Проектная работа учащихся 2 класс Б гимназии "Дмитров". Вспоминая древние русские сказки и традиции дети учатся добру, вежливости и культуре.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.5 КБ |
Гимназия «Дмитров»
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ
«РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА»
«ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»
Выполнили учащиеся 2 «Б»
Классный руководитель
Калинина Т.А.
Дмитров, 2012 год
Содержание
Введение
Сказка
История возникновения сказки на Руси
Основные жанры русских народных сказок
Сказки о животных
Волшебные сказки
Авантюрные сказки
Бытовые и сатирические сказки
Детские сказки
Отношение младших к старшим в русских сказках
Практическая часть
Заключение
Список используемых источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Сегодня трудно себе представить человека, который не любил бы сказки и все, что с ними связано. Все ребята нашего класса очень любят сказки, которые появились на свет в различных уголках нашей планеты. Но больше всего мы отдаем предпочтение, конечно же, русским народным сказкам, так как они близки нам не только по своим героям, но и по тем сюжетам, которые в них описываются.
Раньше, когда мы еще не ходили в школу, сказки нам читали родители, дедушки и бабушки. Сейчас мы уже ученики второго класса, поэтому с любой сказкой знакомимся самостоятельно. В них нам раскрывается не только сказочный сюжет, но и древние традиции нашего народа и мудрость, которые очень искусно переплетены с сюжетом.
Так как название нашего группового проекта «Сказка – ложь, да в ней намек…», мы решили ближе познакомиться с русскими традициями и обычаями именно через сказки. Ведь в каждой из них мы всегда можем почерпнуть не только понимание добра и зла, но и старый русский уклад, быт и многое другое.
Цели работы – познакомиться с жанром русского народного творчества - сказкой, проследить, как русский народ через сказки учил младшее поколение относится к старшим.
Задачи работы:
- узнать что такое сказка, рассмотреть историю появления сказки на Руси;
- познакомиться с жанрами русской сказки;
- на примерах различных сказок показать важность уважительного отношения младшего к старшему;
«Сказка — неиссякаемый источник
познания народной жизни»
Н.Паутинцев
Сначала мы хотели бы понять, что такое сказка. Сказка – это один из основных жанров устного народнопоэтического творчества. Это эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение авантюрного, волшебного или бытового характера в большинстве своем с установкой на вымысел [1].
Сказки входят в жизнь любого человека еще в раннем детстве, и остаются с ним навсегда.
Русская сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, приобщает к традициям и культуре русского народа.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка [2].
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка – все это делает сказку особенно интересной и волнующей. Сказка знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим за конам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.
Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровен ный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременное: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспита нии, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители — И. А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа [3, 4].
Мы все любим сказки. Ведь в мире сказок жив особенный, необыкновенный мир, дышащий нашими мечтами и фантазиями. Без сказок даже реальный мир теряет свои краски, становится обыденным и скучным. Вспомните Бабу-Ягу, костяную ногу, в избушке на курьих ножках (Приложение 1, рис.1(а)), Кощея Бессмертного, чахнущего над златом, леших, русалок и прочую нечисть…, а богатыри, а Василиса-красавица…
Но кто-нибудь задумывался, есть ли за этими сказаниями реальные события, были ли сказочные герои самыми обычными людьми, чья жизнь и приключения могли стать основой для сказок. А почему бы и нет? Например, лешим мог оказаться кто-то, долго живущий в лесу, отвыкший от общения с людьми, но хорошо ладивший с лесом и его обитателями.
Ну, Василиса-красавица – тут все понятно. А вот Кощей Бессмертный похож на старика (Приложение 1, рис.2(б)). Женившегося на молодой девушке – и ее родители деньги на этой сделке заработали, и вроде любит, а толку мало…
А вот с Бабой Ягой ситуация интереснее.
Наша земля расположена на пересечении дорог из Европы в Азию, с юга на север и наоборот. Вот поэтому и жили мы в тесной связи с рядом живущими народами. С севера с нами контактировали викинги, которые на ступень выше по развитию, чем мы. Они принесли нам металл и оружие, свои легенды и сказки – а мы им одежду, обувь и продукты питания, все, чем богата наша земля.
Оттуда сказка о Бабе-Яге, там она была злой старухой Хеель на двух костяных ногах, которая живет в отдельной избушке на окраине леса, сторожит души умерших и являет собой пограничный пункт в переходе от земной жизни в загробную. Она не блещет добротой, скорее, она создает массу испытаний и неприятностей для тех, кто идет этой дорогой. Вот поэтому к Бабе-Яге попадают герои наших сказок, загнанные своими неприятностями в глухой угол.
Избушка на курьих ножках и ее хозяйка – это преодоление препятствий в доказательство себе, что ты чего-то достиг, ты что-то можешь…
С юга нас беспокоили татары и турки, они грабили нас и уводили в неволю наших мужей и жен. Зачем работать, если есть рабы? Когда наши соотечественники волею судьбы возвращались из татарского плена, у нас появились сказки о ковре-самолете, скатерти-самобранке и печке, разъезжающей по улице самой по себе. Еще - гусли – самогуды… Лишь бы ничего не делать….
Что такое сказки? Не обычная ли реальность была основой для столь искусных творений человеческой мысли, наших мечтаний, наших надежд [5, 6].
В сказках народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями жизни разных народов. Вместе с тем сказки имеют и свой особый, неповторимый национальный характер, отражают уклад жизни того или иного народа, географические условия, труд в этих условиях, бытовые особенности среды, в которой бытуют сказки. Народные русские сказки многообразны по своему характеру; национальная специфика проявляется в образе героя, в языке, бытовых подробностях, в характере пейзажа, в изображении социальных отношений и уклада русской, преимущественно небогатой крестьянской жизни [7].
В поэтическом творчестве, как русского, так и любого народа, можно выделить наиболее характерные группы сказок:
- сказки о животных;
- волшебные сказки;
- авантюрно-новеллистические сказки;
- бытовые;
- детские сказки.
Сказки о животных в настоящее время представлены в подавляющей своей массе главным образом для детей, так как в них проще объяснять ребенку, что есть хорошо, а чего делать нельзя, какими трагичными могут быть последствия неблаговидных деяний. Часть их возникла, очевидно, в доклассовом обществе. С течением времени они теряли свой мифологический и магический характер, медленно приближаясь к нравоучительной басне (Приложение 1, рис.2). Сказки о животных, несложные по своей композиции, тяготеют к диалогу, который зачастую дается в песенно-стихотворной форме. Много русских народных сказок о животных были обработаны для детского возраста Алексеем Николаевичем Толстым [8].
Волшебные сказки первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение, были своего рода заклинаниями. С течением времени в них сохранились лишь отдельные элементы мифологического мышления. Мораль волшебной сказки определяется представлениями народа о добре и зле, его оптимизмом, народными идеалами, стремлением к счастью. Эти представления воплощаются в образах положительных героев, неизменно выходящими победителями в борьбе против носителей зла и несправедливости. Мировое распространение получили волшебные сказки о змееборстве (в русских сказках это Чудо-Юдо, змей многоголовый) – далее в скобках некоторые русские народные сказки о чудесной жене (Елена Премудрая, Царевна-лягушка (Приложение 1, рис.3)), о мачехе и падчерице (Мороз Иванович, Золотой башмачок, Хаврошечка (Приложение, рис.4)), о добываниях чудесных предметов (Волшебное кольцо, Чудесная рубашка) и приключениях людей у людоеда (Лихо одноглазое).
Волшебные сказки всех народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, сказочные формулы, многочисленные повторы [9].
Авантюрные сказки (поэтому нередко их называют авантюрно-новеллистическими сказками, т.е. сказки с ясной композицией, со строгим и необыденным сюжетом, например: русская сказка «Петр Великий и кузнец») излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. К ним относятся и сказки о жизни исторических деятелей, царей, купцов («Царь», «Старик и бояре», «Солдат и царь в лесу») и т.п. В авантюрной сказке главными героями нередко выступают такие персонажи, как: купеческий сын, шут, барин, барыня, бояре, солдаты, обычные крестьянские мужики, которые проявляют удивительную находчивость, с легкостью выходят, казалось бы, из безвыходных ситуаций, порой бывают настолько смышлеными и развитыми в умственном плане, что им удается без особого труда обхитрить очень влиятельных и почитаемых людей, даже нередко удается поиздеваться и наказать их, как физически, так и финансово, т.е. рублем [10].
Эти сказки трудно различить со сказками – новеллами, персонажи которых верная жена, жена обманщица и лгунья, жена изменщица и т.д.
Бытовые сказки, по композиции, в большинстве случаев близки к анекдоту, в них присутствует бытовой юмор, т.е. смешные и анекдотические ситуации, взятые из жизни, также они отличаются острой социальной направленностью (бедные шутят над богатыми и т.п.).
Героями в бытовых сказках обычно выступают: бедные крестьяне, наемные работники (батраки), солдаты в привычной для этих категорий людей стандартной жизненной обстановке (служба, пашня, стройка, конюшня, гарнизон и т.д.).
Как отдельный подраздел народных бытовых сказок можно при особом желании выделить сатирические сказки, в которых высмеивается барин, барыня, поп, дьякон (Барин и плотник, Барин и собака, Барин и мужик (Приложение 1, рис.5), Добрый поп, Как поп работницу нанимал, Мужик и поп) и т.п. Положительный персонаж бытовой сказки, равно как и волшебной (авантюрной) всегда остается победителем в описываемых в сказке обстоятельствах, и в очередной раз доказывает всем известное утверждение – поговорку, что голь на выдумку хитра [10].
К детским относят сказки, рассказываемые детьми, а также взрослыми для детей. Они считаются слабо изученными, тем не менее, выделяются в самостоятельный тип («Петушок подавился зернышком», «Коза и козлята» (Приложение 1, рис.6), «Теремок» (Приложение 1, рис.7), «Коза за орехами» и т.п.) [11].
Такие сказки всегда интересны маленьким детишкам, ведь их персонажи в чем-то схожи со своими слушателями.
Не даром говорят: сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Каждая сказка нас чему-то учит. Необходимо только присмотреться, прислушаться к ней.
Взрослые часто просят нас соблюдать правила поведения, уважительно относится к старшим, не грубить им и друг другу. Особенно их огорчает то, как мы ведем себя по отношению к своим родителям, дедушкам и бабушкам, учителям. А ведь именно эти люди постоянно о нас заботятся, пытаются нас оградить от многих неприятностей, стараются дать все самое лучшее. Но мы, дети, не всегда сразу понимаем того, чего добиваются от нас взрослые. По этой причине мы решили рассмотреть, как уважительное отношение к старшим помогает младшему поколению.
Нам довелось в разное время прочитать и услышать множество русских народных сказок. Перечислить их все, вряд ли возможно, но некоторые сказки упомянуть все же необходимо.
В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушала своих родителей, поэтому ее брат попал в беду (Приложение 1, рис.8). Когда это произошло, девочка поняла, что только она сможет исправить всю ситуации. Во время поисков брата на пути ей повстречались различные сказочные персонажи: яблоня, печка, речка с кисельными берегами. Когда девочка обращалась к персонажам без уважения, никто не хотел ей помогать. Но после того, как она обратилась к ним ласково, уважительно: печка - матушка, речка – матушка, второстепенные персонажи ответили ей добром. В этой сказке девочке в первую очередь помогли упорство, трудолюбие и вежливое отношение к старшим.
В сказке «Кашица из топора» мы видим, что солдат обращается к старой женщине «Здравствуй, божья старушка!» Хоть старуха и была вредная, но солдат не грубил ей потому, что она была старше его и заслуживала уважения (Приложение 1, рис.9).
В сказке «Морозко» падчерица, которая была приветлива, терпелива и вежлива с Морозком, получила в награду соболью шубу, золото, серебро и короб с богатыми подарками (Приложение 1, рис.10). Пять раз Морозко спрашивал девицу, дедову дочку: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» А девушка хоть и замерзла сильно, даже окостеневать стала, чуть шевелит языком, а отвечает вежливо и ласково: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка». Здесь мы видим, как награждалось кротость и уважительное отношение в любой, даже самой тяжелой ситуации. А дочка хозяйки за свои хамство и невежество нашла смерть…
Читая сказку «Морской царь и Василиса Премудрая», мы видим, что Иван Царевич сначала обругал старую женщину, которая встретилась ему на пути (Приложение 1, рис.11). А потом призадумался: «За что я обругал старуху? Дай, ворочу ее: старые люди хитры и догадливы! Авось, что доброе скажет». После этого мы видим, что Иван-царевич обращается к старушке уже по другому. «И стал ворочать старушку: - Воротись, бабушка, да прости моё слово глупое! Ведь я с досады вымолвил». Такое поведение помогло Царевичу в его поисках.
В некоторых сказках, где описывается встреча доброго молодца с Бабой-Ягой костяной ногой, только уважительное отношение молодого удальца к пожилой женщине позволяет ему не только остаться в живых, но и получить различную помощь от столь страшного и загадочного героя русских народных сказок.
Прочитав сказку «Царевна-лягушка» мы можем отметить, что только огромное уважение младшего сына царя Ивана Царевича непосредственно к своему отцу-царю заставляет главного героя сказки покориться воле родителя и жениться на болотной лягушке. И хотя по сюжету сказки Ивану Царевичу приходится столкнуться с разными проблемами, его уважение к старшим прослеживается на протяжении всего произведения.
В сказке «Финист – ясный сокол», когда отец спрашивает у дочерей: «Что вам купить, чем порадовать?» А старшие дочери отвечают: «Купи по полушалку…» Младшенькая же обращается по другому: «Купи мне, батюшка, перышко…» Да и сам крестьянин, когда разговаривает со старичком, обращается к нему вежливо и с уважением (Приложение 1, рис.12). Младшая дочь была самой любимой у батюшки за кротость и послушный характер [12].
Таким образом, мы видим на примере всех вышеупомянутых эпизодов из русских народных сказок, что уважение, почитание и ласковые слова, обращенные к старшим, помогали многим персонажам преодолеть различные трудности и невзгоды.
Практической части работы состоит сразу из нескольких пунктов, которые мы осуществили с помощью наших родителей и классного руководителя. В практической части мы сделали следующее:
1. Читали и обсуждали русскую народную сказку «Волк и семеро козлят».
2. Иллюстрировали прочитанную сказку. В этом нам помогал учитель рисования (Приложение 2).
3. Лепили по мотивам этой же сказки, но уже переработанной на новый лад нашими родителями (Приложение 3).
4. По уже переделанной сказке наш класс подготовил небольшое театральное представление (Приложение 4).
5. Для инсценировки сказки мы изготавливали декорации: деревья, домик, котел, а также шили реквизиты – морковку, сарафан, шишки (Приложение 5).
6. Готовили блюда русской кухни: кашу, кисель, блины. А после приготовления мы сами и отведали исконно русские яства (Приложение 6).
7. Помимо вышеперечисленного наш класс посетил музей г. Дмитров, в котором нам посчастливилось попасть в мастерскую по росписи народных игрушек и посуды. Там каждому из нас под наблюдением мастеров-профессионалов разрешили своими руками разукрасить блюдца красками.
В своем проекте, на наш взгляд, нам удалось понять, что такое сказка, и как она влияет на воспитание младшего поколения. Помимо этого мы немного разобрались в истории возникновения сказки на Руси. Прочитав множество различных русских народных сказок, мы научились разбираться в их жанрах.
В результате наших исследований мы выяснили следующее:
- в большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из которых герои, то есть мы – читатели всегда можем получить урок;
- в наших народных сказках непослушание взрослым и родителям всегда наказывалось, а терпение, уважение и послушание – вознаграждалось;
- герой получал помощь только тогда, когда он вежливо обращался за ней, и многим героям пришлось проходить целые испытания, чтобы понять это;
- главным в сказках был труд, с помощью которого герои выходили из сложных ситуаций.
С помощью сказок многим из нас стало еще более понятно, почему взрослые за нас беспокоятся, почему пытаются вырастить нас вежливыми и отзывчивыми не только на просьбы старших, но и наших же сверстников. Они, взрослые, хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. И сказки, написанные многие столетия назад, помогают всем нам понять это.
Растрёпанный воробей
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
А теперь — мультфильм
Девочка-Снегурочка