Работа представлена на Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани. Ученица стала лауреатом конкурса в секции "Физвоспитание", получила диплом 2 степени.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 204.5 КБ |
Конкурс научных проектов школьников
в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»
Малой академии наук учащихся Кубани
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Секция: «Физическая культура»
Автор работы:
Боброва Наталья Александровна
ученица 9-б класса МОБУ СОШ№4
им. В. Чикмезова ст. Раздольной
Кореновского района
Научный руководитель:
Заика Ольга Владимировна
учитель физической культуры
МОБУ СОШ №4
г. Краснодар, 2012 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………….…………………………………… 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»…………………………………………………………………………………. 5
1.1. Современный процесс физического воспитания младших школьников ……………... 5
1.2. Учебная нагрузка и работоспособность …………………………….…………………. . 7
1.3. Возрастные анатомо-физиологические
и психические особенности младших школьников ………………………..………………. 8
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования ………………………………………………….…………….….. 9
2.2. Характеристика контингента обследуемых и организация исследования.………….. 10
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1. Мониторинг уровня физического развития и двигательной подготовленности учащихся ………………………………………………………………………...……….…… 11
3.2. Мониторинг функционального состояния организма …………………………..……. 12
3.3. Мониторинг умственной дееспособности ……………………………………..………. 13
3.4. Результаты эксперимента и их обсуждение …………………………………..……….. .13
Библиографический указатель …………………………………………………………..…... 14
Приложения ……………………………………………………………………………..…… 15
«Эффективность третьего часа физической культуры в укреплении здоровья младших школьников»
Боброва Наталья Александровна
353160 Россия, Краснодарский край, Кореновский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 им. В. Чикмезова
Введение
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечнососудистой и дыхательной.
Актуальность темы заключается в том, что на современном этапе развития российского общества состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ оценивается как неудовлетворительное. Это выражается в низкой физической и двигательной подготовленности, низкой работоспособности, высоким уровнем заболеваемости.
"Физкультурное" образование в школе, подчиняясь в своем развитии решению задач физической подготовки, накопило к сегодняшнему дню множество научных и практических проблем, для их частичного решения необходимо введение третьего часа физической культуры. Современный школьник систематически недополучает необходимый (оптимальный) объем моторики, так как два урока физической культуры не могут компенсировать дефицит физических нагрузок, а другие формы физи ческого воспитания учащихся (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, занятия в спортивных секциях и т.п.) ими мало ис пользуются, или низка их эффективность.
Исследования показывают, что более 50% детей подвержены учебным перегрузкам. Это подчёркивает значимость систематических занятий физической культурой. Именно в этих условиях и возникла необходимость увеличения количества часов, отведённых для занятий физической культурой в общеобразовательной школе.
Введение третьего урока физической культуры, во-первых, существенно упростит работу учителя физической культуры и, во-вторых, позволит эффективно и более индивидуализировано проводить оздоровительную работу с учащимися.
Цель исследования: проследить влияние занятий физической культурой на здоровье учащихся.
Задачи исследования.
В работе решались следующие задачи:
1. Выявить уровень развития физического развития, двигательной подготовленности и умственной дееспособности у учащихся начальной школы (4 класс).
2. Проследить динамику показателей физического развития, двигательной подготовленности и умственной дееспособности у учащихся начальной школы в течение естественного педагогического эксперимента.
Объект исследования: физическое воспитание учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: технология учебного процесса по физической культуре для учащихся с учётом трёх уроков в неделю.
Гипотеза исследования. Учебный процесс по физической культуре будет оказывать положительное влияние на здоровье учащихся и на повышение их двигательной активности, при увеличении количества часов занятий физической культурой
Практическая значимость:
Рекомендовать введение третьего часа физической культуры в начальные классы общеобразовательных школ.
«Эффективность третьего часа физической культуры в укреплении здоровья младших школьников»
Боброва Наталья Александровна
353160 Россия, Краснодарский край, Кореновский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 им. В. Чикмезова
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Кардинальные изменения, происходящие в российском обществе, привели к обострению многочисленных социальных проблем, в том числе проблемы обеспечения социально-профессиональной адаптации молодёжи к самостоятельной жизни в условиях нестабильного, быстро меняющегося социума. Учёные отмечают, что одним из основных факторов риска является состояние здоровья молодёжи и отношение молодых людей к своему здоровью.
Таким образом, укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из основных задач образовательной программы российского государства, где содержание и методика учебного процесса выполняют основную роль в формировании личности учащихся.
1.1. СОВРЕМЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема здоровья населения страны всегда глубоко интересовала видных отечественных учёных, просветителей, общественных деятелей.
Однако и сегодня проблема жизнеспособности нации и её нравственного и физического здоровья, формирования здорового образа жизни является актуальной. Так, в исследованиях современных учёных отмечается, что около 90% школьников имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% ребят, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с ослабленным зрением, в 3 раза - с заболеваниями органов пищеварения; до 80% юношей призывного возраста, по медицинским критериям, не готовы к службе в вооружённых силах. Анализ состояния здоровья современной молодёжи приводит к острой необходимости поиска путей оздоровления нации, одним из которых считается развитие системы физического воспитания. Цель физического воспитания может быть реализована в решении задач оздоровительного, развивающего и воспитательного характера.
Между тем, физическая культура, способствует повышению адаптивных возможностей и способностей человека, установлению оптимального функционального и физического состояния, динамического соотношения физического и духовного. Укреплению здоровья человека, особенно в период его роста и развития, способствуют регулярные занятия физической культурой.
В настоящее время в общеобразовательной школе физическая культура входит в базовый компонент образования. Это позволяет закладывать фундамент физического и духовного здоровья растущего человека, на базе которого становится возможным действительное разностороннее развитие личности.
Целью физического воспитания в школе является приобщение учеников к ценностям физической культуры, активное содействие формированию всесторонне развитой личности.
Школьный курс физической культуры органично включён в общую систему образования и воспитания и действует в соответствии с закономерностями педагогического процесса. Важнейшее средство достижения этой цели - овладение школьниками основами личной физической культуры, которое может обеспечить каждому человеку необходимую базу, без которой невозможно эффективное осуществление процессов жизнедеятельности независимо от того, чем будет ребёнок заниматься в дальнейшем.
«Эффективность третьего часа физической культуры в укреплении здоровья младших школьников»
Боброва Наталья Александровна
353160 Россия, Краснодарский край, Кореновский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 им. В. Чикмезова
1.2. Учебная нагрузка и работоспособность
Охрана здоровья детей требует строгого нормирования различных видов их деятельности и правильной организации режима суток. Важно оградить учащихся от чрезмерного утомления, рационально организовать учебные занятия, повысить двигательную активность и обеспечить эффективный отдых. Исследования, выполненные М.В.Антроповой по нормированию учебной деятельности учащихся, преимущественно – продолжительности самостоятельных учебных занятий по подготовке домашних заданий, показали, что в условиях организации работы, отдыха и питания учащихся, отвечающих требованиям гигиены, наиболее эффективная продолжительность подготовки уроков составляет у учащихся 3-4 классов 2,5 часа. Вместе с тем, 150 минут активной работы с учётом времени перерывов (всего18 минут), являются и предельно допустимой продолжительностью работы, ибо после её завершения у учащихся регистрировались признаки острого утомления: нарастание произвольных перерывов, падение остроты зрения, низкая умственная работоспособность. Установленные нормативы получили своё подтверждение при физиолого-гигиенической оценке организации обучения и учебной нагрузки школьников в условиях перехода школы на новое содержание образования. Колебания работоспособности в течение учебных занятий – её спады, а затем подъёмы – связаны с рядом причин. Среди них важную роль играют чередование уроков по степени сложности предмета, использование активных методов преподавания и технических средств обучения, и т.п. На 5-м уроке у младших школьников снижена на 50% по сравнению с 1-2 уроками, поэтому уроки физической культуры как наиболее лёгкие следует проводить последними. Изменение уровней показателей умственной работоспособности зависит и от количества уроков, что отчётливо выражено в каждый из периодов учебного года.
«Эффективность третьего часа физической культуры в укреплении здоровья младших школьников»
Боброва Наталья Александровна
353160 Россия, Краснодарский край, Кореновский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 им. В. Чикмезова
1.3. ВОЗРАСТНЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
И ИХ УЧЁТ В ПЛАНИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ
Спецификой урока физической культуры является наличие физической нагрузки. Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях, а также в обмене веществ.
Правильная организация процесса физического воспитания и систематические занятия физическими упражнениями, особенно в детском возрасте, укрепляют и сохраняют здоровье. Именно поэтому физическая культура является естественным защитным барьером от отрицательных воздействий окружающей среды.
Однако с учётом анатомо-физиологических особенностей, присущих этому возрастному периоду, особенно таких, как несоответствие в развитии сердца и сосудов, с одной стороны, массы сердца и массы тела с другой, к назначению физических упражнений следует подходить осторожно. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а костей запястья - в 12 лет. Эти данные следует учитывать при распределения нагрузок во время выполнения упражнений. Сердце у детей очень возбудимо; с одной стороны, сердце ребёнка обладает способностью быстро приспосабливаться к физическим нагрузкам, быстро восстанавливая свою работоспособность, с другой стороны, деятельность его неустойчива. Так как выносливость сердца по отношению к физическим напряжениям сравнительно мала, продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к расширению и повреждению сердечной мышцы. Поэтому необходимо очень осторожно подбирать упражнения на сопротивление и поднятие тяжестей.
«Эффективность третьего часа физической культуры в укреплении здоровья младших школьников»
Боброва Наталья Александровна
353160 Россия, Краснодарский край, Кореновский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 им. В. Чикмезова
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Анализ научно-методической и специальной литературы по изучаемому вопросу - был применен с целью получения сведений о состоянии вопроса теории и практики физической культуры и спорта;
2. Психолого-педагогические наблюдения.
3. Контрольные испытания по уровню развития двигательных качеств младших школьников. Для комплексной оценки двигательного развития и двигательной подготовленности включены следующие тесты:
*Челночный бег 3х10м;
* Прыжок в длину с места;
* Подтягивание;
* Поднимание туловища;
* Бег 6 минут.
4. Естественный педагогический эксперимент, предполагающий создание нового опыта, активную роль в котором играет проверяемое нововведение. Проведенный нами педагогический эксперимент носил открытый формирующий характер. Цель эксперимента – определение эффективности введения третьего часа физической культуры.
5. Методы логического, сравнительного и графического анализов представлены в виде таблиц и графиков.
«Эффективность третьего часа физической культуры в укреплении здоровья младших школьников»
Боброва Наталья Александровна
353160 Россия, Краснодарский край, Кореновский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 им. В. Чикмезова
2.2. Характеристика контингента обследуемых и организация исследования
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надёжными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды, в том числе и обучения, на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - теоретическое обоснование исследования, изучение и анализ учебно-методической литературы;
Второй этап – проведение педагогического эксперимента;
Третий этап – систематизация, обработка и анализ полученных данных.
Мной было обследовано 10 учащихся (5 мальчиков и 5 девочек) в возрасте 9 – 10 лет, обучающихся в 2010-2011 учебном году в 3, а в 2011-2012 учебном году в 4 классе МОБУ СОШ № 4 им. В. Чикмезова станицы Раздольной. Таким образом, контрольная группа (3 класс, 2010-2011 учебный год) и экспериментальная (4 класс, 2011-2012 учебный год). Особенностью занятий в экспериментальной группе (4 класс) явилось введение дополнительного 3-го часа физической культуры в расписание занятий. В контрольной группе (3 класс) занятия велись по 2-х часовой программе.
«Эффективность третьего часа физической культуры в укреплении здоровья младших школьников»
Боброва Наталья Александровна
353160 Россия, Краснодарский край, Кореновский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 им. В. Чикмезова
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1. Мониторинг уровня физического развития и двигательной подготовленности учащихся
Для характеристики физического развития и телосложения используются следующие антропометрические измерения: длина тела (см), масса тела (кг), окружность грудной клетки (см). Перечисленные показатели физического развития определялись общепринятыми методами. Приложение 1.
Вывод: заметны незначительные изменения в физическом развитии у детей обоих групп, т.к. прошел небольшой промежуток времени между исследованиями.
Комплекс методик по проведению мониторинга двигательной подготовленности позволяет осуществить сравнительный анализ параметров и выявить тенденции развития.
Челночный бег 3х10м (сек) – позволяет исследовать не только быстроту, но и косвенно оценить ловкость, координационные способности испытуемого. Приложение 2.
Вывод: Если на начало эксперимента результат экспериментальной группы был ниже, то в конце – улучшился на 8,5%, когда у контрольной группы улучшение составило всего на 4,4%
Прыжок в длину с места (см). Позволяет оценить скоростно-силовые возможности учащихся. Приложение 3.
Вывод: на начало эксперимента результаты были на одном уровне, на конец - средний результат контрольной группы остался на том же уровне, а экспериментальной увеличился на 10%.
Подтягивание у мальчиков, подъём туловища за 30 секунд у девочек (количество раз). Тесты позволяют оценить силовые возможности, силовую выносливость ребёнка. Приложение 4.
Вывод: по подтягиванию в начале года средний показатель у экспериментальной группы был ниже, чем у контрольной, в декабре результат контрольной группы остался без изменения, а результат экспериментальной сравнялся с контрольной.
По подниманию туловища на конец эксперимента результат контрольной группы остался без изменения, а экспериментальной увеличился на 35%
Бег 6 минут (м). Тест позволяет оценить выносливость. Приложение 5.
Вывод: если на начало эксперимента средний результат был почти на одном уровне, то в декабре отмечено снижение результатов в контрольной группе, и повышение результатов - на 16% в экспериментальной.
3.2. Мониторинг функционального состояния организма
Ортостатическая проба
Многократно подсчитывается пульс до получения стабильного результата в положении стоя и в положении лёжа. Затем делаются те же измерения сразу же после изменения положения тела и по истечении 1, 3, 5 и 10 минут. Таким образом, оценивается быстрота восстановления частоты пульса. Приложение 6.
Вывод: экспериментальная группа в сравнении с контрольной, значительно лучше переносит физическую нагрузку, и быстрее восстанавливается после нагрузки.
3.3. МОНИТОРИНГ УМСТВЕННОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ
Для определения умственной дееспособности был взят процент качества по окончанию I и II четверти. Приложение 7.
«5» | «4» | «3» | % качества | |
I четчерть | ||||
4 | 2 | 12 | 11 | 56% |
3 | 1 | 14 | 10 | 60% |
II четчерть | ||||
4 | 2 | 14 | 9 | 64% |
3 | 1 | 14 | 10 | 60% |
Вывод: в экспериментальной группе в сравнении с контрольной, произошло значительное улучшение качества знаний. В контрольной осталось без изменения, в экспериментальной улучшилось на 8%.
3.4. Результаты эксперимента и их обсуждение
Вывод: исследования проведенные в школе показали, что добавление третьего часа физической культуры благотворно влияет на развитие младших школьников. У них улучшается функциональное состояние организма, дети лучше переносят нагрузку, быстрее восстанавливаются после длительной нагрузки. У них отмечается улучшение работы всех систем организма. Повышается качество знаний. Дети лучше воспринимают полученные знания.
Повышается двигательная подготовленность.
Практическая значимость исследования:
• экспериментальным путём подтверждено положительное влияние увеличения количества часов физической культуры для учащихся начальной школы на укрепление их здоровья;
• экспериментальным путём подтверждена эффективность обучения физической культуре учащихся начальной школы с трёхчасовой недельной нагрузкой.
«Эффективность третьего часа физической культуры в укреплении здоровья младших школьников»
Боброва Наталья Александровна
353160 Россия, Краснодарский край, Кореновский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 им. В. Чикмезова
Библиографический указатель
ПРИЛОЖЕНИЯ
Уровень двигательной подготовленности
№ п/п | Ф.И. | Прыжок в длину с места | Челночный бег 3х10 | Подтягивание (м), поднимание тул. (д). | Бег в течение 6 минут | ||||||||
15.09 | 17.12 | уровень | 15.09 | 17.12 | уровень | 15.09 | 17.12 | уровень | 15.09 | 17.12 | уровень | ||
Экспериментальная группа | |||||||||||||
Кравченко Максим | 140 | 155 | ср | 8,7 | 8,5 | ср | 0 | 2 | ср | 502 | 790 | ср | |
Вовк Владислав | 140 | 150 | ср | 9,1 | 8,8 | ср | 0 | 1 | н/ср | 595 | 700 | ср | |
Кундеров Алексей | 175 | 185 | в/ср | 9,1 | 8,4 | в/ср | 4 | 7 | выс | 700 | 865 | выс | |
Титаренко Кирилл | 165 | 180 | в/ср | 8,6 | 8,4 | в/ср | 2 | 5 | в/ср | 645 | 850 | выс | |
Одновол Максим | 130 | 155 | ср | 10,0 | 8,8 | ср | 0 | 4 | ср | 665 | 810 | выс | |
Волошина Наталья | 150 | 160 | в/ср | 9,3 | 9,0 | ср | 27 | 30 | выс | 425 | 600 | в/ср | |
Бабенко Юлия | 130 | 145 | ср | 10,5 | 9,8 | ср | 18 | 22 | ср | 400 | 490 | ср | |
Глебова Анастасия | 130 | 150 | ср | 9,4 | 9,2 | ср | 19 | 27 | в/ср | 510 | 640 | в/ср | |
Глебова Алина | 150 | 165 | в/ср | 9,7 | 8,8 | в/ср | 20 | 29 | выс | 525 | 700 | в/ср | |
Шевлякова Диана | 160 | 165 | в/ср | 8,9 | 8,7 | в/ср | 26 | 30 | выс | 685 | 830 | выс | |
Среднеарифметические данные | 147 | 161 | 9,33 | 8,84 | 11,6 | 15,7 | 565,2 | 727,5 | |||||
Контрольная группа | |||||||||||||
Кравченко Максим | 125 | 125 | низ | 10,1 | 10,0 | низ | 0 | 0 | низ | 560 | 600 | ср | |
Вовк Владислав | 165 | 160 | ср | 9,1 | 8,8 | ср | 7 | 7 | выс | 685 | 700 | ср | |
Кундеров Алексей | 140 | 145 | н/ср | 10,0 | 9,8 | н/ср | 4 | 3 | ср | 670 | 685 | ср | |
Титаренко Кирилл | 130 | 140 | н/ср | 9,1 | 9,2 | н/ср | 1 | 1 | н/ср | 600 | 645 | ср | |
Одновол Максим | 140 | 140 | н/ср | 8,6 | 8,8 | ср | 3 | 3 | ср | 635 | 640 | ср | |
Волошина Наталья | 130 | 130 | н/ср | 9,8 | 9,6 | н/ср | 22 | 24 | ср | 440 | 490 | н/ср | |
Бабенко Юлия | 145 | 150 | ср | 9,2 | 9,0 | ср | 20 | 22 | ср | 535 | 540 | ср | |
Глебова Анастасия | 140 | 145 | ср | 8,9 | 8,8 | ср | 21 | 22 | ср | 600 | 595 | ср | |
Глебова Алина | 115 | 115 | низ | 10,0 | 9,8 | н/ср | 14 | 18 | ср | 570 | 550 | ср | |
Шевлякова Диана | 120 | 125 | низ | 9,2 | 9,4 | н/ср | 28 | 26 | ср | 490 | 500 | ср | |
Среднеарифметические данные | 135 | 137,5 | 9,4 | 9,32 | 12 | 12,6 | 578,5 | 594,5 |
Приложение 1.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Приложение 2.
Развитие скоростных качеств
челночный бег
8,2
8,4
8,6
8,8
9
9,2
9,4
9,6
1
2
сентябрь декабрь
контрольная группа
экспериментальная
группа
Приложение 3.
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
прыжок в длину
0
20
40
60
80
100
120
140
160
1
2
сентябрь декабрь
контрольная группа
экспериментальная группа
Приложение 4.
РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
подтягивание
0
1
2
3
4
5
6
1
2
сентябрь декабрь
контрольная группа
экспериментальная группа
поднимание туловища
0
5
10
15
20
25
30
1
2
3
сентябрь декабрь
контрольная
группа
экспериментальная
Приложение 5.
РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
бег 6 минут
0
100
200
300
400
500
600
700
800
1
2
сентябрь декабрь
контрольная группа
экспериментальная
группа
Приложение 6.
МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА
функциональное развитие
60
120
110
85
60
100
85
60
0
20
40
60
80
100
120
140
покое
нагрузки
3 минуты
5 минут
ЧСС в
ЧСС после
ЧСС через
ЧСС через
контрольная группа
экспериментальная группа
Приложение 7.
МОНИТОРИНГ УМСТВЕННОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ
умственная дееспособность (% качества)
56%
64%
60%
60%
52%
54%
56%
58%
60%
62%
64%
66%
I четверть
II четверть
экспериментальная группа
контрольная группа
Три коробки с орехами
Глупый мальчишка
Развешиваем детские рисунки дома
Свинья под дубом
Тигрёнок на подсолнухе