Наша родина – Россия. С древних времен русские люди называют Россию – матушкой. Она вскормила нас своим хлебом, споила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт. Слово Родина мы всегда произносим с волнением и любовью. Но особенное чувство заполняет душу и сердце, когда речь идёт о том месте, где ты родился и вырос, где живут твои родители и где знакомы тебе каждый уголок, каждая травинка и каждое деревце. Это и есть то, что называем мы своей малой родиной. И у каждого человека она своя. Для меня - это село Адамово.
У меня возникло желание узнать, почему наше село так называется. Какова история его возникновения? Я провела опрос среди одноклассников и родных, и, оказалось, что не все мои сверстники и даже взрослые знают об истории нашей малой родины. Поэтому я решила провести исследование на тему «Моя малая родина - село Адамово»
Актуальность работы:
Актуальность темы обусловлена историческими и общественно-политическими процессами, происходящими в нашей стране в настоящее время. В последнее время чрезвычайно важной стала проблема патриотического воспитания детей. Это связано с тем, что материальные блага стали все больше доминировать над духовными ценностями, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому моя исследовательская работа посвящается моей малой Родине – селу Адамово, чтобы мои земляки знали историю своего села и гордились ей.
Объектом исследования является: история села Адамово.
Предмет исследования: Особенности возникновения села Адамово.
Цель моего исследования: Изучить историю села Адамово Баргузинского района Республики Бурятия.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
Теоретический метод
– анализ газетных статей и документов;
- обзор Интернет ресурсов по теме.
Практический метод:
- сбор информации у жителей села Адамово;
- обработка результатов опроса.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.47 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ»
_______________________________________________________
Направление: Краеведение
Тема: Моя малая родина – село Адамово
Соискатель: Миронычева Вероника,
ученица 1 класса МБОУ «Адамовская ООШ»
Научный руководитель: Нолева Лидия Геннадьевна,
учитель английского языка МБОУ «Адамовская ООШ»
Место выполнения работы: село Адамово Баргузинского района
Республики Бурятия
2025
Оглавление
Введение………………………………………………………………...................................................3
1. История села Адамово….…………………………… ……...………...……....................................4
2. Известные люди в истории села Адамово…………………………………....................................5
Заключение..……………………………………………………………………………………………9
Приложение
Введение
Наша родина – Россия. С древних времен русские люди называют Россию – матушкой. Она вскормила нас своим хлебом, споила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт. Слово Родина мы всегда произносим с волнением и любовью. Но особенное чувство заполняет душу и сердце, когда речь идёт о том месте, где ты родился и вырос, где живут твои родители и где знакомы тебе каждый уголок, каждая травинка и каждое деревце. Это и есть то, что называем мы своей малой родиной. И у каждого человека она своя. Для меня - это село Адамово.
У меня возникло желание узнать, почему наше село так называется. Какова история его возникновения? Я провела опрос среди одноклассников и родных, и, оказалось, что не все мои сверстники и даже взрослые знают об истории нашей малой родины. Поэтому я решила провести исследование на тему «Моя малая родина - село Адамово»
Актуальность работы:
Актуальность темы обусловлена историческими и общественно-политическими процессами, происходящими в нашей стране в настоящее время. В последнее время чрезвычайно важной стала проблема патриотического воспитания детей. Это связано с тем, что материальные блага стали все больше доминировать над духовными ценностями, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому моя исследовательская работа посвящается моей малой Родине – селу Адамово, чтобы мои земляки знали историю своего села и гордились ей.
Объектом исследования является: история села Адамово.
Предмет исследования: Особенности возникновения села Адамово.
Цель моего исследования: Изучить историю села Адамово Баргузинского района Республики Бурятия.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
Теоретический метод
– анализ газетных статей и документов;
- обзор Интернет ресурсов по теме.
Практический метод:
- сбор информации у жителей села Адамово;
- обработка результатов опроса.
Село Адамово является административным центром муниципального образования «сельское поселение Адамовское».
Село Адамово, в котором я родилась и живу, имеет историю в несколько веков. История села Адамово берёт своё начало в середине 17 века, когда казаки под предводительством Ивана Галкина начали освоение земель около Байкала и основал Баргузинский острог. От него в нижнем течении Баргузина начали появляться зимовья и деревни в один или два двора. От жителей села я узнала, что здесь поселились люди разных национальностей.
Село Адамово расположено в Баргузинском районе Республики Бурятия. Название села Адамово, со слов сторожил, произошло от имени Адам, который здесь жил. Сначала он построил дом на левом берегу реки Баргузин, затем перевёз его на другой берег реки, где сейчас и расположено село Адамово. Дом, который построил Адам, стоит до сих пор в с.Адамово.
Становление и развитие любого населенного пункта напрямую зависит от людей, проживающих в нем и внесших вклад в развитие села. Село Адамово славится такими людьми.
Жигжитов Михаил Ильич родился в бурятской семье крестьянина-скотовода. В 1934 году М. И. Жигжитов работал в школах Закаменского района, затем переехал на Байкал, в Баргузинский район. Закончил Новосибирский учительский институт. Его большая семья (пять сыновей и две дочери) много переезжала, Михаил Ильич работал учителем во многих селах - Адамово, Тазах, Давше, Курбулике, Максимихе. В Адамово Михаил Ильич вернулся с войны, преподавал в Адамовской школе, жил там до 1948 года. Многие ученики писателя все еще проживают в Адамово и с большой любовью вспоминают Михаила Ильича. Сын писателя Константин Михайлович рассказывает: «Отец почему-то очень уважал адамовских. Потому что раньше еще, вот когда мы переехали из Давше в Курбулик, там много бригад стало рыболовецких, и он всегда общался ближе с адамовскими. И он всегда говорил, что народ адамовский хороший.» В его главном романе «Подлеморье» действие происходит в Сибири, прототипы некоторых персонажей – жившие некогда в Адамово люди. Например, знаменитый в Адамово купец Ефим Меньшиков является прообразом одного из персонажей «Подлеморья», Ефрема Мельникова. А так называемый Король, еще один персонаж романа Жигжитова, является реальной личностью, некогда жившей на территории Адамово.
Бальбуров Африкан Андреевич —родился 5 мая 1919 г. в с. Корсунгай Аларского района Усть-Ордынского бурятского округа Иркутской области. Закончил школу фабрично-заводского училища им. Постышева, учился в Бурятском государственном педагогическом институте им. Д. Банзарова, Иркутском государственном университете. Трудовую деятельность начал в 15 лет слесарем по ремонту станков на паровозовагоноремонтном заводе, одновременно писал материалы для заводской многотиражки «Гигант Бурятии». Работал журналистом, редактором в газетах «Бурят-Монгольская правда», «Бурят-Монгольский комсомолец». За художественно-очерковую книгу на двух языках «Двенадцать моих драгоценностей» удостоен Государственной премии Бурятии в области литературы и искусства. В книге «Двенадцать моих драгоценностей» одна из глав посвящена великому охотнику Шелковникову Егору Андрияновичу из села Адамово.
Шелковников Егор Андриянович был выдающимся охотником, слава о нем дошла и до Москвы. В 1914 году он сопровождал специальную экспедицию для изучения соболиного промысла и организации заповедника в Баргузинском уезде Забайкальской области, возглавляемую Георгием Георгиевичем Доппельмаиром. Зенон Францевич Сватош, будущий директор Баргузинского заповедника, был крестным дочери Егора Андрияновича Елены Егоровны и подарил на ее рождение золотую цепочку, которую во время войны она обменяла на хлеб. Семья Егора Андриановича была зажиточной. Они крепко стояли на Земле, были мастеровыми и предприимчивыми, как и их предки занимались скотоводством, земледелием, охотой и рыбалкой. Рыбы и зверя добывали много. Зимой, по санному пути везли мясо, рыбу, пушнину, шкуры в Верхнеудинск, Иркутск, где обменивали на промышленные товары. Егор Андриянович был женат на Авдотье Иннокентьевне, у них было три дочери: Любовь, Анна и Елена. Жили они сначала в Адамово, потом переехали в Макаринино, куда все их три дочери вышли замуж. Жили они в достатке, потому что Егор Андриянович был прекрасным охотником-промысловиком, ходил на любого зверя. Дочь Любовь Егоровна вспоминала: «Бывало отец наловит соболей, по полу разложит и мех у них как река переливается». Много пушнины сдавал охотник в государственную контору «Заготживсырье». Был не раз участником Всесоюзной выставки. Во многих журналах и газетах писали об Егоре Андрияновиче. Вот выдержка из статьи Сорокина Ф.: «Охота на медведя требует смелости и силы. Его промышляют самые опытные охотники. Жителям прибайкальской тайги хорошо известно имя знаменитого медвежатника Егора Андрияновича Шелковникова, который уже добыл много десятков медведей.
- Счастливый, видать, ты, Егор Андрианович, - сказал кто-то шутя знаменитому медвежатнику. - Говорят, сорок седьмой медведь обязательно задирает охотника, а ты еще цел.
- Неумелого охотника и первый медведь задерет, - ответил также шуткой Егор Андрианович.» (6)
Искусный охотник Егор Андриянович лично сам повлиял на сохранение Баргузинского соболя. Он обладал мастерством ловли живого соболя, что умеет не каждый, даже опытный, охотник. Живых соболей Егор Андриянович перевозил на другие территории страны для его размножения.
Много писали о Шелковникове Егоре Андрияновиче в газетах и журналах, и даже в книгах. В своей художественно-документальной повести «Двенадцать моих драгоценностей» Народный писатель Бурятской АССР Бальбуров Африкан Андреевич писал так о Егоре Андрияновиче: «В трудные послевоенные годы я был знаком со знаменитым баргузинским охотником Егором Андриановичем Шелковниковым. О, это был интересный человек! Говорили старые охотники про него, что он удачливый, даже чересчур удачливый. Говорили с немалой долей хорошей зависти к его успехам. Чего только он не делал, судя по этим рассказам, за свою многотрудную жизнь! Но главным делом у него было отлавливать живых соболей и сдавать их целыми и невредимыми для отправки в другие края для переселения и акклиматизации. Много зверьков поймал Егор Андриянович, много их отправлено на Алтай, на Дальний Восток, на север России, в Зауралье — все это не считая того, что соболь баргузинский отправлялся, конечно, в первую очередь в другие районы Бурятии.»
В своей книге «Баргузин-край, где мы живем…» Николай Угрюмов пишет: «Благодарность Верховного Главнокомандующего получил и знаменитый баргузинский соболятник Егор Шелковников, отловивший в тайге десять соболей. В первые тяжелые зимы войны их вынуждены были продавать живыми. Цена одного баргузинского черного соболя равнялась стоимости танка.»
В тяжелый 1941 год не хватало оружия, боеприпасов и необходимы были танки. В 1944 году на Нью-Йоркской пушной бирже цена за головку баргузинского соболя доходила до 2 тыс. долларов. Для сравнения: советский танк Т-34 в пересчете на американские деньги стоил тогда 36 тысяч.
В роковой 1941 год Егор Андриянович обязался сдать пушнины на сумму не менее 5 тысяч рублей, сдал же ее на 28 тысяч и перевыполнил план на 500 с лишним процентов. Он был уже дважды участником Всесоюзной выставки, куда приглашались только особо отличившиеся передовики производства. А, вообще, Егор Андрианович сдал в фонд обороны 146 соболей и, в том числе, 20 живых. Вместе со сдачей высокоценного соболя, охотник сдавал и другую пушнину – ондатры, белок, волков, нерпы и других. За столь неоценимую помощь стране Егор Андриянович был награжден стеклянной грамотой с высеченными на ней золотыми буквами «За особые заслуги перед Отечеством» за подписью Сталина, берданкой с гравировкой Сталина и сам Иосиф Виссарионович подарил ему кожаный плащ.
Шелковников Владимир Николаевич родился 22 декабря 1945 года в с.Сахули Баргузинского района. Родители его, после возвращения отца Николая Федоровича с войны, спускались с приисков в Баргузинскую долину. В послевоенные годы большая семья Шелковниковых, состоящая из девяти детей, переезжает из села в село в поисках работы, чтобы спастись от голода. По пути и родился будущий художник. Семья Шелковниковых переехала в с.Могойто Курумканского района, где они жили в землянке, сеяли хлеб, выживали как могли. В 1953 году, в связи с открытием леспромхоза, переехали в с. Гусиха Баргузинского района. Владимир Николаевич часто ездил к бабушке Акулине Петровне Шелковниковой (в девичестве Скосырской) в гости, которая жила в село Адамово. Бабушка и мама видели способности Владимира, которых он сам в себе не замечал. По словам Владимира Николаевича: «Никаким особенным талантом я на тот момент не обладал, рисовал хорошо, но не могу сказать, что лучше других детей. Иногда видел образы и воображение рисовало картины. Моё первое произведение – это рисунок углем на бабушкиной печке, образы пришли, и я не мог удержаться. Бабушка меня не ругала, а, наоборот, поддержала в моем рвении творить. Может, благодаря этой поддержке со стороны мамы и бабушки, я продолжал увлекаться искусством». О своей матери Харитинье Ивановне художник ласково говорит: «Друг она мой – последнюю тряпицу на холст мне отдавала». Он рассказал в интервью о том, как мама отдала ему последнюю клеенку со стола для того, чтобы он мог рисовать, так как не было холста. На последние деньги выписала краски, получив которые, радости художника не было предела. Слово «талант», согласно Малому академическому словарю, означает «Выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности. Любая способность может превратиться в дарование, а дарование в талант, если их вовремя заметить, направить и поддержать.». Мама и бабушка Владимира Николаевича сыграли основную роль в формировании таланта мастера. Примерно с 10 лет стал проявляться природный талант мальчика, он стал рисовать, увлекся музыкой, писал стихи, играл в футбол и руководил художественной самодеятельностью в школе.
В одном интервью Владимир Николаевич сказал: «В подростковом возрасте я понял, что моё предназначение быть художником. На развитие художественного взгляда повлияли красота байкальского края, близкие люди, с детства любил наблюдать за природой, животными, растительным миром, а также за людьми, меня окружающими».
После окончания Гусихинской средней школы Владимир Николаевич работал на Машзаводе в Улан-Удэ, а вечерами ходил в студию Дворца Культуры ЛВРЗ к народному художнику Бурятии, герою Советского Союза Георгию Николаевичу Москалёву. Затем он поступил на 1 курс Народного университета им. Крупской, но служба в армии и семейные обстоятельства не позволили получить специализированное образование.
Владимир Николаевич раскрыл свой талант в разных направлениях: графика, живопись, скульптура, зодчество, создание мебели.
Большинство работ Владимира Шелковникова посвящены темам Сибири, Байкалу, его растительному и животному миру, людям, живущим в этом богатом и суровом краю.
Все произведения Владимира Николаевича можно посмотреть в музее-усадьбе художника в с. Адамово в Баргузинском районе. Работы Владимира Николаевича не раз получали высокую оценку. Заголовки статей о творчестве мастера часто включают слово «красота». Его произведения по достоинству оценивали на больших конкурсах в России и за рубежом.
Заключение
Для человека очень важно иметь интерес к изучению истории и культуры своей родины, стремиться познать её настоящее и приложить усилия для процветания её в будущем. Необходимо осознать уникальность места, где ты родился, и понять, что особенной и неповторимой малую родину делают люди, которые в ней живут. Я еще не выбрала себе профессию и не нашла свое призвание, но я хочу чтобы в будущем не забывали про историю нашего села, чтобы ее передавали из поколения в поколение.
Наша работа по изучению истории села Адамово не завершена, она требует продолжения.
Список литературы.
Материал, собранный в село Адамово.
Электронные ресурсы

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Загадка Бабы-Яги

Никто меня не любит

Рисуем лыжника

Браво, Феликс!