмоции.
Самым странным является то, что некоторые люди, которые имеют четкий график сна и спят каждый день по 7-8 часов, утверждают, что вообще не видят снов. И в то же время высыпаются! Это тоже можно объяснить: видимо, они постоянно просыпаются в одно и то же время - на одной из первых фаз медленного сна, когда сновидение уже забывается. А так как этот график у них постоянный, то создается иллюзия, что сны им вообще не снятся. Однако это не повод утверждать, что здоровому организму не снятся сны. Это всего лишь совпадение!
Здесь мы делаем вывод, что наличие и содержание снов во многом зависит от длительности сна и фазы, на которой человек проснулся. А так сны снятся всегда и всем, просто не всегда удается их запомнить и с точностью воспроизвести в памяти.
Раздел 8. Здоровье. И, наконец, обратим внимание на здоровье учащихся. Здесь совершенно четко видна зависимость: чем меньше человек спит, тем больше жалуется на здоровье. У большинства недосыпание вызывает «переклинивание мозгов», бледность, боли в голове, покраснение и жжение глаз, забывчивость, исчезновение или появление аппетита, невнимательность, неприятные ощущения в области сердца, неспособность думать, ухудшение памяти, раздражение на коже, синяки под глазами, слабость, снижение физического тонуса и усталость. В меньшей степени следствиями недосыпания являются понижение или повышение давления, дрожь, звон в ушах, избыточный вес, лихорадка, нарушения речи, опухание кожи, отсутствие снов, падение температуры, повышение уровня сахара в крови, неравномерная работа сердца, судороги. Особенно сильно недосыпание сказывается на психологическом состоянии человека. Недосыпающие особенно жалуются на агрессивность, беспокойство, депрессии, конфликтность, медлительность, нерешительность, нетерпение, опустошенность, равнодушие, раздражительность, потерю интереса к работе, торможение, угнетение и чувства страха, тревоги, смятения, безысходности, отчаяния, неловкости. В некоторых случаях недосыпающие отмечают как следствие недосыпания видения, дежавю, замкнутость, плохие сны, снижение устойчивости к стрессу, трудности с самообладанием. Эти данные со стопроцентной ясностью доказывают негативное влияние недосыпания на здоровье учащихся.
Таким образом, мы видим, что недосыпание очень негативно влияет на состояние организма, причем не только физическое, но и психическое.
Те ребята, которые высыпаются, по праву считают себя здоровыми людьми. Объединим их общие качества и сделаем рекомендации к тому, как правильно организовывать свой рабочий день.
Рекомендации (перечисление признаков «абсолютно здоровых» учеников):
Вот та модель режима сна и бодрствования, которой нужно придерживаться, чтобы быть здоровым и успевающим человеком. Рекомендации соответствовать этой модели можно оформить как вывод к данному этапу исследования.
ВЫВОДЫ
В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:
• Необходимо жить в соответствии с биоритмами природы.
ИТОГ: гипотезы подтвердились.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вейн А. М. «Патология мозга и структура ночного сна», 1971.
Дильман В.М. «Большие биологические часы», 1981
Дроздова И.В. «Удивительная биология», 2005.
Иванченко В.А. «Секреты вашей бодрости», 1988.
Куприянович Л.И. «Биологические ритмы и сон», 1976.
Малахов Г.П. «Биоритмология и уринотерапия», 1994.
Роттенберг В. С. «Адаптивная функция сна, причины и проявления ее нарушения», 1982.
Хомутов А.Е. «Анатомия центральной нервной системы», 2005.
Хомутов А.Е. «Физиология центральной нервной системы», 2006.
Шеперд Г. «Нейробиология», 1987.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Интересные случаи. Истории известны некоторые необыкновенные случаи, которые до сих пор представляют собой загадку для ученых. Медицинским чудом называли врачи всего мира 77-летнего шведа Олафа Эрикссона, который не спал более 46 лет. В 1919 году он перенес тяжелую форму гриппа. Возможно, что болезнь дала какие-то осложнения на мозг. С тех пор он не мог уснуть. Когда ему потребовалась какая-то хирургическая операция, врачам не удалось его усыпить даже с помощью наркоза, и операцию с трудом провели под местной анестезией.
Аналогичный случай имел место в Лондоне. Англичанин Сидней Эдвард не смыкал глаз более 35 лет с июльской ночи 1941 года, когда во время воздушного налета погибла его невеста. Сидней был очевидцем трагедии, и психический шок навсегда лишил его сна. «Я не вижу разницы между днем и ночью, - говорил он. -Для меня это лишь бесконечная цепь постоянно сменяющихся часов. Когда гаснут огни, для меня начинаются настоящие мучения. Я остаюсь совершенно один и чувствую себя таким же безутешным, как потерпевший кораблекрушение в открытом море».
С другой стороны, известно немало случаев длительного сна. Американка Патриция Магуира, например, спала беспробудным сном более 18 лет. В январе 1947 года, узнав о гибели жениха, она вдруг начала зевать. Родители посоветовали ей лечь в постель. Патриция легла и с тем пор не просыпалась. Еще более таинственный случай произошел с норвежкой Августой Лангард, которая не открывала глаз с 1919 по 1941 год. За это время ее лицо совершенно не изменилось. Когда же она проснулась, то начала стареть буквально на глазах. Через пять лет после своего пробуждения Августа умерла. 20 лет проспала жительница Днепропетровска Надежда Артемовна Лебедина. В 1953 году она почувствовала легкое недомогание. Накануне она ездила навестить мать, где, как выяснилось впоследствии, испытала нервное переживание, а в дороге простудилась. Через неделю она вдруг заснула, но сон продолжался на второй день, и на третий... Все попытки вывести ее из забытья успеха не принесли. Больную поместили в клинику, кормить ее пришлось с помощью зонда. Некоторое улучшение наступило через полтора года. Через четыре года ее мать уговорила врачей выписать Надежду Артемовну из клиники и увезла ее к себе в село. Медицинские специалисты регулярно осматривали больную. Только в 1973 году родственники стали замечать, что она проявляет признаки реакции, если рядом говорят о серьезно заболевшей к тому времени матери. Проснулась она в этом же году в день похорон матери. Психическое состояние Лебединой в дальнейшем было абсолютно нормальным. К ней вернулся дар речи, она прекрасно помнила все, что происходило с ней до начала летаргического сна.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
АНКЕТА
Перед Вами анкета, на результатах которой будет основываться научное исследование, поэтому просьба отнестись к заданию серьезно. Вам требуется ответить на нижеследующие вопросы. На некоторые уже предложены варианты ответов. Вам остается только выбрать (не обязательно один вариант). Если подходящего варианта нет. вы можете написать свой ответ рядом или в конце анкеты как примечание. На некоторые другие вопросы Вам придется ответить самостоятельно. Анкета анонимна. Вы указываете лишь пол и класс. Заранее спасибо!
Пол: М Ж класс - __________
Раздел 1. Сон.
1. Есть ли у вас постоянный график сна?
Да, я ложусь в ___ часов и встаю в ______ часов
Нет, я сплю в среднем часов, но в разное время суток
___________________________________________________________________________
4. Считаете ли Вы приемлемым дневной сон?
Да, я сплю днем
Да, но у меня нет возможности спать днем
Не считаю это необходимым
5. Вы
Высыпаетесь
Не высыпаетесь
6. Хочется ли Вам спать на уроках?
Да, потому что я мало сплю
Да, потому что на уроках неинтересно
Нет, потому что интересно
Нет, потому что я высыпаюсь
7. Если Вы поздно ложитесь спать, то по причине:
Все равно не засну
Поздно ложатся родители, брат, сестра
Делаю уроки, занимаюсь
Читаю книги, смотрю телевизор, сижу за компьютером
8. Как часто бывает, что за сутки вы спите меньше
8 часов______________
6 часов_______________
4 часа________________
9. Пропускаете ли Вы школу или другие занятия, потому что Вам надо отоспаться?
Да, в среднем раз в неделю
Да, в среднем раз в 3-4 недели
Не пропускаю по этой причине
10. Часто ли Вы спите больше 12 часов подряд?
Бывает, во время учебы (часто / редко)
Бывает, чаще на каникулах (часто / редко)
Очень редко
11. Если Вы хотите спать, Вы:
Ложитесь сразу
Ложитесь через 0.5-1 час
Продолжаете делать дела до тех пор, пока не сделаете или пока не доведете
себя до изнеможения
12. Вы ложитесь спать
Просто когда становится поздно, даже если особо не хочется спать
Когда родители заставляют ложиться
Даже если не все успел сделать - здоровье важнее
Если уже совсем ничего не могу делать
Просто когда захочу
13. Легко ли Вы засыпаете?
Да, всегда засыпаю сразу
Иногда лежу дольше 15 минут
Иногда не могу заснуть больше получаса
У меня часто бывает бессонница
14. Бывает ли так, что Вы не можете заснуть? Если да, то по какой причине?
Плохое самочувствие
Только что поел
Нет усталости
Напился кофе
Неудобства (кровать, температура в комнате, свет)
Волнения, стрессы, перевозбуждение, перенапряжение
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Сплю в свободной одежде
Сплю, в чем засну
Сплю в проветренной комнате
Не проветриваю
Сплю на удобной кровати с чистым постельным бельем
Сплю, на чем засну: нет сил разложить диван или поправить сбившуюся простыню
В комнату не проникает свет
В окно светит фонарь
Могу уснуть при включенном верхнем свете
Могу заснуть в неудобной позе
Могу спать сидя или лежа за партой
18. Если Вы курите, то за какое время до сна и через какое время после пробуждения? ______________________________________________________________
19. Принимаете ли Вы алкоголь на ночь (хотя бы иногда)? ______________________
20. Употребляете ли Вы энергетики (кофе, кола, цитрамон, адреналин)?Какие? Помогают ли?_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
21. Употребляете ли Вы снотворные? Или пьете на ночь теплое молоко, чтобы заснуть? ___________________________________________________________________
22. Бывает ли, что вы надолго засыпаете, делая уроки, смотря телевизор, слушая радио?
Бывает, если я очень устал: иногда я могу проспать так всю ночь
Бывает, но я скоро просыпаюсь
Не бывает, я не настолько устаю, чтобы засыпать при шуме или в неподобающем месте
23. Выберите утверждение(я):
Я очень недосыпаю и сильно от этого мучаюсь
В любое время суток, если я лягу и закрою глаза, я моментально усну
Иногда я засыпаю даже тогда, когда не хочу или нельзя: на уроках, например
Я все время пытаюсь улучить минутку, чтобы вздремнуть
Когда я начинаю читать, через некоторое время у меня начинают плыть строчки и я засыпаю
Интересная работа может подавить желание спать
Я все время бодр и чувствую усталость только ко времени, когда я обычно ложусь спать
Я никогда не заставляю себя что-либо делать, если хочу спать
Я успеваю сделать все, что нужно, задень, и поэтому сплю столько, сколько хочу / высыпаюсь
Я знаю, что мало спать вредно, поэтому в любом случае сплю 6-7 часов в день
Мне было бы намного удобнее спать днем (после школы) и всю ночь заниматься своими делами
Раздел 2.»Совы» и «жаворонки»
Я бы спал(а) с _______ по ________
Максимальна
Минимальна
27. Раздражительность человека изменяется с течением суток. Когда с Вами чаще всего случаются ссоры, приступы агрессии, повышается нервозность и конфликтность? _______________________________________________________
28. Вы предпочитаете
Рано ложиться и рано вставать
Поздно ложиться и поздно вставать
29. Если Вам предстоит бодрствовать всю ночь, Вы предпочтете
Отоспаться перед ночью
Отоспаться после ночи
Немного поспать до и немного после
30. Перед экзаменом Вы
Ложитесь спать пораньше или как обычно
Готовитесь до глубокой ночи
Готовитесь все утро
Готовитесь и ночью, и утром, притом работа достаточно эффективна
31. Если у Вас осталась невыполненная работа, Вы
Будете делать до ночи и ляжете поздно
Встанете пораньше и доделаете утром
32. Если Вы легли спать на несколько часов позже, чем обычно, Вы:
Проснетесь в обычное время и больше не заснете
Проснетесь в обычное время и потом еще немного поспите
Будете спать дольше, чем обычно
33. Пользуетесь ли Вы будильником?
Да, но иногда я его не слышу и просыпаю
Да, он мне просто необходим
Не обязательно: я просыпаюсь за несколько минут до звонка
Перед важными мероприятиями я автоматически просыпаюсь вовремя
Я всегда просыпаюсь без будильника
34. Легко ли Вам просыпаться утром?
Легко
Не очень легко
Очень трудно
35. Сразу ли Вы встаете утром?
Да, как только прозвенел будильник
Не совсем, встаю через _______ минут после пробуждения
Не сразу, люблю понежиться в кровати и поспать еще «пять минут»
36. Чувствуете ли Вы сонливость и разбитость после пробуждения?
Нет, я просыпаюсь бодрым и отдохнувшим
Да, в течение получаса
Да, первые несколько уроков
37. Чувствуете ли Вы усталость в течение дня?
Да, но только перед сном
Да, во второй половине дня
Да, в первой половине дня
Все время чувствую
Вообще не чувствую
Это ощущение появляется периодически
38. Способны ли Вы работать после 12 часов ночи?
Нет, к этому времени мне очень хочется спать
Да, но только до _______ часов
Да, притом, до утра
Так часто получается
39. Легко ли Вы адаптируетесь к новому режиму, перемене часового пояса?
Сразу же адаптируюсь
Мне нужно день-два
Мне нужна неделя
40. Вы делаете уроки
Сразу после школы
Ближе к вечеру
Ночью
Рано утром
41. Вы предпочитаете сразу сделать появившееся дело или оставить его «на потом»?
Делаю все сразу
Оставляю работу на ближайшее будущее
42. Часто ли Вы опаздываете куда-либо?
Нет, я всегда прихожу заранее (за 10-20 минут)
Крайне редко, при непредвиденных обстоятельствах
Всегда прихожу вовремя
Иногда опаздываю
Часто опаздываю и ничего не могу с собой поделать
Раздел 3. Работоспособность.
43. Сильно ли снижается Ваша работоспособность, если Вы не выспались?
Позеваю - и перестану
Буду соображать медленнее
Будет болеть голова, и мне будет трудно работать
Понизится настроение
Буду вялым и медлительным
Вообще ничего делать не смогу
Снизится, существенно
Почти не снизится
44. Ваша работоспособность зависит больше
От того, как давно и как долго Вы спали
От того, какое сейчас время суток
45. Какое бы время суток Вы выбрали для занятий спортом, если бы могли выбирать? _________________________________________________________________
46. Вы
Можете работать при любых условиях, совершенно не обращая внимания на внешние раздражители и полностью сосредоточившись на своей работе
Можете полноценно работать при шуме, хотя время от времени отвлекаетесь
Сильно отвлекаетесь, что делает работу менее плодотворной
Можете работать только при абсолютной тишине, когда никто и ничего не отвлекает
47. Делая уроки, Вы
Находитесь в атмосфере абсолютной тишины
Параллельно смотрите телевизор
Параллельно слушаете музыку
Параллельно говорите по телефону
Параллельно лазаете в Интернете или общаетесь с друзьями
Параллельно едите
48. От работы Вас может отвлекать
Свет
Музыка
Разговоры
Люди
Собственные мысли
Посторонние шумы
Чувство голода
Чувство сытости
49. Ваша успеваемость (оценка за полугодие):
Математика ________
Физика _______
Русский язык ________
Английский язык _________
Химия _________
Биология __________
50. Относитесь ли Вы к такому типу людей, которые посвящают ночь работе? Если да, то почему Вы работаете именно ночью? ____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 4. Двигательная деятельность
51. Делаете ли Вы по утрам зарядку?
Нет, потому что не хочу
Нет, потому что не успеваю
Делаю
____________________________________________________________________________
Выматывает: я устаю и еще сильнее хочу спать
Делает мой организм выносливее
Придает мне сил и бодрости, прогоняет сонливость
54. Можно ли сказать, что Вы отчасти страдаете гиподинамией (мало двигаетесь)?
Да, я не занимаюсь спортом
Да, мне приходится много сидеть
Нет, я много двигаюсь
55. Бывает ли, что вы делаете какие-то физические упражнения, чтобы взбодриться? Какие? Эффективно ли это? __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 5. Питание.
У Вас большой аппетит
Вы завтракаете, но не очень плотно
Завтракаете, если успеваете
Можете с легкостью отказаться от завтрака
59. Вам легче всего отказаться от
Завтрака
Обеда
Ужина
60. В течение дня Вы
Питаетесь _______ раз, но плотно
Просто часто перекусываете
61. Если Вам приходится работать после 12, много ли Вы едите?
Ночью мне совсем не хочется есть
Я лишь слегка перекусываю
У меня пробуждается аппетит, я съедаю достаточно много
62. Часто ли случается так, что Вы ложитесь спать на полный желудок?
Нет. я ем задолго до того, как лечь спать
Я могу выпить молока/воды/чая перед тем, как лечь спать
Я ложусь спать почти сразу после ужина/второго ужина с полным животом
63. Как зависит Ваша работоспособность от еды?
Не могу работать, когда мне сильно хочется есть
Она повышается, если я немножко поем
Она повышается, если я объемся
Совершенно не могу работать, когда живот полный
Мне лучше работать на голодный желудок
Раздел №6. Компьютер и телевизор
64. Как часто и по сколько времени Вы проводите за компьютером (в среднем)?
____________________________________________________________________________
Чаще всего
Днем
Вечером
Ночью
С какой целью?
Учусь / работаю
Играю
Общаюсь
Лазаю в Интернете
Читаю книги
65. Сколько вы смотрите телевизор? В какое время? ______________________________
______________________________________________________________________________
Раздел №7. Сновидения
66. Видите ли Вы сновидения?
Да, но не помню их
Да, но забываю их, проснувшись
Да, и отлично их помню
Чаще вижу, чем не вижу
Чаше не вижу, чем вижу
Очень редко вижу
Совсем не вижу
67. Вам снятся
Будущее
Бытовые сцены
Волшебство, мистика, чудеса
Вымышленные места и герои
Кошмары
Приключения
Прошлое
Реальные люди и места
Решения задач/проблем
Стихи
Сюжеты книг (прочитанных/сочиненных)
То, о чем думали, ложась спать
То, о чем мечтаете
То, что производит глубокое впечатление наяву
То, что собираюсь сделать наяву
Что-то странное, непонятное, мятежное
68. Ваши сны
Цветные
Черно-белые
Доставляют Вам радость
Создают неприятное впечатление
69. Как часто за ночь Вы видите сны в количестве:
0 _____________
1 _____________
Несколько __________________
В основном во время
Учебы
Каникул
Болезни
70. Если Вы проснулись с предчувствием, что Вам только что что-то снилось, или Вы помните сон, у Вас
Невыспавшееся состояние, разбитость
Возвышенное настроение
Выспавшееся состояние
Такого не бывает
Раздел№8. Здоровье
71. Есть ли у Вас проблемы, связанные с недосыпанием? (отметьте или подчеркните нужное)
Физиологические:
«Переклинивание» мозгов
Бледность
Боли в голове
Глаза: болят, слезятся, опухают, краснеют, хуже видят; их дерет, они закрываются
Давление: повышенное / пониженное
Дрожь
Забывчивость
Звон в ушах
Избыточный вес
Исчезновение / появление аппетита
Лихорадка
Нарушения в речи
Невнимательность
Неприятные ощущения в области сердца
Неспособность думать
Общее болезненное состояние боли в суставах, позвоночнике, шее, мышцах
Опухание кожи
Отсутствие мыслительного процесса
Отсутствие снов
Падение температуры
Плохая память
Повышение уровня сахара в крови
Раздражения на коже
Сердце: стучит неравномерно, сбивается, дает боли, стучит сильнее обычного
Синяки под глазами
Слабость
Снижение физического тонуса
Судороги
Усталость
Психологические:
Агрессивность
Беспокойство
Видения
Дежавю
Депрессии
Замкнутость
Конфликтность
Медлительность
Нерешительность
Нетерпение
Опустошенность
Плохие сны
Равнодушие
Раздражительность
Сниженная устойчивость к стрессу
Теряется интерес к работе
Торможение
Трудности с самообладанием
Угнетение
Чувства: страха, тревоги, смятения, безысходности, отчаяния, неловкости
А также: ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Большое спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Хитрость Дидоны
Волшебная фортепианная музыка
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Растрёпанный воробей
Лиса Лариска и белка Ленка