• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Главные вкладки

  • Просмотр(активная вкладка)
  • Редактировать

Статьи

Опубликовано Захарова Наталия Аркадьевна вкл 15.11.2019 - 19:57
Автор: 
Двоеглазова Мария

Творческий проект "Духовные традиции моей семьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_traditsii.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 г. Йошкар-Олы»

Творческий проект

На тему «Семейные традиции»

номинация: «Духовные традиции моей семьи»

Работу выполнила:

ученица 4 В класса

Двоеглазова Мария

                                                  Руководитель:

Захарова Наталия Аркадьевна,

учитель начальных классов

                                                 

г. Йошкар-Ола,

2018 г.

Содержание

Введение

  1. Основная часть.
  1. Истрия семейных традиций на Руси
  2. Удмуртские корни в моей семье
  1. Практическая часть
  1. Традиции моей семьи

     2.2.  Анкетирование

    2.3.  Генеалогическое древо моей семьи.

Заключение

Список литературы

                                                                                                                                               

Введение

                                В семейном кругу мы с вами растём

 Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

 И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом.

Тараданова Дарья (слайд 2)

        В настоящее время в российском обществе повышается внимание к семье. Пристальное внимание к институту семьи в нашей стране связано с ухудшением демографической ситуации. Проблемы усугубляются и теми факторами, которые наблюдают педагоги: в семье отсутствуют благоприятные условия для общения, уходит положительный эмоциональный настрой. Действительно, ритмы сегодняшней жизни, сложившиеся социально-экономические условия не способствуют созданию той атмосферы семьи, когда неспешно, по-доброму проходит общение детей с родителями. Утрачиваются традиции народной педагогики, когда из поколения в поколение передавался опыт родителей, формировались навыки по уходу за братьями, сестрами, осуществлялся перенос этих навыков подросшими детьми в свою собственную семью и т.п.

        Именно в семье усваивается то, что потом закладывается в основу личности. Семейные традиции формируют национальную культуру в целом.

В школе на уроках ОРКСЭ, на внеклассных мероприятиях мы часто говорим о семейных ценностях, традициях. И меня очень заинтересовала эта тема, потому что семья – это самое важное для человека.  Я задумалась, есть ли у нас в семье традиции. У меня возникли вопросы:

  • Что такое семейные традиции?
  • Есть ли традиции в моей семье?
  • Какое значение имеют традиции в моей семье?
  • Действительно ли традиции могут сделать семью крепче?

        Мы решили разобраться в этом и разработали проект на тему моего исследования «Семейные традиции».  Мы считаем, что моя  исследовательская работа является актуальной, потому что  в последнее время о традициях говорят много. (слайд 3) Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего,  даже порою, не зная друг друга. Поэтому, я считаю, что нужно возрождать традиции, семейные традиции.

         Работа по изучению семейных традиций должна способствовать развитию интереса к истории своих предков, способствовать укреплению духовных ценностей, повысить культурный уровень.         

        Я поставила перед собой цель: (слайд 4) формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека и выяснение роли традиций в становлении крепкой и дружной семьи.

Задачи проекта: (слайд 4)

Познавательные:

Узнать:

- что такое семейные традиции;

- какие традиции есть в моей семье;

- есть ли у нас совместные увлечения;

- Составить генеалогическое древо моей семьи.

Регулятивные:

- оценить значимости знания традиций своей семьи;

- повысить  интерес к семье, её традициям;

Личностные:

- способствовать более близкому общению членов семьи;

- укрепить детско - родительских отношений;

- развить интерес к истории своих предков, своей родословной;

Коммуникативные:

- коллективно обсуждать, размышлять об истории семьи;

- воспитать уважительное отношение к членам семьи, сплочению семьи;

- воспитать интерес к национальной культуре ;

 - воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания учащихся.

Гипотеза  – если мы будем изучать  историю своей семьи,  традиции, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение будет хранить и  помнить прошлое,  будет гордиться своими корнями.

Предмет исследования –история и традиции моей семьи.                 (слайд 5)

Формы  и методы работы - поисковая деятельность, обзор фотографий, беседа с родителями, опрос  одноклассников, анализ полученной информации.

 Этапы работы  исследовательской деятельности: (слайд 6)

1 .Сбор информации (беседы с родственниками, чтение литературы по теме исследования).

2. Анкетирование учащихся.

3. Обсуждение результатов поиска(анализ полученной информации).

4. Оформление презентации.

5. Подготовка к выступлению по собранным материалам.

Результат моей работы – оформление генеалогического древа, защита исследовательского проекта на муниципальном конкурсе исследовательских работ.


  1. Основная часть
  1. История семейных традиций на Руси

        На  Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября 1917 года, дня октябрьской революции, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. (слайд 7)

        Семейные и брачные отношения в Древней Руси регулировались народными обычаями и общественными нормами. Бытовые особенности семьи:
—Коллективная собственность,
—Общее хозяйство,
— Глава семьи – старший мужчина, являвшийся носителем беспрекословной власти, представителем всей семьи, основной работник, от которого зависело материальное состояние и нравственное положение в обществе его родных;
— Старшая женщина – распорядительница семейных запасов и всех домашних дел, которая при долгом отсутствии главы семьи брала его функции на себя.
        В семейном воспитании подрастающего поколения помимо родителей участвовали бабушки и дедушки, которые посвящали внукам оставшуюся жизнь.
        Множество древнерусских традиций связаны со свадьбой. Брак осуществлялся либо по согласованию и договору старших родственников, либо «умыканием», то есть путем воровства невесты. Свадьба представляла собой последовательное выполнение обрядов, определявшихся традициями:
— Сватовство (переговоры сторон о возможности заключения брака, предложение всегда исходило со стороны семьи юноши);

- Погляд (посещение родственниками девицы семьи посватавшегося);

- Смотрины (представление посватанной девицы родственникам юноши);

- Сговор (окончательное решение о заключении брака и проведении самой свадьбы, сговор оканчивался традиционным рукобитьем, то есть отцы посватанных детей с размаху били по рукам, обернув их платками или овчиной; после этого невеста должна была оплакивать свое девичество, носила строгую одежду и платок, мало говорила; жених же напротив устраивал гуляния со своими друзьями);

- Каравайный обряд (выпечка каравая как символа рождения новой жизни, богатства и благополучия в быту; этот обряд выполняли молодые женщины, счастливые в семейной жизни и имевшие здоровых детей; самим караваем гостей угощали после брачной ночи);
— Подвенёха (девичник, представлял собой ряд обрядов накануне венчания, ознаменование перехода девицы в жизнь замужней женщины);
— Свадебные поезд (выезд жениха и невесты в церковь для венчания);

- Венчание (заключение брака в Православной церкви, основной обряд свадьбы);

- Княжий стол (свадебный пир);
— Брачная ночь (Ночь было принято проводить в другом доме. Эта традиция появилась из-за поверья о злой силе, что насылалась на дом, в котором праздновали саму свадьбу.) ;
— Повивание молодой (смена девичьих прически и головного убора на женские);

- Отводины (застолье для новобрачных в доме молодой жены).

        Также существовало немало обрядов и традиций в Древней Руси, связанных с рождением детей, цель которых была оградить ребенка от злых духов и устроить как можно лучше его будущее.

        Часть, конечно, осталось, трансформировавшись. Часть – канули в небытие. Ну и, конечно появились новые.  

  1. Удмуртские корни в моей семье

         «Семейные традиции – это повторяющиеся, понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение». 

            У меня есть замечательная удмуртская  бабушка Кошкарова Надежда Ивановна,  (слайд 8) именуемая песянай. Живет она  в д. Костоваты Республика Удмуртия.   Мы тоже раньше жили там. Так получилось, что мы в 2014 г. переехали в РМЭ г. Йошкар-Ола. Так как мы живем далеко друг от друга, то и видимся не так часто, как хотелось бы. Очень многое хочется у них узнать: о детстве моих родителей, о традициях удмуртского  народа. Когда я была маленькая, то говорила всем, что у меня «английские бабушки», а теперь-то понимаю, что есть такая национальность, со своими обычаями и традициями. У удмуртского  народа много традиций и обрядов. Некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Живя даже на расстоянии, моя мама помнит и соблюдает традиции удмуртского народа. Хочется рассказать  немного о  них.

        Основными традициями и обычаями Удмуртского народа являются различные праздники, а точнее сам процесс празднования. (слайд9)

        Поводом для праздника Толсур является весь собранный народом урожай. В этот день люди убирают в своих домах, накрывают праздничный стол, ставят на него пиво и кумышки, так называют национальный самогон, и созывают полный дом гостей. В этот день принято отгонять злых духов, переодеваясь в различные костюмы, играть в жмурки, петь и танцевать.

        Праздник Акаяшка начинается с изгнания Шайтана, чтобы он не испортил людям праздник, а также защиты дома от нечистой силы. Этот праздник длится 3 дня, после которых наступает Пасха. Люди готовят кушанья, варят пиво, созывают гостей. Удмуртами принято забивать в этот день птицу, как правило, утка, для жертвоприношения. А в последний день женщины стегут овец, для того, чтобы было здоровье и достаток.

        Практически все праздники Удмуртов связаны с урожаем, потому что он является основным источником доходов – Гербер, Куриськон, Семык Келян, Выль Жук, Пукрол, - все эти праздники отмечаются до сбора урожая или после.

        В Удмуртии, как и у нас, отмечают праздник Вой дыр, (слайд 9) напоминающий масленицу. Празднование проводили через 7-8 недель после Нового года, в конце февраля-начале марта. Водили хороводы, катались на санях и жгли солому и факелы. Вой дыр – игровой день, дети катаются на лошадях, спускаются со снежных горок. Девушки в этот день гадают на кудель. В последний праздничный день удмурты наряжаются в различные костюмы и устраивают медвежью пляску.

        Мы соблюдаем эту традицию. На праздник Вой дыр  выезжаем за город кататься на ватрушках , есть блины, сжигать чучело.

        У удмуртского  народа много традиций и обрядов.  Но, к сожалению, некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории.

                                                       

                                                                                   

2.2.  Традиции моей семьи

       Семья – это люди, ближе которых  никого не найти. Вот почему для меня семья так важна, почему я так ею дорожу. Моя семья небольшая(слайд 10) У меня есть мама, папа и старшая сестра.  Маму я очень люблю. (слайд 10) Где бы я ни была, что бы со мной не случилось, я всегда рассчитываю на ее поддержку и помощь. Она всегда уделяет нам с сестрой много внимания, всегда выслушает, посоветует. С ней можно говорить обо всем, а это очень важно. Хорошо, когда есть такой человек, от которого не нужно ничего таить. Мама работает закройщиком.  

         У папы работа тоже отчасти творческая, потому что он строитель. В трудную минуту он всегда придет на помощь и даст мудрый совет.

        Сестра Амина (слайд 13) для меня самая близкая подруга. Она учится в 9 классе, очень веселая, любит рисовать и у неё это очень хорошо получается. Мама говорит, что у неё дар к рисованию.

         Не могу сказать, что наша семья чем-то сильно отличается от других семей нашей страны. Нет в ней ничего необычного и выдающегося. Однако для меня она самая лучшая.

        В одной из статей я прочитала: « Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Если закрыть глаза и произнести слово «семья», то представляется что - то такое , что присуще только вашей семье. Вот именно это «что – то» можно назвать семейной традицией. Семейные традиции - это духовное отношение дома.

        Мне очень нравится стихотворение о семье Татьяны Булыковской.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Отец и мать , и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец.

Родители – во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе, всех родней.

Любите! И цените счастье !

Оно рождается в семье ,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной семье?

        Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности.    Наши внутрисемейные традиции: (слайд 11,12)

  1. Любовь, взаимоуважение, дружба. 

        Интересный факт:  По исследованиям психологов самыми счастливыми родителями являются те, у которых имеются две дочери. К основным положительным сторонам относятся: огромное взаимопонимание среди детей и родителей, у детей больше общих игр и они меньше ссорятся между собой.  И это на самом деле так. Наша семья очень дружная. 

  1. Забота  друг  о  друге.

        Настоящая забота в семье — это мудрое наставничество взрослых над детьми с целью помочь овладеть навыками самостоятельной жизни.                                                                                                                                                   Ну, а мы, дети,  в свою очередь помогаем заботиться о животных, которые живут вместе с нами. Это наша собака Тед.

3. Совместный  отдых: 

-способствует укреплению семьи;

-развивает у детей любознательность;

-приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;

-расширяет кругозор ребенка;

-сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).

        Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают. Каждый год летом мы с мамой, сестрой, папой едем к нашей бабушке в гости.

4.Совместные  праздники.

           Совместные праздники объединяют, сплачивают родителей с детьми Ведь дети любят праздники, а когда рядом папа или мама – это праздник вдвойне.                                                                                                                                                   Совместные праздники являются необходимыми для каждой семьи: это мама, каждый вечер рассказывающая  детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице,  это  1 сентября -ответственный и праздничный день для нашей  семьи,  это 8 марта, праздник Светлой пасхи, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с нами сладкими воспоминаниями о детстве.

5.Совместные увлечения (слайд 13)

             Я считаю, что главное  всемье – это совместные увлечения. В совместной деятельности  мама и папа могут взглянуть на детей другими глазами, а дети — лучше узнать своих родителей. Кроме того, детям  так важно чувствовать свою необходимость, вносить свой вклад в семью. Участие в совместной деятельности позволит им ощутить себя   нужными и значимыми.

        Мне повезло, у нас есть общее увлечение.   Вся наша семья увлекается созданием одежды. Мы с сестрой придумываем дизайн одежды, а мама –шьет.  Я участвую в показах «Академии талантов» с созданными мамой костюмами.

   

  1. Анкетирование

        После того, как я изучила традиции своей семьи, я решила  проанализировать ценности, которые выделяют семьи нашего класса. (Слайд 14) Нами было проведено анкетирование учащихся. Детям были заданы вопросы:         1. Какие традиции есть в вашей семье?

2.Какие совместные увлечения есть в вашей семье?

        Результаты анкетирования учащихся нашего класса показали, что главными традициями семей являются совместные праздники: дни рождения - 21 чел. (100%) и гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 1 мая, 9 мая…) - 19 чел. ( 90,5%). Более половины семей к традициям отнесли совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу - 13 чел. (61,9%), около половины всех учащихся - посещение кино, театра, концертов - 11 чел. (52,4%). Совместными увлечениями являются: забота о домашних животных (уход, дрессировка) - 14 чел.(66,6%).

        Вывод. Главными традициями семей являются совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники. Более половины семей к традициям отнесли совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, школьные праздники, а также посещение кино, театра, концертов. К совместным увлечениям ребята отнесли: заботу о домашних животных (уход, дрессировка).

  1. Генеалогическое древо моей семьи

        После изучения традиций и корня моей семьи,  я приступила к следующему шагу моей работы – создание генеалогического древа. (Слайд 15). К процессу создания семейного древа подключились все члены семьи.  Пусть оно пока не очень ветвистое, но у нас есть большие планы, но это уже совсем другая история.  

Заключение

        Подводя итог нашей работы, можно подвести итоги. . (Слайд 16) Цель нашего проекта достигнута. В ходе работы мы выяснили, что к традициям можно отнести совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники, совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, школьные праздники, а также посещение кино, театра, концертов. Мы уточнили понятие «традиция».Гипотеза – если мы будем изучать  историю своей семьи,  традиции, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение будет хранить и  помнить прошлое,  будет гордиться своими корнями, подтвердилась. Я очень горжусь своими корнями.

        Когда я выполняла эту работу, то ещё раз убедилась в том, что моя семья крепкая и дружная, потому что меня поддерживали и мама, и папа, и бабушка (по телефону), рассказывали о традициях нашей семьи, и у нас есть совместные увлечения.                                                                                                                                                

        Теперь я точно знаю, что поддерживать друг друга в делах – это ещё одна традиция нашей семьи, о которой мне не говорили старшие. Я о ней догадалась сама.  Это было моё радостное открытие.

        Когда я вырасту, у меня будет своя семья. Я думаю, что в свою семью я принесу лучшие традиции. Это важно, потому что такая семья воспитывает порядочных, добрых, жизнерадостных людей, любящих свою семью, свою Родину.

     Я - память своего рода. . (Слайд 17)Но в этом нет моей большой заслуги. Мне досталось жить сегодня,  и весь этот опыт я обязана донести до следующих поколений.

Список литературы

  1. Фотографии и материалы из личного архива.
  2. Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей.М., 2001
  3. Интернет-источник

                                                                                                                                                                                       


  • Мне нравится 
Поделиться:

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Юрий Визбор. Милая моя

Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"

Мост из бумаги для Киры и Вики

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного