• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Мир "невидимок" вокруг нас, или Как поймать микроба"

Опубликовано Скрипка Ирина Игоревна вкл 22.01.2019 - 7:33
Автор: 
Данил Г.

исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_nevidimov_vokrug_nas_ili_kak_poymat_mikroba.docx639.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №16

Конкурс проектных и исследовательских работ

«Я – исследователь»

Секция: естественнонаучная (живая природа)

«Мир «невидимок» вокруг нас, или Как поймать микроба»

                                                       Работу выполнил: ученик 4д класса,

                            Гайнитдинов Данил

                                                                Руководитель: Скрипка Ирина Игоревна,

                                                                    учитель начальных классов

г. Новый Уренгой, 2017г.

           1.   Аннотация

Цель научной работы: изучение условий развития и размножения микробов, их роли в жизни человека.

Методы проведенных исследований: изучение научно-познавательной литературы, экспериментальное исследование и наблюдение, сравнительно - сопоставимый анализ.

В результате проведённого теоретического исследования мы выяснили:

- микробы выполняют различные функции в природе;

- микробы можно разделить на опасные и полезные для живых организмов;

-излюбленные места обитания опасных микроорганизмов там, где наблюдается большое скопление людей.

В экспериментальной части нашего исследования мы посеяли смывы с грязных и чистых рук  на питательную среду  агар-агар (кровяной) и обнаружили рост больших колоний болезнетворных кишечных палочек на агар-агаре с грязных рук и одиночные бактерии на агар-агаре с чистых рук (мытых с мылом), что является наглядным примером  необходимости соблюдения  правил гигиены.

2.Введение

        Мама, учитель постоянно твердят: «Мой руки с мылом после того, как пришел с улицы, мой руки перед едой,  - в организм могут попасть микробы, из-за которых можно заболеть».

      Я часто думал о том, что вокруг нас существует огромный мир «невидимок». Узнал, что  представителей этого мира называют «микробами» за их ничтожную величину (от греческого слова «микрос» - «маленький»).   Меня заинтересовал вопрос: «Все ли микробы приносят вред?  Где размножаются микробы, которых нужно опасаться. Как обнаружить  микроба, если он такой маленький?»

Цель работы: изучение условий развития и размножения микробов, их роли в жизни человека.

Задачи:

- изучить литературу, проанализировать, и обобщить полученную информацию;

- взять смывы с немытых и мытых с мылом рук;

- вырастить бактериальные культуры, и изучить их;

- доказать необходимость соблюдения правил гигиены;

- обобщить результаты, сделать выводы и выступить перед товарищами.

Объект исследования: микробы

Предмет исследования: наличие микробов на немытых и мытых с мылом

руках.

Гипотеза: для роста   и   развития    микробов   необходимы  определенные

условия.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы как наглядный материал при проведении уроков окружающего мира, а также как интересный, познавательный материал во внеурочной деятельности.

3.Основная часть

Что такое микробы

Микробы - микроорганизмы которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их характерный размер-менее 0.1мм). Они могут быть классифицированы как бактерии, простейшие, вирусы, грибки, археи, планктон, и планарии. Микробы обитают почти повсеместно в воздухе и на земле, в воде и в почве, в растениях и в животных, даже в человеке!     

Какие микроорганизмы полезны, а какие приносят вред

Существуют множество бактерий, без которых жить на Земле было бы трудно. Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир, йогурт, сыр, творог, сметану, ряженку. Клубеньковые бактерии, живущие на корнях бобовых растений, умеют поглощать из атмосферы азот, и    тем    самым   повышают плодородие почвы. Кишечная палочка живет в кишечнике человека. Она образует полезные витамины и уничтожает некоторых микробов, помогая организму нормально работать. Бактерии, вызывающие гниение, помогают останкам растений и животных сгнить. Болезнетворные бактерии, попадая в организм человека или животного, вызывают опасные заболевания: холеру, чуму, сибирскую язву, тиф, ангину и другие.  Самые любимые места зловредных микробов - это места большого скопления людей, поручни, ручки дверей, кнопки лифта, мобильные телефоны.    

Таким образом, микробы живут повсеместно, выполняют различные функции в природе, могут приносить как пользу, так и вред человеку, животным и другим формам жизни.

Эксперимент 1. Содержание микробов на немытых руках

Цель: Содержатся ли на немытых руках микробы?

Оборудование: чашка Петри №1 с кровяным агар-агаром (является  питательной средой для выделения бактерий группы кишечных палочек), пробирки со стерильными ватными палочками, натрия хлорид.

Объекты исследования: бактерии на руках.

Метод исследования: бактериологический посев

Методика опыта:

1.Стерильной, увлажненной в хлористом  натрии палочкой, провели по немытым  рукам сначала с тыльной стороны, между пальцами, ладони.

2.Данной ватной палочкой нарисовали сетку на питательной среде – кровяном агар-агаре, находящейся в чашке Петри.

3. Чашку Петри перевернули вверх дном, поставили в тёплое темное место на трое суток.

Эксперимент 2. Содержание микробов на чистых руках

          Цель: Содержатся ли на вымытых мылом руках микробы?

Оборудование: чашка Петри №2 с кровяным агар-агаром,  пробирки со стерильными ватными палочками, натрия хлорид.

Объекты исследования: бактерии группы  на руках.

Метод исследования: бактериологический посев

Методика опыта:

1.Стерильной, увлажненной в хлористом  натрии палочкой, провели по вымытым с мылом  рукам сначала с тыльной стороны, между пальцами, ладони.

2.Данной ватной палочкой нарисовали сетку на питательной среде – кровяном агар-агаре, находящейся в чашке Петри.

3. Чашку Петри перевернули вверх дном, поставили в тёплое темное место на трое суток.

Результат

Через трое суток  мы обнаружили в чашке Петри №1  - выросли большие колонии бактерий группы кишечной палочки (приложение №1), которые при попадании в организм человека могут вызвать различные заболевания. В чашке Петри №2 нами обнаружены  лишь единичные бактерии (приложение №2).

Данные эксперимента свидетельствуют о том, что щелочная среда, в которую мы погружаем руки, моя их с мылом, является губительной для микробов.

Рекомендации: 1)Обязательно мыть с мылом руки перед едой, после прогулки.2) Не класть на грязный стол еду. 3)Пить, и есть только из своей посуды. 3)Пользоваться только своими средствами гигиены.

4.Заключение

Таким образом, мир «невидимок», существующий вокруг нас, сильно влияет на нашу жизнь.  Микробы можно разделить на две группы: опасные и полезные для живых организмов.

Проведя исследование, мы выяснили, что излюбленные места обитания опасных микроорганизмов там, где наблюдается большое скопление людей. В экспериментальной части нашего исследования мы посеяли смывы с грязных и чистых рук  на питательную среду  агар-агар (кровяной) и обнаружили рост больших колоний болезнетворных кишечных палочек на агар-агаре с грязных рук и одиночные бактерии на агар-агаре с чистых рук (мытых с мылом), что является наглядным примером  необходимости соблюдения  правил гигиены (прил. №3).

Таким образом, подтвердилась  гипотеза: «Для роста и развития микробов необходимы определенные условия».

В рамках данной работы нами были исследованы болезнетворные микробы, скапливающиеся на руках. Но, изучая литературу, выяснили, что существуют и полезные микроорганизмы, которых мне захотелось узнать более подробно в моей следующей исследовательской работе.

Список литературы

  1. Энциклопедия «Планета Земля», «РОСМЭН», М., 2009.
  2. Келлер Е.А., Вавилин М.О., Решетова Л.А. Мир «невидимок» вокруг нас или Как поймать микроба?// Юный учёный – 2016. - №2.
  3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/21460/МИКРОБЫ
  4. http://www.allvet.ru/knowledge_base/microbiology/istoriya razvitiya
  5. http://www.geo.ru/nauka/kto-zhivet-v-klaviature

 

 

Приложение №1C:\Users\игорь\Downloads\r-Q-5JAg4X0.jpgC:\Users\игорь\Downloads\4nTAwE5xfd4.jpg

C:\Users\игорь\Downloads\tj2XQCys39s.jpg

C:\Users\игорь\Downloads\eKOH2PTO1Mc.jpg

                            Приложение №2C:\Users\игорь\Downloads\y4iHsrHojMw.jpgC:\Users\игорь\Downloads\C6Fl2h72qvc.jpgC:\Users\игорь\Downloads\xeheIUdQTbU.jpg

C:\Users\игорь\Downloads\SExvtfmSDEA.jpg

 

 

Приложение №3

Рост кишечных палочек на питательной среде агар-агар (кровяной)

№

п/п

Объект исследования

Общее число микробов

Вывод

Грязные руки

Сплошной рост колоний

Небезопасно для человека, возможно заболевание диареей и пр. заболеваниями кишечного тракта

Мытые с мылом руки

Единичные колонии

Норма


Поделиться:

Валентин Берестов. Аист и соловей

Снег своими руками

Флейта и Ветер

Ручей и камень

Рисуем осенние листья