Творческо-информационная работа о русской тряпичной кукле.
Вложение | Размер |
---|---|
tryapichnaya_kukla_tekst.doc | 838.5 КБ |
Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
ФЕСТИВАЛЬ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
«ГАРМОНИЯ МИРОЗДАНИЯ»
«Русская тряпичная кукла»
Автор работы - Логинова Мария,
Руководитель – Залогина Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
г. Сергиев Посад
2011год.
ТИП ПРОЕКТА:
творческо-информационная работа о русской тряпичной кукле.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД:
Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный жизненный опыт.
История тряпичной куклы
Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла.
Самые первые куклы (еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Куклы отражают моду и культуру времен. Кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.
Куклы на Руси
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры быстро разделялись. Пока дети были маленькими, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую игрушку могла делать любая девочка. Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок ткани, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной, белой тряпицей лицо, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Полная, пышногрудая, белолицая, с косой и в яркой красивой одежде - все эти элементы народной женской красоты выделены в русской тряпичной кукле. Кукла соответствовала символу - прекрасному образу девичества.
Лицо вышивали или рисовали карандашом, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и вплетали в нее ленту. Красиво наряжали, надевали фартук и поясок поверх рубахи.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало - их берегли в корзине или в ларчиках, коробах. У каждой девицы был свой короб с кукламиКуклы переходили от одной сестры к другой, ведь крестьянские семьи были очень многочисленны, в семьях было по 11- 15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы.
Куклу преподносили молодоженам в качестве подарка. Кукол клали в приданое. Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством.
Брали на жатву и на посиделки. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы. Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны. Это в первую очередь христианские праздники Рождество, Пасха и др., а также традиционные сельскохозяйственные праздники (жатва). Куклы персонажи – Ангелочек, Неразлучники, Коляда, Масленица, Покосница.
В деревенской кукле предпочитали женский образ. Даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку. Только к ХIХ в. стали мастерить мужские игрушки.Будто в зеркале, отражались в этих детских играх бытовая и духовная жизнь деревни.
В куклы играли и в царских семьях. Уже в 16-17 веках куклы для знати можно было купить у профессиональных мастериц или в Потешном городском ряду и в лавках у иноземцев. Но все же и в царских дворцах шили рукодельные куклы, потому что рукоделие служило первым признаком хорошего воспитания. Одежда кукол знатных особ повторяла в подробностях те наряды, которые носили боярыни, знатные госпожи, придворные особы и даже сама царица.
У некоторых тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.
Обереговые куклы:
1. Куватка – символ родов появления на свет младенца. В древности существовал такой обряд «кувады», связанный с таинством рождения ребенка. Позже, они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, оберегая его от злых духов.
2. Ангелочек.. Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Очень проста в исполнении.
3. Лихоманки. Для защиты от трясовиц, злых лихорадок делали одноименных куколок.
4. День и ночь. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.
5. Параскева. Святая Параскева Пятница на Руси почиталась как женская заступница, покровительница рукодельниц. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу – Параскеву. На руки куклы девушки и женщины навешивали пояса, ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки, подушечку с иголками и т.д. У Параскевы могло быть от восьми до шестнадцати рук, в каждой — какая-нибудь хозяйственная утварь.
6. Вепсская. Делалась из старых вещей матери и сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась.
7. Колокольчик. Колокольчик - кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Обрядовые куклы:
1. Неразлучники. Обрядовая свадебная народная кукла. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде.
2. Мировое дерево соединяет три яруса мира. Корни - в нижнем мире. Ствол - в среднем, а ветви с плодами, цветами и птицами раскинулись вверху, в горнем ярусе. Основу куклы делают из просушенной березовой рогатины. Сначала делают куклу Невесту на левом сучке рогатины, а на втором сучке – куклу Жениха.
3. Масленица. Кукла «Масленица» – обязательный атрибут праздника Масленицы, так как она является символом злой и холодной Зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок.
4. Коляда. С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находÿтся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
5. Кострома. Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний.
6. Кукла Кукушечка. Древний обряд “похороны кукушки”. Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни.
7. Покосница. Эта кукла – образ женщины во время сенокоса.
8. Купавка. На праздник Ивана Купала делали куклу Купавку. Украшали Купавку яркими цветами и зеленой травой. Ее сплавляли по воде, тесемочки, привязанные к ее рукам, забирали все людские болезни и невзгоды.
9. Коза - непременный участник святочного рождественского обхода дворов, ряжения,
10. Зольная кукла. Это очень древняя кукла, хранительница домашнего очага. Единственная кукла, которая без головного убора, без волос. При кукле находился маленький кукленок.
11. «Козьма и Демьян». Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они же и покровители ремесел — «рукомесленники», особенно мастеров кузнечных дел (поэтому тряпичные куклы одеты в фартуки) и женского рукоделия. Обычно Кузьма и Демьян делаются на одной "общей" соединяющей их руке. В руку вставляется палочка для твердости, чтобы куклу можно было подвесить.
Игровые куклы:
1. Столбушки. Закрутка - это то же самое, что и столбушка. В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.
2. Малышок – голышек. Куколки дети – куколки малышок-голышок .
3. Барыня. Кукла Барыня относится к так называемым "свернутым" куклам, т. е. сделанным без шитья иголкой.
4. Кукла «на выхвалку». Шили куклы в основном во время великого поста, а после Пасхи гуляли по деревне и хвалились сделанными куклами. Отсюда пошло и название Куклы на выхвалку. На примере куколки «на Выхвалку» наглядно видно как девочка постепенно овладевала навыками рукоделия, делая куклу и ее наряд.
5. «Простоволосая». Кукла Простоволоска – первая кукла, из кукол «на Выхвалку», которую шила девочке сестра или она сама. Эта кукла – помогала увидеть женщине и девочке образ себя, Простоволоска – девочка 7 лет, до обряда заплетания косы. Волосы распущены, а одежда почти не шьется. Следующие куклы – с косой, нарядная и молодуха, постепенно усложняются, как по образу себя, так и шитье одежды.
6. «Кукла с косой» следующая кукла из кукол на выхвалку.
7. «Кукла нарядная» 4-я кукла «на выхвалку» – нарядная кукла – шилась, как экзамен мастерству. Этот экзамен был переходом из девочки в девушку.
8. Девка-Баба. Кукла Девка-баба (или Девки-бабы), кукла-перевёртыш. Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет беспечной и веселой (платочек на голове, наряд бабы потемнее чем у девки). Она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
Кроме того куклы делились по размеру на локтевые, ладонные, пальчиковые.
Типы изготовления куклы:
1. Основа куклы 2 прямоугольника («куватки», «пасха», «неразлучники», «Кузьма и Демьян»)
2. Куклы, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали (день и ночь, ангел, колокольчик, покосница, закрутка) иногда на эту основу крепится грудь (вепсская, капуста). К этому же типу можно отнести куклу «мировое дерево». «Мировое дерево» имеет в основе разветвленный сучок, но куклы делаются по этому же принципу.
3. Куклы столбушки основа, которых скатка из бересты, ткани, полешки.
4. Куклы в основе которых мешочек (зольная, зернушка, крупеничка)
Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы.
Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
Тряпичная кукла в старину играла большую роль:
- была участницей многих праздников и обрядов;
- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;
- была оберегом;
- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;
- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.
В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол.
В Орловской губернии делали тряпичную куклу небольшого размера, с ладошку высотой, из туго набитой прямоугольной подушечки с пришитыми к ней трубочками – ручками и ножками. Наряжали ее исключительно в клетчатые одежды: поневу, передник, платок.
В Смоленском уезде можно было встретить тряпичную куклу, голова и туловище которой были набиты песком или опилками.
В Нижегородской, Архангельской губерниях, в Приуралье делали более сложные тряпичные куклы. В них выдерживались пропорции фигур человека (с руками, ногами, а позже – лицом). Это были куклы-образы: парень, барыня, царица.
На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник отделки из бисера.
А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу, которая всегда богато украшена. И обязательно женский головной убор "сорока".
Кукла своими руками
Скалка.
Нам с вами потребуется: ножницы, иголка, нитки, цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы, которая называется "скалкой", маленькие пуговки, цветная тесьма, нитки "мулине" для косы, бисер или мелкие бусинки.
Сначала изготовим "скалку". Плотно скатаем кусок ненужной ткани и обошьем его белой тряпицей, можно для этой цели воспользоваться старым журналом, скатав его в трубку и тоже обшив белым материалом. Зрительно делим "скалку" на пять частей, одну часть занимает лицо, остальное - туловище.
Теперь сошьем для куклы сарафан. Возьмем лоскут прямоугольной формы шириной приблизительно 2,5 объема "скалки", стачаем его и украсим тесьмой. Затем верх сарафана наберем на двойную нитку, наденем на "скалку", затянем и завяжем узлом нитку. Сарафан готов. Сделаем к нему пышные рукава тоже из прямоугольных кусочков материи, стачав и собрав на нитку в двух местах: вверху и внизу. Рукава пришиваем в месте соединения сарафана и головы куклы.
Из ниток "мулине" сплетем косичку и прикрепим ее. Затем завяжем ленту вокруг головки куклы красивым бантом, а также подвяжем тесьмой сарафан. Наша кукла готова. Повесим ей на шею бусы. Посмотрите, какая получилась красавица!
Закрутка (Несшивная кукла)
Материалы, необходимые для работы:
- ткань для туловища (15*15, 18*18)
- белая ткань для головы и блузки (15*15, 18*18)
- куски тканей, тесьма, цветные нитки для оформления костюма; нитки х\б №20-40,
- иглы
- вата, ватин, синтепон
- клей ПВА, ножницы
Ход работы:
1. На ткань наложить ватин, отогнуть края наизнанку на 2 см, ткань закрутить. Свободный край бокового среза загнуть наизнанку, подклеить снизу. Рис. 1 (а)
2. На уровне линии шеи (1\5 высоты туловища) перевязать закрутку нитками, концы закрепить узлом (б).
3. Изготовление головы и рук: найти центр белого лоскута (в), накрыть верх закрутки, сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи (г). Подогнуть срез рукава, забрать лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перетянуть ниткой (д, е) затянуть оставшуюся ткань на линии талии (ж).
4. Изготовить волосы и косы, закрепить по центру головы.
5. Оформление куклы. От общего вида куклы зависит характер образа. Костюм можно украсить вышивкой, тесьмой, лентами.
Список литературы:
1. Дайн Г. и Дайн М. «Русская тряпичная кукла» - Культура и традиции, 2007,
2. Забелин И. Е. «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях» - М, 2001
3. Клиентов А. «Народные промыслы» – Белый город, М, 2003
4. Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитье» - М, 2000
5. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками» – Ярославль, 1997
Список использованных источников информации:
1. Википедия
2. Letopisi.Ru
Сорняки
Рисуем акварельное мороженое
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Свадьба в Малиновке
Отчего синичка развеселилась