"В.В. Высоцкий- кто он: Непризнанный поэт ?Певец? Актер?»
Цель работы:
1.Поиск ответа на вопрос:Кто же В.Высоцкий-певец,артист,поэт?
2.Раскрыть темы творчества В.Высоцкого в стихах и песнях:
а)Высоцкий и война
б)Спортивная тематика.
в) "Лучше гор могут быть только горы"
г) Песни-роли.
3.В Высоцкий артист.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_v._vysockiy.doc | 115 КБ |
Министерство образования Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Дергачи»
«Владимир Семенович Высоцкий- кто он: Непризнанный поэт ?Певец? Актер?»
Работу выполнила: Самойлова Наталья
ученица 9 класса
МКОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»
Возраст: 15 лет.
Контактный телефон: 89603405445.
Научный руководитель:
Самойлова Светлана Александровна,
Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»
Саратовской области.
Дергачи 2015
Оглавление
I. Вступление | Стр.3 |
II. Главная часть А). Высоцкий – поэт, певец Темы творчества Высоцкого в стихах и песнях: | |
1. Высоцкий и война | Стр.7 |
2. Спортивная тематика | Стр.9 |
3. «Лучше гор могут быть только горы» | Стр.13 |
4. Несерьёзно о серьёзном | Стр.16 |
5. Песни-роли | Стр.18 |
В). Высоцкий – артист | Стр.21 |
III. Заключение | Стр.24 |
В нашей стране в ХХ веке родилась великая поэзия. Мы владеем огромным поэтическим богатством. К сожалению, в истории поэзии много не только прекрасных страниц, но и страниц трагических.
В начале века стоит могучий человек. Родоначальник многих направлений – Александр Блок. Он умер сорока двух лет – запомните эту цифру.
Вообще, наши поэты, как правило, почему-то долго не живут. И судьба у многих складывается горестно, скорбно.
Сергей Есенин. Судьба трагическая, закончившаяся самоубийством. И после этого на нём долго висело какое-то проклятье, мол, сомнительный поэт, «не наш» человек. Долгие годы его не печатали, а сейчас он наша национальная гордость.
Если мы вспомним судьбу Маяковского, то она тоже была труднейшей. И после рокового выстрела, который оборвал жизнь поэта в 1930 году, Маяковский был предан забвению. Его стихи не публиковались. И лишь после письма Лили Брик Сталину с просьбой вернуть поэта народу, после того как Сталин наложил на этом письме резолюцию, что Маяковский «был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», только после этого Маяковского стали издавать, вернули в школьные программы.
Чудовищная участь постигла Марину Цветаеву. Она задыхалась в эмиграции. Вернулась на Родину. И здесь арестовали мужа и дочь. Она не выдержала этих испытаний и покончила самоубийством в эвакуации в Елабуге.
Вспомним Анну Ахматову, чья лирика одна из главных драгоценностей в ожерелье нашей поэзии. Ей удалось прожить большую и длинную жизнь. Но очень много лет она прозябала, забытая. Была заклеймена с очень высокой трибуны. И только в последние годы жизни ей были возвращены доброе имя, тиражи книг, всенародная любовь и признание.
Наши поэты шли трудной, трагической дорогой, но, может быть, именно поэтому рождались стихи, потрясающие сердца, иногда страшные, но всегда человечные, блистательные.
Я считаю, что Владимира Высоцкого тоже можно причислить к вершинам русской поэзии ХХ века. Он является не только новатором, не только своеобразным поэтом. Его творчество – энциклопедия жизни нашего общества. Судьба Высоцкого тоже была совсем не сладкая. Он был необычен, слишком резок, слишком правдив. Он говорил о том, о чём было не принято говорить в те времена. И это отпугивало многих.
Союз писателей делал вид, что такого поэта не существует. При жизни было напечатано только одно стихотворение – в сборнике «День поэзии», да и то после трудов, хлопот, пробиваний, унизительных просьб.
Многие люди не смогли бы выдержать такую цепь унижений, страданий, неприятий, которые испытал он! А Высоцкий при этом не озлобился, остался оптимистом, остался человеком, любящим свою страну.
Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, на мой взгляд, будет: олицетворенная совесть народа. Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, диски. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.
Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Он написал более 600 песен и стихов, сыграл более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях. Так кто же он - актер, поэт или композитор? Именно такую тему мы и хотим обсудить в своём реферате. Дело в том, что нам очень нравится авторская (бардовская) песня, а Высоцкий – один из наиболее ярких представителей этого литературного течения. Более того, когда я училась играть на гитаре, меня интересовало всё, что связано с песнями под гитару, аккордами... Я часто встречала в разных журналах и книгах стихи известных песен Владимира Высоцкого. А первая песня, которую подобрала самостоятельно, была – «Песня о друге».
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так…
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош, -
Парня в горы тяни – рискни! –
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой
Там поймёшь, кто такой. [1]
Вопросы дружбы, измены, предательства, мужества волнуют каждого человека. Слушая эту песню, мысленно рисуешь себе картину всего того, о чём поётся в песне. Пытаешься представить себе людей, которые были, есть или будут в твоей жизни в те моменты, когда решается, чего стоит человек на самом деле. Друг он или враг, или просто так. Как поведут они себя в экстремальной ситуации, как поведёшь себя ты сам.
С тех пор его творчество меня очень заинтересовало. В своей работе я решила разобраться, кто на самом деле Владимир Высоцкий и что стоит в его творчестве на первом плане. Так кто же больше наш любимый Высоцкий: поэт, певец или актёр? Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: "Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез,- может быть, это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет".
А вообще стоит ли расчленять творчество Владимира Высоцкого? Иногда мне кажется, что Владимир Высоцкий прежде всего поэт и певец. Но здесь кроется некая несправедливость. А как же артист? Ведь Высоцкий – артист не менее значительный, чем поэт. Диапазон его артистических возможностей широк – от уже сыгранного Гамлета до неосуществлённых комических ролей на театральной сцене и в кино. Попробуем разобраться, кто же Высоцкий на самом деле?
Первое свое стихотворение «Татуировка»[2] он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были такие уличные и даже немного хулиганские.
Особое место в песенном репертуаре поэта занимают стихи и песни о войне. О военных песнях Высоцкого много написано, так как этот «раздел» его поэзии явился наиболее доступным для официального признания. Действительно, эти песни и патриотичны, и мужественны. И жива в них человеческая память. Но суть подхода поэта к теме была в том, что безымянный герой войны в песнях Высоцкого как бы размножился и разъединился на десятки реальных лиц, индивидуальных характеров. Драматических, часто – трагических, судеб. Каноны официально принятой «типизации» и «героизации» отступили перед убеждённостью художника в ценности каждой человеческой жизни. Он стремился заглянуть в лица тех, кто составлял армии и роты. И голос одного-единственного, нередко попавшего в ситуацию исключительную (смешную или страшную), оказался важным до чрезвычайности.
Мы не знаем, описал ли кто из прозаиков реальную трагическую историю евпаторийских десантников, но Высоцкий рассказал правду об этом обречённом на смерть героическом десанте в «Чёрных бушлатах»[3]. Ещё до конца не рассказано в литературе о том, что такое психология людей, попавших в штрафные батальоны, - Высоцкий, минуя известные пределы героической темы, приоткрыл тему ещё и с этой стороны, известной народу, но неведомой литературе.
Владимира Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: «Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая Победа, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером… Мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоевываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почетная задача – писать о людях, которые воевали».
Многие свои авторские концерты и выступления Высоцкий начинал такой песней:
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигает.[4]
Читая эти стихи, с трудом верится, что их написал человек, не участвовавший в войне. По мнению многих поэтов, военная тематика в стихах Высоцкого является вершиной его творчества.
Это не песни - ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни - ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи из ситуации тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда черна от пота, вверх
Скользит по пахоте пехота.[5]
Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне...
На концертах он часто пел песни о спорте. Не знаю, кто из поэтов еще, уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, - занимался просто так, - боксом, акробатикой, да и многими другими видами спорта. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера. Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, т.к. только в "Спортлото" их было 49. Однако он много работал и кое-что написал. У него есть "Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (а он очень не хотел)", или тоже шуточная песня-продолжение "Песня о сентиментальном боксере". Есть песня "Профессионалы", которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда наши стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому.
...Профессионалам,
отчаянным малым,
Игра-лотерея,- кому повезет.
Играют с партнером-
как бык с матадором,-
Хоть, кажется, принято наоборот.[6]
Эта песня стала самой любимой у хоккеистов. Иногда Владимир Высоцкий встречался со спортсменами перед их выездами на ответственные соревнования и они всегда просили спеть эту песню. Команда даже возила с собой магнитную пленку с ней - для того, чтобы поднять боевой дух перед игрой. А знаменитая "Утренняя гимнастика", такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики.
Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите - три, четыре!-
Бодрость духа, грация и пластика!
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока еще,-
гимнастика!
Если вы уже устали-
Сели-встали, сели-встали,-
Не страшны вам Арктика с Антарктикой!
Главный академик Иоффе
Доказал: коньяк и кофе
Вам заменит спорта профилактика. [7]
"Песенка про прыгуна в длину" посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. «У него несчастие: он все время переступает доску, от которой отталкиваются, - и у него рекорды не засчитываются».
Что случилось, почему кричат?
Почему мой тренер завопил?
Просто - восемь сорок результат,-
Правда, за черту переступил.
Ой, приходится до дна ее испить-
Чашу с ядом вместо кубка я беру.
Стоит только за черту переступить-
Превращаюсь в человека-кенгуру. [8]
"Песня о штангисте"- это не шуточная песня, она - "лирико- комедийная". Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире. Высоцкий сначала хотел написать комедийную песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:
Пытаются противники
Рекорды повторить,
Но я такой спортивненький,
Что - страшно говорить. [9]
Но затем передумал и песня получилась более серьезной:
... Не отмечен грацией мустанга,
Скован я, в движениях не скор.
Штанга, перегруженная штанга -
Вечный мой соперник и партнер.
Такую неподъемную громаду
Врагу не пожелаю своему-
Я подхожу к тяжелому снаряду
С тяжелым чувством: вдруг не подниму?!
Мы оба с ним как будто из металла,-
Но только он - действительно металл.
А я так долго шел до пьедестала,
Что вмятины в помосте протоптал.
В начале 70-х уже были популярны многосерийные телевизионные картины, и Высоцкий решил попробовать написать песню с продолжениями. Популярность шахмат тогда была очень велика, и люди следили за играми Спасского, Фишера. Многие мечтали с ними сыграть, а один знакомый сказал Владимиру, что ему приснился сон, где он играет с Фишером. Высоцкого натолкнуло это на определенную мысль, и он написал песню - "Честь шахматной короны" в две серии: первая-"Подготовка", а вторая - "Игра". Песня получилась полуфантастическая и шуточная.
... И в буфете, для других закрытом,
Повар успокоил: "Не робей!
Ты с таким прекрасным аппетитом
Враз проглотишь всех его коней![10]
Ход за мной - что делать?! Надо, Сева,-
Наугад, как ночью по тайге...
Помню - всех главнее королева:
Ходит взад-вперед и вправо-влево,-
Ну а кони вроде - буквой "Г".[11]
Но особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить песням из фильма "Вертикаль". Они довольно-таки серьезны. "Альпинизм- это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны,- они ни к чему хорошему не приведут", - эту фразу Владимир Высоцкий произнес в одном из интервью. Все знают, что Высоцкий писал песни, как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках фильма "Вертикаль". Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его.
..Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
Он много встречался там с умными, хорошими людьми, а люди в горах, надо сказать, ведут себя совершенно иначе, чем в обычной, городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою.
Здесь вам не равнина, здесь климат иной -
Идут лавины одна за одной.[12]
В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: "Меня пригласили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет "скорой помощи", которые могли бы тебя спасти или выручить".
В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала,-
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк -
И молимся, чтобы страховка не подвела.
Альпинизм - это очень рисковое дело. А Владимир Высоцкий любил рисковых людей, поэтому выступления и перед моряками, и перед летчиками он тоже отмечал особо. Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было не мало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях "Человек за бортом" и "Спасите наши души" он это отразил.
Был шторм - канаты рвали кожу с рук,
И якорная цепь визжала чертом,
Пел песню ветер грубую - и вдруг
Раздался голос: - Человек за бортом!
И сразу - Полный назад! Стоп машина!
На воду шлюпки, помочь-
Вытащить сукина сына
Или, там, сукину дочь!
Я пожалел, что обречен шагать
По суше,- значит, мне не ждать подмоги -
Никто меня не бросится спасать,
И не объявят шлюпочной тревоги.
А скажут: Полный вперед! Ветер в спину!
Будем в порту по часам.
Так ему, сукину сыну,
Пусть выбирается сам![13]
Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в кают-компаниях. Морские песни у В.Высоцкого - это особая категория душевных песен.
Только снова назад обращаются взоры-
Цепко держит земля, все и так и не так.
Почему слишком долго не сходятся створы,
Почему слишком часто моргает маяк?! [14]
Он был невероятно популярен. Достать билет на его выступление было намного труднее, чем "пробиться" летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу. Но если для нормальных людей Владимир Высоцкий был своим, был близким, необходимым и любимым актером, то для мещанствующих снобов он, прежде всего, был "молодым".
А он ненавидел мещан. И снобов - презирал. Любых. Недаром у него есть горькая и злая песня, которая заканчивается такими словами:
Не надо подходить к чужим столам
И отзываться, если окликают.
Однако когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, люди - просто люди, - он поворачивался всем корпусом и отзывался всем сердцем!
Вспомним, к примеру, его "сказочные песни". Те самые, которые он писал для "Алисы в стране чудес", для кинофильма "Иван-да-Марья" и просто - для себя.
Прохладным утром или в зной,
С друзьями или без,
Я всех отправиться за мной
Зову в страну чудес…[15]
Дети, обращаясь со взрослыми, моментально распознают, кто из взрослых с ними - на равных, а кто "прикидывается" ребенком. Так вот, сочиняя свои "детские сказочные песни", Владимир Высоцкий ребенком никогда не прикидывался. Он просто был им.
Послушайте все! Ого-го! Эге-гей!
Меня – попугая, пирата морей.
Родился я в тыща каком-то году
В бананно-лиановой чаще.
Мой папа был папапугай какаду,
Тогда ещё не говорящий.
(«Песня попугая») [16]
За хриплым напряженным голосом и жесткой манерой пения до поры до времени скрывалась восторженная и добрая ребячья душа, прятался человек, способный на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо, и создавать его...
Когда впервые услышишь эти песни, долго не проходит какое-то ощущение свежести, улыбки, доброты. И еще больше верится в истину: даже тогда, когда в начале сказки все "страшно, аж жуть!", - в конце ее все страхи обязательно исчезают, там непременно светит солнце и торжествует добро!
По этим сказкам видно, как радостно он работал над ними, буквально "купаясь" в теме! Так поют скоморохи на сказочной ярмарке. Такого раскованного и - одновременно - точного обращения со словом, непринужденного владения разговорными интонациями в стихах добиться очень трудно. А Высоцкий добивался.
Но он умел быть не только добрым. И не только покладистым.
Когда некоторые "весьма специфические" зарубежные доброхоты брали его "на излом", то Высоцкий, оставался самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою в обиду не давал никому.
Высоцкий был поэт остросатирический, он высмеивал бюрократов, чиновников, подхалимов и, в особенности, обывателей, пожирателей благополучия. У него было очень много злых и чрезвычайно острых песен об этом слое городского мещанства.
-Ой, Вань, гляди, какие клоуны!
Рот - хочь завязочки пришей…
Ой, до чего, Вань, размалёваны,
И голос – как у алкашей!
А тот похож – нет, правда, Вань, –
На шурина – такая ж пьянь.
Ну нет, ты глянь, нет-нет, ты глянь, -
Я – правду, Вань!..
(«Диалог у телевизора») [17]
Но что особенно странно, все эти люди, персонажи его сатиры, тоже его любили, как будто не понимали, что он над ними издевается. В этом есть какая-то загадочность, объяснить которую очень трудно.
У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и - более того - никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, или послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.
Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей - смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и - восторгались. Путали и - недоумевали. А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои - всегда неожиданные, разноплановые, злободневные - "песни-роли". И, в общем-то, это уже были не роли, а, скорее, - целые пьесы со своими неповторимыми характерами, не придуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.
Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось: - еще секунда - и рухнет поток, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо не сцене... Казалось: на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.
Зато его следующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.
Высоцкий пробовал себя в различных интонациях. Он искал для своих "пьес" все новые и новые краски, новые детали, и потому его песни имеют несколько вариантов, изменений, сокращений. И в этом - тоже он, Высоцкий, - его натура, его неудовлетворенность собой, его способ творчества.
Можно сказать, что дверь в "творческую лабораторию" Высоцкого была постоянно распахнута. Он был весь на виду. Со всеми удачами и неудачами, находками и приколами, сомнениями и убежденностью. Он написал много песен. И, конечно, не все они равные. Но это всегда - неровность дороги, ведущей к постижению истины, к открытию людей и, значит, - к открытию самого себя...
Песни и стихи Владимира Высоцкого ценил Евгений Евтушенко. Когда в большой эфир вышла песня «Охота на волков», он прислал Высоцкому с Севера, где находился у моряков, телеграмму: «Слушали твою песню двадцать раз подряд. Становлюсь перед тобой на колени».
С апреля 1964 года и до последних дней своей жизни Владимир Высоцкий работал в театре на Таганке. Здесь на протяжении шестнадцати лет формировалось его сценическое мастерство. В шестидесятые годы Театр на Таганке имел большую популярность не только у москвичей и в нашей стране, но и далеко за её пределами. Чтобы попасть на спектакли, люди стояли за билетами целыми ночами. На подмостках Театра на Таганке Высоцкий вместе с Аллой Демидовой, Валерием Золотухиным, Леонидом Филатовым, Николаем Губенко и другими актёрами играли героев, созданных Шекспиром, Пушкиным, Достоевским, Чеховым, Блоком, Есениным.
В этом театре в 1971 году состоялась премьера шекспировского «Гамлета». Роль Гамлета Высоцкий считал самой лучшей своей работой в театре. «Гамлет – это моя любимая роль, - говорил он на встречах со зрителями. – Я не играю принца Датского. В «Гамлете» я стараюсь показать современного человека, может быть самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелёгким». По мнению театральных критиков, Высоцкий был актёром чистейшей «таганской пробы».
Принято считать, что Высоцкий, как актёр, любил менять маски. Мотив жизненного «маскарада» действительно постоянен у него, хотя и не очень существенен. Действительно, Высоцкий-поэт почти постоянно находится в таком карнавальном кругу, - меняет личины, играет словами, нередко выступает в облике шута, то доброго, то злого.
Когда в есенинском «Пугачёве» он сыграл роль Хлопуши и одновременно выступил автором полушутовских мужицких напевов, трудно осознать, насколько важный узел его собственного творчества в этом спектакле был прочно, накрепко завязан. Как актёр он сыграл в «Пугачеве» роль трагическую, поразив помимо мощи темперамента ещё и виртуозным владением труднейшей вязью стиха. Но главное, он показал, насколько органичным для него является тот сугубо русский, национальный мир, в котором плаха соседствует с разбойничьей удалью, мятеж – с ярмаркой, психология российского лирика – с полуазиатской неукротимой и таинственной вольницей.
Для тебя я, Русь,
Эти сказы спел.
Потому что был
И правдив и смел.
Был мастак слагать
Эти притчины,
Не боясь ничьей
Зуботычины.
Это строки из есенинской «Песни о великом походе»[18]. Сейчас нам кажется, что они могли бы принадлежать и Высоцкому – и по смыслу, и по темпераменту, и по авторской позиции.
Судьба Высоцкого в кинематографе кажется более благополучной, чем литературная. И, действительно, он снялся в тридцати фильмах, ко многим кинолентам написал стихи и песни. Однако у айсберга видна только десятая часть, а девять десятых глыбы прячется под водой. Так и жизнь Высоцкого в киноискусстве была отнюдь не гладкой, не ровной, совсем не преуспевающей. Было множество обид. Оскорблений. Запрещений. Конечно, фильмы помогли огромному количеству людей увидеть человека, который сочинял полюбившиеся песни. Помогли оценить его актёрское дарование, они способствовали его популярности.
Кино-герои Высоцкого – это люди разных судеб, характеров, профессий. Радист Володя из фильма «Вертикаль», бригадир Маркин в фильме «На завтрашней улице», танкист Володя из фильма «Я родом из детства». Почти везде Высоцкий играл свой характер, какими бы разными ни были роли. В 1976 году он снялся в фильме режиссёра А. Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», где сыграл Ибрагима Ганнибала. Картина была весьма вольной интерпретацией «Арапа Петра Великого» - неоконченного романа А.С. Пушкина.
Большой кинематографический успех принесла ему роль капитана Жеглова в пятисерийном телефильме режиссёра С.Говорухина. Образ Глеба Жеглова – одна из самых сильных работ Владимира Высоцкого в кино. Однако шёл он к ней непросто. Режиссёр Станислав Говорухин вспоминает, что это не он пригласил актёра и своего друга на роль Жеглова, а тот предложил ему стать режиссёром фильма по роману братьев Вайнеров. Сам увлёкся этой темой и увлёк других. А в разгар съёмок стал вдруг просить, чтобы его отпустили, что он не может тратить время на эту картину (словно предчувствовал, что времени ему оставалось совсем немного). Однако Говорухин проявил настойчивость и именно ей мы обязаны появлению этого образа.
Так кем же он все-таки был - Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Неизвестно.
Известно только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается...
Думаем, можно сказать, что творчество Владимира Высоцкого – биография нашего времени. Конечно, биография – это нечто связанное, последовательное, а он в своих сюжетах и темах как будто разбросан. Но в огромном числе песен, пропетых в разные времена, Высоцкий затронул очень важные или, лучше сказать, очень больные моменты нашей истории. Он рассказал нам почти обо всём, чем жили мы, чем жил народ – при нём и до него. Пел о войне, о трудном послевоенном времени, когда он был мальчиком, но, как оказалось потом, всё хорошо почувствовал, понял… Пел о больших делах и стройках, о тяжёлых временах тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, спортсменах, альпинистах, моряках, пограничниках, солдатах, поэтах, шофёрах – о ком угодно, обо всём. Великая, фантастическая его популярность, возникшая так неожиданно, объяснима: Высоцкий вошёл в самую гущу народа, он был понятен многим, почти всем.
Я думаю, Высоцкий не смог бы стать столь популярным человеком, если бы не соединил в себе таланты большого поэта, большого артиста и большого певца. Но и это не всё, ещё очень важно, что он взял на себя смелость выражать самое насущное и никем не выражаемое: то истинное, чем народ на самом деле «болел», о чём действительно думал, что было предметом повседневных разговоров людей между собой.
Он начинал с того, что сочинял и пел для «своих», для людей, его окружавших, для тех, кого он лично знал и кто знал его. А «своими» оказались миллионы, песни разлетались стремительно и звучали в квартирах интеллектуалов, в рабочих и студенческих общежитиях. Их пела молодёжь, школьники.
По своему человеческому свойству и в творчестве своём он был истинно русским человеком. Он выражал нечто такое, чему в русском языке трудно подобрать нужное слово. Немцы называют это менталитет, приблизительно это переводится как склад ума, образ мышления, характер души. Так вот, менталитет русского народа Высоцкий выразил, как, пожалуй, никто другой, коснувшись при этом глубин, иногда уходящих очень далеко…. И ширина его охвата почти безгранична: от жизни учёных до криминальных слоёв. И всё это было спаяно вместе, и всё это была картина жизни современной ему России.
Высоцкий-человек – умер, Высоцкий-поэт продолжает свою жизнь. Его сегодня можно услышать в городских многоэтажных и сельских клубах, на огромных стройках и маленьких полярных станциях, в студенческих и рабочих общежитиях, в геологических партиях.
Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание по морям и океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош ...
Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленка и А. Иванченкова. И надо сказать, что здесь все было на высоте - и песня, и исполнение!..
Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, - есть неистощимая сила, непоказанная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память...
Когда-то он писал:
... Но кажется мне, не уйдем мы с гитарой
на заслуженный и нежный покой...
Правильно писал!
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года во время Московской олимпиады. К вечеру у дома на Малой Грузинской улице стояли тысячи москвичей и гостей столицы. В скорбной тишине они молча смотрели на портрет Высоцкого в чёрной траурной рамке. Через два дня гроб с телом поэта был установлен в Театре на Таганке. Москва прощалась с «Гамлетом ХХ века».
«Высоцкий был замечательным артистом, поэтом, певцом, - сказал о нём кинорежиссёр С. Говорухин. – Но главное – он был гражданином своей страны. Он выбрал трудный путь и до конца прошёл его достойно».
На его похоронах было так много людей, что даже те, кто, казалось бы, понимали тогда его значение, не ожидали такого. Конечно, Высоцкий снимался в кино, выступал на эстраде, был артистом Театра на Таганке, но ведь он не был в официальном почёте, о нём почти не писали, не говорили по радио… Оказалось, что Высоцкий не нуждается ни в каком официальном признании, прославлении, вернее, его талант не нуждался: талант всё сделал сам. Это безусловный урок. Если говорить об искусстве и судьбе в искусстве.
Могила Высоцкого круглый год усыпана живыми цветами. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки и книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты - труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету "Влад Высоцкий".
Присуждение Владимиру Семёновичу Высоцкому Государственной премии СССР (посмертно) в 1987 году за создание образа капитана Жеглова в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен – это ещё одно доказательство всенародного признания его неповторимого таланта, таланта, которого нельзя разделять на грани!
…Россия всегда любила своих истинных поэтов. На могилы Пушкина, Есенина, Пастернака приходят люди, кладут цветы, читают стихи. Теперь так всегда будет и с Владимиром Высоцким.
Так какие же выводы можно сделать из моей работы? Я думаю, что любому, кто прочитал её, станет ясно, что здесь я доказывала неразделимость трёх направлений искусства в личности одного человека – Владимира Высоцкого. Подбирая материал мне пришлось перелистать довольно много литературы, и хотелось бы отметить тот факт, что почти все книги о Высоцком рассказывают лишь об одной из сторон его творчества. Очень мало литературы, в которой бы сопоставлялись и анализировались все его качества. Благодаря моей работе, я сама взглянула на Высоцкого «по-другому», ведь до этого считала его просто хорошим исполнителем песен под гитару.
Литература
1. Абдулов В., автор-составитель. Я выбираю свободу//В. Высоцкий,
А.Галич, Б. Окуджава. – Кемеровское книжное издательство, 1991. – 367
2. Андреев Ю.А. Наша авторская история. Теория и современное
состояние самодеятельной песни. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 271 с.
3. Анелькин В., автор-составитель. «Люди идут по свету». Книга-концерт.
– М.: Физкультура и спорт.2009. – 393с.
4. Высоцкий В.С. Я, конечно, вернусь: Стихотворения, песни, проза. – М.:
Издательство Эксмо, 2009. – 512 с.
5. Высоцкая Н.М., Высоцкий Н.В. Владимир Высоцкий. Собрание
сочинений «Надежда-1», 2010. – 560с.
6. Владимир Высоцкий. Избранное. – М.: Советский писатель, 2009. –
510с.
7. «Наполним музыкой сердца» Песенник – М.: Советский композитор,
1989. 247 с.
8. «Четыре вечера с Владимиром Высоцким» По мотивам телевизионной
передачи – М.: Искусство, 2006. – 270 с.
9. С. Есенин. Избранное. – М.: Московский рабочий, 1963. – 528 с.
[1] [6] - стр.40
[2] [6] - стр. 6
[3] [4] – стр. 179
[4] [6] – стр.87
[5] [4] – стр.27
[6] [8] – стр. 213
[7] [6] – стр.100
[8] [4] – стр.130
[9] [4] – стр.154
[10] [6] – стр.176
[11] [6] – стр.177
[12] [8] – стр.98
[13] [6] – стр.115
[14] [8] – стр.219
[15] [6] – стр. 334;
[16] [6] – стр. 340.
[17] [8] – стр. 233
[18] [9] – стр. 303
Рисуем "Ночь в лесу"
Вода может клеить?
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Машенька - ветреные косы
Марши для детей в классической музыке