• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Главные вкладки

  • Просмотр(активная вкладка)
  • Редактировать

Проект: Историческая диорама "Дорога Жизни"

Опубликовано Королева Татьяна Евгеньевна вкл 23.05.2025 - 13:29
Автор: 
Спирина Алиса и Лазарев Александр

Данный проект был представлен на муниципальный конкурс исторических диорам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_zhizni.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс, направленный на гражданско – патриотическое воспитание обучающихся.

Групповой проект с диорамой:

«Дорога жизни»

                                             

Выполнили: Спирина Алиса и Лазарев Александр,

обучающиеся 8 Б класса МБОУ СОШ №2.

Руководитель: Королева Татьяна Евгеньевна,

учитель истории и обществознания.

2025 год

          Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года с вероломного нападения фашистской Германии на нашу страну. Первоначально немецкое командование определило себе две главные цели – Москва и Ленинград. Захватив Ленинград, немцы должны были получить доступ к мощнейшей экономической базе СССР и закрепиться на Балтийском море.

          Блокадное кольцо сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года. Уже к 12 сентября продовольствия в городе осталось всего на месяц. К зиме Ленинград катастрофически нуждался в провианте и топливе. К ноябрю 1941 года дневная порция еды для рабочих состояла из куска хлеба весом всего 250 граммов, а для всех остальных была и того меньше — 125 граммов. Солдатам, которые сражались на передовой, полагался паек в 500 граммов. Но, чтобы поддерживать даже такие скудные нормы, окруженному фашистами городу требовалось не меньше тысячи тонн продовольствия в сутки. Советская армия смогла не потерять контроль над побережьем Ладожского озера. Оно и стало единственной связью города с Большой землей.

          Дорога от Большой земли до Ленинграда по застывшей глади озера растянулась на 30 километров. Ее заносило снегом в метели, а в оттепели лед таял, становясь предательски непрочным. Тогда трассу приходилось прокладывать заново. Часто путь обновляли не из-за капризов природы, а потому, что немцы специально скидывали на него бомбы. Только за первый месяц маршрут меняли четыре раза.

          Проектировщики высчитали, что машина с тонной груза сможет безопасно проехать по льду толщиной не меньше 20 сантиметров. Замеры, которые сделали 17 ноября 1941 года, показали, что на Ладоге он почти вдвое тоньше — 10 сантиметров. Но Ленинграду нужны были еда и топливо. Поэтому 20 ноября со стороны города к Большой земле двинулись 350 саней, запряженных конями. А 21 ноября Ленинграду доставили 60 тонн муки.

           На следующий день, 22 ноября, тем же маршрутом проехала первая колонна из 60 грузовиков. По большей части это были машины ГАЗ-АА с прикрепленными санями — «полуторки». Уже к декабрю грузовики ежедневно доставляли для Ленинграда по тысяче тонн груза.

          Это была не просто широкая колея на льду, а настоящая трасса с дорожными знаками и подледными опорами, ради ремонта которых водолазы то и дело погружались в ледяную воду. Вдоль Дороги жизни построили склады с провизией, пункты медицинской помощи и обогрева, мастерские и точки питания. Всего возвели 75 таких постов, они растянулись на всем пути следования грузовиков. На Ладожском озере работали 350 регулировщиков, которые направляли машины по наиболее безопасному пути. Небо над ледовой дорогой прикрывали летчики Ленинградского фронта: они совершили более шести тысяч боевых вылетов.

          Все это стало возможным ценой множества человеческих жизней. Машины постоянно проваливались под лед даже там, где он был относительно крепок. Например, только за одни сутки 29 ноября 1941 года потонули 52 автомобиля. Оказалось, это происходит не из-за толщины льда, а из-за того, что волны неспокойной Ладоги под ним совпадают со скоростью грузовиков, вызывая резонанс.

          Ленинград выстоял первую блокадную зиму только благодаря Дороге жизни: за это время в город доставили 360 тонн груза. Колонны грузовиков везли лекарства, топливо, боеприпасы. Но самой ценной и желанной была мука. Автомобили возвращались на Большую землю не пустыми — они эвакуировали горожан. За 250 дней, которые просуществовала Дорога жизни, вывезли свыше миллиона человек. Большую часть пассажиров составляли изможденные голодом дети. Из Ленинграда спасали и исторические ценности. По нему на большую землю также шло оружие и техника, которую даже в самые суровые блокадные месяцы продолжали выпускать в Ленинграде.

          По Дороге жизни проехали около 4000 грузовиков, каждый четвертый ушел под воду. Водители легендарных «полуторок» и «зисов» держали путь по хрупкому льду под артиллерийскими обстрелами и авианалетами фашистов. Поздней весной и ранней осенью, когда лед был особенно коварен, шоферам приходилось управлять машинами стоя. Они открывали дверь, вставали на подножку и рулили одной рукой. Так было больше шансов спастись, если грузовики шли ко дну. Немецкие авиаудары делали дорогу еще опаснее, и не только из-за прямых попаданий. Воронки от бомб быстро затягивались тонкой коркой льда, а снег превращал их в смертельные ловушки. Колонны грузовиков шли и по ночам. Было страшно, что в машину попадет немецкий снаряд, но все-таки водители включали фары. Ведь так у них был шанс хоть немного увеличить видимость и доставить ленинградцам жизненно необходимый груз.

          Первый сезон перевозок автомобили завершили только 24 апреля 1942 года. Весной лед, который за зиму достиг метровой толщины, начал таять, и грузовики почти всю дорогу ехали в воде. Иногда достигнуть берега не получалось, поверхность становилась слишком хрупкой. Тогда груз несли остаток пути на руках. Шоферы работали практически без отдыха. Они могли немного подремать, опустив голову на руль, только когда машину загружали новыми партиями провианта и топлива. Большинство из них сами были жителями Ленинграда и получали блокадный паек — пять галет в день на двоих человек.

Оборона города на Неве во многом выстояла также благодаря Дороге жизни. Только в навигацию 1942 года в Ленинград по Ладоге доставили 290 000 военнослужащих. Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни (в том числе водным транспортом) за весь период ее действия, составило свыше 1,5 миллионов тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1,5 миллионов человек.
В январе 1943 года советские войска отбили южное побережье озера, и сразу была проложена железнодорожная ветка и автодорога, получившие общее название «Дорога Победы». Положение города улучшилось, но Дорога Жизни продолжала действовать как хорошо отлаженный механизм до полного снятия блокады в 1944 году.

ПОДВИГ, СОВЕРШЕННЫЙ ЛЮДЬМИ ВО ВРЕМЯ БЛОКАДЫ, НЕЛЬЗЯ ЧЕМ-ЛИБО ИЗМЕРИТЬ. ЕГО НУЖНО ПОМНИТЬ ВСЕГДА И ЧТИТЬ ПАМЯТЬ ГЕРОЕВ.

Мы помним, мы гордимся!!!

Использованные источники

1. https://auto.ru/mag/article/8-faktov-o-doroge-zhizni-samoy-vazhnoy-i-odnoy-iz-samyh-strashnyh-trass-velikoy-otechestvennoy/

2. https://360.ru/tekst/obschestvo/doroga-zhizni-i-ee-geroi/

3. https://histrf.ru/read/articles/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada


  • Мне нравится 
Поделиться:

Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью

Цветение вишни в лунную ночь

Сила слова

В Китае испытали "автобус будущего"

Полярные сияния: о явлении с научной точки зрения