Витраж – является древним декоративно-прикладным искусством. Фигурным цветным стеклом украшались стены, оконные проёмы, своды церквей, храмов и готических соборов. Живописные картины из разноцветного стекла находят в Византии, Германии, Англии, России и других странах. Все они относятся к разной исторической эпохе, начиная с I-века нашей эры. Нас заинтересовала история возникновения и развития этого древнейшего вида искусства. Мы захотели больше узнать о видах витражного искусства и технологии его изготовления. Ведь человек всегда стремился внести красоту в свое жилище. И нам задумалось сделать витраж своими руками.
Мы думаем, что витраж очень актуален и в повседневной жизни. Им можно украсить различные здания детского творчества (Дворец спорта, библиотека, музыкальная школа, бассейн и т.д.). Так же витраж будет уместен детских садах, школах и даже в детской поликлинике. Ведь в суматохе дня должно быть что-то привлекательное, забавное, веселое. То, что будет поднимать настроение окружающим.
Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА №3 МИР ВИТРАЖА Авторы: Матирко Яна, Шафрановская Анна, Кифер Ангелина Научный руководитель проекта: Шаньшерова Марина Михайловна «Общеобразовательная средняя (полная) школа №3 г. Белоярский» учитель ИЗО, черчения Белоярский ХМАО-Югра 2013Слайд 2
Витражное искусство в Европе Витраж Аугсбургского собора, Германия Витраж Нотр-Дам, Франция Витраж Шартрского собора, Франция
Слайд 3
Витражное искусство в России «Знаменосец», Царское село «Ангел Молитвы», Павловск «Воскресение Христа», Исаакиевский собор
Слайд 4
Витражное искусство в России Витраж Дома братьев Елисеевых, С-Петербург Витраж Дома-Особняка С. П. Рябушинского , Москва
Слайд 5
Детские учреждения в Белоярском Дворец Спорта Детская поликлиника Школа искусств Дворец детского юношеского творчества Детский сад «Семицветик» Бассейн «Дельфин»
Слайд 6
Цель: создать эскизы витражей для детских учреждений, предложить архитектору города принять во внимание наши работы при оформлении городских объектов. Задачи: изучить литературу по теме, собрать информацию по проблеме; ознакомиться с основными технологиями изготовления витражей; изучить виды витражей; научиться рисовать по стеклу; провести опрос школьников «Актуальность витражного искусства» Предполагаемые результаты: создать эскизы витражей для детских учреждений. Предложить рассмотреть наши работы архитектору города Белоярского. Принять во внимание наш проект при проектировании детских объектов в городе Белоярский.
Слайд 7
Витражи, выполненные по классической технологии Свинцово-паечный витраж Мозаичный витраж Спечной витраж
Слайд 8
Витражи, выполненные по классической технологии Пескоструйный витраж Фацетный витраж
Слайд 9
Имитация витража Транспарант Плёночный витраж
Слайд 10
Имитация витража Витражная роспись по стеклу
Слайд 11
Витражная роспись по стеклу. Этапы выполнения Выполнение трафарета на бумаге.
Слайд 12
Витражная роспись по стеклу. Этапы выполнения Обводка контура рисунка по стеклу
Слайд 13
Витражная роспись по стеклу. Этапы выполнения Заполнение фрагментов цветом
Слайд 14
Витражная роспись по стеклу. Этапы выполнения Готовый витражный рисунок «Рыбка» «Собаки» «Маша» «Мышонок» «Жар-птица»
Слайд 15
Витражная роспись по стеклу Оформление работ в рамку
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Презентация «Мир витража»
Наиболее ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора. Главный собор Аугсбурга называется Mariendom — собор, в котором сохранились самые ранние цветные витражи в мире.
Во Франции первым собором, построенным в готическом стиле, был Нотр-Дам, большие витражные окна этого собора заполнены историческими и библейскими сюжетами.
Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр. Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.
В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В начале 19 века и в Западной Европе витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков французские, немецкие и швейцарские.
Также алтарный образ Воскресшего Спасителя Исаакиевского собора был заказан за границей — в Мюнхене, по эскизу Г. М. фон Хесса. Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия.
В конце 19 века в России наладилось производство витражей на Императорском крестьянском заводе. Эти работы представляли собой картины на стекле. Сохранились всего два витража Императорского завода: «Ангел молитвы» и «Святое семейство».
Мы думаем, что витраж очень актуален и в повседневной жизни. Им можно украсить различные здания детского творчества (Дворец спорта, библиотека, музыкальная школа, бассейн и т.д.). Так же витраж будет уместен в больницах, детских садах, школах. Ведь в суматохе дня должно быть что-то привлекательное, забавное, веселое. То, что будет поднимать настроение окружающим. Ведь витраж способен создать хорошее и нужное человеку настроение.
Именно поэтому это искусство так заинтересовало нас. И мы решили создать хорошее настроение своими руками - имитацию витража, которая также сохраняет всю красочность и декоративность этого вида искусства.
Задачи:
Предполагаемые результаты: создать эскизы витражей для детских учреждений. Предложить рассмотреть наши работы архитектору города Белоярского. Принять во внимание наш проект при проектировании детских объектов в городе Белоярский.
Нас заинтересовала история возникновения и развития этого древнейшего вида искусства. Мы захотели больше узнать о видах витражного искусства и технологии его изготовления. Ведь человек всегда стремился внести красоту в свое жилище.
Свинцово-паечный витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.
Мозаичный витраж - наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон.
Спечной витраж (фьюзинг) - витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).
Фацетный витраж - витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.
Имитация – это процесс подражания чему-либо или выполнение похожей работы из других, часто более простых материалов.
Плёночный витраж - на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).
Транспарант - просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись — это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).
С появлением витражных красок возможность попробовать свои силы в росписи по стеклу появилась практически у каждого. Для того, чтобы сделать такой рисунок не обязательно быть художником, и сама техника рисования не такая уж сложная. Нужно только не нарушать необходимую последовательность в работе и соблюдать аккуратность.
Выполняем эскиз (трафарет) на бумаге. Эскиз должен иметь замкнутый контур, чтобы цвета не перемешивались, и рисунок получился аккуратным. Выбираем сюжет и выполняем рисунок. Расписываем карандашом цвет в каждом отдельном контуре.
Стекло перед началом работы обезжириваем, протираем ацетоном или спиртом. Положим трафарет под стекло. Начинаем обводить рисунок контуром, не прикасаясь носиком к стеклу. Если где-то линия тонкая или прерывистая, наложим еще раз контур на эти места. Теперь нужно подождать определенное время. Длительность сушки контура 24 часа.
На основании созданных нами витражных эскизов и проведённого опроса школьников, мы убеждены, что витражное искусство очень актуально и в наше современное время. Витраж может активно применяться для украшения оконных проёмов, стен, застеклённых лоджий и, безусловно, украсит любое детское учреждение. Мы считаем, что комфортнее и веселей ребенок будет чувствовать себя в таком помещении.
Созданные нами эскизы витражей можно применить в городе Белоярский для детских учреждений. Поэтому мы вышли с предложением к архитектору нашего города оценить нашу работу и принять во внимание наш проект (его элементы) при проектировании объектов для детей, в том числе и школьных зданий.
Соленая снежинка
«Течет река Волга»
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Знакомимся с плотностью жидкостей