Тема исследования “Новый вид общения, или мемы в русском языке” на примере мемов в коммуникации семиклассников.
Цель исследования: получить сведения об оценке и понимании интернет-мемов учащимися 7 классов, а также об особенностях их использования в коммуникации в интернете и повседневной жизни.
Для достижения исследовательской цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
Задачи:
1) Определить, что такое мем в понимании семиклассников.
2) Установить способы и цель использования мемов в коммуникации в интернете и реальной жизни семиклассниками.
3) Выявить самые актуальные темы для мемов семиклассников.
4) Провести опрос среди семиклассников и выявить роль мемов в общении подростков, виды мемов в их речи.
Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:
1) В настоящее время все больше людей отдают предпочтение виртуальному общению, поэтому актуально исследовать мемы как новый вид обшения в сети интернет. Мемы стали заменой невербальных средств обшения, жестов, мимики, то есть выразителями эмоций.
2) Мемы сегодня - важная часть культуры, которая обрабатывает то, что существует за его пределами. С помощью мемов можно отслеживать, как развивается речь. В том числе как обстоят дела с орфографией у школьников.
3) Современные подростки ежедневно используют мемы как новый вид общения.
4) Устно-письменная речь интрнета наполнена мемами и влияет на язык подростков.
Гипотеза: Мы предполагаем, что мемы в речи семиклассников играют большую роль. Основным видом общения подростков-семиклассников является мем.
Проект “Новый вид общения, или мемы в русском языке” на примере мемов в коммуникации семиклассников. Авторы: Черных Елена, Анюткина Лидия, ученицы 7 класса МОБУ СОШ № 10 г. Якутска. Руководитель проекта: Шадрина С.В., учитель русского языка и литературы.
Тема исследования “Новый вид общения, или мемы в русском языке” на примере мемов в коммуникации семиклассников.
Цель исследования: получить сведения об оценке и понимании интернет-мемов учащимися 7 классов, а также об особенностях их использования в коммуникации в интернете и повседневной жизни.
Для достижения исследовательской цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:
1) В настоящее время все больше людей отдают предпочтение виртуальному общению, поэтому актуально исследовать мемы как новый вид обшения в сети интернет. Мемы стали заменой невербальных средств обшения, жестов, мимики, то есть выразителями эмоций.
2) Мемы сегодня - важная часть культуры, которая обрабатывает то, что существует за его пределами. С помощью мемов можно отслеживать, как развивается речь. В том числе как обстоят дела с орфографией у школьников.
3) Современные подростки ежедневно используют мемы как новый вид общения.
4) Устно-письменная речь интрнета наполнена мемами и влияет на язык подростков.
Гипотеза: Мы предполагаем, что мемы в речи семиклассников играют большую роль. Основным видом общения подростков-семиклассников является мем.
Доказательство
Мемы используют представители совершенно разных социальных и профессиональных классов, начиная со школькников и студентов, заканчивая политиками и маркетологами. Мемы анализируют с точки срения антропологнии, лингвистики, психологии и социологии.
В ходе нашего исследования мы применяли лингвистический подход. Приемущество данного подхода заключается в том, что уделяется внимание форме выражения мема, его коммуникативному эффекту, а также функции в диалоге, котоую он выполняет
Мем был зафиксирован 42 года назад. Сейчас он несколько мутировал и приобрел ряд устойчивых свойств и признаков.
Соответственно, ключевые характеристики мема в лингвистическом подходе - это
Основной метод сбора первичных данных в этом исследовании, цель которого изучить понимание, оценку и использование семиклассниками мемов ,- это фокус-группа. Мы собрали информацию о личном опыте школьников, их мотивации в использовании тех или иных мемов, конкретных примерах употребления, а также провести оценивание мемов. Группа формировалась на готовом сообществе из симиклассников СОШ №10 г.Якутска. Всего в исследовании приняли участие 4 группы, состоящие из школьников одной параллели. Одно групповое интервью проходило в онлайн-режиме, когда нас добавили в чат с семиклассникмаи для опроса. А другой опрос проходил в офлайн-режиме, когда мы задавали вопросы анкеты.
Была выбрана именно эта возрастная категория по причине того, что 7 класс - это пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки 13 -14 лет легко возбуждаются, не могут справиться со своим состоянием. Смех становится одним из способов реагирования. Настроение семиклассиников подвержено резким перепадам. И у них на все бурная реакция. Это находит свое отражение в мемах семиклассников. Типов реакций в их текстах-мемах насчитывается в районе трех десятков. Самый извыестный - моршщинистое лицо с улыбой во все зубы. Реакцией “ffffuuuu” обозначается крайняя степень недовольства окружающим миром.
Результаты эмпирического исследования
Нами были опрошены обучающиеся 7 классов школы №10 в количестве 100 человек.
Анкета для обучающихся 7 классов
1.Общаетесь ли вы мемами?
2.С какой целью вы используете мемы?
3.Какие мемы вы используете?
4.Создаете ли вы сами мемы или используете готовые?
5.Приведите примеры использования мемов в повседневной жизни (вне интернета).
В ходе опроса мы выяснили, что
1)100 % школьников 7 класса используют мемы в своей повседневной речевой практике: они их читают и ими активно обмениваются.
2)34 % процента семиклассников сами создают мемы.
3)Что касается тем, то это в основном это мемы про школу. Поэтому они не столько смешны, сколько жизненны и злободневны для каждого учащегося. В меме действует принцип: “Это я”. Школьники видят в картинках отражение себя или своих близких, контекст им хорошо знаком и вызывает эмоции, отражают ценности читателя мема.
4)Мемы семиклассников мы разбили на несколько разделов:
1.Поведение.
2.Домашние задания.
3.Тестирование, контрольные работы.
4.Посещаемость.
5.Учителя.
6.Одноклассники.
7.Мама
8.Школьные предметы.
9.Девочки и мальчики. Сходства и различия.
10.Оценки.
11.Школьная столовая
Мы пришли к выводу: С одной стороны, в школе все время происходит что-то новое, с другой - многие ситуации настолько известны любому школьнику, что похожи на мифы народов мира: общие сюжеты, которые повторяются в разных странах лишь с небольшой поправкой на местные традиции.
Виды мемов, используемых семиклассниками, мы выявили следующие:
1.Психологические - вербально-визуальные очерки, описыаающие различные типы человеческих реакций на сложные жизненные ситуации.
2.Двусоставные мемы - двухчастное высказывание (завязка +панчлайн), вступающее в сложные отношения с сопутствующим визуальным материалом. Чаще всего текст обрамяет картинку (существует масса шаблонов: обиженный школьник, звездное небо и т.д.)
Семиклассниками Мемы используются не только в интернете, но и в повседневной жизни при общении с одноклассниками для украшения речи и придания ей стилизованности.
Примеры мемов в повседневной речевой практике семиклассников
Чыычаах - птичка. Как удивление, восклицание или просто так.
Чикибомбони, легобамбони, чикивлюблени, - это слово в речи говорит о приподнятом настроении коммуниканта.
То чувство, когда...
Алёша
Тебя ударить сейчас или сейчас?
Ты шо афирист?
Я збагоен, я как птица в небесах...
Дратути
На основе анализа полученных данных можно сделать следующие выводы
1) Короткие форматы общения становится популярным в их среде, они говорят на языке своего сообщества, на так называемом интренет-сленге.
2) Их язык мемоцентричен. Школьники живут в стихии новых смыслов, нового языка, на которм можно сказать что угодно и конструктивное и деструктивное.
6) Короткая информация и как следствие легкость восприятия мемов. Клиповое сознание современных подростков диктует им считывать первые строчки текстов. Подростки в 2019 году читают лишь заголовки, все больше смотрят видео. Так вот картинки - это идеальный механизм привлечения внимания к себе, своей персоне, своим проблемам, обмен информацией.
8) Первое удобное свойство мема для подростков - его рефлексия на тему события, которое уже всем известно, но в упрощенной форме.
9) Мем - сочетание важного и смешного.
10) Один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций.
11) Мемы стали новым видом общения в среде подростков.
12) Мемы так популярны в среде подростков-семиклассников в силу их возрастных сосбенностей.
13) Семиклассникам совойственно творить - в этом им помогает мемотворчество.
Учителя предпринимают попытки обшаться с помощью мемов с современными школьниками, донося им материал школьной программы на понятном им языке и понятным им способом. Культура мемов очень примечательная и важно понять школьников и принять их.
Итак, современные подростки - обучающиеся общеобразовательных заведений - используют мемы как новый вид общения. Мы убедились, что мемы в речи семиклассников играют большую роль. Одним из видов общения подростков-семиклассников является мем.
Слайд 1
“НОВЫЙ ВИД ОБЩЕНИЯ, или МЕМы в русском языке” на примере мемов в коммуникации 7-классников Выполнили: Анюткина Лидия Черных Елена 9 класс СОШ №10Слайд 2
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ получить сведения об оценке и понимании мемов как нового вида общения 7-классниками, а также об особенностях их использования в коммуникации в интернете и повседневной жизни
Слайд 3
ЗАДАЧИ 1)Определить, что такое мем в понимании семиклассников. 2)Установить способы и цель использования мемов в коммуникации в интернете и реальной жизни семиклассниками. 3)Выявить самые актуальные темы для мемов семиклассников. 4)Провести опрос среди семиклассников и выявить роль мемов в общении подростков, виды мемов в их речи.
Слайд 4
ГИПОТЕЗА Мемы как новый вид общения в речи 7-классников играют БОЛЬШУЮ РОЛЬ Основной вид общения подростков-семиклассников - МЕМ
Слайд 5
КРЕОЛИЗОВАННЫЕ ТЕКСТЫ ВЕРБАЛЬНЫЕ + НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Слайд 6
комический эффект+эмоция+слова+картинка
Слайд 7
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 13-14-летних
Слайд 8
7 100 / 0
Слайд 9
Анкета для обучающихся 7 классов 1. Общаетесь ли вы мемами? 2. С какой целью вы используете мемы? 3. Какие мемы вы используете? 4. Создаете ли вы сами мемы или используете готовые? 5. Приведите примеры использования мемов в повседневной жизни (вне интернета).
Слайд 10
МЕМОТВОРЧЕСТВО 34 %
Слайд 11
МЕМОТВОРЧЕСТВО 7-КЛАССНИКОВ
Слайд 12
“НАСКАЛЬНЫЙ” ТЕКСТ ИНТЕРНЕТА ТЕМЫ МЕМОВ 7-КЛАССНИКОВ 1.Поведение. 2.Домашние задания. 3.Тестирование, контрольные работы. 4.Посещаемость. 5.Учителя. 6.Одноклассники. 7.Мама 8.Школьные предметы. 9.Девочки и мальчики. Сходства и различия. 10.Оценки. 11.Школьная столовая
Слайд 13
СИНТАКСИС МЕМОВ ТЕКСТ ОБРАМЛЯЕТ КАРТИНКУ ДВУХЧАСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
Слайд 14
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕМ
Слайд 15
7-КЛАССНИКИ о МЕМАХ Мемы - это жизнь. Без них никак! (Рома А.) Мемы - это приколы в картинках для переписок и когда скучно (Миша К.) Я смотрю мемы , чтобы поднять настроение, посмеяться (Егор Р.) Мне нравится их смотреть и читать (Эля Г.) Мемы - это про жизненные ситуации (Ася Б.) Мемы - это смешные жизненные приколы с картинками (Паша И.) Мемы - это смысл жизни! (Рустам А.) Иногда я делаю мемы только для сестры, потому что только она поймет их (Рустам А.) Я люблю их читать (Венера Ш.)
Слайд 16
МЕМ=СОЧЕТАНИЕ ВАЖНОГО И СМЕШНОГО
Слайд 17
МЕМИФИКАЦИЯ РЕЧИ ЖЕСТЫ, МИМИКУ, ЭМОЦИИ заменили МЕМЫ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
Слайд 18
ВЫВОДЫ Мемы стали новым видом общения в среде подростков. Первое удобное свойство мема для подростков - его рефлексия на тему события, которое уже всем известно, но в упрощенной форме. Мем - сочетание важного и смешного. Один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций. Мемы так популярны в среде подростков-семиклассников в силу их возрастных сосбенностей. 7-классникам свойственно творить - в этом им помогает мемотворчество. Современные подростки используют мемы как новый вид общения. Мы убедились, что мемы в речи семиклассников играют большую роль.
Слайд 19
МЕМЫ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ УЧЕНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЛИТЕРАТУРНЫЙ МЕМ. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК: А.БЛОК
Слайд 20
МЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРАММАТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Круговорот воды в пакете

Как нарисовать лимон акварелью

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский

10 зимних мастер-классов для детей по рисованию

Хитрость Дидоны