• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа «Влияние Нефтекумской детской музыкальной школы на развитие личности » по положению туристско-краеведческого движения «Отечество»

Опубликовано Мусакадиева Анжела Абдулаевна вкл 23.12.2021 - 22:05
Мусакадиева Анжела Абдулаевна
Автор: 
Асият Данияловна Мусакадиева

Работа создана по положению туристско-краеведческого движения «Отечество». Ученица  рассказала о роли музыки в развитии и становлении личности, о тех учителях, которые стояли у истоков развития музыкальной школы г. Нефтекумска, о  талантливых выпускниках школы и учащихся, о их достижениях. Работа учащейся имеет огромное значение. Так как рассказывает об истории развития музыкальной школы, её традициях, её роли в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Влияние НДМШ на развитие личности870.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Отечество – 2017 »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным  изучением отдельных предметов»

Культурное наследие

Тема: « Влияние Нефтекумской детской  музыкальной  школы на  развитие личности »

                         Автор работы:

Мусакадиева Асият Данияловна,

ученица  класса 9 А МКОУ СОШ № 3

 с углубленным изучением

                                                                                 отдельных предметов,

г. Нефтекумск,

Ставропольского края

                                                                                 Адрес:         

356880, Ставропольский край,

Г.Нефтекумск,

2-21-15,

Телефон: 89383046696

Руководитель:

Мусакадиева Анжела Абдулаевна,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ СОШ № 3                      

с углубленным изучением

 отдельных предметов,

 г. Нефтекумск,

Ставропольского края

 тел. 89896634678

Содержание

Введение  

1. Обзор литературы  

2. Материал, место и методика исследования                                                            3. Результаты исследования.  « Влияние Нефтекумской детской  музыкальной  школы на  развитие личности»

3.1 Как это было?                                                                                                               3.2 Традиции НДМШ

3.3 Деятельность НДМШ

Выводы                       Заключение                                                                                                               Источники

Литература

Приложения

     

        

Введение

Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.

            В.А. Сухомлинский.

        Звуки музыки рождают в нашей душе гамму самых различных чувств: восторг, радость, любовь, грусть и вдохновение. Музыка сопровождает человека всю жизнь, поддерживает в трудные моменты жизни, напоминает о его высоком предназначении, помогает забыть горе, страдания.  В рассказе К.Г. Паустовского «Мёртвый город» описывается Севастополь в годы гражданской войны. Писатель воссоздаёт атмосферу «мёртвого» города, мрачную обстановку голода, бесприютности, отчаяния. Среди  всего этого  хаоса  « в дикую ледяную ночь ворвалась, как стая трепещущих птиц, мелодия Чайковского»[1]. Люди, забыв о невзгодах, как очарованные, слушают эти прекрасные звуки, перевернувшие им душу, заставшие забыть о злобе, ненависти, отчаянии. Работа над этим проектом помогла осознать, какую роль в моей жизни сыграли годы учёбы в музыкальной школе. В наше непростое время очень актуальной стала проблема сохранения духовных ценностей: доброты, душевной чуткости, благородства.   Музыка – это поэзия души, её полёт, стремление выразить в звуке свои мысли, чувства, переживания. В тяжёлые  блокадные  дни, когда жители Ленинграда умирали в своих квартирах от голода  и холода, из радиоприёмников лились величественные звуки 7 симфонии Д. Д. Шостаковича, которые вселяли в сердца людей надежду на скорое освобождение от фашистских захватчиков, снятие блокадного кольца.

Проблема: возможно ли воспитание полноценной личности с помощью музыкального образования?

Цель работы - рассказать о деятельности  музыкальной школы нашего города.

 Задачи:

 - собрать сведения об истории музыкальной школы;

- рассказать о роли музыкальной школы в воспитании детей;

- узнать об учителях, ребятах и их достижениях;

- систематизировать и обработать собранную информацию, оформить в виде исследовательской работы

Гипотеза: В становлении подрастающего поколения огромную роль играет музыкальное воспитание. Здесь формируется полноценная личность: творческая, мыслящая, активная. Преподаватели не просто учат ребят музыке, это ещё и мудрые наставники и воспитатели.

1

1.Обзор литературы

       Работа над  проектом оказалась нелёгкой, так как литературы, которая бы освещала данный вопрос,  практически нет. Есть отдельные статьи в газетах «Восход» и «Вести Нефтекумья», совсем немного информации на официальном сайте НДМШ. В основном в своей работе я опиралась на рассказы учителей и учеников музыкальной школы, их воспоминания. Огромную ценность представляют альбомы фотографий из архива НДМШ, (Приложение 1, 2) так как они отражают жизнь школы в разные годы её деятельности.

2.Материал, место и методика исследования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Нефтекумская детская музыкальная школа» Нефтекумского муниципального района Ставропольского края- это культурный и досуговый центр, центр музыкальной жизни города.

Предмет исследования: история и работа детской музыкальной школы, её влияние на развитие личности ребёнка.

2.1 Место исследования

г. Нефтекумск, Ставропольского края

2.2 Методы  исследования:

    Беседы, интервью.

    Работа с документами,  фотографиями.                                        

    Анализ полученной информации.

Результаты исследования.

3. « Влияние Нефтекумской детской  музыкальной  школы на  развитие

личности»

2

3.1 Как это было?

В далёком 1958 году в ногайской степи  начал строиться посёлок нефтяников. Со всей страны стали съезжаться инициативные и смелые молодые люди, чтобы осваивать новые месторождения. Были построены новые дома, больница, школа, инфраструктуры.  Музыкальная школа была открыта в 1963 году в   Клубе Строителей под руководством старшего преподавателя  Маргариты Петровны Новиковой. Всего на тот момент в школе было 20 учеников и 3 преподавателя. Затем какое-то время занятия проходили в 17 общежитии.  Позже  музыкальная школа переносится на 1 этаж жилого дома по адресу: 1микрорайон,  10 дом. Классы помещались в двух подъездах. Всего было открыто 5 классов по 20-25 человек в каждом: класс фортепьяно, баяна и аккордеона, гитаристов, балалаечников, домбры. С 1996 года находится по нынешнему адресу на улице Строителей, д. 22. Директорами в разные годы были Юрий Александрович Украинцев,  Погосова Зинаида Филлиповна,  Ольга Игоревна Степпе,  Лесникова  Наталья Александровна, Фуш Вильгельм Иванович, Холинова Тамара Алексеевна, Ганцева Ирина Юрьевна, Сологубова Татьяна Аркадьевна. Все эти замечательные и энергичные руководители приложили массу усилий, чтобы поднять уровень подготовки учащихся, их профессионализм, чтобы охватить музыкальным воспитанием как можно больше учащихся.   С каждым годом количество учащихся увеличивалось. Так в 1980-1990гг. количество учащихся достигало до 250 человек. В 2000-2010 годы наблюдается небольшой спад, количество учащихся колеблется  от 180 до 220.  В 2016-2017 учебном году в музыкальной школе обучается 198 учеников.

3.2 Традиции НДМШ

            В  музыкальной школе существуют свои традиции. Самая  любимая традиция - это классные часы с чаепитием, на которые иногда приглашаются

3

родители. Ребята с удовольствием показывают, чему они научились, играют на инструментах, поют.  С первых лет работы сложилась традиция проводить в конце учебных четвертей  и года отчётные концерты с участием воспитанников и учителей  для родителей и гостей.  Позже в 1980-1990 годы отчётные концерты проводились в Доме Культуры (Приложение 3, 4).  Также с недавних пор концерты проходят на улицах города: на площади, возле памятника нефтяникам и т.д.  Самая трогательная, на мой взгляд, традиция – это посвящение первоклассников в «Юные музыканты» (Приложение 5, 12). На праздник приходит музыкальная фея, которая  устраивает различные конкурсы. Символ посвящения -  булочки в форме скрипичного ключа. Добрая традиция преемственности поколений – семейное музицирование (Приложение 11). Совместная подготовка и выступления помогают взаимопониманию между детьми и родителями, способствуют укреплению семейных отношений. Конечно, самая ценная традиция – это сольные концерты ребят. Здесь ребята приобретают первый опыт серьёзных выступлений, учатся преодолевать страх сцены, развивают исполнительское мастерство. Лучшая из традиций, конечно, возвращение выпускников  в качестве учителей в родную музыкальную школу. Так, в стены школы в своё время вернулись преподавать бывшие её ученики: А.В.  Чеботаев, Е. Линченко, О.В. Киселёва, О.А. Поминова, Л.Д.  Дубина, Г.А. Сингурова, Е. П. Сингурова (Приложение 10, 14).

3.3 Деятельность НДМШ

         Ганцева Ирина Юрьевна - преподаватель сольного пения, домбры, гитары. Приехала из  города Орджоникидзе в 1980 г. Директором в те годы была  Ольга Игоревна Степпе.  Попала в класс Фуша Вильгельма Ивановича, преподавателя фортепиано. Ирина Юрьевна с теплотой вспоминает: «Вильгельм Иванович вел аккордеон, оркестр народных инструментов и

4

старший хор школы. Мы очень любили посещать оркестр народных инструментов, произведения были сложные, но нам нравилось слушать, как

наши  партия вливается в партию всего оркестра, получалось очень красиво». Ребята участвовали в конкурсе оркестра народных инструментов, ездили в г. Буденновск.  Играли  И. О. Дунаевского, с увертюрой из кинофильма  «Дети капитана Гранта»,  русские народные,  М. П. Мусоргского «Гопак».

        Фуш Вильгельм  Иванович  был  эрудированным  преподавателем, который хорошо разбирался в истории,  в музыке и в литературе.

В 1982 году Ирина Юрьевна Ганцева стала студенткой музыкального училища  города  Ставрополя. « Я  в себе сомневалась, не верила, думала, не потяну, но это оказалось делом моей жизни, за это  благодарна своему учителю Фушу Вильгельму Ивановичу», - сказала в интервью Ирина Юрьевна. В НДМШ она  работает с 1993 года. Некоторые её ученики  связали  жизнь с музыкой.  Это Кабанова Аня, она сейчас живет на Севере и ведет ансамбль ложкарей. Вольвоч Ирина в п. Затеречном  руководит  ансамблем «Славяночка», играет на аккордеоне.

Гавриленко Андрей (Приложение 8), очень способный аккордеонист, участвовал в зональном конкурсе в городе Буденновске, получил грамоту. Клинчаева Софья и Ковалева Ирина  в международном конкурсе вокалистов в г.Пятигорске заняли второе и третье место (Приложение 15), также в г.Ставрополе, в краевом конкурсе «Поющий мир». В 2013 году в г. Пятигорске на первом Всероссийском конкурсе «Играй гармонь, звени частушка» Клинчаева Софья стала  «Лауреатом  III степени», а Ковалева Ирина «Дипломантом  III степени» (Приложение 15). В конкурсе «Солдатский конверт» в г. Нефтекумске  участвовали Габидуллин Дмитрий и Тимофи Артем (Приложение 15), получили призовое место в номинации «Лучшее исполнение песен о воинской дружбе». Сейчас Ирина Юрьевна готовит   Сеитову  Алину, гитаристку, на районный конкурс. В мае проходил  концерт у памятника

5

нефтяникам, выступал хор первых классов, вокальный  ансамбль «Семицветик» и Ахметова Сахита (Приложение 15).  В январе был традиционный районный конкурс духовной музыки «Седьмой фестиваль», выступала группа хора первых классов (Приложение 15). Ирина Юрьевна и сама участвовала с Сингуровой Евгенией Павловной в районном конкурсе преподавателей «Многоголосье талантов». От своих учеников  Ирина Юрьевна ждёт  новых побед, ярких талантов, чтобы они были продолжателями её дела, чтобы музыкальная школа процветала.

Дмитрян Галина Николаевна,  преподаватель фортепиано и синтезатора. Училась с Холиновой Тамарой Алексеевной в Минераловодском музыкальном училище. В НДМШ работает с 1996.

Ученики Галины Николаевны  участвовали в разных районных конкурсах.  Саша Гурьянова играла на пианино, занимала много мест (Приложение 9).  Сагайдак  Влад тоже участвовал в конкурсе пианистов. Среди концертмейстеров заняла второе место Настя Антипова.

Галина Николаевна видит перспективу развития музыкальной школы в том, что сейчас дети приходят в шесть-семь лет, много  первоклассников общеобразовательных школ (Приложение 8). Поменялись приоритеты: раньше ходили заниматься  на аккордеоне, фортепиано, а сейчас на синтезаторе и  сольным  пением. Учащиеся музыкальной школы, по мнению Галины Николаевны,  добрее, более открытые, всегда думают, к чему приведут их поступки. «Мне кажется, мы не только пальцы развиваем, но и еще душу», - признаётся учитель.

Киселева Ольга Викторовна (Приложение 9), заведующая народным отделением, преподаватель баяна, гитары. В 1982 году поступила учиться в музыкальную школу, по классу баяна к А.В. Чеботаеву, его первая выпускница.

6

Окончила музыкальную школу в 1988 году и поступила в Ставропольское музыкальное училище. В 2000 году  приехала работать в НДМШ. Её первый

ученик  Кабанцов Константин, баянист, поступил в музыкальное училище. В феврале Ольга Викторовна проводит  концерт класса по произведениям  

Иванова-Крамского. В 2010 году Ольга Викторовна  создала ансамбль ложкарей. Они принимали участие в конкурсах «Солдатская чайная». Так же

участвовали в краевых, районных и зональных конкурсах. Кабанцов Костя,  Гогин Денис, Шаффнер Неля.

Самокиш Валентина Сергеевна -  преподаватель фортепиано и синтезатора. Работает   учителем с 1965 года, из них последние 15 лет в НДМШ.  Многие её  ученики выбрали музыку, работают сейчас по всей России.  

«Для меня моя работа, это вся жизнь. Я не представляю жизнь без детей», - признаётся Валентина Сергеевна.  Преподаватель вспоминает о том, что раньше было очень много талантливых детей, в школу принимали на конкурсной основе. Валентина Сергеевна,  считает что музыка – это великий труд, и  для того чтобы раскрыть свой талант, надо заниматься за инструментом.  

Сингурова Евгения Павловна, преподаватель вокала, ансамбля, бывшая выпускница, училась на  фортепиано у  Холиновой Тамары  Алексеевны.  В  НДМШ  работает с 2004 года. Преподавала  сольфеджио и музыкальную литературу. Позже сольное пение, затем вокальный  ансамбль  и хор. «Если от природы ребенку дано петь, то я  развиваю его талант.  Если ребенок трудолюбивый, настойчивый, значит с ним легко работать в дальнейшем», -рассуждает Евгения Павловна. Сейчас преподаватель руководит  ансамблем  «Концертина»,  который участвует  в районных, краевых, всероссийских, международных вокальных и джазовых  конкурсах, заслуживает  лауреатов I и II степени. Её  вокалисты - активные, одаренные ученики: Никита Козлов, Мария Шегай, Валентин Сотников.  Валентин Сотников получил «Гран-при» на

7

Всероссийском конкурсе. Алла Синеокова в межрегиональных конкурсах становилась лауреатом. Самой маленькой ученице, Лащиковой Анастасии,

шесть лет. Она участвовала во Всероссийском конкурсе, в крае на конкурсе «Ступень к Мастерству»  стала «Лауреатом I  степени».

В этом году в музыкальное училище поступают двое её учащихся: Ахмедова Милана и Сотников Валентин.  От своих учеников Евгения Павловна требует внимательности, стремления к лучшим результатам.

Евгения Павловна сама участвовала в краевом «Солдатском конверте», заслуживала  звание «Лауреата I степени». Также  как руководитель районных хоров, участвующих ежегодно в Тысячном хоре,  получила награду из рук губернатора Ставропольского края  В.В.Владимирова (Приложение 15).

Выводы

     В  результате проведенной работы цель исследования была достигнута.   НДМШ играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Она развивает ребёнка, воспитывает его, учит добиваться  поставленных целей. Важно сохранить добрые традиции, сложившиеся в школе и передать их большему количеству детей. Музыка - в первую очередь культура,  при занятиях вокалом развивается артикуляция, сольфеджио тесно связано с математикой. Нефтекумская детская музыкальная школа - это не только дополнительное образование для детей, она еще и развивает способности и душу, раскрывает потенциал ребенка, предоставляет выбор.  Учителя здесь и добрые, и строгие, но всегда справедливые, стремятся научить детей развивать талант. В основе успехов и достижений учащихся лежит их титанический труд. В каждом классе есть особые традиции. В НДМШ ребята учатся одерживать первые победы (Приложение 13), становятся увереннее в себе, приобретают лучшие человеческие качества.

8

Заключение

         

Окунувшись в прошлое, я почувствовала и себя сопричастной к истории своего города. Музыка в моей жизни занимает особое место, я сама выпускница НДМШ по классу фортепиано  и продолжаю обучение на гитаре, поэтому

посчитала своим долгом рассказать о деятельности школы, подчеркнуть особую её роль в становлении человеческой личности. Историю города нужно собирать по крупицам, пока живы люди, которые помнят о минувшем, чтобы сохранить память о людях и событиях. Надеюсь, что мой скромный вклад

поможет дальнейшему изучению деятельности НДМШ  и сохранится память о тех учителях, которые стояли  у  её истоков.

9

Литература

1.К.Г. Паустовский. «Мёртвый город» . - http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/chernoe/more/mertvyj-gorod.htm

                                                         Источники

2.Географическое положение Нефтекумска. -https://ru.wikipedia.org/wiki/Нефтекумск

3. Документы и фотографии из архива НДМШ.

4. Статьи из газет «Вести Нефтекумья» и «Восход».

5. Интервью учителей  НДМШ.

Приложения

Приложение 1. Прошлый век, сохраненные ценности. Выпускной май 1981г.

E:\Desktop\отечество\WP_20170206_15_42_50_Pro.jpg

Приложение 2. Оркестр народных инструментов.C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_05_52_Pro.jpg

Приложение 3.Концерт в ДК «Нефтяник»C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_07_14_Pro.jpg

Приложение 4. Выступления учащихся.        Рис. 5                                         C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_08_25_Pro.jpg                        C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_08_49_Pro.jpg

Приложение 5. Праздник первоклассников

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_03_24_Pro.jpg

Приложение 6.Выпускной.

E:\Desktop\отечество\WP_20170206_16_04_16_Pro.jpg

Приложение 7. Оркестр народных инструментов.

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_07_43_Pro.jpg              C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_07_50_Pro.jpg

Приложение 8. Новое поколение, новые таланты. Гавриленко Андрей, победивший в зональном конкурсе Дмитрян Галина Николаевна и её  первоклассники.      

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_10_29_Pro.jpg                        C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_38_37_Pro.jpg

Приложение 9. Ступеньки к успеху. Дмитрян Галина Николаевна со своей ученицей Гурьяновой Александрой. Преподаватель Киселёва.                                 

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_39_50_Pro.jpgC:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_17_06_29_Pro.jpg

 Дмитрян Галина Николаевна на открытом уроке по С. Рахманинову.

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_41_50_Pro.jpg

Приложение 10. Оркестр преподавателей.

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_17_08_02_Pro.jpgC:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_17_08_57_Pro.jpg

          Приложение 11.Семейное музицирование. Семья Гандембул. Семья Шелудько.

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_17_07_00_Pro.jpgC:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_17_07_13_Pro.jpg

Приложение 12. Традиции школы. Праздник первоклассников 2008 г.                       

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_17_10_08_Pro.jpgC:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_17_08_31_Pro.jpg

Приложение 13. Первые победы.C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_17_07_32_Pro.jpg

Приложение 14. Гордость Нефтекумья-его люди.Юбилей школы.                    

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_17_07_45_Pro.jpgC:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_17_08_38_Pro.jpg

Приложение 15. На пути к успеху. Достижения.

                                   

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_12_12_Pro.jpg          C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_12_28_Pro.jpg

                                 

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_12_43_Pro.jpg          C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_12_56_Pro.jpg

                               

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_13_11_Pro.jpg      C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_13_25_Pro.jpg

                           

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_14_03_Pro.jpg      C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170206_16_14_25_Pro.jpg

                         

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170207_10_34_37_Pro.jpg      C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170207_10_35_11_Pro.jpg

                           

C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170207_10_35_41_Pro.jpg      C:\Users\MAD.super.000\Desktop\отечество Асиянтр\WP_20170207_10_36_55_Pro.jpg


[1] : http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/chernoe/more/mertvyj-gorod.htm


Поделиться:

Иван Васильевич меняет профессию

Тупое - острое

Хитрый коврик

Как Снегурочке раскатать тесто?

Глупый мальчишка