Проект направлен на исследование и поэтапное выполнение работ по благоустройству пришкольной территории.
Цель проекта: создание сквера «Солнечный» для здорового образа жизни и активного отдыха, как культурной и экологически благополучной среды.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и закреплении знаний о ландшафтном дизайне. Данный проект включает поэтапное выполнение исследования и работ по благоустройству пришкольной территории с сентября 2017 по сентябрь 2019 года, а также дальнейшую работу по уходу и благоустройству сквера.
Результатом реализации проекта станет сквер «Солнечный» как культурная экологически благополучная среда на пришкольной территории, озелененная и оснащенная уличными спортивными тренажерами, детской площадкой и другим оборудованием.
Это способствует формированию гражданской позиции и здорового образа жизни у жителей поселка за счет трудовой, культурной и спортивной деятельности.
СКВЕР «СОЛНЕЧНЫЙ»
как культурная среда, созданная на пришкольной территории
для формирования здорового образа жизни и активного отдыха
СУЛТАНОВА Алина Ильдаровна
9 класс
Россия, Тюменская область, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Октябрьский район, г.п. Приобье
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приобская средняя общеобразовательная школа»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. В настоящее время актуален вопрос по использованию земельных ресурсов в России. Благоустройство территории играет важную роль в культурной жизни общества, а участие в благоустройстве развивает активную жизненную позицию и привлекает внимание к экологическим проблемам. Грамотно спланированный сквер вдоль западной части забора МКОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа», оснащенный уличными спортивными тренажерами и другим необходимым оборудованием должен стать центром здорового образа жизни и экологической культуры в поселке Приобье. Вопросы приобщения приобчан всех возрастов к культурному преобразованию заброшенной территории, формирования здорового образа жизни посредством занятий спортом актуальности не теряют. Например, в рамках реализации проекта организована летняя трудовая занятость и профориентационная деятельность школьников, волонтерское движение в рамках Национального проекта «Образование» на 2018-2024 годы. Это позволит повысить социальную активность молодежи Приобья, снизить уровень преступности среди несовершеннолетних, приобщить их к труду, поддержать материально, заинтересовать в результатах своей деятельности. Изучая литературу и просматривая сайты Интернета, можно сделать вывод, что и тема ландшафтного дизайна территории актуальна в наше время.
Проблемы ландшафтного проектирования территории пришкольного сквера возникли из противоречия выбора для детей и взрослых: проводить досуг с мобильным телефоном, гулять по улицам, смотреть телевизор или поучаствовать в создании и использовании комфортной культурной среды для активного отдыха.
Сквер решено назвать «Солнечный» по результатам голосования обучающихся 7-9 классов, так как эти классы участвовали в исследовании по проекту на занятиях по ландшафтному дизайну образовательной области «Искусство».
Гипотеза: используя дизайнерскую идею и приёмы ландшафтного проектирования, можно оборудовать спортивную и игровую территорию для детей и взрослых силами жителей всех возрастов для формирования здорового образа жизни и организации комфортной культурной среды. Это способствует повышению социальной активности и экологической культуры населения.
Цель проекта: создание сквера «Солнечный» для здорового образа жизни и активного отдыха, как культурной и экологически благополучной среды.
Ресурсы для реализации проекта:
Возможные риски реализации проекта:
По проекту проводилась исследовательская работа: с сентября 2017 по март 2018 года (Приложение I)
Объект исследования по проекту: архитектурно-ландшафтная среда человека.
Предмет исследования: благоустройство сквера «Солнечный».
На защиту выносятся:
Проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОПРОСА
История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии. Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.), для него характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. При этом долгое время важную роль играла утилитарность садоводства (потребление фруктов и селекция фруктовых деревьев), позднее большее внимание получила декоративность цветов [1, с.144]. В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Есть итальянский стиль, французский, японский, китайский и другие, согласно рельефу и климату. Ландшафтный дизайн — понятие XX века, возник в первую очередь в густонаселённых и индустриально развитых странах: Великобритания, Германия, где массовая индустриализация и рост городов быстро привёли к давлению на окружающую среду [1, с.144]. В России все большую популярность при оформлении скверов и парков получает в наши дни естественный природный сад, распространенный когда-то в древней Руси. «Культурный ландшафт» в рамках отечественных географических исследований появился еще в начале XX века [2, с.152]. Каковы теоретические основы ландшафтного дизайна пришкольного сквера? Ответ на этот вопрос совпадает с целью проекта: создание сквера «Солнечный» для здорового образа жизни и активного отдыха, как культурной и экологически благополучной среды.
Ландшафт – это участок поверхности земли, в пределах которого все природные компоненты находятся во взаимосвязанном единстве [3]. Научное представление о ландшафте было сформировано только в начале XX века независимо друг от друга несколькими отечественными и немецкими географами: Г.Н. Высоцким, Г.Ф. Морозовым, Л.С. Бергом, А.А. Борзовым, Р.И. Аболиным, З. Пассарге, О. Шлютером [2, с.151]. При этом ландшафты, несмотря на многочисленные их классификации, до сих пор подразделяются в целом на естественные, созданные силами природы, и культурные, которые подверглись антропогенному влиянию в той или иной степени, обратимо или необратимо изменённые [2, с.151]. В отдельное направление в рамках культурологического подхода можно выделить идеи В.Л. Каганского. Согласно его работам, «культурный ландшафт – это земное пространство, жизненная среда достаточно большой (самосохраняющейся) группы людей, если это пространство одновременно цельно и дифференцировано, освоено утилитарно, семантически и символически» [2, с.154].
Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. В отличие от садоводства или огородничества, главная задача ландшафтного дизайна — создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизациоными формами и природой [3].
Ландшафтная архитектура – термин, который впервые появился более 100 лет назад в США, в связи с организацией там первых национальных парков.
Используемые стили ландшафтного дизайна (Приложение III) - регулярный (формальный) стиль, пейзажный (ландшафтный) стиль, сельский (кантри) стиль, природный (лесной) стиль, тематический стиль, китайский (японский) стиль, смешанный стиль. Регулярный (формальный, классический) стиль воплощает желание человека преобразовать хаос окружающего мира в более комфортную для него упорядоченность. Возник во Франции. Пейзажный (ландшафтный) стиль стал ответом на интенсивное развитие городов. Родиной этого стиля стала Англия. Китайский (японский) стиль представляет собой японский сад. Стиль кантри (сельский) зародился в Америке, поэтому можно сказать, что это стиль ковбоев. Стиль кантри - это сельский дом, сад и огород [4, с.83].
1.3. Уличные тренажеры в скверах
Здоровый образ жизни за последние несколько лет стал трендом в России. Уличные тренажеры на площадках не перестают набирать популярность. Даже пенсионеры и дети смогут подобрать для себя оптимальные тренажеры и заниматься спортом на свежем воздухе. Главное требование к уличным тренажерам – устойчивость к агрессивному влиянию солнечных лучей и мороза. Все уличные тренажеры делятся на две группы: кардио- и силовые [3].
Мало составить проект площадки под размещение уличных тренажёров, важно чтобы оборудование было качественно установлено. Любой элемент не должен падать и шататься во избежание причинения увечий. Место для размещения – важный фактор: поверхность основания не должна быть зыбучей или мягкой. Обязательно нужно учитывать безопасное расстояние и необходимость соответствия санитарным и экологическим нормам. Помимо экономии места в квартире и денег на приобретение фитнес-техники, уличные тренажёры эффективны для улучшения состояния физической формы человека. Занятия доступны всем и могут применяться для любого уровня сложности нагрузок [3].
ГЛАВА II. БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ СКВЕРА «СОЛНЕЧНЫЙ»
2.1. Проектирование сквера «Солнечный»
По толковому словарю С.И.Ожегова «Сквер – это небольшой общественный сад в городе» [5, с.271]. Существуют скверы нескольких типов: они могут быть открытыми и закрытыми. На открытых преобладают газоны и цветники. При проектировании сквера используем требования СНиП (Строительные нормы и правила) III-10-75 (2000 г.), изложенные в главе 10. Благоустройство территорий [6, с.11], (Приложение II). В данных требованиях оговариваются: условия проведения работ по благоустройству территорий, по подготовке таких территорий, подготовке ям для посадки стандартных саженцев и саженцев с комом; устройство газонов, норма высева семян, цветочной рассады, полива.
Предпроектная подготовка проводилась с учетом эколого-биологической и геолого-географической оценки и включала: описание ландшафта территории; анализ почвы (механический состав и качество грунта, кислотность, плодородность); гидрологическое обследование (выявление направления стока поверхностных вод, уровень заболоченности территории); определение освещенности участка; описание существующих коммуникаций (канализация, газ, электричество); определение лучших видовых точек.
Предпроектная подготовка в рамках нашей исследовательской работы с сентября 2017 по март 2018 года включала также предварительные собрания населения в поддержку проекта, выборочное анкетирование волонтерами обучающихся и других представителей местного сообщества с целью определения направлений благоустройства, а также оказания помощи при выполнении работ. Население городского поселения Приобье было широко оповещено о готовящемся проекте через соцсети и печатное периодическое издание «Наши новости. Приобье». Анкетирование школьников проводилось в 7-8-9 классах, так как обучающиеся знакомы с темой «Основы ландшафтного дизайна» в рамках школьной программы по искусству. В процессе анкетирования было опрошено 113 школьников. Не все опрошенные школьники поддержали идею благоустройства: 8 человек не нуждаются в дополнительной прогулочной территории, 16 человек считают, что им не интересна идея создания сквера. При этом 77 % анкетируемых обещали оказать посильную помощь (Приложение IV). Родители обучающихся в количестве 540 человек поддержали идею благоустройства. Члены трудового коллектива МКОУ «Приобская СОШ» в количестве 82 человека (100% присутствующих) также поддержали идею благоустройства сквера. Члены родительского комитета МКОУ «Приобская СОШ», как представители местного сообщества, также участвовали в анкетировании в количестве 98 человек (100%) и поддержали идею благоустройства пришкольной территории. Посильную помощь в благоустройстве желают оказать 83 опрашиваемых (85%) в виде следующих работ: посадка, прополка, засевание газона, отсыпка земли, уборка территории. Мы все увидели, что вместе мы – сила! И сделали вывод об оптимистичном восприятии жителями информации по благоустройству территории сквера.
Этап проектирования включает в себя создание планов, эскизов и макета ландшафтного дизайна участка (Приложение V, VI, VII). Проект выполняется на основании собранной информации об участке и предпочтений, на базе которых вырабатывается стилевая концепция ландшафтного дизайна [1, с. 47]. Первый шаг проектирования – это эскизное проектирование, которое определяет зонирование участка (Приложение VI).По разбивочному чертежу проводились ландшафтные работы для обозначения на местности конструкции пешеходных дорожек, детской площадки, расположения дорог. Необходимо было снести старые гаражи и постройки, отсыпать и выровнять заболоченный участок (Приложение VI). По дендрологическому плану высаживаются деревья-крупномеры по периметру участка с наружной стороны. Необходимо было спроектировать пейзажные композиции, а также дальнейшее расположение вновь высаживаемых деревьев и кустарников. Система освещения участка проектируется с учетом генерального плана освещения поселка. Посадочный план для озеленения проектировался (с указанием конкретного размещения цветников, деревьев и кустарников) зимой 2018 года. Суть идеи дизайнерского решения территории пришкольного сквера - гармоничное сочетание самых разных и необычных растений; при этом учитывая гармонизацию с окружающими элементами ландшафта – кустарниками и деревьями. Наиболее подходящим и востребованным оказался смешанный стиль ландшафтного дизайна.
2.2. Технология ландшафтного дизайна сквера «Солнечный»
Словарь С.И.Ожегова определяют технологию как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [5, с. 364]. По технологии благоустройства предполагается сооружать и засаживать газон; насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников; клумбу; малые архитектурные формы (МАФ) (Приложение VII). Клумба - это участок земли, используемый для выращивания растений. [7, с. 85]. Для расположения большего количества растений клумба должна иметь диаметр минимум 1,5-1,8 метров, причём высокие растения будут расположены посередине клумбы [8, с. 36]. (Приложение VIII- IX). Для того чтобы цветы украшали клумбу все теплое время года, предполагается использовать растения с разным периодом цветения, которые будут распускаться по очереди. В начале лета на клумбе зацветут двулетние (незабудка, маргаритка, фиалка) и многолетние растения (пион, ирис). На вторую половину лета приходится цветение петунии, календулы. Еще один фактор, который имеет значение при выборе растений для клумб и цветников, — их биологическая совместимость. Например, влаголюбивые растения лучше не высаживать с теми, которые лучше растут в сухой почве [8, с.40]. Территория до пешеходной дорожки засеяна английским газоном с мятликом луговым, овсяницей и райграсом, неприхотливыми и соответствующим данной почве.
К МАФ относят: светильники наружного освещения (или как их сейчас модно называть — ландшафтные светильники), садово-парковые сооружения, доски для объявлений, уличную мебель, урны [9, с.44]. На клумбе устанавливается светодиодная подсветка из двух медведей.
Территория будущего сквера (Приложение VI) расположена почти правильным прямоугольником строго по сторонам света, вытянута в длину с юга на север, вдоль дороги по улице Строителей. Место открытое, солнечное, но ветреное. Предполагается два пешеходных входа в сквер с южной и западной стороны. Рядом со вторым входом с южной стороны сооружена стоянка для автотранспорта. Территория сквера огорожена забором. У западного входа поставлена информационная доска. Пешеходные дорожки на территории сквера расположены крестообразно с севера на юг. В южной части сквера установлены уличные тренажеры (Приложение X). В северной части сквера смонтирована детская площадка.
На озеленяемой территории со стороны проезжей части, вдоль западной части забора с целью защиты от машинных газов высажены два ряда деревьев, потому что это место открытое и ветреное. Ряды состоят из деревьев-крупномеров – это чередующиеся березы, осины, сосны и ели. Ближе к забору планируется высадка кустарников: рябина, сирень, черемуха. Вдоль восточной части изгороди на территории сквера высаживаем сирень, а вдоль северной части, снаружи высаживаем деревья и высокие кустарники: ольха, рябина, облепиха (Приложение VIII). Высадку деревьев ежегодно осуществляют выпускные 9 и 11 классы, формируя «Аллею выпускников», начиная с 2019 года. На пешеходные дорожки уложена тротуарная плитка. Изгородь, уличные тренажеры и детская площадка предусмотрены заводского производства.
Мероприятия по охране окружающей среды на территории сквера осуществляются посредством: установки урн для мусора, организации специальной стоянки для автомашин, стендов с предупреждающими и запрещающими надписями. Кроме этого, в бесснежное время проводятся ежемесячные уборки территории силами обучающихся под руководством учителей в рамках субботников.
Финансирование проекта осуществляется из следующих источников: бюджетные средства поселения и Октябрьского района, спонсорские средства представителей местного предпринимательства, добровольные пожертвования жителей поселка.
Смета расходов по проекту предусматривала следующие основные статьи расходов, требующие крупных финансовых вложений: очистка территории, ощебенение, отсыпка грунта; приобретение уличных тренажеров, детской площадки, скамеек и другого оборудования; приобретение инструментов, песка, торфогрунта, удобрений, горшков для рассады, смесей газонных трав, семян и рассады однолетних и многолетних цветов, саженцев кустарников и деревьев; изготовление опор для растений, кормушек для птиц.
В рамках Конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования Октябрьского района, в соцсетях было проведено открытое голосование за проект. По результатам голосования населения, в мае 2018 года, проект стал победителем в Районном отборе проектов с заявленной суммой на софинансирование проекта 2 100 000 рублей. Из бюджета поселения Приобье также было выделено 500 000 рублей. Но общая сумма по смете, необходимая для реализации проекта составляет 3 737 597 рублей. И тогда часть строительных материалов (песок природный, щебень различной фракции) выделил ООО «Сергинский речной порт». А предоставление техники для перевозки грузов и строительного мусора осуществляется Управлением базы Югорского УМТСиК ООО «Газпром ТрансгазЮгорск». Освещение объекта проведено АО «ЮТЭК-Кода». Ограждение сквера установил индивидуальный предприниматель Леонид Владимирович Шишигин.
2.3. Реализация проекта
В мае 2018 и 2019 годов был проведен подбор кадров для работы в школьном молодёжном трудовом отряда «ВРаботе», подготовка территории на общешкольных субботниках. Результатами деятельности трудового отряда «ВРаботе» стали: очищенная прилегающая к скверу территория, отсыпанная грунтом и засеянная газонной травой территория сквера, облагороженная клумба с цветами.
Администрацией городского поселения Приобье были проведены тендеры на: приобретение ограждения сквера «Солнечный», устройство тротуара и стоянки для автомобилей, монтаж тренажеров и детской площадки. Силами МП «ЭГК» в конце июля 2018 года закончены подготовительные работы: убраны незаконные строения, произведена выкорчевка и обрезка кустарников. Бригадой Индивидуального предпринимателя Черепенко Сергея Васильевича в срок до 10 октября 2018 года на территории сквера «Солнечный» проводилась отсыпка территории щебнем, разметка дорожек и клумб, выкладывание дорожек тротуарной плиткой, асфальтирование стоянки для автомашин. Выполнен монтаж всего оборудования сквера в октябре 2018 года. В марте 2019 года проведено освещение в сквере (Приложение X). В зимний период 2018-2019 года уборка снега на территории сквера проводилась волонтерами школы и жителями поселения. С мая по август 2019 года проводилась отсыпка территории сквера землей, посев газонной травы, кустарников и деревьев, цветочных культур.
В перспективе содержание объекта предусматривается МП «ЭГК», волонтерами школы, а также ежегодно с июня по август бойцами школьного молодёжного трудового отряда «ВРаботе».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гипотеза строилась на предположении о том, что используя дизайнерскую идею и приёмы ландшафтного проектирования, можно оборудовать спортивную и игровую территорию для детей и взрослых силами жителей всех возрастов для формирования здорового образа жизни и организации комфортной культурной среды. Это способствует повышению социальной активности и экологической культуры населения. Гипотеза подтвердилась. Сквер «Солнечный» был оборудован и засажен растениями силами волонтеров всех возрастов. В создании комфортной среды сквера участвовали спонсоры-предприятия Приобья. На территории сквера летом 2019 года активно отдыхали взрослые и дети, соблюдая чистоту и порядок.
Новизна исследования по проекту заключается в накоплении теоретического и практического опыта по ландшафтному дизайну пришкольной территории в г.п. Приобье. Исследование по проекту и воплощение проекта в жизнь предполагает создание единой духовной среды на основе совместной деятельности обучающихся, родителей, педагогов по культурному преобразованию заброшенной территории, формирование ответственности за экологическое состояние окружающей среды, здорового образа жизни у населения, создание социального культурного объекта для проведения мероприятий и игр.
Результаты благоустройства сквера показали степень использования обучающимися приобретенных знаний в области биологии, химии, географии и технологии (Приложение X). Результатом реализации проекта стал сквер «Солнечный» как культурная экологически благополучная среда на пришкольной территории, что способствует формированию здорового образа жизни у жителей за счет трудовой, культурной и спортивной деятельности.
В перспективе по использованию сквера «Солнечный» предусматривается многофункциональное назначение: прогулки, физические тренировки, проведение мероприятий на территории сквера, подвижных игр и соревнований для младших школьников. Следует отметить, что если каждый человек вложит частицу своего труда в обустройство территории, он никогда не пройдет равнодушно против мусора, никогда не позволит себе сломать деревце и будет ухаживать за саженцами. А это и есть экологическая и эстетическая культура, осознанная и сформированная. В полной мере оценить результат проекта в ближайшее время пока невозможно – это долгий, кропотливый процесс, который оценят следующие поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доронина Н. В. Ландшафтный дизайн. М.: Фитон, 2006. — С.144 -158
2. Шишкина А.А. Культурный ландшафт: основные концепции / А.А. Шишкина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, – 2011. - № 1. – с. 151-157.
3. Интернет:
http://sportzakupka.ru/news/oborudovanie/ulichnye-trenazhery/
4. Воронова О.В. Сам себе ландшафтный дизайнер. – М.: Эксмо, 2008. – 184 с.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: «Азъ Ltd.», 1992. — 960 с.
6. СНиП III-10-75 (2000). – 41с.
7. Берни Д., Тугуд А. Идеальный сад: советы по планировке, посадке и уходу. - М.: Ниола - 21-й век. 2002. – 94 с.
8. Комзалова Т.Г. Цветы у дома. Однолетние красивоцветущие и декоративные растения. - Смоленск: Русич. – 2004. – 96 с.
9. Азарова О.В. Краткий курс лекций. Теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования. – Саратов: 2016. – 75 с.
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Сказки пластилинового ослика
Глупый мальчишка
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Ледяная внучка