Гуманизм как система взглядов, как направление общественной мысли оформился в эпоху Возрождения. Он был провозглашен в противовес феодально-церковной идеологии, которая утверждала мысль о ничтожности человеческой природы, а аскетизм и презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям» объявляла в качестве высших добродетелей человека. Гуманистические идеи, связанные с пониманием человека как части природы и самоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных» потребностей в реализации присущих индивиду способностей и возможностей, составили основу ведущей мировоззренческой ориентации прогрессивных общественных движений.
Вложение | Размер |
---|---|
stupen_v_nauku_kim_gotovaya_rabota_proverila.doc | 181.5 КБ |
slaydy_kim.pptx | 94.18 КБ |
ХII Региональный конкурс молодых исследователей
«Ступень в науку»
Секция: Социально-ориентированные проекты.
Тема: Отношение современных подростков к гуманизму
Авторы работы:
Ким Кристина,
Аветисян Ангелина
Место выполнения работы:
МБОУ СОШ № 25, 10 «А» класс
г. Владикавказ.
Научный руководитель:
Бузоева Залина Султановна,
преподаватель обществознания
МБОУ СОШ №25
Владикавказ, 2014- 2015.
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………..3.
1.Содержание понятия «гуманность»………………………………………….. 6
2. Историческое развитие гуманизма, основы современного гуманизма……. 11
3. Выявление уровня сформированности гуманизма у старшеклассников
МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е…………………18
Заключение…………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………........................23
Приложение……………………………………………………….………………..24
Введение
Гуманизм как система взглядов, как направление общественной мысли оформился в эпоху Возрождения. Он был провозглашен в противовес феодально-церковной идеологии, которая утверждала мысль о ничтожности человеческой природы, а аскетизм и презрение к «бренным благам» и «плотским удовольствиям» объявляла в качестве высших добродетелей человека. Гуманистические идеи, связанные с пониманием человека как части природы и самоценности его личности, требованием полного удовлетворения его «земных» потребностей в реализации присущих индивиду способностей и возможностей, составили основу ведущей мировоззренческой ориентации прогрессивных общественных движений. Гуманизм как идейно-ценностный комплекс стал включать в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получившие название общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др. Основным началом в гуманизме, таким образом, при всех его изменениях в историческом развитии, остается человечность, человеческая личность.
В подростковом возрасте перестраивается внутренний мир ребенка, мир его взаимоотношений с окружающими, перед ним встает целый ряд вопросов нравственного характера. В этих условиях подросток принимает решение, руководствуясь своей совестью, убеждениями, представлениями о добре, зле, о нравственном и безнравственном, гуманном и антигуманном.
Очень важно научить подростка видеть окружающий мир, людей, их отношения; научить сравнивать, анализировать, делать выводы.
Гуманный стиль отношений предполагает уважение и доверие друг к другу, умение уступить в пользу других, сочувствие, справедливость, глубокую заинтересованность и готовность помочь друг другу. Формирование гуманистической культуры личности невозможно без воспитания в детях чувства сопереживания с окружающими людьми, умение поставить себя на место другого человека, помочь и поддержать его в трудную минуту.
Идеальные гуманные отношения выражаются в бескорыстной практической и моральной помощи всем, кому она нужна; в уважении другого человека; в чуткости, эмоциональной отзывчивости на чужое горе и радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности; в нетерпимости ко всякому проявлению антигуманности в отношениях между людьми.
В трудах педагогов-психологов (Т.А. Марковой, В.Н. Мясищева, Л.А. Пельевской, Н.М. Аксариной, А.П. Усова, И. Кононовой, Д.В. Менджерицкой, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк) по проблеме формирования личности имеются данные, раскрывающие характер взаимоотношений отдельной личности с другими людьми. Психологические теории и концепции, раскрывающие природу поведения человека в обществе (B.C. Агеев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Е.Е. Данилова, А.К. Дусавицкий и др.), исследования в области психологии межличностного познания (А.И. Божович, И.Н. Гильяшева, В.И. Зацепин, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, Л.Н. Собчик и др.), теории и концепции гуманистической психологии и педагогики (Ш.А. Амонашвили, М.А. Вейт, Т.П. Гаврилова, Б.К. Лебедев, А. Маслоу, К.И. Монич, М.Н. Петросян, К. Роджерс, Л.П. Соколова.
В подростковом возрасте потребность в общении со сверстниками, в доверительных отношениях с ними достигает большой силы. Поэтому качества, способствующие общению (доброжелательность, уважение интересов товарища, готовность к взаимовыручке, искренность, обязательность), ценятся в подростковой среде очень высоко. Порой требования к другу, к однокласснику бывают гораздо выше, чем к самому себе. В этой системе отношений дружбы и товарищества формируются и зарождаются нравственные качества личности, оценка других и самого себя. Определяются идеалы для подражания.
Цель исследования - определить уровень гуманистической культуры у подростков.
Объект исследования – гуманность среди подростков.
Предмет исследования – выявление сформированности гуманных отношений у подростков.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что гуманизм как мировоззрение отражает наиболее прогрессивные идеи людей, способствующие совершенствованию человеческого сознания.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-изучить литературу по изучаемой проблеме;
-проанализировать существующие подходы к понятию «гуманизм» в различных источниках;
-изучить отношение к проявлениям гуманизма у старшеклассников;
- выявить уровень сформированности гуманизма.
Методы исследования:
-теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
-эмпирические: беседы с подростками, наблюдение, диагностика, стандартные и адаптированные методики, метод анализа полученных данных, обобщение результатов.
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложений.
1.Содержание понятия «гуманность»
Гуманность (от лат. humanus человечный) - человечность, идеал различных направлений гуманизма, поэтому понимаемый по-разному. Главная цель: гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума (уже определенных Цицероном), высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к др. людям и ко всему творению.
Свое обоснование и оформление идеи гуманности получили в 18 в., в эпоху неогуманизма.
Для Канта гуманность - это «чувство блага в общении с другими; с одной стороны, всеобщее чувство участия, с другой - возможность внутренне и всеобщим образом сообщаться с другими, свойства, которые в совокупности создают соответствующее человечеству товарищество, благодаря которому оно отличается от животной ограниченности».
Для Гердера гуманность есть цель человеческого развития вообще.
Гёте говорит о ней следующим образом: «Гуманность вкладывает душу даже в наслаждение, дух - в потребность, грацию - в силу, сердце - в величие».
Из долга гуманности в настоящее время выводится долг сопротивления государству при известных условиях. Всякая деятельность, несовместимая с гуманностью, считается безнравственной; возникло даже понятие «преступление против человечества».
Гуманизм (от лат. humanitas - человечность) - рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей.
Еще римляне, в особенности Цицерон, называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.
Позже гуманизмом именовалось движение, более или менее противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, пытавшееся к началу Нового времени извлечь идеал чисто человеческого образования и поведения из вновь открытых произв. древности.
Век гуманизма освещал путь веку Ренессанса. Данте, Петрарка, Боккаччо были отцами итальянского гуманизма. Историческими предшественниками гуманизма были греки, приезжавшие или бежавшие из Византии в Италию, такие, как Мануэль Хризолорас, работавший с 1396 во Флоренции в качестве учителя греч. языка, кардинал Виссарион, Георгий Гемист Плетон, а также Фабер Стапуленсис, Карл Бовиль, Жан Боден, Мишель де Монтень, британцы Томас Мор, Джон Коле, Филипп Сидней, Томас Элиот, кембриджская школа. В Нидерландах и в Германии образовались центры гуманизма.
В Германии гуманизм в конечном счете перешел в церковную реформацию, положившую конец гуманизму.
Неогуманизмом называют вновь пробудившийся в кон. 18 - нач. 19 в. интерес к античности. Неогуманизм представлен прежде всего Вильгельмом фон Гумбольдтом, далее - Лессингом, Гердером, Гёте, Шиллером.
Гуманизм как разновидность прагматизма есть также одно из направлений теории познания, согласно которому все наше познание по своим мотивам, так же как по своему объему и целям, является всегда только человеческим, не может выйти за пределы человека, порождено и обусловлено человеческими потребностями.
Главный представитель этого гуманизма - нем. философ Ф. К. Шиллер.
Гуманизм в духе франц. экзистенциализма является разновидностью прагматизма, согласно которому этические ценности и ценности блага существуют только в рамках человеческой деятельности и допущения, но не существуют независимо от этого и не являются абсолютными.является Впервые о гуманизме заговорили в эпоху Возрождения, когда после насаждения в обществе идей религиозного аскетизма и преобладания интересов церкви во всех сферах общественной жизни, интерес общества повернулся в сторону человека, его прав, нужд, земных потребностей.
Далее гуманистические идеи перешли в утопический социализм, где идея высокого духовного развития личности и ее благополучия связывалась с ликвидацией социального неравенства.
В современном мире гуманизм трактуется, как признание ценности личности человека и его права на свободное развитие и самовыражение. Это общечеловеческая основа развития современного общества.
Гуманизм предусматривает доброе, внимательное и сочувственное отношение к каждому человеку. Но теперь это понятие дополнено еще средой обитания. Идеи гуманизма предусматривают, чтобы человек жил и развивался в среде, которая не наносит вреда его здоровью. Поэтому с гуманизмом связаны идеи бережного отношения к окружающей среде и доброе и заботливое отношение ко всему живому.
Но гуманизм – это не только философское мировоззрение, но и определенные правила жизни. Хоть в обществе проживают разные по нравственным приоритетам личности, в мире существует зло, войны и катастрофы, человечество все же развивается на основах человеколюбия, на государственном уровне во многих странах закрепляются принципы гуманизма и права человека.
И так необходимо чтобы каждый человек сознательно принял принципы гуманизма, осмыслил их и поставил перед собой определенные обязательства. К их числу относятся: определение смысла жизни, нравственные, интеллектуальные, правовые и экологические обязательства.
Согласно принципам гуманизма, каждая личность должна развиваться, получить набор соответствующих знаний и умений, которые она будет возвращать обществу через профессиональную и общественную деятельность, соблюдать правовые и моральные нормы общества, с уважением относится к основным общественным ценностям, сохранять экологическую обстановку и бережно относится к природе.
Гуманизм из мировоззрения постепенно превращается в систему знаний, базирующуюся на антропологии, социологии, истории, этике, психологии, юриспруденции, педагогике.
В отечественной науке сложились различные подходы, в рамках которых понятие гуманизма трактуется неоднозначно. Согласно одному из них гуманизм рассматривается как характеристика морали. Такой подход реализован при определении понятия гуманизм в «Большой советской энциклопедии», в которой она раскрывается как «взгляды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей моральные качества». Имеются подходы, в которых гуманизм выступает как черта марксистской идеологии и практики рабочего класса. Так, в «Философской энциклопедии» дано определение гуманизма как черты последовательного научного мировоззрения и практики рабочего класса, цель которого – освобождение трудящихся всех рас и наций от классового и национального гнета и неравенства, утверждение действительной свободы и счастья человека путем создания коммунистического общества».
Гуманизм в «Философском словаре» (под ред. М. М. Розенталя) определяется как «совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, из всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни». В «Словаре по этике» (под ред. И. С. Кона) гуманизм рассматривается как «принцип мировоззрения (в т. ч. нравственности), в основе которого лежит убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества».
Таковы определения понятия «гуманизм», которые содержатся в различных словарях. Однако еще более многообразны они в научной литературе, анализ которой позволил установить, что понятие «гуманизм» употреблялся еще по крайней мере в десяти смысловых значениях: название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни; обозначение нравственных качеств личности – человечности, доброты, уважения; определение важнейшего фактора гармонического развития личности; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности, как к цели; название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов и др.
Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм». В публикациях гуманность, как и гуманизм, называют одновременно мировоззрением, чертой характера, качеством, принципом, элементом морали, составной частью воспитания. Отсюда в психолого-педагогических работах появляются словосочетания, употребление которых является неправомерным (например, воспитание гуманизма). В учебниках и учебных пособиях по педагогике также нет четкого разделения понятий «гуманизм» и «гуманность», а «воспитание гуманизма» и «воспитание гуманности» употребляется как синонимичные.
В связи с понятийной неопределенностью гуманизм рассматривается то, как фактор воспитания нового человека или его принцип то, как средство воспитания гуманных отношений. Попытки развести понятия «гуманизм» и «гуманность», однако, в литературе встречаются. Так, Н. Д. Левитов, пытаясь развести понятия «гуманизм» и «гуманность», отмечал, что гуманизм – понятие идеологическое и поэтому его исследование прежде всего входит в компетенцию философских наук, а гуманность – понятие не только идеологическое, но и психологическое, поскольку гуманность – одна из важнейших черт направленности или, по другой терминологии, системы отношений личности. На необходимость различения понятий «гуманизм» и «гуманность» указывала М. И. Петросян, которая считала, что «гуманизм часто отождествляется с гуманностью и рассматривается лишь как черта или принцип коммунистической нравственности, идеологии. Такое понимание вопроса неполно. Понятие гуманизм гораздо шире, чем гуманность, человечность». Естественно, что такая терминологическая неупорядоченность негативно сказывается в ситуациях использования аксиологического подхода к изучению проблем личности и образования. В этой связи проставляется целесообразным обращение к этимологическому толкованию этих слов.
И так гуманизм и гуманность – что человеческий, свойственный человеку; человечный, человеколюбивый; высокообразованный, изящество манер, изысканность речи, учтивость, воспитанность. Сравнительный анализ семантического значения данных слов приводит к выводу, что оба они связаны выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира человека. Однако слово humanitas в большей степени отображает готовность помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода. «Гуманность», по-видимому, является первичным понятием по отношению к «гуманизму», хотя последнее представляется гораздо шире первого. Такое понимание гуманности согласуется с его толкованием в словаре В. Даля и философским определением гуманизма. «Гуманный - человеческий, человечный, людской; свойственный человеку, истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердный». «Гуманизм - исторически сменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, а принцип равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми». В этом определении подчеркивается практическая, «бытийная» сторона гуманизма, которая предполагает создание отношений и поведение людей, соответствующих данной системе воззрений.
2.Историческое развитие гуманизма, основы современного гуманизма.
Гуманизм, являясь общественно-историческим явлением, имеет определенную специфику проявления в различных социально-экономических условиях, у разных народов, в различных культурах и религиях. Однако везде и во все времена гуманизм как мировоззрение отражает наиболее прогрессивные идеи людей, способствующие совершенствованию человеческого сознания и бытия в самом широком смысле. И хотя историческим началом гуманизма считают, чаще всего, Эпоху Возрождения, однако истоки его находятся гораздо глубже в историческом времени. Так, ещё Античность воспела человека как прекраснейшее, совершеннейшее существо на земле, и несмотря на свою аристократическую ограниченность, произведения искусства и философской мысли Древней Греции и Рима до сих пор сохраняют силу своего эстетического воздействия.
Эпоха Возрождения превозносила не просто природную красоту человека, а его борьбу за самоутверждение в мире, за человеческое достоинство. Художники и мыслители стремились очистить ум и чувства людей от невежества и предрассудков Средневековья.
Темой гуманизма были озабочены философы древнего Китая, Греции и более поздних цивилизаций. наиболее проницательными в осмыслении человечности человека оказались греческие мудрецы-философы. Те их отрывочные высказывания и поучения, что дошли до нас в цитатах из глубокой древности, вполне позволяют воссоздать ту атмосферу любви к истине и человеку, в которой они жили.
На вопрос, кого можно считать счастливым, Сократ отвечал: «Того, у кого честный образ мысли и острый ум». Он утверждал, что красота, разум и добро – человеческие качества – превыше богов («Существует только один бог – знания, и только один дьявол – невежество», «Кто мудр, тот и добр»). Это подлинные сокровища человеческой души, но люди их не ценят, ибо не знают самих себя и потому слепы и беспомощны в мире, позволяют ложным ценностям связывать себя и порабощать: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!» («которые мне не нужны»). Искать следует лишь того, что дарует человеку свободу и независимость. Сам Сократ бежал ото всего, что может их отнять. Все учение Сократа пронизано любовью к человеку. Способствуя пробуждению человечности в человеке, Сократ исключительно ярко сумел выразить гуманистический подход к пониманию человеческой жизни.
Платон (428 – 347 гг. до н. э.) известен как автор идеи эфемерности земных вещей, являющихся отражениями трансцендентных (идеальных и потусторонних) вещей, «идей». Для нас наибольший интерес будет представлять та часть платоновского учения, где он рассуждает о реальных земных ценностях – человеческих добродетелях и качествах, помогающих человеку в жизни («С человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти»). Это «Апология Сократа» (о справедливости и долге), «Пир» (о любви), «Хармид» (о благоразумии), «Эвтифрон» (о благочестии), «Лахет» (о мужестве), «Горгий» (критика софистической морали и восхваление сократовского метода), «Гиппий Меньший» (о несправедливости и лжи). Платон предложил одну из первых классификаций добродетелей. Высшими из них он считал мудрость, достоинство, справедливость и умеренность. Выбрать верную шкалу предпочтений – задача мудреца, ведущего «блаженную жизнь», то есть такую жизнь, которая вмещает в себя и духовные, и физические измерения. В связи с этим у Платона возникает понятие «смешанная блаженная жизнь». Это не приятная жизнь гедонистов, а максимальное приближение к высшей ценности – Богу как абсолютному критерию счастливой жизни. Ему принадлежат многие реалистичные и здравые афоризмы, например: «Разве человек, если он дерзок не по разуму, не несет ущерба, а если отважен с умом, не получает пользы?». Проблеме воспитания подрастающего поколения Платон также уделял внимание. Он учил, что детям нужно завещать не золото, а наибольшую совестливость.(8, с.23)
Европейский гуманизм эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.) рождался из сложного симбиоза античной и христианской культур, и оно составило одну из наиболее впечатляющих страниц истории европейской культуры. Возрождение (франц. – Renaissance, Ренессанс) началось раньше всего в Италии (в 30-е годы XIV века), а затем получило свое распространение по всей Европе и достигло даже Византийсквного, предприимчивого, инициативного, способного самостоятельно выковать свою судьбу, не полагаясь на провидение Господа. Человек обучался науке жить по своему собственному разумению. (6)
В Англии средоточием гуманистических идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени – Линакр, Колет. Развитие гуманистических идей в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478 – 1535), автора «Утопии». Огромную роль в развитии гуманистического мировоззрения в Англии сыграло творчество величайшего драматурга и поэта Вильяма Шекспира (1564 – 1616). Своеобразие и многосторонность шекспировского гуманизма, его подход к человеку как к существу, сотканному из развивающихся, динамических противоречий, позволяют характеризовать Шекспира как глубоко самобытного, гениального мыслителя, занимающего почетное место среди философов Ренессанса(7.,с.78).
Во Франции гуманистическое движение стало распространяться лишь в начале XVI века. Здесь важнейшими стали темы величия человеческого разума и антиклерикальные мотивы. Мишель Энкейм де Монтень (1533 – 1592) – автор одной из самых мудрых книг мировой литературы – «Опыты». Следуя идеалам стоицизма и вдохновляясь примером Сократа, Монтень учит человека терпеть невзгоды, превозмогать страдания, преодолевать страх перед смертью. Согласно Монтеню, человек, не способный управлять даже собой, жаждет управлять Вселенной. Это обнаруживает его суетность и тщеславие. Только честно относясь к самому себе, он может достойно выполнить свое человеческое предназначение. Не отрицая бытия Бога, Монтень считал невозможным познать Бога слабым человеческим умом и отрицал теологию как ложную науку, закабаляющую разум человека. Так на первый план его рассуждений постепенно выходят идеи скептицизма и рационализма. «Философствовать – значит сомневаться», – эти слова М. Монтеня могут считаться эстафетой, переданной Возрождением скептикам и рационалистам Нового времени (6.,с.56).
Эпоха Возрождения сменилась эпохой Реформации, радикально изменившей облик всей Европы. Антропоцентрические представления были существенно подорваны, а науки о человеке, гуманистическая книжная ученость были отодвинуты на второй план. Но интерес к идее человека, ее поиски не прекратились.
Согласно Клоду Гельвецию, человек – природное существо, наделенное чувствами, страстями, сознанием. Человек – основа общества, начало общественной жизни. Гуманность, для Гельвеция, – результат воспоминания о страданиях, которые ему знакомы либо по собственному опыту, либо по опыту других людей. Гельвеций учил принимать людей такими, какими они являются на самом деле. Раздражаться на их себялюбие, говорил он, то же, что жаловаться на летнюю жару и зимнюю стужу. Человеческое счастье, по его мнению, состоит в том, чтобы любить делать то, что ты должен делать. Среди причин несчастий людей он видел следующие четыре: незнание того, как мало нужно для счастья; мнимые и потому безграничные потребности и желания; сознание неудачника, сдерживающего проявления своей натуры из-за страха быть иногда несчастным. Из всех способов сделать человека гуманным и сострадательным самый верный состоит в том, чтобы приучить его с раннего возраста отождествлять себя с несчастными, видеть себя в них. По сути, Клод Адриан Гельвеций был среди первых, кто описал одну из базовых моделей нравственного поведения людей (8.,с.76).
Новый этап в развитии социальной составляющей гуманизма начался с философии Карла Маркса (1818 – 1883). Его взгляды во многом претерпевали изменения. Философия молодого Маркса содержит в себе ярко выраженную тенденцию поиска подлинной, гуманистической сущности человека, так же как и социальных путей преодоления отчуждения, и в итоге – достижения коммунизма как практического, реального гуманизма, мира подлинной социальной справедливости («Экономическо-философские рукописи 1844 года»). Его теория человека вырастает из светского, нерелигиозного понимания природы индивида: и человек, и мир имеют естественное происхождение. Их бытие исчерпывается этим материальным миром и не имеет продолжения в мире потустороннем. Представления Маркса о человеке – одно из ранних описаний и невольная апология «омассовления» культуры и человека, превращения человека в «колесико и винтик» общественного механизма.
Поиск социально значимых форм выражения гуманизма начался уже с начала ХХ века. Он был подстегнут ужасами первой мировой войны, заставившей международное сообщество задуматься о выработке хотя бы каких-то относительно гуманных правил международных отношений. Лига Наций была первым, хотя и неудачным, опытом оформить некоторые базовые принципы гуманизма, общечеловеческих правил общежития в виде международного права и международного института.
Крупнейшей вехой на пути осмысления и юридического признания базовых принципов светского гуманизма стала Всеобщая декларация прав человека, принятая на Генеральной Ассамблее Организации объединенных наций в 1948 году. Первые слова этого документа гласят: «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира… Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека…»
В 1933 году большая группа ученых и видных общественных деятелей Европы и США подписала «Гуманистический Манифест I», в котором говорилось о необходимости существенной ценностной переориентации общества на основе здравого смысла, принципов демократии и социально ориентированной экономической политики. В его пятнадцати пунктах утверждались идеи несотворенности Вселенной, естественного происхождения человека в результате эволюционного процесса, отвергался принцип дуализма души и тела; религия и в целом культура признавались продуктами социального развития человечества и его взаимодействия с природой. «…Природа универсума, как она представляется современной науке, – отмечалось в этом документе, – не дает какого бы то ни было сверхъестественного или космического обоснования человеческих ценностей» (3). «Гуманистический Манифест I» объявлял несостоятельным общество, ориентированное на прибыль, и ратовал за установление «социально ориентированного коллективного экономического порядка».
Спустя сорок лет, в 1973 году увидел свет «Гуманистический Манифест II» (4). Он отражал новые сдвиги и реальности мировой истории: распространение фашизма и его поражение во второй мировой войне, создание мирового социалистического лагеря, раскол мира на две противоборствующие системы, холодная война и гонка вооружений, создание Организации Объединенных Наций, ускоряющийся научно-технический прогресс, развитие демократий и укрепление движений за права человека на Западе на фоне улучшения материального благосостояния и качества жизни населения. Второй гуманистический манифест собрал подписи ученых и общественных деятелей как либеральной, так и социал-демократической ориентации. Он защищал права человека и демократические ценности, осуждал тоталитаризм, расизм, религиозные и классовые антагонизмы во всех их проявлениях. Манифест оставлял место и атеистическому, связанному с научным материализмом, гуманизму, и гуманизму либерально-религиозному, т.е. отрицающему традиционные религии, существование сверхъестественного и загробную жизнь и рассматривающему себя как выражение «искренней устремленности и духовного опыта», вдохновляющего на следование «высшим нравственным идеалам». Фактически на место религии ставились общечеловеческие нравственные нормы, этика, свободная от каких-либо теологических, политических и идеологических санкций. Центральной гуманистической ценностью было признано достоинство личности, свобода которой согласована с ответственностью перед обществом. Кроме того, манифест отстаивал ценности демократии, мира, международной безопасности и сотрудничества.
В 80-е гг. международное гуманистическое движение уточнило и дополнило свою мировоззренческую платформу «Декларацией светского гуманизма» (1980) и «Декларацией взаимной зависимости» (1988). В первой из них подчеркивалось принципиальное различие между религией и светским гуманизмом, что отражало общую тенденцию преобладающего большинства гуманистических организаций (коих к этому времени на всех континентах планеты насчитывалось сотни) утвердить самостоятельный философский, нравственный и гражданский статус гуманизма. Представители этого направления отстаивали тезис о том, что светский гуманизм представляет собой комплекс моральных и научных ценностей, которые не могут быть приравнены к религиозной вере (5).
К концу ХХ века гуманизм как общественное явление превратился в высоко значимый элемент гражданского общества практически всех демократических стран мира, он стал глобальным феноменом человечества, выражающим волю людей к достойному выживанию и решимости мужественно встречать и отвечать на вызовы будущего.
В наше время гуманизм как прогрессивное мировоззрение и течение общественной мысли, связанное с общественной деятельностью, борется против всех современных бед человечества: войны, безработицы, голода и нужды, болезней и бесправия, политической обработки масс, растления сознания, экологических проблем, преступности, терроризма, наркомании, проституции, - то есть против всего того, что унижает, губит человека, заставляет его страдать, лишает благ, мешает его самореализации и самосовершенствованию. Современный гуманизм опирается на систему общечеловеческих ценностей и совокупность этических норм и отношений в обществе, создающих наиболее благоприятные условия для полноценного развития личности.
Однако современный гуманизм не является течением однородным, к нему иногда относят некоторые разновидности прагматизма, позитивизма и т. п.
Наименее соответствующей истинному духу гуманизма является так называемая «гуманистическая этика», являющаяся по сути откровенным индивидуализмом и оправданием эгоизма, поскольку отрицает общие нормы морали и считает каждого человека – единственным судьей своих действий.
Глобальность гуманизма как философской системы воззрений определяется такими его аксиологическими признаками, как автономность, универсальность и фундаментальность гуманистических идей, отражение в них единства целей и средств, приоритета идеи и свободы.
Автономность гуманизма объясняется тем, что его идеи не могут быть выделены из теологических, онтологических и идеологических посылок. Уровень развития гуманистического мировоззрения всецело зависит от накопленного человечеством опыта по реализации транскультурных норм совместной жизни: сотрудничества, благожелательности, честности, лояльности и терпимости к другим, следование закону и др.
Универсальность гуманистических идей обусловлена их применимостью во всем людям и социальным системам. В гуманистическом мировоззрении возможен выход за рамки культурной относительности, национальных, экономических, религиозных, расовых или идеологических различий. Это находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь, образование, нравственную и интеллектуальную свободу и др. При этом принципиально важным является не противопоставление универсальных ценностей гуманизма национальным, а взаимодействие с ними, которое предполагает переход ко множественности и многообразию (плюрализм) культурно-гуманистических позиций, сочетающих и дополняющих друг друга.
Универсальность идеологии гуманизма проявляется и в том, что его ценности, и прежде всего человек как «мера всех вещей», выступают общечеловеческими критериями личной и социальной рефлексии. Основанная на таких критериях рефлексия требует поиска путей разрешения глобальных, групповых и индивидуальных конфликтов с точки зрения социально-ценностных установок гуманизма.
Фундаментальность гуманистических ценностей определяется тем, что они не могут рассматриваться как нечто вторичное, отражающее основные условия общественной жизни. Ценности гуманизма не второстепенные элементы определенной надстройки. По своей значимости они соотносятся с наиболее фундаментальными явлениями социальной структуры.
Итак, гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра – человека. Если гуманизм – это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.
3. Выявление уровня сформированности гуманизма у старшеклассников
Исследовательская работа была проведена на базе МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е.
В исследовании принимали участие дети старшего школьного возраста –10 «А» (25 человек), 10 «Б» (23 человека)– всего 48 человек
Цель - исследование отношения к гуманизму среди старшеклассников.
Задачи исследования:
- изучить отношение к проявлениям гуманизма у старшеклассников;
- выявить уровень сформированности гуманизма.
Эксперимент проходил в три этапа:
Первый этап, который проходил в октябре 2014г. подбор и изучение литературных источников по теме исследования.
Второй этап - изучить отношение к проявлениям гуманизма у подростков;
Третий этап - выявить уровень сформированности гуманизма.
Чтобы выяснить насколько сформированны гуманные отношения между подростками мы использовали опросник М. Рокича «ценностные ориентации», основанный на прямом ранжировании списка ценностей. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
(опросник в приложении 1).
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции, особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между социальным педагогом и испытуемым.
Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников, использовали метод группировки данных по сходным признакам и провели следующую процедуру обработки полученных материалов, где средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число школьников данной группы.
Мы выделили основными следующие ценности: любовь, счастье, счастливая семейная жизнь, счастье других, терпимость, широта взглядов, чуткость именно на них мы будем обращать внимание, оценивая результаты исследования.
Средний балл по каждой из предложенных ценностей ни у одной из них не составил больше 4,6. самыми «популярными» терминальными ценностями оказались: любовь (4,6), свобода (6,8), счастливая семейная жизнь (7), ответственность (7,5), наличие хороших и верных друзей (7,6). Среди инструментальных ценностей среди первых были выбраны: независимость (6), широта взглядов (7), воспитанность (7,3), жизнерадостность (7,7), честность (7,8).
Среди выбранных нами в качестве главных ценностей, «места» распределились так: любовь - 4,6, счастливая семейная жизнь - 7, счастье других - 15, терпимость - 9,3, широта взглядов - 7, чуткость - 10,75.
Что означает, что в списке ценностей в среднем по классам, большая часть этих ценностей находятся не на первых местах.
Таблица 1
Средние показатели значимости типов ценностей по методике М. Рокича Список А (терминальные ценности):
1 активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | 8 |
2 жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | 10,3 |
3 здоровье (физическое и психическое); | 5,75 |
4 интересная работа; | 9,6 |
5 красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | 12 |
6 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | 4,6 |
7 материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | 7,6 |
8 наличие хороших и верных друзей; | 7,3 |
9 общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | 11 |
10 познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | 9,8 |
11 продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | 12 |
12 развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | 9,2 |
13 развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | 12,7 |
14 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | 6,8 |
15 счастливая семейная жизнь; | 7 |
16 счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | 15 |
17 творчество (возможность творческой деятельности); | 8 |
18 уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). | 9,6 |
Список Б (инструментальные ценности):
1 аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | 9 |
2 воспитанность (хорошие манеры); | 7,3 |
3 высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | 11,5 |
4 жизнерадостность (чувство юмора); | 7,7 |
5 исполнительность (дисциплинированность); | 11,6 |
6 независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | 6 |
7 непримиримость к недостаткам в себе и других; | 14,1 |
8 образованность (широта знаний, высокая общая культура); | 9,3 |
9 ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | 7,5 |
10 рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | 10,5 |
11 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | 7,8 |
12 смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | 8,75 |
13 твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | 8 |
14 терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | 9,3 |
15 широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | 7 |
16 честность (правдивость, искренность); | 7,8 |
17 эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | 11,25 |
18 чуткость (заботливость). | 10,75 |
Таким образом, что мы рассмотрели формирование гуманистической культуры личности подростковом возрасте, у которых перестраивается внутренний мир ребенка, мир его взаимоотношений с окружающими, перед ним встает целый ряд вопросов нравственного характера. В этих условиях подросток принимает решение, руководствуясь своей совестью, убеждениями, представлениями о добре, зле, о нравственном и безнравственном, гуманном и антигуманном. И перед обществом стоит задача способствовать правильному принятию решения, разрешению проблемы, сознательному выбору поведения и деятельности на основе собственных гуманистических убеждений.
Очень важно научить подростка видеть окружающий мир, людей, их отношения; научить сравнивать, анализировать, делать выводы. Формирование гуманистической культуры личности невозможно без воспитания в детях чувства сопереживания с окружающими людьми, умение поставить себя на место другого человека, помочь и поддержать его в трудную минуту. Чувствуя искреннюю любовь, видя, что их интересы на первом плане у родителей, дети и сами приучаются отвечать тем же. В своих действиях родители, общество должны проявлять уважение к ребенку, видеть в нем человека, личность. И тогда у него появится ответный эмоциональный импульс к добру, нежности, сочувствию. Подростковый возраст начинается с возникновения у ребенка стремления казаться взрослым и потребности, чтобы взрослость его признавали окружающие. В это время ведется активный поиск способов ощутить свою взрослость. Родители, педагоги, общество призваны убедительно раскрыть подросткам, что основным средством утверждения своей взрослости, изменения своей позиции в системе отношений с родителями и сверстниками является самостоятельность, инициатива, ответственность за выполнение своих сыновних (дочерних), гражданских обязанностей. Обоснованное раскрытие содержания долга человека перед близкими и далекими людьми, формирование положительного эмоционального отношения к своим обязанностям, развитие психологической готовности стать опорой, поддержкой для окружающих людей – такова главная задача воспитания гуманистического сознания на этом возрастном этапе. Подростки остро переживают свои отношения с родителями, но нацелены они в основном на анализ отношения родителей, педагогов, общества к себе.
Заключение.
Одной из функций воспитания в условиях гуманизации общества является функция приобщения подростков к ценностям гуманистической культуры. Задачу гуманизации личности необходимо решать путем формирования гуманистической культуры личности. Формирование гуманистической культуры личности рассматривается нами в структуре нравственного воспитания. Можно выделить три основных направления в деле реализации этой задачи:
1. Формирование гуманистических представлений и понятий у детей, подростков.
2. Развитие гуманных чувств и гуманной воли в воспитании личности подростка.
3. Выработка и закрепление практических навыков гуманистического поведения у подростков.
Таким образом, формирование представлений и понятий гуманности начинается у детей в раннем возрасте и складывается из наблюдений подростка за окружающими людьми, из рассказов и бесед о людях труда, их добрых поступках и делах. Но прежде всего из наблюдения за отношениями в семье, между родителями, между родственниками, одноклассниками, педагогами. Гуманный стиль отношений предполагает уважение и доверие друг к другу, умение уступить в пользу других, сочувствие, справедливость, глубокую заинтересованность и готовность помочь друг другу. Формирование гуманистической культуры личности невозможно без воспитания в детях чувства сопереживания с окружающими людьми, умение поставить себя на место другого человека, помочь и поддержать его в трудную минуту. Чувствуя искреннюю любовь, видя, что их интересы на первом плане у родителей, педагогов, одноклассников дети и сами приучаются отвечать тем же. В своих действиях родители, педагоги, общество должны проявлять уважение к ребенку, видеть в нем человека, личность. И тогда у него появится ответный эмоциональный импульс к добру, нежности, сочувствию.
Что подтверждают опытно-экспериментальные данные полученные МБОУ СОШ № 25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказа, РСО-Алания.
Список литературы
1.Гавриловец К. В. Развитие у подростков гуманизма// Советская педагогика. 1984. №9.
2.Гавриловец К. В. Воспитание человечности. – Минск, 1985..
3.Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
4.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов Вузов. - М., 2001.
5.Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. – М., 2004.
6.Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А., Основы современного гуманизма , М., 2002
7.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
8.Хухлаева О.В. Психология подростка .- М: Академия, 2004 .- 160с
9.Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
10.Мудрик А.В. Основы социальной педагогики .- М: Академия, 2006 .- 208с.
Приложение 1
МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Бланк тестируемого
_______________
Список А (терминальные ценности):
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
– здоровье (физическое и психическое);
– интересная работа;
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
– наличие хороших и верных друзей;
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
– счастливая семейная жизнь;
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
– творчество (возможность творческой деятельности);
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
VALIGN=TOP> – чуткость (заботливость). МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Бланк тестируемого
_______________
Список А (терминальные ценности):
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
– здоровье (физическое и психическое);
– интересная работа;
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
– наличие хороших и верных друзей;
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
–продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
– счастливая семейная жизнь;
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
– творчество (возможность творческой деятельности);
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
VALIGN=TOP> – чуткость (заботливость).
Слайд 1
Отношение современных подростков к гуманизму Авторы работы: Ким Кристина, Аветисян АнгелинаСлайд 2
Цель исследования - определить уровень гуманистической культуры у подростков. Объект исследования – гуманность среди подростков. Предмет исследования – выявление сформированности гуманных отношений у подростков. Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что гуманизм как мировоззрение отражает наиболее прогрессивные идеи людей, способствующие совершенствованию человеческого сознания.
Слайд 3
Задачи исследования : - изучить литературу по изучаемой проблеме; -проанализировать существующие подходы к понятию «гуманизм» в различных источниках; -изучить отношение к проявлениям гуманизма у старшеклассников; -выявить уровень сформированности гуманизма.
Слайд 4
Методы исследования - теоретические: анализ литературы по проблеме исследования; -эмпирические: беседы с подростками, наблюдение, диагностика, стандартные и адаптированные методики, метод анализа полученных данных, обобщение результатов.
Слайд 5
Экспериментальная база исследования МОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е.
Слайд 6
Опросник М. Рокича « Ценностные ориентации »
Слайд 7
Мы выделили основные ценности: любовь, счастье, счастливая семейная жизнь, счастье других, терпимость, широта взглядов, чуткость
Слайд 8
Средние показатели значимости ценностей по методике М. Рокича : - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) - 8 % -здоровье (физическое и психическое) - 5,75% -интересная работа - 9,6% -красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)- 12% -любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) - 4,6% - материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) - 7,6% - наличие хороших и верных друзей - 7,3%
Слайд 9
общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) - 11% познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) - 9,8 % продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) – 12 % развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование ) - 9,2 % развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) -12,7% свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) - 6,8 %
Слайд 10
счастливая семейная жизнь - 7% счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) - 15 % творчество (возможность творческой деятельности) - 8% уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)- 9,6%
Слайд 11
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Швейня
Тупое - острое
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Свадьба в Малиновке
Астрономический календарь. Май, 2019