Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры молодого поколения.
В качестве важнейших целей современного российского государства определены «развитие у граждан способности к самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры, здорового образа жизни; развитие способности к созидательной деятельности; умение находить содержательный компромисс в процессе межличностной и межкультурной коммуникации».
Вложение | Размер |
---|---|
surkova_anna.docx | 77.41 КБ |
slaydy_surkova.pptx | 98.91 КБ |
ХII Региональный конкурс молодых исследователей
«Ступень в науку»
Секция: Экономика и право
Тема: Правовая культура современных подростков.
Автор работы:
Суркова Анна
Место выполнения работы:
МБОУ СОШ № 25, 11 «Б» класс
г. Владикавказ.
Научный руководитель:
Бузоева Залина Султановна
преподаватель обществознания, МБОУ СОШ №25
Владикавказ, 2014- 2015.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………….5
1.Правовая культура: понятие и структура……………………………………...5
2.Правовая культура подростков в структуре личностного
развития человека…………………………………………………………………7
3.Уровень правовой культуры современных школьников в МБОУ СОШ №25
им. Героя Советского Союза Остаева А.Е……………… …..............................13
Заключение………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………………………17
Приложение……………………………………………………………………….18
Введение
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры молодого поколения.
В качестве важнейших целей современного российского государства определены «развитие у граждан способности к самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры, здорового образа жизни; развитие способности к созидательной деятельности; умение находить содержательный компромисс в процессе межличностной и межкультурной коммуникации».
Актуальность исследования определяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессе социализации личности.
В современном обществе правовая культура выступает важнейшим компонентом общей культуры человека.
В каждый конкретно-исторический момент культура определенной социальной среды накладывает глубокий отпечаток на состояние правосознания населения.
В условиях современного российского общества особую актуальность приобретает проблема воспитания гражданина правового государства – человека культуры, обладающего высоким уровнем самосознания, готового к осуществлению социально полезных действий. Однако современная социальная действительность порождает ряд крайне сложно разрешимых противоречий между:
-провозглашенными демократическими правами и свободами человека и повсеместным их нарушением на различных уровнях;
-между увеличением случаев нарушений прав человека и правовой безграмотностью населения России;
-потребностями общества в социально активных и ответственных гражданах и правовым нигилизмом многих молодых людей;
-высоким уровнем осознания и реализации собственных прав, низким уровнем сформированности гражданской позиции по выполнению обязанностей у подрастающего поколения;
-между нормативно-правовым закреплением правового просвещения в общеобразовательных учреждениях и постоянно растущим числом правонарушений в детской и подростковой среде и др.
В связи с этим остро встает вопрос, связанный с проблемой формирования правового сознания личности, его внутренней, неформальной правовой ориентации и самоидентификации, т. е. ее правовой культуры в изменяющихся условиях российского социума. (1, стр.56)
В отечественной литературе над проблемой правовой культуры активно работают такие ученые-правоведы, как Н.Л. Гранат, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, В.Н. Синюков и др. Выработаны краткие определения данного понятия.
Под правовой культурой предлагается понимать "систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей" (А.Р. Ратинов). В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.
Указанными выше исследователями внесен весьма существенный вклад в разработку теории и практики правового просвещения учащихся. Однако новые социально-экономические, политические и правовые условия, в которых оказалась страна, выдвинули на первый план нестандартные задачи и аспекты решения проблемы повышения качества правового образования учащихся общеобразовательных учебных заведений. В связи с этим появился ряд работ, в которых исследуются социально-педагогические аспекты модернизации образования (А.Г. Асмолов., В В. Арнаутов, В.И. Данильчук, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, О.Б. Логинова, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.).
В данной работе планируется подойти к рассмотрению некоторых проблем правовой культуры современного общества.
Цель исследования – определить уровень правовой культуры старшеклассников.
Объектом исследования - является правовая культура старшеклассников.
Предметом исследования - мы определили правовое просвещение старшеклассников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что правовая грамотность личности старшеклассника обеспечит приобретение им опыта действия в различных жизненных ситуациях, регулируемых правом.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие исследовательские задачи:
-рассмотреть сущность понятий «правовая культура», «правовое воспитание» «правовое просвещение»;
-определить уровень правовой культуры старшеклассников.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение, теоретический анализ и обобщение научной литературы;
- эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, диагностические методы и методики (социометрия, анкетирование).
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ СОШ№ 25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказа.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Основная часть.
1.Правовая культура: понятие и структура
Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, "срезов", "измерений". В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.
Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства (7., стр.65).
Один из современных юристов США - Л. Фридмэн в своей книге "Введение в американское право" (М., 1992) пишет: "Правовая культура - это барометр общественной жизни, являющийся одновременно и общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется или нарушается на практике, как его избегают или как им злоупотребляют. Правовая система без правовой культуры не действует". Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля.(6,стр.7) Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности.
Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент.
Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Гегель указывал на несовпадение "теоретической и практической культуры". (6.стр.78)Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие "показатели", как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.
Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются: 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.(8.,стр.6)
И так суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.
2.Правовая культура подростков в структуре личностного развития человека
Одно из важнейших проявлений культуры социума - это состояние законности, где право выступает критерием уровня развития цивилизованности в стране. Право - это всегда антипод беспорядка, произвола, насилия, унижения человеческого достоинства. В науке есть множество определений права, однако, исходя из идеи гуманистической ценности правосознания, мы придерживаемся определения И.А.Ильина: право есть система установленных и санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающих совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы при минимуме карательного насилия (7,стр.27 ).
Рассмотрение исторического процесса формирования правовой культуры у подрастающего поколения связано с именами таких выдающихся мыслителей, как Конфуций, Протагор, В.Мономах, С.Полоцкий, Д.Локк, М.М.Сперанский, И.И.Бецкой, Ф.В. Кречетов и др. Культура всегда отождествлялась с разнообразными сферами жизнедеятельности общества, к которым относится и право. Она определяет систему ценностей, норм и убеждений членов общества, в котором важное место в социальной регуляции занимают правовые идеалы, отражающие специфику разных исторических эпох. Воспитание правовой культуры с древних времён занимало особое место в формировании личности растущего человека. Одним из древнейших документов, подтверждающих это, является "Поучение гераклеопольского фараона своему сыну", где будущему наследнику рекомендуется придерживаться справедливых решений по отношению к знатным и простым людям, избегать незаконных пагубных поступков. Классическим правом Древнего Востока считается свод законов царя Хаммурапи ( XVIII в. до н.э.), предписывающий основы правовой культуры: «Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы притеснённому оказывалась справедливость» (1, с.21) по мнению Конфуция, идеальный гражданин должен основывать свои поступки на основе порядка (ли), человечности (жэнь) и нормах обязательного и чётко расписанного ритуала. Он утверждал, что управление людьми более успешно не наказанием, а воспитанием (9, с. 19, с.38).
Характеризуя древнее право, нельзя ограничиваться сферой должного, указанной нормами закона или правовыми представлениями о справедливом. Всюду, где возникало имущественное и социальное неравенство, вместе с правом появлялась и преступность, порождённая стяжательством, нарушениями обычаев и законов. Часто преступали черту закона и пренебрегали нормами морали представители власть имущих. Особенностью древнего права была чрезвычайная жестокость и примитивный характер наказания. Правонарушителя не стремились перевоспитать - его карали, а иногда восполняли урон, нанесённый жертве преступления или пострадавшей стороне.
Плодотворные идеи относительно правового воспитания мы находим в трудах античных философов. В них рекомендуется изучение права с раннего детства, воспитание в духе уважения к справедливым законам и сознательного им подчинения. Свободнорождённый гражданин, по мнению Аристотеля и Платона, принадлежит государству, ощущает себя его частицей. При этом утверждается принцип взаимоотношений гражданина и государства, суть которого - во взаимных обязанностях и ответственности. Целью воспитания является воспитание воина - патриота, активного законопослушного гражданина, способного к исполнению общественных, прежде всего, правовых функций (4, с. 16-17).
Однако в содержании практически всех философских и правовых учений античности выражались реальные интересы правящего социального слоя общества и оставались без должного внимания интересы остального населения, что приводило к снижению у них уровня правовой культуры, порождало правовой нигилизм (Там же, с.23). И недаром Протагор указывал на особую значимость воспитания подрастающего поколения в духе уважения законов государства, отстаивал принципы построения процесса воспитания на принципах справедливости, законности и порядка. [88,с. 58].
В античных городах-государствах (полисах) зарождались демократические режимы, которые в некоторых отношениях остаются и поныне образцом для подражания в решении проблем формирования правовой культуры. История афинского государства-полиса показала, что уровень развития правовой культуры населения обуславливается сочетанием трёх дополнительных условий: - богатое государство с процветающей экономикой; - наличие внутренней стабильности общества и отсутствие внешней угрозы; - повседневное участие граждан в делах самоуправления (5, с.72)
Граждане Древнего Рима с гордостью осознавали себя свободными и полноправными хозяевами своего государства. Римский гражданин, глава фамилии, выступал хранителем духовной атмосферы в обществе, суровой простоты нравов предков, на заветах которых строилась жизнь в семье и гражданской общине. В римских источниках существует немало сведений об обязательном изучении законов юными гражданами и воспитании в духе неукоснительного исполнения их в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Римский историк Тит Ливии считал одним из эталонов поведения истинного гражданина действия консула Тита Манлия, который приговорил собственного сына к смерти за нарушение воинских законов. Его сын, нарушив действующие в римской армии правила, самостоятельно вступил в сражение и одержал победу, но отец при всех воинах объявил: «Раз мой сын не почитает ни консульской власти, ни отцовской, подрывает в войске послушание, на котором доныне стояло Римское государство, то пусть лучше наша семья будет наказана за этот поступок, чем государство пострадает от дурного примера» (5, с.15).
Таким образом, именно в эпоху античности зародились основные идеи о правовом регулировании в обществе и приобщении к правововй культуре подрастающего поколения.
Период возникновения новых религиозных систем в эпоху Средневековья К.Ясперс назвал "осевым временем", когда "произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью" (2,с. 19). Христианство зародилось в эпоху напряжённого духовного поиска, появления новых идей, радикальной смены ценностей как религия угнетённых, жаждущих всеобщей справедливости и равенства. В понимании человеческой реальности, своеобразия человеческого места в обществе средневековая правовая система христианства была по настоящему оригинальной. Особенно следует поставить ей в заслугу развитие таких понятий, как откровение, вера, любовь, угрызения совести, сострадание. Этические правила и нормы выступали возможностью достижения высоконравственных идеалов. Напряжённость религиозной жизни, её теоцентризм приводили к трансформации религиозных установок в правила поведения, которые превращались в элементы правовой культуры. Средневековые философы Плотин (III в.), Аврелий Августин (IV в.) , Фома Аквинский (XIII в.) и др. в соответствии с содержанием христианства при осмыслении состояния общества ставили на первое место не политику, не экономику, а нравственные принципы. Основные идеи средневековой мысли, ставшие главными для развития европейской правовой культуры, а именно, принцип абсолютной личности, теоцентризм и средневековый антропоцентризм провозглашали, что человек - это созданное Богом, причастное к добру привилегированное существо (9, с.23-27 ).
В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.
Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Часто после окончания школы обнаруживается полная правовая безграмотность подростков. И, хотя школьники в силу своих возрастных ограничений и других объективных причин не могут быть включены в реальные политические процессы, они оказывают на них определённое воздействие, воспитывают в них конкретные жизненные установки и устремления. Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры молодого поколения.
Конец XX века и начало XXI века характеризуется в России эпохой глобальных перемен. В связи с этим очень активно идет изучение вопросов правовой культуры – одной из наиболее важных структурных элементов общества. Недостаточное знание гражданами своих конституционных прав, неумение или нежелание отстаивать их перед государством по-прежнему остаются одной из характерных особенностей жизни российского общества. Такое положение порождает среди населения апатию и безответственность, многократно усиливает предпосылки для нарушения прав граждан со стороны должностных лиц. Жизнь не по закону, а по "понятиям" - чрезвычайно опасный феномен, препятствующий проведению демократических преобразований в стране. Наличие правовой культуры, как общества, так и отдельной личности служит гарантом эффективности проводимых политических и экономических реформ. Уровень правовой культуры Российского общества XXI века зависит, от того насколько она сформирована у сегодняшних школьников и их родителей. Правовые преобразования в России происходят быстрее, чем развитие и становление личности подростка в конкретном историческом периоде. Вследствие этого существует необходимость подготовки выпускника школы к будущей самореализации и самоопределению в изменяющихся социально правовых условиях.(5)
Правовое просвещение граждан России по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты является одной из важнейших обязанностей Уполномоченного. Цель его деятельности в этой области состоит в повышении осведомленности граждан о правах и свободах, гарантированных им Конституцией Российской Федерации. Только осознав свои права и свободы, граждане России могут научиться ответственно и с достоинством требовать от должностных лиц их соблюдения. Начинать правовое просвещение граждан России следует с детских лет. Для этого необходимо прежде всего разработать доступные детям и подросткам различных возрастов учебные и методические материалы по проблематике прав и свобод человека.
Важная составная часть правовой культуры — уважительное отношение к праву, закону, понимания их ценности и необходимости безусловного выполнения правовой нормы. Эта сторона правового воспитания важна тем, что задача построения правового государства требует, чтобы уважительное отношение к праву стало личной ценностной установкой человека. Строгое следование требованиям правовой нормы — это результат внутренней борьбы «за» и «против» и чтобы человек с честью вышел из этой борьбы, необходимы такие волевые качества, которые помогли бы ему победить самого себя, т. е. психологическая готовность к такой борьбе. У человека должна сформироваться способность совершенствовать положительные свои качества и противостоять отрицательным.
Гражданско-правовое воспитание — это многофакторный процесс. Его эффективность зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. Правовое воспитание человека, в том числе и молодого, происходит:
-во-первых, под влиянием материальных условий жизни общества, и существующих общественных отношений, и бытовых условий, и естественной среды, и, наконец, наследственности, т. е. факторов независимых от воли людей,
- во-вторых, сознательной деятельности человека, выражающейся в воспитательном воздействий семьи, детского сада, школы, колледжа, лицея, вуза, общественных объединений, органов самоуправления граждан, органов государственной власти, средств массовой информации, литературы, искусства, кино, театра, культурно-просветительных учреждений и т. д. (1)
Правовое воспитание длительный процесс. Он начинается практически с детства и продолжается всю человеческую жизнь. Французский материалист 18 века Гальвеций говорил, что вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание. Но самый благодатный период - молодые годы, когда центральная нервная система человека отличается наибольшей пластичностью и восприимчивостью. Формирование правового сознания и правовой активности — дело не одного дня. Результаты правового воспитания обнаруживают себя не так быстро как результаты обучения. Для того, чтобы можно было сказать что-то определенное о результатах правового воспитания необходимо длительное наблюдение за воспитуемым, причем в различных условиях, в различной обстановке (9).
Основой правовой культуры учащихся является их правовое просвещение. Правовые знания содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности граждан, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов.
Правовое просвещение школьников должно способствовать образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производятся отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата - одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие, как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.
Содержание правового просвещения несовершеннолетних должно включать в себя изучение Конституции РФ, а также нескольких отраслей права, знакомство с которыми наиболее важно для юношей и девушек, вступающих в самостоятельную жизнь: это административное, трудовое, брачно-семейное и уголовное законодательства. Именно на их содержании следует раскрывать смысл и значение конституционных принципов и положений. Кроме того, существует ряд подзаконных актов, знакомство с которыми для старшеклассников обязательно. Это следующие документы: Устав школы, Правила для учащихся, Правила поведения несовершеннолетних в общественных местах, Правила дорожного движения, Правила купания и поведения у водоемов, Правила техники безопасности во время работы, Правила обращения с взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.
Основными формами правового просвещения учащихся являются лекции по правовой тематике; экскурсии, в ходе которых теоретические положения наглядно иллюстрируются местным материалом; правовые беседы; использование кино, телевидения; вечера встреч и тематические вечера; вечера вопросов и ответов; диспуты, предметом которых является важная морально-правовая проблема; обсуждение книг и статей, которое позволяет не только пополнить запас правовых знаний, но и сформировать отношение к ним; наглядная агитация (тематические стенды, папки с вырезками газетных и журнальных статей, специальная литература, видео и аудиозаписи) (5)
Правовое воспитание молодежи — это деятельность, устремленная в будущее. В процессе правового воспитания подрастающего поколения решаются задачи не столько сегодняшнего дня, сколько перспективные. Выше уже говорилось, что за молодежью будущее, от нее зависит, будет ли у нас построено правовое государство, гражданское общество. Поэтому формируемые в процессе правового воспитания молодежи качества должны опережать достигнутый уровень духовного и морального развития нашего общества. Однако не следует отрываться и от реальной жизни, от текущих задач, решение которых обеспечивает решение перспективных задач.
Правовое просвещение учащихся - это составная часть всего воспитательного процесса, целью которого является формирование социально активной личности. Правовое воспитание нельзя рассматривать изолированно от других видов воспитания: политического, нравственного, трудового, эстетического, физического. Всё это - взаимосвязанные звенья одной системы. Если исключить хотя бы один элемент этой системы, задача воспитания подрастающего поколения остаётся неразрешённой. Результаты правового воспитания зависят от того, насколько продуманно, целеустремленно, комплексно ведется весь воспитательный процесс.(13с.64)
Правовое просвещение проходит на основе, прежде всего, постижения элементарных понятий о добре, зле, хорошем и плохом, справедливом и несправедливом, что можно делать и чего нельзя делать. Любое поведение человека, в том числе правомерное или неправомерное, оценивается, прежде всего, с моральных позиций. Хулиганство - это не только противоправное действие, но, прежде всего - аморальное. Нарушение трудовой дисциплины — это не только неисполнение норм трудового права, но и аморальное действие. Поэтому правовому воспитанию всегда должно предшествовать нравственное воспитание. Оно является основой правового воспитания, а правовое воспитание усиливает действенность нравственных норм.
К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин любого общества, независимо от его социального статуса.
Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами. Определяющая роль в системе источников правовой информации принадлежит средствам массовой информации, а также правовому всеобучу (имеется в виду изучение основ права и государства в детских садах, школах и во всех учебных заведениях, а не только юридических).
Таким образом, правовая культура формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданско-првовых качеств.
3.Уровень правовой культуры современных школьников в МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е
Экспериментальное исследование проводилась на базе МБОУ СОШ
№ 25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказа.
В эксперименте принимали участие 26 учеников 10 «а», 22 ученика 10 «б» классов.
Цель этапа эксперимента – изучение уровня сформированности правовой культуры старшеклассников.
Задачи, решаемые :
-1на этапе - подбор диагностического инструментария;
- на 2этапе - организация диагностики;
- на 3 этапе - интерпретация полученных данных.
Существует множество трактовок уровней сформированности правовой культуры. Мы придерживаемся уровней предложенных А.С Саламаткиным (1990). Он выделяет пять уровней правовой культуры: идеальный, высокий, удовлетворительный, низкий, минимально допустимый. Показателями уровней сформированности культуры являются: широта, объем и глубина правовых знаний, потребность повышать правовые знания, владение правовой лексикой, готовность к общественно-правовой деятельности, мотивы участия в правовой деятельности, характер учебной деятельности, правовое поведение в процессе неформального общения и в других жизненных ситуациях.
Для организации процесса формирования правовой культуры общества, необходимо определить уровни ее сформированность у разных социальных групп.
В научной литературе предлагаются различные программы изучения личности. За основные признаки, характеризующие уровень правовой культуры, мы взяли критерии, выработанные А.С Саламаткиным, и представили их в виде таблицы (Приложение №1).
Для изучения наличия указанных компонентов правовой культуры у старшеклассников было проведено анкетирование (Приложение №2)
Нами также был определен уровень правовых знаний десятиклассников с помощью анкетирования (Приложение №3)
В анкетировании участвовали учащиеся двух 10 классов школы (48чел.) При составлении анкет и анализе полученных данных наибольшая сложность, с которой мы столкнулись, стало определение готовности к правовой деятельности и поведение школьников в неформальной обстановке, показатели этих критериев могут быть необъективны.
Всего было опрошено 48 респондентов. Согласно полученных нами данных, идеальным, высоким уровнем правовой культуры обладают 0% опрошенных. Примерно одинаковое количество опрошенных старшеклассников обладают средним и минимально допустимым уровнем -29% и 31% соответственно. Самое большое число респондентов - 40% приходится на старшеклассников, обладающих низким уровнем правовых знаний и правовой культуры.
Полученные данные свидетельствуют о низком уровне правовой информированности, правовых знаний. 30% (средний) респондентов согласились с утверждением, что законы следует соблюдать при любых обстоятельствах, 43% (низкий уровень) считают, что люди подчиняются закону, даже если требования закона им не нравятся, потому что законы не принято нарушать. При этом 0% убеждены, что имеют достаточное количество правовых знаний для того, чтобы самостоятельно защищать свои права и законные интересы, и только 42% указали на отсутствие у них достаточных знаний и опыта, чтобы самостоятельно решать правовые проблемы. Около 50% испытывают затруднения в принятии самостоятельных решений в юридически значимой ситуации. (Приложение №2)
Общим для них является наличие у половины опрошенных отрицательной установки на содействие правоохранительным органам, низкий уровень социально-правовой активности, желание опосредовать свой выбор чьей-либо волей, снять с себя ответственность за выбор того или иного решения. 21% считают негативным предоставление правоохранительным органам сведений о совершенном правонарушении, а тех, кто сообщил, - «стукачами». 10 % на вопрос «Желаете ли Вы принимать участие в охране общественного порядка (например, патрулировать улицы)?» избрали вариант ответа: «Нет, так как считаю для себя подобное унизительным». 20% не сообщили бы в органы милиции о факте совершения преступления по мотиву нежелания лишний раз общаться с полицией.
Таким образом, выявляя низкий уровень правовой просвещенности старшеклассников необходимо содействовать качественному изменению их правосознания.
В заключении скажем, что, понятие правовая культура – это эволюционно развивающаяся научная категория. Различные социальные группы обладают разными уровнями ее сформированности.
В процессе формирования правовой культуры обучающихся:
-систематизируются знания о праве, законодательстве РФ, существующем правопорядке, способах его охраны;
-идет ориентирование на социальную ценность права и правопорядка отношение граждан к закону, установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
-ориентация на социально полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина, готовности в различных жизненных ситуациях действовать юридически грамотно, ориентируясь на существующий закон.
Мы надеемся, что результаты наших исследований указывают на то, чтобы повысить уровень правовой просвещенности, культуры обучающихся.
Заключение
Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Поэтому воспитание правосознания у школьников становится одной из задач школы.
Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Гражданско-правовое просвещение, воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.
Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным.
Важнейшими задачами являются:
-ознакомление обучающихся с правовыми актами государства;
-воспитание уважительного отношения к законам страны, республики, общеобразовательного учреждения и убеждение в необходимости их выполнения;
-привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
-усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.
В содержание правового просвещения, воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеются в виду Конституции: России, РСО - Алании законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье.
Список использованной литературы.
1.Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., «Наука», 1988.
2.Бойко А.Д. Правовая культура и вопросы правового воспитания-М.1973
3.Болотов В.А. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 22-24 мая 2002 М.2002
4.Давыдова Г.П. Формирование правосознания и поведения учащихся- М.Просвещение 1981
5.Зимина Н.В. Воспитание правовой культуры школьников через организацию внеклассной работы. Учитель в школе-2010-№6
10. Зырянов М.Ю. Правовое образование школьников//Вестник образования №4 2010
6.Саламаткин С.Н. «Правовое воспитание личности». Красноярск, КГПУ, 1990.
7.Система правового образования и воспитание гражданина России. Книга для руководителя школы. СПб., 2001.
8.Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.
9.Тубельский А.Н. – Правовое пространство школы : Учебно-методическое пособие: М. – МИРОС. – 2002.
Приложение № 1
Таблица уровней сформированности правовой культуры личности
NN п/п | Признаки | Градация оценок, соответствующих уровням проявления правовой культуры старшеклассников (показатели сформированности) | ||||
идеальный | Высокий | средний | низкий | минимально допустимый | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Широта правовых знаний | Многосторонний интерес к теории государства и права | Разносторонний, но в то же время строго очередной, избирательный интерес | Интерес лишь к так называемой обязательной, «необходимой» правовой информации | Интерес к праву неустойчивый, в знаниях множество пробелов | Интерес к праву практически не выражен. Правовые знания отрывочны и бедны. |
2. | Объем правовых знаний | Значительно выходящий за пределы программ, способен оценивать социальную значимость нормативных актов, оперировать юридическими оценками | Превосходящий предусмотренный учебниками и программами, способен опознать социальную значимость норм, оперировать юридическими оценками. | В основном приближающийся к предусмотренному учебниками основных правовых норм. | В целом явно недостаточный, чтобы разбираться в правовых отношениях. | Крайне незначительный. |
3. | Глубина правовых знаний | Знания глубоки и базируются на законах и нормативных актах. | Знания глубоки, но порой взяты из популярных юридических изданий. | Знания есть, но поверхностны, взяты часто из случайных источников. | Знания отрывочны и совершенно неосновательны. | Правовые представления наивны, знаний практически нет. |
4. | Мотивы участия в правовой деятельности | Мотивация разнообразна и отличается положительной социальной значимостью | Мотивируется участие в деятельности устойчивым интересам к ней. | Участвует в деятельности, т.к. она стала в учебном заведении нормативно обязательной. | Поручения выполняет, т.к. «заставляют» и т.п. | Участвует, т.к. «нужно для характеристики» и т.п. |
5. | Характер учебной деятельности | Рассматривает учебу не как самоцель, а как стремление применить знания, придать учебной работе своей и товарищей коллективистский социально значимый характер | Стремится связать учебную работу общественной и правовоспитательной деятельностью | Учебная деятельность носит преимущественно сугубо личный характер, выступает как пассивный потребитель правовых знаний. | Выступает не столько как субъект, сколько как совершенно пассивный объект обучения. | Характеризуется совершенно недобросовестным отношением к учебе. |
6. | Потребность повышать правовые знания | Потребность систематически следить за развитием теории и практики правового воспитания, творчески применять знания в учебной работе | Сознательная, но не систематическая потребность в повышении правовых знаний и умений. | Случайная потребность в приобретении новой информации и использования ее на практике. | Потребность, обусловленная корыстными причинами | Отсутствие потребности осознанного интереса к праву |
7. | Правовой лексикон | Как активный, так и пассивный, правовой словарь достаточно богат | Богат больше пассивный правовой запас | И пассивный и активный правовой словарь ограничен. | Нет заметного повседневного обогащения правового словаря. | Юридической терминологией практически не владеет. |
8. | Готовность к общественно правовой деятельности | Вполне готов к разнообразной правовой агитационно- пропагандистской и организаторской деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность, творчество | В разной степени готов к правовой деятельности, либо к агитационно-пропаганди- стской, либо к организаторской, обладает необходимыми для этого знаниями. | В состоянии вести от одного до двух видов элементарной право – воспитательной работы | Может выполнять лишь отдельные простейшие общественные поручения. | Нет даже простых умений и навыков правовой деятельности |
9. | Правовое поведение в процессе неформального общения в других жизненных ситуациях | Всегда умеет найти верные правовые критерии для выбора оптимального личного поступка и от других, с какими бы неприятностями это ни было сопряжено, требует правомерного поведения. | В большинстве ситуация занимает правильную, солидарную с правовыми нормами и правилами общения позицию. | Как правило, отличается достаточной зрелостью, но недостаточно требователен к правовому поведению окружающих. | Далеко не всегда отличается правовой зрелостью в суждениях и поступках: правомерное поведение обеспечивается из-за страха перед законом и гласностью. | В суждениях и поступках часто проявляется мещанская, и даже обывательская правовая направленность. Правомерное поведение обеспечивается путем контроля. |
Приложение №2
Анкета
«Как я знаю свои права?»
1. Ребёнок имеет право на защиту своих прав:
а) с рождения б) с 14 лет в) с 18 лет
2. Право на участие в детском общественном объединении ребёнок имеет:
а) с 5 лет б) с 8 лет в) с 14 лет
3. Ребёнок имеет право давать согласие на усыновление или удочерение:
а) с 6 лет б) с 10 лет в) с 14 лет
4. За правонарушение ребёнок может быть помещён в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков:
а) с 8 лет б) с 11 лет в) с 14 лет
5. Ребёнок может совершать самостоятельные мелкие бытовые сделки:
а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет
6. Ребёнок имеет право самостоятельно обращаться в суд за защитой своих прав:
а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет
7. Ребёнок имеет право работать в свободное от учёбы время и самостоятельно распоряжаться своим заработком:
а) с 6 лет б) с 14 лет в) с 18 лет
8. С какого возраста наступает уголовная ответственность за отдельные виды правонарушений?
а) с 11 лет б) с 14 лет в) с 18 лет
9. С какого возраста у ребёнка появляется обязанность слушаться родителей или лиц их заменяющих и соблюдать правила поведения, установленные в образовательном и воспитательном учреждениях, дома, в общественных местах?
а) с рождения б) с 6 лет в) с 14 лет
10. В случае жестокого обращения, с какого возраста ребёнок может самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительства?
а) после 14 лет б) в любом возрасте в) с 6 лет
Политическое поведение учащихся старших классов
- затрудняюсь ответить
- да, постоянно
- время от времени
- иногда
- скорее нет, чем да
- нет
2. Собираетесь ли Вы принимать участие в выборах, когда Вам исполнится 18 лет?
- да - нет - пока не решил - нет ответа
3. Почему Вы собираетесь принимать участие в выборах?
- считаю это своим долгом
- хочу сам выбирать своё будущее
- другое (уточните, что именно)
- нет ответа
4. Почему Вы не собираетесь принимать участие в выборах, когда Вам исполнится 18 лет?
- не интересуюсь политикой
- мой выбор всё равно ничего не решит
- затрудняюсь ответить
- другое (поясните, что именно)
5. Откуда Вы получаете информацию о политических процессах в России и за рубежом?
- читаю газеты, журналы
- смотрю телепередачи
- обсуждаю с друзьями
- обсуждаю в школе, на уроках
- читаю специализированную литературу
6. Знаете ли Вы, в каком законодательном документе закреплено избирательное право? Назовите его.
7. Может ли кто-нибудь потребовать у Вас сказать, за кого Вы голосовали?
- да (кто конкретно?) - нет - затрудняюсь ответить
8. Может ли кандидат на выборах дарить подарки?
- считаю это вполне нормальным
- зависит от ситуации
- считаю это абсолютно неприемлемым
9. Знакомились ли Вы когда-нибудь с Конституцией?
- затрудняюсь ответить
- внимательно изучал
- просматривал
- смотрел что-то конкретное
-никогда не знакомился
10. По какой причине обращались к Конституции?
- считаю для себя необходимым знать, что в ней написано
- необходимо для учёбы
- было любопытно
- не обращался
- затрудняюсь ответить
- другое (что именно?)
11. Знаете ли Вы, кто является Президентом РФ?
12. Знаете ли Вы, кто является Главой РСО - Алания?
13. Знаете ли Вы, кто является Главой АМС г. Владикавказа?
Приложение № 3
Анкета
Определение уровня правовых знаний (учащиеся 9 – 11 классов)
Цель проведения: выявление знаний о правах и обязанностях человека, готовности к гражданскому становлению.
1. Дайте определение понятия «конституция»
2. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
3. Перечислите личные права граждан РФ
4. Назовите политические права граждан РФ.
5. Какие социально-экономические права гражданина РФ вы знаете?
6. Каковы культурные права гражданина РФ?
7. Какие обязанности гражданина РФ закреплены в Конституции?
8. Уголовная ответственность гражданина РФ начинается:
а) с 14 лет б) с 16 лет в) с 18 лет
9. Полноправным гражданином РФ молодой человек становится:
а) в 16 лет б) в 18 лет в) в 20 лет
10. Правом заниматься предпринимательством гражданин РФ обладает:
а) с 14 лет б) с 16 лет в) с 18 лет
11. Дайте определение понятия «гражданин».
12. Высший законодательный орган Российской Федерации – это:
а) Совет Федерации б) Федеральное собрание в) Государственная Дума
Приложение №4
Тест на выявление уровня сформированности гражданско-патриотических качеств подростков
Прочитай утверждения теста и выбери те, которые свойственны тебе.
1.Поведение.
а) хорошо знает свои права, обязанности, нормы поведения
б) соблюдает правила поведения, ноне всегда может регулировать потребности и соотносить с возможностями.
в) слабое проявление еще неустойчивого опыта гражданского поведения, регулируется в основном требованиями старших слабо знает нормы морали и права.
г) отрицательный опыт поведения. Отсутствие единства слова и дела
2. Отношение к общественным поручениям.
а) проявляет активность и творчество.
б) принимает участие в жизни коллектива, в отдельных случаях доводят не до конца.
в) выполняет работу только под контролем, малоактивен, предпочитает позицию зрителя.
г) уклоняется от общественных поручений.
3. Отношение к учебе.
а) хорошо учится, занимается самообразованием
б) учится хорошо, но за рамки программы не входит
в) учатся не в полную меру
г) несознательно относится к учебе
4. Отношение к Родине.
а) интересуется историей и культурой своей страны и гордится ею. Готов и способен Защищать Родину.
б) проявляет интерес к Родине. Понимает ответственность защиты Родины, чувства долга перед родителями
в) мало интересуется историей Родины.
г) неуважительно относится к родителям, культуре и истории своей страны.
5. Отношение к людям. Толерантность.
а) гуманность к людям. Пресекает чувство неуважения к национальным традициям и культуре других народов.
б) проявляет уважение к людям другой национальности, но на защиту встает не всегда. в) искаженное представление о человеке и героизме, ответственности. Не всегда проявляет уважение к людям других национальности.
г) неуважительно относится к людям других национальностей
Обработка результатов:
А – 4 б
Б – 3 б
В – 2 б
Г – 1 б
20-18 баллов – высокий
17-15 – уровень выше среднего
14-12 – средний
11 – низкий
Дополнительное анкетирование с целью выявления уровня правовой культуры, умения оценить ситуацию с точки зрения права и выйти из нее правовым путем.
Вопросы анкеты:
Что потрясло больше всего?
Что бы я посоветовал герою?
Какие права ребенка и взрослого нарушены?
Кто оказывает на вас наибольшее влияние?
Что действует на вас больше всего: требование, ласка, приказ, убеждения, просьбы, совет, пример, угроза, наказание или? (Расставьте в порядке значимости).
Есть ли взаимопонимание с родителями?
Секретничаете ли Вы? С кем?
Приложение №5
Анкета
Уважаемые педагоги и ученики подростковой ступени!
Мы проводим опрос общественного мнения «Наши права в школе». Мы приглашаем принять участие в опросе всех педагогов и учеников.
Цель опроса: определить, как соблюдаются права, которые закреплены в наших законах, как к ним относятся граждане, как надо развивать законы.
Анкета проводится анонимно. Указать педагог Вы или ученик.
Назовите случаи, происходящие с вами за последний год, когда вы чувствовали, что вас обидели в школе, когда, по вашему мнению, нарушались ваши права.
Кратко перечислите:
2. Как вы предпочитали поступать в этих случаях:
обращались за поддержкой к администрации;
разбирались сами;
обращались к помощи друзей;
обращались к помощи родителей;
искали более сильных защитников;
обращались в Сенат;
ничего не предпринимали;
другой ответ ___________________________________
3. Каковы были последствие обидчика:
его вызывали директор, завуч;
с ним разбирались родители;
с ним беседовал классный наставник, учитель;
я сам с ним разобрался;
я позвал друзей на помощь, и они с ним разобрались;
он сам извинился;
конфликт разбирался в Сенате;
никаких последствий не наступило;
другой ответ___________________________________
4. Как вы знаете, в школьном кодексе закреплены права: на уважение и защиту своих прав, на уважением чести и достоинства и личную неприкосновенность, на перемену, право свободного выходы в туалет или в медпункт во время урока, на неприкосновенность личной и школьной собственности, на свободное выражение своего мнения, на справедливую отметку. На равенство не зависимо от учебных успехов.
Как вы думаете, эти права:
уважаются и соблюдаются;
бывают нарушения, но в основном соблюдаются;
слишком часто не соблюдаются;
записаны только на бумаге, но на самом деле их нет.
5. Как вы думаете, каких правовых норм не хватает в нашей школе
Приложение №6
Уважаемая (ый)______________________________
Для совершенствования работы нашего МБОУ СОШ№ 25 по защите прав и достоинств обучающихся просим Вас выразить своё мнение по ряду вопросов в анкете. Заполните её, пожалуйста. Спасибо за помощь.
1. Какие международные документы о правах ребёнка Вам известны?
_____________________________________________
2. Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребёнка в нашей стране?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
3. Если «Да», то какие права ребёнка нарушаются?
_____________________________________________
4. Соблюдение каких прав ребёнка обязано взять на себя образовательное учреждение?
_____________________________________________
5. Какие права ребёнка чаще всего нарушаются в школе и семьях?
_____________________________________________
6. Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?
_____________________________________________
7. Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
8. С какого возраста целесообразно приобщать ребёнка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных (нужное подчеркнуть)
9. Считаете ли Вы, что дети старшего школьного возраста должны понимать такие слова, как «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность», «международный документ»?
_____________________________________________
10. Какие средства и методы следует использовать, формируя у старшеклассников представления о правах человека?
____________________________________________
____________________________________________
11. Имеете ли Вы опыт воспитания детей с учётом прав человека?
Да, нет (нужное подчеркнуть)
12. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребёнка и правовом воспитании детей?
Да, нет (нужное подчеркнуть).
Слайд 1
Правовая культура современных подростков Автор работы: Суркова АннаСлайд 2
Цель исследования – определить уровень правовой культуры старшеклассников .
Слайд 3
Объект исследования - правовая культура старшеклассников.
Слайд 4
Предмет исследования - правовая просвещенность старшеклассников.
Слайд 5
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что правовая грамотность личности старшеклассника обеспечит приобретение им опыта действия в различных жизненных ситуациях, регулируемых правом.
Слайд 6
исследовательские задачи : - рассмотреть сущность понятий «правовая культура», «правовое воспитание» «правовое просвещение»; - определить уровень правовой культуры старшеклассников.
Слайд 7
Методы исследования - теоретические: изучение, теоретический анализ и обобщение научной литературы; - эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, диагностические методы и методики (социометрия, анкетирование).
Слайд 8
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ СОШ№ 25 им . Героя Советского Союза Остаева А.Е . г. Владикавказа.
Слайд 9
Опросник определения уровней сформированности правовой культуры личности ( Саламаткин А.С.) Анкета «Как я знаю свои права?» Анкета «Определение уровня правовых знаний (учащиеся 9 – 11 классов)»
Слайд 10
Тест на выявление уровня сформированности гражданско-патриотических качеств подростков Анкета по правовому воспитанию
Слайд 14
- 29 % респондентов – средний уровень, -40% респондентов – низкий уровень, -31% респондентов – минимальный, -0% респондентов – высокий, -0% респондентов - идеальный
Слайд 15
21% считают негативным предоставление правоохранительным органам сведений о совершенном правонарушении, а тех, кто сообщил, - «стукачами»
Слайд 16
10 % на вопрос «Желаете ли Вы принимать участие в охране общественного порядка (например, патрулировать улицы)?» избрали вариант ответа: «Нет, так как считаю для себя подобное унизительным»
Слайд 17
20 % не сообщили бы в органы милиции о факте совершения преступления по мотиву нежелания лишний раз общаться с полицией.
Слайд 18
Конституция РФ; Конвенция о правах ребенка; Устав школы (Права и обязанности обучающихся); Закон «Об образовании РФ»
Слайд 19
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Лиса-охотница
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Барсучья кладовая. Александр Барков