Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа сельского поселения
«Село Булава»
Ульчского муниципального района
Хабаровского края
Исследование взаимосвязи улыбчивости и школьной успешности подростков
Исследовательская работа
Авторы работы:
Цыганкова Виктория Викторовна,
Неделько Игорь Андреевич,
учащиеся 6Б класса
МБОУ СОШ СП «Село Булава»
Руководитель:
Витулевич Светлана Владимировна,
учитель математики и физики
МБОУ СОШ СП «Село Булава»
Булава
2018 г.
Введение
Когда мы воодушевлены, любим, испытываем радостные эмоции, то наше лицо преображается, появляется лучезарность, обаяние, запрограммированное самой природой. По непонятным причинам наши губы растягиваются в милой улыбке, которая делает нас привлекательнее и притягивает к нам людей.
Почему мы улыбаемся? Почему же для нас так важна улыбка? В первую очередь, искренняя улыбка - признак расположения человека. Это некий эмоциональный мостик, соединяющий сердца и души людей.
Но есть обратная сторона медали. Что делать с фальшивой улыбкой? Представьте, как вы разговариваете с менеджером, который хвалит вам свой товар… Его цель - получение от вас максимальной выгоды. Его улыбка неискренняя, она не излучает свет.
"Ну что ты лыбишься-то?", "Смех без причины - признак дурачины", "Ой, вот пальчик тебе покажи и засмеешься"... Услышав это, человек может утратить способность улыбаться. Психологи говорят о «неулыбчивости» русских людей как национальной черте русского общения, в отличие от народов Запада и Востока.
Нередко в повседневной жизни мы сталкиваемся с озлобленными, грубыми, агрессивными людьми. Слова «стресс» и «депрессия» стали привычными. Увеличивается количество людей, страдающих психическими расстройствами, психозами. Поэтому все чаще звучит призыв к ведению здорового образа жизни, формированию правильного эмоционального настроя человека по отношению к окружающей действительности, людям, к себе. Помните, у Мюнхгаузена: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа...»
Наблюдая за своими сверстниками, мы задумались, почему у одних ребят всё получается – они успешны и общительны, рядом с ними всегда много друзей, а другие наоборот – хмурые, замкнутые, неважно учатся, трудно сходятся с окружающими. Как же решить эту проблему?
Может быть, именно улыбка помогает первым, и неумение улыбаться является причиной неудач вторых? Такова гипотеза нашего исследования.
Чтобы проверить её, проведем исследование и определим: каковы критерии успешности, и как они связаны с улыбчивостью школьников.
Объект исследования: успеваемость, общительность и улыбчивость учащихся 5-9 классов нашей школы
Предмет исследования: взаимосвязь улыбчивости и успешности школьников среднего звена.
Задачи, решаемые в процессе исследования:
Глава I. Различные аспекты понятия «улыбка».
1.1.1 Филология улыбки
Чтобы выяснить происхождение слова, откроем школьный этимологический словарь.
Слово «улыбка» происходит от глагола улыбаться.
Улыбаться. Образовано от несохранившегося «лыбать». Восходит к той же основе, что и «лоб», в исходном значении «череп». Первоначально улыбаться — «скалить зубы, как у черепа».
Таким образом, слово «улыбаться» первоначально означало «скалиться, подобно черепу».
Заглянем в другие словари.
В статье " Словаря русского языка" С.И. Ожегова сказано:
Улыбаться-аюсь, -аешься; несов. 1. Улыбкой выражать свои чувства. Радостно, приветливо, грустно, насмешливо у. У. сквозь слезы (плача от радости).
Улыбка — выразительные движения мышц лица (губ, глаз и щёк), показывающие расположение к смеху или выражающие удовольствие, приветствие, радость, доброжелательность либо иронию, насмешку (ухмылка).
Википедия:
УЛЫБКА, -и, ж. Мимическое движение лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее приветствие, удовольствие или насмешку ….
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:
УЛЫБАТЬСЯ - улыбнуться, ухмыляться, осклабляться, усмехаться, церк. Улыскаться, умиляться; смеяться молча, про себя; показывать выраженьем уст и лица расположенье к смеху. Она премило улыбается. Он улыбнулся от удовольствия, растянув рот по уши. Он улыбнулся на всю комнату, расхохотался. Старушки улыбались ей, льстя; Пушкин. Улыбнись, моя краса, на мою балладу! Жуковский. * Зря, утро улыбается, глядит радостно. * Ему счастье улыбнулось, склонно, везет. Улыбанье ср. улыбка, улыбочка жен.ухмыленье, осклабленье, усмешка. Есть улыбка веселья, улыбка умиленья, улыбка жалости, скорби, насмешки. Набьет и улыбка оскомину. Улыбчивое лицо, человек. Улыба о том, кто улыбается; улыба моя, ласковый привет. Улыбнуть кого, калуж., твер. обмануть, надуть, не дать посуленого. Видно тебя улыбнули, только посулили, а не дадут. Вероятно, это вышло от шуточного выраженья: вещь улыбнулась, пропала, нет ее.
«Большой современный толковый словарь русского языка».
УЛЫБКА - мимика лица, губ или глаз, показывающая расположение к смеху, выражающая приветствие, удовольствие или иронию, насмешку.
1.1.2 Биология улыбки
В середине 19 века Чарльз Дарвин первым выявил, что мимика человека является продолжением мимических выражений, свойственных человекообразным обезьянам. По Дарвину, у человека, как и у приматов, мимика выражала сначала готовность к нападению, передвижению, защите, и лишь в ходе развития человека выражение лица стало передавать информацию о внутреннем состоянии человека, о его стремлении к установлению общения с другими людьми.
Американский ученый Пол Экман, развивая идеи Дарвина, считает, что эмоции совершенно одинаково проявляются на лицах людей в любой точке земного шара, независимо от расы, пола, возраста, воспитания.
Все люди на Земле умеют улыбаться и смеяться, так как эмоции генетически заданы, что основательно доказал в своих исследованиях профессор психологии Делавэрского Университета Кэрролл Изард. Улыбка – это мозговой процесс, который обеспечивается врожденными нейронными программами. Таким образом, улыбка является врожденной.
Улыбка в своем развитии проходит несколько этапов: от рефлекторной улыбки (нечто подобное улыбке может появиться на лице младенца в первые часы жизни как рефлекс) до улыбки, выражающей с помощью мимики лица удовольствие, радость, хорошее самочувствие, приветствие, доброе расположение к другим людям.
Исследования показали, что, когда мы улыбаемся или смеёмся, наш организм вырабатывает особые гормоны – эндорфины – больше известные под названием «гормоны счастья». Причины выработки гормонов радости заключаются в определенных движениях мышц лица, которые мозг считывает. Интересно, что если вы притворяетесь, что смеетесь, или имитируете улыбку, мозг не может распознать разницу и обращает внимание только на положение мышц. Даже если ваша улыбка была не совсем искренней, выпуск гормонов происходит в любом случае, и вы чувствуете себя счастливее.
Эндорфины снижают уровень стресса. При повышенном уровне эндорфинов падает уровень гормона стресса – кортизола.
Кроме того, эндорфины служат естественным обезболивающим. Если вы упали и больно ударились, попробуйте усмехнуться – вам немедленно станет легче. Для тех, кто страдает от хронических заболеваний, смех и улыбки могут быть эффективным лечением.
1.1.3 Психология улыбки
Психологи трактуют улыбку как универсальное средство невербального общения.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения: около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу. Наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, которое является результатом воздействия невербальных факторов - походки, стиля одежды, манеры держаться, выражения лица, улыбки. Они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.
Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.
Улыбка относится к мимическим средствам невербального общения. Диапазон вариантов улыбки охватывает как едва видимое движение уголков рта, так и широкую улыбку. Постоянно улыбающийся или смеющийся человек со временем приобретает дружелюбное и позитивное выражение лица.
Непринуждённая улыбка несёт теплоту, радость, очарование. Обычно она возникает в момент хорошего настроения и передает положительные эмоции. Чего нельзя сказать об искусственной улыбке. Наигранная улыбка не создаёт положительного эмоционального состояния.
Приторную улыбку можно определить по замкнутому растяжению губ.
Насмешку распознают по сомкнутым губам в напряженном состоянии, уголки рта при этом растянуты. Символизирует либо глубочайшее внимание, либо чувство господства. Нередко насмешка содержит ехидство.
Поднятие одного из уголков рта сопровождает фальшивый смех. Проявляется при внутреннем неприятии действительности. Например, когда начальник рассказывает смешной, по его мнению, анекдот, подчиненным приходится улыбаться из вежливости.
Уничижительная улыбка - уголки губ опущены- принадлежит обычно пессимисту, с иронией относящемуся к тому или иному событию, злорадствующему по всякому поводу.
Заразительный и громкий смех, может проявляться в нескольких противоположных случаях. Человек либо душевно болен, либо очень весел и у него отличное настроение.
Улыбка, пожалуй, наиболее универсальное средство невербального общения. Она снимает настороженность первых минут, выражает радость встречи, говорит о дружелюбии и расположении, способствует общению. Мы улыбаемся, и улыбка помогает нам чувствовать себя счастливее и увереннее.
Улыбка, как и все средства невербального общения, выражает множество оттенков переживаний. Существует дружелюбная, ироничная, насмешливая, презрительная, заискивающая…. Одна и та же улыбка может нести в себе различные оттенки. Она привлекает писателей и поэтов, является предметом изучения психологов.
1.2 Знаменитые «улыбки».
1.2.1 Таинственная улыбка «Джоконды»
Леонардо да Винчи был призван в Рим Джулиано Медичи для написания портрета синьоры Пачифики Брандано. Она была вдовой испанского дворянина, с кротким и веселым характером, хорошим образованием и являла собой украшение общества. Для художника обустроили мастерскую. Девушке необходимо было сберегать неизменное выражение лица, ради этого во время сеансов играла музыка, напевались песни и читались стихи.
Портрет писали долго, внимательно прорисовывая мельчайшую деталь. Поэтому девушка на картине выглядит, словно живая. Знаменитая улыбка завораживает своей таинственностью, навевая необыкновенные ощущения, она зовет зрителя.
Вокруг неё идут многочисленные дискуссии относительно красоты и улыбки персонажа картины. Только в одном сходятся все зрители и критики — картина производит удивительное и необычное впечатление. Объяснения таинственной улыбки появляются очень часто. Есть те, кто считает, что эффект мерцающей улыбки связан с отличительными чертами человеческого зрения. Другие утверждают, что улыбка Джоконды явна, когда наблюдатель смотрит на любые детали лица девушки, кроме губ.
Многие утверждают, что подобная улыбка была у самого Леонардо, уж очень она похожа на его улыбку с автопортрета.
Во всем есть свои загадки, и искусство не стало исключением. Картина «Джоконда» («Мона Лиза») Леонардо да Винчи – одна из неразгаданных его тайн.
1.2.2 Улыбка Гагарина
10 апреля 1961 г. в зале монтажного корпуса космодрома Байконур на торжественном заседании Государственной комиссии, проводившемся с киносъёмкой, Н. П. Каманин официально представил комиссии и присутствующим (всего в зале было около 70 человек) шесть первых космонавтов. Ю. А. Гагарин, Г. С. Титов, Г. Г. Нелюбов, А. Г. Николаев, В. Ф. Быковский, П. Р. Попович отлично сдали выпускные государственные экзамены и впервые в нашей стране официально получили звание пилотов-космонавтов ВВС. После этого Каманин сообщил, что, по мнению командования ВВС, первым можно утвердить Гагарина, а запасным — Титова. Государственная комиссия единогласно утвердила предложенное назначение.
Позже Николай Петрович Каманин, руководивший отбором и подготовкой первых советских космонавтов рассказывал:
«К тому первому полету готовились Юрий Гагарин и Герман Титов. Вопрос - кто полетит первым - мучил всех. И все было в пользу Титова: более образован, красив. Но самое главное - весил Титов на сколько-то меньше Гагарина. А у Гагарина была только улыбка.
Королев прервал все споры и сомнения традиционно коротким решением: «Полетит Гагарин». Запротестовали было ученые: мол, Гагарин весит на столько-то больше, а это значит, такие-то приборы не поднимутся на орбиту.
У Науки и Истории, как правило, совершенно разные точки зрения. Ученые смотрели в схемы. А История (в данном случае Королев) - на улыбку, которой суждено было стать символом планеты. Поэтому Главный конструктор подошел к космическому кораблю и, не глядя, сорвал несколько приборов весом в столько-то граммов.
- Мне кажется, Королев был способен выкинуть из космического корабля все приборы, чтобы туда вместилась улыбка Гагарина.
Абсолютный прагматик, Королев не только вычислил траекторию полета корабля «Восток», но и величайшую траекторию улыбки».
1.2.3 Смайлики
Представители страховой компании State Mutual Life Assurance Cos. of America решили поднять «боевой дух» своих сотрудников, то есть «заставить» служащих улыбаться всякий раз, когда они встречаются с клиентами, подходят к телефону или работают с документами. Для достижения поставленной цели решено было провести не совсем обычную рекламную акцию, но нужен был яркий запоминающийся символ. В декабре 1963 года страховщики пришли к художнику Харви Боллу.
Как позже признался Болл, на всю разработку у него ушло не более 10 минут. Он нарисовал им первую фирменную «улыбку» в виде двух точек и дуги в жёлтом круге. Первый смайлик был сделан в виде значка и выдан служащим и клиентам компании. Значки со смайликами имели успех. Они настолько понравились клиентам и агентам State Mutual Life Assurance Cos. of America, что компания вскоре заказала 10 тысяч таких значков.
Но известным всему миру смайлик стал лишь в 1970-е, когда для смайлика придумали слоган «Have a Happy Day». Улыбка с таким девизом сразу стала хитом, и вскоре смайлик появился на всём – на эмблемах, открытках, футболках и бейсболках ...
За работу ему заплатили 45 долларов, и это была вся прибыль, которую Болл когда-либо получал за смайлик: он даже не хотел регистрировать его как торговую марку, не защищал своё авторское право и, по словам его сына, Чарльза Болла (Charles Ball), никогда не жалел об этом.
Будучи уже пожилым человеком, Харви Болл придумал праздник – 1октября – Международный День Улыбки (World Smile Day). Он считал, что это должен быть день, «посвящённый хорошему настроению и добрым делам», и проходить под лозунгом «Творите добро. Помогите одной улыбке».
Основанную Харви Боллом «Корпорацию мировой улыбки» (World Smile Corporation) возглавляет его сын Чарльз, который внимательнейшим образом следит за тем, кем и как используется марка: «Наша миссия создавать, продавать и лицензировать продукцию под маркой Harvey Ball Signature Smiley». Подпись Харви Болла гарантирует подлинность изделия. Но что действительно важно – вся прибыль, произведённая World Smile Corporation после уплаты налогов, идёт на благотворительную деятельность. «Мы помогаем детям во всем мире. Никакая другая корпорация, использующая смайлики, не делает этого».
1.2.4 Голливудская улыбка
Когда вы слышите фразу «голливудская улыбка», всплывают образы киноактрис и актеров с сияющими белизной зубами. Звезды кино должны были иметь что-то такое, чего нет у обычных людей. И этим «чем-то» стала идеальная улыбка.
Впервые термин появился в 30-е годы XX века благодаря французскому стоматологу Чарльзу Пинкусу. Он изобрел Hollywood Laminates – тонкие пластинки из фарфора, которые крепились на зубы.
Сегодня задумка Чарльза Пинкуса, реализованная с помощью современных технологий и стоматологических материалов, получила название люминиры. Название произошло от слова «luminary», что обозначает «светлый». Изготовлением люминиров занимается всего одна американская компания Cerinate.
Материал, из которого создаются люминиры – фарфор. Пластинки получаются тончайшими, по этому параметру их можно сравнить с глазными линзами. При этом, имея толщину 0,2 – 0,3 мм, благодаря применению в производстве высокоточного оборудования, люминиры отличаются прочностью и износостойкостью. Зафиксировать пластинки на зубах можно всего за одно посещение стоматолога, причем процедура совершенно безболезненна. Однако это очень дорогое удовольствие.
Таким образом, термин «голливудская улыбка» скорее медицинский и не является предметом нашего исследования.
1.3 Ментальность улыбки
1.3.1 Улыбка в разных культурах
Ментальность (от лат. mens — сознание, ум) — образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы, это то, чем различаются индивиды, получившие воспитание в культурной среде.
В английском, немецком, финском коммуникативном поведении улыбка - прежде всего сигнал вежливости, поэтому она обязательна при приветствии и в ходе вежливого разговора.
Взаимные улыбки в процессе диалога с собеседником также сигнализируют о вежливости к собеседнику, о том, что участники вежливо слушают друг друга.
Улыбка в сфере сервиса на Востоке, как и на Западе выполняет функцию демонстрации вежливости. В китайской поговорке говорится: «Кто не может улыбаться, тот не сможет открыть лавку». В Японии, например, девушки у входа на эскалатор в больших универмагах улыбаются и кланяются каждому покупателю, ступающему на эскалатор - 2500 улыбок и поклонов в день.
В международных отелях системы “Интерконтиненталь” клерк, оформляющий постояльца, в течение 5-6 минут обучен улыбнуться не менее 6 раз.
Улыбка вежливости в некоторых культурах имеет смысл предохранения собеседника от огорчения в связи с восприятием рассказываемого. Илья Эренбург в своих воспоминаниях рассказывает о китайце, который с улыбкой сообщил ему о смерти своей жены. Но эта вежливая улыбка, как пишет И.Эренбург, означала: “Вы не должны огорчаться, это мое горе”.
1.3.2 Американская улыбка
Русские писатели не раз обращали внимание на отличие русской и американской улыбки, характеризуя американскую улыбку как странную для русского человека и искусственную. Сатирик Михаил Задорнов называл американскую улыбку хронической, а Михаил Жванецкий говорил, что американцы улыбаются, как будто включены в сеть. Максим Горький писал, что «у американцев на лице, прежде всего, видишь зубы».
Многие русские люди, побывав в Америке, считают, что американцы улыбаются неискренне, их улыбка наигранная, неестественная.
Ученые, проанализировав движения десятков мышц лица, подтвердили: у американцев улыбка действительно отличается от жителей Европы. А конкретно – американская улыбка часто не включает в себя мышц вокруг глаз. Даже создали компьютерную программу, которая достоверно определяет, с какого берега Атлантики улыбающийся на фото человек!
Дело в том, что в культуре США очень важен позитивный настрой. Здесь считают, что нормальное состояние человека – это счастье. По опросам, 80% американцев считают себя абсолютно счастливыми.
Несчастливым быть ненормально, плохо и в какой-то мере даже стыдно. Ведь неудачник в культуре США – это человек, который избегает новых знаний, решительных действий и ответственности – и почти всегда он сам виноват в своём невезении. Удача прилипает только к позитивно настроенным людям!
Нужно стараться быть счастливым, а самый первый шаг для этого – улыбаться! Жизнерадостность поощряется и культивируется во всем. Девиз чуть ли не каждого американца – “Keep Smiling!” или “Stay Positive!”.
Если даже у вас полоса неудач, то худшее что вы можете сделать – это ещё и позитив растерять. Стать грустным нытиком. Впасть в депрессию. От этого всё станет только хуже. Нытиков здесь не любят. Да где их любят?
Поразительный факт: улыбка, являющаяся следствием некоторой эмоции, способна сама эту эмоцию воспроизводить. Этот феномен был описан американским психологом Уильямом Джеймсом: когда человек улыбается, даже принудительно растягивая губы, у него повышается настроение!
1.3.3 Улыбка в русской культуре
Улыбка для русского человека – это дар. Не зря говорят что её “дарят”. Ею одаривают лишь тех, кто близок или дорог, тех, кто “заслужил” чем-либо хорошее к себе расположение. Это не лучше и не хуже, это просто разница в культурах, просто это по-другому!
По умолчанию у русских принято относиться друг к другу вежливо, строго и с достоинством, и не принято улыбаться «для вежливости» или «из вежливости». Постоянная вежливая улыбка называется у русских «дежурной» и считается проявлением неискренности человека, скрытности, нежелания обнаружить истинные чувства.
В русском общении не принято улыбаться незнакомым, автоматически отвечать на улыбку улыбкой, не принято улыбаться человеку, если случайно встретился с ним взглядом. У русских не принято улыбаться при исполнении служебных обязанностей, при выполнении какого-либо серьезного дела.
Не принято, чтобы дети улыбались на занятиях. Взрослые учат детей: не ухмыляйся, будь серьезен в школе, во время приготовления уроков, когда с тобой разговаривают взрослые. Одно из самых распространенных замечаний учителя в российской школе: «Что улыбаешься, пиши» или “Что за смех? Я ничего смешного не сказал!” Улыбающимся людям в России часто говорят: “Не пойму, что здесь смешного!” или “А что я смешного сказал?”.
Русская улыбка демонстрирует тому человеку, которому она адресована, что улыбающийся человек относится к нему с личной симпатией. Русская улыбка призвана быть только искренней, она рассматривается как искреннее выражение хорошего настроения или расположения к собеседнику.
Улыбка русского человека должна иметь вескую причину. Если русскому человеку причина чьей-либо улыбки оказывается непонятной, это может вызвать у него серьезное беспокойство. Вспомните поговорку “Смех без причины - признак дурачины”.
Большинство стандартных коммуникативных ситуаций русского общения улыбку не санкционируют. Не принято улыбаться в напряженной ситуации - “не до улыбок”. Не принято улыбаться, если рядом есть люди, о которых известно, что у них серьезные огорчения, кто-то болен, озабочен личными проблемами.
Глава 2. Наши исследования
2.1 Что такое успешность
Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. Как в нём определяется успех и успешность?
Успех.
1. Удача в достижении чего-нибудь. Добиться успеха.
2. Общественное признание. Шумный успех спектакля.
3. Хорошие результаты в работе, учебе.
Определяя «успешность», толковые словари отправляют нас к прилагательному «успешный», то есть сопровождаемый успехом.
Американский психолог Уильям Глассер утверждал: «Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».
Проблема школьной успешности существует уже множество столетий. О ней писали древнегреческий философ Аристотель, чешский педагог-гуманист, общественный деятель Ян Амос Коменский, знаменитый педагог, основоположник русской научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский.
По сей день учителя сталкиваются с вопросами, какой ученик является успешным и как эту успешность оценить.
Очень часто успешность школьников подменяют успеваемостью, то есть степенью совпадения полученных результатов учебной деятельности с теми, что были запланированы. В этом случае успешность выражается отметками, выставленными в журналах.
Чтобы быть успешным в будущем ученик должен уметь использовать полученные знания в жизни. Это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны.
Чтобы школьник мог ощущать себя успешным, у него обязательно должны быть позитивные отношения с одноклассниками. Привлекательность занятий и интересы подростков в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками, которое во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности.
Автор популярных учебников по практической психологии Дейл Карнеги утверждал, что успех человека на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% от его умения общаться с людьми.
Опираясь на полученную информацию, для своего исследования мы выбрали два критерия: успеваемость и уровень общительности.
2.2. Влияние улыбки на успешность школьников.
В соответствии с выделенными ранее критериями школьной успешности были подобраны диагностические методики.
Для выявления учебной успешности была использована методика вычисления среднего балла ученика. Для расчетов использовались результаты успеваемости учащихся 5-9 класса в I триместре. (Приложение 1).
Для определения улыбчивости школьников мы провели анкетирование, в котором предложили ребятам следующее задание: «Запишите, пожалуйста, пять фамилий ваших одноклассников, которые, на ваш взгляд, часто улыбаются». Собранные анкеты обработали, суммируя количество выборов каждого названного ученика. Таким образом, мы получили рейтинг улыбчивости ребят каждого класса.
Для определения уровня общительности школьников было проведено социометрическое исследование. Задание для социометрии звучало так: «Представьте, что вам предстоит долгий, в несколько десятков лет, полет на планету одной из космических Галактик. Кого из своих одноклассников вы бы взяли в этот полет. Напишите пять фамилий». Просуммировав количество выборов, мы получили рейтинг общительности ребят каждого класса. (Приложение 2)
Все количественные результаты представлены в таблицах, оформленных в программах Word или Excel, переведены в проценты и наглядно отражены в графиках, выполненных на одном поле и отражающих связь заданных критериев школьной успешности. (Приложение 3)
Анализ графиков по классам показал, что наиболее очевидна связь улыбчивости и общительности ребят. Графики, отражающие эти критерии, движутся чаще параллельно, перекрывая друг друга. Учебные успехи, на первый взгляд, были практически не связаны с улыбчивостью.
В процессе работы мы рассмотрели взаимосвязь успеваемости и улыбчивости с другой стороны. (Приложение 4) Выделив в отдельный список ребят, получивших высокие места в рейтинге улыбчивости по классам, мы проанализировали их успеваемость, разделив их на две группы по среднему учебному баллу. В результате получилось, что ребят, имеющих средний балл выше 4.00, оказалось 62%. Выполнив такую же работу, для ребят, занимающих в рейтинге улыбок нижние строчки, мы увидели, что успешных в учебе среди них только 26%
На следующем этапе работы были определены процентные показатели школьной успешности учащихся каждого класса как среднее арифметическое успеваемости и общительности ребят. Построенные на одном поле графики успешности и улыбчивости отражают явную связь этих показателей. Очевидно, что успешность учащихся в целом увеличивается с ростом улыбчивости.
Выводы
Изучая литературу по выбранной теме, мы узнали, что улыбку изучают лингвисты и биологи, психологи и педагоги. Ей посвящены диссертации именитых ученых и исследовательские работы школьников и студентов. Она привлекала внимание писателей и поэтов, художников и музыкантов, с ней приходится считаться экономистам и физикам.
Рассмотрев разные аспекты феномена улыбки, мы убедились, что улыбка имеет великую силу. Она способна вернуть человека в прошлое, заставив разгадывать загадку женской души, отправить осваивать космическое пространство, стать символом радости и позитива, понятным людям, говорящим на разных языках. Она, как человек, вырастает в определенной культуре, и несет в себе ментальность целого народа.
Проведя своё исследование, мы убедились, что улыбка и успех идут рядом, держась за руки. Вы улыбаетесь – значит, растут ваши шансы на успех. Вы успешны – ваша улыбка освещает вам дорогу к новым большим замыслам, высоким стремлениям.
Работая над темой исследования,
Разобравшись в истинной силе улыбки, мы предлагаем свои советы ровесникам для повышения их успешности:
Улыбайтесь, будьте успешны и счастливы!
Заключение
Улыбка и успех…. Мы не ставили задачу определить, что в этой паре является первопричиной. Успешность ли позволяет ребятам быть самодостаточными, уверенными в себе, и как следствие чаще улыбаться. Или улыбчивость, позволяет правильно организовывать пространство вокруг себя, лучше контактировать с учителями и одноклассниками, быть открытыми для новых знаний, а, следовательно, добиваться в жизни большего, быть успешными…. Пусть это будет темой следующего исследования.
Обсуждая результаты работы на заседании школьного дискуссионного клуба, мы увидели, что наши графики вызывают интерес у ровесников, выявляют другие проблемы классных коллективов. Они позволяют увидеть в классе микрогруппы, показывают учащихся, чей круг общения выходит за пределы класса. По ним можно определить ребят, которые учатся легко и ребят, которые достигают высоких учебных результатов с большим трудом. Значит, результаты нашей работы могут быть интересны классным руководителям, школьному психологу.
Улыбка свойственна спокойным, уверенным в себе и в своей жизни людям, она обязательный атрибут современного человека. Нужно учиться всему, в том числе и улыбке… Улыбайтесь!
Литература
Приложения
Вложение | Размер |
---|---|
vybor_5klass.docx | 13.76 КБ |
vybor_6-9.docx | 21.4 КБ |
Приложение 2.
Результаты исследования улыбчивости и общительности по классам
5А
№ | ФИ | Улыбка | Количество выборов | Полет | Количество выборов |
1 | Амирова Анна | +++++ | 5 | +++ | 3 |
2 | Амирова Вероника | ++++ | 4 | ++++ | 4 |
3 | Веткан Виктория | ++ | 2 | ++ | 2 |
4 | Геращенко Джессика | ++ | 2 | +++ | 3 |
5 | Куйсали Полина | +++ | 3 | +++ | 3 |
6 | Престинский Кирил | +++ | 3 | +++ | 3 |
7 | Самойлов Сергей | ++++ | 4 | +++ | 3 |
8 | Урангина Диана | +++ | 3 | ++++++ | 6 |
9 | Фолошня Никита | +++ | 3 | +++ | 3 |
10 | Ханчан Оксала | ++ | 2 | ++++ | 4 |
11 | Черепанов Сергей | ++ | 2 | ++ | 2 |
12 | Черуль Павел | ++ | 2 | ++ | 2 |
13 | Южакова Полина | ++++++ | 6 | ++++++ | 6 |
14 | Дечули Максим | + | 1 | + | 1 |
15 | Дяксул Артём | ++ | 2 | ++ | 2 |
5Б
№ | ФИ | Улыбка | Количество выборов | Полет | Количество выборов |
1 | Вальдю Дарья | ++++++ | 6 | +++ | 3 |
2 | Дечули Марина | ++++++ | 6 | +++ | 3 |
3 | Жмакина Татьяна | ++++++++ | 8 | ++++ | 4 |
4 | Кай Владислава | ++ | 2 | +++++ | 5 |
5 | Кай Кристина | +++ | 3 | ++++ | 4 |
6 | Ковта Руслан | +++++ | 5 | +++++++ | 7 |
7 | Кожемкулов Владислав | ++ | 2 | ++++ | 4 |
8 | Лихачёв Максим | 0 | ++ | 2 | |
9 | Московец Никита | +++ | 3 | +++ | 3 |
10 | Новиков Виктор | +++ | 3 | ++++++ | 6 |
11 | Ольчи Максим | +++++ | 5 | +++++ | 5 |
12 | Попович Карина | ++++ | 4 | +++ | 3 |
13 | Росугбу Семён | +++ | 3 | +++++ | 5 |
Результаты исследования улыбчивости и общительности по классам
6 А
ФИО | Улыбка | Итого | Общение | Итого | |
1 | Аюмка Виталий | + + | 2 | + + | 2 |
2 | Заярнова Кристина | + + | 2 | + + | 2 |
3 | Лобанов Даниил | + + | 2 | + + + | 3 |
4 | Семененко Игорь | + + | 2 | + + | 2 |
5 | Мухмедьярова Александра | + + + | 3 | + + | 2 |
6 | Самар Андрей | + + + | 3 | + + + + + | 5 |
7 | Плотник Мария | + + + + | 4 | + + + | 3 |
8 | Гембик Тамара | + + + + + | 5 | + + + + + + | 6 |
9 | Маслова Екатерина | + + + + + + | 6 | + + + + + + | 6 |
10 | Артёменко Всеволод | + + + + + + + + | 8 | + + + + + + + + | 8 |
11 | Сарычева Злата | + + + + + + + + + + | 10 | + + + + + + + + + + | 10 |
6 Б
ФИО | Улыбка | Итого | Общение | Итого | |
1 | Бобро Екатерина | + + + + ++ + + | 8 | 0 | |
2 | Дьяконова Любовь | 0 | + + + + + + | 6 | |
3 | Дян Арсен | 0 | + + | 2 | |
4 | Малякина Вероника | + + + + + + + + | 8 | + + | 2 |
5 | Неделько Игорь | + + + + + + + | 7 | + + + + + | 5 |
6 | Полисаева Мария | + + + + + + + | 7 | + + + + + + | 6 |
7 | Росугбу Надежда | + + | 2 | + + + + + + + | 7 |
8 | Фолошня Елизавета | + + + + + + | 6 | + + + + + + + + | 8 |
9 | Цыганкова Виктория | + + + + + + + + + + + | 11 | + | 1 |
10 | Чечёткин Максим | + + | 2 | + | 1 |
11 | Чечёткина Ирина | + + + | 3 | + + + | 3 |
12 | Иванов Фёдор | + + + + | 4 | + + + + + | 5 |
13 | Казанцева Полина | + | 1 | + + | 2 |
14 | Росугбу Владислав | 0 | + + |
7Б
ФИО | Улыбка | Итого | Полёт | Итого | |
1 | Василенко Алексей | +++ | 3 | ++++++++ | 8 |
2 | Дечули Александра | +++++++ | 7 | ++++++ | 6 |
3 | Дечули Полина | +++++ | 5 | ++++ | 4 |
4 | Дункан Елизавета | +++ | 3 | +++ | 3 |
5 | Жмакин Сергей | ++ | 2 | ++ | 2 |
6 | Заксор Вячеслав | ++++ | 4 | +++++++ | 7 |
7 | Кай Иван | ++++++ | 5 | ++++++ | 6 |
8 | Намятов Егор | + | 1 | +++++++ | 7 |
9 | Пеньков Леонид | ++ | 2 | 5 | |
10 | Пак Нина | ++++ | 4 | +++++ | 0 |
11 | Сарычев Василий | +++++++++ | 8 | ++++++++++ | 10 |
12 | Серкова Ксения | +++++ | 5 | ++ | 2 |
13 | Черепанова Екатерина | ++++++++ | 8 | + | 1 |
14 | Чувашов Алексей | +++ | 3 | 0 | |
15 | Яганов Всеволод | +++++ | 5 | ++++ | 4 |
16 | Зырянова Полина | + | 1 | + | 1 |
17 | Непокорова Ольга | + | 1 | + | 1 |
7А
ФИО | Улыбка | Итого | Полёт | Итого | |
1 | Ангина Елена | ++++ | 4 | ++ | 2 |
2 | Бабитская Виктория | ++++++ | 6 | +++++++ | 7 |
3 | Булатова Татьяна | +++ | 3 | ++++++ | 6 |
4 | Волокитин Илья | +++++++++ | 9 | ++++++ | 6 |
5 | Дечули Надежда | 0 | 0 | ||
6 | Куту Роман | 0 | + | 1 | |
7 | Лашина Людмила | ++++ | 4 | ++ | 2 |
8 | Марфан Регина | +++++++ | 7 | ++++++++ | 8 |
9 | Мозговой Иван | +++++ | 5 | 0 | |
10 | Пельменёва Елена | ++++++++ | 8 | ++ | 2 |
11 | Романов Владислав | +++++ | 5 | ++++++ | 6 |
12 | Францев Иван | ++++++ | 6 | ++ | 2 |
13 | Ханчан Владимир | 0 | ++ | 2 | |
14 | Химич Михаил | + | 1 | ++ | 2 |
15 | Ярв Мария | ++++++++ | 8 | +++++++ | 7 |
16 | Казанцев Александр | 0 | + | 1 | |
17 | Масолов Сергей | +++++++++ | 9 | ++++++++ | 8 |
18 | Пайзина Диана | ++ | 2 | ++ | 2 |
9 А
ФИО | Улыбка | Итого | Полёт | Итого | |
1 | Ангина Мария | 0 | + | 1 | |
2 | Громов Роман | +++ | 3 | +++ | 3 |
3 | Дечули Виктор | ++ | 2 | ++ | 2 |
4 | Дечули Кристина | ++ | 2 | ++ | 2 |
5 | Кай Вячёслав | +++++++ | 7 | ++++++ | 6 |
6 | Кай Даниил | +++++ | 5 | +++++ | 5 |
7 | Кучекта Надежда | ++++++ | 6 | +++++++ | 7 |
8 | Ланчакова Ксения | +++ | 3 | ++++ | 4 |
9 | Перменко Екатерина | +++++++ | 7 | +++ | 3 |
10 | Симдянкин Виктор | 0 | ++ | 2 | |
11 | Гарнышкова Татьяна | ++ | 2 | + | 1 |
12 | Самойлов Владислав | +++ | 3 | ++ | 2 |
13 | Масалова Анастасия | ++++ | 4 | +++ | 3 |
14 | Куйсали Оксана | + | 1 | + | 1 |
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 |
9 Б
ФИО | Улыбка | Итого | Полёт | Итого | |
1 | Бабицкий Андрей | ++++++++ | 8 | +++++ | 5 |
2 | Бондарь Нодар | ++ | 2 | ++ | 2 |
3 | Дергачёв Дмитрий | ++++++++ | 8 | +++++++ | 7 |
4 | Дергачёва Любовь | ++++++++ | 8 | +++++ | 5 |
5 | Дечули Валерия | +++ | 3 | ++++ | 4 |
6 | Дечули Тимур | +++ | 3 | +++++++ | 7 |
7 | Иванов Михаил | ++++++ | 6 | +++++++ | 7 |
8 | Игулина Анна | 0 | 0 | ||
9 | Матвеева Наталья | ++++ | 4 | + | 1 |
10 | Метальникова Алёна | +++ | 3 | ++++ | 4 |
11 | Мозговой Евгений | ++++++++ | 8 | ++++++ | 6 |
12 | Плотник Александра | +++ | 3 | + | 1 |
13 | Попова Нина | + | 1 | + | 1 |
14 | Сарычева Александра | +++++++ | 7 | ++++++ | 6 |
15 | Суходоева Полина | 0 | + | 1 | |
16 | Тумали Екатерина | ++++++++ | 8 | +++++++ | 7 |
17 |
8 А
ФИО | Улыбка | Итого | Полёт | Итого | |
1 | Ван Кристина | 0 | ++ | 2 | |
2 | Курач Вероника | 0 | + | 1 | |
3 | Веткан Юлия | + | 1 | +++++++ | 7 |
4 | Ковяхова Елена | + | 1 | + | 1 |
5 | Ангин Фёдор | ++ | 2 | +++ | 3 |
6 | Дечули Сергей | ++ | 2 | ++++ | 4 |
7 | Пельменёв Алексей | +++ | 3 | ++++ | 4 |
8 | Горнышков Витя | +++ | 3 | ++++ | 4 |
9 | Кавта Екатерина | ++++ | 4 | +++++++++ | 9 |
10 | Чувашова Катя | ++++ | 4 | +++ | 3 |
11 | Федосеева Дарья | ++++++ | 6 | ++++ | 4 |
12 | Загибалов Денис | ++++++ | 6 | ++++ | 4 |
13 | Перевалов Юрий | ++++++ | 7 | + | 1 |
14 | Актанко Максим | ++++++++ | 8 | ++++++++ | 8 |
15 | Трухин Влад | ++++++++ | 8 | ++ | 2 |
16 | Чмух Настя | +++++++++ | 9 | +++ | 3 |
17 | Киструй Галина | ++++++++++ | 10 | +++ | 3 |
18 | Чечёткин Даня | ++++++++++++++ | 15 | +++++++++ | 10 |
8 Б
ФИО | Улыбка | Итого | Полёт | Итого | |
1 | Аблапова Анастасия | ++++++ | 6 | +++++++ | 7 |
2 | Аблапов Николай | +++++++ | 7 | +++++++ | 7 |
3 | Актанко Виталий | +++ | 3 | +++ | 3 |
4 | Буцик Даниил | +++++++ | 7 | ++++ | 4 |
5 | Гаврилина Виолетта | ++++ | 4 | +++++ | 5 |
6 | Дункан Екатерина | 0 | + | 1 | |
7 | Кай Анастасия | + | 1 | + | 1 |
8 | Лашина Наталья | +++ | 3 | ++++ | 4 |
9 | Нищук Ольга | +++++ | 5 | +++ | 3 |
10 | Перменко Сергей | +++++ | 5 | ++++ | 4 |
11 | Пешков Дмитрий | ++++++++ | 8 | ++ | 2 |
12 | Росугбу Николай | +++++ | 5 | ++++++++ | 8 |
13 | Ткачёва Анастасия | ++ | 2 | +++ | 3 |
14 | Грижибовский Тимофей | ++++++++ | 8 | ++++ | 4 |
Два плуга
Северное сияние
О путнике
Горячо - холодно
Астрономический календарь. Май, 2019