Семья- залог успешной адаптации юного спортсмена.
Вложение | Размер |
---|---|
grigorev_anton_protsess_adaptatsii_yunogo_sportsmena.docx | 56.25 КБ |
grigorev_anton_protsess_adaptatsii_yunogo_sportsmena.pptx | 1.78 МБ |
ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»
Направление:
гуманитарные науки
«ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ЮНОГО СПОРТСМЕНА
В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ»
Автор работы: Григорьев Антон,
ученик 3А класса,
МОУ СОШ №94
Руководитель: Самсонова
Светлана Николаевна
2019 год
Содержание:
1 Введение | 3 | |
2 | Понятие адаптация | 3 |
3 | Процесс адаптации юного спортсмена | 4 |
3.1 | Семья – это залог успешной адаптации юного спортсмена | 6 |
3.2 | Особенности воспитательной работы | 8 |
4 | Беседы с родителями и юными спортсменами | 9 |
5 Заключение | 11 | |
Список литературы | 12 | |
Приложение | 13 |
1.Введение
Спорт – это путь по жизни, который предполагает вложение сил, поэтому ребенок приходя в спортивную школу, попадает в незнакомую обстановку и сталкивается с новыми трудностями. Новые условия способствуют приспособлению к ним.
Все дети разные и процесс приспособления к новой деятельности проходит у всех индивидуально.
Цель: изучить особенности адаптационного периода юного спортсмена в спортивной школе.
Задачи:
- изучить понятие адаптации;
- определить особенности проявления адаптации;
- рассмотреть особенности воспитательной работы.
Формы работы:
- наблюдение;
- беседы с родителями и юными спортсменами;
- анкетирование.
Актуальность: материал, представленный в моей работе, будет интересен педагогам и родителям. Здесь они найдут ответ на вопросы, которые могут возникнуть в период адаптации ребёнка.
2. Понятие адаптация
В словаре Д.Н. Ушакова даётся такое определение: «Адаптация - приспособление человека к определённым условиям». И спорт - это непростая деятельность, в которой приходится юным спортсменам переступать через себя, но сразу к этому привыкнуть невозможно.
Существуют несколько видов адаптации ребенка к новым условиям. Каждая адаптация важная. Психическая адаптация одна из главных пунктов успешного приспособления, но организм ребенка следует рассматривать комплексно. Нагрузка на организм меняется, и во всех сферах жизни происходят изменения, это критические моменты, стрессы, новые возможности тела. Итог – это изменение организма и полное приспособление к новой ситуации. Важно, чтобы разум и тело вместе действовали, тогда результат будет легким.
Когда жизнь ребенка меняется, он идет в спортивную школу, меняется его режим дня, расход калорий и потребность в движении. Активная спортивная деятельность связана с развитием всего организма, что оказывает положительное влияние на психику юного спортсмена.
3. Процесс адаптации юного спортсмена
Адаптация – процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к спортивной секции задействовано много механизмов на социальном уровне, психологическом и физиологическом.
В спортивной деятельности процесс адаптации происходит в следующих аспектах: а) физический; б) социальный; в) психологический.
При физической адаптации происходит мобилизация всего организма ребенка, которая направлена на преодоление стресса постоянных спортивных нагрузок.!!!!!!!! Такой процесс сложный, но он идёт только на пользу юному спортсмену, для нормального функционирования организма необходимы физические нагрузки. Но приспособление к физическим нагрузкам проходит постепенно. Пассивные дети тяжело принимают новый образ жизни. Для гиперактивных детей, спорт – это возможность выпускать свою энергию, занятия снимают стресс.
При социальной адаптации у детей появляется незнакомый, другой социальный статус, они начинают гордиться своими достижениями, постоянно улучшать свои показатели.
При психологической адаптации перестраивается сознание, изменяется характер, ребенок начинает осознавать важность своего нового вида деятельности, происходит воспитание волевых качеств личности.
Занятия спортом – добровольное желание, а относительная доступность и эмоциональная привлекательность физической культурой оказывают притягательную силу на детей.
Спортивная секция может стать важной для ребенка и приобрести новое значение в жизни. Изменяется образ жизни: дом – семья – школа – друзья, добавляется секция. Юным спортсменам надо успешно стараться сочетать всю эту цепочку.
Адаптация к новой обстановке, новому месту, новым ситуациям, новым людям протекает у всех ребят по-разному.
В первую очередь, при изменении образа жизни нарушается эмоциональное состояние детей. В период адаптации дети отличаются беспокойством: плачут, стремятся к физическому контакту с взрослыми, или наоборот, раздражаются и сторонятся своих сверстников. На сне и аппетите ребенка также сказывается эмоциональное состояние юного спортсмена.
Для детей существуют 3 вида социальной адаптации:
благоприятная:
- за 1 – 2 месяца полностью проходит, ребенку нравится его секция, занятия даются легко, посещение проходит без стрессов, появились друзья, установлен контакт с тренером – преподавателем, наблюдается хорошее настроение;
средняя:
- такая адаптация длится не меньше 6 месяцев, процесс приспособления протекает тяжело, постоянное концентрирование ребенка на занятии;
неблагоприятная:
- в конце первого года адаптация еще не наступает, поведение ребенка агрессивное, нет общего языка с другими юными спортсменами, не желает следовать нормам поведения.
В процессе адаптации важную роль играет физические характеристики и особенности телосложения. При выборе секции стоит обратить внимание на рост ребенка: очень высокий рост не ценится в гимнастике, а в волейболе и баскетболе ценится. Дети с лишним весом могут добиться результатов в дзюдо, хоккее, а вот на футболе суперрезультатов не будет, и может привиться отвращение к занятиям.
Адаптация станет легче и будет быстрее протекать, если для ребенка выбранный вид спорта приносит удовольствие, юный спортсмен заинтересован в занятиях, если же нет, то процесс адаптации будет мучителен.
3.1 Семья – это залог успешной адаптации юного спортсмена
Семья – это главное в жизни каждого ребенка, она помогает направить с раннего возраста чувства, сознание и волю детей. От традиций, воспитательных процессов в семье зависит отношение ребенка ко всему: знания об окружающем мире, умения, навыки, первый жизненный опыт приобретается под руководством родителей. Но спорт очень важен и полезен для человека, занимаясь, развиваются многие личностные качества и здоровое тело.
Занимаясь спортом, приходится переступать через свои возможности и желания. Быстро привыкнуть к такому процессу невозможно, поэтому родителям необходимо помогать своим детям не только в процессе адаптации ребенка, но и во всей спортивной деятельности.
От родителей зависит многое. Следует понимать, что юные спортсмены в возрасте 7 лет очень активны, а многие гиперактивны. Для них нет разницы между тренером – преподавателем и воспитателем, садиком и спортивной школой. Спортивный образ жизни для детей необходим, возможность выпустить энергию, снять стресс благотворно влияет на них.
Ребенок, занимаясь спортом, расходует много энергии, так как у него повышенные физические нагрузки, поэтому родителям стоить следить за питанием юного спортсмена. Большой расход энергии юного спортсмена уходит на эмоциональное напряжение, переживания в соревновательный период и волевые усилия, направленные на достижение результатов в спорте.
Поэтому, в первую очередь, родителям следует прививать любовь к спорту, интерес, чтобы в результате спортивные занятия приносили удовольствие ребенку. Занятие в спортивной секции должно быть добровольное. Когда нет стремления заниматься, стараться стать лучшим, развиваться и готовиться в спортивной сфере, в таком случае от занятий «из под палки» полезного эффекта не будет. При этом страдает нервная система ребенка, и начинаются частые болезни, дети начинают думать только об избегании в нелюбимую секцию. Спортивные занятия важны как воспитательный процесс личностных качеств, но не в виде принуждения. Любовь к спортивным занятиям, секции, спорту не придет к ребенку по принуждению, только с возрастом.
Если родители на собственном примере будут показывать положительные стороны активного здорового образа жизни ребенку, то и процесс адаптации пройдет наиболее безболезненно. Начинать следует с эмоционального воздействия на детей. Если ребенок отказывается кататься на велосипеде, или отказывает вам поиграть в футбол, не стоит расстраиваться, покатавшись, обязательно нужно рассказать о своих впечатлениях ребенку, о том как было увлекательно и здорово. Делясь своими эмоциями красочно, вы заинтересовываете ребенка, привлекаете его, таким образом, в следующий раз, ребенок не пропустит это увлекательное занятие и вместе с вами станет заниматься.
Все родители хотят видеть своих детей сильными и здоровыми, но иногда родители отбивают охоту на занятия спортом. Адаптация протекает легко, если ребенок сам определился с видом спорта, что предоставляет для него интерес, если ребенок не хочется заниматься, тогда замедляется процесс адаптации и снижается эффективность этой спортивной деятельности.
Чтобы юные спортсмены любили то, чем они занимаются, родителям необходимо начинать прилагать свои усилия в этом процессе не накануне прихода в спортивную секцию.
3.2 Особенности воспитательной работы
Спортивная деятельность формирует многие личностные качества спортсмена, но также характер. Воспитательная работа должна быть правильной, так как может сломать характер ребенка. Такие моменты вызывают опасения у родителей. Дети, которые приходят на секцию, должны понимать серьезность происходящего, должны знать, что иметь представление, что такое спорт, хочет ли он заниматься в этой конкретной секции. Ведь спорт может быть жестоким, поэтому следует объяснить ребенку доступно, чтобы юный спортсмен понял как вести себя на секции, вне их, как следует реагировать на поражения и победы.
Физическое воспитание - это педагогический процесс, который направлен на формирование физически - морального здорового поколения, на укрепление здоровья детей.
Важным элементом является проявление воли. Родителям необходимо следить за режимом тренировок, не разрешать пропускать тренировки без всякой причины, таким образом, полностью будет реализована эмоционально – волевая составляющая занятий спортивной деятельности. Это является важным для юного спортсмена, он будет лучше осознавать свои возможности с желаниями, но только при условии регулярных занятий. Иначе придется много прикладывать усилий в адаптационный период.
Говоря о целеустремленности, то при работе с детьми, этот сложный процесс педагогический, также следует формировать через стремления к спортивным занятиям.
При воспитательной работе следует делать акцент на то, что ребята в таком возрасте ранимые и эмоционально незрелые. Юных спортсменов необходимо научить анализировать причины спортивных неудач, для исправления своих ошибок.
У юных спортсменов нравственные нормы поведения обосновываются идеалами справедливости и добра, формируются под воздействием воспитания. Такими идеалами являются педагоги, от воздействия тренера зависит становление личности юного спортсмена. Тренер – преподаватель должен планировать свою работу дифференцированно. День открытых дверей, родительские собрания, и организация совместных с родителями спортивных праздников с родителями положительно влияют на динамику адаптации. Совместное взаимодействие родителей и педагогов способствует успешной адаптации детей в спортивной школе.
Во многом формирование спортивного характера и воспитание личностных качеств зависит от родителей, самого спортсмена, от педагогического мастерства тренера – преподавателя, ведь только совокупность знаний, навыков, умений, правильное выстраивание в спортивной деятельности межличностных отношений поможет легко и быстро преодолеть сложный процесс – адаптацию.
4. Беседы с родителями и юными спортсменами
Я узнал, что в моем классе есть ребята, которые занимаются разными видами спорта. Для интервью с ними я подготовил анкеты с вопросами.
По результатам анкетирования было выявлено, что большинство ребят в спорт привели родители. Их вид спорта им очень нравится, и они занимаются с удовольствием. Но при этом спорт не мешает учебе, а в некоторых случаях даже и помогает. Все ребята хотят достичь высоких результатов в своем виде спорта.
5. Заключение
Адаптация – это непростой и комплексный процесс, в результате которого перестраиваются все системы организм, так как меняется образ жизни юного спортсмена. В настоящее время в практике спорта не разработаны методы изучения адаптационного процесса в спортивной деятельности, но принято считать основным критерием их спортивные результаты и достижения, уровень и темп достижения.
Каждый ребенок индивидуален, и поэтому формы и методы должны быть индивидуальны. Главным фактором в быстрой адаптации юного спортсмена является добровольно выбранная секция им самим, которая приносит положительные эмоции и удовлетворение для ребенка.
Воспитание здоровой и образованной, гармоничной и всесторонне развитой личности требует обязательного внимания родителей.
Совместное взаимодействие родителей и педагогов способствует успешной адаптации детей к секции.
Семья должна быть хорошей школой, а спортивная школа хорошей семьей.
Список литературы
1.Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Проспект, 2002. – 414 с. 14.Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. СПб.: Союз,2007. 224 с.
2.Виру А.А., П.К. Кырге. Гормоны и спортивная работоспособность. – М.: ФиС, 1983.-159с.
3. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. С.
4.Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб., 2003. – 276с.
5.Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.
6.Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – с.66 – 77.
7.Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
8.Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Владос, 2004. – 416 с.
9.Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2001. – 253 с.
10.Словарь по педагогике. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю.Москва ИКЦ «Март»2005г 448с
11.Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006. – 214 с.
Приложение
Рекомендации родителям юных спортсменов
Вопросы для анкеты:
1. Как зовут?
2. Как пришел(а) в спорт?
3. Почему именно этот вид спорта?
4. Что тебе в нем нравится?
5. Сколько тебе было лет, когда начал(а) заниматься спортом?
6. Самые запоминающиеся соревнования?
7. Где получил(а) первую награду (первое место)?
8. Что самое тяжелое в этом спорте?
9. Как, получается, сочетать занятия с учебой?
10. Что хочешь достичь в этом спорте?
11. Посоветовал(а) бы ты своим сверстникам заниматься этим видом спорта?
Слайд 1
«ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ЮНОГО СПОРТСМЕНА В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ» Автор работы: Григорьев Антон, ученик 3А класса, МОУ СОШ №94 Руководитель : Самсонова Светлана Николаевна «Пять колец успеха»Слайд 2
Спорт – путь по жизни Цель : изучить особенности адаптационного периода юного спортсмена в спортивной школе. Задачи : - изучить понятие адаптации; - определить особенности проявления адаптации; - рассмотреть особенности воспитательной работы. Формы работы : - наблюдение; - беседы с родителями и юными спортсменами; - анкетирование. Актуальность :материал, представленный в моей работе, будет интересен педагогам и родителям. Здесь они найдут ответ на вопросы, которые могут возникнуть в период адаптации ребёнка.
Слайд 3
Словарь Д.Н. Ушакова «Адаптация - приспособление человека к определённым условиям» Д.Н. Ушаков
Слайд 4
Виды адаптации Психическая Физическая Социальная
Слайд 5
процессы адаптации физический - происходит мобилизация всего организма ребенка, которая направлена на преодоление стресса постоянных спортивных нагрузок социальный - появляется незнакомый, другой социальный статус, они начинают гордиться своими достижениями, постоянно улучшать свои показатели психологический - перестраивается сознание, изменяется характер, ребенок начинает осознавать важность своего нового вида деятельности, происходит воспитание волевых качеств личности
Слайд 6
секция Занятия спортом – добровольное желание дом семья школа друзья
Слайд 7
социальная адаптация благоприятная: 1 – 2 месяца средняя: 6 месяцев неблагоприятная: 1 год
Слайд 8
физические характеристики
Слайд 9
Занятия спортом – добровольное желание
Слайд 10
Семья – это главное в жизни каждого ребенка
Слайд 11
Мастерство тренера - преподавателя
Слайд 12
Результаты анкетирования
Слайд 13
Выводы Адаптация – это непростой и комплексный процесс, в результате которого перестраиваются все системы организма. Каждый ребенок индивидуален, и поэтому формы и методы должны быть индивидуальны. Факторы в быстрой адаптации: добровольно выбранная секция, внимание родителей. Совместное взаимодействие родителей и педагогов.
Слайд 14
Семья должна быть хорошей школой, а спортивная школа хорошей семьей.
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Как Снегурочке раскатать тесто?
Загадка Бабы-Яги
Каргопольская игрушка
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Рисуем белые грибы пастелью