Не один год мы занимаемся темой «русских» немцев. В предыдущей работе рассмотрели историю родословной, историю создания моей семьи. Во время исследования этой темы у нас возник интерес к истории жизни и быта моих предков в селе Кандель. Еще одним толчком к изучению этой темы стала подаренная моим дедом книга А.Боша, Й.Лингора «Создание, развитие и размещение немецких колоний на Черном море на примере Кандель 1808-1944гг.».
Вложение | Размер |
---|---|
konechnyy_variant_raboty1.docx | 119.53 КБ |
Ляхер Иван Васильевич
История жизни немецких общин
в России 19 века
Научный руководитель:
Бамбизова Л.В.,
учитель русского языка, литературы,
Россия, г. Новокузнецк,
НОУ «Общеобразовательная школа-интернат №19 ОАО «РЖД»
Введение
Не один год мы занимаемся темой «русских» немцев. В предыдущей работе рассмотрели историю родословной, историю создания моей семьи. Во время исследования этой темы у нас возник интерес к истории жизни и быта моих предков в селе Кандель. Еще одним толчком к изучению этой темы стала подаренная моим дедом книга А.Боша, Й.Лингора «Создание, развитие и размещение немецких колоний на Черном море на примере Кандель 1808-1944гг.».
В процессе работы над этой темой изучили ряд научных статей, перевели часть книги, изданной только в Германии, о немецких поселениях в Кучурганской области.
Надеемся, что исследовательская работа на тему «История жизни немецких общин в России 19 века» поможет восстановить часть истории жизни и быта моих предков и тем самым приоткрыть ещё одну страницу истории многонациональной страны, в которой живём. Нам хочется, чтобы эта работа послужила одним из источников и средств поликультурного воспитания школьников и стала хорошим примером ровесникам для аналогичных исследований, поэтому считаем работу актуальной.
Цель исследования: восстановление, изучение и сохранение истории жизни немецких общин в России 19 века на примере общины Кандель, откуда родом мои предки.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Проследить историю образования немецких общин.
2. Обрисовать принципы построения немецких поселений.
3. Рассмотреть экономическую жизнь общины.
4. Изучить социальную жизнь общины.
5. Оценить вклад «русских» немцев в развитие Причерноморья.
6.Провести анкетирование среди школьников с целью выявления их отношения к истории жизни наших предков.
Объект исследования: немецкие общины в России 19 века.
Предмет исследования: немецкая община Кандель.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что «русские» немцы внесли особый вклад в развитие России благодаря личностным качествам.
Метод проведённых исследований. Теоретический анализ литературы по теме, по проблеме исследования; беседа; Интернет-поиск; сравнительный метод (наблюдение, сопоставление, анализ); описательный (последовательность изложения, систематизация, классификация); метод статистической обработки материала.
В основу работы легла книга А.Боша, Й.Лингора «Создание, развитие и размещение немецких колоний на Чёрном море на примере Кандель 1808-1944 г.г.», а также беседы с моими родственниками. При изучении теории, истории жизни в немецкой деревне и проведения мониторинга использовали специальную литературу. (См. список литературы.)
2.Исторический экскурс. Колонисты в России – это не то же самое, что колонисты в Африке или в других частях Света. Колонисты ехали в Россию не как завоеватели или незваные гости. Они ехали в Россию по приглашению царей. [1]
2.1 Манифест императрицы Екатерины II от 22.07.1763. Для освоения пустующих земель на Волге и на юге России императрица Екатерина II издала Манифест «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах» от 22 июля 1763 г. В 2013 году исполнилось 250 лет с момента издания этого Манифеста.
2.2 Манифест императора Александра I от 20.02.1804. Следующий поток эмиграции наблюдался после издания Манифеста императором Александром I (20.02.1804). В этом документе к переселенцам предъявлялись более строгие требования: нужны были люди, обладающие необходимыми знаниями для рационального ведения хозяйства, которые могли служить образцом в крестьянском деле и в ремесле — хорошие земледельцы, знающие толк в виноградарстве, в выращивании тутовника и других полезных растений или имеющих опыт в скотоводстве. Кроме этого требовалось минимальное благосостояние в размере 300 гульденов для обеспечения жизни на первое время.
В этот период колонистов можно разделить на две группы: из южной части Германии они приезжали в Россию, как правило, на телегах, запряженных лошадьми. Эти телеги и служили им жильем первое время. Путешествие проходило через Австрию и Польшу и длилось «два лета и зиму». Вторая группа - из Ульмы с так называемыми «ульмскими коробками» по Дунаю вниз до Черного моря в Одессу. В период с 1808 по 1817 годы в Причерноморье было основано 36 немецких колоний. Среди них была и Кучурганская группа колоний, в число которой входило 6 католических колоний в 1808-1809г. [1]
3. Геополитический аспект. 3.1 Географическое расположение.
Кучурган – маленький приток Днестра, который впадает в Черное море. В месте впадения он образует лиман. Слово «лиман» турецкого происхождения и означает мелководный залив при впадении реки в море. Кучурганский лиман являлся границей между немецкими колониями и Молдавией. В этой долине и была основана колония Кандель в 1808 году 102 крестьянскими семьями, иммигрантами из южно-немецких районов. Она расположена на левом берегу Кучурганского лимана в 65 км.от города Одесса к северо-западу и в 35 км. от Тирасполя. [3]
3.2Принцип построения поселков. Немцы в Черноморских краях проживали небольшими компактными селениями. В период закладки сел в Причерноморье недостатка в земле не было, их строили с большим размахом.
У села Кандель была главная улица Дорфштрассе длиной 3,5 км., которая простиралась вдоль лимана от колонии «Зельц» с севера на юг до границы соседнего села «Граденица». Она была шириной 50 м. и повторяла рельеф лимана. По обеим сторонам от проезжей части были проложены пешеходные дорожки, окаймлённые рядом акаций, за которыми часто не было видно домов. В центре села уже при первичном замере наделов выделялся большой участок под будущую школу и церковь. Там находились все главные корпуса общины: церковь, школа, органы местного управления, экономического управления. Параллельно главной улице лежала горная улица «Бергштрассе». Эта улица расположена на 300 м. выше главной улицы и имеет такую же длину - 3,5км. С нее открывается прекрасный вид на Кучурганский лиман. Все усадьбы были одинаковы по величине: 120м на 40м. Александром I было предписано проектировать хозяйственный, культурный план деревни и контролировать размеры каждой усадьбы.
3.3 Принцип проектирования усадьбы. Каждый крестьянин получал 60 десятин степи для ведения сельского хозяйства и участок под дворовые постройки. Дворы отделялись от улицы и соседних домов каменной оградой. Ворота и калитка украшались колоннами и арками. На территории усадьбы постройки закладывались по строгому плану. На одной стороне стоял вытянутый дом, отделённый от уличной ограды цветником. В 4 комнатах проживали 2 семьи — отца и старшего женатого сына. Далее под той же крышей располагались конюшня, коровник, затем сарай для телег и инвентаря. Напротив главного здания стояла «летняя кухня», где практически жили в летнее время. На заднем дворе было гумно, а рядом соломенные скирды и (в качестве топлива) сушёный навоз. За домами тянулись пастбища, далее начиналась пашня. Характерной чертой для хозяйств такого типа являлись просторные жилища, многочисленные помещения для скота и подсобные постройки для инвентаря и повозок.
Каждый дом был окружен зеленью. На приусадебных участках росли фруктовые деревья, виноградники. Запах цветов смешивался с ароматом акаций. Ежегодно к Троице известью окрашивались стены домов и ограды вокруг участков. За окнами в жилищах виднелись цветы на подоконниках и чистые занавески.
4. Экономический аспект. Изначально в деревне Кандель поселилось 102 семьи. Самое большое количество переселенцев прибыли с тремя обозами в июле 1808 года. Они приехали в сопровождении Георга Крафта, Себастьяна Лахера и Михаэля Шерре. Им были предоставлены площади размером 3326 десятин. Община получила от государства в качестве начального капитала заемные средства в размере 16015руб 33коп. Вместе с тем у каждой семьи был небольшой капитал, сельскохозяйственные орудия и, конечно, опыт работы в сельском хозяйстве. Первым бургомистром Канделя был Себастьян Зали. Его заместителями Вольф и Якоб Дорш.
4.1 Выживание на новом месте. Переселенцы столкнулись с большими трудностями: отсутствием жилья на новом месте, недостатком орудий труда, скота, нехваткой пресной воды. Колонисты приехали в незнакомую страну. Они не знали русского языка и местных обычаев. Первое время они жили замкнутыми колониями, пока не сблизились с местным населением. Медленно люди привыкали к чужому климату, к новым условиям работы в степях, покрытых травой. Большую роль сыграло отсутствие санитарных условий и медицины. По воспоминаниям жителей, в период с 1810 по 1815 в результате вспышки чумы умерло большое количество жителей. Не было семьи, которой бы не коснулась эта беда. Кроме этого приходилось защищаться от волков, змей и других диких животных. Они должны были многому научиться. То, что в Германии для них казалось простым, в России оказалось очень трудным.
4.2 Сельское хозяйство. Первые годы жителям приходилось отвоевывать у степи земли под пашни. Размер предоставленных им полей был настолько велик, что они не могли их качественно обрабатывать. Скудных денежных средств, с которыми они приехали в Россию, едва хватало на покупку строительного леса, двух лошадей и временного обустройства. Первые 2-3 года уходили на строительство дома и хозяйственных построек. Небольшого выращенного урожая едва хватало на собственные нужды. К этому периоду можно применить девиз: «Первое поколение находило смерть, второе - поджимала нужда, и только третье поколение видело хлеб». [7] Но люди боролись мужественно. Постепенно исчезала степь, и целина превращалась в бесконечные нивы. Чернозёмы на юге Украины давали хорошие урожаи. В первую очередь сеяли пшеницу, ячмень, овёс и кукурузу. Немцы вывели также известную породу коров - немецкую красно-степную, которая пользовалась большим спросом.
Согласно переписи 1811 года в деревне Кандель было 133 лошади, 58 быков, 132 коровы, 98 телят, 43 плуга. По статистике на каждых 2 жителей приходилась 1 лошадь и на каждых трех жителей приходилась 1 корова. [1]
4.3 Промышленность. Наряду с сельским хозяйством развивалась и промышленность. Вместе с крестьянами в Россию приехали и ремесленники. В первые годы жизни ремесленные профессии были развиты слабо. В свободное от полевых работ время крестьяне могли шить одежду и обувь. Некоторые из них так преуспели в этом, что это стало их основным занятием. Немецкие крестьяне научились изготавливать корзины, мётла и мебель из виноградной лозы. Самым знаменитым в Канделе был Йозеф Камбайц. Он изготавливал из лозы всевозможную утварь и мебель. Особенно пользовались популярностью детские колыбельки. Немцы хорошо собирали и праздничные брички. Если в первые годы в поселении были ветряные мельницы, то вскоре в деревне появились паровые мельницы. Они снабжали близлежащие деревни высококачественной пшеничной мукой. В Кучурганской долине были самые большие мельницы, кроме того там было три маслобойни, которые обеспечивали всю долину маслом. В сельском хозяйстве использовались молотилки, косилки, сеялки и другие сельскохозяйственные устройства. Они были известны далеко за пределами Кучурганской долины.
5. Принципы самоуправления.
5.1 Центр самоуправления. Центр самоуправления немецких колоний был основан в 1800 в г.Екатеринославе и назывался Попечительским советом. Он был предназначен для руководства и организации жизни колоний. Совет должен был выполнять царские указы в управлении, экономике и правоведении. Руководил Советом старший судья, он подчинялся Министерству внутренних дел в Петербурге. Первым старшим судьей был немец Самуэль Кантениус, который много лет состоял на службе у царя. Такой порядок просуществовал до 1845 года. В 1822 году руководство колониями было перенесено в процветающую в те годы Одессу. В 1827 году в него входило уже 9 инспекторов, каждый из которых следил за вверенным ему районом (волостью). Инспекторы все без исключения были русскими. Они должны были следить за самоуправлением немецких общин, осуществлять контроль над полицией и регулировать споры между немцами и их соседями.
5.2Управление сельской общиной. Каждой сельской общиной руководил староста или бургомистр. Староста и его заместитель выбирались жителями колонии на 2 года. Все усадьбы в деревне образовывали общину, например, община Кандель. Несколько общин образовывали волость, например, община Кандель входила в Зельцкую волость. Несколько волостей входили в комитет. Во главе комитета стоял волостной старшина. Он выбирался колонистами. У него было два заместителя.
Деревенский староста непосредственно подчинялся волостному старосте, поэтому его власть была формальной. Он должен был осуществлять надзор за мирной жизнью общины и следить за тем, чтобы законы и указы выполнялись точно и строго.
6. Социальный аспект
6.1 Порядок присвоение имен и прозвищ. Как и у большинства народов, имена у немецких колонистов повторяются от поколения к поколению. Имена присваивались по трем основным принципам: во-первых, согласно церковным календарям; во-вторых, по праву решающего выбора имени крестным отцом ребенка; в-третьих, по имени отца или дедушки. Как и у всех остальных народностей в немецких колониях существовали и прозвища. Прозвища наиболее полно характеризовали их владельцев. Например, у жителей Канделя было два прозвища: «мётлоделы»( так как много семей занимались плетением метел), «кандельский бык»( так как они были безрассудно смелы, упрямы, крепки). Есть также свидетельства, что кандельцы были грубы, нетерпимы и неотесанны. [7] Не только у деревни, но и у каждой усадьбы, семьи были прозвища. Так как многие фамилии повторялись в деревне, прозвища использовались, чтобы отличать жителей разных усадеб. У некоторых жителей Канделя настоящую фамилию знал только лишь служитель деревенской канцелярии. Из-за некоторых оскорбительных для потомков прозвищ, примеров их в исследуемых материалах не предоставлено.
6.2 Традиции. Церковь и школа в Канделе до 1935 года сохраняли немецкие традиции и обычаи. Наши бабушки и дедушки принесли эти традиции из Германии на новую родину и строго их соблюдали. Это и празднования Рождества, Нового года, Пасхи, Троицы, Урожая. [7]
6.3 Религия. Русское правительство обеспечивало колонистам свободу вероисповедания, поэтому колонисты охотно вносили большие пожертвования на строительство костелов, которые строили своими силами.
Прибывавшие в Россию колонисты селились компактно в соответствии со своим вероисповеданием. Все деревни Кучурганской области были римско-католические. Первая молельня была построена и торжественно открыта в Кучурганской долине в 1811 году в Зельце, а приходская церковь была построена уже через 10 лет в 1821 году. В 1820 году в Канделе было зарегистрировано 522 католика.
Церкви были построены в неороманском стиле из белого одесского ракушечника. Богослужения проходили при заполненном прихожанами зале, по воскресным дням. В эти дни не работали даже при уборке урожая и во время молотьбы. Был четко установлен порядок богослужения. Женщины сидели слева, мужчины справа от главного входа. Дети находились в передней части, стоя на коленях в течение двухчасового служения. Между детьми и взрослыми на 4-5 рядах находились молодые люди. Двое взрослых мужчин следили за порядком во время службы среди молодежи. В 1898 году на эстраде хора был установлен ценный орган, изготовленный в Людвигсбруге фирмой Walker&Co. По словам современников, это был самый прекрасный орган в Причерноморье. Во время службы двое сильных парней должны были приводить в действие воздушные меха органа. [7]
6.4 Образование. Другим краеугольным камнем в сохранении самобытности немцев в России была школа. Правительство предоставляло им в деле школьного образования полную свободу, и колонисты стремились поднять образование на должный уровень. Все мальчики и девочки с восьми лет должны были посещать деревенскую школу. В колониях обязательным было двухлетнее образование. Наиболее способных детей из богатых крестьянских семей посылали учиться в высшую школу или в гимназию в Одессе. Эти ученики получали образование, возвращались в колонии и становились преподавателями, священнослужителями, ветеринарами, врачами. В первые годы государство поддерживало создание немецких школ в колониях, позднее строились и содержались на средства общины. Из преданий известно, что первым преподавателем в Кандельской школе был Себастьян Лахер из Эбербаха, который прибыл в Кандель в 1808 году с первым обозом. Он основал первую школу, в которой уже с 1812 года начались занятия. К 1859 году количество учеников достигло 213. На стыке веков Кандель был богат детьми. В каждой семье было по 5-6 детей. Не редкостью были семьи с 12 детьми. Преподавание велось на на немецком языке.
Столетиями церковь и школа дополняли друг друга. Священнослужителя и школьного учителя уважали наряду с деревенским старостой.
7. Закат немецких колоний. Расцвет немецких колоний пришелся на стык веков с 1880 по 1914 года. Люди работали от 12 до 16 часов в день. Никто не ленился. Все помогали друг другу. Добродетелью колонистов было то, что они были очень экономичны и вели простой образ жизни. Основные интересы людей были направлены на интенсивное сельское хозяйство для получения более высоких урожаев. Они испытывали гордость за то, что они занимаются самой древнейшей и необходимой деятельностью. Освоенная, обжитая ими территория стала для них родной землёй, где они могли жить свободно и приносить пользу России.
Но продолжалось это недолго. Уже в начале 20 века в связи с Первой мировой войной российское правительство принимает закон об экспроприации владений лиц немецкой национальности в западных губерниях. Изгнание их продолжалось в течение нескольких десятилетий.
В настоящее время не существует деревни Кандель вблизи Одессы. Его бывшие жители рассеяны по всему миру. Жители Канделя всегда держались вместе и в горе и в радости за все время от момента образования в 1808 году до момента роспуска колонии 19.03.1944г. Самая большая часть бывших кандельцев жила вокруг Караганды. Там часто можно было слышать кандельский диалект. Среди бывших крестьянских семей уже мало кто занимается сельским хозяйством. Большинство из них стало дипломированными специалистами: инженерами, врачами, преподавателями.
8. Вклад русских немцев в развитие России. Вклад русских немцев в развитие России весомый. Немецкие колонии в Причерноморье в XIX веке очень быстро достигли невиданного в России благополучия. Этому способствовало не только известное немецкое трудолюбие, аккуратность и расчетливость, но и в немалой степени земельное и общественное устройство колоний.
Немцы всегда жили со своими украинскими и русскими соседями в добром взаимопонимании. В период Крымской кампании 1853-1856гг крымские колонисты не только участвовали в создании госпиталей и уходе за ранеными, но и подготовили к отправкам для русской армии 2000 подвод с продовольствием.
Немцы-колонисты разрешили проблему хлебопроизводства, заменив на полевых работах вола лошадью и начав широко использовать новую сельскохозяйственную технику. Их нововведения явились основой для создания мелкого товарного производства в Причерноморье. Конечно, хозяйственная деятельность колонистов не ограничивалась земледелием и скотоводством. Она поражала своим многообразием. В колониях занимались виноделием, шелководством, садоводством, пчеловодством, табаководством, лесоводством, огородничеством. Во многих колониях были построены кирпичные заводы, имелись винокурни, пивоварни, сыроварни, маслобойни. Решены были вопросы со сбытом продукции: организовывались ярмарки, товар вывозился в другие округа и губернии. Быстро появились мельницы: ветряные, водяные, земляные, паровые. В некоторых округах были конные заводы, появились суконные фабрики. Среди колонистов были плотники, каменщики, мебельщики, ткачи, сапожники, портные. Со временем иностранцы стали открывать производства, которых еще не было в Причерноморье. Многие из такого рода предприятий были основаны немцами. Это были кузнечные и каретные мастерские, фортепианные, мебельные фабрики, механические, чугунно- и меднолитейные заводы, заводы сельскохозяйственных машин, фабрика кровельного толя и асфальта, фабрики лаков и красок, мыловаренные и свечные заводы, ювелирные фабрики, пароходства, типографии, переплетные мастерские.
На юге Украины крупными промышленными городами и центрами ремесла стали Одесса, Александровск, Пришиб, Хортица, Ной-Гальбштадт и Шпат. Здесь находились предприятия с числом рабочих до 1000 человек. Нельзя не сказать несколько слов о предприятии Беллино-Фендериха. В конце 50-х годов XIX века С.Фендерих открыл небольшую мастерскую по ремонту сельскохозяйственных орудий. Вскоре она была реорганизована в механический и чугунолитейный завод. Затем предприятие стало ремонтировать портовые плавательные средства, и постепенно завод сконцентрировал в своих руках заказы почти всех судовладельцев на ремонт пароходов, изготовление паровых котлов, машин и механизмов. К концу 80-х годов на счету предприятия было более 250 отремонтированных судов и 45 построенных пароходов, значительное число машин и механизмов. В это же время был выстроен паровой эллинг, а рядом судостроительный цех. К осени 1916 года на заводе работало 11000 человек. [4]
Немцы внесли свой вклад и в развитие лечебного дела, в частности, в Одессе в 1890 году евангелическая община города приняла предложение пастора Ф.Бинемана и на собственные средства и частные пожертвования построила больницу. Она была образцовой с точки зрения гигиены, оборудования, комфортабельности. Прекрасный врачебный кабинет, большие светлые палаты, специальная веранда для прогулок тяжелобольных, ванные комнаты, столовые и чайные. Новая больница открыла свои двери не только для членов евангелической общины, но и для всех больных города и его окрестностей. Незадолго до первой мировой войны были возведены новые многоэтажные корпуса больницы. [4]
Немцы внесли свой вклад и в развитие образования. На новые места жительства они перенесли сложившуюся в Германии немецкую народную школу. Затем сеть учебных заведений расширялась и реформировалась. К концу 19 века народная школа ставила своей целью давать детям «хорошую подготовку для практической деятельности в области торговли и промышленности». Развитие образования способствовало появлению газет на немецком языке. Немецкие общества устраивали музыкальные и драматические вечера, давали концерты и спектакли, читали лекции.
Они были щедрыми благотворителями, достойными попечителями детских приютов и учебных заведений. Они любили свою новую Родину и старались честно служить ей в добрые и недобрые времена, за что награждались русскими императорами орденами различных достоинств.
9. Мониторинг. Изучив историю жизни и быта своих предков, провели анкетирование учащихся с целью анализа их отношения к истории своих предков. Всего в социологическом исследовании приняли участие 45 человек (6-7) классы школы-интерната №19 ОАО «РЖД» ст. Новокузнецк. Анкета состояла из 5 вопросов. Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде диаграмм. (См. Приложение).
По результатам мониторинга можно сделать следующие выводы.
Среди ответов учащихся 6-7 классов наблюдается, что они имеют представление о «российских немцах» (40%) и о характерных чертах этой нации. Такой осведомлённости, возможно, послужила ранее написанная исследовательская работа «Моя родословная», вызвавшая интерес и уважение к моей нации.
Исследования и анализ показали низкий уровень знания истории рода своих предков, только 37% респондентов заявили о своих знаниях. Такая результативность свидетельствует, что историко-культурная память о генеалогическом древе семьи зачастую отсутствует. Хотя на аналогичный вопрос анкетирования учащихся в предыдущей работе только 25% респондентов дали положительный ответ. Отсюда следует, что интерес к своей родословной возрастает. Построенная диаграмма к вопросу анкеты №5 диагностирует о том, что 99% учащихся изъявляют желание подробно заниматься изучением жизни и быта своих предков. Такому интересу сопутствует и потребность узнать историю своего края.
10. Заключение. В своём исследовании постарались восстановить, изучить и сохранить историю жизни немецких общин в России 19 века на примере общины Кандель. Мы узнали много значительных сведений и пришли к следующим выводам:
Гипотеза, что «русские» немцы внесли особый вклад в развитие России благодаря личностным качествам», нашла своё подтверждение.
Закат немецких колоний приходится на начало 20 века в связи с Первой мировой войной. В 30-годы была проведена «немецкая операция», изгнание на «вечные времена».
Сегодня не существует деревни Кандель, её потомки рассеяны по всему миру. Но история моих предков, как голос из прошлого, способна научить, как надо жить, заботиться о своём доме, чтить старших в своём роду и честно служить России в добрые и недобрые времена.
11. Список использованных источников
12. Приложение.
1.Знаком ли Вам термин «российские немцы»?
а) да
б) нет (д.1)
2.Какие черты характерны для «российских немцев»?
а) пунктуальность
б) чистоплотность
в) терпеливость
г) работоспособность
в) аккуратность
3. Знаете ли Вы откуда Ваши предки родом?
а) да
б) нет
4.Интересно ли Вам узнать жизнь и быт Ваших предков подробно?
а) да
б) нет(д.4)
5.Хотели бы Вы изучать историю Вашего края на примере жизни Ваших предков?
а) да
б) нет(д.5)
Растрёпанный воробей
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Мастер-класс "Корзиночка"
Нора Аргунова. Щенята
Огонь фламенко