• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектная работа "Индикатор-помогатор"

Опубликовано Леусова Наталья Михайловна вкл 22.01.2019 - 18:52
Леусова Наталья Михайловна
Автор: 
Долгачев Егор

Данный материал рассказывает о том, как можно научиться избегать опасных ситуаций. Он содержит инструкцию к использованию игры как средства тренировки действий в трудных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgachev_egor.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1560 «Лидер»

Московский городской конкурс

исследовательских и проектных работ

психолого-педагогическое направление

ПРОЕКТ ТРЕНАЖЕРА НАВЫКА КОНТРОЛЯ СИТУАЦИИ

«ИНДИКАТОР-ПОМОГАТОР»

Долгачёв Егор Олегович

ученик 4-9 класса корпуса А.А. Дельвига

Научные  руководители –

Леусова Наталья Михайловна

Сидорина Наталия Александровна

кандидат педагогических наук

г. Москва, 2019

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Аннотация ………………………………………………………..3
  2. Введение ………………………………………………………….3
  3. Обзор литературы ………………………………………….…….4
  4. План работы над проектом ……………………………………...4
  5. Ресурсное обеспечение проекта ………………………………...5
  6. Описание проектного решения …………………………………5
  7. Оценка полученного результата ………………………………..7
  8. Выводы ……………………………………………………………8
  9. Список литературы ………………………………………………9

  1. Аннотация

В современном мире от человека требуется много навыков и умений, но самое главное, на мой взгляд, чтобы человек мог обеспечить свою безопасность.

Опасных ситуаций много: есть классические, с которыми люди уже знакомы давно и создали множество правил и инструкций как вести себя, попадая в них, есть новые угрозы, которые появились сравнительно недавно и еще не изучены основательно, а поэтому представляют для людей большую опасность. Это, прежде всего все, что связано с развитием цифровых и интернет-технологий: игровая зависимость, социальные сети, интернет-реклама.

Некоторые опасные ситуации могут возникнуть по вине человека из-за несоблюдения им правил. И тогда может пострадать не только он, но и другие люди. Есть опасные ситуации, которые наступают независимо от человека: природные катаклизмы, техногенные катастрофы.

Информации по этому поводу много, но как разобраться в ней, найти правильные и точные алгоритмы, а самое главное эффективные способы передачи информации по формированию культуры безопасного поведения?

  1. Введение

Летом 2018 года я стал участником смены «Универсальный КОД Безопасности» в международном детском центре «Артек». На смене мы проходили обучение в Академии собственной безопасности, а по завершению обучения представляли свои проекты.

Моя работа была посвящена изучению литературы по формированию культуры безопасного поведения, поиску простого и доступного способа тренировки навыков обнаружения опасных ситуаций, и его тестирование.

Моя проектная гипотеза заключается в том, что ребятам будет интересен тренажер в виде игры, и они смогут с его помощью развить навыки контроля ситуации.

  1. Обзор литературы

Почитав литературу по теме культуры безопасного поведения, я остановил свой выбор на методике «Универсальный КОД безопасности». Эта методика основана на применении одного алгоритма к любой ситуации. Он называется универсальный КОД безопасности. КОД – это простая схема действий: контролируй обстановку, оценивай риски, действуй правильно и быстро.

1 шаг - контроль обстановки - заключается в привычке постоянно контролировать окружающее пространство, быть внимательным и наблюдательным, уметь замечать сигналы (звуки, запахи, свет, поведение животных и людей, изменение в природе и т.д.).

2 шаг – оценка рисков – заключается в анализе и оценке поступивших сигналов, какие из них не представляют угрозы, а какие являются индикаторами опасности.

3 шаг – действуй правильно и быстро! – выполнение действий по предотвращению/непопаданию в опасную ситуацию.

Первый шаг алгоритма очень важен, именно он запускает весь алгоритм.

Контроль обстановки человек осуществляет с помощью органов чувств: глаза позволяют нам видеть сигналы, нос – чувствовать запахи, уши – звуки, язык – вкус, кожа передает нам осязательные сигналы.

  1. План работы над проектом

Работа над проектом состояла из нескольких этапов:

  • Создание рисунков для игровых кубиков
  • Проведение тестовых игр
  • Создание игровых правил
  • Проведение игровых чемпионатов для экспериментальных групп
  • Доработка правил
  • Презентация игры широкому кругу участников

  1. Ресурсное обеспечение проекта

Для обеспечения проекта необходимы минимальные ресурсы: набор кубиков, обклеенных рисунками и секундомер для измерения времени.

  1. Описание проектного решения

Свою практическую работу я решил посвятить тренировке навыков контроля ситуации. Я очень люблю играть в настольные игры, поэтому предположил (гипотеза), что ребятам будет интересен тренажер в виде игры, и они смогут развить с его помощью навыки контроля ситуации.

Мой тренажер представлен в виде трех кубиков:

  • первый кубик  содержит на своих гранях органы чувств (ухо, глаз, кожа, нос, язык) и символ КОД;
  • второй кубик содержит на своих гранях места (спортплощадка, парк, дорога, дом, цирк, транспорт)
  • третий кубик имеет красные и зеленые грани, которые символизируют степень риска (зеленая – низкая, красная (высокая).

Как проводится игра-тренировка: участник кидает кубики и получает комбинацию из трех переменных: место ситуации, степень риска, орган чувств. Участнику необходимо описать ситуацию, заданную этими переменными. Например:

Степень риска

место

Орган чувств

Описание

Зеленый

Парк

Ухо

Я в парке слышу пение птицы. Продолжаю прогулку.

Красный

Улица

Глаз

Я иду по дороге и вижу приближающуюся на большой скорости машину. Жду когда она проедет и только после этого перехожу дорогу

Красный

Спорт

КОД*

Я вижу летящий в мою сторону мяч, уклоняюсь от него.

Если на кубике с обозначением органов чувств выпадает значение КОД, то участник может сам выбрать любой из 5 органов чувств.

Для того, чтобы оценить насколько успешно игроки тренируют навыки контроля ситуаций я разработал несколько уровней.

Играть можно как одному, так и в команде.

Если участник самостоятельно тренируется, то уровни ему присваиваются следующим образом.

Уровень первый: новичок. На этом уровне участники играют просто без времени, чтобы познакомиться с правилами игры.

Уровень второй: мастер. На этом уровне фиксируется время, в течение которого участник дает ответ.

Уровень третий: эксперт. На этом уровне участники должны дать ответ за 30 секунд.

Если участники играют в команде от 2 до 4 человек, то уровни определяются таким образом.

Уровень первый: новичок. На этом уровне участники играют без учета времени. Если участник не может придумать ситуацию, предложить за него ситуацию может следующий по кругу участник. Участник, который не сумел назвать ситуацию, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен победитель.

В этом моменте у меня возникла сложность в определении победителя, когда никто из ребят не выбывал. Я придумал такой выход из ситуации: я нарисовал органы чувств на листочке и каждый игрок должен был вычеркивать орган чувств, который ему выпал в ситуации. Тогда победителем становился игрок, который на своем листе первым вычеркнул все органы чувств. При выпадении символа КОД участник может заменить его любым органом чувств (как в ситуации, так и в контрольном листе).

Уровень второй: мастер. На этом уровне фиксируется время, в течение которого участник дает ответ. Победитель определяется по минимальному суммарному времени выполнения задач.

Уровень третий: эксперт. На этом уровне участники должны дать ответ за 30 секунд. Участник, не представивший аргументированный ответ за указанное время, не выбывает из игры, а просто не получает балл за ответ. Победитель определяется по сумме баллов.

Высшее звание победителя этой игры – наставник. Чтобы стать наставником, надо правильно рассказать 9 ситуаций подряд потратив не более 30 секунд на каждую.

  1. Оценка полученного результата

Игра сначала была проверена среди группы ребят возрастом 9-11 лет (28 человек), потом я и мои друзья проводили ее для ребят других отрядов (67 человек). Уровень игрока определяется, прежде всего временем тренировок. Чем больше времени игрок потратил на игру, тем быстрее он справляется с решением ситуации.

Результаты: 24 человека получили звание Наставников, затратив на это примерно 4 часа суммарного времени каждый. Для перехода с уровня на уровень тратится 10-16 игровых ходов.

На фестивале «Я тот, кто опережает опасность» с ней познакомились более 1000 артековцеви 738 поддержали ее.

Я уверен, что ребята, познакомившиеся с моим тренажером, будут реже попадать в опасные ситуации!

  1. Выводы

Мне удалось подтвердить свою гипотезу о том, что ребятам оказался интересен тренажер в виде игры и они смогли развить с его помощью навыки контроля ситуации.

Выводы и наблюдения:

При продолжительной игре начинают попадаться повторные комбинации, и игра становится менее интересной и полезной. Ребята, участвовавшие в эксперименте, предложили мне несколько вариантов решения этой проблемы:

  • также ввести правило, что при повторном выпадении комбинации надо обязательно приводить новый пример (не повторяться);
  • дополнить комплект кубиков еще одним кубиком с обозначением мест.

Второй вариант мне очень понравился, поскольку он позволяет игрокам моделировать больше ситуаций, а значит подготовить ребят к большему количеству ситуаций.

Также ребята, которые достигли уровня экспертов, начинают терять интерес к игре.

И в этом случае у артековцев нашлись подсказки для меня. Возникла интересная идея дополнить мою комбинацию еще одним кубиком, который обозначал количество участников ситуации (я один, с родителями, с другом, с незнакомыми людьми, в большом количестве людей и т.д.)

А еще я им предложил проводить эту игру для своих друзей, чтобы они тоже становились более внимательными и наблюдательными, могли предотвращать опасности.

Свою игру я представлял и взрослым экспертам. Они проявили интерес к тренажеру и посоветовали дополнить ее правилами и продумать по варианты упаковки комплекта.

  1. Список литературы
  1. Сидорина Н.А., Устинов М.В., Дулесова Н.А. Методическое пособие для проведения занятий по безопасному поведению в обществе «Незнакомый маршрут» для обучающихся 1-4 классов. – М.: Наука и образование, 2013. – 28 с.: илл. (Курс интерактивных занятий по профилактике травматизма и формированию культуры собственной безопасности «Универсальный КОД безопасности»).
  2. Сидорина Н.А., Устинов М.В., Дулесова Н.А. Методическое пособие для проведения базового занятия «Универсальный КОД безопасности». – М.: Наука и образование, 2013. – 92 с.: илл. (Курс интерактивных занятий по профилактике травматизма и формированию культуры собственной безопасности «Универсальный КОД безопасности»).
  3. Сидорина Н.А., Устинов М.В., Дулесова Н.А. Методическое пособие для проведения занятий по информационной безопасности «Цифровое странствие» для обучающихся 1-4 классов. – М.: Наука и образование, 2013. – 44 с.: илл. (Курс интерактивных занятий по профилактике травматизма и формированию культуры собственной безопасности «Универсальный КОД безопасности»).
  4. Сидорина Н.А., Устинов М.В., Дулесова Н.А. Методическое пособие для проведения занятий по безопасности на транспорте «Скоростной пробег» для обучающихся 1-4 классов. – М.: Наука и образование, 2013. – 68 с.: илл. (Курс интерактивных занятий по профилактике травматизма и формированию культуры собственной безопасности «Универсальный КОД безопасности»).
  5. Сидорина Н.А., Устинов М.В., Дулесова Н.А. Методическое пособие для проведения занятий по безопасному поведению в быту «Уютное путешествие» для обучающихся 1-4 классов. – М.: Наука и образование, 2013. – 72 с.: илл. (Курс интерактивных занятий по профилактике травматизма и формированию культуры собственной безопасности «Универсальный КОД безопасности»).
  6. Сидорина Н.А., Устинов М.В., Дулесова Н.А. Методическое пособие для проведения занятий по пожарной безопасности «Огненный рейс» для обучающихся 1-4 классов. – М.: Наука и образование, 2013. – 48 с.: илл. (Курс интерактивных занятий по профилактике травматизма и формированию культуры собственной безопасности «Универсальный КОД безопасности»).
  7. Сидорина Н.А., Устинов М.В., Дулесова Н.А. Методическое пособие для проведения занятий по безопасности на природе «Природная экспедиция» для обучающихся 1-4 классов. – М.: Наука и образование, 2013. – 64 с.: илл. (Курс интерактивных занятий по профилактике травматизма и формированию культуры собственной безопасности «Универсальный КОД безопасности»).
  8. Сидорина Н.А., Устинов М.В., Дулесова Н.А. Методическое пособие для проведения итогового занятия «УКБ 1167» для обучающихся 1-4 классов. – М.: Наука и образование, 2013. – 72 с.: илл. (Курс интерактивных занятий по профилактике травматизма и формированию культуры собственной безопасности «Универсальный КОД безопасности»).
  9. Петровская, Людмила Владимировна. Что делать если... / Людмила Петровская; худ. Андрей Селиванов. - Москва: АСТ, 2015. - 143, {1} c.: ил.
  10. Петровская, Людмила Владимировна. Что делать если... 2: Продолжение полюбившейся и очень полезной книги / Людмила Петровская; худ. Андрей Селиванов. - Москва: Издательство АСТ, 2017. - 143, {1} c.: ил.


Поделиться:

Швейня

Никто меня не любит

Красочные картины Джастина Геффри

Сила слова

В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое