• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект по экологии на тему: «Эколого-гигиеническая оценка школьных помещений»

Опубликовано Старцева Светлана Васильевна вкл 04.09.2014 - 23:15
Старцева  Светлана Васильевна
Автор: 
Тюнина Мария

В исследовательской работе проведена комплексная оценка основных параметров и оборудования кабинетов школы  в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. В ходе работы использовалась цифровая лаборатория "Архимед"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx59.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Каширская средняя общеобразовательная школа»

Проект по экологии

  на тему:

«Эколого-гигиеническая оценка школьных помещений»

Выполнила: Тюнина Мария,

ученица 9 класса

                        Руководитель: Старцева      

                        Светлана Васильевна,

                        учитель химии и биологии

Каширское, 2013 год

Содержание

                                                                                                                            стр  

Введение  ………………………………………………………………… 3-4

I.  Качество среды в классных комнатах.    …………………………..   5-7                                                                                                                                                                                

II. Исследование классных помещений:  ……………………………… 8-17                                                                                                                

  1. Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно - гигиеническим нормам.    ………………………………………… 9-10                                                                    

2.Рациональность использования помещения     ……………………. 11-12

3.Оценка визуальной среды.    ………………………………………..  12-14

4.Оценка освещенности   …………………………………………….                                                                                

5.Температура и относительная влажность воздуха …………. ……

6.Оценка степени проветриваемости кабинета  …………………….

      7.Оценка степени озеленения кабинета  …………………………….

III. Аттестация учебного помещения (санитарно - гигиенические нормы)                  

IV. Заключение       ………………………………………………………..                                                                                            

V.  Предложения    …………………………………………………………                                                                                                                                                                      

V. Список используемой литературы   …………………………………..                                                  

VI. Приложения    ………………………………………………………….                                                                                                                                                                                

                                                                  Введение

Человек находится в теснейшей связи со всеми элементами среды обитания в процессе своей деятельности. Интерес к среде своего обитания был свойственен человеку всегда. И это понятно, так как от качества этой среды зависело не только благополучие семьи, рода, племени, но и само его существование.

Мы часто говорим о неблагополучии окружающей среды, считая, что главная опасность исходит от загрязненного атмосферного воздуха, воды, почвы, продуктов питания. В помещении человек проводит 80-90% своего времени [6]. Помещение (рабочее или жилое) - это не только укрытие от неблагоприятных воздействий природы, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. В последние годы появилось множество сообщений о так называемом синдроме больных зданий, т.е. зданий, у обитателей которых наблюдаются признаки ухудшения здоровья: головные боли, умственное переутомление, увеличение числа простудных заболеваний, раздражение слизистых оболочек глаза, носа и глотки, сухость кожи и слизистых, тошнота, головокружение [6].

Школьники ежедневно 5-6 ч проводят в учебных помещениях [6]. Поэтому нас заинтересовала проблема подготовленности школьных помещений к выполнению своего предназначения – служить основным рабочим помещением школы. Большинство причин ухудшения здоровья детей по мере их обучения в школе носит не только субъективный, но и объективный характер. Воздушно-тепловой режим, режим освещения, размеров классных комнат и школьной мебели, цветовая гамма школьных кабинетов, продолжительность учебного дня и учебной недели – это те моменты школьной жизни, которые в первую очередь оказывают влияние на здоровье школьников.

Перед нами стояла цель: провести комплексную оценку основных параметров и оборудования кабинетов школы  в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Задачи:

  • Ознакомиться с методиками изучения экологического состояния классного помещения;
  • Провести исследования экологических параметров в классных кабинетах с помощью цифровой лаборатории «Архимед» и датчиков освещения, влажности и температуры;
  • Провести расчеты по методикам;
  • Проанализировать результаты, соотнести их с нормативами;
  • Сделать выводы об экологическом состоянии классных помещений;
  • Разработать рекомендации по результатам исследования.

Гипотеза исследования

  Мы предполагаем, что  кабинеты, расположенные в школе,  имеют ряд отклонений от санитарно-гигиенических требований, т.к.  школа построена более 30 лет назад, а требования постоянно возрастают. Именно поэтому все наши исследования сводятся к тому, чтобы выявить благоприятные и неблагоприятные факторы  в кабинетах  и предложить рекомендации по улучшению экологической среды.

Объект исследования: школьные кабинеты, их экологическое состояние.

Предмет исследования: качественные и количественные экологические показатели.

Место исследования: МКОУ Каширская СОШ.

Сроки проведения: октябрь- декабрь 2013 года .

Практическая значимость. Результаты моего исследования имеют практическую значимость и важны не только для нашей школы, но и для всех, кого беспокоит состояние здоровья современного школьника – от администратора и медработника, до классного руководителя и заведующих кабинетами.

 I. КАЧЕСТВО СРЕДЫ В КЛАССНЫХ КОМНАТАХ

Классная комната – одно из основных рабочих помещений школы. В разных кабинетах учитель и группа учащихся (класс) проводят по 5-6 часов в день. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит самочувствие, работоспособность, состояние здоровья школьников и учителей. [4]

Попадая в помещение, человек оценивает его по ряду параметров. Одним из первых экологических факторов воздействия на человека является визуальная среда, которая может поддаваться как оценке, так и корректировке. Цветовая гамма, освещенность, расположение отдельных предметов интерьера, оформление стен, озеленение – все это создает благоприятную или неблагоприятную визуальную среду.

Спустя несколько минут субъективной оценке подвергаются параметры микроклимата помещения – тепловое состояние среды, зависящее от температуры, влажности, скорости движения воздуха. Благоприятный микроклимат – это одно из необходимых условий комфортного самочувствия и продуктивной работы. Качество воздуха в рабочем помещении влияет, прежде всего, на работу мозга и зависит от концентрации разнообразных химических веществ и частиц, которые образуются в процессе жизнедеятельности людей, в результате разрушения натуральных и синтетических материалов или попадают в помещение с улицы. [7]

        Характер внутреннего оборудования помещения зависит от его предназначения. Если речь идет о рабочем помещении, его обустройство должно основываться на санитарно-гигиенических нормах, предписываемых СанПиНами («Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.12.2010 года) [5].

Визуальная среда

Постоянная визуальная среда – ее видимые элементы, их взаимное расположение, цветовое решение оказывает значительное воздействие не только на орган зрения, но и на человека в целом, вызывая как чисто физиологический ответ, так и психическую реакцию. В настоящее время увеличилась до 80% доля визуального общения с неприродными объектами, требующими особого отношения. Эти изменения напрямую касаются и образовательной среды школы [8].

Отрицательно на состояние здоровья человека может влиять гомогенная визуальная среда. В ней либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число их резко снижено. Длительное пребывание в такой среде ведет к ощущению «зрительного голода» и выраженному психологическому дискомфорту. Кроме огромных однотонно окрашенных поверхностей стен гомогенную среду могут создавать облицовка стен однотонными, в том числе и полированными плитами, кафельные покрытия, особенно белого цвета, сливающиеся с потолком, полированные стенки. Гомогенизации среды способствует также плохая освещенность [2].

 Агрессивная видимая среда – окружающая среда, в которой человек одновременно видит большое число одинаковых элементов. В этом случае трудно отделить один зрительный элемент от другого, возникает эффект «ряби в глазах». Созданию подобной среды в помещениях могут служить следующие формы отделки: кирпичная кладка с четко обозначенным швом (или подобные обои), дырчатые плиты, кафельная и другие контрастные мелкие отделочные плитки, деревянные рейки, обои и занавески с ярким рисунком [2]. Агрессивное визуальное поле может создать даже неудачно выбранная одежда учителя (в контрастную полоску, в горошек и т.п.)

Созданию благоприятной визуальной среды способствует также разумная и гигиенически обоснованная организация рабочего кабинета в классной комнате, предполагающая наличие некоторых обязательных зон: рабочая зона учащихся, рабочая зона учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, зона для индивидуальных занятий и возможной активной деятельности.

Микроклимат

Физические свойства воздуха оказывают существенное влияние на температурный режим организма, его самочувствие, на функциональную активность органов и систем, и, в конечном итоге, на работоспособность человека [2].

Основные составляющие микроклимата – температура, влажность воздуха – активно воздействуют на тепловой обмен организма [9]. Оценить параметры микроклимата можно субъективно по самочувствию в данном помещении. Однако основной критерий, характеризующий их – это санитарно-гигиеническое нормирование.

Важен также вентиляционный режим помещения, влияющий напрямую на создание микроклимата в помещении. Он позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень химического и бактериального загрязнения, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме учащихся и снижает утомляемость[3].

Еще одним немаловажным фактором для создания благоприятного микроклимата является естественная и искусственная освещенность помещения. Естественный дневной свет – важный экологический фактор, поддерживающий иммунитет человека и бактерицидную обстановку в кабинете, поэтому гигиенические нормативы должны строго выполняться. [4].

         Известно, что многие комнатные растения улучшают не только эстетическое оформление помещений, но и их гигиеническое состояние. Они увлажняют атмосферу, выделяют в нее фитонциды, уничтожающие микробы, а некоторые растения даже поглощают вредные излучения и испарения, которыми заполнены современные помещения. Для очистки и оздоровления воздуха в помещениях с успехом используются многие комнатные растения. В закрытых помещениях они способны бороться с вирусами и другими возбудителями болезней  [12].

Получение сведений о своей рабочей среде – необходимое условие ее изменения, улучшения.

II. . Исследование классных помещений:                                                                                                                    

План выполнения исследования.

Для проведения исследований выделен следующий ряд последовательных этапов:

1.  Подготовительный - изучение соответствующей литературы, подбор материалов и оборудования, выбор методики исследований.

2.  Экспериментальный - проведение измерений и наблюдений.

  • Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно - гигиеническим нормам.                                                                      

  • Рациональность использования помещения                                         

  • Оценка визуальной среды.                                                                      

  • Оценка освещения                                                                                    

  • Измерение температуры и относительной влажности воздуха.           

  • Оценка степени проветриваемости кабинета                                      

  • Оценка степени озеленения кабинета                                                    

3.  Камеральный - обработка полученных данных эксперимента, составление таблиц, графиков, диаграмм.

4.  Аналитический - выявление закономерностей, составление рекомендаций и предложений.

5.  Информационно-практический - ознакомление администрации школы с полученными результатами. Подготовка доклада на конференции.

1. Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно - гигиеническим нормам.

При помощи рулетки измерили длину, ширину и высоту учебного кабинета, определили его площадь и кубатуру. Рассчитали, какая площадь приходится на одного учащегося (по количеству посадочных мест). Сопоставили полученные данные с санитарно – гигиеническими нормами, принятыми для школьных помещений. Все полученные данные свели в таблицу.

Таблица 1.

                   Площадь м 2

                      Объём м3

Общая

Санитарная норма

Результат

Общая

Санитарная норма

Результат

Кабинет №3

65,61

2,5м2

2,2

    196,8

4-5м3

6,5

Кабинет №7

49,88

2,5м2

1,66

149,64

4-5м3

6

Кабинет № 9

54

2,5м2

2,7

162

4-5м3

8

Кабинет № 10

67,32

2,5м2

2,7

201,96

4-5м3

8

Кабинет № 20

80,25

2,5м2

2,6

240,75

4-5м3

8

Кабинет № 26

43,50

2,5м2

     1,7

130,50

4-5м3

5,22

Таким образом, чтобы в помещениях воздух был качественным, необходимы достаточный их объем и правильная вентиляция. На каждого учащегося в классном помещении должно приходиться 4-5 кубических метров воздуха.[6]

Вывод: площадь  исследуемых помещений  кабинетов № 9,10,20 в пределах  нормы, кабинета № 3,7,26 не соответствует  санитарной норме. Объем исследуемых классных помещений  соответствует  санитарной норме.

2.Рациональность использования помещения.                                   Таблица 2.

Основные размеры

Норма

Кабинет № 3

Кабинет№7

Кабинет№9

Кабинет№10

Кабинет№20

Кабинет№26

Расстояние между рядами

>0,6 м

0.7м

0.6м

  0.6м

  0.7м

  0.7м

  0.6м

Расстояние от доски до первых парт

2,4-2,7 м

2.7м

1.9м

  2,15м

2,40м

 2,80м

  2,40м

Удаленность последнего стола до доски

Не более

8,6 м

6.20м

6,30м

 6,80м

6,20м

7,80м

6,00м

Расстояние от окон до парт

Не менее

0,5-0,7 м

0.5м

0.7м

0.5м

 0.5м

  0.5м

  0.2м

Расстояние от задней стены до столов

Не менее 1м

1.1м

1.6м

1.1м

  2.0м

   2.1м

  1.7м

Расстояние от внутренней стены до столов

Не менее 0,5-0,7 м

0.6м

0.7м

  0.6м

  0.7 м

  0.7м

  0.2м

Высота нижнего края доски над полом

0,8-0,9 м

0.8м

0.8м

0.8м

0.8м

0.8м

0.8м

Вывод: Исследуемые помещения используются рационально, расстановка мебели соответствует санитарным нормам за исключением отдельных показателей  по кабинетам №7, 9 (1 показатель), №26 (2 показателя). Размеры учебной мебели соответствуют нормам в зависимости от роста учащихся.

3.Оценка визуальной среды.                                                                        Таблица  3.

Элемент интерьера

Гигиенические рекомендации

Кабинет

№3

Кабинет №7

Кабинет№9

Кабинет№10

Кабинет№20

Кабинет№26

Цвет стен

Для южных помещений холодные тона, для северных - теплые тона.

Голубой

Салатовый

Персиковый

Голубой и салатовый

Светло-зеленый

Светло-бежевый

Покрытие пола

Без щелей, дощатое, паркетное или линолеум

Линолеум

Потолок

Белого цвета

Белого цвета

Двери и рамы

Белого цвета

 Дверь и рамы белые

 Дверь и  рамы

белые

Дверь и  рамы

белые

Дверь и  рамы

белые

Дверь и  рамы

 белые

Дверь и  рамы

белые

Мебель

Цвета натурального дерева или светло-зеленого

  Цвет светлого дерева

 Цвет светлого дерева

Цвет светлого дерева

Цвет

светлого дерева

Цвет

светлого дерева

Цвет

светлого дерева

Доска

Темно-коричневая или зеленая.

Зеленая

Зелёная

Зелёная

Зелёная

Зелёная

Зелёная

Вывод: визуальная среда исследуемых помещений не является ни гомогенной, ни агрессивной, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Все кабинеты, кроме №7, выкрашены в цвет, который соответствует их ориентации по сторонам света.

4.Оценка освещения

Световой коэффициент [1] определялся с учетом площади всех окон и площади помещений:        СК = S окон/S пола                                                      Таблица 4.

Параметры

Норма

Кабинет

№ 3

Кабинет

№ 7

Кабинет

№ 9

Кабинет

№ 10

Кабинет

№ 20

Кабинет

№ 26

Площадь окон

14,52

19,36

14,52

14,52

19,36

14,52

Площадь пола

65,61

49,88

54

67,32

80,25

43,5

Световой коэффициент

1/4 – 1/6

0,25-0,16

0,22

0,38

0,27

0,22

0,24

0,33

Указанный световой коэффициент соответствует нормам (в пределах 0,25-0.16)

Определили величину естественной и искусственной освещенности с помощью датчика освещенности и цифровой лаборатории «Архимед». Датчик располагали на парте. С помощью программы Multilab определили среднее значение и получили графики и  диаграммы  ( в приложении 1).  Примечание:  в день измерения погода была пасмурной.                                                                                                  Таблица 5.                                                                                                              

Параметры

Норма

Кабинет

№ 3

Кабинет

№ 7

Кабинет

№ 9

Кабинет

№ 10

Кабинет

№ 20

Кабинет

№ 26

Естественная освещенность

115,85 лк

104,52 лк

271,77 лк

163,11 лк

138,02 лк

243 лк

Искуственная освещенность

300-500 лк

245,61 лк

277,32лк

311,51лк

310,91лк

343лк

430,65лк

 Вывод: Освещённость исследуемых  помещений достаточная. В кабинетах №3,7 освещенность  ниже нормы, так как перегорели лампочки. Имеющийся  естественный  свет и искусственное освещение, не ослепляет  глаза обучающихся, не  создается  блеск на поверхностях столов и досках. Естественный свет  падает  на рабочие столы учащихся слева и сзади, что соответствует нормам СанПиНа, оконные стекла  на момент проверки чистые.

5.Температура и относительная влажность воздуха в кабинете.

Определяем температуру воздуха и относительную влажность в исследуемых помещениях с помощью датчиков температуры и влажности и цифровой лаборатории «Архимед».  Датчики размещали на уровне парты. С помощью программы Multilab определили среднее значение и получили графики  и диаграммы (в приложении 1). В ходе проведенных замеров были получены следующие результаты:                                                                                  

                                                                                                                               Таблица 6.

Параметры

Норма

Кабинет

№ 3

Кабинет

№ 7

Кабинет

№ 9

Кабинет

№ 10

Кабинет

№ 20

Кабинет

№ 26

Температура

18-24

22,98⁰С

15,7⁰С

20,79⁰С

18,04⁰С

21,43⁰С

15,82⁰С

Влажность

40-50%

42,67%

35,24%

38,81%

33,59%

27,33%

47,84%

Примечание. Зимой: оптимальная температура 18-20 ºС ( допустимая -17-22 ºС), весной: оптимальная - 18-22 ºС  (допустимая - 17-23 ºС), осенью: оптимальная 18-22 ºС (допустимая - 16-23 ºС). Оптимальное значение относительной влажности воздуха    40-50 %; допустимое значение -  30-60 %

Вывод: На момент проведения замеров температура в исследуемых кабинетах № 9, 10, 20 соответствовала нормам, в кабинете №3 была немного выше нормы, но в пределах допустимых значений. Ниже нормы была температура в кабинетах № 7,  и №26. Относительная влажность воздуха в пределах нормы была в кабинете № 3, 26 не превышала допустимые показатели  в кабинетах № 7,9, 10,  а в кабинете № 20 была несколько ниже допустимого значения (на 2,5%)

6.Оценка степени проветриваемости кабинета

      Естественный обмен воздуха в помещении происходит через поры строительного материала, щели в окнах, дверях, под действием разности давлений и температур. Такой обмен воздуха недостаточен. Чтобы его усилить, помещение проветривают, открывая окна, фрамуги и форточки. [2]

     Мы определили площадь форточек и вентиляционных отверстий. Рассчитали отношение площади всех вентиляционных отверстий к площади пола. По нормативам это отношение должно быть не более 1:50  (0,02)                                          Таблица 7.

№

кааб.

Площадь форточки, м2

Кол-во форточек

Общая площадь форточек

Площадь вентиляц. отверстий

Суммарная площадь

Санитарная норма

Результат

Sфорт /Sпола

№ 3

   0,35

3

1,05

0,25

1,3

оптимальное значение

1:50

(0,02)

1,3:65= 0,02

№ 7

0,35

4

1,4

0,25

1,65

1,65:50= 0,033

 №  9

0,35

3

      1,05

   0,25

   1,3

1,3:54=

0,024

 № 10

0,35

3

1,05

0,25

1,3

1,3:67,32= 0,0194

№ 20

0,35

4

1,4

0,4

1,8

1,8:80,25= 0,0225

№ 26

0,35

3

1,05

0,25

1,3

1,3:43,50=  0,023

Вывод: в кабинете №10 проветриваемость не достаточная, так как не соответствует нормам СанПиНа. В остальных кабинетах показатели проветриваемости, соответствуют норме.

7.Оценка степени озеленения кабинета                                                    Таблица 8.

Параметры

Кабинет

№ 3

Кабинет

№ 7

Кабинет

№ 9

Кабинет

№ 10

Кабинет

№ 20

Кабинет

№ 26

Количество растений

17

9

 3

    12

  14

  23

Размещение

рационально

Наличие фитонцидных растений

+

_

-

+

+

+

Наличие растений-биофильтров

+

+

+

+

+

+

Степень озеленения

доста-

точная

средняя

недоста-точная

средняя

средняя

высокая

Вывод: В кабинетах № 3, 27 достаточная степень озеленения, в кабинетах № 7, 10,20 – средняя. В кабинете №9  растений мало, они угнетены (это кабинет ИКТ).  В кабинетах растения установлены на подставках-цветочницах, на полу или подвешены на стенах и  не затеняют естественного освещения. Растения  здоровые и ухоженные. Они придают помещению более эстетичный вид. Являются очистителями воздуха от загрязняющих веществ.

III. Аттестация учебного помещения (санитарно - гигиенические нормы)

Таблица 9.  

Показатели

Да

Нет

1. На одного учащегося приходится не менее 2,5  м2

1

0

2. На одного учащегося приходится не менее 4  м3

1

0

3. Площадь открывающихся фрамуг и форточек не менее 1/50 площади пола

1

0

4. Площадь окон (без учета оконных переплетов) не менее 1/4 – 1/6 площади пола

1

0

5. Освещение класса левостороннее

1

0

6. Стены окрашены клеевой краской

1

0

7. Окраска стен соответствует ориентировке помещения

1

0

8. Искусственное освещение соответствует нормативному

1

0

9. Температура не ниже 16 и не выше 25 градусов С

1

0

10. Относительная влажность помещения 30 – 60 %

1

0

11. Рабочие места учащихся (мебель) соответствуют ростовым размерам

1

0

12. Расстановка мебели рациональна, соответствует нормам

1

0

13. Поверхности рабочих столов не имеют бликов

1

0

14. Озеленение кабинета достаточное и среднее

1

0

Таблица 10.

№ показателя

Кабинет

№ 3

Кабинет

№ 7

Кабинет

№ 9

Кабинет

№ 10

Кабинет

№ 20

Кабинет

№ 26

1

0

0

1

1

1

0

2

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

0

1

1

4

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

6

1

1

1

1

1

1

7

1

0

1

1

1

1

8

0

0

1

1

1

1

9

1

0

1

1

1

0

10

1

1

1

1

0

1

11

1

1

1

1

1

1

12

1

0

0

1

1

0

13

1

1

1

1

1

1

14

1

1

0

1

1

1

ИТОГО

12

9

12

13

13

11

Вывод: кабинет № 7 при аттестации  оценивается менее 10 баллов,  не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.  Кабинеты №3,9,10,26, 20  набирают 11  и более баллов, что соответствуют санитарно – гигиеническим  нормам и являются основанием для выдачи «Экологического паспорта кабинета».

IV. Заключение

  1. В размерах учебных комнат наблюдаются незначительные отклонения от нормы (СанПиН 2.4.2.2821-10). Недостаточная площадь кабинетов №3,7,26. Размеры школьной мебели соответствует нормативным требованиям.
  2. В цветовой гамме кабинетов преобладают теплые, бодрящие, веселые, свежие тона, благоприятно влияющие на самочувствие школьников и уменьшающие физическое напряжение. Цвет стен подобран в зависимости от ориентации кабинета. В кабинетах, выходящих на юг, юго-запад  стены окрашены в спокойные холодные цвета (салатовый, голубой). В кабинетах, выходящих на восток, северо-восток стены окрашены в теплые цвета (бежевый, персиковый)
  3. В воздушно-тепловом режиме школы наблюдаются отклонения от нормативных показателей температуры (кабинеты №7 и 26) и относительной влажности воздуха  (кабинет № 20).
  4. Освещенность исследуемых кабинетов в основном соответствует санитарным нормам. Световой коэффициент во всех кабинетах соответствует нормативам. Уровень искусственного освещения в кабинетах № 3 и №7 ниже нормы.
  5. Степень проветриваемости кабинетов достаточная.
  6. Школьные кабинеты  имеют  разнообразный ассортимент  растений, что способствует полезной ионизации воздуха и повышению работоспособности учащихся. Из полезных растений в школе встречаются в большом количестве: герань, хлорофитум, диффенбахия, сансивьерия,  аспарагус, гибискус, спатифиллум, молочай трехгранный, монстера, каланхоэ, бегония, алоэ.

Таким образом, проведенное исследование и полученные результаты  подтверждают выдвинутую гипотезу. Санитарно – экологическая обстановка в кабинетах №3,7,26 не полностью соответствует санитарным нормам .

   Рекомендации

  • Проводить  проветривания классных помещений (кабинет №10)
  • Увеличить количество растений (кабинет № 9, 10, 20)
  • Повысить уровень освещенности за счет замены ламп
  • Рассмотреть возможность установки в классных помещениях пластиковых окон, как обеспечивающих лучшую проветриваемость, температурный режим и шумоизоляцию.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию – экспериментально. Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. – Спб., 1993
  2. Ашимхина Т.Я. Школьный экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. – М.: Агар, 2000
  3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006
  4. Великанова Л. К.. «Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе».  – Новосибирск, издательство Новосибирского государственного университета, 1993
  5. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.2821-10
  6. Зверев А.Т. Экология. Практикум. 7-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Издательство Оникс, 2007
  7. Дубов Д.П. Экология жилища и здоровье человека. Уфа: Слово, 1995.
  8.  Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2 томах / Пер. с англ. – М.: Мир, 1993
  9. Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. — М.: Кладезь, 1996.
  10. Шклярова О.А. Изучение экологического состояния школы (практическая работа) // Биология в школе. – 1990. - № 3

11.  Колесов Д.Д., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М., 1989.

12.  Чуб В.В., Лезина К.Д. Полная энциклопедия комнатных растений. – М. :Эксмо,  2001.

Интернет-ресурсы.

  1. http://fotozvetov.ru/razdeli/nazvaniya/gollandskie-komnatnie-tsveti-foto-i-nazvaniya/45288.html
  2. http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main6.html
  3. http://referati.me/obschaya-ekologiya/dop-kvartira-kak-22347.html
  4. http://про-цветы.рф/content/fialka-po-fen-shuy


Поделиться:

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного

Весенняя гроза

Хризантема и Луковица

Растрёпанный воробей

Как я избавился от обидчивости