• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Анализ проявления агрессивности у подростков, занимающихся спортом

Опубликовано Заика Ольга Владимировна вкл 10.02.2012 - 19:40
Автор: 
Круглая Елена

 

Работа представлена на конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции  «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани в 2012 году. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_proyavleniya_agressivnosti_u_podrostkov_zanimayushchihsya_sportom_.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс научных проектов школьников

в рамках краевой научно-практической конференции  «Эврика»

Малой академии наук учащихся Кубани

«АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 11-12 ЛЕТ,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ»

Секция: «Физическая культура»

Автор работы:

Круглая Елена Евгеньевна,

ученица 11 класса

МОБУ СОШ №4 им. В. Чикмезова

ст. Раздольной Кореновского района

Научный руководитель:

Заика Ольга Владимировна,

учитель физической культуры

МОБУ СОШ №4 им. В. Чикмезова

г. Краснодар, 2012 год


Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..………………..…..2

ЧАСТЬ  I

Агрессия: определение, основные теории………………………………………….………….………......3

Биологические особенности воздействия на агрессию………………………………….………….…......5

Гормоны и агрессивное поведение    …………………………………………………………..6

Мнение ученых о влияние социальных  факторов на агрессию………………………………..…….…. ..6

Агрессия среди спортсменов…………………………………………… .…………………...………...……8

Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста……………………………………………………………………...….….…9

ЧАСТЬ  II (исследования)

Задачи и методы организации исследования……………………………………………….…………...10

Организация исследований………………………………………………………...….…...…..12

Результаты исследований и их обсуждения…………………………………………………..……....….12

Анализ показателей агрессивности подростков 12 лет (средние показатели)………..……12

Уровень показателей агрессивности у девочек и мальчиков 12-летнего возраста…….......13

Проявление разных форм агрессивного поведения у подростков из разных коллективов.14

Уровень показателей агрессивности по видам спорта………………………………...……. 15

Выводы и методические рекомендации…………………………………………….…………………..…..16

Библиографический указатель……..………………………………………………………………...……..18

Приложения………………………………………………………………………………………..…….. 20

«Анализ проявления агрессивности у подростков 11-12 лет, занимающихся спортом»

Круглая Елена Евгеньевна

353 160  Россия, Краснодарский край, Кореновский район

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 им. В.Чикмезова

Введение

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется у детей в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает все общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и научно – практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на агрессивность.

Большое внимание исследователи агрессивности уделяют спорту, считая его удобной моделью для изучения данного феномена. Однако этот интерес имеет и практическое  значение, т.к. многие тренеры и спортсмены считают агрессивность важным качеством для достижения успеха в спорте, тогда как большинство теоретиков чаще рассматривают негативные аспекты её проявления. Современные психологи термином "агрессия" обозначают напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение и считают, что необходимо направлять его в нужное русло. Такое противоречие потребовало более внимательного и неоднозначного рассмотрения этого явления.

«Анализ проявления агрессивности у подростков 11-12 лет, занимающихся спортом»

Круглая Елена Евгеньевна

353 160  Россия, Краснодарский край, Кореновский район

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 им. В.Чикмезова

ЧАСТЬ І. Агрессия: определение, основные теории

Агрессия и агрессоры, как отмечают многие ученые (например, Л. М. Семенюк), всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение антигуманизма, наличия культа грубой силы. В тоже время имеются случаи, когда об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку. Это обычно делается, если речь идет о спортивных состязаниях: отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Однако положительная агрессия, скорее, исключение, имеющее место в узкоспециальной сфере.

В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Причем в понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, до таких, как бандитизм и преступление.  

К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Психологи, находящиеся на бихевиористских позициях, обычно говорят об агрессивном поведении, как об открытых, внешне выраженных действиях. Эти действия очень активные, часто инициативные и всегда приносящие объекту вред.

В настоящее время различными авторами  предложены различные определения агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным.

            Во–первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению, внутренняя сила, дающая возможность человеку противостоять внешним силам. ( Е. Б. Матвеева)

            Во–вторых, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу либо объекту. (Л. М. Семенюк).

В тоже время многие авторы разводят понятие «агрессии», как специфической формы поведения и агрессивности, как психического свойства личности.

В психологическом словаре дается понятие "агрессии" (от латинского ''aggredi'' – нападать), как индивидуальное или коллективное действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей.  

Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта рассматривает агрессивное поведение как врожденное.

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации[1], предположенная  несколько десятилетий назад Доллардом. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии, случаи агрессивного поведения всегда предполагают существование фрустрации, то есть если организм подвергается воздействию фрустрации, то он всегда на это реагирует агрессией, и что не существует такой агрессии, которая возникает не на почве фрустрации.

В концепцию фрустрации Берковец ввел три существенные поправки: а) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним;  б) даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;  в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.

Наиболее известным представителем поведенческого подхода к агрессии является Арнольд Басс. Он определяет фрустрацию как блокирование инструментального поведения и вводит понятие атаки-акта, поставляющие организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация слабую. Басс указывал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек.

Во-первых, это частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован или раздражен. Индивиды, которые получали много отрицательных стимулов, будут более вероятно реагировать агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов.

Во-вторых, частое достижение успеха путем агрессии приводит к сильным атакующим привычкам. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева) и внешним (устранение препятствия). Выработавшаяся тенденция к атаке может делать невозможным для индивида различение ситуации, провоцирующей и не провоцирующей  агрессию.

В-третьих, это культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, которые могут облегчить развитие у него агрессивности. Однако этот фактор частично перекрывается вторым.

Рассматривая агрессию, А. Басс особо останавливается на роли темперамента. Определяя темперамент как «характеристики поведения, которые появляются в начале жизни и остаются относительно неизменными», Басс к переменным темперамента, влияющих на развитие агрессивности, относит импульсивность, интенсивность реакции, уровень активности и независимость.

Биологические основы агрессивного поведения

Излишняя увлеченность биологическими детерминантами агрессивного поведения может объясняться желанием найти «легкий» способ решения проблем человеческой агрессивности.

Возбуждение и агрессия. Агрессивное поведение человека связано с активизацией симпатической нервной системы[2]– того компонента вегетативной нервной системы[3], который побуждает нас «вступиться в сражение или спасаться бегством».

Основной механизм этой системы заключается в том, что ситуация представляющая угрозу для нашей безопасности, вызывает самые разнообразные соматические реакции, например, расширение зрачков, повышение артериального давления, учащение пульса и усиление потоотделения, которые помогают нам  встретить надвигающуюся опасность во всеоружие или убежать от неё.

Возбуждение повышает вероятность развития агрессии. Люди после вспышки агрессивности, являющейся реакцией на чьи- либо нападки, ощущает спад напряжения, то есть снижения уровня возбуждения

Агрессия и возбуждение находятся в тесной взаимосвязи. Возбуждение ведет к усилению агрессии, когда индивиды источником своего возбуждения считают провокации со стороны объекта и когда их доминантной[4], преобладающей реакцией на провокации является агрессия.

Гормоны и агрессивное поведение

Устойчивость половых различий в проявление агрессивности (мужчины агрессивней женщин), независимо от национальности и культуры, навела на мысль о гормональных влияниях на формирование агрессивного поведения. Поскольку содержания тестостерона[5] в крови у мужчин более чем в 10 раз выше, чем у женщин, исследователи сосредоточили внимание на роле андрогенов[6] в формировании агрессивного поведения.

Мнение ученых о влиянии биологических и социальных факторов на подростков

В современной психологии доказано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом[7], скромным или хвастливым, атеистом или верующим. Он становится таким (Семенюк).

Различные структуры нервной системы и протекающие в них процессы оказывают сильное влияние на человеческое поведение. Так, наши эмоциональные  переживания органически связаны с функционированием лимбической[8] системы, и в особенности гипоталамуса[9] и миндалевидного тела; лобные доли коры головного мозга, которые у человека отличаются обширностью и сложным устройством, отвечают за сложные когнитивные процессы[10], в частности за опознание той или иной ситуации, содержащей угрозу, так и за выбор реакций в ситуации, опознанной таким образом. В ведение симпатической нервной системы находится наша готовность "драться или удирать": именно эта нейроструктура[11], по достижении организмом определенного уровня физиологического возбуждения, производит запуск механизма агрессивного реагирования. Впрочем, существуют данные, свидетельствующие о том, что реактивность симпатической нервной системы имеет индивидуальный характер, и потому в угрожающей ситуации одни лица испытывают большее, а другие меньшее возбуждение.

 (Р. Бэрон).

Иначе говоря, всегда нужно иметь в виду, что биологические процессы протекают  в социальном контексте. То есть внешняя среда влияет на внутренние биологические процессы, в значительной степени предопределяет характер наших реакций на средовые воздействия, и правильно было бы говорить не о решающем влиянии биологических,

либо, наоборот, социальных факторов как детерминанты агрессии, а признать, что на агрессию действуют оба типа факторов, и что биология и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.  

Агрессия среди спортсменов

         Опираясь на научные выводы, что агрессию (так же в спорте) надо рассматривать как комплексное явление. Исследователи считают, что агрессивность может быть оценена как отрицательно (если речь идет о враждебном отношении и желании нанести вред, ущерб), так и положительно, то есть когда рассматривается как проявление инициативы, направленной решение какой-либо проблемы. Под агрессивностью в узком смысле слова понимается поведение, направленное на нарушение установленных правил, договоров и норм – так называемое девиантное поведение.

         Авторы разводят две формы доминантного поведения, которые они подразделяют на интроспортивное и экстроспортивное.

Интроспортивное – прямое (непосредственное), физически – инструментальное (бокс, игра корпусом в хоккее); непрямое – экспрессивное (без тактического замысла), импульсивное нападение или защита; интропунтивная защита (злость на самого себя); ритуализированная демонстрация силы и значимости (блокировка в гандболе и баскетболе); дефферинцируемое стремление тактически переиграть соперника с учетом специфики спорта.

Экстроспортивное – прямая, непосредственная, физически примитивная, нарушающая правила агрессия (серьезные нарушения, драки), непрямая открытая агрессия (оскорбление спортивных судей), экспрессивная агрессия (реакция против зрителей), прочие словесные и физические реакции аффекта.

Соревнование представляет собой искусственно  созданный на основе  договора между участниками конфликт, пути, разрешения которого четко определены.

Проявление агрессивности в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста

Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся  психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Тревожащие моменты в поведении подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, принимают устойчивый характер обычно в разного рода компаниях. Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

«Анализ проявления агрессивности у подростков 11-12 лет, занимающихся спортом»

Круглая Елена Евгеньевна

353 160  Россия, Краснодарский край, Кореновский район

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 им. В.Чикмезова

ЧАСТЬ ІІ. Задачи, методы, организация исследования

            Гипотеза:

            Предположено, что выявление особенностей проявления агрессивности у юных спортсменов позволит корректировать агрессивное поведение.

Задачи:

            В процессе исследования предстояло решить следующие задачи:

1) Определить особенности проявления агрессии у подростков 11-12 лет.

            2) Выявить различия в уровне агрессивности подростков, занимающихся разными видами спорта.

            3) Влияние уровня социально-психологического развития коллектива (класса) на проявление агрессивности у подростков.

             Методы:

             Для решения  поставленных задач в работе были использованы следующие методы исследования:

              1) Теоретический анализ с обобщением данных научно-методической литературы. Метод теоретического анализа осуществлялся с целью выявления особенностей проявления агрессии у подростков.

             2) Беседы с родителями и педагогами. Беседы позволили выявить нравственную атмосферу, царящую в семьях, изучаемых детей, выявить характер отношений, поведение родителей, поведение ребенка в семье и  в школе. Также проводились беседы с тренерами ДЮСШ.

              3) Опрос. Принципиально важным методом исследования агрессивности выступил опрос.

             Наиболее удачным представляется опросник Басса Дарки, который широко применен в нашем исследовании. Он включает в себя 75 вопросов, обработка опросника Басса Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов.

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

             Косвенная агрессия – под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злые шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. д.

             Склонность к раздражению (раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждение вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направлена против авторитета или руководства. Это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида – зависть и ненависть к  окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.    

            Подозрительность – недоверие и осторожность по      отношению  к людям, основанные на убеждение, что окружающие намерены причинить вред.

        Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму (сора, крик), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья).

            Угрызение совести или чувство вины. Ответы на вопросы этой шкалы выражают содержащее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является «плохим человеком», совершающим плохие поступки, наличие у него угрызения совести.

        4) Социально психологическая аттестация –  оценивался уровень развития в классе разнообразных отношений, характерных для коллектива.  

Организация исследований

            Исследования проводились в 2 этапа. На первом этапе изучалась литература по агрессивности среди подростков и спортсменов, данные физиологов, биологов, нейропсихологов. Подбирались и пробировались психологические тесты   по оценки уровня  агрессивности у подростков, занимающихся разными видами спорта.  

            На втором этапе проводилось тестирование учащихся школы г. Усть-Лабинска №36 и №4 подростков, занимающихся разными видами спорта, и подростков-разрядников. Всего было опрошено – 153 человека

            Опрошены ребята, занимающиеся различными видами спорта. Такими как: плавание, танцы,  восточные единоборства,  легкая атлетика.

Результаты исследований и их обсуждение

            Результаты первичного исследования позволили определить уровень таких показателей как: физическая, вербальная, косвенная агрессии, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, чувство вины, индексы враждебности и агрессивности, склонность к риску, а также зависимость проявления агрессии от пола, от коллектива, в котором находится подросток, уровня спортивной квалификации, от избранного вида спорта.

Анализ показателей агрессивности подростков 12 лет (средние показатели)

        В результате исследований выяснилось, что у детей 12 летнего возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная (соответственно 62% и  42%).

           Более всего выделяется характерный для этого возраста показатель негативизма (59%), это является результатом того, что  у подростков бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности может привести к эгоизму (Таблица 1).

        В результате исследования, которые позволили определить особенности агрессивности подростков 12-ти лет, стало ясно, что для многих подростков характерна потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный  способ самоутверждения.

        Уровень показателей агрессивности у девочек и мальчиков 12-летнего возраста

        Исследования проявлений различных форм агрессивного поведения у девочек и мальчиков 12-тилетнего возраста позволили определить значительные различия. Так, у мальчиков-подростков 12-ти лет наблюдается высокая физическая агрессивность (67%), у девочек на 12% меньше и равно 55%.

              Вербальная агрессия у девочек равна 59%, у мальчиков несколько ниже – 54%. Выявлен также и более высокий уровень косвенной агрессии и уровень негативизма. Показатель косвенной агрессии у девочек на 7% выше, чем у мальчиков этого же возраста (43% и 36% соответственно). Негативизм 60% у девочек  и 58% у мальчиков. Показатели раздражительности, подозрительности, обиды, чувства вины у мальчиков исследуемого возраста выше  показателей девочек. Так показатели раздражительности у мальчиков 59%, у девочек – 43%, подозрительность 55% и 48%. На 15% показатель обиды выше  у мальчиков, чем у девочек и на  16% показатель чувства  вины.

        Особенность проявления агрессивности у девочек требует более детального изучения именно девичьей агрессивности. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытостью девочек лежит сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе развитие и проявление различных форм агрессивности (Таблица 2).

         Исследования показали, что агрессивность по-разному проявляется отдельными девочками и мальчиками, что требует рассмотрения индивидуальных различий. Прежде чем рассмотреть эти различия, мы рассмотрим особенности проявления агрессии в различных коллективах (классах).

Проявление разных форм агрессивного поведения у подростков из разных коллективов

               Анализ полученных данных позволяет отметить явно выраженную зависимость качества агрессивности подростка от уровня развития в данной группе разнообразных отношений, характерных для сформировавшегося коллектива. В результате социально-психологической аттестации класса как коллектива были определены средние показатели развитости в группе тех отношений, которые отражены в семи подшкалах методики: ответственности, коллективизма, сплоченности, контактности, открытости, организованности и информативности.

        У учеников 7 «А» класса школы №36, который является образцово показательным классом, как в учебе, так и по дисциплине в тоже время по результатам тестирования это класс с высоким уровнем развития  коллектива.

               У учеников 7 «Б» класса той же школы по тем характеристикам, которые дали учителя класса и по результатам наших бесед и наблюдений, он оценивается как самый агрессивный класс среди 7-х классов. У этого класса низкий уровень развития коллектива.

               Так, 7 «А» класс школы №4 характеризуется учителями как «дружный класс», «добрые дети» и связывают это именно с тем, что «хороший классный  руководитель с 5-ого класса». По результатам теста общий уровень развития класса как коллектива – средний.

               Ученики 7 «Б» класса школы №4 по характеристикам педагогов школы характеризуются как «класс обиженных детей». Дети из неблагополучных семей, занимаются разными видами спорта, в классе выражена разрозненность в интересах.

                В результате исследования выяснилось, что проявления агрессивности у подростков зависит так же от уровня социально-психологического развития класса как от коллектива и наибольшая агрессивность проявляется в классах с низким уровнем развития класса как коллектива. Наименьшие показатели агрессивности проявляются в группе учащихся с высоким уровнем развития класса как коллектива (Таблица 3).

               Результаты нашего исследования показали и данные современной науки утверждают, что агрессивный подросток – это,  прежде всего, обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности, он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде (Таблица 4).

              В 7 «Б» классе школы №4 наблюдается значительная разница в уровнях индекса враждебности и индекса агрессивности. В других классах такой разницы нет. Подростки этого класса склонны выражать свою агрессию через внешние формы её проявления.

              Дело в том, утверждают исследователи, что дети подросткового возраста особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. А одним из определяющих элементов микросреды в отношениях, в которых формируется личность, является семья. При этом решающим является нравственная атмосфера. В 7 «Б» школы №4 учатся дети из неблагополучных семей, и это проявляется в неспособности детей контролировать свое агрессивное поведение.

Уровень показателей агрессивности по видам спорта

        В ходе исследования выяснилось, что подростки занимаются борьбой, восточными единоборствами, футболом и легкой атлетикой сравнительно недавно – 1,5-2 года. Подростки, занимающиеся плаванием и спортивными танцами, посещают эти секции по 5-6 лет.

              Анализ полученных сведений и результатов исследования позволил выявить ряд закономерностей в проявлении агрессивности у подростков, занимающихся разными видами спорта.

               Самый высокий уровень физической агрессивности у подростков, занимающихся борьбой, у них 85%. Такой же показатель у подростков из неблагополучных семей, которых в процессе исследования мы выделили в отдельную группу.    

               Средний уровень физической агрессивности у легкоатлетов. Самые низкие показатели у подростков, занимающихся спортивными танцами – 45% и плаванием -51%.

                Таким образом, мы пришли к выводу, что у детей, которые занимаются спортом достаточно долго, уровень физической агрессивности ниже, чем у тех, кто занимается спортом недавно.

                 Анализ полученных данных позволил выявить ту или иную форму агрессии, характерную для данного вида спорта. Так в результате анализа выяснилось, что у подростков, занимающихся спортом, низкий уровень косвенной агрессии.

        У подростков, занимающихся спортивными танцами высокий показатель обиды 56% и у восточных единоборцев – 87%. У футболистов – 72% и борцов – 85%. У пловцов преобладает чувство вины – 58% при низко выраженном чувстве обиды (Таблица 5).

             Относительно результатов физической агрессивности борцов можно сделать вывод, что для подростков, которые пришли заниматься данным видом спорта недостаточно 2-х лет для того, чтобы научиться контролировать агрессивное повеление.

        Анализ научной литературы и исследования, проведенные в школе, позволили подготовить выводы и рекомендации.

        Выводы и методические рекомендации

У подростков 12-ти летнего возраста преобладает физическая агрессивность (62%) и менее проявляется косвенная (42%). У мальчиков-подростков 12-ти лет наблюдается высокая физическая агрессивность (67%), у девочек (55%) .    

В учебном и воспитательном процессе рекомендуется определять уровень    проявления различных форм агрессии у учащихся, что позволит понимать, направлять по нужному руслу и контролировать агрессивное поведение у подростков. Учителю и тренеру важно знать состояние физической и косвенной агрессии детей, склонности к раздражению и негативизму, вербальной агрессии, подозрительности и обидчивости, формирующих враждебность.

Проявление агрессивности зависит от сформированности классного коллектива.      

Следует учитывать, что у подростков 12-ти лет высокий уровень агрессии. Руководитель не должен проявлять ответную агрессивность, если ученик реагирует на него агрессивно. В этом случае  руководитель должен определить, чем вызвана эта агрессия, установить, не связано ли это поведение ученика с его отношению к авторитету и старшим, не переносит ли ученик на руководителя свою враждебность по отношению к товарищам по коллективу.

Руководителю следует работать над формированием коллектива. Следует агитировать подростков на занятия спортом.

При организации учебного процесса следует помнить, что агрессивный подросток – это, прежде всего, обычный ребенок. А черты агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущенных возможностей воспитания. У каждого человека есть врожденная степень агрессии, необходимо ее направлять в нужное русло.

                         

 

                                 

«Анализ проявления агрессивности у подростков 11-12 лет, занимающихся спортом»

Круглая Елена Евгеньевна

353 160  Россия, Краснодарский край, Кореновский район

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 им. В.Чикмезова

Библиографический указатель:

Алемаскин  М. А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. – Тюмень, 1985.

Алемаскин  М. А. Психологическая характеристика личности подростка– правонарушителя. – М, 1962.

Андреева Г. М Социальная психология – М., 1968

Бабушкин Г. Д. Психология труда тренера по спорту. Омск, 1985

Белкин  А.  С.   Внимание – ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. – Свердловск, 1981.

Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения, М., Наука, 1978

Бодалев Л. А. Восприятие человека человеком. 1965

Божович  Л. И. Психология формирования личности, 1995

Бэрон  Р., Ричардсон  Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1997

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., Просвещение, 1991

Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А. В., Ярошевского  М. Г.  – М.: политиздат., 1985

Кретти Б. Психология в современном спорте. М., 1978

Лазарус Р. С. Теория стресса и психологические исследования. /  Эмоциональный стресс. СПб, 1970.

Левитов Н.Д. От чего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. – М., 1961

Левитов Н. Д. Психологические особенности подростка. – М, 1954.

Левитов  Н. Д. Психическое состояние агрессии/ Вопросы психологии, 1967

 Макаренко А. С. Сочинения в 7томах. – М. изд-во АПН РСФСР, 1959 -1960

Милнер П. Физиологическая психология. – М., 1973.

Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. / перевод Родионова А.В. – М. 1979.

Проблемы агрессивности в зарубежной психологии спорта.: Обзорная информация./ Под ред. Т. Леонова.

Проблемы психологии современного подростка: / Под ред. Фельдштейна  Д. И.

Психология формирования и развития личности/ Под ред. Фельдштейна Д. И

Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. –М., 1937

Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения  подростков и условия его коррекции 1996

Сингер Р. Н. Мифы и реальности психологии спорта, 1980

Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. 1922

Холличер В. Человек и агрессия.  М., 1975

 Якобсон С. Г., Шур В. Г., Психологические механизмы усвоения детьми этических норм / Психологические проблемы нравственного воспитания. – М , 1977.

Buss. A. The Psychology of Aggression, New York, 1961

Feshback. S The stimulang vernus catharctic effects of a vicarious aggressive activity, 1961

 

                     

               

ПРИЛОЖЕНИЕ №  1.

                   

                                                           ОПРОСНИК  БАССА – ДАРКИ.

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

Иногда я сплетничаю о людях, которые мне не нравятся.

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

Если меня не просят по-хорошему, я не выполняю просьбу.

Я не всегда получаю то, что мне положено.

Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

Если я не одобряю поведение друзей, то я даю им это понять.

Если мне случалось обмануть кого-то, то я испытывал угрызение совести.

Мне кажется, что я не способен ударить человека.

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

Я всегда снисходителен  к чужим недостаткам.

Если мне не нравиться установленное правило, мне хочется нарушить его.

Другие умеют (лучше, чем  я) пользоваться благоприятными обстоятельствами.

Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружелюбно, чем я ожидал.

Я часто, бываю, не согласен с людьми

Иногда мне приходят мысли, которых я стыжусь.

Если кто-нибудь ударит меня первым, я не отвечу ему.

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.

Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

Меня немного огорчает моя судьба.

Я думаю, что многие люди не любят меня.

Я не могу удержаться от спор, если люди не согласны со мной.

Люди, увиливающие от работы, должны  испытывать чувство вины.

Те, кто оскорбляют меня или мою семью, напрашиваются на драку.

Я не способен на грубые шутки.

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

Когда люди корчат из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

Почти каждую неделю я вижу того, кто мне не нравится.

Довольно многие люди завидуют мне.

Я требую, чтобы люди уважали мои права.

Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

Люди, которые постоянно изводят  вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

От злости я бываю мрачен.

Если ко мне относятся хуже,  чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

Если кто-то выводит меня  из себя,  я не обращаю на него внимание.

Хотя я иногда не показываю это, но меня гложет зависть.

иногда мне кажется, что надо мной смеются.

Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям.

Мне хочется,  чтобы мои ошибки были прощены.

Я редко даю сдачи, если даже меня кто-нибудь ударит.

Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

Иногда люди раздражают меня даже просто своим присутствием.

Нет людей, которых я бы по-настоящему бы  ненавидел.

Мой принцип: "Никогда не доверяй чужакам."

Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать ему все, что я о нем думаю.

Я делаю много того, о чем впоследствии сожалею.

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.

Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.

Я всегда думаю о том, что приятно для меня.

Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

Неудачи огорчают меня.

я дерусь не реже, не чаще других.

я могу вспомнить случай, когда я был на столько зол, что хватал Попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной не справедливо.

Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но я теперь этому не верю.

Я ругаюсь от злости.

когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, то я применяю ее.

Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

Я, бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

у меня нет врагов, которым я бы хотел навредить.

Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

Я часто думаю, что жил не правильно.

Я знаю людей, которые меня способны довести до драки.

Я не раздражаюсь из-за мелочей.

 Мне редко приходит в голову, что люди хотят разозлить или оскорбить меня.

Я часто просто угрожаю  людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

В последнее время я стал занудой.

В споре я часто повышаю голос.

Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

      75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 

  Таблица № 1.

Таблица № 2.

Таблица № 3.

ПРОЯВЛЕНИЕ КОСВЕННОЙ АГРЕССИВНОСТИ И ЧУВСТВА ВИНЫ У ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ КЛАССОВ

КЛАСС

КОСВЕННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

ЧУВСТВО ВИНЫ

7 «А» ШКОЛА №36

50%

63%

7 «Б» ШКОЛА №36

65%

73%

7 «А» ШКОЛА №4

64%

78%

7 «Б» ШКОЛА №4

69%

75%

Таблица № 4.

Таблица № 5.                                                                                                            

ПОКАЗАТЕЛИ ИНДЕКСА АГРЕССИВНОСТИ

У СПОРТСМЕНОВ-ПОДРОСТКОВ

Виды спорта

Индекс агрессивности

Борьба

74,5

Спортивные танцы

52

Плавание

52,3

Легкая атлетика

69

Футбол

65

         

         

 

                     

               

         


[1] психологическое  состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо  значимой для человека цели, потребности.

[2] часть вегетативной нервной системы,  включающая нервные клетки грудного и верхнепоясничного отделов спинного  мозга.

[3] часть  нервной системы, регулирующая деятельность  внутренних органов и систем - кровообращения, дыхания, пищеварения,  выделения, обмен веществ и функциональное состояние.  

[4]  оказывает более сильное  влияние на соответствующий признак особи, чем другой - рецессивный.

[5]  основной мужской половой гормон

[6] половой гормон

[7] бескорыстная забота  о благе др. людей. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу  термину "эгоизм".

[8]совокупность ряда структур головного мозга.  Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного  поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.  

[9] отдел промежуточного мозга (под таламусом), в котором  расположены центры вегетативной нервной системы; тесно связан с гипофизом

[10] Систематические исследования в области  экспериментальной психологии познавательных процессов: восприятия,  внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.

[11]мозговую основу  психических процессов


Поделиться:

Будьте как солнце!

Мороз и заяц

10 зимних мастер-классов для детей по рисованию

Три способа изобразить акварелью отражения в воде

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку