• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Умей дело делать, умей и позабавиться. Фольклор нашего времени»

Опубликовано Сергеева Нонна Викторовна вкл 03.11.2020 - 8:46
Автор: 
Дудка Мария 2 класс

Можно ли утверждать, что фольклор не потерял свою актуальность? Какие жанры фольклора популярнее других? Что известно о фольклоре моим сверстникам? Эти вопросы легли в основу моего исследования «Фольклор нашего времени». 

Проблема исследования: бытует мнение, что устное народное творчество уже не занимает людей своими сюжетами, рифмами и остроумием.

 Актуальность  исследования заключается в том, что фольклор является частью нашей речи,  средством выражения мыслей и чувств, а также источником вдохновения даже в современной технологичной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnyy_konkurs_issledovatelskih_rabot_uchashchihsya.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс исследовательских работ учащихся.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 5»

Тема:

«Умей дело делать, умей и позабавиться. Фольклор нашего времени»

Образовательная область- «Все обо всем»

                              Автор: Дудка Мария

2  «а» класс

Руководитель: учитель начальных классов Сергеева Нонна Викторовна.

                                   

                                2020 г.

                                   

                                   Аннотация

С наступлением эпохи современных технологий устное народное творчество уже не занимает людей своими сюжетами, рифмами и остроумием, но до сих пор мы используем в своей речи поговорки и пословицы, рассказываем младшим братьям и сестрам сказки и поем колыбельные. В  Домах  Культуры проходят выступления фольклорных ансамблей, и даже проводятся ежегодные фестивали народной песни. Фольклор – это особая область народной культуры, отражающая многовековой исторический и социальный опыт человеческой жизни.

Можно ли утверждать, что фольклор не потерял свою актуальность? Какие жанры фольклора популярнее других? Что известно о фольклоре моим сверстникам? Эти вопросы легли в основу моего исследования «Фольклор нашего времени».  

Проблема исследования: бытует мнение, что устное народное творчество уже не занимает людей своими сюжетами, рифмами и остроумием.

 Актуальность  исследования заключается в том, что фольклор является частью нашей речи,  средством выражения мыслей и чувств, а также источником вдохновения даже в современной технологичной жизни.

Пути решения проблемы:

  1. Собрать теоретическую базу для исследования.
  2. Собрать лично фольклорный материал Зарайского края.
  3. Познакомиться с фольклорным этнографическим коллективом «Зарайчаночка» и пообщаться с ним на тему песенного творчества.
  4. Провести опрос среди учащихся 2 «А» класса МБОУ «Лицей №5».
  5. Проанализировать полученные данные.

Результаты:

1. Выяснено, что устное народное творчество остается актуальной частью современной жизни.

2. Школьное и дополнительное образование помогает  распространению народной культуры и устного народного творчества.

Выводы: Фольклор - часть нашей речи и устного творчества, средство выражения мыслей и чувств в обыденной жизни, а также источник вдохновения даже в современной технологичной жизни.

                                                          Содержание

1. Введение

2. Основная часть 

2.1. Что такое фольклор?

2.2. Жанры фольклора

  • Загадки
  • Пословицы и поговорки
  •  Сказки
  •  Скороговорки
  •  Народная песня
  •  Былина
  •  Частушки

2.3. Фронтовой фольклор

2.4. Самостоятельная исследовательская работа

  • Сбор фольклорного материала
  • Фольклорный этнографический коллектив «Зарайчаночка»
  • Социологический опрос

3. Заключение

4. Список использованной литературы

  1. Введение

Что такое фольклор для современного человека? Это песни, сказки, пословицы, былины - творчество наших предков, которое создавалось и передавалось из уст в уста когда-то давно, а теперь осталось в виде красивых книжек для детей и репертуара этнографических ансамблей.

Говорят, что "фольклор" в нашем привычном понимании умирает – это не так. Мы все еще верим в приметы и суеверия – это знание не зависит ни от уровня образования, ни от возраста. Часто, мы напеваем себе «под нос» песни, которые знаем с детства от бабушек, и используем в нашей речи пословицы и поговорки, не потерявшие своей мудрости и глубины.

Какую часть современной жизни занимает фольклор? Стоит ли говорить об актуальности произведений народного искусства в век компьютерных технологий? «Умей дело делать, умей и позабавиться» - знают ли одноклассники народные забавы и умеют ли забавляться?

Мне  стали интересны эти вопросы.

Актуальность  исследования заключается в том, что фольклор является частью нашей речи,  средством выражения мыслей и чувств, а также источником вдохновения даже в современной технологичной жизни.

Цель: выяснить, какова  роль  фольклора в современной жизни и степень популярности фольклорных жанров.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • расширить представления о понятии «фольклор»;
  • дать одноклассникам почувствовать, что фольклор – это источник вдохновения для окружающих и самого себя;
  • раскрыть смысл пословицы «Умей дело делать, умей и позабавиться» при помощи устного народного творчества

Методы:

  • поиск теоретической информации в научной литературе и Интернете;
  • проведение социологического исследования среди моих ровесников;
  • общение с носителями фольклора.

Пути решения проблемы:

  1. Собрать теоретическую базу для исследования.
  2. Собрать лично фольклорный материал Зарайского края.
  3. Познакомиться с фольклорным этнографическим коллективом «Зарайчаночка» и пообщаться с ним на тему песенного творчества.
  4. Провести опрос среди учащихся 2 «А» класса МБОУ «Лицей №5».
  5. Проанализировать полученные данные.

         Оригинальность и новизна работы заключается в том, что сделана попытка раскрыть смысл пословицы «Умей дело делать, умей и позабавиться»

через произведения устного народного творчества.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования помогут изменить отношение учащихся начальных классов к устному народному творчеству, что может изменить  их отношение к досугу

2. Основная часть

2.1 Что такое фольклор?

Интерес к фольклору у меня появился на занятиях в хореографической студии. Я и другие воспитанницы занимаемся исполнением танцевальных номеров под народную музыку. Там я впервые прислушалась к распевным мотивам и точным рифмам русских народных песен, которые вдохновили меня познакомиться поближе с устным народным творчеством.

А мама  рассказала мне о фольклорном этнографическом коллективе «Зарайчаночка», который работает  на базе Летуновского Дома культуры. Мне очень захотелось посмотреть их выступления!

На уроках литературного чтения я снова столкнулась с темой фольклора. «Словесные забавы» - так назывались наши уроки.  Мы разбирали пословицы, поговорки. Загадывали друг другу загадки,  играли в игры со словом! Многие мои одноклассники столкнулись с этим материалом впервые, а я решила расширить свои знания на эту тему внеклассным исследованием и познакомить с ним  друзей. Я считаю, что фольклор – это часть нашей жизни, нашего искусства и знание о нем нужно расширять.

Советская историческая энциклопедия дает такое определение слову «фольклор»: совокупность различных видов и форм массового устного художественного творчества одного или нескольких народов. Термин введен в 1846 году  английским археологом Уильямом Джоном Томсом.

На протяжении времени в разных странах под фольклором понималось как народное творчество во всех своих проявлениях, так и более узко — «устная словесность», «устное поэтическое творчество». Распространено представление о фольклоре как о части традиционной крестьянской культуры; в то же время к фольклору может быть отнесено любое самодеятельное творчество (современный городской фольклор), творчество малых групп — объединенных общим занятием (творчество горняков, солдатский, туристский, студенческий фольклор) или по другим причинам.

Под устным понимается художественное,  коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, идеалы, принципы: поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол). Важнейшей особенностью фольклора является его традиционная направленность на устный способ передачи информации. Носителями являлись крестьяне

                                2.2 Жанры фольклора

В фольклоре три рода произведений: эпические, лирические и драматические. В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки. К драматическим жанрам относятся народные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, сказки Пушкина, песни Кольцова, легенды Горького).

Жанры фольклора имеют каждый свое содержание: былины изображают ратные подвиги богатырей, исторические песни — события и героев прошлого, семейные песни описывают бытовую сторону жизни. Для каждого жанра характерны свои герои: в былинах действуют богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, в сказках — Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Баба Яга, в семейных песнях — жена, муж, свекровь.

Загадка

Малый жанр устного творчества. Представляет собой иносказание, требующее разгадывания. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например, «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. В загадках выражается стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.

Пословицы и поговорки

        Пословица — изречение в виде предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. Может иметь повествовательный («в гостях хорошо, а дома лучше») и побудительный характер («куй железо, пока горячо»). Поговорка — краткое высказывание, имеющее буквальное или образное значение («коса — девичья краса»). Пословицу и поговорку относят к малым фольклорным жанрам. Поговорка не просто описывает какие-либо стороны жизни, но и содержит народную мудрость («в тесноте, да не в обиде»), которая в поговорке выражена менее явно,  чем в пословице. Это общее свойство делает некоторые поговорки трудно отличимыми от пословиц. Русский народ говорит: «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка».

Сказки

        Эпическое, прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. В сказке вымышленный сюжет. На всех русских сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков. Сказки делят на:

  • волшебные;
  • кумулятивные (сказка –цепочка);
  • о животных, растениях, неживой природе и предметах;
  • бытовые;
  • небылицы;
  • докучные сказки.

Скороговорки

        Это короткая фраза с усложнённым произношением. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные звуки (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания звуков. Зачастую содержат рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».

Народная песня

Музыкально-поэтический жанр фольклора. Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором.

Былина

Это древнерусские эпические пecни-cкaзaния, воспевающие подвиги богатырей 11 – 16 веков. B них отразился дух независимого, могучего, трудолюбивого, сурового и добродушного русского народа, a их основными приметами стали  патриотизм и жизнерадостность. Былины отразили славную историю Киевской Руси. Они донесли до нас имена Владимира Святославовича, Владимира Moнoмaxa, Добрыни, Алеши Поповича, Ильи Mypoмцa, Садко, половецких и татарских ханов Tyгopкaнa и Батыя.

Частушки

Короткие рифмованные песенки, состоящие из 2- 4 строк. Они относятся к лирическому роду поэзии. Частушка появилась в  XIX веке и  откликалась на самые разные события. Основная тема – любовная. Главные герои – молодые люди, юноши, девушки. Взрослые остаются в стороне, над ними в частушках подсмеивались. В XX веке появились частушки на социально-политические темы.

      2.3. Фронтовой фольклор

Россия отметит в этом году 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Война - не  место для стихов, песен шуток и смеха. Но песни и юмор всегда сопровождали солдата в походе, на привале, а иногда и в бою. Даже в бою они вдохновляли бойцов, позволяли в минуты отдыха сделать передышку, а в решительные минуты мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.

   Поэтому у многих бойцов в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных, хранились листы, блокноты с записями фронтовых песен, стихов и анекдотов. Считали, что шутка и хорошее настроение — это вторая винтовка. Фронтовой фольклор – это живое солдатское слово. В нем  соединились и скорбь по погибшим, и радость победы, и ненависть к врагу, и любовь к Родине, дому, и дружеское отношение к бойцам-однополчанам. Песни и частушки, сказки и легенды, пословицы и поговорки военного времени – ценный исторический документ. «И русский говорит «гут», когда немцы бегут», «Чем глубже в лес, тем хуже для эс-эс», «К нам на танках, а от нас на санках», - говорили на Западном фронте осенью 1942 года. «МИМОметчик» - шутливое прозвище неудачливого бойца.  

Эх, частушка, ты частушка,

Слово каждое – снаряд:

Бьёт фашистов по макушкам,

Помогает воевать.

Ты припой, припой частушки,              

Гармонист, ударь из пушки,                           

Сталинградский перебор –                

Смертный с фрицем разговор

2.4. Самостоятельная исследовательская работа

Сбор фольклорного материала

Чтобы выяснить, какие фольклорные произведения известны в нашем Зарайском крае, мы с мамой обратились к жителям  деревень Летуново, Дятлово, Саблино и Большие Белыничи нашего городского округа. Удалось собрать интересный фольклорный материал, который включает в себя приметы, пословицы и поговорки, частушки и колыбельную.

Приметы

  • Много желудей на дубу – к плодородному лету.
  • Хворост рубить в новолуние – червь поточит.
  • Рожь любит хоть на часок – да в песок.
  • Темнее всего в предрассветный час.
  • Урожая на орехи двух лет к ряду не бывает.

Пословицы и поговорки

  • Смиренье - девушке ожерелье.
  • Добрая слава далеко ходит, а худая – еще дальше.
  • Не спросивши броду - не суйся в воду.
  • Отсталого и собаки рвут.
  • Богу молитесь, а к берегу гребитесь.

Частушки

Ой, да как наш Яшка

Во новой рубашке

Во новых сапожках,

Да в руках гармошка!

Ой, да как наш Яшка

Идет без рубашки,

Пропали сапожки,

Нету и гармошки!

Колыбельная

Ой, как ходит котик

По завалинке. Баю-бай!

Да мурлычет сказочку

Нашей Валеньке. Баю-бай!

А котик наш рыженький

 да веселенький. Баю-бай!

Котик, с моей доченькой

Поиграй! Баю-бай!

Одеяльцем Валечку да укрой!

Баю-бай!

Чтоб не дуло доченьке

Дверь закрой! Баю-бай!

Расскажи ей сказочку,

Песню спой. Баю-бай!

Шарубина Мария Андреевна-собирательница фольклора Зарайского края

Фольклорный этнографический коллектив «Зарайчаночка»

На базе сельского Дома культуры в деревне Летуново существует фольклорный этнографический коллектив «Зарайчаночка», с участниками которого я провела интервью.

- Как давно существует «Зарайчаночка»?

В 1981 году организацией коллектива занялась Заслуженный работник культуры РФ Васильева Раиса Филипповна, а два года назад 23 сентября прошел первый фестиваль народного творчества «Зарайчаночка».

- Почему возникла идея создания такого коллектива?

        Фольклор – это наше культурное наследие, которое нужно передавать из поколения в поколение. Кому, как не сценическим коллективам распространять устное народное творчество, а на массовых мероприятиях и фестивалях мы находим своего зрителя и передаем им эту часть русской народной культуры посредством выступлений.

        - Какие фольклорные жанры вы используете в своих выступлениях?

        Мы поем разные народные песни: хороводные, шуточные, плясовые,  обрядовые, колыбельные песни, частушки, колядки.

        - Приведите пример хороводной песни

Пошла млада по воду

Пошла млада по воду,

Пошла млада по воду,

По воду, по воду,

По воду, по воду.

Взяла в руки по ведру,

Взяла в руки по ведру.

Коромысло на плечо,

На плечо, на плечо.

Мил целует горячо,

Горячо, горячо.

Дай-ка, Любушка, испить!

Ой, испить, да испить.

Дозволь мне тебя любить!

Ой, любить, да любить.

Пошла млада по воду,

Пошла млада по воду,

По воду, по воду,

По воду, по воду.

Очутилась в городу.

В городу, в городу.

Социологический опрос

Последним этапом моего исследования стало проведение социологического опроса среди моих одноклассников.

На классном часе на тему «Умей дело делать, умей и позабавиться» мы обсудили результаты опроса. Учитель помог раскрыть нам смысл пословицы и предложил на переменках играть в народные игры, словесные забавы. Мы попробовали! Это оказалось очень увлекательно!

   3.Заключение

В ходе работы было выяснено, что устное народное творчество остается актуальной частью современной жизни в виде пословиц, поговорок и загадок. Самыми известными пословицами и поговорками среди моих ровесников стали: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «У страха глаза велики», «Без труда не выловишь рыбку из пруда» и «Семь раз отмерь – один отрежь». Почти всем моим одноклассникам нравится разгадывать загадки.

Большинство моих ровесников познакомилось с народными сказками и небылицами на уроках литературного чтения, а с народными песнями – на уроках музыки.  На досуге ребята научились играть в народные игры, словесные забавы.

Школьное и дополнительное образование помогает  распространению народной культуры и устного народного творчества.

        Кроме этого, особое место в культурной жизни нашего края занимает песенный фольклор. Ежегодно проводимый фестиваль народного творчества «Зарайчаночка», основанный собирательницей и исполнительницей фольклора Р. Ф. Васильевой, помогает  заинтересовать молодое поколение народной культурой, ведь помимо устного творчества в программе фестиваля существуют прикладное творчество, обряды и народные танцы. Взаимосвязь устного фольклора и танца прослеживается и в моей жизни, так как я принимаю участие в постановке и исполнении народных танцев в образцовом хореографическом коллективе «Надежда».

Фольклор остается средством выражения мыслей и чувств в нашей жизни, а также является источником вдохновения для творческих коллективов. Практическая значимость  работы заключается в том, что результаты исследования помогут изменить отношение учащихся начальных классов к устному народному творчеству, что может изменить  их отношение к досугу.

 4. Список использованной литературы

  1. Советская историческая энциклопедия
  2. Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ)
  3. Морохин В. Н. Введение // Малые жанры русского фольклора
  4. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки
  5. Пропп В. Я. Морфология сказки
  6. Литературная энциклопедия терминов и понятий


Поделиться:

Денис-изобретатель (отрывок)

За еду птицы готовы собирать мусор

Разлука

Военная хитрость

Цветок или сорняк?