В жизни каждого ленинградца- петербуржца есть две даты, которые возвращают его в трагические и героические дни истории страны и города: День Победы 9 Мая 1945 года и День Победы Ленинграда - 27 января 1944 года. Каждый год отдаляет нас от них. В эти дни в средствах массовой информации появляются официальные факты, очевиден всплеск интереса к событиям того времени у молодёжи, но живое слово становится всё менее доступно. Уходят живые свидетели тех событий, творцы той истории, а с ними не такие официальные, но очень правдивые и близкие сердцу факты. С ними уходит что-то неуловимое. Стремительная жизнь не оставляет часов, даже минут для семейных воспоминаний, а ведь им цены нет!
Время неумолимо стирает остроту переживаний горя тех дней и радости Победы и я замечаю, что кажущаяся отдалённость тех событий рождает в детских сердцах, безразличие и равнодушие. Как исправить противоречие: для старшего поколения День Победы – это праздник со слезами на глазах - боль, страдания, радость; для молодых – просто исторический факт, только праздник, выходной день? Надо попытаться перекинуть мостик между поколениями, связать знания и чувства, историю страны с историей каждой, отдельно взятой, семьи, найти то, что будет близко и дорого всем поколениям.
В отношении к войне и блокаде общество разделилось: есть те, кто помнит, изучает, сохраняет и передаёт историю следующим поколениям. Среди них много молодёжи - это радует: не прерывается связь поколений. Но есть и те, кто забыл или забывает, считая, что не надо ворошить прошлое. Как результат - самые смутные представления молодых петербуржцев о том героическом времени. События войны и блокады могут скоро стать предметом изучения только историков. Дети изучают историю. Даты и факты они узнают на уроках. Но мало «проходить» историю. Знания, не наполненные личным отношением, сопереживанием, не прожитые душой, – мертвы! Ребята должны понять, почему своей Родиной можно и нужно гордиться!
Время идёт, уходят живые свидетели истории, но ПАМЯТЬ уходить не должна! Мы потомки тех, кто погиб или выжил, но не отдал свою Родину! Мы потомки тех, кто жил и умирал в блокадном Ленинграде от голода и холода, но не пустил врага в родной город! А то, что стало потом, должно быть достойно того,что было.
Встречаясь со своими выпускниками разных лет, я понимаю, что всё в жизни было не зря - наши постановки и спектакли, репетиции до позднего вечера и споры до хрипоты: как это лучше сказать, спеть, танцевать; наши поездки по кольцу обороны, по памятным местам блокады, в музей обороны Ленинграда, возложения цветов на Пискарёвском мемориальном кладбище – мои ученики выросли патриотами! Немалая в этом заслуга нашей совместной работы, важное место в которой занимали патриотические спектакли. Их было много за последние годы: «Память», «Мы помним», «Ленинградский метроном» и др., которые посмотрели тысячи учащихся и ветеранов. Чтобы достичь результата, ребят надо было увлечь.
Вспоминаю первое собрание желающих участвовать в спектакле «Ленинградский метроном». Я рассказал идею спектакля, читал фрагменты сценария, включал музыку, которая должна была звучать, а потом предложил ребятам высказаться. Они бурно обсуждали сценарий, исторические события, с лёгкостью произносили слова «война», «блокада», «голод», «миллионы погибших». Я слушал и с ужасом понимал, что ни одно из этих страшных слов не затрагивает их душ. Больно было сознавать это. Тогда я рассказал о том, что к спектаклю имело косвенное отношение. Рассказал о своём деде, который чудом выжил в первую блокадную зиму, но умер от истощения, о втором своём деде, погибшем под Сталинградом. Рассказал о своём отце, который выпускной вечер отмечал под грохот орудий, не зная, что началась война, о его сверстниках, мальчишках 1923 года рождения, ушедших на фронт после выпускных вечеров, из которых домой в 1945 году вернулись, лишь трое из каждых ста! Рассказывал о 12-13летних подростках, по две смены работавших на заводах в блокадном Ленинграде, падавших без сил от холода и голода прямо у станков. Рассказал об учительнице нашей школы, которая родилась в концлагере Освенцим и предложил ребятам попытаться представить жизнь этого ребёнка. Я читал стихи К. Симонова, Р. Гамзатова, М. Румянцевой, Р.Рождественского, которые должны были звучать в спектакле - читал так, как читать мог сын фронтовика, душой прикоснувшегося к этой войне. По звенящей тишине, которая стояла в классе, я понимал: то, о чём говорил, доходит до ребячьих сердец. Когда я закончил читать, в классе стояла тишина. Было непонятно, кто сможет её прервать. Нарушил детский голос: «Владимир Ефимович, прочитайте, пожалуйста, ещё раз «Реквием» Р. Рождественского. - «Да, да, прочитайте!» - подхватили все. И я читал. Глядя в глаза ребят, я понял - у нас всё получится.
Следующие дни они приносили в школу фронтовые фотографии, личные вещи, даже письма своих родных. Приносили не только те, кто присутствовал на обсуждении, приносила вся школа. Так у нас появились первые декорации: полевая сумка, котелок, каска, найденная на Невском пятачке, вещи из блокады. Эти «живые» реликвии стали первым реквизитом. Все декорации ребята делали своими руками: землянку строили с таким старанием и тщательностью, будто им предстояло в ней жить. Каркас сделали из арматуры, которую привезли со стройки мои выпускники, а одна из выпускниц сшила знамя со словами «За нашу Советскую Родину!» Из кадров военной хроники ребята смонтировали видеовставки для спектакля, записали голос диктора Ю.Левитана, а среди старшеклассников нашли юношу, голос которого был удивительно похож на голос Левитана. Он участвовал в спектакле, за ним так и закрепилось имя – Левитан.
Работа, которую проделали дети, органично вписывалась в сценарий и существенно его дополняла. Они становились не просто участниками, а активными творцами спектакля. Я с удовольствием изменял сценарий по их предложениям: исключил фонограммы произведений, которые могли исполнить сами ребята. Так появилось «живое» исполнение «Ноктюрна» Шопена, «Пасторали» Баха, «Лунной сонаты» Бетховена. «Землянку» и «Вечер на рейде» пели под аккордеон шестиклассника. Вслушайтесь в слова, которые вписали в сценарий сами ребята: «…минута молчания – самая тихая минута праздника, самая грустная минута праздника, но самая гордая минута праздника!», «Им, не вернувшимся с войны, мы обязаны своей жизнью, с нами на века память о них и только от нас зависит, сможем ли мы сохранить эту память!»
За три дня до спектакля в очередной раз пришлось менять фонограмму: девочки принесли две записи: «Адажио» Р. Ловланда и саундтрек к фильму «Список Шиндлера» Д. Вильямса. Музыка так органично вписывалась в сценарий, что готовые фрагменты спектакля пришлось переделывать. Это потребовало от артистов больших усилий и дополнительных репетиций. У тех, кто не выступал на сцене, работы было не меньше: костюмы, свет, звук – всё, что сопровождает постановку любого спектакля было в их руках. Все: и те, кто был на сцене, и те, кто участвовал в подготовке, выразили своё личное отношение к войне и блокаде и с гордостью говорили:»Наш спектакль». Месяцы подготовки пролетели незаметно. Ребята уже понимали, что их прадеды не просто жили, воевали и умирали во время войны, они творили историю Родины, которой можно и нужно гордиться! Значит, они сами были причастны к этой истории, поскольку Родина у них общая.
Репетировать начинали одни дети, а завершали совсем другие. Если сначала между серьёзными словами своей роли они могли прыгать и веселиться, то после недели репетиций о таком отношении не могло быть и речи: ребята прониклись тем, что они что делают, а это главное. Свой эмоциональный настрой они смогли донести до ветеранов, сидящих в зале и своих одноклассников.
После спектакля одна из зрительниц - женщина, пережившая блокаду с первого до последнего дня, подошла и, низко поклонившись, сказала: «Миленький, спасибо тебе, какие хорошие у нас растут детки, теперь и умереть не страшно!» Я не сразу нашёл, что ответить, настолько был обескуражен её словами, но второклассница Настя не растерялась и сказала: «Бабушка, не умирайте, мы ещё спектакль сделаем, приходите!» Это был момент истины: вот ради чего стоит жить и не жалеть о часах, днях и месяцах тяжёлой, напряжённой работы! Другая зрительница под впечатлением от спектакля взялась за организацию его презентации в популярном магазине-клубе «Буквоед».
Я не учил ребят патриотизму. За месяцы репетиций никто ни разу не произнёс этого слова. Но увидев своих ребят на сцене, послушав, как они говорят, как выражают мои и свои мысли, я понял: слова «Родина», «Победа», «война», «блокада» звучат для них совсем иначе, чем три месяца назад.
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Спасибо тебе, дедушка!
Что есть на свете красота?
Рисуем белые грибы пастелью
Подарок