Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 255.5 КБ |
Исследовательский проект по обществознанию
«Влияние СМИ на формирование личности подростков»
Тематика: Обществознание
Автор: Актюбеев Эрдни
Руководитель: Мандрунов Руслан Владимирович
Учреждение: МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ имени Д.Н.Кугультинова»
Яшалтинский район Республика Калмыкия
Оглавление
Введение
Планирование исследовательской работы
1. Основная часть проекта
1.1 Понятие СМИ, их виды и функции в современном обществе
1.2 Оценка роли СМИ
1.3 Исторические сведения
2. Исследовательская часть
2.1. Первый этап исследования (опрос)
2.2. Второй этап исследования (положительное и отрицательное влияние)
Заключение (итоги исследовательской работы)
Список источников
Приложения
Введение
В современном информационном обществе мы ежедневно сталкиваемся со средствами массовой информации. Сейчас их называют «четвертой властью», так как они прочно основались в нашей повседневной жизни, что существование без них мы не можем себе представить. Безусловно, в современном мире СМИ взяли на себя часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их взглядов, привычек и предпочтений. Поэтому, можно сказать о том, что они оказывают мощнейшее влияние на человечество, в особенности на молодежь.
В этот подростковый период происходит бурный физический рост и половое созревание. Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму. Необходимо также отметить, что дети в этом возрасте становятся наиболее восприимчивы и чувствительны ко всему, что их окружает. В этой связи следует поддержать правомерность современных исследователей о том, что они, как получатели информации, поддаются давлению и могут легко стать жертвой мошенников.
Множество исследователей склоняются в сторону негативного влияния СМИ на молодежь. К примеру, Богатырева М.Г., Гриценко А.В., изучая роль телевидения и интернета в социализации подростков, пришли к выводу, что эти факторы создают определенный тиражированный образ жизни подростка, структуру его свободного времени, оказывают негативное влияние на его мировоззрение, лишают волевых и интеллектуальных качеств. Но в тоже время, существует и совершенно противоположная точка зрения: исследователи Сычева И., Цымболенко С. в своих работах, посвященных информационной культуре, отметили необходимость влияния средств массовой информации на подростков, так как они способствуют установлению эффективной связи с социальным окружением.
Чтобы лучше разобраться о воздействии СМИ на молодежь, рассмотрим его подробнее, но для начала выясним значение этого слова, его виды и функции.
Актуальность: данная тема проекта "Влияние СМИ на формирование личности подростков" сегодня особенно актуальна, так как отсутствие контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемая подача информации различной аудитории, в конечном счете, влияет на формирование личности подростков.
Объект исследования: СМИ как инструмент воздействия на сознание подростка.
Предмет исследования: процесс влияния средств массовой информации на формирование личности подростка.
Методы исследования: анализ, анкетирование.
Гипотеза: СМИ оказывают больше отрицательное влияние на молодежь, нежели чем положительное.
Цель: изучение аспектов влияния современных средств массовой информации на личность подростка.
Задачи проекта:
Практическая значимость проекта: результаты исследования могут быть использованы для учебной и внеучебной деятельности для предотвращения негативного воздействия СМИ на подростков.
I. Основная часть
1.1. Понятие СМИ, их виды и функции в современном обществе
СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.
Согласно закону РФ от 27.12.1991 № 2124–1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации», СМИ — это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием.
К видам средств массовой информации относятся:
С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.
Функции СМИ:
1.2. Оценка роли СМИ
СМИ – «четвёртая власть»:
Положительная роль СМИ:
Отрицательная роль СМИ:
1.3. Исторические сведения. История СМИ в России
Первым русским средством массовой информации считается газета «Ведомости», пробные номера которой были выпущены в 1702 году, а самый старый дошедший до нас номер датирован 2 января 1703 года. Однако еще с 1621 года в России издавалась рукописная газета «Куранты», в которой публиковались главные политические новости. Тираж «Курантов» составлял всего один- два экземпляра, которые предназначались исключительно для царя и ближайших бояр. Но именно «Ведомости» начали издавать типографским способом и большими для того времени тиражами. Указ об издании «Ведомостей» Петр I подписал в декабре 1702 года.
Необходимо отметить, что уже с 1710 года первая русская газета стала печататься не церковнославянским, а гражданским шрифтом. Тираж первого российского печатного СМИ варьировался от нескольких десятков до 4000 экземпляров. «Ведомости» активно пропагандировали петровские реформы, освещали военные действия, внешнеполитические отношения, новости образования и прочие основные события.
В 1728 году появился и первый русский журнал «Примечания», в котором в 1741 году были опубликованы некоторые оды и переводы научных статей Михаила Ломоносова. В том же – 1728 году на смену «Ведомостям» пришли «Санкт-Петербургские ведомости», издаваемые Академией наук в северной столице. Фактическим редактором газеты в 1748-1751 годах являлся тот же Ломоносов. На латинском языке Академией наук издавался «Комментарий» (с 1750 года – «Новый комментарий»). И здесь не обошлось без Михаила Ломоносова: именно с этим изданием связана его статья «О должности журналистов», - в ней ученый сформулировал моральный кодекс журналиста, освещающего новости науки и пишущего на научные темы.
В 1755 году Ломоносов убедил власти издавать академический журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащих». После основания Московского университета в 1755 года Ломоносовым были созданы и «Московские ведомости» - вторая российская газета.
Обе русские газеты XVII века носили официальный характер, информация в них подавалась строго структурировано: главное место занимали династические новости и придворная жизнь, вести о назначениях и наградах, и потом уже – другие известия и новости культуры. Также издавались специальные приложения для публикации объявлений, доход от которой шел в бюджет Академии наук или Московского университета.
В 1779—1790 годах «Московские ведомости» вместе с типографией Московского университета были отданы в аренду просветителю Н. И. Новикову, который расширил содержание газеты и издавал несколько новых интересных приложений к ней, в том числе и самый первый детский журнал.
В 1759 году появился и первый частный журнал - «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова. «Трудолюбивыми пчелами» был и журналист, кропотливо собирающий все полезное и интересное, и читатель – впитывающий информацию, собранную журналистом.
Читательской аудиторией журнала были дворяне, тираж его составлял 1200 экземпляров, а издатель больше симпатизировал будущей императрице Екатерине Алексеевне, а не Елизавете – императрице царствующей. Из-за нелояльного отношения к елизаветинской придворной знати, критики казнокрадства, взяточничества и лишней роскоши журнал был закрыт в декабре 1759 года.
II. Исследовательская часть
2.1. Первый этап исследования
Для того чтобы изучить аспекты влияния СМИ на личность подростков, я провел опрос среди 17 учеников 9 класса. Были заданы следующие вопросы:
Проанализировав результаты опроса, я пришел к следующим выводам:
2.2. Второй этап исследования
Я выявил следующее положительное влияние СМИ на подростков:
Я выявил следующее отрицательное влияние СМИ на подростков:
Заключение
Мы рассмотрели тему влияния СМИ на поведение подростков, и теперь можно с уверенностью сказать, что их воздействие существует, и оно довольно существенное особенно на подростков. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное влияние на молодых людей, и сейчас всё чаще говорят о последнем, которое выражается в неадекватном поведении подростков в обществе.
Зачастую именно Интернет оказывает мощнейшее влияние на сознание молодежи и становится причиной многих их необдуманных поступков. Поэтому, на мой взгляд, необходимо:
Гипотеза подтверждена, а именно: СМИ оказывают больше отрицательное влияние на молодежь, нежели чем положительное.
Цель - изучение аспектов влияния современных средств массовой информации на сознание молодежи – достигнута.
Список используемых источников
Приложения
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение№4
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
Приложение №10
Приложение №11
Приложение №12
Приложение№13
Медведь и солнце
Фильм "Золушка"
Фокус-покус! Раз, два,три!
Весенние чудеса
Глупый мальчишка