Эхо прошедшей войны… 65 лет прошло с того дня, как отгремела самая кровавая, беспощадная война. Но это слово звучит и поныне, оно в глазах дедушек и бабушек, в памяти тех, кто сражался на полях войны, видел смерть и страдания, кто жил в то страшное время. Ведь«…не бывает совсем не пострадавших от войны», -считает поэтесса Н.Стручкова. Великая Отечественная война. Те, кто пережил её, не могут избавиться от душевных ран, нанесённых войной, до сих пор кричат по ночам от страшных воспоминаний. А те, кто родился после войны, даже близкие люди, не всегда понимают, не всегда сочувствуют пережившим это страшное событие. Вот об этом рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления» (1986г.)
Вложение | Размер |
---|---|
Tvorcheskaya_rabota.docx | 277.81 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
Волжского района г. Саратова»
Как важно вовремя успеть…
(По рассказу Б.П. Екимова «Ночь исцеления»)
Творческая работа
Автор: Личук Александра, учащаяся 9 класса МОУ «СОШ № 8» Руководитель: Жукова Лариса Геннадьевна, учитель русского языка и литературы |
Саратов, 2010
Введение
А говорили всё проходит И позабудется в свой срок. Но боль войны живёт в народе И бродит, как в берёзе сок. А. Селезнёв |
Эхо прошедшей войны… 65 лет прошло с того дня, как отгремела самая кровавая, беспощадная война. Но это слово звучит и поныне, оно в глазах дедушек и бабушек, в памяти тех, кто сражался на полях войны, видел смерть и страдания, кто жил в то страшное время. Ведь «…не бывает совсем не пострадавших от войны», - считает поэтесса Н.Стручкова. Великая Отечественная война. Те, кто пережил её, не могут избавиться от душевных ран, нанесённых войной, до сих пор кричат по ночам от страшных воспоминаний. А те, кто родился после войны, даже близкие люди, не всегда понимают, не всегда сочувствуют пережившим это страшное событие. Вот об этом рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления» (1986г.). Борис Петрович Екимов в годы войны был совсем маленьким, но рассказы мамы и других очевидцев запали ему в душу, заставили взяться за перо. В своей работе я попыталась проанализировать не только содержание произведения, но и выяснить:
— какое место занимает данный рассказ в творчестве писателя;
— какие проблемы автор старается решить в ходе повествования;
Глава 1. Художественный мир писателя
Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе. |
Как прозаик дебютировал в 1965 году. Первая книга писателя — «Девушка в красном пальто» — появилась в издательстве «Современник» в 1974 году. Она стала «заявкой» на собственное место в литературе. Потом были другие книги: «У своих», «Офицерша», «Доехали благополучно», «Последняя хата», «Тёплый хлеб», « Ночь исцеления» и др. Имя его заняло прочное место в столичных журналах. Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края»[1]. Лейтмотив его произведений – реальные жизненные будни простого человека. Это близко и понятно многим, поэтому книги пользуются в России огромной популярностью.
Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд», так объясняет популярность произведений Бориса Петровича: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои - жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь - тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе…».[2] Б.П. Екимов считает, что литература занимается созиданием души, поэтому он и стал писателем. По его мнению, взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего. Как считает Борис Екимов, самое ценное в человеке – его душа.
В рассказе «Мальчик на велосипеде» один из героев, размышляя о смысле жизни, приходит к такому выводу: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное - лишнее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую»[3]. Один из рассказов Б. Екимова так и назван - «Живая душа», и в названии этом прочитывается несколько смыслов. «Живая душа» - любимое присловье бабы Мани, со смертью которой так трудно примириться восьмилетнему мальчику Алеше. Живая душа - это и брошенный на морозе, никому не нужный теленок. Его жизнь должна угаснуть, не начавшись: нет в колхозе условий для выращивания «неплановых» телят, от них всем одна лишь морока. Счастье, что маленький Алеша не успел постичь мудреную логику взрослых, он чувствует своим сердцем только одно: теленок не должен замерзнуть, погибнуть, потому что он уже никогда не оживет. «Мертвые не приходят. Их уже никогда не будет, вроде и не было»[4]. Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем не примечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль. Б.П. Екимов – лауреат различных профессиональных наград, в том числе Государственной премии РФ (1998г). В 2008 году Б.П. Екимов стал лауреатом литературной премии Александра Солженицына. Его назвали «новым деревенщиком» и «нравственником»[5]. Премия Александра Солженицына - одна из самых крупных и престижных наград России. Ее лауреатами были академики Владимир Топоров и Александр Панарин, прозаики Валентин Распутин, Евгений Носов, Константин Воробьев (посмертно), Алексей Варламов, поэтесса Инна Лиснянская, режиссер Владимир Бортко, артист Евгений Миронов и другие деятели искусства.
Сейчас готовится к изданию новая книга Бориса Екимова «Не надо плакать...». Очень характерное название. Не надо плакать, отчаиваться, надо доверять естественным законам жизни и любить свою страну, в каком бы состоянии она ни оказалась. От произведений Бориса Екимова остается чувство, что Россия жива, живет и будет жить вполне счастливо.
Глава 2.
О доброте мы забываем,
Отдавшись власти маеты…
Но забываем мы подчас А. Дементьев |
В рассказе Б.П. Акимова «Ночь исцеления» нет описаний сражений, сцен массовых подвигов, которые совершали люди в годы Великой Отечественной войны. Скорее, это произведение о жестоких послед ствиях войны. Действие происходит в семидесятые-восьмидесятые годы XX века. Столько лет прошло, как отгремели последние военные залпы, мир ликовал: победа. Но тяжелое время, горе, пережитое во время войны, не отпускает бабу Дуню, главную героиню рассказа «Ночь исцеления», оно крепко засело в ее памяти, в душе. Женщина, будучи матерью нескольких детей, потеряла карточки на хлеб, что означало голодную смерть. И через много лет, после того, как закончилась война, её не оставляют пережитые страдания. Ночи в слезах, словно наказание. Тревожный сон. Сон о том, как она потеряла хлебные карточки. «Карточки... Где карточки? В синем платочке... Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шурик! Таечка!»[6] — вот уже много лет кричит она во сне. Сны бабы Дуни возвращают читателя к событиям войны. Голод, болезни, потеря близких долгие годы не оставляют в покое стариков, заставляют не забывать те страшные годы. Эти сны дают нам возможность понять и то, что последствия войны могут причинять не только физическую боль, но также могут явиться причиной психологических страданий человека. В такое время обязательно рядом должен быть человек - опора, поддержка в трудную минуту. Теперь настал черед детей заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Но поражает, что взрослые дети бабы Дуни, которых она спасла от голодной смерти, сейчас отдалились от нее, они «свили гнезда в городе», «наезжали редко — хорошо, коль раз в год», «к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету». «И снова баба Дуня осталась одна». Ведет хозяйство одна, ей физически трудно. Но главное – она одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно, ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней. Ей так не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла в трудные военные и послевоенные годы. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи, оберегая детей. Даже на сборы желудей ходила одна. «Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли». «Все люди прожили горькое и забыли». А баба Дуня не забыла, проживая каждую ночь потерю карточек. Но дети не могут понять её кошмаров, они знают лишь одно средство: прикрикнуть, топнуть ногой. «Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь… С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня - и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало». Одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало». Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. Ведь боль женщины не физическая, а душевная. А душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением. Но дети нашли другой способ излечить мать: окрик «Молчать!», не понимая, что своим криком-приказом они лишь усиливали ее страх, горечь, душевную боль. Единственный свет в окошке — внук Гриша. Именно он и находит единственный способ исцеления.
Глава 3. Как важно вовремя успеть…
Как важно вовремя успеть И запоздалая вина А. Дементьев |
Дети для Екимова – это «живые души» (так говорит Солонич, герой одноименного рассказа), то есть чуткие существа, способные воспринимать жизнь адекватно, во всей полноте ее радостей и горестей, не принимая подчас жестоких по своей сути условностей, порожденных человеческим опытом. Ребенок – «живая душа» – у Екимова способен на настоящий подвиг и почти на чудо. Десятилетний Сережка («Мальчик на велосипеде»), оказавшийся в тяжелой житейской ситуации, выполняет обязанности родителей для своей сестренки и хозяина в большом крестьянском хозяйстве. Герой же рассказа «Ночь исцеления» подросток Гриша излечивает свою бабушку. Внука тянет к родным истокам, к родному человеку. «…в годы войдя, стал ездить чаще: на зимних каникулах, на октябрьские праздники да майские. Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами – словом, не скучал». С приездом внука баба Дуня преображалась: «…баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты… И живым духом веяло в доме». С Гришиным приездом она про хвори забывала. День летел в суете и заботах: было с кем поговорить, для кого готовить, о ком заботиться. Но тревожные сны не отпускают бабушку. Сначала то, чему Гриша стал свидетелем ночью, не слишком занимают его мысли: «Стало думаться об утре, о рыбалке…» На предупреждение бабушки отвечает: «Я ничего не слышу. Сплю мертвым сном». Когда бабушка переживает, что будила его ночью два раза, Гриша говорит: «В голову не бери. Высплюсь, какие мои годы…». Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представлял себе, что именно из прошлого тревожило ее, то после второго сна представление о том, что пережила бабушка, принимает конкретные очертания: «– А зачем тебе желуди? – Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели». Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность . Как помочь бабушке? «Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестанет. Мы пробовали», - советует мама Грише. Этот способ быстрый, лёгкий, простой, но жестокий, грубый, эгоистичный. Он подавляет психику бабушки («чувствовала себя виноватой», «горевала за обедом»), не исцеляет её, а помогает другим. Но мальчик не сумел воспользоваться проверенным его родителями средством. Сердце мальчика «облилось жалостью и болью», когда он увидел мучения бабушки, слезы на ее глазах. Она казалась слабой и одинокой, и он неожиданно для себя опустился на колени перед кроватью и стал убеждать мягко и ласково: «Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите. Все целые. Берите. Не надо плакать. Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать. И спите спокойно. Спите. Конечно, пустим переночевать. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ. Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью. Все сходится. Проходите. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите». Гриша не кричит, а внушает спокойно, ласково. Он как бы переносится в тревожный мир бабушки, вживается в образ. Он искренне любит и хочет освободить родного человека от тягостного душевного состояния. Путь, который избирает Гриша для исцеления, долгий трудный, но он успокаивает психику, избавляет бабушку от переживаний. И он будет действовать, избавлять любимого человека от мук еще не одну ночь. Но когда-нибудь наступит она, последняя ночь, когда баба Дуня полностью успокоится, исцелится. После этих ласковых и успокаивающих слов баба Дуня наконец - то спокойно заснула. «Гриша лёг в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе... Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление...». Почему он принимает решение не говорить? Возможно, он понял, что она, узнав обман, не сможет поправиться. В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим: «Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Кого-то еще? Возможно, его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война. Часто повторяющееся слово «сердце» символизирует душевную боль, страдание, сочувствие, сострадание, любовь к людям, милосердие. В душе героя происходят перемены. Он изменился, стал чутким к чужому страданию. Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Он повзрослел. Милосердие, доброта Гриши сделали то, чего не смогли врачи и взрослые. Нам, людям XXI века, следует поучиться у этого мальчика душевной чуткости и доброте. Соучастие в страдании ближнего высвечивает то лучшее в душе Гриши, что ему присуще от природы и что противопоставляет его родителям, утратившим под воздействием суетного бытия остроту ощущения чужого горя. Высокое слово «исцеление» звучит лишь в самом финале, соединяя в себе и надежду на избавление старой женщины от одиночества, и веру в торжество доброго начала в детской душе как залог победы добра над злом: «И придет исцеление».
Заключение
Как важно вовремя успеть А. Дементьев |
В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Б.П. Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Этот рассказ помог мне осознать, что главное в отношениях с близкими людьми — это доброта, ласка, чуткость и понимание. Я уверена, что мы, сегодняшние подростки, еще очень много можем сделать для исцеления наших бабушек и дедушек, перенесших невзгоды, тяготы жизни, ужас войны. Надо только учиться слушать их, понимать и сострадать, как понимал и сердечно переживал герой Бориса Екимова Гриша.
Литература
[1] Сергей Новицкий, «Борис Екимов: «Патриотизм - это когда у тебя чистый двор и улица» («АиФ Нижнее Поволжье», № 5 (662) от 31.01.2007)
[2] Шеваров Дмитрий, «Любовь и капля молока» («Труд» № 29 за 20.02.2007)
[3] Борис Екимов, Пастушья звезда: Сборник. — М.: Художественная литература. 1989.
[5] Шеваров Дмитрий, «Любовь и капля молока» («Труд» № 29 за 20.02.2007)
[6] Борис Екимов, Ночь исцеления: Рассказы, повести – М.: Современник. 1986.
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Без сердца что поймём?
Калитка в сад
Есть ли лёд на других планетах?