Цель данной работы уточнить и исследовать свойства воды, показать значение воды в жизни человека.
Вложение | Размер |
---|---|
voda_lyutova.zip | 30.01 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
тема: «ВОДА – ЧУДО ПРИРОДЫ»
«…Нет на Земле напитка лучше,
чем стакан чистой холодной воды.»
В. Песков
Цель работы : уточнить и расширить знания о воде, её свойствах, значении для живых существ.
Работу выполнила ученица 4 «а» класса Лютова Анастасия
Учитель : Терзалова Т.В.
СОДЕРЖАНИЕ:
Вода – краса природы! Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, подернутой туманом, и в глубине озера, по которому белыми корабликами плывут лебеди, и в синем море, где режет волны быстроходный корабль.
Эта краса и в тонкой струйке воды, которой мы умываемся. Она и в облаках, бегущих по безбрежному воздушному океану. И в грибном дождике, напоившем влагой каждый кустик. А что если бы не было воды?
Об этом даже подумать страшно. Не было бы дождя, снега, высохли бы реки, моря, озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека. Не было бы жизни на Земле.
Вода – это не просто обычная жидкость. Это самое распространенное вещество в природе и главная составная часть всех живых организмов. Сколько воды на Земле? Много или мало? Землю иногда называют «Голубой планетой». Оказывается, вода покрывает 70% поверхности Земли. Это много. Ученые подсчитали, что 97% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. И только 3% водных запасов – пресная вода. А это очень мало.
В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Есть и искусственные водоемы – пруды, водохранилища и каналы. Она есть также и в глубине Земли, и в ее атмосфере.
Она постоянно совершает круговорот в природе. Когда солнце нагревает поверхность Земли, вода превращается в пары и попадает в атмосферу. Когда вода в атмосфере охлаждается, она образует облака. Затем некоторое количество этой воды вновь выпадает на Землю в виде дождя.
Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных.
ЦЕЛИ:
1. Уточнить и расширить знания о воде, её свойствах, значении для живых существ.
2.Установить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ,
научиться определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу.
3.Научиться сравнивать, делать выводы из практических работ и опытов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Глобус, стакан с водой, пустой стакан, растворимые вещества (сахар, соль мелкая, питьевая сода, лимонная кислота), нерастворимые вещества (земля, песок, глина), воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, шпатель.
ВВЕДЕНИЕ:
ЧТО ТАКОЕ ВОДА?
Кто сильнее всех на свете?
Что в руках не удержать?
Что в решете не унесешь?
Что в гору не выкатишь?
Посмотрим на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что голубой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха открывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Много ли воды в твоем теле, можно сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и умножить на 2.
Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).
Воду пьют поля леса. Без нее не могут жить птицы и звери.
Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.
Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.
- Так вот она, какая вода! Это очень ценное, полезное вещество. Вода относится к полезным ископаемым и как любое ископаемое обладает свойствами, которые мы с вами попробуем установить с помощью опытов.
По предположению вода существовала во Вселенной в виде льда или пара задолго до возникновения нашей планеты. Она оседала на пылинки и кусочки космических частиц. Из соединения этих материалов сформировалась Земля, а вода образовала в самом центре планеты подземный океан. Вулканы и гейзеры формировали нашу молодую планету многие тысячелетия. Они извергали из недр Земли фонтаны горячей воды, большое количество пара и газов. Этот пар окутывал нашу планету как одеялом.
Поверхность Земли постепенно остывала. Водяной пар начал превращаться в жидкость. Дожди обрушились на нашу планету, наполняя будущие океаны бурлящей грязной водой. Потребовалось много лет, чтобы океаны остыли, очистились и стали такими, какими мы их знаем сегодня: солёными, голубыми, водными просторами и покрывают большую часть поверхности Земли. Поэтому Землю называют – ГОЛУБОЙ ПЛАНЕТОЙ. Есть много мнений возникновения жизни на Земле, но все они сходятся в том, что основой для зарождения жизни была вода.
«Нельзя сказать, что вода необходима для жизни: она и есть жизнь»,- так сказал Сент - Экзюпери об этой жидкости, которую мы употребляем , не особенно задумываясь. Это простейшее химическое соединение двух атомов водорода и одного атома кислорода H2O. Знаете ли Вы, что вода наиболее ценный для человека продукт, и что наш организм на 60-70% состоит из воды. Человеку необходимо выпивать как минимум 1,5 литра воды в сутки.
В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно. При этом можно сказать, что мы «воду пьем» и «воду льем». Об этих двух вариантах использования воды человеком мы сейчас и поговорим.
а) вода «пищевая» - сама по себе она не имеет питательной ценности, но у нее далеко не маленький перечень «обязанностей» в нашем организме:
- регулирует температуру тела;
- увлажняет воздух;
- доставляет в клетки организма питательные вещества и витамины;
- защищает жизненно важные органы;
- помогает преобразовать пищу в энергию;
- помогает питательным веществам усваиваться органами;
- выводит шлаки.
б) вода хозяйственно-бытовая не менее важный фактор в жизнедеятельности человека:
- питье и приготовление пищи;
- личная гигиена;
- мытье посуды;
- поливка цветов и домашние питомцы;
- промышленность и производство.
Итак, вода играет огромную роль в жизни каждого человека и природы в целом.
Борьба с загрязнением окружающей среды – одна из важнейших проблем современности.
Жидкие отходы производства, сбрасываемые в реки, отравляют все живое и представляют опасность для людей, если попадают в водопровод. Попавшие в воду удобрения могут вызвать бурный рост сине - зеленых водорослей, поглощающих из воды кислород, отчего другие растения и животные гибнут.
Одним из распространенных загрязнителей водоемов являются вещества, которые используются в качестве моющих средств. Они способствуют образованию опухолей. Исследователи утверждают, что эти вещества покрыли слоем пены многие европейские реки. Их обнаруживают даже в питьевой воде. Они не поддаются очистке. Поэтому ученых стараются их заменить. Загрязнения воды вызывают ухудшение состояния здоровья.
Практическая работа.
ОПЫТ 1. Форма воды.
Берем стакан, чашку, блюдце, наливаем воду во все емкости.
В стакане вода имеет форму стакана, в чашке – форму чашки, в блюдце – форму блюдца.
вывод: вода не имеет формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.
ОПЫТ 2. Цвет воды.
Берем полоски цветной бумаги: серой, синей, желтой, белой, зеленой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду серой, синей, белой, зеленой, красной? Вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же цвета вода? Вода не имеет цвета. Она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.
ОПЫТ 3. Прозрачность воды.
Что можно сказать о прозрачности воды? Вода прозрачна. И все же в природе вода не всегда бывает прозрачной, так как нередко она загрязнена различными отходами.
ОПЫТ 4. Вкус воды.
Можно ли назвать ее сладкой, соленой, кислой, горькой? Совершенно чистая вода не имеет вкуса, она безвкусна.
ОПЫТ 5. Запах воды.
Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем пахнет вода?
Вода ничем не пахнет. Она без запаха.
ОПЫТ 6. Текучесть воды.
Берем фанерку, выливаем на нее немного воды, наклоняю пластинку. Что произошло с водой?
По ровной поверхности вода растекается в разные стороны, по наклонной – стекает под уклон.
Беру один стакан пустой, другой - с водой. Переливаю воду в пустой стакан. Вода течет из стакана в стакан. Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды - это свойство называется текучестью. Вода текуча.
ОПЫТ 7. Вода – растворитель.
Возьму четыре стакана с питьевой водой. В один стакан кладу немного соли, в другой – сахар, в третий – измельченный мел, в четвертый – речной песок. Хорошо мешаю воду в стаканах. Наблюдаю, что произошло с солью, сахаром, мелом, песком. Пробую на вкус воду в первом и втором стакане. Изменилась ли вода? Вода в первом стакане стала соленой, во втором – сладкой. Соли и сахара в стаканах не видно. Зато вода стала соленой и сладкой. Мел и песок оседают на дно. Они хорошо видны. Вода в стаканах, куда бросали соль и сахар, осталась прозрачной. Вода с мелом и песком мутная. Соль и сахар растворились в воде. Вода имеет свойство растворять некоторые вещества. Это доказывает, что вода – растворитель. В третьем и четвертом стаканах вода стала мутной от мела. Можно ли очистить ее так, чтобы снова стала чистой, прозрачной?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно проделать следующий опыт.
ОПЫТ 8. Очистка воды.
Возьмем стакан с мутной водой, пустой стеклянный стакан, воронку, промокательную бумагу, стеклянную воронку и палочку. Складываю бумагу вчетверо, делаю из нее бумажную воронку, вставляю в стеклянную воронку, а затем в пустой стакан. По стеклянной палочке осторожно лью воду в воронку. Наблюдаю за водой, которая будет вытекать из воронки.
Такая очистка получила название фильтрование, а сделанная из промокательной бумаги воронка – бумажный фильтр. Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Люди давно заметили это свойство песка и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.
Вывод: Вода - это чудо природы, самое драгоценное ископаемое.
Вода имеет свои уникальные и тонкие черты. Она бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча и хороший растворитель.
В наши дни водная проблема стала одной из самых важных.
Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Мы привыкли к воде и часто забываем о том, что вода - это самая большая драгоценность на Земле. Но запасы воды не безграничны. Если исчезнет вода – исчезнет и жизнь. Наша планета станет такой же безжизненной планетой, как и другие планеты в солнечной системе.
Пока ещё не поздно, нам надо сделать всё необходимое для сохранения водоёмов и спасти нашу голубую планету, а значить и нас самих.
Предлагаю ряд охранных мероприятий:
1. Не сбрасывать в реку и не складировать в городе и на берегу бытовой мусор, отходы промышленных, сельскохозяйственных предприятий;
2. Запретить вырубку деревьев и кустарников по долинам рек;
3. Не мыть автотранспортные средства у реки;
4. Проводить регулярные мероприятия по очистке берегов рек и улиц от бытового мусора;
5. Необходимо охранять водные богатства, рационально и бережно их использовать.
Туман, облака, роса, дождь, град, иней, снег, гололед, изморозь - все это вода в разных состояниях. Без нее не обходятся ни в одном уголке нашей планеты. Ее влияние поистине огромно. Люди должны сохранить присутствие воды в нашей жизни.
Сорняки
Рисуем "Ночь в лесу"
Пятёрки
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись